Когда есть дяиадима любви, то она достаточно отличает истинного ученика Христова не только для нас, но и для неверных. „О сем, говорит Господь, разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою“. Этот знак важнее всех знамений, потому что по нему узнается ученик Христов“ 1305 . По учению св. Апостола языков, любовь выше всего. Дар чудотворения и пророчества меньше любви. Самые ужасные мучения, страдания и даже смерть, – все это ничто без любви. Настанет время, когда пророчества прекратятся, знание упразднится, языки умолкнут, а „любовь никогда не перестает“, не прекращается 1306 . Вот почему, будучи проповедником по преимуществу любви, этот св. Апостол справедливо называется Апостолом любви 1307 . Раскрывая христианское учение о Спасителе мира, так глубоко искажаемое лжеучителями того времени, Ап. Иоанн вносит новую идею в новозаветную сокровищницу, – идею Логоса. Как бесконечно важно и необходимо это было. Эта идея была нечужда до-христианскому миру. Греческие философы Гераклит 1308 , Анаксагор 1309 , Платон 1310 , Аристотель 1311 , Стоики 1312 , палестинские 1313 и Александрийские 1314 Иудеи богословы-мыслители, наконец, Филон 1315 , старший современник Апостола 1316 , писали о Логосе. Излагая учение о Логосе, они были далеки от христианского учения о нем. В их писаниях можно находить только одни блестки этого великого учения. Они проповедовали то чистый пантеизм, то деизм, то, соединяя обе односторонние крайности в одно высшее воззрение на Логос, предлагали ложный философско-спекулятивный синтез пантеизма и деизма 1317 . Разрешение этих вековых дум и гаданий дохристианских писателей, действительное религиозно-теистическое, а не фиктивное философскоспекулятивное соединение греко-пантеистического и раввинско-деистического воззрения на Логос, единственно возможное, всестороннее, верное, жизненное решение этого вопроса мы находим у Ап. Иоанна. Эту идею он наполнил новым содержанием, до того времени неизвестным ни философам, ни богословам-мыслителям, и, благодаря этому, облегчил её понимание, сделал это учение доступным для всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Прп. Павел Фивейский. Роспись алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. Ок. 1481 г. Мастерская Дионисия Прп. Павел Фивейский. Роспись алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. Ок. 1481 г. Мастерская Дионисия Довольно рано складывается традиция изображать святого облаченным в плетеные одежды, восходящая к тексту Жития. В накидке, доходящей до босых пят, П. Ф. представлен на мозаике в соборе Сан-Марко в Венеции, на сев. своде вост. арки, отделяющей боковые нефы от центрального пространства (XII в.): фигура преподобного помещена в арку, обрамляющую нишу, в свою очередь украшенную мозаикой, по сторонам изображения святого - побеги пальм; он сед, с длинной, разделенной на пряди бородой, обнаженные руки держит перед грудью ладонями наружу. В схиме синего цвета П. Ф. изображен в ряду преподобных в стенописи ц. Св. Троицы в Сопочани (1263-1268), правая рука перед грудью и в левой - свиток. В росписи собора и в часовне Пресв. Богородицы в Дечанах (1338/39-1348) у него на голове плетеная шапка, полы одежды едва прикрывают колени, рукава короткие. Так же он изображен: на фресках сев. стены ц. Богоматери в егип. мон-ре Дейр-эль-Барамус (XIII в., по рис. П. Лаферьера), в ц. Богородицы Одигитрии Печской Патриархии (до 1337), в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318), в росписях ц. св. Апостолов Печской Патриархии (ок. 1350), в ц. ап. Андрея на р. Треске (1388-1389, мастер митр. Иоанн (Йован) Зограф). В плетеном одеянии с длинными рукавами в позе оранта представлен в росписи на юж. стене в Спасской ц. мон-ря Жича («Спасов дом», 1309-1316). Изображение П. Ф. в различных одеяниях можно видеть в афонских стенописях, где оно соседствует с образами др. преподобных, как правило в нижнем ярусе стен: на сев. стене притвора/нартекса парекклесиона вмч. Георгия в монастыре Хиландар (росписи 2-й пол. XIII в.) в паре с прп. Макарием Римским; в ц. Успения Пресв. Богородицы в Протате (ок. 1300, мастер Мануил Панселин), на юж. стене, близ углового компартимента на востоке, рядом с прп. Антонием Великим; на юж. стене лити кафоликона Дионисиата (1546/47, мастер Дзордзис Фукас) рядом с прп. Максимом Исповедником и прп. Иоанникием Великим; в сев. части трапезной Дионисиата (1553) между прп. Харитоном и блж. Андреем Юродивым на зап. стене; в кафоликоне мон-ря Дохиар (1567/68, мастер Дзордзис Фукас) в нише юж. стены близ юго-зап. угла между прп. Стефаном Новым и Ефремом Сирином; в трапезной Хиландара (1622, мастер Георгий Митрофанович) между прп. Давидом Скитником и прп. Феодором Студитом. Его образ как пример ангельского подобия мог быть помещен в один из куполов в многоглавом монастырском храме, как, напр., в юго-зап. куполе лити/экзонартекса Кутлумуша (1539/40, мастер монах Макарий) между прп. Иоанникием Великим и прп. Павлом Латрийским.

http://pravenc.ru/text/2578583.html

31. Один из учеников аввы Иоанна спросил его: «Не возмущаешься ли ты в душе твоей?» Старец отвечал: «Нет! и в душе я таков, каков по наружному поведению» [ 1308 ]. 32. Авва Иоанн был духом горящий [ 1309 ]. Некоторый брат, пришедши к нему, похвалил его рукоделие. Авва, занимавшийся в то время плетением веревки, промолчал. Посетитель повторил похвалу. Авва опять промолчал. И в третий раз пришедший брат похвалил рукоделие. Тогда авва сказал ему: «Приходом твоим ты удалил Бога от меня» [ 1310 ]. 33. Авва Иоанн сделал вопрос: «Кто продал Иосифа?» Один из монахов отвечал: «Братия его». Старец возразил: «Не братия, а смирение. Он мог бы объявить, что он брат их, и воспротивиться продаже. Но он умолчал, и продало его смирение; потом оно же сделало его обладателем Египта» [ 1311 ]. 34. Авва Иоанн говорил: «Хотя мы — иноки и очень уничижены пред человеками, но имеем упование, что Бог почтит нас» [ 1312 ]. 35. Однажды авва Иоанн находился в церкви и вздохнул, не заметив, что брат стоял сзади его. Увидев его, Иоанн поклонился ему, сказав: «Прости меня, авва! я еще не обучен монашеским правилам» [ 1313 ]. Так древние иноки опасались обнаружить себя. 36. Однажды, во время жатвы, авва Иоанн, услышав, что один брат говорит гневно и скорбно с ближним своим, — оставил жатву и поспешно удалился. 37. Авва Иоанн поведал: «Однажды я шел по скитской дороге с своим рукоделием. Встретившись с хозяином и вступив в разговор с ним, я заметил, что словами его могу быть приведен в гнев, — и немедленно бежал, оставив тут и корзины мои» [ 1314 ]. 38. Сказывали о авве Иоанне, что он, пришедши в церковь Скита и услышав там, что некоторые из братий спорили между собою, возвратился к келлии своей, обошел ее три раза и после этого взошел уже в нее. Видели это некоторые из братий и спросили его: почему он поступил так. Он отвечал: «Мой слух был запечатлен словами спора: я прохаживался, чтоб очиститься и уже в безмолвии сердца взойти в келлию» [ 1315 ]. 39. Авва Иоанн сказал: «Если человек имеет в душе своей залог Божественный, то может безмолвствовать в келлии своей. Также может пребывать безвыходно в келлии и тот, кто не имея Божественного залога, имеет залог мира сего. Не может пребывать в келлии не имеющий ни Божия залога, ни залога мира сего» [ 1316 ]. Это значит: упражняющийся в умной молитве и плаче удовлетворяется и дорожит безмолвием келлии; можно дорожить пребыванием в келлии по причине какого-либо пристрастия, например, по причине пристрастия к рукоделию с сребролюбивою целию. Без этих залогов пребывание в келлии невыносимо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Сербия Ситуация здесь во многом (наличием христ. населения до Крещения страны и близостью к Фессалонике ) во многом напоминает болгарскую, но есть и особенности. Имя Димитрий на протяжении всего периода существования серб. государственности не входило в королевский и царский ономастикон , изредка его носили областные правители не самого высокого ранга: в XIII в.— Димитрий-Давид, внук Стефана Немани (прп. Симеона Мироточивого ), основатель монастыря Давидовица, в XIV в. — его внук Вратко, отец св. кнг. Милицы (только применительно к данному случаю можно говорить о какой-то семейной традиции наречения имени), 4-й сын кор. Вукашина (см.: Мрнявчевичи), и воевода Димитр, родственник братьев Деяновичей (в 2 последних случаях речь идет о представителях недолговечных династий, возникших в результате распада царства Стефана Душана). Никто из этих исторических лиц, носивших имя Димитрий, не основал монастыря, посвященного вмч. Димитрию. Не сохранилось сведений о монастырях во имя вмч. Димитрия, основанных серб. правителями из династий Неманичей, Лазаревичей и Бранковичей. Известно, впрочем, что родоначальник первой из них, великий жупан Стефан Неманя посылал богатые дары в храм вмч. Димитрия в Фессалонике (Там же. С. 64). В XII в. в Димитриевском монастыре в Фессалонике существовала значительная серб. иноческая община, члены которой в 1185 г. героически защищали город во время его осады норманнами . Почти нет данных о средневек. монастырях во имя вмч. Димитрия на территории собственно Сербии, лишь в грамоте кор. Стефана Уроша II (Милутина) хиландарскому пиргу Хрусия (1309–1316) упомянут монастырь с таким посвящением у с. Билуша, близ Призрена. Посвященные вмч. Димитрию монастыри, основанные серб. правителями и вельможами, располагаются в основном в Македонии , на территориях, присоединенных к Сербскому королевству в посл. четв. XIII — сер. XIV в. Наиболее известен среди них Марков монастырь близ Скопье , основанный буд. кор. Вукашином в 1345 г., обновленный его детьми (в т. ч.

http://drevo-info.ru/articles/7689.html

И скажу по истине, что многие двери 1307 , полные разного рода различий, встречаются мне в этом месте. Но я не хочу их тебе описывать, из-за того что не могу доверить эти вещи бумаге и чернилам, а также из-за тех, кому случайно придется встретиться с этим посланием; еще и потому, что смелые подчинят эту бумагу своей власти. Из-за этого я не могу говорить открыто обо всем 1308 .18. И как видно, что есть вещи, которые бумага и чернила не могут сообщить, так же, очевидно, есть что-то, что творения, которые есть письменные знаки для дальних, не могут передать, [выразив] полностью волю Написавшего их, – и это, я скажу, Его природа 1309 . Ибо все они – не Его образ. Логос же и Дух, которые есть [письменные] знаки Отца, все понимают и все сообщают. Ибо они не творения, но точный образ и истинное сияние 1310 сущности 1311 Отца 1312 . 19 . Также и ум понимает все, ибо Логос и Дух, знающие все, – а он есть их истинный образ и подобие – открывают ему. Подобно тому как человек, находящийся рядом со своим другом, может узнавать полностью его волю посредством его слова и дыхания 1313 , но если есть что-то, что не открывается ему из слова и дыхания, то не потому, что они не в состоянии сообщить ему, но потому, что те, кто слушает, не всё могут 1314 .20. Ум, благодаря своему Уму, может все. Тело же не знает даже свою природу. Душа знает природу своего тела, но свою природу не знает. А если она знает свою природу, то это уже не душа, но ум. 21. Ум не осознает своей природы, иначе как через Логос и Дух, которые есть его Душа. Так же как природа тела не познается, иначе как посредством души, обитающей в нем, а душа не познается отдельно от ее тела, так же не познаются Сын и Дух, иначе как через ум, который есть их тело. При этом Душа ума всегда знает свой Ум, даже отдельно от тела, ибо она имеет ту же природу 1315 , что и Ум, то есть Отец. 22 . И как будет время, когда исчезнут те имена и числа, которые между телом, душой и умом 1316 , ибо они [тело и душа] будут возвышены до чина ума 1317 , поскольку сказано: «Дай им, чтобы были едины в Нас, как Я и Ты – мы едины» 1318 , – так же будет время, когда исчезнут имена и числа, [существующие] между Отцом, Его Сыном, Его Духом и Его разумным творением, которое есть Его тело, ибо «Бог будет все во всем» ( 1Кор. 15, 28 ) 1319 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Ты не хощеши мя помиловати. Услыши, молю. И подобне многа вещает, воды 1298 прося ради Бога. Тогда врачь мудрый ему отвещает: Вем, прелюбезне, когда подобает Воды ти дати. Еще да терпеши 1299 ; милосердия еще не узриши, Ибо та милость лютость есть велика, в гроб реющая болна человека. И твоя воля 1300 противна есть тебе: вреднаго хощет, претерпети требе. Тако Господь Бог . вся съвершенно 1301 знаяй, меру милости Своей полагаяй, Иногда гласа не хощет внушити. аще и тощно нудимся просити. Весть, что полезно и что ны вреждает; ово дарует, сие отрицает. Иногда 1302 паки, да бы искусити, или в теплшыя 1303 молбы возбудити. Да. яко в огни, мужа изваренна в чистоте, в правде явит совершенна. Апостол, егда оному стужаше пакостник плоти. Господа прошаше Трикраты тощно, да изволит дата, еже 1304 не к тому пакости страдати, Не бысть услышан, молба 1305 отречеся. Благодать Моя довле ти, речеся. Сила ся 1306 Моя в немощи свершает, Бог рекл, терпети тебе подобает. Тако и иным весть Бог отрицати прошения их и не подаяти 1307 , Чесого молят 1308 , а векую. Сам знает. То есть известно: добра нам желает. Ты, читателю, да ся не сумниши 1309 , егда молбу ти не вняту узриши. Подчини твою волю воли Бога, и дастъся 1310 тебе 1311 свыше радость многа. Даст ти на земли, еже в ползу требе, и жизнь вечную во пресветлом небе. 5 Хотящу 1312 с враги 1313 подвиг совершати многия беды нужда есть страдати В хладе и в 1314 гладе, в трудех требе быти, с дерзновением на брань исходити. Точне праведным беды подобают и скорби многи, елма совершают Брань духовную, аще венцы славы хотят красити верх своея главы. Варавва 1315 Иудеи излиха Бога прогневаша, егда себе Варавву 1316 , не Христа избраша. Подобне и днесь оным 1317 тии согрешают, иже с грехом, не с Богом жити избирают. О безумия страшна! Ради малы сласти не усумневаются от Бога отпасти! Оле буйства велика! За тленно богатство Бога оставляют и небесное царство! Оле изумления! Тварь предпочитают Творцу, егда сердца си тленным прилепляют! Вдовство Закон естества вдову поучает,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

1307 В пятый месяц, в десятый день месяца, – это был девятнадцатый год царя Навуходоносора, царя Вавилонского, – пришел Навузардан, начальник телохранителей, предстоявший пред царем Вавилонским, в Иерусалим и сожег дом Господень, и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожег огнем. 1308 спросить у священников, которые в доме Господа Саваофа, и у пророков, говоря: «плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делал это уже много лет?» 1309 скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли? И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?.. Я развеял их по всем народам, которых они не знали, и земля сия опустела после них, так что никто не ходил по ней ни взад, ни вперед, и они сделали вожделенную страну пустынею. 1310 Так говорит Господь Саваоф: укрепите руки ваши вы, слышащие ныне слова сии из уст пророков, бывших при основании дома Господа Саваофа, для создания храма… вы будете благословением; не бойтесь; да укрепятся руки ваши! 1311 Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших. 1312 Вот, Господь сделает его (Тир) бедным и поразит силу его в море…не станет царя в Газе, и Аскалон будет необитаем. Я уничтожу высокомерие Филистимлян… и будет как тысяченачальник в Иуде, и Екрон будет, как Иевусей. 1313 Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме,.. и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря. 1315 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. 1316 ради крови завета твоего Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды. Возвращайтесь на твердыню вы, пленники надеющиеся! 1317 Господь Саваоф будет защищать их… И спасет их Господь Бог их в тот день, как овец, народ Свой; ибо, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Институт священства в Церкви не есть человеческое изобретение, но Божественное установление. Сам Господь поставил одних апостолами... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения... ( Еф.4:11–12 ). Избрание на священническое служение также не есть дело человеческое, но предполагает избранничество свыше: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас... ( Ин.15:16 ). И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон ( Евр.5:4 ). Божественное установление таинства священства видно из действий апостолов, которые сами совершали это таинство и через возложение рук возводили во все три степени иерархии: епископа (см.: 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 ), пресвитера (см.: Деян.14:23 ) и диакона (см.: Деян.6:6 ). Рукоположение, возведение человека в иерархическую степень – это не только видимый знак поставления на служение, как полагают протестанты, считающие, что между мирянином и клириком нет никакой принципиальной разницы. Священное Писание не оставляет сомнения в том, что в таинстве священства преподаются особые благодатные дары, отличающие клирика от мирянина, сообщающие ему власть священнодействовать и содействующие ему в его иерархическом служении. Ап. Павел писал своему ученику Тимофею: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства ( 1Тим.4:14 ); ... напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение ( 2Тим.1:6 ). В Православной Церкви существуют три необходимых степени священства: епископ, пресвитер и диакон. «Диакон служит при таинствах; пресвитер совершает таинства, в зависимости от епископа; епископ не только совершает таинства, но имеет власть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар совершать оные» 1307 . Кроме того, только епископу принадлежит право освящения храма, антиминса и св. мира. Рукоположение в епископский сан совершается собором епископов 1308 . Для нормального функционирования церковного Тела необходимы все три иерархические степени. С древнейших времен это считалось необходимым условием жизни Церкви. Сщмч. Игнатий Богоносец писал: «Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви» 1309 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Есть раввинское учение о «Мемре» – вере в силу имени Бога. Мемра, воплощаясь в имени «Шем», является освещением всякой молитвы, благословляет и творит чудеса. Все чудеса Ветхого Завета творил «Шем». Ап. Павел, как раввинский ученик, был знаком с этим учением. Поэтому он и называет Христа Силою Божьей. Об имени Иисуса он говорит: «Бог дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Филип, 2,9–10). В Евангелии от Матвея повторяются слова пророка Исайи об имени Иисуса: «И на имя Его будут уповать народы» (1,21). В «Деяниях апостолов» говорится: «И нет иного имени под небесами, о нем же подобает спастися нам» (4,1). В Ветхом Завете говорится об имени Иисуса: «Будет Имя Его благословенно во век; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его... и благословенно имя Славы Его во век» (Псал., 71, 19). ( Псал. 71,19 ). «Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их» ( Псал. 17,10–12 ). Диадох говорит: «Сие данное имя, будучи с напряженной заботливостью содержимо мыслью, очень ощутительно попаляет всякую скверну, появляющуюся в душе. Ибо Бог наш есть огонь, поедающий всякое зло». Исихий говорит: «Святое и досточтимое имя Господа Иисуса, непрестанно сидя в уме, порождает бесчисленное множество солнцеподобных размышлений» (Добр. 2,222). Иоанн Златоуст говорит о действии имени Иисуса на сердечного змея: «Имя Иисуса, сходя вглубь сердца, да смирит держащего тамошние изжити змея... Не отлучайте сердца своего от Бога, пока имя Господа вкоренится внутрь сердца и оно ни о чем другом помышлять не станет» (по Каллисту и Игнатию, Patr. M., 1, 147). Призывание имени Иисуса пробуждает скрытую силу благодати Духа Св. «Как найти энергию духа? Она дается при крещении. Есть два способа найти ее: 1 исполнением Заповедей и 2) частым призыванием имени Иисуса. Первый способ – длительный, второй – короче» (Григорий Синайский, Patr. M. T.15O, §3, р. 1309). Призывание имени Иисуса вызывает любовь к Нему, а любовь, по Марку Подвижнику , есть «внутреннее открытие сердца, куда предтечей вошел Иисус» (Patr. M, t. 68,1009).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/l...

Ответил Иисус и сказал им: разрушьте храм этот, и Я в три дня воздвигну его (egero auton) 1309 . Хотя Марк и Лука настаивают, что это было произнесено лжесвидетелями, традиция Иоанна, как и другие связанные с этим речения, указывают на то, что Иисус на самом деле говорил нечто в этом роде; в конце концов, предыдущие главы у всех трех синоптиков упоминают о том, что Иисус всерьез говорит о разрушении и Храма, и Иерусалима, заключая свои слова утверждением о том, что и он сам, и его ученики будут оправданы 1310 . Иоанн интерпретирует это высказывание именно в связи с телесным воскресением Иисуса. Когда мы пытаемся охватить взглядом ожидания Иисуса в целом (что я обрисовал раньше), – то, как он символически действовал в Храме и в Сионской горнице, желая приблизить долгожданный час осуществления его собственной судьбы и призвания истинного Израиля, – мы находим тут глубокий исторический смысл 1311 . (iv) Загадки h11 (а) Ирод Из всех малопривлекательных персонажей, которые открывают нам что–либо о верованиях иудеев I века касательно умерших и их участи, именно Ирод Антипа, с его дошедшими до нас суждениями об Иисусе, портит тут всю картину. В этом случае Лука и Марк существенно расходятся; Матфей близок к Марку, но умолкает после стиха 14 у Марка: [ Марк 6 ] 14 И услышал то царь Ирод, – ибо стало известно имя Его, и говорил он: Иоанн Креститель восстал (egegertai) из мертвых, и потому в нем действуют силы. 15 Другие же говорили: это Илия. А другие говорили: это пророк, как и другие пророки. 16 А Ирод, услышав это, говорил: Иоанн, которого я обезглавил, – он и восстал (egerthe) 1312 . [Лука 9] 7 Услышал же Ирод тетрарх о всём происходящем и недоумевал, так как некоторые говорили, что Иоанн восстал (egerthé) из мертвых, 8 а некоторые, что Илия явился, другие же, что некий из древних пророков воскрес (anesté). 9 И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил. Кто же Этот, о Ком я слышу такое? И искал увидеть Его 1313 . Этот маленький сюжет представляет собою интерес на нескольких разных уровнях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010