Между тем, Батый, взяв г. Владимир (7 февр. 1238 г.) и предав все огню и мечу 41 , пошел с грозным своим ополчением туда, где был Вел. Князь. Сражение произошло на берегах реки Сити. Русские бились мужественно и долго, но должны были уступить силе многочисленной и обратили тыл. Георгий пал в рядах своих воинов 42 . Ростовский Епископ Кирилл, возвращаясь из Белоозера и желая видеть место битвы, несчастной для россиян, нашел в куче мертвых тело Георгия обезглавленное; он узнал его по княжескому платью; привез в Ростов и похоронил там, в храме Богоматери, в каменном гробе. Голова после отыскана и приложена к телу. В 1239 г. тело Вел. Князя перенесено из Ростова во Владимир братом его Ярославом и положено в соборном храме Успения Богоматери. В 1645 г. января, 5 дня, в царствование Михаила Феодоровича, при святейшем патриархе Иосифе, обретены мощи Вел. Кн. Георгия Всеволодовича нетленными, и из прежнего каменного гроба переложены в богатую сребропозлащенную раку, устроенную Патриархом Иосифом, по обету, какой он возложил на себя после прославления сего Князя, в третье лето своего патриаршества, как видно из вычеканенной на раке надписи 43 Память св. Князя Георгия празднуется 4 февраля 44 . О святом Вел. Князе Георгие, в рукописном житии говорится так: «Бысть кроток и смирен, всех милуя и снабдевая, и милостыни любя и церковное устроение, о том пекийся от всея души своея, украшая чудными иконами и исполняя книгами и всякими украшеньми; чтя же священнический и иноческий чин, и дая им на потребу, взимая от них благословение. Был сей святый Князь Георгий воистину по Иову: око слепым, нога хромым, и рука неимущим; всех любя, нагия одевая, трудныя упокоевая, печальных утешая; никого же ничем не оскорби, но всех умудряя своими словесы; часто почитая святыя книги с прилежанием, и творяше все по писанному, и не воздая зла за зло; воистину бо одарова его Бог кротостию Давидовою, мудростию же Соломоновою; и исполнен сый апостольского правоверия». Из событий княжения Георгия Всеволодовича замечательны следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

5. В этом месте пр. Исаия призывает к терпеливому перенесению тяжких бедствий, так как бедствия сии являются следствием гнева Божия за нечестие народа. «Скройтесь, — говорит пророк, — на некоторое непродолжительное время, доколе не минует вас гнев Господень». 6. Киево-Печерская Богородичная церковь была основана преподобными отцами — Антонием и Феодосием Печерскими в 1073 году, при епископе Михаиле, во дни благоверного князя Святослава Ярославича. Строение храма, начатое при разных чудесах и знамениях, продолжалось в игуменство прп. Стефана и прп. Никона и окончилось при игумене Иоанне. Красота и великолепие этого храма изумляли современников. Внутренность его блистала золотом и мозаикою и привлекала взоры иконною живописью. Помост устроен был мозаически из разноцветных камней, расположенных красивыми узорами. Верхи церкви были позолочены; крест, поставленный на главном куполе, был выкован из чистого золота; неудивительно посему, что современники называли Печерскую церковь «небеси подобною» и говорили, что она составляет славу и украшение всей земли Русской. 7. Всех приходящих к хану татарские жрецы проводили между огнями: по их убеждению чрез это уничтожалось всякое злое намерение у лиц, шедших к их повелителю. Огонь, по их верованию, был «чистилищем для всяких злых умыслов» и отнимал даже силу у скрываемого яда. 8. Борис Василькович (Васильевич) — князь Ростовский, внук Михаила Черниговского, старший из двух сыновей Василька Константиновича, от брака его с Марией Михайловной, княжной Черниговской. По смерти отца, убитого татарами близ Ростова, в Щереньском лесу, в 1238 году, Борис получил в удел Ростов. Князь этот известен в истории как печальник земли русской пред ханом Золотой Орды. Он побывал в Орде более 8 раз, — по приказу Батыя ездил даже в Великую Татарию, к хану Сартаку (1245 г.). Умер Борис в Орде в 1277 г. Погребен в Ростовском Успенском Соборе. 9. Святые мощи благоверного князя Михаила и боярина его Феодора были перенесены из Орды богобоязненными христианами сначала во Владимир, а затем в родной город князя Михаила — Чернигов. Затем, в 1572 г. 14 февраля, по воле царя Иоанна Васильевича Грозного, св. мощи были перенесены в Москву, из опасения, чтобы они не подверглись поруганию со стороны католиков, по переходе Чернигова под власть польскую. Они были положены под спудом в соборной церкви Черниговских чудотворцев, находившейся в Кремле, близ Тайницких ворот. Когда же упразднен был этот собор, тогда св. мощи, по повелению императрицы Екатерины II, тожественно перенесены, в 1770 г. августа 25-го, в Сретенский собор, что во дворце на «Сенях»; отсюда, в 1774 г. ноября 21-го, перемещены в Архангельский собор, где почивали сначала в великолепной серебряной раке, устроенной в память мира с Турцией, а после 1812 года (когда эта рака похищена была неприятелями) доныне покоятся в медной посеребренной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

 Аврамий игумен, преставившийся в лето 6000 (492!), находящийся между святыми града Киева. – Неизвестный. Аврамий, игумен Всемилостивого Спаса, 2 Марта (у преосв. Сербия). -Неизвестный. Аврамий, Пенежский чудотворец, 21 Июня (в святцах с летописцем Московск. Духовн. Академии, л. 321). Может быть, основатель или один из настоятелей монастыря Похвалы Пресвятые Богородицы, который находился на Пенежском волоку Двинской области, в нынешней Архангельской губернии (Ист. Uep. V, 619  fin). Аврамий, игумен Спасский, иже в Ярославле, 23-го Сентября (в святцах гр. Уварова). В Ярославском Спасском монастыре игумены били со времени его основания в начале XIII века до начала XIV века, но между ними по имени известен только один – Прохор, поставленный в 1311-м году в епископы Ростовские (см. у Строева в Списках иерархов и настоятелей монастырей). Ряд архимандритов известен почти сполна, но между ними нет Аврамия (cм. ibid.). Агафия Всеволодовна, вел. княгиня, супруга вел. князя Владимирского Георгия или Юрия Всеволодовича, сыновья Георгиевы: Всеволод, Мстислав и Владимир, снохи его, жены двух первых его сыновей, Мария и Христина, и дочь его Феодора, погибшие при взятии Владимира Татарами 7-го (в каталогах ошибочно 3-го) Февраля 1238-го года (жена третьего сына Владимира, неизвестная по имени, вероятно, погибла при взятии Татарами Москвы, что было по пути от Рязани к Владимиру и при чем муж ее, сидевший в Москве на уделе, взят был Татарами в плен). Адриан, пустынник Соловецкий, живший в первой половине XVII века, – Патерик Соловецкий, стр. 77. Акакий, епископ Тверской, скончавшийся в Москве 14-го Января 1567-го года и погребенный в Тверском Желтковом монастыре. Александр, Переяславский епископ, новый чудотворец, 14-го Мая (у преосв. Сергия). – Неизвестный. Александр преподобный, Тверской чудотворец, 20-го Августа (у преосв. Сергия). – Неизвестный. Алексей. В Синодике недели православия, принадлежавшем Вологодской архиерейской кафедре и находящемся теперь в Петербургской Публичной Библиотеке, – Сборников Библиотеки, описанных А. Ф. лл. 156–170, между прочим возглашается вечная память «Алексею Ясину, убиенному за дом святые Богородицы и с дружиною (т. е. женою?) и сыну его Иоанну», – л. 167 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Сиявшие духовной красотой Муромские чудотворцы, святые: князь Петр, в монашестве Давид, и супруга его, дочь «древолазца» (плотника), Феврония, в монашестве Евфросиния († 1228. Память обоих 25 июня). Павшие от руки татар за преданность вере и отечеству, святые князья: Феодор Юрьевич Рязанский († 1237); Василько Константинович Ростовский († 1238. 4 марта), в отрочестве исцеленный преподобным Никитой, столпником Переяславльским; Михаил Всеволодович Черниговский († 1246. 20 сентября); Роман Ольгович Рязанский († 1270. 19 июля); святой Великий Князь Михаил Ярославич Тверской († 1319. 22 ноября)... Благочестивые Государи: Великий Князь Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо (1176–1212), именовавшийся летописцами «миродержцем», и его полная смирения и веры супруга ясыня Мария; замученный татарами за верность вере князь Олег Ингварович Красный Рязанский; Новгородский князь Мстислав Мстиславич Удалой (Удатный – по древнему наименованию), скончавшийся в 1228 г. иноком в Киево-Печерской Лавре; Великий Князь Александр Михайлович Тверской, убитый в 1339 г. в Орде вместе с сыном Феодором. «Если пойду (в Орду), – говорил сей князь, – приму смерть, если не пойду, то придет рать и много христиан будет пленено и убито, и всему тому буду я виноват. Лучше одному за всех погибнуть». Великий Князь Димитрий Иоаннович Донской (1363–1389), начинавший день с благословения духовника, приходившего к нему с крестом, святой водой и иконою. Супруга его Евдокия, в монашестве Евфросиния († 1407. 7 июля), причисленная к лику святых. Великий Князь Василий II (1425–1462), Великий Князь Василий III (1505–1533), Царь Феодор Иоаннович (1584–1593)... Святые митрополиты Киевские и Московские: Константин († 1150. 5 июня), Максим (1282–1305. 6 декабря), Петр (1308–1326. 21 декабря), Феогност (1326–1353. 14 марта), Алексий (1353–1378. 12 февраля и 20 мая), Киприан († 1406. 16 сентября), Фотий (1409–1431. 2 июля), Иона (1441–1461. 31 марта и 15 июня), Иоасаф († 1542. 27 июля), Филипп († 1569. 9 января), Патриарх Московский и всея Руси Гермоген (1606–1612. 12 мая). Митрополит Кирилл (1249–1280), укрепивший веру в разгромленной татарами Земле. Благочестивый митрополит Феодосий (1461–1467), по удалении своем взявший к себе в келлию в Чудов монастырь больного проказой, обмывавший и перевязывавший его смрадные струпья, дни и ночи проводивший в молитве... Митрополит Макарий (1542–1563), составитель Больших Четьих-Миней (житий святых) и Степенной книги, излагающей царствования всех Русских Государей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Сын вел. кн. Всеволода III Георгиевича, прозванного Великим Гнездом, еще при жизни отца прославился победами, а наследовав великое княжение после брата Константина, заботился о безопасности восточных границ Руссклй земли. С этою целию он заложил (в 1221 г.) Нижний Новгород на Оке и Волге; здесь построен им каменный храм Спасителю, как и в Суздале. В 1225 году основал он Юрьевец-Поволгский. Занимаясь от души устройством Русской земли, посылал он своей войско на помощь новгородцам против Ливонских немцев; и когда потом сами Новгородцы вынудили его на войну, он охотно согласился на мирные их предложения и поспешил прекратить кровопролитие. В 1228 году наказал он войною дикую Мордву; потом заставил Болгар просить у него мира. В 1237 году Татары под предводительством Батыя опустошили Рязань. Георгий послал к Коломне сына своего Всеволода; тот был разбит и бежал, оставив юного брата Владимира в плену. Тогда в. князь увидел опасность: поручив сыновьям защищать стольный Владимир, он сам отправился собирать войска на север. На берегу р. Сити настигли его враги, закипела кровопролитная битва с неприятелем многочисленным и остервенелым. Русские дружины, при всем мужестве, не устояли; в.к. был убит и с ним пало множество войска его. Это было 4 марта 1238 года. Ростовский епископ Кирилл, возвращаясь из Белозерской стороны, отыскал в куче мертвых обезглавленное тело в.к. Георгия. Он привез его в Ростов и совершив надробное служение, положил в Ростовском соборе; голова в.к. отыскана после и положена в гроб его. На втором году после кончины тело страдальца св. веры и отчизны, по распоряжению брата его, в.к. Ярослава, торжественно перенесено было во Владимир и положено в соборном храме. Тогда увидели чудо: «глава святая прильнула к святому телу, так что и следа не было отсечения на вые его; правая рука поднята была, как бы у живого, показывая на подвиг». Память празднуется 4 февраля, по всей вероятности, в память перенесения его из Ростова во Владимир в 1239 году. Мощи, открытые в 1645 году, почивают в Успенском Владимирском соборе

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

14 апреля 1212 г. скончался отец его, вел. князь Всеволод Большое Гнездо. Недовольный старшим своим сыном, Константином, он завещал великокняжеский престол Георгию. «И воздвиже брови своя с гневом», — говорит летописец о Константине. Через некоторое время между братьями возникла война по другому поводу: новгородцы не поладили со своим князем, младшим их братом Ярославом, и удалили его. Георгий поддержал Ярослава, а Константин принял сторону новгородцев. Он одержал победу и вернул себе отцовский престол. Но к братьям отнесся с любовью: дал Георгию следующий по старшинству город — Суздаль, а Ярославу — Переяславль. Перед смертью (1218) он поручил своих детей Георгию, который и заботился о них всегда отечески. Недовольных князей Георгий умел умиротворить. Он удачно воевал с приволжскими болгарами (на Каме) и с мордвой и основал Нижний Новгород. В 1237 г. в Россию вторглись татарские полчища. Они разорили Рязань и сожгли Москву, а сын вел. князя Владимир был взят в плен. Вел. князь оставил во Владимире двух других сыновей своих, Мстислава и Всеволода, под руководством опытных воевод, а сам с войском и племянниками, сыновьями Константина, стал на реке Сити. Там пришла к нему страшная весть: татары взяли Владимир, убили всех троих его сыновей, а затем подожгли Успенский собор, в котором заперлось его семейство с епископом Митрофаном и многими жителями, и перебили всех. Вел. князь стал просить и себе мученической смерти. И молитва его была услышана. 4 февраля произошла жестокая сеча, и вел. князь, бившийся во главе своих войск, был убит, а войско его разбито наголову. Убит был и племянник его князь Всеволод Ярославский, а второй его племянник, князь Василько Ростовский (память его 4 марта), был взят в плен и погиб впоследствии. Епископ Кирилл Ростовский опознал обезглавленное тело вел. князя по одежде. Голову нашли впоследствии, приложили к телу и погребли в Ростовском соборе. Через два года приехал вел. князь Ярослав Всеволодович и с честью перенес мученические останки брата своего во Владимир. Во время этого торжества на глазах всех совершилось чудо: голова вел. князя приросла к телу. Погребли его в Успенском соборе рядом с семейством его: женой вел. княгиней Агафией Всеволодовной (сестрой князя мученика Михаила Черниговского; память его 20 сент.), дочерью, княжной Феодосией, и снохами Марией и Христиной. Сыновья его — Владимир, Всеволод и Мстислав — покоятся в ногах своего отца.

http://sedmitza.ru/lib/text/436895/

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение отца – постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце, в основанном отцом монастыре) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием. Василий Ярославич был «мизинным», то есть младшим (восьмым), сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 году после смерти отца (князь был отравлен в столице Монголии – Каракоруме), пяти лет от роду, он стал князем костромского удела – наименее значительного во владениях его отца. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским. Четыре года его великого княжения (1272-1276) наполнены обычными для того времени княжескими междоусобными бранями. Несколько лет вел он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц. Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли. Летописи рассказывают, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. После мученической гибели при штурме татарами Владимира 4 февраля 1238 года епископа Владимирского Митрофана долгие годы Владимирская епархия оставалась вдовствующей. Это печалило великого князя Василия. В 1274 году при его участии состоялся во Владимире большой церковный Собор. Непосредственным поводом его явилась хиротония во епископа Владимирского святителя Серапиона († 1275, память 12 июля), из Печерских игуменов, митрополитом Кириллом III († 1282) и собором русских святителей. Содержание соборных деяний было очень широко – это был первый Собор в Русской Церкви со времени монгольского нашествия. Много накопилось проблем и неурядиц в церковной жизни, Русская Церковь только-только оправлялась от постигшего ее бедствия. Но главной задачей было возрождение русской церковной письменности – восстановление традиций древнерусского «княжеского строения». Без книг невозможно было бы спасительное делание Церкви, они нужны были и для Богослужения, и для проповедничества, и для келейного вразумления иноков, и для домашнего чтения верующих. Трудами митрополита Кирилла, русских епископов и монастырских иноков-книжников эта задача, важнейшая для последующего христианского просвещения Руси, была успешно выполнена. Собор принял новую редакцию Кромчей книги – основного канонического кодекса православной церковной жизни.

http://pravicon.com/info-192

– Георгий своими качествами обещал России покой: он был правой рукой отца против врагов его и прославился победами. Правление делами всей России начал он тем, что возвратил свободу князьям и епископу Рязани, которых отец держал пленниками: потом был в Ростове у Константина, оказывая ему все ласки любви братской. Четыре года шли счастливо, как Ярослав поднял бурю. Своими жестокостями раздражил он новгородцев и возбудил их к войне.Георгий, несмотря на то, что Ярослав оскорблял его, не хотел оставить брата без защиты, тем более, что Ярослав умел прикинуться пред ним угнетенной невинностью. Константин соединился с новгородцами, которые обещали доставить ему престол в. князя. В битве липецкой (1216 г.) Георгий был разбит наголову и сдался на волю победителей. Ему дан был городец волжский. «Суди, Боже, брату моему Ярославу, – он довел меня до этого», говорит Георгий со слезами на гробе отца своего. В 1217 г. Константин объявил Георгия наследником своим – и отдал ему Суздаль. 510 Не ожидали в России того страшного бедствия, которое после отказывались и изображать. В 1236 г. монголы разгромили болгар, предав все огню и мечу. Об этом узнала тогда же в соседнем Владимире. И зимой того же года Георгий женил двух сыновей своих Владимира и Мстислава. Людям ли знать, когда начнется над ними суд Божий? К несчастью система областного правления, не руководимая сильной центральной властью, достигла тогда крайнего развития: каждый князь думал только о себе. В 1237 г. монголы опустошительной войной шли на Россию. В. к. Георгий послал сына Всеволода к Коломне: но Рязань уже была опустошена, а за тем и Всеволод разбит был на голову, оставив юного брата Владимира в плену. Георгий, оставив сыновей защищать Владимир, отправился собирать войска другие. Февраля 2 1238 г. татары подошли к Владимиру. В городе ли великий князь? спросили чиновники Батыя у золотых ворот. Из города пустили в ответ стрелы. Не стреляйте, кричали татары и, показывая на пленного князя Владимира говорили: узнаете ли князя? Юный князь был бледен и истомлен страданием, Всеволод и Мстислав заплакали.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

77. 63 . Василько Константинович, князь Ростовский, взятый Татарами в плен в битве на Сити и потом убитый ими, погребенный в Ростовском соборе. Местное празднование памяти в Ростове началось, вероятно, не позднее празднование памяти Георгия Всеволодовича 274 . 64 . Меркурий воин, мученик Смоленский, скончавшийся (как принимается) 24-го Ноября 1238-го года и погребенный в Смоленском соборе. О начале местного празднование может быть сказана только то, что оно установлено до начала XVII века, ибо в 1609-м году жители Смоленска называли св. Меркурия своим первым угодником 275 . По некоторым спискам «Книги глаголемой», напр. Погодинскому Московской Духовной Академии, Меркурий, мученик Смоленский, также находится в Киевских пещерах, как и Меркурий, епископ Смоленский. В списках о нем говорится: «Пятый (sic) мученик Меркурий воин, Смоленский чудотворец, иже пострада в лето 6747 от безбожного царя Батыя, во гробе в Киев приплыл, его же память празднует святая церковь Ноября в 24 день» (По Истории Иерархии, – I, 292, мощи мученика Меркурия также почивают в Киеве. А Датскому посланнику при Петре Великом Юсту Юлю в 1711-м году говорили в Печерском монастыре, что епископ Смоленский [не называемый Юлем по имени] умирая завещал, чтобы гроб с его телом был пущен по Днепру и унесен рекою, куда случится, и что гроб принесло в Киев, под Печерский монастырь, почему покойника и привои в монастыре и поставили в пещеры в качестве святого, см. Записки Юста Юля в Чтен. Общ. Ист. и Древн., 1899 г., kh. III, стр. 345). 65 и 66. Князья Ярославские Василий Всеволодович, скончавшийся 8-го Февраля 1249-го года (тесть Феодора Ростиславича, о котором мы говорим в домакариевских святых под 32), и брат его Константин, скончавшийся неизвестно когда 276 , погребенные в Ярославском соборе. Местное празднование памяти установлено более или менее вскоре после 1501-го года, когда обретены их мощи 277 . Должно думать, что кн. Константин Всеволодович умер неизвестно когда ранее брата своего Василия, ибо если бы умер позднее, то остался бы после него наследником, тогда как наследницей после Василия осталась его дочь (братья были сыновьями первого Ярославского князя Всеволода Константиновича, сына Ростовского князя Константина Всеволодовича, умершего Владимирским великим князем в 1218-м году и бывшего сыном вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Отец Павел еще в Мологском Афанасьевском монастыре читал древние предания о нашествии Батыя на мологскую землю, позднее он записал некоторые из них. Вот, например, предание об основании села Шестихино. На этом месте татары задавили досками шесть русских богатырей, по-татарски «ханов» – «Шестиханово». «На могиле их насыпан большой курган на берегу реки Сутки, – пишет о. Павел. – Это было в 1238 году. Как на Сутке речушке злые татарове задавили богатырей, богатырей русских. Поломали белы косточки, души из тела вышибли, и взвилися душеньки ко престолу Божию». Сохранилось в тетрадях о. Павла и предание о мученической кончине князя Василько. «Я молюсь, в цепях, в неволе, в тяжкой муке умирая, за грядущее спасенье, за судьбу родного края...» Здесь, во глубине Мологской страны, в туманной дымке веков таится сказание о сокровенном граде Китеже, связанное с именем св. князя Георгия Всеволодовича. Древний русский эпос и исторические данные иногда противоречат друг другу, но «Книга летописец» называет точную дату гибели великого князя Георгия – «месяца февраля в четвертый день». Именно в этот день по сию пору празднует Православная Церковь память святого князя Георгия (Юрия) Всеволодовича. С его именем связывает летопись строительство Успенского собора в Ростове Великом и обретение мощей святителя Леонтия Ростовского, а также строительство многих других церквей и монастырей, но главное – возведение городов Малый Китеж и Большой Китеж; Малый Китеж – на берегу Волги, Большой Китеж – во глубине лесов у озера Светлояра: «Место то было необычайно красиво, а на другом берегу озера была дубовая роща». Три церкви сразу же возвели строители града Китежа – Крестовоздвиженскую, Успенскую и Благовещенскую с приделами во имя других праздников и святых. И вот, когда пришел на Русь войной нечестивый царь Батый, «разорял он города и огнем пожигал, людей же мечу предавал, а малых детей ножом закалывал, младых дев блудом осквернял. И был плач великий. Благоверный же князь Георгий Всеволодович, слышав обо всем этом, плакал горько. И помолившись ко Господу и Пресвятой Божией Матери, собрал свое воинство и пошел против нечестивого царя Батыя с воинами своими. И когда вступили в сражение оба воинства, была сеча великая и кровопролитие».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010