Фридриха II по муж. линии. Арагонцы захватили Сицилию, в неск. сражениях разбили войска Карла Анжуйского и начали военные действия на юге Апеннинского п-ова. 4 сент. 1282 г. Педро III был коронован в Палермо как король Сицилии. В ответ профранцузски настроенный папа Римский Мартин IV (1281-1285) отлучил его от Церкви (18 нояб. 1282), а в 1284 г., напомнив о вассальной зависимости Арагона от Рима, объявил, что лишает Педро III владений и освобождает его подданных от клятвы верности. Папа призвал франц. принца Карла Валуа (по матери он приходился племянником Педро III) завладеть страной, придав этому предприятию характер крестового похода. Вторжение франц. армии в Каталонию, вначале весьма успешное (после взятия г. Жирона Карл Валуа стал королем Арагона), в 1285 г. закончилось провалом, при отступлении французы понесли огромные потери. Др. внешнеполитическим успехом Педро III стало установление протектората над Тунисом (1280). Правитель Туниса обязался выплачивать дань, арагонцы получили право сбора пошлины на торговлю вином, в крупнейшие города Туниса были назначены арагонские консулы и алькальд, управлявший местными христианами. Денарий кор. Хайме I Завоевателя. 2-я пол. XIII в. Денарий кор. Хайме I Завоевателя. 2-я пол. XIII в. После смерти Педро III владения Арагонской короны унаследовал старший сын Альфонсо III (1285-1291), а Сицилию - 2-й сын короля Хайме (Жауме) (впосл. кор. Хайме II (1291-1327)), которому пришлось отстаивать свои права в военных действиях против французов, поддержанных Римскими папами Гонорием IV (1285-1287) и Николаем IV (1288-1292). Хайме был вынужден пойти на уступки: по договору в Тарасконе (1291) он согласился выплачивать дань папе Римскому. Неудачной была внутренняя политика и Альфонсо III. Арагонская знать, опасаясь наступления королевской власти на свои привилегии, объединилась в т. н. унию, вступила с Альфонсо III в открытый конфликт и вынудила короля подписать «Привилегию унии» (Privilegio de la unión; 1287). В соответствии с ней король обязался ежегодно созывать в Сарагосе кортесы, к-рым переходило право назначать членов королевского совета, и не предпринимать никаких действий против унии или любого ее члена без разрешения кортесов и верховного судьи (хустисьи) Арагона.

http://pravenc.ru/text/674995.html

забвение в них мирских благ раждает. Тем пустынницы вином ся упиша, всех красных мира и сластных забыша. Еще и млеку Слово уравненно, яко из персий Бога источенно Сосцама Ветха 1282 и Нова Завета в воспитание житель сего света, Чад Бога жива, да бы возрастати в телеси церкве, и мужествовати. Такожде 1283 хлебу Слово уравнися, ибо 1284 во пищу Церкви предложися И сердца верных силно укрепляет, во путь небесный дивне утвержает. Наконец, дожду у него сравненно, яко на землю с небесе сточенно. Что дожд из облак. Душы окропляет, к плодом духовным оны устрояет. Без дождя 1285 земля вел ми усушится. душа без Слова в камень преложится. Аще и мягко Слово ся являет, но яко капля камень пробивает Не твердостию 1286 , частым 1287 падением 1288 , тако и Слово – в сердце толцанием 1289 . Дождь черви нудит из земли изьити 1290 , Слово весть грехи из душ понудити. Персть курящуся дождь благ укрощает, мысль мятущуся Слово уставляет. Дождь пламень гасит. Слово же похоти Божие гасит в тленней нашей плоти. Тем же полезно ушы сердца дати ему. да течет с даром благодати. 8 Иеремиа, пророк божественный, благодатию Бога исполненный, О Слове Его то нам возвещает, что Бог е огню и млату равняет, Иже камени силен есть крушити, а наковално найпаче твердити. Огню 1291 есть 1292 Слово Божие подобно, яко терзает 1293 вся споны удобно. Не может в персех заключенно быти, елико может, тщится вон изьити. Заключити то 1294 тирании хотеша в персех 1295 апостол, но ничто успеша. Елико они страхом заключаху и словоносцем раны налагаху, Да бы молчати, потолику тии оно вещаху мужие святии, Даже изьиде 1296 до 1297 всемирна 1298 конца, иде же злата зари светят солнца. Еще огневи и тем подобится, яко, егда в огнь железо вложится, Все есть огненно 1299 , вид свой изменяет, тако, где Слово Божие вхождает. Во 1300 ин вид 1301 сердце зрится преложити, в духовна мужа плотска претворити, Даже возможно ему глаголати Христа во сердце своем обитати, Яко же Павел древле глаголаше, не себе в себе, но Христа, вещаше. Млату же Слово Божие подобно.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Те же, кто благодаря своей чистоте и благим делам стали близки к Богу, не нуждаются в письменных знаках, содержащихся в творениях, чтобы через них понять волю, силу и мудрость Творца, но им служат Слово и Дух, или же рука и перст, не имея никаких посредников в творениях 1282 . 9. И как слово того, кто говорит, не бывает услышано без его дыхания ( πνεμα), и его дыхание не может выразить его волю без слова, а тот, кто делает знак, не делает его пальцем без руки или же рукой без пальца – так и Сын Божий, Который есть Слово, рука и сила, не делает ничего без Духа ( πνεμα), Который есть мудрость и перст 1283 . Ибо сказано: «Словом Господа сотворены небеса, и дыханием уст Его – все воинства Его» ( Пс. 33, 6 (Пешитта)) 1284 . И: «Небеса возвещают славу Божию, и дела Его рук являет твердь» ( Пс. 19, 1 (Пешитта)). И: «Когда они смотрят на Твои небеса, дело Твоих перстов…» ( Пс. 8,4 (Пешитта)). Смотри: «слово» и «дыхание», а также – «рука» и «перст». 10. И пусть не спрашивают: почему ты говоришь о многих пальцах? Ведь Дух один. Не слушай меня, послушай Исаию, который говорит о «духе мудрости» и «духе разума», а также других духах 1285 . Значит, их много? Нам не следует так думать. Услышав это, послушай также и Павла, который говорит: «Есть много различий в силах, но один Дух, который действует» 1286 . 11 . Итак, вместо творений, которые служат тем, кто далеко, и сообщают им по возможности подобием букв 1287 волю, силу и мудрость их Творца – любовь, сила и мудрость служат тем, кто близко. Они же [близкие] сами являются творениями чистыми, разумными 1288 и понимающими, которые, подобно великим древним буквам 1289 , ясно указывают на силу и мудрость их Творца. 12. Так же как сила и мудрость, то есть Сын и Дух, это славные буквы, через которые познается любовь Отца, – так же и разумные творения есть буквы, через которые, как мы говорили, познается сила и мудрость Отца 1290 . Итак, Сын и Дух есть [письменные] знаки 1291 Отца, через которые Он познается, разумные же творения есть [письменные] знаки, через которые познаются Сын и Дух, потому что они [разумные творения] – «по образу Нашему» 1292 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

23). 1285 Из отцов и учителей Церкви ясно исповедали двухчастность человеческой природы – а) святой Кирилл Иерусалимский : “познай и себя самого, что ты такое; познай, что ты человек из двух частей, из души и тела, и что тот же Бог есть Творец души и тела”; 1286 б) святой Василий Великий : “человек составлен из души и тела; плоть взята из земли, душа же небесна”; 1287 в) святой Григорий Богослов : “во мне двоякая природа; тело сотворено из земли, потому и преклонено к свойственной ей персти; а душа есть Божие дыхание, и всегда желает иметь лучшую участь пренебесных”; 1288 г) святой Иоанн Златоуст : “двойственное это животное, говорю о человеке, который состоит из двух естеств, из души, чувствующей и мыслящей, и из тела”; 1289 блаж. Августин: “человек не есть одно тело, или одна душа, но состоит из души и тела”; 1290 святой Иоанн Дамаскин : “из видимого и невидимого естеств Бог своими руками сотворил человека.... сотворил смешенным из двух природ, созерцателем твари видимой, таинником твари умопостигаемой...; сотворил духом и вместе плотью, духом для принятия благодати, плотью в предупреждения гордости”. 1291 Так же учили святой Григорий Нисский , блаж. Иероним, и вообще все Отцы и учители Церкви, когда говорили, что жизнь человека есть не что иное, как соединение души с телом, а смерть разлучение души от тела. 1292 Если же некоторые из древних учителей Церкви различали в человеке дух, душу и тело: то отнюдь не в том смысле, будто душа и дух составляют особые, самостоятельные части. Напротив – а) Одни, без всякого сомнения, принимали в этом случае душу и дух только за две стороны или силы одной и той же духовной природы человека, низшую и высшую: потому что в других местах своих писаний сами же ясно говорят, что человек состоит из двух частей, а не из трех. Так, святой Иустин в одном месте выражает мысль, что “тело есть жилище души, а душа жилище духа,” 1293 а в другом – признает в человеке только две части, душу и тело. 1294 Равно и Тертуллиан в одном месте, по видимому, различает дух, душу и тело в человеке, 1295 а в другом учит, что в человеке две природы, что душа и дух нимало не различны между собой и означают только два отправления одной и той же невидимой сущности, мыслящей и оживляющей тело человека. 1296 Климент Александрийский также в одном месте противополагает душу, как начало жизни телесной, и дух, как начало мыслящее и свободное, 1297 а в других – утверждает, что только тело и душа суть составные части человека, что душа есть начало в человеке и мыслящее и свободное, что душа и дух – два имени одной и той же невидимой сущности человека, а если иногда различаются, то для того только, чтобы обозначить разные отправления и состояния этой сущности. 1298

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Шестая беда есть искушение врага проклята на злотворение. Ему же может той противен быти, кто тщится с Богом лета своя жити. Седмая беда есть грядуща века вечна погибель грешна человека. Ея же муж добр удобь избегает, яко, ту помня, злобы отбегает. Осмая беда скорбна, но спасенна – епитимия, за грех возложенна, Юже кто чистым сердцем совершает, беду на радость вечну изменяет. 4 Иаков 1284 святый велит нам страдати беды всякия 1285 , слезити, рыдати 1286 . Рыдати, беды вся познавающе, им 1287 же подлежим, грешни люди суще. Грех бо виновен от начала века бед всех, на грешна сущих человека. Второе – беду вины обрыдати 1288 нам подобает и казнь налагати, Да не изволит Бог за ню казнити, но кающымъся милость си явити. Третие – в слезах должно пребывати, во терпении вся скорби страдати, Яже в жизни сей нам ся приключают, судбами Бога посланы бывают. Четвертое – нам хранити есть требе вечныя муки, разсуждати в себе, Покаянием тыя искупати зде, да бы тамо онех не страдати. Пятое – беды вражих искушений терпети нужда и лютых гонений, За ня же в небе мзда вечна готова от Христа Бога, Бога Отца Слова. Шестое – требе чужды беды 1289 знати, яко судом си соболезновати 1290 . Се бо небесну Отцу зело годе, таковы селит во вечной породе. Седмое – труды жизни сея требе непрестанными стати в светлом небе, Трудящым бо 1291 ся покой тамо будет и радость, яже во веки пребудет. Наконец, нужда от бед воздыхати странствия сего к небесной полате, В жилище вечно, в очество 1292 святое: О, даждь нам, Христе, получити тое. Не 1293 всегда Господь от бед избавляет. егда праведник молбы возсылает. Хощете вину тайны сея знати. подобие се 1294 изволте читати. Яко нудужный 1295 , егда воспалится внутрь себе огнем и просити тщится. Да бы хладныя дано воды пити, еже бы огнь той в себе утолити, Аще зря врача, тощно возглашает: Зри, яко огнь мя всего сожигает 1296 ; Виждь, зело стражду, ни могу терпети, прииде время от жажды умрети. Се дух исходит, уже умираю; даждь воды мало, слезно умоляю. Доколе 1297 имам толь люте страдати?

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

42 . Let the chaste learn not to dread calumny. For she who preferred chastity to life did not suffer the loss of life, and retained the glory of chastity. So, too, Abraham, once bidden to go to foreign lands, and not being held back either by the danger to his wife’s modesty, nor by the fear of death before him, preserved both his own life and his wife’s chastity. 1287 So no one has ever repented of trusting God, and chastity increased devotion in Sarah, and devotion chastity. 43 . And lest any one should perhaps think that, as the Scripture says, “God raised up the Holy Spirit of a young youth,” the Spirit in him was that of a man, not the Holy Spirit, let him read farther on, and he will find that Daniel received the Holy Spirit, and therefore prophesied. Lastly, too, the king advanced him because he had the grace of the Spirit. For he speaks thus: “Thou, O Daniel, art able, forasmuch as the Holy Spirit of God is in thee.” 1288 And farther on it is written: “And Daniel was set over them, because an excellent Spirit was in him.” 1289 And the Spirit of Moses also was distributed to those who were to be judges. 1290 h10 Chapter VII. The Son Himself does not judge or punish without the Spirit, so that the same Spirit is called the Sword of the Word. But inasmuch as the Word is in turn called the Sword of the Spirit, the highest unity of power is thereby recognized in each. 44 . But what should we say of the other points? We have heard that the Lord Jesus not only judges in the Spirit but punishes also. For neither would He punish Antichrist, whom, as we read, “the Lord Jesus shall slay with the Spirit of His mouth,” 1291 unless He had before judged of his deserts. Yet here is not a grace received, but the unity remains undivided, since neither can Christ be without the Spirit, nor the Spirit without Christ. For the unity of the divine nature cannot be divided. 45 . And since that instance comes before us, that the Lord Jesus shall slay with the Spirit of His mouth, the Spirit is understood to be as it were the Sword of the Word. Lastly, in the Gospel also the Lord Jesus Himself says: “I came not to send peace but a sword.” 1292 For He came that He might give the Spirit; and so there is in His mouth a two-edged sword, 1293 which is in truth the grace of the Spirit. So the Spirit is the Sword of the Word.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Так, И. был «искусным в звероловстве, человеком полей» (Быт 25. 27), любимым сыном Исаака; кроткий Иаков был любимым сыном Ревекки (Быт 25. 28). Это соперничество братьев началось еще до их рождения: когда Ревекка была беременна, младенцы боролись в ее животе (Быт 25. 22). Ревекка в сомнении обратилась к Богу с вопросом («для чего мне это?») и получила в ответ пророчество, к-рое описывает буд. судьбу народов, чьими прародителями будут ее сыновья: «Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Быт 25. 23). Это пророчество стало отчасти исполняться еще при жизни братьев: один из них был назван И., другой, схватившийся за пяту старшего брата во время родов,- Иаков. И. стал охотником, добытой им дичью любил питаться Исаак (Быт 25. 28). Иаков вел полукочевой образ жизни пастуха. Однажды И. вернулся домой голодным после неудачной охоты и неосмотрительно поклялся Иакову продать свое право первородства за блюдо, приготовленное младшим братом. Позднее право первородства было строго закреплено в законе (Втор 21. 15-17), на этом, раннем этапе это право, по всей видимости, носило более свободный характер, предполагавший возможность смены его обладателя. Исаак отвергает Исава. Роспись верхней ц. св. Франциска Ассизского в Ассизи. Худож. Дж. ди Бондоне. Ок. 1292–1294 гг. Исаак отвергает Исава. Роспись верхней ц. св. Франциска Ассизского в Ассизи. Худож. Дж. ди Бондоне. Ок. 1292–1294 гг. Затем И. потерял отцовское благословение (Быт 27). По совету своей матери Ревекки Иаков, когда старшего брата не было дома, надел то, в чем ходил И., и выдал себя за брата, получив вместо него благословение от ослепшего отца. Когда обман открылся и И. попросил Исаака благословить и его, то в ответ услышал слова: «…ты будешь жить мечом твоим, и будешь служить брату твоему; будет же [время], когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей» (Быт 27. 40). Вторая часть благословения содержит отсылку к небольшому периоду восстановления идумеями своей независимости от израильтян во времена царей Соломона (3 Цар 11.

http://pravenc.ru/text/674790.html

С другой стороны, Адам, испортив в самом корне природу человеческую через отравление ее ядом греха, передал эту испорченную природу всему роду человеческому, отчего человечество начало жить неистинной, ложной жизнью, производимой этой испорченностью. Как вернуть здравие и истинную жизнь всему человечеству? «Очевидно, что для обновления этого в самом корне поврежденного тела человечества, надо от вне влить в него начало истинной человеческой жизни, подобно тому, как совершенно испорченное тело человека поновляют перелитием в него крови совершенно здорового организма, – надобно, представляя человечество древом, привить его от другого, полного здравой жизни, древа, чтобы оно, под действием его живительных соков, переродилось внутри и начало давать новые живые отростки». 1291 Нужен новый родоначальник человечества, который должен быть человеком, чтобы иметь возможность сообщать людям не просто новую жизнь, но жизнь человеческую, а значит должен произойти от человеческого же существа, но каким-то иным способом, дабы избежать причастия общечеловеческой порчи. 1292 Сверх того, этот родоначальник человечества должен иметь в себе такую полноту жизни, которая не истощалась бы, а пребывала всегда полной не только в жизни временной, но и в жизни вечной. По естеству своему она не может быть такой будучи тварной. Следовательно, ей нужно принять качество лица нетварного. А таким лицом может быть только Бог – Источник всякого бытия и жизни присносущей. Итак, Сам Творец берет на себя борьбу за Свое собственное создание. И подобно земледельцу идущему обрабатывать запустевшую землю и берущему для этой цели собственные одежды и орудия, Бог – истинный делатель, желая возделать запустевшую от пороков человеческую душу, облекся в человеческую плоть и, взяв вместо орудия крест, исторг их нее терния и плевелы греха и насадил в ней прекраснейший духовный сад добродетелей. 1293 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него ( 1Ин. 4:9 ). Никому иному, как Богу-Слову, надлежало вочеловечиться и возвести людей от постигшего их тления, ибо это наиболее сообразовалось со свойствами Его. Надлежало же, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, восстановить падшую природу человеческую в ее прежнее достоинство, приводящего многих сынов в славу и явиться Воссоздателем того же, чего был и Создателем ( Евр. 2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Причастие γισας («освятив») является ретроспективной проекцией литургического действия на рассказ о Тайной вечере: подобно тому как хлеб и вино на Евхаристии освящаются Самим Христом и становятся Его Телом и Кровью, точно так же Им были освящены хлеб и вино на Тайной вечере. Уместно по этому поводу вспомнить слова Иоанна Златоуста о Евхаристии: «Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары сам Христос» 1291 . Наконец, причастие κερσας («растворив») образовано от глагола κεραννυμι, обозначающего «смешивать» (как правило, воду с вином) или «вливать» (вино, смешанное с водой, в сосуд) 1292 . Очевидно, автор анафоры представлял себе действие, совершённое Христом над чашей, по аналогии с действием священника на Литургии, когда он смешивает вино с водой и вливает в чашу. Слова «Сие творите в Мое воспоминание» заимствованы из Евангелия от Луки ( Лк.22:19 ) и Первого послания к Коринфянам ( 1Кор.11:24, 25 ). Что же касается слов «Елижды бо аще ясте Хлеб сей и Чашу сию пиете, Мою смерть возвещаете, Мое воскресение исповедаете», то они основаны на 1Кор.11:26 («Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет»), однако к хлебу в них добавлена чаша, к смерти воскресение, и сама фраза из обращенного к Коринфянам увещания Павла переделана в обращенную к ученикам прямую речь Иисуса Христа. В христианской традиции воспоминание о смерти Христа неразрывно связано с воспоминанием о Его воскресении. Эту связь можно проследить по богослужебным текстам Страстной седмицы, а также по текстам всех сохранившихся древних анафор. Святитель Кирилл Александрийский пишет: Проповедуя смерть по плоти Единородного Сына Божия, то есть Иисуса Христа, и исповедуя Его воскресение из мертвых и вознесение на небеса, мы совершаем в церквях бескровную службу, приступаем таким образом к таинственным благодарениям и освящаемся, становясь причастниками святой Плоти и пречестной Крови Спасителя всех нас Христа 1293 . Связь между страданиями, смертью и воскресением Христа прослеживается и в следующем сегменте анафоры:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Князь Даниил Галицкий Понять, каким представлялся образ Русской земли в Галицко-Волынской летописи, сегодня достаточно важно. Дело в том, что в последние годы Галицко-Волынская летопись – этот уникальный памятник общерусского значения, создававшийся между 1246 и 1292 годами и охватывающий события почти целого столетия (1201–1292), – стала, к сожалению, знаменем воинствующих украинских националистов. Для них эта летопись – первый памятник украинской литературы (некоторые, пытаясь сделать корректными свои высказывания, говорят: староукраинской). Объединителя Галицко-Волынской Руси князя Даниила пытаются сделать чуть ли не первым украинским властителем (то ли гетманом, то ли президентом), с особым удовольствием смакуют его унию с Римом (правда, еще вопрос, а была ли она в собственно церковном смысле) и стыдливо забывают упомянуть, что с Римом он разорвал вскоре после того, как получил корону от папы Иннокентия IV. Голословно утверждается, что Галицко-Волынская Русь в ΧΙΙΙ веке не имела ничего общего с прочими русскими землями, она-де – сама по себе. Начиная с ΧVI века, сначала поляки и униаты, а затем австрийцы, венгры и украинофилы пытались железом и кровью стереть с Галицко-Волынской земли всякие следы Православия и русскости, истребить самое имя Руси на этой многострадальной земле. Памятными вехами являются 1914–1915 годы, когда было уничтожено, по разным оценкам, от 60 000 до 80 000 православных русинов, а также 1941–1944 годы, когда на Галичине истреблялись не только поляки и евреи, но и русские – носители русского сознания и православной веры. Теперь воюют с прошлым, пытаясь стереть русское имя из памятников истории и памяти народной. Но если мы вглядимся в этот уникальный источник – Галицко-Волынскую летопись, то с удивлением увидим, что он, как и «Слово о полку Игореве», пронизан общерусским сознанием, болью за всю Русскую землю. Самый язык Галицко-Волынской летописи, при всех его особенностях, это язык древнерусский. Лучшим доказательством того, что в сознании книжников, создававших Галицко-Волынскую летопись, Русская земля была единой, являются включенные в летопись повесть о битве при Калке, рассказ о нашествии Батыя на Северо-Восточную Русь и о героической защите ее городов – Рязани, Владимира, Козельска, та скорбь, которая ощущается в величественных и простых словах этих повествований. Это и приводимые ниже наблюдения показывают, что и в ΧΙΙΙ веке раздробленная, растерзанная и страдающая Русь была духовно единой, в первую очередь благодаря единой православной вере, которая во многом формировала общерусское сознание и образ единой Русской земли, завещанной потомкам, в том числе и нам с вами.

http://pravoslavie.ru/64352.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010