Не удалось извлечь искомое из базы (((

яко 1302 скрушает 1303 твердости удобно. Твердосерд 1304 бяше 1305 Савл, и гонитель. но скруши млатом Си 1306 Христос Спаситель. Жестоку выю Киприан имяше. но млатом 1307 Слова умягченны бяше. Идолов жрецы 1308 зело тверди быша. но мнози сему млату уступиша 1309 . Обаче, егда млат вся сокрушает, он наковално само 1310 укрепляет. Ты наковално оному не буди. но мягкотворимь по вся дни пребуди. 9 Псалмописатель, Духом исполненный, светилник зовет Глагол Божественный, И стрелам острым его подобил есть, ими же враги Господь победил есть. И вправду 1311 рече светилника быти. ибо без него душе вредно 1312 жити. Яко бо 1313 в нощи ногу претыкает. иже без свещи 1314 путь свой совершает. Тако без света Слова Божественна душа бывает зело соблазненна. И стрелам лепо Слово подобится. ибо. где оно во сердце вонзится. Яко же стрела, язву содевает, равне нескоро изъято 1315 бывает. Стрела телесну выю покоряет, а Слово душу Богови пленяет. Тем вселенная Христу подчиненна, а не железным мечем подбиенна. Разнствие токмо – стрела умерщвляет. Слово же мертву душу оживляет 10 Бог Слово Свое слово приравняет семени, еже севец засевает. Яко подобне нивы добротою. нам проявляет плодотворность Свою. И паки, яко в семени держится по силе корень, и плод что таится, Тако во Слове Божием есть вера по силе, купно и благая дела, Ибо от слуха вера ся раждает, вера же дела плодоприношает. А яко кроме семене не плодит нива пшеницы, подобне не родит Сердце без Слова делес божественных, небозаслужных 1316 , нам душеспасенных 11 Зерну горушну Слово Божественно от Христа Бога есть уподобленно, Яко в малости силу соблюдает зело велию и здраво бывает. Точне бо Слово мало посеянно растет велико и в действе избранно. Горушица 1317 же 1318 егда ся стирает, вящшую силу из себе пущает. Подобне Слово 1319 , аще умягчится 1320 ума зубами, силнее явится. 12 Павел апостол, сосуд всесвященный славы Божия, Духом умудренный. Божие Слово мечь остр нарицает. Златоустый же вину того дает: Яко же 1321 (рече) 1322 мечь остр сечет плоти,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Толедо (Collección de cánoñes. 1851. P. 441). Ильдефонс Толетский. 1610-1614 гг. Худож. Эль Греко. (Эскориал, Испания) Ильдефонс Толетский. 1610-1614 гг. Худож. Эль Греко. (Эскориал, Испания) В нач. XIV в. (между 1303 и 1309 - Salvador Miguel. 1982. P. 120) было составлено стихотворное Житие И. на кастильском языке, возможно основанное на несохранившемся латинском Житии. Автор стихотворного Жития, известный как Бенефициарий из Убеды, обычно отождествляется с архидиак. Гарсией Пересом, буд. епископом Хаэна (1301-1316). Восхваляя благочестие И. и его верное служение Богоматери, агиограф ввел в сочинение нек-рые актуальные церковно-политические моменты, в основном связанные с утверждением примата Толедской кафедры во время споров о юрисдикции с архиеп-ством Севилья в кон. XIII - нач. XIV в. Бенефициарий восхвалял Толедо, в частности капитул ц. св. Левкадии, «осовременивал» мн. реалии вестгот. эпохи: представлял И. как архидиакона еп. Евгения, Агалийский мон-рь (отождествленный им с ц. св. Левкадии) - как общину регулярных каноников. К Житию, составленному Бенефициарием, близко по содержанию прозаическое Житие И. на кастильском языке (Istoria de San Alifonso, Arçobispo de Toledo; изд.: Walsh. 1992. P. 135-144). В 1444 г. Альфонсо Мартинес де Толедо, известный как Архипресвитер из Талаверы († ок. 1470), составил прозаические Жития И. и Исидора Гиспальского на кастильском языке (ранее авторство Архипресвитера оспаривалось исследователями - см.: Ba ñ os, Ciceri. 2002. P. 174). Житие И. сохранилось в 3 рукописях XV-XVI вв., где оно сопровождается переводом на кастильский трактата «О приснодевстве...». Являясь членом кафедрального капитула Толедо, Архипресвитер подчеркивал роль И. как св. покровителя города, но также сделал акцент на аскетизме и безупречном церковном служении И., противопоставив святого церковным иерархам и духовенству своего времени. В XVI-XVII вв. в связи с Контрреформацией и борьбой Толедской кафедры за главенство в Испании почитание И. как служителя Богоматери и как покровителя Толедо приобрело актуальность.

http://pravenc.ru/text/389445.html

(см. Григоровича Путешествие по Турции стр. 28 fin.), то надлежит думать, что его восемь лет правления составлены из годов неполных и что он поставлен только в сем 1316 г. (а при счислении 8 лет взяты за целые года неизвестные последние месяцы 1316 г. и первые четыре с половиной месяца 1323 г. [В грамоте Милутина от 1318 г., напечатанной в описании сербской Хилендарской лавры архим. Леонида в Чтениях Общ. Ист. и Древн. 1867 г. кн. 4, стр. 42 sqq, Никодим называется игуменом хилендарским не как бывший в этом самом году, а как бывший прежде]. За сим, чтобы между 1286 и 1316 годами было место для всех трех остальных архиепископов, следует пронимать, что – Никодим, умерший 16 или 26 июля 1316 г., правил неполные 8 лет и был поставлен в последних месяцах 1309 г., – что Евстафий 2-й, умерший 16 августа 1309 г., правил не совсем полные 18 лет в поставлен после февраля в 1292 г., – что Иаков, поставленный в 1286 г. и правивший шесть лет, умер 3 Февраля 1292 года. 291 См. древнее перечисление епархий, существовавших при Св. Савве, сделанное на основании собственных хризовулов Саввы и его брата Стефана Первовенчанного, в Памятниках Шафарика стр. 34. Позднейшие сербские летописи утверждают, что Саввой было открыто не 8, а 12-ть епархий, но их показания не имеют никакого значения, и в число этих 12-ти епархий они включают такие, относительно которых положительно известно, что они открыты были или стали сербскими не при Савве, а после него. 292 В правление Стефана Душана или в половине XIV века в названных областях существовали: в восточной Македонии митрополии мельникская, филипинская, христопольская и серезская (с подчиненными епископиями) и архиепископия драмская; в Фессалии, южном Эпире и Акарнании – митрополии веррийская, ларисская, навпактская и иоаннинская или днинская (также с подчиненными епископиями, – Солунь ие была завоевана Душаном). 294 Cfr bышe в истории болгарской церкви, что говорено было о попытках константинопольских греков присоединить к константинопольскому престолу архиепископию ахридскую и патриархию пекскую, деланных в 1737 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН XXII (1244/45, Кагор (Каор), Юж. Франция - 4.12.1334, Авиньон, там же; до избрания папой - Жак Дюэз), папа Римский (с 7 авг. 1316) в период «Авиньонского пленения пап» . О родителях Дюэза ничего не известно; по мнению нек-рых исследователей, буд. папа происходил из семьи торговцев или ремесленников. Начальное образование получил в Кагоре, затем изучал право и богословие в Монпелье и в Париже, однако так и не получил университетского образования. В 1300 г. по рекомендации кор. Карла II Неаполитанского (1285-1309) был поставлен епископом г. Фрежюс. В 1308-1313 гг. занимал пост канцлера Неаполитанского королевства. В 1310 г. был назначен епископом Авиньона, в 1312 г. возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Виталия, в 1313 г.- кардинала-епископа Порто. Конклав, избравший Дюэза папой, был первым, организованным в соответствии с конституцией «Ne Romani» (1311) папы Римского Климента V . Сначала конклав заседал в г. Карпантра (Юж. Франция), где с 1309 г. располагалась папская резиденция. Из-за разногласий между итал. и провансальскими кардиналами, с одной стороны, и гасконскими - с другой, период вакации Папского престола затянулся более чем на 2 года. В это время участились народные волнения, а светские государи активно вмешивались в дела католич. Церкви в своих странах. После переезда конклава в более спокойный Лион в ходе долгих переговоров была найдена компромиссная фигура - кард. Ж. Дюэз (во многом из-за его преклонного возраста и слабого здоровья). При поддержке кор. Роберта Неаполитанского и гр. Пуатье Филиппа (буд. франц. кор. Филипп V) 7 авг. 1316 г. Дюэз был избран папой (интронизация состоялась 5 сент. того же года). Несмотря на данное И. во время конклава обещание вернуться в Рим (о нем упоминает герм. хронист Генрих из Диссенхофена - Fontes rerum Germanicarum. Geschichtsquellen Deutschlands/Hrsg. J. F. Böhmer. Stuttg., 1868. Bd. 4. S. 21), главной папской резиденцией при нем стал Авиньон (летней резиденцией папы время от времени служил Сорг).

http://pravenc.ru/text/469712.html

561), управлял в продолжение шести лет, следоват. до 1291–92 г. (3 февраля по всей вероятности 1292 г.). 8) Евстафий 2-й. Сидел на архиепископской кафедре в продолжение 18 лет, именно, как следует думать, с 1292 по 1309 г. (16 августа. Годы правления этого и следующих четырех архиепископов находим посредством вычисления, о котором см. ниже). 9) Савва 3-й. Был игуменом хилендарским (или только духовником братии в сем монастыре, – что из описательной речи Родослова ие ясно), потом епископом призренским. На архиепископской вафедре находился в продолжение восьми лет, с 1309 по 1316 г. (16 или 26 июля). 10) Никодим. Поставлен в архиепископы из игуменов Хилендарского монастыря (в Родосл. по изд. Данич. стр. 152 fin. и Гласн. XI, 191), сидел на кафедре в продолжение восьми лет, с 1316 по 1323 г. (12 мая). В начале своего правления посылал в Константинополь за Типиком Саввы иерусалимского, которого дотоле в Сербии не было, и в 1319 году перевел его на славянский язык и ввел в употребление в своем кафедральном монастыре (см. его запись к переводу в Гласн. XI, 189 sqq). 11) Даниил 2-й. Происходил из знатной боярской фамилии; бежав в весьма юных годах в монастырь, был потом игуменом хилендарским, епископом баньским и холмским; архиепископскую кафедру занимал в продолжение 14 лет и 3 месяцев, с 14 сентября 1323 по 9 декабря 1337 г. Радея о славе своего отечества, он написал «Жития и повести деяний» сербских кралей и архиепископов (те самые, которые с дополнениями продолжателей составляют так-называемый Родослов и которые будучи почти совсем голой панегиристической или хвалебной риторикой, в историческом отношении имеют ценность единственно за отсутствием источников лучших), и вообще, как говорит жизнеописатель, «книги многочисленные составлял и изобретал, прежде не бывшие николиже». Будучи отличным строителем и хозяином (о чем прямо замечается у жизнеописат.), он наилучшим во всех отношениях образом устроил и украсил свой архиепископский монастырь Печский. 12) Иоанникий 2-й. Этим Иоанникием, которого Стефан Душан поставил из своих логофетов или в самом конце 1337, или в начале 1338 г., оканчивается ряд архиепископов и начинается ряд патриархов 290 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Ранним примером изображения Деяний, также в связи с освящением престола, являются фрески в Петропавловском приделе собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.), где помимо фигур апостолов Петра и Павла, в алтарной зоне размещены сцены, иллюстрирующие пребывание ап. Петра в доме сотника Корнилия: прибытие апостола в дом сотника, крещение им дочери сотника и проповедь апостола. Сер. XII в. датируется фрагмент фрески с житийной сценой встречи апостолов Петра и Павла в кафоликоне мон-ря Ватопед на Афоне (сохр. фрагментарно - головы приникших друг к другу апостолов). Обращения к тематике житийных сюжетов апостолов встречаются и в 1-й пол. XIII в. и в поздневизант. период (1261-1453). Напр., в капелле св. Сильвестра, папы Римского, при ц. Санти-Куатро-Коронати в Риме (ок. сер. XIII в.) в цикле росписей, посвященных имп. Константину и свт. Сильвестру, показана сцена явления апостолов Петра и Павла во сне императору, заболевшему за гонения христиан проказой; еще раз апостолы представлены, будучи изображенными (оплечно) на иконе, к-рую свт. Сильвестр показывает имп. Константину. Редкая трактовка образов первоапостолов, как столпов Церкви, была предложена художниками, расписавшими ц. Спасителя Жичского мон-ря (ок. 1309-1316): ап. Петр воздевает над головой храм, а ап. Павел - Евангелие. В монументальной живописи этого времени, несмотря на единообразие иконографии, были созданы запоминающиеся изображения апостолов, размещенные в алтарном пространстве храмов,- они классически уравновешены, обладают безукоризненными объемно-пластическими формами (напр., в росписях ц. Богоматери Перивлепты в Охриде, 1294/95, и ц. св. Никиты в Чучере, до 1316, мастера Михаил Астрапа и Евтихий; ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, ок. 1320; в мозаиках мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321). В известных с XIII в. и получивших распространение в XIV в. настенных минологиях изображения апостолов Петра и Павла встречаются в годовом цикле под 29 июня - в день их кончины, и еще раз, ап. Петра, - под 16 янв. (празднование Поклонению веригам ап. Петра). Так, во фресках ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) в цикле на янв.- изображение ап. Петра в темнице и ангела, на июнь - распятие ап. Петра и усечение головы ап. Павлу; в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350) под 15 янв.- изведение ап. Петра ангелом из темницы, под 29 июня - мученическая кончина обоих апостолов; в ц. Св. Троицы монастыря Козия, Румыния (между 1390 и 1391), под 29 июня размещены ростовые фигуры первоапостолов.

http://pravenc.ru/text/2580452.html

Протоевангельские циклы имеются в росписях кафоликонов афонских монастырей: в Протате (нач. XIV в., мастер Панселин); в Хиландарском (1303); в Ватопедском (1312); на Балканах: в церквах Богородицы в с. Сушица близ Скопье, Македония (XIII в.), Спасителя в мон-ре Жича, Сербия (1309-1312), праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (1314, мастера Михаил и Евтихий). Вручение Марии пурпурной пряжи. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316-1321 гг. Вручение Марии пурпурной пряжи. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316-1321 гг. Один из наиболее полных протоевангельских циклов палеологовского времени представлен на мозаиках кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (ок. 1316-1321), украшенного по заказу вельможи Феодора Метохита. Детству и юности Девы Марии посвящены мозаики внутреннего нартекса. Композиции располагаются на сводах, арках, парусах и в люнетах стен. Цикл, состоящий из 18 композиций, начинается в сев. люнете (сюжет плохо сохранившейся композиции неизв.), переходит на паруса под куполом, в к-ром изображена Богоматерь Воплощение, окруженная пророками. На сев.-зап. парусе - сцена «Отвержение даров Иоакима и Анны», на парусах и арках изображены: «Моление Иоакима в пустыне», «Благовестие Анне», «Встреча у Золотых ворот», «Рождество Пресв. Богородицы» (в вост. люнете), «Первые семь шагов Марии», «Благословение Марии иереями» и «Ласкание Марии» (на сев. своде), «Введение во храм Пресв. Богородицы» со сценой питания Марии ангелом (на юж. своде), «Питание Марии ангелом», «Обучение Марии в храме», «Вручение Марии пурпура», «Моление Захарии о жезлах», «Вручение Марии Иосифу» («Обручение»), «Иосиф ведет Марию в свой дом», «Благовещение у колодца», «Сомнения Иосифа». Следующие сцены, также основанные на И. П., относятся к детству Христа, предваряющему евангельскую историю, и помещены в экзонартексе: «Сон Иосифа», «Путешествие в Вифлеем» и «Перепись в Вифлееме». Протоевангельские циклы в XIV в. становятся устойчивым элементом программы росписи в храмах не только во имя Пресв. Богородицы, но и иных посвящений. Сцены «Рождество Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы» в системе храмовой декорации в соответствии с годовым литургическим кругом праздников попадают в один ряд с евангельскими событиями: напр., в росписи храмов вмч. Димитрия Солунского в Пече (ок. 1345); вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье, Македония (ок. 1376); Вознесения в мон-ре Раваница, Сербия (ок. 1387); Св. Софии (сер. XIV в.) и св. Феодоров в Мистре (ок. 1400).

http://pravenc.ru/text/200365.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЖИЧА [др. название - Дом Св. Спаса], жен. мон-рь в честь Вознесения Господня Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Находится близ г. Кралево (Сербия). История Возведение мон-ря, название к-рого на серб. языке означает «край, богатый зерном», по образцу мон-ря Студеница (кон. XII в.) ок. 1206 г. начали серб. кн. Стефан (впосл. король, см. Симон Монах ) и его брат, мон. Савва (впосл. архиепископ Сербский). После получения в 1219 г. Сербской Церковью автокефалии и возведения мон. Саввы в сан архиепископа работы были ускорены, т. к. Ж. была избрана кафедрой Сербской архиепископии. В 1220-1221 гг. строительство монастыря было завершено, храм расписали мастера, приглашенные из Византии. Украшение храма завершилось к открытию в 1221 г., в день Вознесения Господня, в обители 1-го церковно-народного Собора. В Ж. состоялась коронация кн. Стефана Первовенчанного. По свидетельству Феодосия Хиландарца , кор. св. Стефану очень понравилось великолепие храма, и он пожаловал мон-рю 3 грамоты-повельи и множество даров. В одной из грамот были перечислены святыни обители (частица Животворящего Креста Господня, риза и пояс Пресв. Богородицы, десница и частица главы Иоанна Крестителя, мощи др. святых), ктиторы и монастырские земельные угодья. Текст грамоты первоначально был написан на сев. стене собора под куполом (оригинал не сохр.). Между 1224 и 1227 гг. кор. Стефан издал новую грамоту, дополнившую старую, текст к-рой поместили на юж. стене под куполом. В 1228-1230 гг. из монастыря Студеница в Ж. были перенесены нетленные останки св. Стефана Первовенчанного. В 1228 г. в Ж. короновали Радослава, сына Стефана Первовенчанного. Собор Вознесения Господня. Ок. 1206-1221 гг. Собор Вознесения Господня. Ок. 1206-1221 гг. В 1233 г. архиеп. Савва на церковном Соборе в Ж. избрал своим преемником Арсения I , к-рый в 1253 г. утвердил Печ центром Сербской Церкви (см. Печская Патриархия ). Тогда же в Печ были перенесены святыни и б-ка. Несмотря на сложное положение Ж. в посл. четв. XIII в. из-за набегов татар, болгар и половцев, свт. архиеп. Сербский Евстафий I в 1285 г. возвратил кафедру архиепископии в Жичский мон-рь. Но его преемник архиеп. Иаков переехал в Печ и перенес с собой мощи умершего в Ж. архиеп. Евстафия. Возможно, в это же время мощи св. Стефана Первовенчанного были переданы в мон-рь Сопочани. Ок. 1292 г. архиеп. Сербский Евстафий II (1292-1309) перенес кафедру обратно в Ж. и начал реконструкцию обители, продолжившуюся при кор. Милутине, архиепископах Сербских Савве III (1309-1316) и Данииле II (1324-1337), когда были восстановлены разрушенные части храма, укреплены столбы, переложена крыша, выполнены новые фрески (1310), возведена и расписана трапезная, увеличена башня, построены хозяйственные палаты.

http://pravenc.ru/text/182327.html

В 1219 году Патриарх Константинопольский Герман II (1222–1240) рукоположил его в сан архиепископа Сербского. Положив начало историческому существованию самостоятельной Сербской Церкви, святитель Савва способствовал также утверждению сербской государственности. Святитель Савва I скончался в 1237 году, от его мощей совершались многочисленные исцеления (память 12 января). Преемник святителя Саввы I святитель Арсений I был рукоположен во епископа и назначен Предстоятелем Сербской Церкви самим святителем Саввой в 1233 году. После тридцатитрехлетнего мудрого управления паствой святитель Арсений I мирно преставился к Богу в 1266 году. Мощи святого почивают в Печском монастыре (память 28 октября). После кончины святителя Арсения I Сербской Церковью в течение пяти лет управлял его преемник святитель Савва II. После блаженной кончины, последовавшей в 1271 году, он был погребен в Печской обители (память 8 февраля). Преемником святителя Саввы II стал его ученик Иоанникий I. Святой Иоанникий I подвизался в Хилендарской обители и был сначала ее экономом, а с 1263 года игуменом. В 1272 году он был поставлен архиепископом Сербской Церкви. Преемник святителя Иоанникия I святитель Евстафий I был также сначала иноком, а затем игуменом Хилендарской обители. После семилетнего управления Сербской Церковью святитель Евстафий мирно скончался около 1285 года и был погребен в монастыре Жидача. Позднее святые мощи были перенесены в Печ и положены в кафедральном соборе во имя святых апостолов Петра и Павла (память 4 января). Святитель Савва III, управлявший Сербской Церковью с 1309 по 1316 год, был пострижеником и игуменом Хилендарского монастыря, как и его преемник святитель Никодим (1316–1323). Святитель Никодим в 1319 году перевел на славянский язык и ввел во всеобщее употребление в Сербских монастырях Устав преподобного Саввы Освященного (память 11 мая). Преемник святителя Никодима святитель Даниил II в 1325 году был вызван со Святой Горы и поставлен архиепископом Сербским. Святитель Даниил собрал сведения по истории Сербии и составил «Родослов», где описал жизнь сербских господарей и Первосвятителей. Он мирно скончался в 1338 году. Еще при жизни он прославился чудотворениями и исцелениями больных (память 20 декабря).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010