759 О пребывании государя Петра в Воронеже – у Щекатова в словаре 7, 1047–1058. Сл. воронеж. губ. вед. 1848 г. 20. 24. 760 Грамота в рязан. губерн. вед. за 1855 г. 25. Воронеж. ведом. 1848 г. 7. 8. 17. 20. 1849 г. 38–40. 764 Письмо в москвитянине 1842 г. 9, 154–155. Собственноручное письмо святителя к настоятелю Спасо-Ефимиева монастыря еще же издано. Зап. русс. археол. общ. 1, 93. Спб. 1851 г. 767 О св. Меркурии: а) похвала и канон; о последнем в ркп. «написав повелением блаж. епископа того же Смоленска кир Варсонофия» (1509 г.); б) церковная повесть, писанная позже похвалы, как видно по языку; в) народная повесть в цветнике 1656 г. Похвала помещена и в русск. временнике. Здесь сказано: «бе Меркурий родом римлянин, верою благочестив греческого закона, от рода славна». Слово: «римлянин» в памятниках древности означает уроженца запада, подведомого римскому папе. 770 О том, что св. Меркурий отправился к татарскому стану на коне, говорится только в народной повести: но самое расстояние Долгомостья от города показывает, что иначе в одну и туже ночь св. Меркурий не успел бы пеший явиться в стан. 771 Русский времен. 1, 114–119. Минея Макария и Димитрия на 24 нояб. у Толстого 1. 171. «нояб. 24 повесть о св. муч. Меркурии, како свободи град в л. 6746.» По ркп. святцам св. Меркурий преставился в л. 6747 нояб. в 24 д.» В следованной псалтыри кончина отнесена к 1247 г. Но тогда татары не тревожили ни одного угла России; напротив в 1238 г. разорили они Тверь и были в 100 верстах от Новгорода. Так по всем летописям. 772 Сведен. о монас. и церкв. ст. 550. М. 1852 г. Никитина ист. гор. Смоленска стр. 69. М. 1847 г. 774 Ист. иер. 3, 66. Материалы статистики стр. 32. Спб. 1841 г. В словаре святых, Спб. 1784 г., сказано: «святые мощи обретаются в Киеве». По ркп. святцам в описании святых Киева читаем: «св. великомученик Меркурий смоленский, иже во гробе приплы». Это – ошибка: приплыл в Киев св. Меркурий епископ смоленский (см. сент. 21 д.). В ркп. 16 в.: «память св. Меркурия, иже есть гроб его в Смоленске граде нашем, и бывших от него чудес». Толстого 2. 254.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святой благоверный князь Феодор Стародубский (+ 1330) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 21 июня Св. благоверный князь Феодор Стародубский мученически пострадал в Орде при татарском хане Узбеке. По народному преданию, тело св. князя было изрублено на куски татарами. К всеобщему удивлению, птицы не садились на честные останки благоверного князя Феодора. Святые мощи его отвезли в село Алексино, располагавшееся в удельном, княжестве князя мученика. Погребен он был в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. От могилы святого совершались исцеления болящих, в основном исцелялись страдавшие глазными болезнями. Над его могилой была устроена гробница с балдахином, пострадавшая во время пожара в XVIII в. Память благоверного князя местно чтилась в день памяти мученика Иулиана Тарсийского (+ 305). • Стародубское княжество занимало территорию по р. Клязьме. Удельное княжество выделилось из состава великого княжества Владимирского в 1218 г. В 1238 г. в Стародубе утвердилась династия князя Иоанна, младшего сына Всеволода Большое Гнездо. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437372/

В Ярославской области на месте сражения русских воинов с татаро-монголами откроется часовня в память 625-летия Куликовской битвы 22 июля 2005 г. 16:25 В Ярославской области в День села Новый Некоуз торжественно откроют и освятят часовню в честь 625- летия Куликовского сражения. Деревянную часовню установят в селе Лопатино, рядом с местом битвы русских воинов с татаро-монголами в 1238 году. Новый храм освятит архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, сообщает Интерфакс . Сруб часовни сделан мастерами Ярославской области, которые в прошлом году принимали участие в празднике плотницкого искусства. Он проходил в рамках мероприятий, посвященных дню села Новый Некоуз. В этом году в селе пройдет аналогичный конкурс под названием «Плотник думает топором». На театрализованном представлении «Заветы былинных богатырей» гости из Твери продемонстрируют бои на мечах и мастерство стрельбы из лука. На празднике также выступят местные самодеятельные хореографические и вокальные коллективы. Закончится день села фейерверком и народными гуляниями. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/29764.html

543 Современная записка: «Нудиша и много проклятия безбожные татарове обычаю поганскому (языческому), быти в их воли и воевати с ними». (Собр. лет. I, 198). Тоже соф. лет. (V, 174). Троицкая лет. «Нудиша много – в поганской бытии воли их воевати с ними». Тоже у Новгор. и Воскр. л. (собр. л. IV, 32-VII, 142). Пролог 4 марта: «начаша увещавати его ово ласканием, ово же и прещением, в своей их пагубной вере и к скверному обычаю». 544 Собр. л. I, 198, 199, 224; IV, 32, 33; V, 174. По прологу «4 марта – страдание блажен. князя Василька ростовского… смерти предаша за исповедание Христово месс. марта в 4 д. и причтен бысть в лице мученик». По летоп. «сия злоба (убиение) ключися м. марта 4 д.» Собр. л. V, 174; IV, 33. записка о мученической кончине св. кн. Василька и кн. Юрия писана была тогда, как тела св. князей положены были в Ростове и тело кн. Георгия еще не было перенесено во Владимир. «се бо чудно бысть, и по смерти съвокупи Бог телеса сю, вместе положены». Собр л. I, 199; IV, 33; V, 174. След. она писана была в 1238 г. 547 Собр. л. IV, 45, 46. Никон. л. 3, 99–100. Степ. кн. 1. 377–381. Пролог 4 мар. Карамзин доверяет показанию Троицкой лет., которая говорит, что Даниил похоронен в храме св. Михаила, (что после архангельский собор Кремля) и не верит показанию степ. Книги. Но сам же он находит целые четыре ошибки в словах той летописи о смерти Даниила, (4, пр. 189). Храм арх. Михаила построен и освящен в 1333 г. см. мар. 14 о св. Феогносте. 548 Степ. Кн. 1, 380. летоп. у Карамз. 4, пр. 382, надпиь на. гробе в ист. иер. 4, 6. ркп. житие у Румянцева 155, 371. У Ундольского 300) житие и служба. – Послесловие последней: «стихиры и канон блаж. вел. князю Даниилу сотворены по Благословению святейшего Иова патриарха, – труды инока Сергия честной обители пресв. Троицы Данилова монастыря Переславля Залесского». Служба св. кн. Даниилу и его житие напеч. в Москве 1791 г. 553 «Сказание о св. иконописцах» в подлиннике гр. Строганова. Буслаева словесн. и искусс. 2, 379. 554 В 3 т. ист. акт. 141 две памяти от 1 апр. и 12 окт. 1626 г., здесь показания схимника Ионы, записанные духовником его Лукианом. Здесь же грамота п. Филарета с предписанием перенести мощи в Адрианову пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

IV. Во граде Смоленске 102. Преподобный отец Авраамий архимандрит преставися в лето 6800 месяца августа в 21 день Смоленский уроженец, постригся в молодости в монастыре Богородичном близ Смоленска. В 1198 году принял сан священства; претерпел много искушений и окончил жизнь настоятелем нового Смоленского монастыря, основанного святителем Игнатием и в последствии известного под названием Авраамиева. Ум. в начале XIII века. (Филарет, Р. Св., август, стр. 82). Память с 1549 года празднуется 21 авнуста. Мощи почивают под спудом в Смоленском Авраамиевом монастыре. Житие его написано преп. Ефремом. (Синод. Библ. рукопись XV в., N 556). По «Иконописному Подлиннику»: «подобием стар, сед изчерна, главою плешив, брада аки Василия Великаго покороче мало и не раздвоилась, ризы преподобническия» (Филимонов, стр. 425). 103. Преподобный отец Ефрем архимандрит ученик святаго Авраамия Описал жизнь своего учителя, прославился святостию жизни. Ум. не ранее 1238 года (Филарет, Р. Св., август, стр. 82). Отзыв В.О.Ключевского , митрополита Макария и Ев.Ев. Голубинского о достоинствах жития Авраамия, писанного Ефремом, смотри у Барсукова стр. 10. 104. Святый Игнатий, епископ Смоленский бысть в лето 6800 Друг и собеседник преп. Авраамия, основатель монастыря в честь положения ризы Богородицы. «От юности потрудився и до самыя седины великаго священства, преставися к Богу» января 29, около 1210 г. При кончине его совершилось чудо (Филарет, Р. Св., август, стр. 80, примеч. 129). Не канонизирован. (Сергий III, пр. 3, стр. 63). Читать далее Источник: Книга глаголемая «Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых/Доп. биогр. сведениями [и снабдил предисл.] гр. М.В. Толстой. - Москва : В Унив. тип., 1887 (обл. 1888). - 288, III с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Военнослужащие восстановят в Новгородской области разрушенный храм-памятник русской боевой славы 13 сентября 2005 г. 14:25 В Новгородской области инициативная группа военнослужащих запаса, а также офицеров, находящихся в строю, выступила с инициативой восстановить разрушенную церковь Александра Невского в знаменитом селе Яжелбицы, передает. Группа военных, среди которых глава Валдайского района старший лейтенант запаса Александр Дряницын, подписала обращение к землякам с просьбой принять участие в восстановлении храма, сообщили в районной администрации. Инициаторы акции призывают всех внести посильную лепту в возрождение исторического памятника XIX века. «Наши дети, внуки и правнуки будут благодарны нам за это!» — подчеркивается в обращении. Храм Александра Невского был построен в селе Яжелбицы в 1805 году на средства сельчан и императора Александра I в память о «воинских подвигах, сотворенных на этих землях». Именно здесь в 1456 году был подписан первый мирный договор между Великим Новгородом и Москвой. В этом же селе в 2003 году, в 765-ю годовщину изгнания татаро-монгольского войска, был восстановлен легендарный восьмиконечный бетонный Игнач-крест высотой 2,3 метра и шириной 1,5 метра. Этот своего рода дорожный указатель был установлен в XIII веке на месте, где в марте 1238 года монголо-татарское войско хана Батыя, совершавшее набег на русские земли, было вынуждено повернуть обратно в монгольские степи. «Интерфакс-религия» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/40060.html

1211.  Рожденное от Духа есть дух (Ин. 3. 6). 1212. Ин. 6. 63. 1213. Мф. 5. 3. 1214.  Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 19). 1215.  Блаженны плачущие… (Мф. 5. 4). 1216.  Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5. 5). 1217.  Ты прах и в прах возвратишься (Быт. 3. 19). 1218.  Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира (Пс. 36. 11). 1219. Мф. 5. 6. 1220. Мф. 5. 48. 1221. Мф. 5. 7. 1222.  Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5. 8). 1223. Преподобный Исаак Сирский. Слово 48. 1224. Мф. 5. 9. 1225. Духовные наставления блаженного старца Серафима Саровского. Глава 10, о подвигах. Изд. 1844 года. 1226. Преподобного аввы Дорофея поучение 13, о терпении искушений. 1227. Там же. 1228. Пс. 50. 7. 1229. Рим 7. 14; 17. 20. 1230. Рим 7. 14; 8. 8. 1231. Рим. 7. 24; 8. 2. 1232. Преподобного аввы Дорофея поучение 1, об отвержении мира. 1233. Гал. 5. 24. 1234. 4-е изречение аввы Лонгина. «Достопамятные сказания». 1235. 1 Пет. 4. 1. 1236. Святой Исаак Сирский. Слово 43. 1237. Слово 4, гл. 6. 1238.  Я одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое. Я ходил скорбный, с поникшей головою, как бы оплакивающий мать (Пс. 34. 13–14). 1239. Преподобный Нил Сорский называет их мысленными падениями. Слово 3. 1240.  Семь раз упадет праведник и встанет (Притч. 24. 16). 1241. 1 Пар. 21. 1. 1242. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 1243. Старца Серафима, глава 10. 1244. Мф. 5. 8. 1245.  …Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2. 4). 1246. Главы богословские и деятельные, гл. 4. Добротолюбие. Ч. 1. 1247. Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, гл. 32. 1248. Преподобный авва Дорофей. Поучение 13. 1249.  Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его (Пс. 88. 23). 1250.  Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием (Кол. 2. 18). 1251. Флп. 2. 5–8. 1252. Беседа 7, гл. 4. 1253. Беседа 8, гл. 5. 1254. 2 Кор. 9. 13–15. 1255.  Блаженны плачущие ныне, блаженны алчущие ныне и горе вам, пресыщенные ныне, горе вам, смеющиеся ныне (Лк. 6. 21. 25).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1215. Блаженны плачущие… (Мф. 5. 4). 1216. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5. 5). 1217. Ты прах и в прах возвратишься (Быт. 3. 19). 1218. Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира (Пс. 36. 11). 1219. Мф. 5. 6. 1220. Мф. 5. 48. 1221. Мф. 5. 7. 1222. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5. 8). 1223. Преподобный Исаак Сирский. Слово 48. 1224. Мф. 5. 9. 1225. Духовные наставления блаженного старца Серафима Саровского. Глава 10, о подвигах. Изд. 1844 года. 1226. Преподобного аввы Дорофея поучение 13, о терпении искушений. 1227. Там же. 1228. Пс. 50. 7. 1229. Рим 7. 14; 17. 20. 1230. Рим 7. 14; 8. 8. 1231. Рим. 7. 24; 8. 2. 1232. Преподобного аввы Дорофея поучение 1, об отвержении мира. 1233. Гал. 5. 24. 1234. 4-е изречение аввы Лонгина. «Достопамятные сказания». 1235. 1 Пет. 4. 1. 1236. Святой Исаак Сирский. Слово 43. 1237. Слово 4, гл. 6. 1238. Я одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое. Я ходил скорбный, с поникшей головою, как бы оплакивающий мать (Пс. 34. 13–14). 1239. Преподобный Нил Сорский называет их мысленными падениями. Слово 3. 1240. Семь раз упадет праведник и встанет (Притч. 24. 16). 1241. 1 Пар. 21. 1. 1242. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 1243. Старца Серафима, глава 10. 1244. Мф. 5. 8. 1245. …Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2. 4). 1246. Главы богословские и деятельные, гл. 4. Добротолюбие. Ч. 1. 1247. Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, гл. 32. 1248. Преподобный авва Дорофей. Поучение 13. 1249. Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его (Пс. 88. 23). 1250. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием (Кол. 2. 18). 1251. Флп. 2. 5–8. 1252. Беседа 7, гл. 4. 1253. Беседа 8, гл. 5. 1254. 2 Кор. 9. 13–15. 1255. Блаженны плачущие ныне, блаженны алчущие ныне и горе вам, пресыщенные ныне, горе вам, смеющиеся ныне (Лк. 6. 21. 25). 1256. «Подражание», Кн. 3, гл. 2. 1257. Ин. 19. 24. 1258. Преподобный авва Дорофей. Поучение 2.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

9 . Его родители радовались тому, что Господь удостоил их подарить такого сына. И когда они уже приближались к старости, то очень тревожились за него и много молились за сына. И в то время как они волновались, появился им Ангел и внушил им уверенность в спасении их сына. Они были обрадованы и возносили хвалу Господу за сына и за разговор с Ангелом. Гермерий же молился, говоря: «Господь Бог моего спасения, Ты снисходителен, и я прошу Тебя. Духом владычественным утверди меня и избавь меня от кровей, Боже 1237 ». После этого он возвел монастырь в месте Дукс и освятил алтарь в честь святого епископа и проповедника Мартина. Поэтому он собрал и всех рабов и всю семью из других мест к себе, и все, что из других мест привез в Дукс, поместил в лачугу, и поставил перед своим домом мужей, раздающих милостыню. И, возвращаясь к тому, что не было рассказано, следует добавить, что, когда он был еще дьяконом, Господь при его помощи совершил множество чудес. Ведь благодаря его молитве Господь сделал, чтобы многоводнейший источник заструился, и сухое лавровое дерево зазеленело. Он даже излечил двух прокаженных и изгнал знаком креста из трех человек демонов, а также именем Господа потушил загоревшийся дом. 10 . Сам епископ прожил, молясь, выполняя пост и давая милостыню, 36 лет, владея множеством рабов и рабынь. Безусловно, дьявол, желая атаковать его, послал чуму на стадо и сделал так, чтобы в одну ночь все стадо погибло. И пришли пастухи со слезами, чтобы известить [его]. Но он же спокойно ответил им: «Разве вы не оплакиваете грехи? Или о чем плачете? Или вы не знаете, что мы теперь не есть от мира сего, и кто имеет жизнь, тот не испробует смерть. Поэтому нам не позволено иметь светские богатства, так как кто не выносит мирское, тот почитает Господа. Потому что сам сказал: Не любите мира, ни того, что в мире 1238 , ведь таково есть испытание дьявола, и они погибли за наши грехи. Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно! 1239 » И еще раз это бедствие пришло, и все рабы и рабыни умерли, и святой до глубины души опечалился над мертвыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

в) Августин: “сначала создано вещество смешанное и неустроенное, из которого произошло все, что явилось потом разделенным и устроенным. Сие-то веще­ство, думаю, Греки называют хаосом, как и в другом месте читаем: Ты сотворил мир из необразного вещества ( Прем. 11:18 ), или, по иным кодексам, из вещества невидимого. Это вещество, не имеющее формы, которое Бог сотворил из ничего, названо небом и землей; и сказано: в начале сотворил Бог небо и землю не потому, чтобы они тогда же действительно и произо­шли, но потому, что могли произойти; точно так, как если бы мы, смотря на семя дерева, сказали, что тут и корни, и сила, и ствол, и плоды, и листья, то сказали бы не потому, конечно, что все это уже есть, но потому, что все это имеет произой­ти”. 1235 Подобным же образом рассуждали святой Иоанн Златоуст , Иларий, Епифаний, 1236 Амвросий, 1237 Севериан, Григорий Великий и другие. 1238 2 . Моисей изображает происхождение всего мира вещественного (космогонию), а не одной земли (не геогонию). Ибо говорит, во-первых, что Бог сотворил небо и землю, т.е. весь мир; за тем упоминает о сотворении света, о сотворении тверди небесной, о сотворении светил, солнца, луны и звезд. Но с дру­гой стороны, очевидно, что главным образом и с особенной подробностью Моисей описывает происхождение земли с различ­ными ее обитателями, а неба и вещей небесных касается как бы мимоходом, в той мере, как они имеют отношение к земле. Посему-то при описании третьего, пятого и шестого дней творения говорит только, что сотворил Бог на земле, и умолчал о том, что в тоже время сотворил Бог на небе или на телах небес­ных, хотя, по всей вероятности, и в эти дни действия творче­ской силы не ограничивались одной землей. 1239 По той же причине, повествуя о создании светил небесных, упоминает только о назначении их частном, какое они имеют относительно к земле, дает им имена, приписывает свойства такие, какие можно дать и приписывать им только с земли. 3 . Моисей повествует о первоначальном происхождении мира и земли, а не о преобразовании их. Ибо пишет: в начале со­творил Бог небо и землю, т.е. сотворил тогда, когда не было еще ничего. Далее: и сказал Бог: да будет свет. И стал свет.., да будет твердь..., да будут светила на тверди небесной...: все такие выражения, которыми ясно предполагается предшество­вавшее небытие. Наконец заключает свое описание словами: Так совершены небо и земля и все воинство их ( Быт. 2:1 ); значит, совершились, окончены только теперь, а прежде не суще­ствовали. Следует присовокупить, что и Иудеи и все Христиане первых веков единодушно принимали, что Моисей описывает здесь сотворение Богом мира и земли, а не преобразование.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010