Обилие скульптур и их необычное расположение сперва воспринимаются не имеющими аналогии в ближайших местах. Но аналогия, а может, и первообраз есть сравнительно неподалеку, в усадьбе Кривец, возле города Мышкина. Скульптура в усадебной церкви имелась в таком же изобилии и размещалась не менее свободно и смело. " Резные ангелы, как бы вспорхнувшие на самый верх, сидели на карнизе свесив ноги " . Обоим оригинальным иконостасам не суждено было уцелеть. Из Колегаева в музей Мышкина поступило лишь несколько пострадавших фигур. Ситская глубинка вовремя не была замечена музейщиками, и многие её ценности пропали... " Отрывок из книги В.А.Гречухина " По реке Сить " , Москва, издательство " Исскуство " , 1990 г., стр. 53-54. Предтечевская церковь каменная, приходская, летняя и зимняя в одном здании, прочная; о двух престолах: летняя - в память Усекновения честной главы Иоанна Предтечи Господня и зимняя - во имя св. и чуд. Николая. Церковь построена в 1797 г. иждивением помещика Александра Васильевича Сухово-Кобылина. Церковной земли 37 десятин, домов церковных два, один для жительства священника, другой - для псаломщика. Капитала церковного в билетах 4581 руб. 29 коп. Прихожан в приходе 739 муж. пола и 819 жен. Село Колегаево расположено на ровном месте при реке Сити. Здесь в 1238 г. татары одержали победу над русскими. В 1 версте от Колегаева при селе Новом имеется мужская учительская министерская семинария и при ней образцовое двухклассное смешанное училище. В селе церковно-приходская школа. Штатный состав причта священник и псаломщик, в процентных бумагах капитала причта 3060 руб. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Церковь Иоанна Предтечи в селе Колегаево построена в 1797 году коллежским советником А.В.Сухово-Кобылиным (дедом известного драматурга А.В.Сухово-Кобылина). Церковь летняя и зимняя в одном здании, два престола: 1)во имя Святого Иоанна Предтечи; 2)во имя Святителя и Чудотворца Николая. Интересен верх церкви: на главу-луковицу сверху надето добавочное покрытие, напоминающее татарскую шапку, увенчанное крестом на полумесяце. Старожилы связывают эту фантазию местных строителей с Ситской битвой 1238 года. Внутреннее убранство церкви утрачено.

http://sobory.ru/article/?object=07165

Когда по княжьему желанию собрались перенести образ в построенную соборную церковь, то не смогли её сдвинуть с места, что было расценено как указание Божией Матери на то, что на этом месте следует основать монастырь. Так будто бы было положено начало Фёдоровской обители. Если в этом предании есть какая-то правда, то нужно считать, что первоначальный монастырь стоял где-то поблизости от Княжьей горы, а не на том месте, где сейчас находится, и уж во всяком случае не на месте старообрядческой Успенской часовни, как утверждают староверы. Обретенная икона Божией Матери, тогда ещё не получившая название Фёдоровской, стала главной святыней образованной обители. Пребывала она в ней до середины XIII века, после чего оказалась в Костроме. По поводу этого " путешествия " существуют две версии. Первая. В 1238 году, когда Городец был разорён татарами, икона исчезла и через некоторое время явилась младшему брату Александра Невского Василию Ярославичу. Произошло это близ Костромы, где князь Василий имел обыкновение охотиться. Интересно, что накануне явления иконы, в день Успения Пресвятой Богородицы, многие костромичи видели на улицах города воина, несшего в руках образ Божией Матери. В воине этом узнали - по его изображению в костромском соборе - великомученика Фёдора Стратилата. Вторая версия связана со знаковым для Фёдоровского монастыря событием - кончиной в нём возвращавшегося из Золотой Орды князя Александра Невского, последовавшей в 1263 году. Согласно этой версии, после гибели князя Юрия в битве с татарами на реке Сить (4 марта 1238 года) его младший брат Ярослав Всеволодович благословил Фёдоровской иконой своего сына, Александра Ярославича, на брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. С тех пор Фёдоровская икона повсюду была с Александром Невским, являясь его моленным образом. По кончине князя в Городце её взял - на молитвенную память о старшем брате - князь Василий Ярославич, княживший в Костроме. Как бы то ни было, в Костроме чудотворный образ поместили в Фёдоровский собор, после чего икона и стала называться Феодоровской.

http://sobory.ru/article/?object=24204

Тропарь Божией Матери ради иконы Ее «Неупиваемая Чаша», глас 4 Днесь притецем, вернии,/к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери,/напояющей верных сердца/Небесною Неупиваемою Чашею Своего милосердия/и людем верным чудеса показующей./яже мы видяще и слышаще духовно празднуем и тепле вопием:/Владычице премилостивая,/исцели наша недуги и страсти,/молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,/спасти души наша. Кондак, глас 6 Предстательство христиан непостыдное... (общий Божией Матери). Величание Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/Богоизбранная Отроковице,/и чтим образ Твой святый,/имже точиши исцеления/всем с верою притекающим. 6/19 Праведного Иова Многострадального (ок. 2000–1500 до Р. X.). Преподобного Михея Радонежского (1385). Преподобного Иова Почаевского (1651). Мученика Варвара, бывшего разбойника. Перенесение мощей святителя Саввы, первого архиепископа и учителя Сербского от Тырнова града в славную Лавру Милешеву в честь Вознесения Господня (1238). Тропарь праведному Иову Многострадальному, глас 1 Богатство видев добродетелей Иовлих,/украсти праведных враг,/и растерзав столп телесе,/сокровище не украде духа,/обрете бо вооружену непорочнаго душу,/мене же и обнажив плени,/предварив убо мя прежде конца,/избави мя льстиваго, Спасе, и спаси мя. Ин тропарь, глас 2 Память праведнаго Твоего Иова, Господи, празднующе,/тем Тя молим:/избави нас от наветов и сетей лукаваго диавола/и спаси души наша, яко Человеколюбец. Кондак, глас 8 Яко истинен и праведен, благочестив и непорочен,/освящен же явлься, всеславне, Божий угодниче истинный,/просветил еси мир в терпении твоем, терпеливейший и доблейший./Темже вси, богомудре, память твою воспеваем. Величание Величаем тя,/святый праведный Иове многострадальный,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Михею Радонежскому, глас 4 Иго Господне на рамо взем,/последовал еси Христови со учителем своим преподобным Сергием,/с нимже и сподобился еси видети Пресвятую Богородицу/и слышал еси пресладкий глас Ея,/яко обещася неотступна быти места сего,/но, о преподобне Михее,/молися о чтущих святую память твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Т. 2. Стб. 716; сюжет о Мономахе, Отроке и Сырчане отразился затем в балладе А. Н. Майкова «Емшан» и в былине Б. В. Шергина с тем же названием). Автор созданного, по-видимому, между 1238 и 1246 гг. «Слова о погибели земли Русской» ностальгически замечал, что именем В. В. половци «дети своя полошаху в колыбели, а литва из болота на свет не выникываху, а угры твердяху каменые городы железными вороты, абы на них великыи Володимер тамо не вьехал, а немци радовахуся, далече будучи за Синим морем… а кюр Мануил цесарегородскыи [анахроническое упоминание наиболее воинственного визант. имп. Мануила I Комнина (1143-1180).- А. Н.] опас имея, поне и великыя дары посылаша к нему, абы под ним великыи князь Володимер Цесарягорода не взял». Т. о., очевидно, что уже в домонг. время появилась основа для формирования панегирического предания о визант. царских дарах В. В., к-рое в 1-й пол. XVI в. в «Сказании о князьях Владимирских» приобрело законченную форму - о визант. происхождении т. н. шапки Мономаха как коронационной инсигнии Русского гос-ва. А. В. Назаренко О церковном почитании В. В. известно мало. В ряде списков нестишного Пролога южнослав. происхождения XIII-XIV вв. отцом блгв. кн. Мстислава Владимировича назван «святой Владимир» (ГИМ. Увар. 70. Л. 223 об.- 224, XIII в.; ГИМ. Хлуд. 191. Л. 119-119 об., XIV в.; Берлинский Пролог -Staatsbibliothek. Ms. Slav. Wuk 38. Л. 164-164 об., XIV в.). Возможно, здесь ошибочно имеется в виду равноап. кн. Владимир (Василий) Святославич . Память В. В. отмечена в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.) и в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.): «Святый благоверный князь Владимир Всеволодович Мономах, преставися в лето 6633, а память его месяца маиа в 19 день». В старообрядческом Месяцеслове Ионы (Керженского) память святого указана под 19 марта (ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 10. В 10 , 1807-1811 гг.). В том же сборнике, в «Алфавите русских чудотворцев» Ионы (Керженского), помещена память с краткой заметкой о житии В. В., где сообщается, что он «в древлеписменных же месяцесловах почитается во святых, памятию марта в 19 день».

http://pravenc.ru/text/Владимира ...

Почивают в Феодосиевой пещере. О житии их ничего не известно. Память общая 21 сентября. 91. Преподобные отцы Иоанн и Захария постники Об Иоанне никаких сведений не найдено. О Захарии Кальнофойский пишет, что он простирал пост до того, что ограничивал свою пищу одними сырыми ячменными зернами. Оба почивают в Антониевой пещере. Память общая 28 августа. 92. Преподобные отцы Акила и Зинон По древней записке первый из них был тверд в бдениях молитвенных и питался одною просфорою раз в неделю; также и преподобный Зинон был постником и трудолюбцем. Мощи в Антониевой пещере. Память общая 28 августа. 93. Преподобные отцы Евстафий и Памва О первом из них сведений не имеется. Преподобный Памва претерпел страдание за веру от татар язычников. По всей вероятности это было в 1240 году, когда иноки, затворившись в пещерах от врагов, вынуждены были послать Памву за пищею; как ни велика была опасность, Памва принял на себя дело послушания, но был схвачен татарами, которые подвергли его мукам. Освобожденный чудесно от смерти, он почил в затворе в 1241 году. 94. Преподобный Иоасаф затворник Печерский О нем ничего не известно. 95. Святый великомученик Меркурий воин, Смоленский чудотворец, иже во гробе приплыл Благородный Римлянин Греческой веры, при нападении татар на Смоленское княжество, сразился, по особому откровению, с татарином, богатырем и великаном, и убил его, а после сам был убит сыном этого исполина. Ум. 24 ноября 1238 года. Мощи почивают в Смоленском Авраамиевом монастыре. Показан по смешению с Меркурием епископом Смоленским между Печерскими святыми. Память в день кончины. По «Иконописному Подлиннику»: «убиен от Батыя царя в лето 6755, образом велик, брада не велика разсохата мало, на главе шапка, залом черн, шуба камка багор, узорчата, отворот бел, в руке сабля, гораздо велика, а он подперся ею, что посохом, а в другой руке ножны» (Филимонов, стр. 200). 96. Святый Афанасий патриарх Цареградский, преставися в области Киевской, во граде Лубнах, идучи с Москвы, тамо и положен бысть

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Феодоровская - Костромская икона Божией Матери Феодоровская - Костромская икона Божией Матери Память 14 марта , 16 августа Согласно церковному преданию, написана евангелистом Лукой ; по иконографии близка к Владимирской иконе Божией Матери . Название своё икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича , носившего в святом крещении имя Феодор - в честь святого великомученика Феодора Стратилата . Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым благоверным князем Юрием Всеволодовичем (+ 1238) в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца (впоследствии на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь ). Князь Ярослав-Феодор , ставший после гибели святого Юрия в битве с татарами на Сити великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенёс его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира , а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского , вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - благословение отца - постоянно находилась при князе Александре, была его моленным образом. После его смерти (14 ноября 1263 года) икона, в память о нём, была взята его младшим братом Василием . В 1276 году князь Василий умер в Костроме и там же был погребен. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата . Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение её почитания по всей России связано с событиями начала XVII века - прекращением Смутного времени . В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлён при избрании на царство Михаил Романов . В память об этом историческом событии иконе было установлено повсеместное празднование 14 марта . Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесён в Москву матерью царя Михаила - инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.

http://drevo-info.ru/articles/9649.html

7) Стихирарь, с надписью: «Начаток книгам глаголемый Стихирарь – от года до года, еже есть от Сентября месяца до Августа». Писан на пергаменте, в лист. На конце 1-й стран, подписано: «многогрешный раб Божий Епифан» и еще несколько слов, которые трудно разобрать; под 6-м числом подписано рукою писца: «месяца Сентября в ка день, в пяток, на память Апост. Кондрата, по литургии почата бысть» (следующих двух строк про­честь нельзя). Под 26-м Ноября подписано тою же рукою: «в лето мца Сент. д. Ioa. Феолога, в среду по вечерни почата бысть» (следующее слово можно читать: писатися, – прочие нельзя разобрать). – Под, 12-м Мая, на память Св. Епифания Кипрского , подписано: Гне Стыи Епифан. Кипрский с имениче Елеисонъми. – Из всех этих подписей можно заключить, что рукопись писана в 1303 году Епифанием. Подписи под 6-м и 26-м Ноября сделаны при начале новых тетрадей. 8) Кондакарь, нотный (на крюках, на пергаменте, в четверть; весьма древнего письма. 9) Пролог, на месяцы: Сентябрь, Октябрь и Ноябрь, на пергаменте в лист, письмо древнее. Каждый месяц, кроме церковного названия, имеет свое, напр. Сентябрь – Рюин. 10) Житие св. Нифонта, писано на пергаменте, на последнем листе написано: «Господи помози рабом своим Иоанну и Алексию, написавшим книги сия, а де соуть помяткы исправя чтете.» Потом: «в лето кончаны быша книги сия мца Мая в ка день, на память стаго мчнка Иеремиа (Ермия) в граде Ростове, при князе при Василие при сноу Константинове, а внуце Всеволожи. Стая гже Бце Святии Апли, Пророци, Мучнци, Стый Нифонте, помози моему Господину Василку, и мене грешнаго раба своего Кюрила избави в день судный от вечныя муки.» На обороте сего листа написано: «В лето при благоверном Великом Князе Димитрие Ивановиче» (далее ничего не писано). Благоверный Князь Василько княжил с 1219 по 1238 год; в означении дня допущена ошибка: вместо ла, написано ка число. 11) Часослов, на пергаменте, в четверть, прекрасного уставного письма; на конце подпись: «Края достигохом, о Отце и Сыне и Дусе Святем возлогаеми, Божественную книгу сию, глаголемый часословец, грубыми неудобренными алфавиты, в лето месяца Июня Преподобного отца Тихона Чудотворца, повелением Господина Старца Кирилы Игумена»

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/putevo...

С горькими слезами погребли ростовцы своего князя. Он оставил двух сыновей: Бориса, князя ростовского, прозванного «Печальником (+. е. заступником перед татарами) земли Русской», ради которой он почти всю свою жизнь прожил в Орде, и Глеба, князя белоезерского, основателя Каменного монастыря на Кубенском озере (см. 10 сент., житие прп. Иоасафа Вологодского). Память последнего чтится местно.  «Был князь Василько, — пишет о нем летописец, — выше меры храбр и красив лицом, боголюбив, нищелюбив, богобоязнен, всегда чтил сан иерейский, сирым был отец, голодающим — кормитель, о неимущих имел непрерывное попечение, печальным подавал утешение; любовно и ласково он поступал со своими вельможами и со служащими ему, и кто из бояр ни служил ему, никогда не оставлял его для другого князя. В нем обитало мужество и ум, истина и правда были его спутниками. Посему хвалим был князь Василько от всех людей, а за свою веру сподобился получить венец нетления от Христа Бога». Святые мощи св. князя Василько почивали в ростовском Успенском соборе под спудом. •  Ростов — столица Ростовского княжества с 1207 г, ныне город областного подчинения, центр Ростовского р-на Ярославской обл. Место битвы, в которой был пленен благоверный князь мученик, находится северо-западнее Углича, а место гибели его в 24 верстах от современного Кашина, районного центра в Тверской обл.   •  Битва на Сити произошла в конце похода хана Батыя, начатого им в 1237 г., в ходе которого были захвачены и разорены Рязань, Коломна, Москва, Владимир и еще 14 городов. Погребен св. князь Василий в ростовском Успенском соборе, строительство которого было при нем завершено. Благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович Владимирский (+ 4 фев. 1238) Память его празднуется 4 февр. в день гибели и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых Св. благоверный князь Георгий был вторым сыном вел. князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо (брата св. Андрея Боголюбского — память его 4 июля). Сохранилась запись о его «постригах»: когда малолетнему князю исполнялось 3 года, служился молебен, ему постригали волосы и торжественно сажали на коня, после чего воспитание его переходило в мужские руки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Память святого князя Олега Брянского Церковью местно празднуется с памятью его деда, св. Михаила Черниговского, 20 сентября. Михаил Черниговский, благоверный князь Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного († 1212 г.), с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 г. испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом (память 24 мая). Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился. В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава черниговского, святой Михаил стал князем черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом святого благоверного великого князя владимирского Георгия Всеволодовича (память 4/17 марта), жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила. Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители — братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов. Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Но трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междоусобица — их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224–1238). В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем галицким.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Преподобная Евфросиния, княжна Суздальская Преподобная Евфросиния, княжна Суздальская, родилась в 1212 году. В святом Крещении носила имя Феодулия и была старшей дочерью святого мученика Михаила , великого князя Черниговского (память 20 сентября). Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Господу о даровании им чад. Благоверная княжна Евфросиния была их первой дочерью, испрошенной у Господа в молитвах. Трижды являвшаяся им Пресвятая Богородица сообщала, что их молитва услышана и Господь дарует им дочь. Феодулия воспитывалась в глубокой вере и благочестии. На ее воспитание большое влияние оказывал образованный боярин Феодор (память 20 сентября). Разностороннее образование и редкая красота княжны привлекали многих. Княжна была сосватана за святого благоверного князя Феодора († 1233; память 5 июня), брата святого Александра Невского, но жених ее скончался в самый день свадьбы. Княжна осталась в Суздальском женском монастыре в честь Положения ризы Божией Матери, где вскоре приняла постриг с именем Евфросиния, в честь Евфросинии Александрийской . Совсем еще юная инокиня с удивительной ревностью исполняла правила монашеской жизни, заметно превосходя остальных насельниц обители твердостью разума, духовной зрелостью и крайней воздержанностью. Подвижницу посетил Сам Господь, заповедав ей бодрствовать и утверждаться в подвиге. Преподобная Евфросиния до конца земной жизни соблюдала наставления Спасителя, преодолев бесчисленное множество коварных искушений. О редкой подвижнической жизни преподобной Евфросинии вскоре узнали в Суздале и за его пределами. Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении. Часто после таких бесед многие принимали иноческий образ и начинали более ревностное служение Богу. Сама игумения монастыря прибегала к советам преподобной. По просьбе подвижницы сестры обители были разделены на две половины: инокинь-девственниц и инокинь-вдовиц. Это способствовало духовному возрастанию и утверждению в чистоте сестер монастыря. После кончины игумении настоятельство приняла преподобная Евфросиния. В особом откровении Господь предсказал блаженной игумении о мученической кончине ее родного отца, а также о нашествии татар на Русь. В 1238 году несметные полчища татаро-монголов действительно напали на Русское государство. Уничтожая все на своем пути, они подошли к Суздалю. Город ими был полностью разрушен и сожжен, и только обитель преподобной Евфросинии уцелела по ее молитвам. Преподобная преставилась к Богу 25 сентября 1250 года. У ее гроба верующие продолжали получать благодатную помощь в исцелении различных недугов. 18 сентября 1698 года по благословению Патриарха Адриана митрополит Суздальский Иларион совершил прославление преподобной Евфросинии.

http://patriarchia.ru/db/text/913894.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010