Архиеп. Иаков из Варацце. Фрагмент композиции «Распятие». Роспись капеллы Палаццо Тринчи в Фолиньо, Италия. 1421-1424 гг. Худож. О. Нелли [Ворагинский, из Ворагина; лат. Jacobus de Varagine, Jacobus de Voragine; итал. Giacomo da Varazze, Jacopo da Varazze, Jacopo de Voragine] (ок. 1226 или 1230, Варацце, близ Генуи - в ночь с 13 на 14.07.1298, Генуя), блж. Римско-католической Церкви (пам. 13 июня), архиеп. Генуэзский, доминиканец, агиограф, церковный историк. Сведения о жизни И. из В. можно почерпнуть из написанной им незадолго до смерти «Хроники города Генуи» (1295/96-1298). Это жанрово неоднородное сочинение с элементами панегирика, всемирной хроники и городской истории завершается сжатой автобиографией и описанием событий в Генуе во время предстоятельства И. из В. С большей осторожностью следует принимать на веру сведения о нем из сочинений доминиканских историков и биографов XV в. Самый ранний достоверно установленный факт из жизни И. из В.- вступление в орден доминиканцев в 1244 г. О его обучении, проповеднической деятельности и карьере в ордене известно немного. По нек-рым данным, он преподавал богословие в доминиканских школах Сев. Италии, к 60-м гг. XIII в. приобрел репутацию талантливого проповедника. Сведения позднейших биографов об обучении И. из В. в Париже и Болонье не находят подтверждения в ранних источниках. К 1267 г. он, вероятно, уже занимал высокое положение в ордене, на генеральном капитуле в Болонье был избран провинциалом Ломбардии (до 1286 с перерывом в 1277-1281). В 1283-1285 гг. был регентом ордена доминиканцев. Оказался вовлечен в конфликт, связанный с новым генеральным магистром Мунио де Самора (1285-1291). Историки расходятся в оценке событий, повлекших за собой отставку магистра (1290). Среди причин отставки называют испан. происхождение и происпан. политику Мунио де Саморы, недовольство Римского папы францисканца Николая IV (1288-1292) ростом влияния ордена братьев-проповедников, строгость и ригоризм магистра, к-рые враждебно настроили против него членов ордена и папской курии, а также сомнительный моральный облик магистра. И. из В. был одним из эмиссаров, доставивших на генеральный капитул в Ферраре (1290) требование папы к Мунио де Саморе сложить с себя полномочия. Капитул признал, что генеральный магистр соответствует своей должности. И. из В. передал отрицательный ответ в папскую курию (часть эмиссаров отказалась сделать это) и подписал петицию в защиту главы доминиканского ордена. По данным поздних биографов, за поддержку опального магистра на И. из В. было совершено покушение: его пытались утопить в колодце. Однако папа Николай IV покровительствовал И. из В. и после упомянутых событий.

http://pravenc.ru/text/200325.html

Согласно Гиберти, К. расписывал старую базилику св. Петра, где «еще несколько придерживался старой, греческой манеры». Очевидно, эта работа относится к раннему периоду творчества; А. Бусуйочану датирует ее ок. 1287 г. ( Busuioceanu. 1925. P. 259-406). Во время перестройки базилики при папе Николае IV (1288-1292) были заложены отдельные окна центрального нефа, а оставшиеся преобразованы в трифоры. На рисунке пером, выполненном Я. Гримальди (1619; Descrizione della basilica antica di S. Pietro in Vaticano: Codice Barberini latino 2733/A cura di R. Niggl. Vat., 1972), показана зап. стена с трифорами, между к-рыми вверху представлены крупные фигуры апостолов Петра (с коленопреклоненным папой), Павла, Андрея и Иоанна, ниже - 4 евангелистов, а вдоль карниза - ряд папских портретов в медальонах. На другом рисунке (Vat. Barb. lat. 2733) видно, что на боковых стенах нефа сцены располагались в 2 яруса; на правой стене в центре находилось «Распятие», занимавшее оба яруса. Рисунок показывает, что между трифорами на месте замурованных окон были представлены пары фигур, к-рые Й. Вильперт считал изображениями пророков ( Wilpert. Mosaiken. 1917. Bd. 3. Taf.: Mosaiken). Их композиция продолжает схему, использованную на зап. стене, а по размерам они сходны с фигурами представленных там апостолов, упомянутых Гиберти. На основании этих фактов высказывалось предположение, что К. был автором всех росписей центрального нефа. К тому же этапу украшения базилики св. Петра относят «Мадонну делла Боччата» - фрагмент фрески, находившейся в атриуме (ныне в Музеях Ватикана). В этот образ, по преданию, пьяный солдат, разозленный проигрышем в кегли, бросил шар (boccia), отчего поврежденный лик Мадонны начал кровоточить. В наст. время это плохо сохранившееся произведение считается работой мастерской К. Богоматерь с Младенцем, предстоящими апостолами Петром и Павлом и донатором кард. Бертольдо Стефанески. Мозаика ц. Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме. 1291 г. Богоматерь с Младенцем, предстоящими апостолами Петром и Павлом и донатором кард.

http://pravenc.ru/text/1319748.html

Выбор коллегии, вероятно по подсказке находившихся под защитой императора францисканцев, пал на Райнальдуччи. 12 мая 1328 г., на праздник Вознесения, еп. Дж. Альберти совершил епископское рукоположение Райнальдуччи. Сначала в портике перед входом в базилику св. Петра император, окруженный прелатами, придворными и представителями рим. знати, вывел Райнальдуччи вперед и усадил в кресло под балдахином. Затем монах ордена августинцев-еремитов Николай из Фабриано произнес проповедь на сюжет из Деяний св. апостолов о чудесном избавлении ангелом ап. Петра из темницы (Деян 12. 11: «Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский»). При этом Иоанн XXII и его курия отождествлялись с царем Иродом и иудеями, а имп. Людовик IV - с ангелом-избавителем. После этого еп. Дж. Альберти трижды обратился к народу для одобрения кандидатуры Райнальдуччи. Наконец, его избрание утвердил император, передав ему знаки папского достоинства: кольцо и мантию понтифика. Райнальдуччи принял имя Николай, по-видимому в честь покровительствовавшего ордену францисканцев папы Римского Николая III (1277-1280) и 1-го папы-францисканца Николая IV (1288-1292). 22 мая, в праздник Пятидесятницы, в базилике св. Петра состоялась двойная коронация: еп. Дж. Альберти, назначенный кардиналом, совершил папскую коронацию, затем новый понтифик короновал Людовика IV императором Свящ. Римской империи. Церемония была призвана продемонстрировать согласие и равноправие духовного и светского глав христ. мира. Сразу после избрания Н. приступил к организации своей курии, альтернативной той, к-рая находилась в Авиньоне. На консистории 15 мая 1328 г. Н. назначил 6 кардиналов, среди к-рых были августинец-еремит Николай из Фабриано, Дж. Альберти, еп. Кастелло, а также доминиканец из Пизы Бонифацио Доноратико, еп. Херсониса (Херрониса) (ныне Лименас-Херсонису) на Крите, Франциск, аббат одного из нем. мон-рей (неясно, какого именно, нек-рые авторы ошибочно указывают аббатство Фульда ), и 2 рим.

http://pravenc.ru/text/2566086.html

О если бы не в таком плачевном состоянии находился Ростов, знал бы; а ныне... остался только прах...». 1286 Тогда же, 31 декабря 1707 г., Феологу святитель писал: «Аще бых имел Пегаса или Александрова Буцефала, послал бых к честности твоей, да на тех приехав, посетиши мя, но и сам чуть не пешком брожу: ни коня, ни всадника... оскудеша... овцы от пищи и лошадей нет». 1287 В ответ на подарок митрополитом Иовом полбочки рыбы святитель писал 4 декабря 1708 года: «не имам чим воздать, убог сый; молю богатаго в милости Христа, да Он воздает...». 1288 По переписной книге городовой сотни Ярославля 1709 г. за 61 значится двор преосвященного Димитрия митрополита Ростовского и Ярославского, а в нем живет иеромонах Иона 1289 ; а мирских (т. е. прислуги) людей нет. В начале деятельности святителя царь Петр посетил Ростовский архиерейский дом 1290 и, говорит предание, заметив страшную его скудость, сказал в собрании светских и духовных лиц, вероятно, в Белой палате, стольнику монастырского приказа Василию Романовичу Воейкову: «если тебе прикажет архиерей дом архиерейский перенести на остров (на Ростовском озере), то ты непременно сделай!», то есть, чтобы архиерей не потребовал то во всем удовольствуй. 1291 Насколько исполнялся этот приказ, видно из последующего. 24 июня 1702 г. вышел указ, в силу которого всю переписку по сбору доходов с архиерейских и монастырских земель приходилось вести не с воеводами, а с особо назначенными стольниками. 1292 Святитель, бывший в хороших отношениях с воеводой Семеном Воронцовым, 1293 теперь должен был вступить в непосредственные сношения с упомянутым стольником Воейковым, 1294 и сношения эти сразу приняли не дружелюбный оттенок. Святитель, как мы знаем, устроил при школе театр, и для костюмов действующих лиц, вероятно в Рождественской комедии, употребил старые ризы прежних архиереев. Воейков не преминул донести, куда следует. Ответом послужил следующий любопытный указ. «Писал ты к нам (1702 г. ноября 16) великому государю: после де бывших архиереев из материи велено тебе держать в расход преосвященному Димитрию митрополиту Ростовскому и Ярославскому, есть ли они ему угодны будут на церковные одежды; и что будет издержано и на какие дела о том тебе велено записывать у себя, так и в монастырский приказ, для ведома писать же; и преосвященный Димитрий митрополит из домовой казны материи и всякие локотные товары бывших архиереев на комедии и на всякие расходы держит без твоего ведома, а ключи и печати той полаты в доме ево архиерейском и (в) том ты х казначею ево архиерейскому с товарищи посылал указы, чтоб они тех материй и всяких локотных товаров не держали; и они де, казначей с товарищи не слушают...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Такими [речениями] Само Слово, через Своих учеников, показывает, что Оно по обеим Своим природам, из которых и в которых состоит, наделено волей и энергией, [обращенными] к нашему спасению. Их же преемники, [жившие] после них, явители Богоявления Слова во плоти, определенные Богом отцы Соборной Церкви, проповедуя равным образом и Божественную, и человеческую природу одного и того же – и не только [природу], но и волю и энергию – громогласно говорят следующее. Наименованный по бессмертию (θανασας) 1287 в Слове о воплощении и Троице говорит: «Когда Он говорит „Отче! Если возможно, да минует меня чаша сия. Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет“ (ср. Мф.26:39 ; Лк.22:42 ) и „дух бодр, плоть же немощна“ [ Мф.26:41 ], то являет здесь две воли: человеческая, по немощности плоти, уклоняется от страдания, а Божественная бодра 1288 » 1289 . Григорий же, наименованный по богословию, говорит во Втором слове о Сыне: «В-седьмых, считай речение, что Сын „сошел с небеси, не да творит волю Свою, но Пославшего“ [ Ин.6:18 ]. Если бы это сказано было не о самом Снисшедшем 1290 , то мы ответили бы, что слова эти сказаны о человеке 1291 , не какого разумеем мы в Спасителе (Его хотение, как всецело обоженное, не противно Богу), но о подобном нам, потому что человеческая воля не всегда следует, но весьма часто противоречит и противоборствует воле Божией» 1292 . Одноименный же с ним наставник ниссян, а вернее учитель Вселенной, говорит следующее в Слове о Пасхе: «Приходит прокаженный, с телом уже острупленным и расслабленным. Как Господь творит его исцеление? Душа хочет, тело касается – и при помощи того и другого недуг уходит. „И тотчас, – говорит евангелист, – ушла от него проказа“ [ Мф.8:3 ]» 1293 . И еще он говорит в том же Слове: «И вновь: многие тысячи сопровождавших Его в пустыне, когда они были голодны, [Спаситель] отпустить не захотел, а преломил хлебы руками. Видишь ли ты, как Божество является народу посредством обоих, сопутствуя и действующему телу, и устремлению воли, пребывающей в душе?» 1294 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

В Юрьевском новгородском монастыре, основание которого с вероятностию приписывают еще Ярославу Великому, в 1119 г. игумен Кириак и князь Всеволод Мстиславич построили каменную церковь во имя святого Георгия и вместе с тем увеличили самый монастырь, умножили число братий 1280 . Великий князь Мстислав Владимирович и сын его Всеволод для содержания этого монастыря пожертвовали в 1130 г. село Буице с данию, вирами и продажами и назначили некоторые другие дани 1281 . Из игуменов его известен еще Исаия, которого новгородцы в 1134 г. отправляли в Киев послом к митрополиту Михаилу 1282 . В одной из княжеских грамот того времени (1135), сохранившейся, впрочем, в позднейших списках, настоятель Юрьевского монастыря называется уже архимандритом, хотя, по летописям, он и в 1165 г. продолжал носить имя игумена 1283 . Существовали также в первой половине XII в. новгородские монастыри: Липенский, основанный (ок. 1113 г.) новгородским князем Мстиславом на острове Липно по случаю явления там иконы святителя Николая, от которой князь получил чудесное исцеление 1284 ; Воскресенский, в котором в 1136 г. сгорела церковь ; Варварин – женский, где новгородцы в 1138 г. заключили на время супругу князя своего Святослава; Бело-Николаевский, в котором в 1135 г. заложена каменная церковь во имя святого Николая Чудотворца 1285 ; Зверин Покровский – женский, где в 1148 г. загорелась церковь святой Богородицы от грома 1286 , Пантелеймонов, которому великий князь Изяслав Мстиславич (1146 – 1154) пожаловал села и земли 1287 . Немало было тогда монастырей и в других городах России, особенно южной. Например, а) в Переяславле: Иоанновский, которого основание приписывают еще митрополиту Иоанну I (упом. в 1126 и 1146 гг.) 1288 и Михайловский, или Ефремов, основанный в 1089 г. митрополитом Ефремом 1289 , б) в Чернигове: Успенский Елецкий, основанный черниговским князем Святославом Ярославичем на Болдиной горе с церковию Успения Пресвятой Богородицы по случаю явления в 1060 г. на ели иконы Богоматери, и Ильинский Троицкий, построенный в 1069 г. тем же князем в одной версте от Успенского близ пещеры, которую ископал себе здесь преподобный Антоний Печерский, когда находился в Чернигове 1290 ; в) во Владимире на Волыни – Святогорский, в котором скончался (1062) преподобный Варлаам, первый игумен киево-печерский и дмитриевский 1291 ; г) в Тмутаракани – Богородицкий, основанный (прежде 1057 г.) преподобным Никоном Киево-Печерским 1292 ; д) в Муроме – Спасский, упоминаемый в 1096 г.; е) близ Смоленска на Смядине – Борисоглебский (упом. в 1138 г.), в котором в 1145 г. построена каменная церковь во имя святых мучеников Бориса и Глеба 1293 ; ж) во Владимире на Клязьме – Георгиевский, основанный в 1129 г. Георгием Владимировичем Долгоруким 1294 ; з) в Олонецком крае в 43 верстах от Каргополя – Челмогорский, основанный преподобным Кириллом в XI в., и и) в Великом Устюге – Гледенский Троицкий, существовавший в начале XII в. 1295

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

От помола и продажи хлеба и с сукновальни обитель получала в год около 11 тысяч рублей 1288 . Но этот доход большей частью расходовался на содержание, ремонт и расширение мельниц, а также на взносы в казну и платежи земских окладов. Хотя деньги в монастырь и не поступали 1289 , с Сеймских мельниц обитель получала каждый месяц 300–400 пудов хлеба 1290 . Мельницами заведовал назначенный настоятелем инок, послушание здесь также проходили 19 послушников, которые обучались мельничному и сукновальному делу 1291 . На подворье Сеймских мельниц останавливались многочисленные богомольцы, приезжавшие в Глинскую пустынь издалека, так как по железной дороге (до проведения подъездного пути к обители) они могли доехать лишь до станции Путивль. Все они стремились получить благословение, услышать наставление мудрого Глинского настоятеля, который часто приезжал на Сеймские мельницы. Паломники приобщались к жизни обители уже на ее подворье. Более всего они общались здесь с гостинником и его помощниками – братьями гостиного двора, которые, будучи истинными иноками Глинской пустыни, при исполнении всех своих многотрудных и хлопотных обязанностей являли пример христианской любви, кротости и терпения. Среди них особенно отличался благочестивой жизнью воспитанник о. Иннокентия – монах Евгений (в миру Евмений Бобров). Отец Евгений родился в 1861 году в семье крестьян Мглинского уезда Черниговской губернии; в Глинскую пустынь поступил в 1884 году 1292 . В обители он был назначен на послушание при гостинице, а затем переведен на подворье при Сеймских мельницах помощником гостинника 1293 . Сначала о. Евгений не мог справиться со всеми своими многотрудными обязанностями, но он все открывал о. Иннокентию и по молитвам Глинского настоятеля свое тяжелое послушание нес благодушно. Тогда враг спасения начал смущать молодого подвижника различными помыслами. В душе его происходила острая внутренняя борьба, и о. Евгений просил перевести его в монастырь. Ответ Глинского настоятеля на эту просьбу о. Евгения раскрывает высоту духовной жизни о. Иннокентия, его близость Горнему миру. Он сказал: «Я тебя не сам назначил, на это была воля Божия и Царицы Небесной; не могу преступить Их Святой воли; покоряйся и ты. Старайся нести послушание без рассуждения и получишь награду…» 1294 . Отец Иннокентий умел мудро наставлять всех, кто к нему обращался, на правильный спасительный путь жизни и направлять их волю в сторону добра. Под духовным водительством такого старца о. Евгений беспрекословно нес свое послушание, возрастал в духовно-аскетической жизни, стяжал терпение и кротость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

1285. Выражение это заимствовано у св. Иоанна Лествичника. Слово 28, глава 51-я по Московскому изданию 1851 года. (Примеч. свт. Игнатия). 1286. Исаака Сирского слово 55, преп. Варсонофия Великого ответы 2, 108, 311, 342 и другие; преп. Иоанна Лествичника слово 4, гл. 35, 36, 71, слово 27, гл. 1, преп. Нила Сорского слово 11. (Примеч. свт. Игнатия). 1287. Преподобного аввы Дорофея поучение 5. (Примеч. свт. Игнатия.) 1288. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 177 об.-234. Частично опубликовано: К свету. 1994. 11–12. С. 42–55. В данном фрагменте текст авторов рукописного Жизнеописания чередуется с цитатами из отчета Владыки Игнатия, к сожалению, не выделенными кавычками. Отчет-доклад святителя Игнатия о состоянии Епархии за 1858 год представлен им Св. Синоду в октябре 1859 года. Постраничные примечания (с. 469–518) воспроизводятся по тексту публикуемого источника. 1289. Позже Епископ Кавказский. 1290. Впоследствии Епископ Красноярский. 1291. Различие между Епископом и пресвитером превосходно изложено в книге «Истинно-Древняя и Истинно-Православная Христова Церковь» (с. 81). Изложение это тем особенно важно, что оно указывает на св. Отцов Православной Церкви и вместе на раскольничьи книги, говорящие о том же предмете. По сему отделу вероучения большая часть раскольников согласна с Православною Церковию. 1292. Расколом называется собственное отделение от Вселенской Церкви без нарушения единения в догматах. Нарушение единения в догматах уже есть ересь. На этом основании почти все русские раскольники суть, собственно, уже не раскольники только, но и еретики. Западная церковь называет восточных христиан раскольниками, как не могущая уличить их в изменении какого-либо догмата Первенствующей Вселенской Церкви, а Восточная признает папистов еретиками как допустивших нововведение в самых догматах. 1293. При производстве иерея в протоиерея в единственной молитве для сего обряда читается нижеследующее: «Одей Твоею благодатию брата нашего и честностию украси его в начале стояти пресвитеров люда Твоего». Вот и все значение церковное протоиерея: он, при Богослужении, имеет право занимать первое место между прочими священниками (см. чин хиротонии).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

of Shanghai University. Social Science. 2013. N 5. P. 77-86. А. В. Муравьёв Католицизм XIII-XIV вв. Появление католич. миссионеров в К. было связано с намерением европ. правителей наладить отношения с монголами, остановить их наступление в Европе и заключить союз для освобождения Палестины от мусульм. господства. Папа Римский Иннокентий IV (1243-1254) и франц. кор. Людовик IX Святой направили неск. посольств к великим ханам Монгольской империи, наиболее известные - миссии францисканцев Джованни ди Плано Карпини (Иоанн из Пьян-дель-Карпине) (1245-1247) и Гильома де Рубрука (1253-1254). Посетив ставку великого хана в Каракоруме (Монголия), послы сообщили, что среди тюрк. и монг. племен (кераитов, онгутов, найманов и др.) были христиане Церкви Востока; существовала также небольшая община католиков из пленников, захваченных монголами в Вост. Европе. В 60-х гг. XIII в. итал. торговцы прибыли в Ханбалык (кит. Даду) ко двору великого хана Хубилая (1260-1294). Тот, заинтересованный в установлении контактов с правителями Европы, поручил доставить 100 ученых зап. христиан в К. Из рассказов венецианского купца Марко Поло, находившегося при дворе Хубилая между 1275 и 1291 гг., европейцы узнали о К.- обширной и густонаселенной стране, в к-рой люди исповедовали разные веры, в т. ч. несторианство. Тогда же уроженец К., монах-несторианин Бар Саума по заданию ильхана Аргуна, правителя гос-ва Хулагуидов, выехал в Европу, чтобы договориться с зап. монархами о совместных военных действиях против мамлюков. Он сообщил, что на Востоке живет много христиан, в т. ч. среди монголов, и что они пользуются расположением монг. правителей. Папа Римский Николай IV (1288-1292) отправил католикосу Церкви Востока Ябалахе III подарки: золотую митру и драгоценные облачения, а также передал грамоту, к-рой вручил ему «патриаршую власть над всеми сынами Востока» (впосл. католикос признал главенство папы Римского). Сведения о христианах на Востоке и заверения несториан в том, что их вероучение согласовалось с католическим, побудили папу Николая IV направить посольство к Хубилаю.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

Имя «Христос» обозначает не природу, а – ипостась. Всякая ипостась может включать в себя как одну, так и несколько природ, смотря по тому, что с ее именем соединяется. В имени «Христос» соединяется Бог и человек: эти две природы в Нем и должны считаться неизменно существующими. Логос, будучи по природе тожествен с Отцем, соединил καθ πστασιν с Самим Собою природу человека, не переставая быть Богом 1288 . Отдавая во всем предпочтение св. Кириллу и преимущественно пользуясь им в своих сочинениях, Иустиниан не забывает и других богословов-писателей: цитаты из них повсюду встречаются на страницах его трудов. Имена этих, цитируемых Иустинианом, авторов почти тожественны с таковыми же у нашего Леонтия. Из восточных отцев ссылки делаются более всего на Афанасия Александр., Насилия Кесарийск., Григория Назианз, Григория Нисского , Флавиана Константинонол. и др.: из западных: на Льва Римского, Августина Иппонского, Амвросия Медиоланского и др. 1291 . Если рассмотреть самое содержание этих отеческих извлечений у Иустиниана и сравнить с подобными же у Леонтия, то без труда найдем совершенно одинаковый у них обоих. В особенности указывают на пять таких выдержек 1292 из сочинений Иустиниана, сходственных с цитатами у Леонтия и заимствованых обоими из св. Кирилла. Можно указать и из других отцев более или менее сходные цитаты в сочинениях Иустиниана и Леонтия, как напр. из св. Амвросия 1293 , Григория Нисского 1294 , Григория Богослова Назианзского 1295 . Сличая данные цитаты у обоих наших авторов, мы убеждаемся, что при некотором сходстве они далеко не тожественны. Так, напр, цитаты из Григория Назианз. и Григория Нисск. у Леонтия очень кратки и не точны по сравнению с подлинником, у Иустиниана же они полнее и точнее, и местонахождение их указано определенее. У Леонтия сказано, напр., просто из: « Γρηγοου το Θεολ γου " 1296 . у Иустиниана же так: » ν γοις Γρηγιος Θεολγος ν τ πρς Κληδνιον πρτ λγ γρφων ο τως " 1297 . Это ясно показывает, что как Леонтий, так и Иустиниан приводят свои извлечения независимо один от другого и пользуются для своей цитации различными источниками. У Иустиниана очень много таких выдержек, каких у Леонтия не находится ни в целом виде, ни по частям. Так Иустиниан приводит места: из сочинений св. Афанасия Великого выдержку из его речи о жизни св. Антония 1298 , из трудов: св. Василия Великого , из речи его на слова: «в начале бе Слово» 1299 ..., св. Григория Нисского , из рассуждения о человеке 1300 , Кирилла Александр., из послания к монахам в Фуа 1301 и др. Нельзя сказать, что эти выдержки были не нужны для нашего автора, так как он все таки занимался, хотя и не специально, опровержением оригенизма 1302 , но он ни этих, и вообще никаких других авторитетов не привлекает в своей полемике с оригенизмом, чем и дает очень ясно понять, что он в этой полемике никак не был связанн с Иустинианом, и еще вернее, что он в противоположность императору сравнительно мало интересовался и занимался оригенизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010