Repose of St Alexander Nevsky Commemorated on November 23 The Holy Prince Alexander Nevsky was born on May 30, 1220 in the city of Pereslavl-Zalessk. His father Yaroslav II, Theodore in Baptism (+1246), “a gentle, kindly and genial prince”, was the younger son of Vsevolod III Large Nest (+ 1212), brother of the Holy Prince Yuri Vsevolodovich (February 4). Saint Alexander’s mother, Theodosia Igorevna, a Ryazan princess, was Yaroslav’s third wife. Their older son was the Holy Prince Theodore (June 5), who departed to the Lord at age fifteen. Saint Alexander was their second son. His childhood was spent at Pereslavl-Zalessk, where his father was prince. The princely tonsure of the lad Alexander (a ceremony of initiation to be soldier) was done in the Savior Transfiguration Cathedral of Pereslavl by Saint Simon, Bishop of Suzdal (May 10), one of the compilers of the Kiev Caves Paterikon (Lives of the Fathers). From this Elder-hierarch, Saint Alexander received his first blessing for military service in the name of God, to defend the Russian Church and the Russian Land. In 1227 Prince Yaroslav, at the request of the people of Novgorod, was sent by his brother Yuri, the Great Prince of Vladimir, to rule as prince in Novgorod the Great. He took with him his sons, Saints Theodore and Alexander. Dissatisfied with the Vladimir princes, the people of Novgorod soon invited Saint Michael of Chernigov (September 20), and in February 1229 Yaroslav with his sons departed to Pereslavl. The matter ended peacefully: in 1230 Yaroslav with his sons returned to Novgorod, and Saint Michael’s daughter Theodosia was betrothed to Saint Theodore, the elder brother of Saint Alexander. After the death of the bridegroom in 1233 the young princess went to a monastery and became famous in monastic exploits as the nun Saint Euphrosyne of Suzdal (September 25). From his early years Saint Alexander went along on his father’s campaigns. In 1235 he participated in a battle at the River Emajogi (in present-day Estonia), where the forces of Yaroslav totally routed the Germans. In the following year Yaroslav went to Kiev, “settling” his son, Saint Alexander, to rule independently as prince at Novgorod. In 1239 Saint Alexander entered into marriage, taking as wife the daughter of the Polotsian prince Briacheslav. Some histories relate that the day the princess was baptized was the Name Day of her saintly spouse, and she was named Alexandra. His father, Yaroslav, blessed them at betrothal with the holy wonderworking icon of the Theodore Mother of God (the father was named Theodore in Baptism). Afterwards, Saint Alexander constantly prayed before this icon. Later, it was taken from the Gorodetsk Monastery, where he died, by his brother Basil of Kostroma (+1276), and transferred to Kostroma.

http://pravoslavie.ru/99182.html

Святой благоверный князь Александр Невский Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор († 1246), " князь кроткий, милостивый и человеколюбивый " , был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо († 1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича († 1238; память 4 февраля). Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор († 1233; память 5 июня), преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой Александр был их вторым сыном. Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский († 1226; память 10 мая) один из составителей Киево-Печерского Материка. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли. В 1227 году князь Ярослав, по просьбе новгородцев, был послан братом, великим князем Владимирским Юрием, княжить в Новгород Великий. Он взял с собой сыновей, святых Феодора и Александра. Недовольные Владимирскими князьями новгородцы вскоре пригласили на княжение святого Михаила Черниговского († 1246; память 20 сентября), и в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями ушел в Переславль. Дело кончилось миром: в 1230 году Ярослав с сыновьями возвратился в Новгород, а дочь святого Михаила, Феодулия, обручилась со святым Феодором, старшим братом святого Александра. После смерти жениха в 1233 году юная княжна ушла в монастырь и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская († 1250; память 25 сентября). С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1235 году он был участником битвы на р. Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем, 1236 году Ярослав уезжает в Киев, " посадив " своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Некоторые историки говорят, что княгиня в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александра. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери (в Крещении отца звали Феодор). Эта икона постоянно была потом при святом Александре, как его моленный образ, а затем в память о нем была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом, Василием Ярославичем Костромским († 1276), и перенесена в Кострому.

http://patriarchia.ru/db/text/912753.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРОССЕТЕСТ Гроссетест [Гростест; англ. Grosseteste; прозвище Большая Голова; англ. Greathead, лат. Grossum Caput] Роберт (ок. 1168 или 1175, Страдбрук, совр. графство Суффолк, Великобритания - 8/9.10.1253, Бакден, близ Хантингдона), еп. Линкольнский, богослов, философ, переводчик, фактический основатель Оксфордской школы и вдохновитель ее естественнонаучных традиций. Г. происходил из незнатной семьи, учился в Оксфорде, став к 1190 г. магистром искусств. Он был хорошо образован, кроме латыни прекрасно знал греч. язык ( Matthaeus Parisiensis. Chronica majora seu Historia major Angliae/Ed. H. Luard. L., 1872-1883. P. 407), что было большой редкостью. Сблизившись с еп. Херефорда Вильгельмом, Г. в 1190-1198 гг., вероятно, преподавал в херефордской епископальной школе, а в 1199 г.- на фак-те искусств в Оксфорде. Возможно, он учился также в Париже (1209-1214), став к 1214 г. д-ром теологии. После того как в 1214 г. Оксфорд официально получил статус ун-та, Г. до 1221 или 1231 г. был его, вероятно, 1-м канцлером, а между 1224 и 1229-1232 гг.- 1-м ректором оксфордского францисканского колледжа (при этом сам Г. никогда не состоял членом ордена францисканцев ). Г. прославился как ученый (оптик, математик, астроном), теоретик экспериментального естествознания, оказав особое влияние на Адама из Марша и Р. Бэкона . В 1214-1231 гг. Г. был архидиаконом последовательно в Честере, Нортгемптоне, Лестере. В 1235 г. избран епископом Линкольна. В 1237 г. принял участие в Лондонском Соборе под председательством папского легата Оттона. Критиковал злоупотребления духовной и светской властей, отстаивал право распоряжаться бенефициями и проводить инспекции в своем еп-стве. С 1239 г. Г. имел напряженные отношения с линкольнским и кентерберийским капитулами, королем Англии и Папским престолом. В 1244-1245 и в 1250 гг. он был вынужден совершить поездки в папскую резиденцию в Лионе, где в последний приезд им была произнесена речь «De corruptelis Ecclesiae» (О пороках Церкви). В 1251 г. папа Римский Иннокентий IV ненадолго отстранил его от занимаемой должности. Г. завещал свою б-ку францисканской общине Оксфорда. Похоронен в Линкольнском соборе. В 1287 и 1307 гг. предпринимались попытки провести его канонизацию.

http://pravenc.ru/text/168181.html

Повесть о португальском посольстве Повесть бывшего посольства в португальской земли. История о португальском и бранденбургском мудрецах В Португальской земли был краль, имея у себя дщерь чудне доброты 1221 , вельми 1222 прекрасну и прелепу 1223 лицем, премудру и умом и разумом, предуспевающу во всех девах. Ея же нарицаху – вторая премудрая Никастрата. Великия же ея ради доброты и премудрости, и красоты лица ея мнози иностраннии царие и крали послов своих присылаху ко кралю португальскому, да даст дщерь свою единому от них в жену. Он же всем единако обеща «Аще кий 1224 царь или краль восхощет дщери моея в жену, той да пришлет премудра человека, да немому добр 1225 ответ даст, потом и иная отвещает 1226 . Той да приимет дщерь мою в жену себе». И того ради мнози цари и крали посольства с ним чинити 1227 не хотеша, понеже 1228 невозможно человеку знати у немого ведание 1229 . Слышав же о доброте португальской кралевны, бранденбургской земли краль присла и той, якоже и прочии, ко кралю португальскому, яко да даст ему за сына его дщерь свою, кралевну, в жену. Краль же португальской и тому даде ответ, якоже и выше явлено 1230 . Слышав же краль брандебургский от послов своих таковая, призва к себе разумных купец своея земли и повеле им ехати в португальскую землю и заповеда 1231 им, да не на лице кралевны португальской видевше, знатным или истинным слышанием от видящих ю, напишут, да не точию написану доброту ея видеть 1232 . Купцы же, бывше да ти в Португалии, королевского же повелением же, уведати и португальской королевны видети не возмогоша 1233 , и возвратишася ко кралю своему безделныи 1234 . Краль же бранденбургской повеле по всей своей королевской державе клич кликати, яко да изыщется таковый муж, кто бы немому ответ дал, обещеваяся такового великими богатствы обогатить, славою же и честию почтить. По неколице же времени от проста некто и неславна рода и весьма не имый ни от кого чести 1235 , рече ко взыскавшему «Аз – мний и последний 1236 королевские державы человек, могут и немому ответ дати!». Вскоре же таковая по извещению и самому кралю изрече. Краль же, якоже прежде обещася, паки делом 1237 вскоре исполнити обещавает. И вскоре во славе и чести велицей послом в португальскую землю посылается.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С.Б. Сорочан Константин Багрянородный. О фемах (незрелая работа начинающего автора по географии и административному устройству Империи, носящая в значительной степени умозрительный и систематизирующий характер. Составлена после 934 г. и не позже 944 г., когда Константин VII, будучи соправителем своего тестя, Романа I Лакапина (919–944), фактически был отстранен от реальной власти, но, пылая неудовлетворенным честолюбием, направлял его на «антикварно-литературные» занятия в тиши библиотек и архивов 1224 . Трактат содержит описание Империи по провинциям и иногда излагает историю той или иной провинции. При этом обнаруживается масса сведений, заимствованных из трактатов V–VI вв. (Стефана Византийского, Иерокла), когда фемного строя еще не существовало. Однако нет достаточно веских оснований говорить о том, что сочинение отразило только «обстоятельную географию империи в эпоху Юстиниана» и оказалось слабо пригодно для политической практики первой трети X в. 1225 , поскольку Константин Багрянородный в своей работе учел и новейшие для его времени данные. Трактат делится на две книги: первая описывает Азию (17 фем), вторая – Европу (12 фем). Херсон указан как 12-я европейская фема. Пер. Г. Ласкина). [Описание Фракии, Македонии, Стримонской фемы, Фессалоники, Эллады, Пелопоннеса, Кефалонии, Никополя, Диррахия, Сицилии, Лонгивардии]. Двенадцатая фема, Херсона 1226 . Херсон в древности никогда не состоял в числе фем 1227 или на степени митрополий 1228 , но владетели Воспора 1229 господствовали над самим Херсоном и другими климатами 1230 , так что Боспорцы как бы имели царскую власть. История эта такова. Воспор город Понта у Киммерийского залива, и пролив того же имени 1231 , называемый от Ио, дочери Инаха 1232 , о чем пишет Эсхил в «Прометее» 1233 : ...Навсегда велик Останется рассказ твоих скитаний, Твой путь Боспором будет наречен 1234 . Страбон же в 11-й книге «Географии» 1235 пишет следующее: Все подчиненные Воспорским царем называются Воспорианами. Митрополия европейских Воспориан Пантикапея, а азиатских Фанагория 1236 . Свидетельствует и Флегон 1237 в 15-й Олимпиаде 1238 , что над Воспором царствовал Котий, царь Воспорский 1239 , которому Кесарь 1240 приказал носить диадему и подчинил ему города, в числе которых упоминается и Херсон 1241 . Два места называются Воспорами: один, называемый Киммерийским, около Херсона 1242 , другой у Византии 1243 , о чем пишет Фаворин 1244 :

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Беседа 37. Каковы признаки смирения, ощущаемые человеком в самом себе. 1228 И о благодарении в искушениях. И как возможно для человека претерпевать их 1229 без жалоб. 1 . Постоянные выговоры совести есть признак смирения. Отсутствие их в каком бы то ни было действии есть ожесточения сердца: это указание на то, что человек привык оправдывать себя, обвиняя вместо своего ближнего, или – хуже того – сам премудрый Промысл Божий. Человек не может выйти из границ смирения, если он сначала не увидит себя невиновным, обвинив вместо события и случаи, которые были промыслительно для него Богом. 2 . Ибо когда, строго следуя совести, увидит он себя виновным в происшедшем, тогда узнает он, что состояние его есть глубокая степень смирения. Это явно из того, что он мирен и спокоен в неожиданностях, ибо остается он невозмутимым. Вот тот покой смирения, который есть плод зрелости. 1230 Кто вошел в это , у того во всяком искушении покой будет больше, чем смущение. 3 . Но пока не обрел человек истинного знания, 1231 не может он видеть в жезле Божием, причиняющем боль, нечто благое, и не перестает он жаловаться на промышление Божие о нем, по-разному в том, что различным образом промыслительно для него премудростью Божией под видом неприятностей. Бывает, что ближний внезапно встречает резким словом о чем-то неприятном; или что-либо из того, чем обладал человек, оказывается повреждено, и от этого раздражается он и досадует; или болезнь какая-либо приключится с ним, или недомогание, или что-нибудь другое, с телом; бывает, опять же, что демоны одолевают человека; бывает, что лишается он собственности своей. 1232 немощный не видит перст , действующий через эти обстоятельства, но негодует, 1233 досадует и огорчается внешними событиями. О несмысленное дитя! Зачем обвиняешь ты человека, или демона, или события, которые происходят рядом ? 1234 Лучше взгляни на внутренние, более отдаленные и сокровенные причины этих . 1235 Перестань возмущаться действиями Божиими через людей, которые приводят их в исполнение, а также внешней стороной 1236 событий; и обретешь ты в них познание истины, смирение и другие блага.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН ФОН ЗАЛЬЦА [нем. Hermann von Salza] (ок. 1179 - 20.03.1239, Салерно), 4-й вел. магистр (гроссмейстер) Тевтонского (Немецкого) ордена св. Девы Марии (1209-1239), при нем было образовано орденское гос-во в Пруссии. Г. З. род. предположительно в Тюрингии, близ совр. г. Бад-Лангензальца, в семье министериалов (служилых людей) и принадлежал к одному из родов Лангензальцы. Дата вступления Г. З. в Тевтонский орден неизвестна. Впервые он упомянут уже как вел. магистр в 1209 г. В 1-й пол. XIII в. орден шел по пути превращения в «тюрингский орден династии Штауфенов» (Х. Бокман). Родные для Г. З. Тюрингия и Гессен в бытность его вел. магистром имели важное значение для Тевтонского ордена, т. к. с нач. XIII в. пополнение ордена осуществлялось выходцами из этих земель. Сразу после основания в Св. земле Тевтонского ордена (1198) его руководители стремились создать автономное орденское гос-во. Сохраняя свои позиции в Св. земле и расширяя владения в Зап. Европе, орден начал изыскивать возможности для решения стоявшей перед ним задачи в землях язычников, граничивших с христ. миром. Первые решительные шаги были сделаны при Г. З. В 1211 г. венг. кор. Эндре II пригласил орден для защиты своих вост. владений от набегов куманов (язычников из Валахии), дав ему за это земли в Бурценланде и Семиградье. Попытка создания автономного орденского гос-ва в Венгрии не удалась: в 1235 г. король потребовал возвращения предоставленных ордену владений. Г. З. проявил себя как искусный дипломат, использовав в интересах ордена конфликтную ситуацию между папой Римским Гонорием III и герм. имп. Фридрихом II Штауфеном. Как посредник в спорах он всегда выступал на стороне императора, напр. в конфликте между Фридрихом II и ломбардскими городами, был противником отлучения императора от Церкви, вместе с Фридрихом II участвовал в крестовом походе и захвате Иерусалима, присутствовал при самовольной его коронации императором в 1229 г. Г. З. считал себя человеком, «радеющим о славе Церкви и империи и о возвышении обеих». Каждое посещение имп. двора или папской курии приносило ордену новые пожалования и привилегии, в т. ч. помогавшие обеспечить правовую и территориальную основы буд. гос-ва. Особенно важными являются папская экземпция 1216 г., освободившая орден от подчинения епископам, получение Тевтонским орденом в 1221 г. статуса, уравнявшего его с орденами тамплиеров и госпитальеров, и пожалование ордену герм. имп. Фридрихом II Пруссии («Золотая булла», 1226), куда орден вторгся в нач. 30-х гг. XIII в. при поддержке кн. Конрада Мазовецкого, возлагавшего надежды на военную помощь рыцарей в распространении своей власти на землях пруссов (Крушвицкий договор, 1230). В 1234 г. стараниями Г. З. Тевтонскому ордену перешел основанный св. Елизаветой Тюрингской госпиталь в Марбурге. В 1239 г. деверь св. Елизаветы Конрад Тюрингский, незадолго до того вступивший в орден, стал преемником Г. З.

http://pravenc.ru/text/164825.html

Скачать epub pdf Приложение V. Хронологическая таблица I. События из жизни святого Александра Год рождения св. Александра Невского Начало княжения в Новгороде Самостоятельное княжение Нашествие шведов Ледовое побоище и походы на Литву Походы на Литву и поражение литовцев у озера Жизца Кончина вел. кн. Ярослава Путешествие к Батыю и к истокам Амура 1246–1250 Пленение Неврюево Александр – великий князь Посольство папы Набег литовцев и их поражение близ Торопца Изгнание новгородцами Василия Александровича Финляндский поход Переговоры с татарами относительно дан 1253–1257 Новая распря с Новгородом из-за дан 1257–1259 Рождение Даниила Поход Ярослава и Димитрия против немцев. Взятие Юрьева Последнее путешествие в орду и кончина св. Александра II. События в Юго-Западной Руси Вступление на престол Даниила Романовича Путешествие Даниила в Орду Коронование Даниила в Дрогичине королевским венцом Кончина Даниила Мученическая кончина в Орде Михаила черниговского III. Монголы Чингиз-хан 1154–1227 Разорение царства гангутов Поход на Ховарезм (Бухару) Битва на Калке Окончательное покорение Тангута и сев. Китая Опустошение Рязанской области Битва при Сити Взятие Киева Битва при Лигнице Погибель Багдадского халифата IV. Швеция Эрик Эриксон, при фактической власти Биргера 1216–1251 Вальдемар, сын Биргера 1251–1275 V. Норвегия Гакон V 1217–1263 VI. Дания Вальдемар II Победоносный. Его супруга Дагмара, героиня народных песнопений 1202–1241 Эрик Плогпенниг 1241–1250 Кристоф 1259–1285 VII. Ливонский орден Альберт 1199–1229 Основание ордена и построение Риги Падение Юрьева Соединение Ливонского и Тевтонского орденов VIII. Литва Крещение Миндовга Смерть IX. Польша 1206–1227 Германизация Померании и Вендской земли между Эльбою и Одером Болеслав 1227–1238 Генрих Благочестивый Распадение Польши на 11–14 независимых владений Х. Богемия Оттокар II 1253–1278 Борьба Оттокара с Рудольфом Габсбургским XI. Венгрия Андрей II 1205–1235 Бела IV 1235–1270 XII. Византия Взятие Константинополя крестоносцами

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 48. Грамота Кёльнского архиепископа Райнальда городу Медебаху (1165 г.) Грамота может служить одним из документов, красноречиво иллюстрирующих торговые связи нижненемецких городов по Балтике, которые достигали и Руси. 60-е гг. XII в. – этапный рубеж в истории балтийской торговли, так как именно в это время саксонский герцог Генрих Лев издал грамоту о беспошлинном доступе иностранных купцов в Любек (см. 50/4 и соответствующий комментарий). Издания: Оригинал грамоты, изданный в 1839 г. в собрании вестфальских актов (Dipl. Rein.), погиб через пять лет во время пожара. Поэтому все последующие издания восходят к изданию 1839 г. Регест: HUB 1. N 17. Во имя Святейшей и Нераздельной Троицы. Райнальд (Rainoldus), Божией милостью архиепископ Кёльнской (Coloniensis) церкви 1226 , своим возлюбленным горожанам (oppidani), пребывающим в Медебахе (Madebach) 1227 , навечно. [Подтверждаются все правовые установления, которыми пользовались граждане Медебаха при предшественниках Райнальда 1228 . Следует перечисление казусов из области гражданского, уголовного, брачного и прочего права.] Кто дает кому-либо из своих сограждан (concives) свои деньги, чтобы на них торговать к обоюдной выгоде в Дании (Datia), или на Руси (Rucia) 1229 , или в другой стране (regio), должен пригласить веродостойных своих сограждан, чтобы видели и были свидетелями этой сделки. Если впоследствии взявший деньги поведет себя обманным образом и захочет под ложной присягой удержать [подлежащее отдаче], одолживший деньги по свидетельству тех, кто присутствовал, должен удержать [подлежащее отдаче] с большим правом. Так будет справедливо, чтобы он мог возражать. И если те, кто присутствовал, по дружбе, или за взятку, или из недоброжелательства, или из вероломства станут отрицать истину, пусть каждый в отдельности присягают на святых, что никогда не приходили [для свидетельства]. [Следуют еще 10 положений, среди которых – установление порядков на рынке Медебаха по образцу рынка в Зосте 1230 . Перечислены свидетели.] Дано в Кёльне во 2-е календы сентября 1231 , в лето от Воплощения Господня 1232 1165-е, 13-го индикта 1233 , в правление господина Фридриха (Fridericus), непобедимого римского императора (Romanorum imperator) 1234 , под председательством господина Райнальда, архиепископа кёльнского, в лето его святительства 7-е 1235 . Во имя Божие, счастливо. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИТАЛИЙ [греч. Βιτλιος], свт., еп. Равеннский (пам. греч. 23 июля). Упоминается в визант. календарях: Синаксаре К-польской ц. Х в. (SynCP. Col. 835), Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 95; Mateos. Typicon. T. 1. P. 348), криптоферратском списке Минология Василия II (PG. 117. Col. 556) и др. По зап. источникам не известен. Покровителем Равенны считается др. Виталий - не епископ, а мученик (пам. зап. 28 апр.), отец святых Гервасия и Протасия . Архиеп. Сергий (Спасский), заметив, что в Синайском канонаре IX-X вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 95) В. назван папой, предположил, что В.- одно лицо с почитаемым на Западе святым Виталианом (657-672), папой Римским, память к-рого отмечена в Римском Мартирологе 27 янв. Это предположение подтверждается тем, что значительное число рукописных памятников именует В. епископом Римским: служебные Минеи Sinait. gr. 627, XI в., Meteor. Metamorph. 150, XII в., РНБ. Греч. 227, XII в. и др. Титулование его епископом Равеннским, видимо, возникло от того, что в один день с В. отмечалась память сщмч. Аполлинария , еп. Равеннского (23 июля). При этом в тех календарях, где В. назван епископом Равеннским, епископом Римским ошибочно именуется мученик Аполлоний . Память В. упоминается также под 19 июля в стишных греч. синаксарях (напр., Paris. Coisl. 223, 1301 г.) и слав. прологах (ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.). Ист.: Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 96; Ταμεον. N 781. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 218, 221; Т. 3. С. 282-283; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 913-914; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 51, 82; Lucchesi G. Vitale, Valeria ed Ursicino//BiblSS. Vol. 12. Col. 1229-1231. О. В. Л. Гимнография В совр. богослужебных книгах последование В. отсутствует, но в греч. рукописях (Ταμεον. Σ. 252) сохранился общий канон святителям Аполлинарию, еп. Равеннскому, и В. 3-го гласа, без акростиха, с именем «Георгия» в богородичнах, ирмос: «Τ υσαμν τν Ισραλ κ δουλεας» (        ): «Το παναγου περλμπουσα χρις» (Всесвятого, пресияющего благодатью). Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/158814.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010