Второй этап т. н. альбигойских войн связан с новым крестовым походом, объявленным папой Гонорием III в 1222 и 1223 гг. В военной кампании принял участие франц. кор. Людовик VIII. В 1226 г. его войска, подавив незначительное сопротивление, практически полностью заняли юг Франции. В 1229 г. был подписан мирный договор в Мо (с небольшими изменениями подтвержден в Париже). Гр. Раймон VII сохранил значительную часть своих владений, однако становился вассалом кор. Людовика VIII, после его смерти земли Тулузского графства и др. владения отходили франц. монарху. Вторжение крестоносцев в Лангедок сопровождалось кровавыми расправами как с К., так и с сепаратистски настроенными горожанами-католиками. Превращение катаризма в религ. символ южнофранц. автономии способствовало консолидации катарских общин, перешедших, впрочем, на подпольное положение. В 30-х гг. XIII в. в Юж. Франции появились 2 новых катарских «епископства» - в Разесе и Ажене. IV Латеранский Собор обязал светских правителей бороться с еретиками всеми доступными способами. На территории Свящ. Римской империи проводником постановлений Собора стал имп. Фридрих II , издавший законы против еретиков. В Юж. Франции короли поддерживали деятельность инквизиции (в 1233-1235 действия инквизиторов привели к восстаниям в Нарбоне, Альби и Тулузе). Убежищем для К. стали итал. (прежде всего Милан) и каталон. города. На севере Италии коммуны активно сопротивлялись введению инквизиции, поднимали восстания. Преодолеть сопротивление городов и распространить действие инквизиции на Италию папам Римским удалось лишь в сер. XIII в. Действия инквизиции и регулярных войск ослабили влияние К. в Юж. Франции. В 30-х гг. XIII в. «епископы» К. были вынуждены искать убежище в неподконтрольных гр. Раймону VII и франц. королю замках и остались в итоге в крепости Монсегюр под защитой ее владельца Раймона де Переля. В 1244 г., после долгой осады, замок был взят. Лидеры К. частично переселились в Италию. До 70-х гг. XIII в. в небольших поселках и деревнях продолжали полулегально существовать общины еретиков. В кон. XIII в. братья Пьер и Гийом Отье попытались возродить неск. общин. К 1310 г. сохранявшиеся очаги ереси К. были выявлены и разгромлены инквизицией.

http://pravenc.ru/text/1681369.html

В том же году немцы опять показались в новгородских владениях; князя Ярослава не было в то время в Новгороде; но скоро он пришел с сильными полками переяславскими, чтоб отомстить немцам за обиды. Время было удобное действовать против немцев: Новгород и Псков в соединении под одним князем, а между тем Ливония лишилась своего великого Альберта, умершего в 1229 году. Магистр Ордена Волквин, которому тяжка была зависимость от Альберта, решился воспользоваться его смертию, чтоб высвободить себя из-под зависимости от преемника Альбертова, которым был назначен Николай из Магдебурга. С этою целию он решился соединить свой орден с Немецким орденом, который процветал тогда под начальством магистра Германа фон Зальца; но Герман отклонил на этот раз предложение Волквина, и, таким образом, орден Ливонский был пока предоставлен собственным силам, которых вовсе не было достаточно для отпора русским, если б только последние могли сообщить постоянство своим движениям. В 1234 году князь Ярослав со своими полками и новгородскими выступил на немцев под Юрьев и стал недалеко от города, отпустив людей своих воевать окрестную страну для сбора съестных припасов, что называлось тогда " воевать в зажитие " . Немцы сделали вылазку из Юрьева, другие из Оденпе, но русские побили их; несколько лучших немцев пало в битве, но больше погибло их в реке, когда под ними обломился лед; русские, воспользовавшись победою, опустошили их землю, истребили хлеб; тогда немцы поклонились князю, и Ярослав заключил с ними мир на всей своей правде. Последние слова могут вести к тому заключению, что тут-то Ярослав выговорил дань с Юрьева для себя и для всех преемников своих, ту знаменитую дань, которая после послужила Иоанну IV поводом лишить Ливонию независимости. Этот поход Ярослава был, вероятно, одною из главных причин, почему Волквин возобновил старание о соединении обоих орденов в один. В 1235 году Герман фон Зальц, чтоб разузнать состояние дел в Ливонии, отправил туда Еренфрида фон Неуенбурга, командора Альтенбургского, и Арнольда фон Неуендорфа, командора Негельстандского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

1224 Факунд ни разу не цитирует творений Феодорита; вероятно, это объясняется тем, что эдикт, постоянно приводя выдержки из письма Ивы и трудов Феодора Мопсуэстийского, глухо упоминал об них. Но во всяком случае несомненно, что Гермианский епископ был мало знаком с сочинениями Киррского пастыря, да и то понаслышке; так, он пишет: illa quae dicuntur а Theodoreto Cyrri episcopo contra beatum Cyrillum nescio quando scripta (II, 1, col. 560), dicta venerabilis Theodoreti episcopi Cyrri, in quibus contraria dicitur scripsisse beato Cyrillo (II, 4, col. 572) и т. п. 1225 Judicatum был выдан в великую субботу (Mansi, IX, 353. Migne, lat. ser. t. 69, col. 44. В. С. Деян., V, стр. 332. 333) 548 года (ибо это было после «конфликта» 70-ти епископов) и, следовательно, 11-го апреля, так как пасха тогда была 12-го числа сего месяца. 1226 Об этом свидетельствуют папа в осуждении Феодора Аскиды (Mansi, IX, 59. А. Migne, lat. ser. t. 69, col. 60. В) и Италийские клирики (Mansi, IX, 153. А. Μ. 1. 69, col. 115. В). 1227 См. пять положений в Consmimumum’e Вигилия (Mansi, IX, 104–105. Μ. 1. 69, 111–112), которые Гефеле (Conciliengeschichte. Bnd. II. § 259. S. 798–799) считает за выдержки из Judicamum’a. 1228 Judicatum не дошел до нас; приводимый отрывок сохранился в письме Юсти­ниана к собору по одному Парижскому манускрипту, изданному Блюзом (Mansi, IX, 182. А. М. 1. 69, col. 34. С). 1229 Разумеем племянника Вигилиева Севастиана и диакона Рустика; см. об них в письме папы: Mansi, IX, 353. 355–356. Μ. I. 69, col. 44–45. 46–48. Деян., V, стр. 332–333. 337–338. 1232 См. письмо Вигилия к Валентиниану, епископу Томийскому: Mansi, IX, 360. Μ. 1. 69, col. 51–52. Деян., V, стр. 346–347. 1234 См. письмо Вигилия к Севастиану и Рустику: Mansi, IX, 351 sqq. Μ. 1. 69, col. 43 sqq. Деян., V, стр. 330 сл. 1235 Epist. Vigilii ad Aureliano, episcopo Arelatensï Mansi, IX, 361–363. Μ. 1. 69, col. 40–43. Деян., V, стр. 349–353. 1241 Несомненно, что это именно убеждение держалось в Галлии (Mansi, IX, 362. Μ. 1. 69, col. 41. 42. Деян., V, стр. 349–350); точно также и в Италии были уверены, что осуждение «глав» требовали от Вигилия затем, чтобы sancta synodus Chalcedonensis, quae fidem catholicam contra diversas haereses vindicavit, modis omnibus solveretur (Mansi, IX, 152–153. M. 1. 69, col. 115. B).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

совместно со своим мужем графом Иоанном Бриеннским (см прим. 19). Дочь королевы Изабеллы Иерусалимской, дочери Амальрика I, и ее второго мужа маркграфа Конрада Монферратского, падчерица Амальрика II Лузиньяна. Гуго — Гуго I (ок. 1195-1218), король Кипра с 1205 г. из династии Лузиньянов, сын Амальрика II и его первой жены Эскивы д " Ибелен. Фридрих II (1194-1250) — германский король из династии Гогенштауфенов (с 1212 г.), император Священной Римской империи (с 1220 г.), король обеих Сицилий (с 1197 г.), сын Генриха VI и Констанции Сицилийской. В 1228 г. возглавил шестой крестовый поход (1228-1229), закончившийся передачей христианам Иерусалима и провозглашением императора королем Иерусалимским. Венгерский король Андрей — Андрей II Арпад (1175-1235), наследовал своему племяннику Владиславу в 1205 г. Совершил неудачный крестовый поход в 1214-1216 гг. Леопольд Австрийский — Леопольд VI Знаменитый (1176-1230), сын Леопольда V, герцог Австрии и Штирии, наследовал своему брату Фридриху I в 1198 г. Последовательно поддерживал династию Гогенштауфенов в борьбе с Вельфами и папством. Участвовал в походе против испанских мавров в 1212 г. и осаде Дамиетты в 1219 г. Оттон Меранский — Оттон VII фон Андех, герцог Меранский (1204-1234), наследовал своему отцу Бертольду IV. Граф Бургундский благодаря браку с Беатрисой Гогенштауфенской (с 1208 г.), маркграф Истрии (1215-1230). Брат королевы Франции Агнессы Меранской, второй жены Филиппа II Августа. Граф Голландский Вильгельм — Вильгельм I (1190-1222), сын Флориса III, умершего во время третьего крестового похода. Участвовал в сражениях с маврами в Испании, осаждал Дамиетту в 1219 г. Часть 2 Наиболее любопытное явление в рассмотрении обстоятельств этого похода состоит в том, что собравшиеся под Акрой крестоносцы и контингенты от местных сирийских христиан заметно колебались в выборе места, на которое должны быть направлены их удары, для них, по-видимому, не было соответственной военной цели. Если пришлые из Европы крестоносцы не могли не иметь в мысли Иерусалима и освобождения святых мест, то в среде местных христиан преобладало мнение, что вопрос об Иерусалиме лучше всего может быть разрешен перенесением театра военных действий на Египет, откуда мусульманские властители Сирии черпали свои силы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

В первой беседе он прежде всего говорит об участии Отца, Сына и Святого Духа в сотворении человека. Затем развивает мысль о том, что по образу Божию создано не тело человека, а его разум: именно в разумной природе усматривается превосходство человека над животными, тогда как по своим физическим возможностям он уступает многим из них 1229 . Далее Василий доказывает, что «женщина наравне с мужчиной имеет честь быть сотворенной по образу Божию» 1230 . Во второй беседе Василий обращается к теме сотворения человека «из праха земного» ( Быт.2:7 ). Бог «соизволил вылепить наше тело собственной рукой. Он не дал об этом приказа ангелу, и не сама по себе земля произвела нас наподобие кузнечиков, и не приказал Бог служащим ему силам сделать то или иное. Но собственной – искусной – рукой взял землю» 1231 . Ссылаясь на мнение «некоторых» 1232 , Василий говорит, что слово «вылепил» 1233 относится к телу, а «сотворил» – к душе 1234 . По словам Василия, Бог «сотворил внутреннего человека, вылепил внешнего. Ведь лепка имеет дело с глиной, а творение – с тем, что по подобию. Поэтому плоть вылеплена, а душа сотворена» 1235 . Повествование о сотворении человека из праха земного приводит Василия к важнейшей мысли о том, что «сотворение мира не было закончено» 1236 . Продолжением истории сотворения мира является вся история человечества, которая будет длиться вплоть до того момента, когда Господь придет во славе судить живых и мертвых: «Тогда восхищены будут праведники, а колесницей праведникам послужат облака; тогда провожатыми праведников будут ангелы, тогда праведники вознесутся от земли на небо, подобно звездам. Грешники же, в оковах, под бременем своих грехов ниспадут в преисподнюю со своей нечистой совестью» 1237 . Будущее блаженство праведников Василий толкует как восстановление – возвращение в первоначальное состояние райского блаженства: «Каким было первое творение, таким должно быть впоследствии восстановление (ποκατστασις). Человек возвращается к своему прежнему состоянию, отвергая порок, эту исполненную суеты жизнь, рабство души у житейских забот; отбросив всё это, он снова возвращается к райской жизни, избавленной от рабства плотским страстям, к жизни свободной в непосредственной близости к Богу, к жизни ангелоподобной» 1238 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

в руках си тело Христово пестуют, И дело их есть иныя святити, прилично убо самым святым быти. Наконец, яко с Богом примиряют люди, есть нужда, да святи бывают. 2 Иереи Божии должни пребывати кроме всяка порока, преподобии, святи, Да престолу Господню предстояти могут достойно и праведно, и людем помогут Молитвами своими, и жертвы святыя Богу щедру 1228 приносят 1229 приятно 1230 за тыя. Имут, яко аггели небеснии, жити, яко ови – в небеси, они зде служити, А зане же аггели суть невещественни, плоти, костей 1231 и страстей всяческих лишении, Таковым иереом подобает быти. не по существу убо, но воздержно жити, Да, аки плоти кроме, быти проявятся, победители страстей тела сотворятся, Да воправду духовни могут ся назвати, егда духовно будут в плоти пребывати. Паки, аггел и умни суть и мудри зело, выну хвалят Господа, правду хранят цело. Подобне иереи должни умни быти, да бы стадо Христово полезно правити Во двор Отца небесна, во радости страну, на небесныя злаки, к безсмертия стану. Подобает и мудрость священным имети, да бы словом Божиим препитати дети Духовныя, яже им Господь Бог 1232 вручает, и не морити гладом слова совещает 1233 . Иначе бо возраста не могут прияти, прежде добродетелей, та же благодати, Ибо, яко младенци млеком ся питают и в количество плоти тем же возрастают, Тако чада духовна словом божественным питаются и растут, яко всеспасенным, Первее яко млеком, донеле 1234 же млада, та же яко пищею избывают глада. Еще мужем священным 1235 нужда точным быти небесным силам, сиречь, Господа хвалити На всяко время и час за вся благодати, яже изволи миру нескудно даяти. К сим истинну в словесех и в делех хранити, и вся люди Божия к правде приводити, Да лжи 1236 семя вражие в них ся не вселяет, нив 1237 сердечных тернием грех не загущает. Наконец, аггел и суть мира правители и рода человеча присно хранители. Подобне иереи должни суть правити, яже крива суть в мире, падшая ставити, Люди же Бога жива от демон хранити, даже бы 1238 и душы си за ня положити. Иже сицев иерей, правый раб у Бога,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

4 . Тогда природа останется без состязания. Уготовано время для упразднения свободы, после чего 1227 словесность 1228 будет связана как у людей, так и у ангелов. Словесность – это не чувственное движение. Ведь именно 1229 через разумность 1230 словесность обладает двумя собственными [вещами], то есть двумя [своими] силами: словесной и разумной. Первая прекратится совсем, а второй, то есть разумной, увенчается естество, но и она будет тогда связанной. Эта связанность будет не насильственной, но, напротив, это сладостное принуждение будет в сладости. Иногда и сейчас [это бывает] таинственно, у достигших тонкости 1231 , но, однако, через изменение 1232 , а у первых разумных [существ] 1233 – и в неизменности, насколько это возможно, хотя они и несовершенны. Что такое «неизменность» и «несовершенные»? 1234 Есть тайны, которые им невозможно приять до назначенного времени. Поэтому они несовершенны – не потому, что они через изменение обладают тем, в чем они сейчас пребывают. Такого у них вовсе нет, но наипаче [им свойственно] постоянство, а не изменение. А, если и изменение, то к тому, что более превосходит [их нынешнее состояние]. Итак, изменение бывает: у тех 1235 – превосходной переменой 1236 , а у нас – прекращением [всех движений] 1237 , по причине немощи плоти. Слово тридцать первое. О том, в каком сражении больше труда, или, скорее, [больше] опасность падения Невозможно победить злые помышления, связанные с плотскими вожделениями, разве что 1238 с трудом. Некоторыми они 1239 были названы двойным оружием 1240 против нас. И они не прекратятся 1241 при сытости от хлеба и воды, и сна, и приближения к вещам, вызывающим движение в чувствах. Лучше разрешение от жизни и отсутствие стыда, связанного с ними 1242 . Когда то, чему должно [случиться] 1243 , позаботится о нас, действие плоти отстанет от членов. Невозможно заботиться о чувственном и [при этом] исправить наши собственные страсти 1244 . Ибо без печали в молениях и непрестанных поклонов нам невозможно привлечь к себе милость. И необходимо быть постоянным как в этом, так и в том. Без усилия в малом невозможно избежать великих зол. Слово сорок девятое. Об унылом мраке, бывающем во время безмолвия у тех, кто проводит житие, [исполненное] ведения

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

1211. Саин–Булат–Бекбулатович, царь касимовский, в 1563 году принял христианство с именем Симеон и получил от Ивана Грозного титул»царя всея Русии». В 1606 г., по приказу Лжедимитрия, был пострижен в монахи с именем Стефан. Умер в 1616г. в Кирилло–Белозерском монастыре. См.: Панкратов ЛгГерой афонской трагедии (к предстоящему суду над имябожцами). — Биржевые ведомости, 12.04.1914 14 097). 1212. Михайлов А. Знаменитый Сашка Булатович. Истинная история гусара–схимника. — Родина 9, 1999. С. 64. 1213. Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 5. 1214. Там же. С. 7. 1215. Там же. С. 8. 1216. Панкратов А. Герой афонской трагедии (к предстоящему суду над имябожца–ми). — Биржевые ведомости, 15.04.1914 14 101). 1217. Там же. 1218. Там же. Ташка — кожаный карман на отлете гусарского мундира. 1219. Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 5. 1220. Там же. С. 13. 1221. Там же. С. 21. 1222. Булатович А. От Энтото до реки Баро. В кн.: С войсками Менелика П. М., 1971. С. 32. 1223. Рубцов М. Василий Васильевич Болотов. Тверь, 1900. С. 79. 1224. Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 22. 1225. Там же. С. 23–24. 1226. Криндач Ф. Е. Русский кавалерист в Абиссинии. Из Джибути в Харар. СПб., 1898. С. 12–13. 1227. Кацнелъсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 29. 1228. Там же. С. 31. 1229. Там же. С. 61. 1230. Булатович А. От Энтото до реки Баро. В кн.: С войсками Менелика П. С. 51. 1231. Кацнелъсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 63–64. 1232. Там же. С. 137–138. 1233. Панкратов А. Герой афонской трагедии (к предстоящему суду над имябожца–ми). — Биржевые ведомости, 15.04.1914 14 101). 1234. Булатович А. От Энтото до реки Баро. Отчет о путешествии в юго–западные области Эфиопской империи в 1896–1897 гг. СПб., 1897. Переиздано в кн.: С войсками Менелика II. М., 1971. С. 32–172. 1235. Булатович А. От Энтото до реки Баро. В кн.: С войсками Менелика П. С. 142. 1236. Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 65–66.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Гомилии Паламы важны также для уточнения некоторых деталей религиозной программы зилотов – имеется в виду вопрос об их отношении к Церкви. По поводу религиозной и политической ориентации зилотов в науке было немало споров. Так, в ряде публикаций обсуждался вопрос о том, совершали ли зилоты хотя бы частичную секуляризацию церковных имуществ и был ли в их программе пункт, направленный на борьбу с экономическим и духовным влиянием Церкви, которое с конца XIII в. неуклонно росло 1229 . Если старые историки 1230 склонны были утвердительно отвечать на этот вопрос, то начиная с 50-х гг., после работ И. Шевченко 1231 , мнение ученых изменилось на противоположное. Уже прот. И. Мейендорф со ссылкой на И. Шевченко писал: «Ни один документ не сообщает, что зилоты когда-либо чинили обиды монахам, а тем более исихастам, которые по-своему боролись с духовно гибельными последствиями обогащения крупных общежительных монастырей в XIII и XIV вв.» 1232 . Этот вывод утвердился в последующей историографии 1233 . Что же говорит по этому поводу сам Григорий Палама ? «Но [как] тот иерусалимский расслабленный лежал у исцеляющей больных Силоамской купели ( Ин.5:1–9 ), [так и] вы отнюдь не отступали от излучающей мир Церкви Христовой» (16А). Не забудем, что это говорится в Первой гомилии, произнесенной после того, как зилоты в течение трех лет отказывались принять Паламу в качестве духовного вождя 1234 . Тем любопытнее сравнить приведенный отрывок с известиями о грабежах по городу в целом: «Кто же суть на город набеги сотворяющие... и дома разрушающие, и то, что в домах расхищающие, и с неистовством многим хозяев этих домов разыскивающие ( ινελατοντες) 1235 и убивающие безжалостно и бесчеловечно? Не в этом ли же городе проживающие?» (12D). Как видим, Палама не делает четкого различия между бедняками и знатью, низшими и высшими, правящими и подчиненными; для него важно одно – описание стихийного и жестокого процесса нарастания грабежей и убийств, который охватил все слои городского населения. Стилистика описания нацелена именно на это – длинный ряд причастий настоящего времени (« πιτρχοντες...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

демоню рабу Богу водщерити. И тако, яже грехми черна бяше, белость от Духа Святаго прияше Со веселием верных, тамо бывших, в дружество свое жену приобщивших Сия слышаще 1222 , действо слез судите мужа духовна, епископы чтите, Яко молитва их силна у Бога, доходит даже небесна чертога. То же разсуждше, молитв их желайте, благословящих их руки лобзайте, А их молбами Бог изволит дати. еже 1223 во 1224 ползу может вам бывати 1225 . Слезы Петровы Петр святый егда словом Христа отречеся, не в словеса молитвы, но в слезы дадеся. Чтем, яко плака горко; не чтем, что вещаше, Петр убо плака сердцем, усты же молчаше. Яко. о нем же слезы достоит лияти, не подобает того словом извиняти, А неизвинимое слезы омывают. Бога ко прощению удобь преклоняют. Омывают грех слезы, его же сказати словом усрамляемся, тем благо плакати. Сам Христос Бог блаженны люди нарицает, их же сердце в миресем в плачепребывает. И блаженней 1226 во 1227 дом есть плачющих входити 1228 , неже во ликующих храмы тщивым быти. По слезах бо обыче радость возблистати, по веселии паки – печаль наступати. Слова 1229 слушателие Дети в книгах образом крашенным дивятся. разума же писаний познати не тщатся, И чтуще убо, ползы не могут прияти, яко силы писаний не хотят искати. Точни им слушатели словесе бывают. иже 1230 высококрасных 1231 учений желают, Презирающе слово неукрашенное, новыми вещании не исполненное. Гладни сии отходят от трапезы к дому 1232 , ни себеползу вземше, ни кому иному. Оле несмылства! Кто есть в орехах смотряяй красоты кожи 1233 , а не сладости желаяй От ядра гортани си? Разве изумленный. Ты, чтый сия, не буди 1234 тако несмысленный. Ядра снедай Писаний, коже 1235 не дивися. в Божий, а не во мирский разум богатися. Слова отметание Елма пищы стомах не хощет взимати 1236 , о близости смерти требепомышляти. Точне. аще 1237 душа Слово 1238 отметает. близость 1239 своея смерти проявляет. Слова неслушание 1240 Слон нелеполичный 1241 и велбуд горбатый имеют обычай, естеством завзятый, Еже. внегда воду оным чисту пити,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010