Скачать epub pdf Страдание святой мученицы Дорофеи и с нею Христины, Каллисты и Феофила Память 6 февраля В стране Каппадокийской, в городе Кесарии 1238 , жила одна благочестивая дева, по имени Дорофея. Всё время она проводила в служении Богу, со смирением и кротостью, в чистоте, духовном трезвении и целомудрии. При этом она была девицею столь премудрою, что даже ученые люди не могли в этом сравниться с нею. И все знающие ее прославляли имя Господа нашего Иисуса Христа, имеющего рабою Своею такую деву: и взор ее был исполнен благоговения, и житие свято, и премудрость несравненна, и девство не порочно. В любви же Христовой она была столь совершенна, что вполне была достойна небесного чертога. Но она ради Его еще более усугубила свой подвиг. Побеждая плоть свою и диавола, святая Дорофея сплела себе сугубый венец: венец девства и венец мученичества; и радуясь, отошла к Жениху Своему Христу. А как она за Него пострадала, – об этом передаст дальнейшее повествование. Когда слава о святой Дорофее разнеслась между людьми, слух о ней дошел и до игемона Саприкия, – гонителя христиан. Он немедля отправился в город Кесарию и, схватив святую деву, велел представить ее на свой неправедный суд. Святая же Дорофея, представ пред нечестивым судиею, молилась в душе Господу и призывала на помощь Бога и Спасителя своего. Саприкий спросил ее: – Скажи мне, как ты именуешься? Святая отвечала: – Мое имя – Дорофея. – Я для того тебя призвал, – продолжал Саприкий, – чтобы ты, по повелению наших славных царей, принесла жертву великим богам. Святая Дорофея отвечала: – Бог, – Царь небес, заповедал мне, чтобы я Ему одному служила. Так и в Писании оказано: «Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф.4:10 ). «Так говорите им: боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес» ( Иер.10:11 ). Посему надо рассудить: повелению какого царя мы должны более повиноваться – земного или небесного? и кого должны слушать, – Бога или человека? Что такое цари? – не более как смертные люди; таковы же и ваши боги, идолам которым вы поклоняетесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ярославская версия исходит из того, что Юрий Всеволодович, оставив Владимир для сбора войск, прибыл на Сить через Мышкин и Некоуз уже в январе 1238 г., а стан его, точнее, район расположения прибывавших войск располагался от с. Станилово (от «стан») вниз по Сити до с. Сторожевое, в относительно многолюдном Сицком ополье, с центром в с. Покровское, где в то время существовал укрепленный городок, вероятно, центр волости. Современные варианты этой версии предполагают нападения «татар» как через верховья Сити, так и непосредственно с угличского направления и даже с низовий с Мологи - Волги (после взятия Ярославля). В результате проводившихся уже в советское время исследований, находки оружия, как и захоронения погибших в бою, отмечены были только у с. Покровского, а почти все курганы оказались финского происхождения. К тому же, местные предания носят противоречивый характер. Культ князя Юрия знает его с другим отчеством и указывает его могилу (?!). В пользу какого-то боя, говорит название деревни по соседству со Станиловом – Судбища, очевидное указание на одновременную гибель множества людей. Остается предположить (выбирая, все же, Тверскую версию), что и здесь также разыгрались события связанные с нашествием, поисками стана великого князя, возможно, гибелью его охранения, либо, скорее всего, на память о них наложились предания о существовании здесь удела князей Сицких, среди которых встречались тезки Юрия Всеволодовича, а также об иных ордынских нападениях или событиях династической войны XV в., польской интервенции и т.п. Можно предположить, что в районе Станилово – Судбища останавливался проезжавший с Волги великий князь, а затем располагалась застава, а то и заслон, оставленный контролировать подход к Сити через Некоуз, если допустить, что эта дорога уже существовала в то время. Однако, и при наличии её, все же кажется маловероятным, что Юрий Всеволодович из Углича ездил в Ярославль. Для вызова войск оттуда достаточно было и гонца. На верховья Сити проще ехать не через Мышкин - Некоуз, а через с. Кой, по угличскому ответвлению Белозерского тракта.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/16/...

Материалы упомянутой конференции показали, как неполны и даже мистифицированы знания, в том числе обоснованные диссертациями, в отношении битвы на Калке. К сожалению, приходится констатировать, что подобным образом выглядит и ситуация с некоторыми узловыми событиями зимы 1237-1238 гг. В частности, сегодня хотелось бы говорить о побоище на Сити. Оно, как следует из описаний непредвзятых источников, не имеет черт организованного противоборства двух сторон, подпадающего под определение «битва», но суть вопроса совершенно в другом. Работая над биографией князя Юрия Всеволодовича автор столкнулся с тем, что, несмотря на указания всех учебных исторических атласов и карт, где обозначено место «битвы», в реальности, так сказать, «на земле» до сих пор в двух соседних областях Тверской и Ярославской представления о месте побоища на р. Сить по сути «двоятся», разводя локацию поля боя на расстояние в десятки километров между верховьями и среднем течением Сити. Если же капнуть интернет, то любитель военной истории оказывается дезориентированным давними спорами тверских и ярославских краеведов, на которые теперь продолжают накручиваться множащиеся измышления современных мифотворцев-реконструкторов. Происходит это при полном равнодушии госструктур, ответственных за военно-патриотическое воспитание (и просвещение), недавно так позорно «замолчавших» трёхсотлетний юбилей победы в Северной войне и провозглашения Российской империи. Для «Википедии» же проблемы вовсе не существует – она уверенно покажет вам место нахождения памятника «битве на Сити» у села Лопатино, возле шоссе Весьегонск – Углич, т.е. там, где её не было во всяком случае. В результате, ещё с советских времён существуют два памятника Сицкой трагедии, разделённые гигантским болотом. Экономически состоятельная Ярославская область воздвигла достойный монумент, но, к сожалению, слишком произвольно выбрав место, даже относительно «своего» варианта истории. Сейчас, по изучении вопроса, могу сказать, что обелиск у с. Лопатино Брейтовского района правильнее было бы считать памятником былому Сицкому княжеству и его князьям-воеводам, что со времён Куликовской битвы и до Смутного времени с оружием в руках достойно служили своим государям (и их народу). Что же касается «памятника» в с. Божонки Сонковского района, то лучше бы его и не видеть, чтобы не провалиться от стыда в Сицкие болота. Это творение одинокого энтузиаста, пытавшегося на свои копейки восполнить отсутствие заботы со стороны преступно-равнодушного атеистического государства, как видно, вполне устраивает и нынешние тверские власти.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/16/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОСИЙ СПАССКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Феодосий (+ 1238 ), игумен " Спасский " , преподобный , священномученик Память в Соборе Владимирских святых Игумен Даниил , архимандрит Пахомий и игумен Феодосий как, по-видимому, наиболее уважаемые духовные лица города (наряду с еп. Владимирским Митрофаном ) упомянуты в варианте летописной статьи 1238 года о взятии и разорении Владимира монголо-татарскими войсками, получившей оформление во Владимирском летописном своде 1281 года: " И ту убьен бысть Пахомий, архимандрит монастыря Рождества Святыя Богородицы, и Данило, игумен успенскыи, Феодосии Спаскыи и прочии игумени, и черньци, и черници, и попы, и дьяконы " . В синодике Успенского собора г. Ростова Даниил, Пахомий и Феодосий названы " преподобными игуменами " . Точная дата гибели Владимирских священномучеников неизвестна. Большинство историков считают, что Владимир был взят войсками хана Батыя в течение одного дня - 7 февраля 1238 года. Однако в летописях недвусмысленно указывается, что 7 февраля была захвачена лишь одна из трех частей Владимира - т. н. Новый город. Точная дата захвата несомненно укрепленного Среднего, или Печернего, города, где располагались Рождественский монастырь и Успенский собор и где находились тогда еп. Митрофан, великокняжеская семья и оставшиеся в живых воины и горожане, не была зафиксирована летописцем; по-видимому, Средний город был взят вскоре после 7 февраля. Согласно архим. Леониду (Кавелину) , архим. Пахомий был погребен в Успенском соборе, а игумены Даниил и Феодосий - во владимирском Золотоворотском Преображенском мужском монастыре . Не совсем ясен статус Даниила ( " игумен успенский " ) и Феодосия (по смыслу текста, игумен " спасский " ) среди владимирского духовенства. Возможно, Даниил был игуменом и духовником во владимирском Княгинином Успенском женском монастыре, к 1237 году уже существовавшем. Однако ничего не известно о существовании к 1237 году во Владимире Спасского монастыря (его основание при Спасо-Преображенской церкви у Золотых ворот относится к более позднему времени). Более правдоподобным является предположение о том, что " игуменами " летопись называет настоятелей владимирских соборов - Успенского и Спасского (Спасо-Преображенского у Золотых ворот) . Можно предположить, что как настоятель владимирского Успенского собора назван в летописной статье о гибели и погребении блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского Феодул - " игумен святое Богородици " . На принадлежность игум. Феодула к духовенству Успенского собора указывает упоминание при нем " клирошан " .

http://drevo-info.ru/articles/13678912.h...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Феодоровская Феодоровская – Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери. Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича († 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем († 1238, память 4 февраля) в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца – позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой. Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди – святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и отца – Всеволода III Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237-1238 гг. татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела. Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути – военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.

http://pravicon.com/info-192

Золотые ворота внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО. Церковь в честь положения ризы Господней помещается наверху так назыв. «Золотых ворот». Время первоначального основания ее относится к глубокой древности, ко времени вел. князя Андрея Боголюбского. Укрепив свой столичный город, вел. князь Андрей в проезде между валами, идущими по западной стороне, устроил высокую башню из белого камня с воротами для проезда в середине ее, назвав эту башню «Золотыми воротами». Когда работы по постройке этих ворот приходили уже к концу, когда леса и кружала были разобраны, от сырости извести, как объясняет составитель жития князя Андрея, своды ворот упали и засыпали 12 человек из владимирских граждан. Можно было думать, что несчастные были задавлены до смерти, но благочестивый князь Андрей обратился к небесной Заступнице с молитвой о сих несчастных. На место происшествия была принесена чудотворная Владимирская икона Богоматери, отправлено перед ней молебное пение, затем разобраны были камень и мусор от упавшего свода, и к удивлению всех засыпанные не только оказались живы, но даже ничем не поврежденные. Это событие изображено на иконе, находящейся на западной стороне Золотых ворот. В память этого события князь Андрей устроил над самыми воротами церковь в честь положения ризы Богоматери, которая и была освящена в 1164 г. В 1238 г. во время татарского нашествия с Золотых ворот князья Всеволод и Мстислав Георгиевичи наблюдали за движениями подступавших к городу врагов и с болью в сердце видели, как татары растерзали бывшего в плену у них княжича Владимира Георгиевича. От Золотых ворот, между прочим, ворвалась татарская орда 7 февраля 1238 г. во Владимир. Конечно, и самые ворота и церковь жестоко пострадали от татарского разорения и долгое время были в полуразрушенном виде. О возобновлении церкви над Золотыми воротами есть известие уже в XVII в.; возобновлена она в 1687 г. и освящена в 1691 г., как это видно из заметки в делах патриаршего казенного приказа. Во время пожара, бывшего во Владимире в 1778 г., Золотые ворота и церковь над ними сгорели и в полуразрушенном виде оставались до начала XIX ст. Возобновлен храм в 1810 г. усердием бывшего тогда во Владимире губернатора князя Ивана Михайловича Долгорукова, затем отремонтирована в 1867 г. Престол в настоящее время в церкви один – в честь положения ризы Господней. Когда произошла перемена в наименовании престола, неизвестно; вероятно при возобновлении церкви в 1810 г.

http://sobory.ru/article/?object=00994

58 . Герасим Вологодский, основатель упраздненного Кайсаровского Троицкого монастыря, который находился в городе Вологде, скончавшийся (как принимается) 4-го Марта 1178-го года. Из сказанного нами выше о преп. Галактионе Вологодском, – 53, видно, что местное празднование (если только оно действительно есть) установлено когда-то после 1691-го года. 59 . Кирилл, епископ Туровский , знаменитый проповедник, живший во второй половине XII века и скончавшийся неизвестно в каком году. Есть проложное сказание о нем, написанное во второй половине XIII – в XIV веке, в котором делается молитвенное обращение к нему как уже к признанному святому. 1459 Память 28-го Апреля. XIII века: 60 . Евпраксия, в мipe Евфросиния, княгиня Псковская, супруга князя Ярослава Владимировича, скончавшаяся 8-го Мая 1243-го года. 1460 Можно думать, что местное почитание ее как мученицы (она была убита своим пасынком) началось более или менее рано, ибо на 10-й день после ее кончины было знамение от иконы, стоявшей над ее гробом. 1461 —221— 61 . Великий князь Георгий Всеволодович, убитый Татарами на Сити 4-го Марта 1238-го года. Празднование ему началось не позднее первой половины XVII века, ибо оно есть в Уставе Московского Успенского собора этой первой половины XVII века. 1462 62 . Василько Константинович, князь Ростовский, взятый Татарами в плен в битве на Сити и потом убитый ими. Местное празднование памяти в Ростове началось, вероятно, не позднее празднования памяти Георгия Всеволодовича. 1463 63 . Меркурий, мученик Смоленский, скончавшийся (как принимается) 24-го Ноября 1238-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано. 64 и 65. Князья Ярославские Василий Всеволодович, скончавшийся 8-го Февраля 1249-го года, и брат его Константин, скончавшийся неизвестно, когда. 1464 Местное празднование памяти установлено более или менее вскоре после 1501-го года, когда обретены их мощи. 1465 66 . Харитина Новгородская, жившая неизвестно, когда, вероятно – во второй половине XIII века, и подвизавшаяся в Петропавловском монастыре на Синичьей горе. Чтится местно (5-го Октября), неизвестно – с какого времени, в Петропавловской кладбищенской церкви Новгорода, остающейся от прежнего монастыря. 1466

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Георгий Владимирский, блгв. - житие Благоверный великий князь Георгий, Владимирский чудотворец (Память 4 февраля по старому стилю) Святой благоверный князь Георгий (1189—1238) был вторым сыном великого князя Всеволода Большое Гнездо. В 1212 году, после смерти отца и старшого брата Константина, он унаследовал Владимирский великокняжеский престол. Благоверный князь Георгий отличался благочестием и воинской доблестью. Им был основан Нижний Новгород. В 1237 году на Русскую землю двинулись монголо-татарские орды Батыя. Они разорили Рязань и сожгли Москву. Святой Георгий оставил стольный град на попечение своих сыновей Мстислава и Всеволода (третий сын — Владимир — был в то время в плену у татар) и опытных воевод, а сам двинулся с войском и племянниками — сыновьями Константина — на север, чтобы соединиться с другими князьями. В начале марта он вышел на берега реки Сити. Там 4 марта 1238 года произошла кровавая битва с татарами. Еще перед битвой благоверный князь Георгий получил известие о том, что стольный град Русской земли — Владимир — пал и все его сыновья убиты. Выслушав печальную весть, великий князь обратился с молитвой к Богу, в которой просил Всевышнего сподобить его мученической смерти за веру христианскую и народ православный. И молитва его была услышана: в битве на реке Сити великий князь погиб мученической смертью — ему была отсечена голова. Через некоторое время после битвы возвращался с Белоозера к своей пастве Ростовский епископ Кирилл II. Его путь лежал через поле брани. Среди павших воинов он по одеждам узнал обезглавленное тело великого князя. С благоговением он взял его и перенес в Ростов. Там, при великом плаче всего народа, похоронил его в соборном, храме. Через некоторое время была найдена и честная глава великого князя, которая была приложена к телу. Через два года гроб с телом благоверного князя Георгия с большой торжественностью был перенесен во Владимирский Успенский собор. В 1645 году тело святого князя было обретено нетленным, и состоялось церковное прославление святого. Мощи князя Георгия были переложены в серебряную раку, устроенную Святейшим Патриархом Иосифом. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Георгий Владимирский, блгв. " .

http://pravicon.com/info-2044

Икона была моленным образом святого Александра Невского, а в 1613 году ей благословляли при избрании на царство Михаила Романова 27 марта. ПРАВМИР. Церковь чтит память Феодоровской иконы Божией Матери. Феодоровская — Костромская икона Божией Матери, по преданию, была написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери. Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор — в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца — позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери — благословение отца — постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием. Василий Ярославич был «мизинным», то есть младшим, сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 году после смерти отца (князь был отравлен в столице Монголии — Каракоруме), пяти лет от роду, он стал князем костромского удела — наименее значительного во владениях его отца. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским. Несколько лет вел он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц. Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-fe...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 9  голосов:  4.0 из  5) Разговор о детях-мучениках может вызвать у родителей протест. Все мы хотим для детей счастливой и долгой жизни, а не мученического венца. Однако ход времени непредсказуем, и все христиане, включая детей, могут пострадать за веру, за Христа.  Дети-мученики – семя Божие В православном христианстве почитание детей-мучеников особенно трепетно и прикровенно. Детей-мучеников можно разделить на две группы: осознанно принявших смерть за Христа в подражание Ему («Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих») и не осознававших своего мученичества. Фото: tatmitropolia.ru Первыми детьми, неосознанно отдавшими свои жизни за Христа, стали вифлеемские младенцы (от Матф. 2:16-18 ), убитые по приказу царя Ирода в городе Вифлееме и его окрестностях.  Ирод предполагал, что среди них окажется Мессия. Блаженный Иероним пишет, что в Вифлееме погибло «много тысяч» младенцев (Hieron. In Is.7,15 ), по церковному преданию, число жертв составило 14 тыс. Погибшие младенцы почитаются как святые мученики, их память совершается 29 декабря (11 января). Были и среди русских православных детей-мучеников совсем младенцы, как те, вифлеемские. 21 декабря мы чтим память благоверных князей Феодора и Евпраксии и сына их, младенца Иоанна, зарайских мучеников (1237), которые пострадали от монголов в Батыево нашествие. Встречаются в летописях упоминания и о святом мученике Димитрии, младенце, князе Владимирском, который в 1238 г. был сожжён монголами при штурме Владимира вместе с прочими горожанами в кафедральном соборе, память его вспоминается 3 февраля. Первым известным отроком-мучеником (первомучеником) на Руси стал сын киевского варяга Феодора Иоанн (983), пострадавший за веру вместе с отцом, память 25 июля по новому стилю. 

http://azbyka.ru/deti/deti-mucheniki-v-p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010