Успение Матфея. Копт. у Порфир. Приложение 3    Русские святые, находящиеся в рукописных святцах, но неканонизованные. Они не находятся ни в Словаре историческом о святых, ни у Преосв. Филарета черниговского в его произведении: Русские святые. Сведения о них здесь сообщаются для исторических соображений.     Авраамий, игумен Всемилостивого Спаса, 2 мар. Св. 1621 года. (Может быть Мирожский Спасский или Богоявленский Ростовский).     Агафия св. благоверная княгиня, супруга св. князя Георгия владимирского. Свв. благоверные княгини Мария и Христина, снохи князю Георгию и княгине Агафии, благоверная княжна Феодора Георгиевна (дочь князя Георгия) скончались от огня и дыма в 1238 году 3 февр. 209. (12 февр. Филим. Это было 7 февраля при взятии Владимира татарами. Карамз. III. 170).     Азария, постник печерский. КСоф. Погод.     Акакий, еп. тверский. † 7075 г. янв. 14. 209. КСоф. и др. (Филим. январ. 18. Рукоположен 30 мар. 1522 г., скончался в Москве 14 янв. 1567 г. Истор. Иерарх.).     Александр преп., иже на Воце реце Преображенского монастыря близь Соли Галицкой 8 поприш. Образ его в каменной Палатке штилистовой. Подобием, аки Зосима соловецкий, схима поуже на плечах. КСоф. Погод. (Филим. 27 мар.).     Александр, переяславский еп., новый чудотворец 14 мая. 51. 1621.     Александр см. Пересвет.     Александр, пр. тверской (не Свирский ли?) чудотворец. Филим. 20 авг.     Анастасия княгиня. См. Михаил Феодорович.     Анастасия. См. Гавриил.     Андрей Константинович суздальский, † 6872 и супруга его Василисса (ниже). Зело пишут его духовна и добродетельна. 201.     Андрей Рублев, инок андрониковский в Москве иконописец † 6938 по 209.     Андрей Иоаннович Углицкий, заточен в темнице и погребен в Москве в лето 1436 у Бориса и Глеба ноября 3. 201, ноября 5 51.     Анна благоверная княгиня инокиня кашинская чудотворица. 209 (КСоф. † 6801, Филим. 22 июля, по историческ. Словарю о св. † 1338 года окт. 2 и в сей день яко бы чтится память ее местно).     Антоний, еп. вологодский чудотворец. КСоф. (Погод. преставися в лето 7096 марта 3, Филим. авг. 18). Антоний 1 хиротонисан 1586 окт. 11 из игуменов троицкого Болдина монастыря, скончался 1588 окт. 26, погребеп в вологод. СОФ. кафедр. соборе. Истор. Иерарх.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Подробный рассказ о гибели князей содержится в Ипатьевской летописи, согласно к-рой В. Г., испугавшись штурма Владимира, предпринятого нападавшими, вместе с малой дружиной вышел для переговоров за пределы города, неся мн. дары Батыю, «надеяше бо ся от него живот прияти». однако хан, «яко сверпыи зверь, не пощади оуности его» и велел «пред собою зарезати» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 779-780). Ростовский владычный свод 1419 г. сообщает, что «Всеволод з братом в Нове городе убьена быста». Однако это известие противоречит сведениям др. летописей, а также словам владимирских беженцев, сообщивших в кон. февр. - нач. марта 1238 г. на р. Сить вел. кн. Георгию, что его сыновья были убиты «вне града» (ср.: Там же. Т. 1. Вып. 2. Стб. 463-464; Вып. 3. Стб. 519; Присёлков. С. 315). Почитание Имя В. Г. было записано в митрополичий вечный синодик, оно фигурирует в синодиках Успенского собора Московского Кремля (РГБ. Ф. 256. 385. Л. 1 об.), в нек-рых списках синодика нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря (РГБ. Ф. 256. 387. Л. 41). В грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного клирикам Успенского собора (1547 - нач. 50-х гг. XVI в.) изложен порядок поминания святителей, князей, княгинь и их детей, чьи останки почивают во Владимире. В грамоте, в частности, записано: «Великого князя Георгия Всеволодича по детех - по Владимире, по Всеволоде, по Мстиславле - в год по всех одна панахида на их память февраля в 7 день», «правити по государеву указу средния понахиды против того, как на Москве по удельных князех» ( Виноградов. С. 52). В нач. 1557 г. в К-поль вместе с Евгрипским и Кизическим митр. Иоасафом и архим. суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря Феодоритом к Патриарху Иоасафу II был отправлен текст царского синодика, содержавший в т. ч. имя В. Г. В 1645 г. в связи с перенесением мощей вел. кн. Георгия Всеволодовича в окружении Патриарха Иосифа были составлены «листы» для помещения над княжескими гробницами во владимирском Успенском соборе. «Лист над гробом Всеволода и Мстислава Георгиевичев», содержащий сведения о гибели князей, неоднократно копировался во 2-й пол. XVII-XVIII в. Текст включен в список 1670 г. Степенной книги старшего извода Пространной редакции (РГБ. Ф. 178. Муз. 4288. Л. 620 об.), хранившейся в кон. XVII в. в Успенском соборе.

http://pravenc.ru/text/155470.html

Матрону знают десятки тысяч православных людей. Матронушка — так ласково называют ее многие. Она — так же, как при земной своей жизни, помогает людям. Это чувствуют все те, кто с верою и любовью просит ее о заступничестве и ходатайстве перед Господом, к Которому блаженная старица имеет великое дерзновение. Блаженная Матрона помогает бездетным, вызволяет из самых бедственных обстоятельств и помогает обрести семейным мир. Образ Федоровской иконы Божьей Матери Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича († 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор — в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем († 1238, память 4 февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца — позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь . Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой. Чудотворная Федоровская икона Божией Матери почитается как покровительница невест, семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, помогающая в трудных родах. С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Федоровна. Читать книгу « Святые покровители семейного благополучия » Источник: «Азбука веры» Рекомендуемые статьи Ссылки Популярное Сейчас в разделе 51  чел. Всего просмотров 2.1 млн. Всего записей 582 ©2024 Азбука супружества к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/semya/svjatye-pokrovite...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАСИЛИЙ РОСТОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Икона Святого благоверного князя Василия Ростовского Россия. XVIII век. Василий (Василько) Константинович ( 1208 - 1238 ), князь Ростовский , святой благоверный , страстотерпец Память 4 марта , в Соборах Владимирских , Ростово-Ярославских и Тверских святых Принадлежал к славному в русской истории роду суздальских Мономашичей. Его прадед - Юрий Долгорукий , дед - великий князь Всеволод VI Большое Гнездо . Святой Василько был старшим из птенцов " Большого гнезда " . Старший внук Всеволода от его старшего сына Константина , Василько (Василий) родился 7 декабря 1208 года в Ростове , где княжил отец. Там прошло его детство, а в 1216 году, когда Константин Всеволодович стал великим князем Владимирским, Ростов был выделен Васильку (ему было восемь лет) как удел для самостоятельного княжения. После смерти отца (+ 2 февраля 1218 года) наставником молодого Ростовского князя был дядя Юрий, великий князь Владимирский . Двадцать лет правил князь Юрий Владимирской землей, и все эти годы Василько был его ближайшим другом и соратником. Летописцы отмечают цветущую красоту Василька, его светлый и величественный взор, отважность на звериной ловле, благодетельность, ум, глубокую книжность, кротость и добродушие в обращении с боярами: " Ибо кто служил ему, кто ел хлеб его и пил с ним чашу, тот уже не мог быть слугою иного князя " . В 1219 году Василько участвовал в походе владимиро-суздальских войск на Волжскую Болгарию, в 1221 году - в походе к устью Оки, где святым Юрием был заложен в тот год Нижний Новгород . В 1223 году впервые в южных степях появились татары , " народ неведомый " , вышедший из глубины Азии. Первой их жертвой стали союзные с Русью половцы . Русские князья, совместно с половецкими ханами, многие из которых приняли святое крещение, решили дать отпор степным хищникам раньше, чем они дойдут до Русской Земли. Святой Василько возглавил вспомогательный отряд, посланный великим князем Юрием для участия в общерусском степном походе. Враг оказался сильнее, чем думали. Сказалось и вековое разделение удельных властителей, неспособных к дружным совместным действиям в масштабах большой войны. Отряд Василька не поспел к решающей битве, у Чернигова пришла к нему печальная весть о разгроме русского войска на реке Калке 16 июня 1223 года. Это было дурное предзнаменование: с востока надвигалась гроза. Василько со своей дружиной вернулся в Ростов.

http://drevo-info.ru/articles/12427.html

Как будет показано ниже, в древней Руси очень устойчивой была традиция освящения храма на престольный праздник. Близкое соседство в святцах Юрьева дня (осеннего) – 26 ноября и Зачатия святой Анны – 9 декабря позволяет сделать предположение, что это совпадение является не случайным, и мы можем говорить о том, что основание обители следует отнести к ноябрю – декабрю 1365 г. Тем самым можно утверждать, что поездка Сергия Радонежского в Нижний Новгород и основание новой обители пришлись на последние месяцы 1365 г. 324 Полное собрание русских летописей. T. XV. Вып. 1. Пг., 1922. Стб. 162. (Далее: ПСРЛ). 326 Горский A. A. Судьбы Нижегородского и Суздальского княжеств в конце XIV – середине XV в.//Средневековая Русь. Вып. 4. М., 2004. С. 142–143. 328 Цит. по: Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984. С. 210–211. 333 Кучкин В. А. Формирование... С. 141–142, 218; Горский A. A. Москва и Орда. М., 2000. С. 69; Он же. Судьбы Нижегородского и Суздальского княжеств... С. 144. 335 Экземплярский A. B. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. Т. 1. Спб., 1889. С. 88. 341 Редкие источники по истории России. Вып. 2. М., 1977. С. 40, 165. Ср.: Временник Московского общества истории и древностей российских. Кн. X. М., 1851. С. 54, 106, 247, 251. 344 Макарий (Булгаков) , митрополит московский и коломенский. История русской церкви. Кн. IV. Ч. 1. М., 1996. С. 172–173. Соборное определение опубликовано: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Академии наук. T. I. СПб., 1836. 284. С. 329–332. 346 Российский государственный архив древних актов. Ф. 181. 20/25. Л. 846 об.–847. Цит. по: Кузьмин A. B. К истории московского боярства конца XIV – начала XVI в.: самосознание и «память»//Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации. Тезисы докладов и сообщений научной конференции. Москва, 4–6 февраля 1998 г. М., 1998. С. 142. Выделено нами. – Авт.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И ныне, Богородичен: Славословие великое и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 4: Святым, иже суть на земли Его,/удиви Господь вся хотения Своя в них. Стих: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть да не подвижуся. Апостол к Римляном, зачало 99. Аллилуия, глас 4: Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Стих: Многи скорби праведным, и от их избавит я Господь. Евангелие от Луки, зачало 106. Причастен: Радуйтеся, праведнии, о Господе: Обретение мощей благоверных князей Василия и Константина Ярославских Обретение мощей благоверных князей Василия и Константина Ярославских. Святые благоверные князья Василий и Константин были единственными сыновьями первого князя Ярославского Всеволода Константиновича от брака его с Мариною, дочерью Олега, князя Курского. Всеволод Константинович был родным братом князя Василька Ростовского († 1238, память 4 марта), и оба они, рано осиротев, воспитывались своим дядей, великим князем Владимирским Георгием († 1238, память 4 февраля). В 1238 году монголо-татарские орды хана Батыя опустошили область великого княжения. Великий князь Георгий с сыновьями и немногочисленным воиском вынужден был отступить в Ярославский удел своего воспитанника Всеволода. Здесь, на реке Сити, их настигли отряды неприятелей. Произошла кровавая сеча, в которой погибли великий князь Георгий и князь Всеволод Ярославский, отец Василия и Константина. Василько Ростовский был пленен и мученически погиб за веру и Отечество. К 1238 году относится первое упоминание в летописях о старшем сыне погибшего Ярославского князя Василия (родился не позднее 1229 года), как об одном из князей, спасшемся от меча Батыева. Возмужание осиротевших юных князей пришлось на сложное и тяжелое время. Наследование княжения принял на себя старший брат Василий. Ему предстояло укреплять ослабевший дух своих подданных, вселять в них надежду, помогать вдовам и сиротам воинов, погибших на реке Сити.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Георгий Владимирский, блгв. Описания иконы Георгий Владимирский, блгв. - житие Благоверный великий князь Георгий, Владимирский чудотворец (Память 4 февраля по старому стилю) Святой благоверный князь Георгий (1189—1238) был вторым сыном великого князя Всеволода Большое Гнездо. В 1212 году, после смерти отца и старшого брата Константина, он унаследовал Владимирский великокняжеский престол. Благоверный князь Георгий отличался благочестием и воинской доблестью. Им был основан Нижний Новгород. В 1237 году на Русскую землю двинулись монголо-татарские орды Батыя. Они разорили Рязань и сожгли Москву. Святой Георгий оставил стольный град на попечение своих сыновей Мстислава и Всеволода (третий сын — Владимир — был в то время в плену у татар) и опытных воевод, а сам двинулся с войском и племянниками — сыновьями Константина — на север, чтобы соединиться с другими князьями. В начале марта он вышел на берега реки Сити. Там 4 марта 1238 года произошла кровавая битва с татарами. Еще перед битвой благоверный князь Георгий получил известие о том, что стольный град Русской зе[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Вседержитель с припадающими свв. князьями Александром Невским и Георгием Владимирским. Икона. Русь. Середина XVII века (около 1649 - 1654 гг.). 145 х 107. Из Успенской (Богородицкой) церкви во Владимире. Файл 5015.jpg:   Размер: 828x1200, 0.99 MPix, 202 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (179) , (2) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 5017.jpg:   Размер: 246x422, 0.1 MPix, 20 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (132) , (2) .

http://pravicon.com/icon-1504

Романа Влад. Угличского – 3 – го февраля (1595), пр. Корнилия Комельского – 19 – го мая (1600), царевича Димитрия – 15 – го мая в день кончины, 3 – го июня в день перенесения мощей и еще в день рождения (1606), пр. Макария Уиженского – 25 – го июля (1620), Авраамия Галицкого – 20 – го июля (1621), Даниила Переяславского – 7 – го апреля (1652), Никодима Кожеезерского–3 – го июля (до 1662 г.), Нила Столбенского – 27 – го мая и 7 – го декабря (1667), Никандра Псковского – 24 – го сентября (1687) и др. Кроме того народным обычаем или с разрешения церковной власти установлялись дни для местного чествования святых: напр. святителей Моск. Филиппа и казанск. Германа, преподобных Галактиона Вологодского († 1613), Антония Леохновского († 1612 или 1613), Евфросина Синоезерского († 1612), Елеазара Анзерского († 1656), Иринарха Ростовского († 1616), Мартирия Зеленецкого († 603), Симона Воломского († 1641), Трифона Печенского († 1583), Трифона Вятского († 1613), Ферапонта († 1591) и Адриана († 1619) Монзенских, Адриана Пошехонского († 1550), блаженных Иоанна Ростовского († 1581), Симона Юрьевецкого († 1584), Андрея Тотемского († 1673), князей Георгия Всеволодовича Владимирского († 1238) и Даниила Московского († 1303), прав. Юлиании Муромской († 1604) и многих других. В честь святынь и в память явленных от них чудесных благодеяний установились следующие местные и общерусские праздники: 19 – го августа – в честь Донской иконы Богоматери в память победы над крымцами (1591 и 1646 г.); 22 – го октября – в честь Казанской иконы Богоматери и в память освобождения Москвы от поляков ее заступлением (1613 г. 527 ); сначала, до 1649 года, 22 – го октября было лишь местным московским праздником, а с 1649 г. – по случаю рождения в этот день у Алексея Михайловича сына Димитрия – сделано общерусским; 14 – го марта – в честь Феодоровския иконы Божией Матери (в Костроме) в память избрания на царство Михаила Феодоровича, который дал на это свое согласие пред Феодоровской иконой (1613 г.); 26 – го июня – в честь Тихвинской иконы Божией Матери в память чудесного ее явления (1383) и помощи от нее Тихвинской обители и Новгороду при нападении шведов (1613) – общерусский праздник; 27 – го марта – в честь Ризы Господней по случаю принесения ее в Москву (1625 г.) – общерусский праздник, впоследствии перенесенный на 10 – е июля 528 ; 13 – го октября и 26 – го июня – в честь Семиезерской иконы Божией Матери в память принесения ее в Семиезерскую пустынь (XVII в.) и освобождения Казани от моровой язвы (1654 – 1656 г.); праздник (местный) установлен в 1658 г.; 22 – го августа – в честь Грузинской иконы Божией Матери (1658 г.) – общее празднество и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фотограф журнала " Фома " Владимир Ештокин стал победителем конкурса Adobe-OrthPhoto 1 мин., 11.01.2012 Победителем февраля стала великолепная фотография  Владимира Ештокина  (Eshtokin) из России. Этот снимок получил большинство голосов команды редакторского совета. Мы благодарим Владимира за то, что он поделился с нами этим духовным моментом. Как обычно, мы попросили победителя рассказать немного о себе и фотографии. Владимир очень скромно написал о себе и снимке, но мы узнали интересные подробности о месте, где этот снимок был сделан:  «Меня зовут Ештокин Владимир Викторович, я фотограф православного журнала «Фома». Фотография снята в феврале 2011 года в Ярославской области в Покровском храме села Сить-Покровское. Место известно тем, что в этих краях на берегу реки Сить в 1238 году состоялась битва русских воинов с монголо-татарами, в которой русские потерпели сокрушительное поражение. С этой даты, считается, началось монголо-татарское иго, продлившееся более двухсот лет. Отец Анатолий Денисов, благочинный Брейтовского района, каждый год служит литургию в память о тех событиях, восстанавливает храмы, построенные в память о погибших русских воинах, в частности этот храм и храм Архистратига Михаила в селе Семеновское в 3-4 километрах отсюда. В это день было очень холодно, далеко за минус тридцать, но, не смотря на это, была отслужена литургия и состоялся крестный ход в село Семеновское».  Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/fotograf-zhurnala-foma-vl...

Собр. л. 1, 190–196, 200; VII, 134–138. О храмах ркп. житие и нижегор. летоп. О Юрьевце в ж. м. внутр. дел 1848 г. стр. 22–24. 512 Святитель Митрофан и княгиня Агафия со всеми показанными детьми внесены в число святых по ркп. святцам, сл. Доброхотов древности Владимира ст. 48, 55, 62, 64. Буслаева словесность и искусство 2, 244. 522 Собр. л. 198. В степ. кн. 1, 336 сказано: «венчася Георгий кровью мес. февр. в 4 д.». Этот день не был ли днем разве перенесения св. тела во Владимир, но днем кончины св. Георгия не мог быть. По летоп. Сузд. (Карамз. 3, пр. 364) «в неделю мясопустную по заутрени приступиша (татары) к городу (Владимиру) февраля в седьмой». Мясопуст февр. 7 был в 1238 г. «Поплениша Владимир и поидоша на в. к. Георгия». Ник. л. 1, 376. «И уже исходящу февралю мес. прииде вестник к в. к. Юрию Всеволод. яко град Владимир взят бысть. После того битва на Сити могла быть не ранее 4 марта. Печатная служба благ. к. на 4 февр. 526 Собр. л. 1, 187, 188. Татищева ист. 2, 416, см. Белкева: в. к. Константин Всеволодович, во врем. общ. ист. кн. 3, 1849 г. 527 Постриги – семейный праздник: малютке в первый раз стригли волосы и преподавалось молитвенное благословение священником или епископом, – его сажали на коня, чтобы был наездником; потом отец давал пир родным и друзьям. Собр. л. 1, 183, 185. 537 Собр. л. 1, 220; 5, 173. О том, начальный ростовский собор был с одной главой, а не с пятью, как ныне, говорит следующее место из жития св. Леонтия: в 1408 г. во время пожара «комары великие (своды) падоша и лоб церковный позлащенный (глава) паде внутрь… Григорию же, боголюбивому епископу, попечение велие имеющу о соборной церкви св. Богородицы, еже соделати комары великие и шею, и лоб». 542 Свед. о мон. 416. Другие полагали этот лес на р. Шерпе, протекающей мимо г. Александрова во владимирской губернии. Но зачем было татарам возвращаться пустыми местами к Владимиру? Он вовсе не был на дороге от Торжка к Козельску. Г. Соловьев искал этот лес близ Серенска, около Козельска (ист. 3, пр. 275). Это столько же странно: Василько умер бы с голоду, прежде чем довели его до Козельска. – К тому же кончина его последовала в тоже время 4 марта, когда пал в битве к. Георгий (пр. 75, 50); след. не вдали от Сити.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010