Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН XXII (1244/45, Кагор (Каор), Юж. Франция - 4.12.1334, Авиньон, там же; до избрания папой - Жак Дюэз), папа Римский (с 7 авг. 1316) в период «Авиньонского пленения пап» . О родителях Дюэза ничего не известно; по мнению нек-рых исследователей, буд. папа происходил из семьи торговцев или ремесленников. Начальное образование получил в Кагоре, затем изучал право и богословие в Монпелье и в Париже, однако так и не получил университетского образования. В 1300 г. по рекомендации кор. Карла II Неаполитанского (1285-1309) был поставлен епископом г. Фрежюс. В 1308-1313 гг. занимал пост канцлера Неаполитанского королевства. В 1310 г. был назначен епископом Авиньона, в 1312 г. возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Виталия, в 1313 г.- кардинала-епископа Порто. Конклав, избравший Дюэза папой, был первым, организованным в соответствии с конституцией «Ne Romani» (1311) папы Римского Климента V . Сначала конклав заседал в г. Карпантра (Юж. Франция), где с 1309 г. располагалась папская резиденция. Из-за разногласий между итал. и провансальскими кардиналами, с одной стороны, и гасконскими - с другой, период вакации Папского престола затянулся более чем на 2 года. В это время участились народные волнения, а светские государи активно вмешивались в дела католич. Церкви в своих странах. После переезда конклава в более спокойный Лион в ходе долгих переговоров была найдена компромиссная фигура - кард. Ж. Дюэз (во многом из-за его преклонного возраста и слабого здоровья). При поддержке кор. Роберта Неаполитанского и гр. Пуатье Филиппа (буд. франц. кор. Филипп V) 7 авг. 1316 г. Дюэз был избран папой (интронизация состоялась 5 сент. того же года). Несмотря на данное И. во время конклава обещание вернуться в Рим (о нем упоминает герм. хронист Генрих из Диссенхофена - Fontes rerum Germanicarum. Geschichtsquellen Deutschlands/Hrsg. J. F. Böhmer. Stuttg., 1868. Bd. 4. S. 21), главной папской резиденцией при нем стал Авиньон (летней резиденцией папы время от времени служил Сорг).

http://pravenc.ru/text/469712.html

Переводная поэзия 1309 Ян Кохановский 1310 Песнь 1311 Царю стран земных и в пресветлом небе, Слава в Сионе готова есть тебе; Тамо обети, иже обещанни, Будут ти данни. К тебе, иже молбе не презераеши Во плоти сущих, паче внушаеши, Прийти имут, славу вси несуще И песнми чтуще. Древния ныне злобы нам стужают, Но раби твои на тя уповают, Боже всещедрый, яко нас простиши, Милость явиши. Блажен, егоже избрал еси тебе За друга, имать той жити на небе, И мы от благ ти чаем полни быти, В храме ти жити. Услыши, Боже щедрый, твоя люди, В мире живущих ты надежда буди,. Иже пучины моря преплавают, Тя помощь знают. Горы тобою ставлены бывают И воды моря волны возвыжшают От глубин своих – ты люди кротиши, Мир в них твориши. Твой гром престрашный люди ужасает И в концех мира страх мног содевает, Утро и вечер твой свет озаряет, Возвеселяет. Промыслом твоим вода прохлаждает Землю, а она плоды прозябает 1312 ; Реки вод полны тобою бывают, Вся оживляют. рождает Ты росу нощну веси низпущати На землю суху и дождь изливати; Благословиши ты безчисленному Плоду земному. Ты венец лета сам благословиши, Множеством плодов онаго красиши, Тобою из нив нам полность бывает, Мир насыщает. Пустыни красны, горы веселятся, Тобою стада животных множатся, Юдоли плодны, а кто засевает, Песнь восклицает. На старость Бедная старость, вси тебе желаем, Внегда же уже будеши, рыдаем. Якопоне да Тоди Почто мир суетней славе работает, 1315 еяже блаженство в часе исчезает? Толь скоро власть ея зде ся изменяет, коль сосуд скуделен 1316 сокрушен бывает. Повеждь, где Соломон, славою почтенный, или где есть Сампсон, вождь непобежденный? Где есть Авесолом, лицем украшенный, где Иоанафан сладкий возлюбленный? Камо обратися он Кесарь вельможный, или богатый он пировник безбожный. Повеждь, где днесь Туллий сладкоглаголивый или Аристотель претонкомысливый? Толь мнози вельможи и славныя страны, толици владыци и вещи избранны, Толь мнози князие во вселенней Быша, вси ся в мгновении ока измениша. О тли, снеди червей и пепеле земный,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В период пребывания в Монпелье А. из В. сблизился со спиритуалами и бегинами (см. Бегинки ), под влиянием к-рых создал неск. произведений в духе апокрифических и эсхатологических идей иоахимитов : «Philosophia catholica» (Католическая философия, 1302) и «Informatio Beguinorum» (Наставление бегинам; не позднее авг. 1305). По словам А. из В., бегины как ученики Христовы, каковыми они себя провозглашали, должны в своей жизни следовать 4 добродетелям: совершенной бедности («ничего не иметь и не желать иметь»), полнейшему смирению, любить Бога и сохранять целомудрие. Требование вернуться к апостольской бедности было для А. из В. прежде всего средством борьбы с католич. Церковью, ставшей, по его терминологии, «плотской», погрязшей в пороках и лицемерии. В трактатах «De tempore adventus Antichristi» (О времени пришествия Антихриста, 1297) и «Expositio super Apocalipsi» (Комментарий к Апокалипсису, ок. 1300) А. из В. предсказывал неизбежную гибель мира и появление антихриста , олицетворявшего для него те силы, к-рые противостоят католицизму. Идеи, изложенные в трактатах, дали повод обвинить А. из В. в безбожии и богохульстве как автора оскорбительных для Церкви сочинений. А. из В., прибывшего в Париж по настоянию кор. Арагона Хайме II, привлекли к судебному разбирательству, его сочинения были осуждены и преданы огню (1300). С жалобой на решение суда А. из В. обратился к папе Бонифацию VIII и был оправдан. В 1304 г. А. из В. стал личным врачом папы Бенедикта XI , а после его смерти - Климента V (с 1308). В 1309 г. неск. парижских теологов вновь выступили против таких тезисов А. из В., как предсказание неизбежной борьбы с католич. Церковью и последующего конца света, отрицание божественного происхождения (наития) папских булл и канонических установлений, к-рые А. из В. называл «сугубо человеческими произведениями». При поддержке папы и коронованных особ, пользовавшихся его медицинскими услугами, А. из В. удалось избежать обвинения. Но в 1311 г., по возвращении во Францию, его преследованием занялась инквизиция , и А. из В. был вынужден бежать на Сицилию. По дороге в Авиньон к больному папе Клименту V он заболел и умер. После его смерти трибунал в Тарасконе в резкой форме осудил его учение (1316). В эпоху Возрождения за А. из В. закрепилась слава мага, прорицателя и алхимика - ему приписывалось ок. 30 сочинений такого рода.

http://pravenc.ru/text/76146.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Авиньон. Вид на мост св. Бенедикта и папский дворец [франц. Avignon], город во Франции на слиянии рек Роны и Дюранса. Население 89,5 тыс. чел., столица деп. Воклюз и Авиньонского архиеп-ства. На территории департамента 178 католич. приходов, проживает 476 тыс. чел., из них 350 тыс. католиков (Annuario Pontificio, 1999. P. 59). В период « авиньонского пленения пап » (1309-1378) резиденция папы Римского; в 1379-1403 гг. резиденция антипап авиньонской линии Климента VII и Бенедикта XIII (см. Схизма в католической Церкви ). С VI-V вв. до Р. Х. поселение на месте А. являлось торговой колонией Марселя, затем галло-рим. муниципием (рим. название Civitas Avennicorum). В V-VI вв. по Р. Х. А. принадлежал бургундам, остготам (см. Готы ) и, наконец, франкам . В 737 и 739 гг. правителю франк. королевства Карлу Мартеллу (715-741) пришлось отвоевывать А. у захвативших его арабов (см. Арабские завоевания ). С XI в. А. номинально подчинялся Римско-Германской империи , а фактически находился под властью южнофранц. сеньоров и епископа, в нач. XII - сер. XIII в. пользовался коммунальным самоуправлением. С 1290 г. А. перешел в единоличное владение графов Прованса из Анжуйской династии, у к-рых с санкции имп. Карла IV (1347-1378) был выкуплен папой Климентом VI (1348). Авиньонский ун-т, основанный в 1303 г., к кон. XIV в. насчитывал 1500 студентов. С 1433 г. городом и прилегающим к нему графством Венессен, приобретенным папой еще в 1274 г., управляли папские легаты. 14 сент. 1791 г. постановлением революционного Учредительного собрания А. и Венессен присоединены к Франции. Христианство известно в А. с кон. III - нач. IV в. Первый доподлинно установленный еп. Нектарий участвовал в Соборах между 439 и 455 гг. Вплоть до XIV в. еп-ство А. в подчинении Арля ничем не выделялось из ряда подобных ему небольших еп-ств Юж. Франции. Впервые папа Климент V останавливался в А. в мон-ре доминиканцев в 1309 г. После того как в 1316 г. папой был избран еп. А. Жак Дюэз из Кагора (1310-1312) - Иоанн XXII , в А. окончательно переместилась резиденция пап, местный же епископ был возведен Иоанном XXII в сан кардинала. Епископская кафедра в период «авиньонского пленения» часто оставалась вакантной - в общей сложности ок. 40 лет она управлялась генеральным викарием, а доходы еп-ства прямо поступали в папскую казну. В 1475 г. Сикст IV превратил А. в архиеп-ство для Джулиано делла Ровере, буд. папы Юлия II , подчинив А. еп-ства Кавайон, Карпантра и Вьерзон. По конкордату 1801 г. А. стал еп-ством; с 1822 г. А. вновь архиеп-ство с подчиненными ему еп-ствами Монпелье, Ним, Валанс и Вивье. Архитектура

http://pravenc.ru/text/62768.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ ГАЛИСИОТ [греч. Γεργιος Γαλησιτης] (1278/80 - после 1357), визант. ритор, сакелларий храма Св. Софии в К-поле, патриарший писец. Род. в Адрамиттии или в К-поле. С 1294/96 г. обучался риторике у родственника, ритора Мануила Оловола , затем, став служащим Патриархии (архонтом Великой ц.), по поручению патриарха Афанасия I (1303-1309) продолжил учебу у Георгия Метохита. Ок. 1310 г. сменил Георгия Пахимера на посту протекдика Св. Софии (защищавшего тех, кто искали в Св. Софии убежище от судебного преследования). Этот пост он сохранил до 1334 г., когда получил должность сакеллария (казначея) собора Св. Софии. В Патриаршество Исаии Г. Г. стал писцом патриарших грамот (ок. 1325) и оставался им при последующих патриархах вплоть до 1357 г. 15 авг. 1351 г. он зачитывал перед имп. Иоанном V Палеологом, патриархом Каллистом I и Собором томос, написанный митр. Филофеем Ираклийским, к-рый окончательно утвердил торжество паламизма. Существует предположение ( Hunger, Š ev enko. S. 33-34), что Г. Г., являвшийся с 1325 г. патриаршим писцом, был тезкой и племянником сакеллария и ритора. Из риторических трудов Г. Г. известны 3 монодии: на Феодора Ксанфопула, брата историка Никифора Каллиста Ксанфопула , на Мануила Оловола, на падение купола Св. Софии в 1346 г. В 1334 г., после победы объединенного западноевропейско-визант. флота над турками при Адрамиттии, он составил благодарственную молитву. Вместе с родственником Георгием Инаитисом Г. Г. написал упрощенный пересказ (метафразу) известного соч. Никифора Влеммида «Царская статуя». Сохранились также 2 его письма к другу митр. Фессалоникийскому Иеремии (после 1316). Соч.: Mai. NPB. 1853. T. 6/2. P. 412-422 [Монодия на Феодора Ксанфопула]; Κουροσης Σ. Ι. Α ντιλψεις Περ τν σχτων το κσμου κα τ τος 1346 πτσις το τρολλου τς Αγας Σοφας//ΕΕΒΣ. 1969/70. Τ. 37. Σ. 211-250 [Монодия на падение купола]; Laurent V. Action de prêces pour la victore navale à Adramyttion (1334)//Ες μνμην Κ. Ι. Αμντου. Αθναι, 1960. Σ. 25-41 [Молитва на победу].

http://pravenc.ru/text/164351.html

Женский монастырь Жича Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Жича (серб. Манастир Жича) — первый центр автокефальной сербской архиепископии, основанной в 1219 году во главе со святым Саввой, первым сербским архиепископом. С 1979 года находится под защитой государства как памятник культуры большого значения. Содержание История [ править править код ] Точная дата основания монастыря Жича неизвестна, существует предположение, что он был основан в периоде с 1206 по 1221 год. Основатель монастыря - Стефан Неманич , родной брат святого Саввы , который впоследствии стал первым королём Сербии, и был коронован в монастыре Жича. Всего в монастыре было короновано 7 сербских правителей из династии Неманичей, а по преданию перед каждой коронацией в монастырской стене возводили новые ворота, через которые проходил только новый король, после чего проход замуровывали обратно. Вскоре центр архиепископии был перенесён в Печ, в [Печский патриарший женский Печская патриархия], но Жича остаётся главным духовным центром Сербии. Здесь также проходят государственные собрания, в монастыре хранятся многие реликвии, сюда привозят мощи святых. К сожалению, монастырь часто разрушался и был разграблен, а первый раз пострадал уже в конце 13 века, когда его поджёг болгарский король Шишман. Сербский король Милутин начал восстановление монастыря в 1309 году, и уже в 1316 году Жича была полностью восстановлена. После этих событий монастырь простоял недолго, его практически сравняли с землёй турки. Поэтому отстроили его только в 19 веке, а в 1882 году здесь короновали Милана Обреновича. После него в Жиче были коронованы Александр Обренович и Пётр Карагеоргиевич. Монастырь пострадал во время Первой мировой войны, а в 1925 году началась его реставрация, которая продлилась до начала Второй мировой войны. Проект реставрации был подписан знаменитым Александром Дероко. Во время бомбардировок 1941 года Жича не стала исключением, и также пострадала от действий немецких оккупантов. Монастырь горел, а епископа Жичской епархии, владыку Николая (Велимировича) , отвезли в концентрационный лагерь в Германию.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЖИЧА [др. название - Дом Св. Спаса], жен. мон-рь в честь Вознесения Господня Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Находится близ г. Кралево (Сербия). История Возведение мон-ря, название к-рого на серб. языке означает «край, богатый зерном», по образцу мон-ря Студеница (кон. XII в.) ок. 1206 г. начали серб. кн. Стефан (впосл. король, см. Симон Монах ) и его брат, мон. Савва (впосл. архиепископ Сербский). После получения в 1219 г. Сербской Церковью автокефалии и возведения мон. Саввы в сан архиепископа работы были ускорены, т. к. Ж. была избрана кафедрой Сербской архиепископии. В 1220-1221 гг. строительство монастыря было завершено, храм расписали мастера, приглашенные из Византии. Украшение храма завершилось к открытию в 1221 г., в день Вознесения Господня, в обители 1-го церковно-народного Собора. В Ж. состоялась коронация кн. Стефана Первовенчанного. По свидетельству Феодосия Хиландарца , кор. св. Стефану очень понравилось великолепие храма, и он пожаловал мон-рю 3 грамоты-повельи и множество даров. В одной из грамот были перечислены святыни обители (частица Животворящего Креста Господня, риза и пояс Пресв. Богородицы, десница и частица главы Иоанна Крестителя, мощи др. святых), ктиторы и монастырские земельные угодья. Текст грамоты первоначально был написан на сев. стене собора под куполом (оригинал не сохр.). Между 1224 и 1227 гг. кор. Стефан издал новую грамоту, дополнившую старую, текст к-рой поместили на юж. стене под куполом. В 1228-1230 гг. из монастыря Студеница в Ж. были перенесены нетленные останки св. Стефана Первовенчанного. В 1228 г. в Ж. короновали Радослава, сына Стефана Первовенчанного. Собор Вознесения Господня. Ок. 1206-1221 гг. Собор Вознесения Господня. Ок. 1206-1221 гг. В 1233 г. архиеп. Савва на церковном Соборе в Ж. избрал своим преемником Арсения I , к-рый в 1253 г. утвердил Печ центром Сербской Церкви (см. Печская Патриархия ). Тогда же в Печ были перенесены святыни и б-ка. Несмотря на сложное положение Ж. в посл. четв. XIII в. из-за набегов татар, болгар и половцев, свт. архиеп. Сербский Евстафий I в 1285 г. возвратил кафедру архиепископии в Жичский мон-рь. Но его преемник архиеп. Иаков переехал в Печ и перенес с собой мощи умершего в Ж. архиеп. Евстафия. Возможно, в это же время мощи св. Стефана Первовенчанного были переданы в мон-рь Сопочани. Ок. 1292 г. архиеп. Сербский Евстафий II (1292-1309) перенес кафедру обратно в Ж. и начал реконструкцию обители, продолжившуюся при кор. Милутине, архиепископах Сербских Савве III (1309-1316) и Данииле II (1324-1337), когда были восстановлены разрушенные части храма, укреплены столбы, переложена крыша, выполнены новые фрески (1310), возведена и расписана трапезная, увеличена башня, построены хозяйственные палаты.

http://pravenc.ru/text/182327.html

Сербские Архиепископы и Патриархи HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Сербские Архиепископы и Патриархи АРХИЕПИСКОПЫ Савва I………………..…………………………………….1219-1233 (+ 1236) Арсений I…………………………………………………..1233-1263 (+ 1266) Савва II…………………………………………………….1263-1271 Даниил I…………………………………………………….1271-1272 Иоанникий I……………………………………………….1272-1276 ( +1279) Евстафий I…………………………………………………1279-1286. Иаков………………………………………………………..1286-1292. Евстафий II……………………………………………… .1292-1309. Савва III…………………………………………………… 1309-1316. Никодим…………………………………………………….1317-1324. Даниил II……………………………………………………1324-1337. ПАТРИАРХИ Иоанникий II……………………………………………..1338-1346-1354 Савва IV…………………………………………………..1354-1375 Ефрем…………………………………………………….1375-1380 и 1389 -1390 Спиридон……………………………………………….. 1380-1389 Даниил III…………………………………………………1391-1396 Савва V………………………………………………….. 1396-1409 Кирилл……………………………………………………1409-1418 Никодим……………………………………………….….1418 - после 1435 Никодим II…………………………………………………1445-1455 (?) Арсений II…………………………………………………1457-1463. Иоанн, архиепископ……………………………………..1508... Марк, митрополит………………………………………..1524... Павел, митрополит Смедеревский…………………….. 1527-1535 (?) Макарий……………………………………………………1557-1571 (+1574) Антоний……………………………………………………1571-1575. Герасим…………………………………………………….1575-1586. Савватий………………………………………………….. 1587. Иерофей……………………………………………………1589-1590. Филипп……………………………………………………..1591-1592. Иоанн……………………………………………………….1592-1613. Паисий………………………………………………………1614-1648. Гавриил……………………………………………………..1648-1655 (+1659) Максим………………………………………………………1655-1674 (+1680) Арсений III………………………………………………….1674-1690 (+1706) Каллиник I…………………………………………………..1691-1710. Афанасий I………………………………………………….1711-1712. Моисей………………………………………………………1712-1726 Арсений IV………………………………………………….1726-1737 (+1748) Иоанникий III……………………………………………….1739-1746. Афанасий II…………………………………………………1746-1752. Гавриил II……………………………………………………1752. Гавриил III………………………………………………… 1755. Викентий Стефанович Паисий II Гавриил IV…………………………………………………….1758. Кирилл………………………………………………………….1758-1763. Василий………………………………………………………..1763-1765 (+1772) Каллиник II…………………………………………………….1765-1766. Димитрий ……………………………………………………..1920-1930 Варнава ……………………………………………………….1930-1937 Гавриил ……………………………………………………….1938-1950 Викентий………………………………………………………1950-1958 Герман………………………………………………………….1958-1990; +1991 Павел……………………………………………………………1990- 2009 2010 - По книге прот.Радомира В. Поповича " Кратак преглед Српске Цркве кроз ucmopujy " , Белград, 2000 11 июля 2001 года Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Сербские Архиепископы и Патриархи АРХИЕПИСКОПЫ Савва I………………..…………………………………….1219-1233 (+ 1236) Арсений I…………………………………………………..1233-1263 (+ 1266) Савва II…………………………………………………….1263-1271 Даниил I…………………………………………………….1271-1272 Иоанникий I……………………………………………….1272-1276 ( +1279) Евстафий I…………………………………………………1279-1286. Иаков………………………………………………………..1286-1292. Евстафий II……………………………………………… .1292-1309. Савва III…………………………………………………… 1309-1316. Никодим…………………………………………………….1317-1324. Даниил II……………………………………………………1324-1337. ПАТРИАРХИ Иоанникий II……………………………………………..1338-1346-1354 Савва IV…………………………………………………..1354-1375 Ефрем…………………………………………………….1375-1380 и 1389 -1390 Спиридон……………………………………………….. 1380-1389 Даниил III…………………………………………………1391-1396 Савва V………………………………………………….. 1396-1409 Кирилл……………………………………………………1409-1418 Никодим……………………………………………….….1418 - после 1435 Никодим II…………………………………………………1445-1455 (?) Арсений II…………………………………………………1457-1463. Иоанн, архиепископ……………………………………..1508... Марк, митрополит………………………………………..1524... Павел, митрополит Смедеревский…………………….. 1527-1535 (?) Макарий……………………………………………………1557-1571 (+1574) Антоний……………………………………………………1571-1575. Герасим…………………………………………………….1575-1586. Савватий………………………………………………….. 1587. Иерофей……………………………………………………1589-1590. Филипп……………………………………………………..1591-1592. Иоанн……………………………………………………….1592-1613. Паисий………………………………………………………1614-1648. Гавриил……………………………………………………..1648-1655 (+1659) Максим………………………………………………………1655-1674 (+1680) Арсений III………………………………………………….1674-1690 (+1706) Каллиник I…………………………………………………..1691-1710. Афанасий I………………………………………………….1711-1712. Моисей………………………………………………………1712-1726 Арсений IV………………………………………………….1726-1737 (+1748) Иоанникий III……………………………………………….1739-1746. Афанасий II…………………………………………………1746-1752. Гавриил II……………………………………………………1752. Гавриил III………………………………………………… 1755. Викентий Стефанович Паисий II Гавриил IV…………………………………………………….1758. Кирилл………………………………………………………….1758-1763. Василий………………………………………………………..1763-1765 (+1772) Каллиник II…………………………………………………….1765-1766. Димитрий ……………………………………………………..1920-1930 Варнава ……………………………………………………….1930-1937 Гавриил ……………………………………………………….1938-1950 Викентий………………………………………………………1950-1958 Герман………………………………………………………….1958-1990; +1991 Павел……………………………………………………………1990- 2009 2010 - По книге прот.Радомира В. Поповича " Кратак преглед Српске Цркве кроз ucmopujy " , Белград, 2000 11 июля 2001 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/39579.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ I патриарх Антиохийский (ок. 1309 - ок. 1316). Избрание Д. на Патриаршество связано с одним из расколов в Антиохийской Церкви XIII-XIV вв., когда территория Патриархата была разделена между соперничавшими гос-вами и в его частях выдвигались кандидаты, ориентировавшиеся на разных покровителей (Византию, Киликийскую Армению, а также на крестоносцев). После смерти патриарха Арсения (ок. 1286) архиереи городов Сирии, принадлежавших крестоносцам, без согласования с др. епископами избрали патриархом Кирилла, еп. Тирского (патриарх Кирилл II ). Интронизация состоялась в 1287 г. В свою очередь архиереи Киликийской Армении провозгласили патриархом Д., еп. Помпейополя Киликийского (древние Солы, территория совр. Турции), но он скоро отказался от борьбы. Кирилл же, прибывший осенью 1288 г. в К-поль, много лет не мог добиться офиц. признания от визант. властей, т. к. ассоциировался у них с латинянами-крестоносцами, и был внесен в диптихи К-польской Церкви только в 1296 г. Нек-рые авторы связывают перемену отношения к Кириллу в Византии с браком имп. Андроника II Палеолога и принцессы Марии из Киликийской Армении, считая признание Кирилла дружественным жестом К-поля по отношению к Киликийским епископам. Если это заключение верно, то архиереи Киликии, включая Д., были лояльны к Кириллу, а мнение Ж. Насраллы, к-рый называет Д. антипатриархом в 1287-1308 гг., представляется ошибочным. Д. был современником и свидетелем гибели последних гос-в крестоносцев под ударами мамлюков (графства Триполи в 1289, Иерусалимского королевства в 1291) и очередного монг. нашествия на Сирию в 1299-1303 гг. По смерти патриарха Кирилла II (ок. 1308) Д. возобновил претензии на Патриаршество и был признан К-польским патриархом и визант. императором. После 1310 г. Д. находился в К-поле; ему адресован питтакий (послание) К-польского патриарха Нифона I (1310-1314). Точная дата смерти Д. неизвестна: последнее сохранившееся упоминание о нем находится в колофоне афонской рукописи, относящейся к 1315-1317 гг. Ист.: Georgii Pachymeris de Michaele et Andronico Palaeologis libri tredecim/Ed. I. Bekker. Bonnae, 1835. Vol. 2: Andronicus Palaeologus. I 19. (CSHB; 22); Niceph. Callist. Hist. eccl. XIV 39. Лит.: Karalevskiy C. Antioche//DHGE. Vol. 3. Col. 621, 629; Laurent V. Le patriarche d " Antioche Cyrille II//AnBoll. 1950. Vol. 68. P. 310-317; Nasrallah. Chronologie, 1250-1500. P. 8-10; idem. Histoire. Vol. 3/2: 1250-1516. P. 44-45. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/178433.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010