Кроме этих камней, называвшихся были еще другие священные камни, тоже имевшие значение идолов. К этому разряду камней кажется нужно причислить также . Некоторые писатели прямо относят их к жертвенным камням, но другие считают их за камни, поставленные на границах для обозначения сих последних. Джеугари же принимает это за камни, которые бросались и доселе бросаются в долине Мина, как мы увидим в своем месте, и которые составляли большую груду. Сюда же относятся и упомянутые нами , которые тоже кажется были намни, боготворимые арабами 1202 . Камни в качестве идолов стояли также во времена Мухаммеда на Мине. Их было семь, по свидетельству Аль Джаузи 1203 . Постановку этих камней в качестве идолов арабские мусульманские писатели приписывают Амру-бну-Лухай, как и вообще введение всех идолов, у арабов мекканской области 1204 . По большой части камни, чествовавшиеся арабами, были камни в их естественной форме, на что указывают слова Арнобия, который говорит, что арабы чтят imformem lapidem. 1205 1206 Мейр 1207 , а за ним Дози 1208 принимают это выражение Арнобия в том смысле, что камни эти чтились в естественном состоянии, нетронутые резцом художника. Говоря о почитании звезд у арабов, мы упомянули одно божество арабского язычества именно Саад и заметили, что внешним изображением этого божества был камень в Джедде, который мусульмане со своей исламской точки зрения считают могилою Евы. Хотя несомненно по характеру и происхождению это божество относится к разряду планетных, но внешнее изображение перенесло почитание его с неба на землю в камень. Сказанное нами прежде об этом божестве, как планетном, дополним теми сведениями, какие имеются относительно этого божества в его внешнем выражении под видом камня. Бёртон так описывает этот камень: «думают, что эта мать (т.е. Ева) лежит подобно мусульманке, обратившись к Каабе, ногами к северу, головою к югу, подложив под правую щеку правую руку. Выкрашенный и видимый путешественникам издали этот миниатюрный домик с отверстием на запад убран, как многие места в Хиджазе. Ниже его в центре находится четырёхугольный камень, поставленный в отвесном положении и затейливо вырезанный, чтобы представить омфалическую сторону человеческого состава. Он, также, как и дом, называется Ель-Суваг, или пупок. Чичероне предложил мне поцеловать этот образчик иероглифа» 1209 . Сам Бёртон уже предполагает в этом камне остаток язычества и говорит: «этот идол Джедды во дни арабского идолопоклонства назывался Сахрах-Тавиляг – длинный камень. Не есть ли, может быть, эта могила Евы мусульманское возобновление древнего идолопоклонства»?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Наследование в заповедном имении после владельца не препятствует тому же лицу наследовать по общему порядку в других незаповедных имениях после того же владельца (Гражд. Зак. 1192–1205). Если бы к одному лицу дошли 2 или 3 отдельные заповедные имения, то они у сего владельца не сливаются, и дальнейшее распре-деление их между наследниками совершается по особому порядку (ст. 1206, 1207). Если у мужа и жены отдельные имения, то мужнино переходит к старшему сыну или, за неимением сыновей и их потомства, к старшей дочери; а женино имение – ко второму сыну, или буде сын у них один, к старшей дочери, либо ко второй, когда старшая получает отцовское имение (1208). Заповедное свойство имения уничтожается, когда нет больше в заповедной линии наследников из потомственного дворянства: тогда имение поступает по общим законам к наследнику последнего владельца (1209). Если владелец умер, не обеспечив участи вдовы своей и детей, кои не наследуют в заповедном имении, то вдова получает пожизненное право на шестую часть чистого дохода с сего имения, а дети вправе требовать, чтобы для раздела между ними был составлен посредством займа особый капитал, равный двухлетнему чистому доходу с имения. То же право принадлежит вдовцу и детям после владелицы имения. Остающиеся по смерти владельца доходы последнего года, как собранные, так и подлежащие к сбору по день смерти, делятся, за вычетом личных долгов владельца, между вдовой и детьми – не наследниками (ст. 1211–1213. См. еще в первой части сего сочинения статью о заповедных имениях). 2 . Для имений, пожалованных на маиоратном праве в Западных губерниях (ст. 1214–1217). Имения сии поступают всегда к старшему сыну; только после первого приобретателя, не имеющего сыновей, имение переходит к старшей дочери и по ней к ее старшему сыну, или старшему сыну другой дочери. Когда нет дочерей у первого приобретателя, то наследует старший брат. 3 . Для участков, отведенных малоимущим дворянам на основании изданных в 1848 году правил; они переходят без раздробления к старшему в роде наследнику (516, 1191 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

26 Плиний Луперку 1207 привет. (1) Я сказал, думается, удачно об одном ораторе нашего века, безыскусственном и здравомыслящем, но не очень величественном и изящном: «У него нет никаких недостатков, кроме того, что у него нет никаких недостатков». (2) Оратор ведь должен иногда возноситься, подниматься, иногда бурлить, устремляться ввысь и часто подходить к стремнинам; к высотам и крутизнам примыкают обычно обрывы 1208 . Путь по равнине безопаснее, но незаметнее и бесславнее; бегущие падают чаще тех, кто ползает, но этим последним, хотя они и не падают, не достается никакой славы, а у тех она есть, хотя бы они и падали. (3) Риск придает особенную цену, как другим искусствам, так и красноречию 1209 . Ты видишь, какие крики одобрения обычно вызывают те, кто взбирается вверх по канату, когда кажется, что они вот-вот упадут. (4) Наибольшее удивление вызывает наиболее неожиданное, наиболее опасное, то, что греки так хорошо называют παρβολα. [потрясающее.] Кормчий, плывущий по спокойному морю, проявляет отнюдь не то же мужество, что и при плавании в бурю: в первом случае он, не вызывая ничьего восхищения, без похвал, без прославлений входит в гавань, но когда скрипят канаты, гнется мачта, стонет руль, вот тогда он знаменит и близок морским богам. (5) К чему я говорю это? Мне показалось, ты в моих сочинениях напыщенным счел то, что я считаю возвышенным, дерзким – то, что я считал смелым, перегруженным – то, что я считал полным. Все зависит от того, отмечаешь ли ты достойное осуждения или бросающееся в глаза. (6) Всякий ведь замечает то, что выдается и выступает; но следует внимательно и остро различать, чрезмерно это или величаво, высоко или беспорядочно. Коснемся Гомера: кто усумнится, куда отнести: αμφι δε σλπιγξεν μγας ουρανς... πρι δ’γχος εκκλιτο... [Вдруг как трубой огласилось великое небо (Илиада XXI, 388); ...копье (и кони бессмертные) были мраком покрыты (Илиада, 356–357).] и все знаменитое место οτε θαλσσης κμα τσον βοα? [Волны морские не столько свирепые веют у брега (Илиада XIV, 394).]

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

1206 Собр. пост. по ч. раск. 1860, II, 228. – Кроме того, лицам светским за услуги по искоренению раскола давалась денежная награда (Там же, II, стр. 327–8), объявлялась монаршая признательность (Собр. пост. по ч. раск. 1858, 144–5) и пр. 1207 Там же, стр. 343. Напр. поповцам Смоленской губернии дозволено было ездить для исправления треб к попам Ржевского молитвенного дома (Там же, стр. 377–8. 435–6), поповцам Калужской губернии – в Черниговскую (Там же, стр. 392). 1208 Таков вопрос о значении браков в поповщине, которые то, как будто, признавались имеющими силу в гражданском отношении, то прямо были лишаемы её (Там же, стр. 153–4. 168. 265. 343. 461. 512. 537. 549. 570. 598–9). 1209 Напр. в 1846 г. было указано, чтобы «раскольников, виновных в таких преступлениях, за которые, сверх других наказаний, велено предавать церковному покаянию, присуждать только к наказаниям уголовным и исправительным, не подвергая покаянию (Там же, стр. 458), – прямо в отмену более раннего о том закона, мотивированного в свое время тем, что раскольник не должен быть «выгодно независим от закона, которому покорены православные» (Там же, стр. 249). 1210 Чтобы «не подать раскольникам повода мыслить о себе, как об отдельном по вероисповеданию обществе», правительство сначала находило неудобным облагать их какими-либо особыми сборами (Там же, стр. 508), но затем (1853 г.) они должны были платить по рублю с ревизской души «в пользу» приходской церкви (Там же, стр. 593). 1219 Св. Зак. IX, особое приложение, ст. 112, прим. 2. Изд. 1876. Ср. т. II, ч. I, ст. 2223, прим. 2. Изд. 1876. 1230 Св. Зак. т. X, ч. 1, ст. 33. – В законе 19 апреля было оговорено, что а) «раскольники, записанные в сказках X (1857 г.) ревизии мужем и женою, с показанием при них детей (при X народной переписи, вопреки переписи IX, женщин, сожительствующих с раскольниками безпоповщинского толка, записывали при мужчинах, с которыми они живут, детей их – законнорожденными. Собр. пост. по ч. раск. 1858, 667–8), признаются состоявшими в законном браке супругами, а дети их – законными; б) дети, рожденные от браков, записанных в X ревизию, после ревизии, равно дети от браков, заключенных после X ревизии, как и самые эти браки, могли быть записываемы в метрическую книгу на основании правил 19 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Наследием человеческой 1204 природы, издревле безрассудно отпавшей от божественных благ, стали многострастнейшая жизнь и конец в виде тлетворной смерти. Вследствие этого ведь погибельное отступничество от сущей Благости и переступление 1205 в раю священной заповеди предали пребывавшего под животворящим ярмом человека, возбужденного собственными склонностями 1206 и прельстительными 1207 пагубными обманами супротивника, тому, что противоположно божественным благам. И с тех пор он жалким образом променял вечное на смертное. Имея же собственное начало в тленных рождениях, она, человеческая природа, по справедливости была ведена к соответствующему началу 1208 концу 1209 . А добровольно отпав от божественной и возводящей 1210 вверх жизни, она была приведена к противоположной крайности – к многострастнейшему изменению 1211 . Сбиваясь же с прямого пути, ведущего к поистине сущему Богу, и покоряясь губительным и злодеющим множествам, она ошиблась, угождая не богам и не друзьям, а неприятелям 1212 . Когда же они начали по свойственной им немилостивое™ обращаться с ней беспощадно, она плачевным образом впала в опасность небытия 1213 и погибели. Безмернейшее же человеколюбие 1214 богоначальной Благости благоподобно не прекратило действие Своего о нас промысла 1215 , но безгрешно став истинным причастником всего свойственного нам и соединив наше смирение с совершенно неслитным и неповреждаемым собственным свойством 1216 , даровало нам как единородным приобщение к Нему и сделало нас причастниками собственных красот. И, как говорит тайное предание, разрушив власть над нами отступнического множества не силой 1217 , как бы осилив, но, согласно тайно нам переданному Речению, посредством суда и справедливости (ср. Пс.96:2 ), а все свойственное нам благодетельно перестроив к противоположному, несветлость нашего ума Оно наполнило великим 1218 божественнейшим светом, безвидное украсило боговидными красотами 1219 , жилище же души, в той мере, в какой наша сущность еще не пала, освободило совершенным спасением от скверных 1220 страстей и тлетворных мерзостей, показав нам как доступное сверхмирное восхождение и божественное жительство при нашем священном, насколько возможно, уподоблении Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Подобный взгляд на аскетизм у г. Энгельгардта сложился, вероятно под влиянием того, что он недостаточно вникнул в дух аскетических творений, который можно представлять в следующем виде: христианин – причастник звания небесного 1202 , сонаследник Христу 1203 , жилище св. Духа 1204 , чадо Божие 1205 . Звание это налагает на христианина великие обязанности, которые тем священнее, чем выше права, даруемые ему его званием. Первая обязанность – подражание Богу, как Отцу и вторая, любовь к Нему. Так как любовь обязывает христианина ходить по заповедям Божиим 1206 , то очевидно, что вторая обязанность, сопряженная с званием христианина, есть исполнение Закона Божия. Чтобы быть достойным своего звания он естественно должен в точности выполнить обе эти обязанности. Но как их возможно выполнить? известно, что Бог – полнота совершенств, известно также, что человек ограничен и по своей природе, очевидно, не может быть вполне совершенным, но известно и то, что он имеет способность подвигами духовной жизни восходить выше и делаться совершеннее, становиться ближе к Богу и более ему уподобляться 1207 . Но так как он на земле не в состоянии достигнуть совершенства, то он обязан естественно, сколько возможно, приближаться к совершенству, простираясь в предняя 1208 . Приближение это может достигаться путем исполнения заповедей, но не механическим и притом временным исполнением той или другой заповеди, а непрерывным для того, чтобы приобрести навык жить и действовать согласно с требованием закона и достигнуть, наконец, до того, что жизнь свою поставить в соответствие с законом Божиим. В силу этого обстоятельства христианин должен приневоливать и принуждать себя к исполнению заповедей Божиих 1209 , соединенному, естественно, с некоторыми самолишениями. О том, как могли зарождаться аскетические идеи в душе подвижника весьма ясно говорит св. Василий Великий . Вот как он объясняет зарождение в себе аскетизма: «много времени, говорит он, я потратил на суету и всю почти юность свою потерял в суетном труде, с каким упражнялся в том, чтобы уразуметь уроки мудрости, обращенной Богом в юродство.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1200 Впрочем, древние экзегеты (св. отцы и учители церкви), не смотря на перевод, толковали либо в историческом смысле, – в применении к ветхозаветным священникам до-Малахиина времени, – либо в смысле указания на идеал (Ср. Кирилл, 274. – Hieronymus, 1557А. – Theodorus, 609). 1207 Впрочем, Грец, по-видимому, не находит вероятным, чтобы пророк прямо назвал священника " » , и предлагает читать , полагая, что после , по ошибке писца, выпало (Gratz, 26) Эту догадку считает не лишенной правдоподобия и Новак (Now., 401). Но нам она кажется совершенно произвольной. 1208 Reinke, 379–380. – Kohler, 83. – Hitzig, 422. – Nowack, а. а. О. – Keil, 697. – Orclli. 217. – Pusey, 606. 1209 Theodoretus, 1972A – Другие древние толкователи, как мы упоминали, считают название αγγελος метафорическим и потому стараются находить аналогию между священническим и ангельским служением. Кроме цитированных бл. Иеронима и св. Кирилла, ср. еще Theodori Mops., col. 609С. – Относительно же бл. Иеронима следует заметить, что он, кроме толкования «angelus» в применении к священнику вообще, видит здесь указание на авторство Ездры: «exponit nomen suum Ezras sacerdos Dei, hoc est. Malachi, quod angelus Domini interpretatur» (Hieronymus, 1557B). 1210 Рейнке, принимая такое толкование, не отвергает однако и того, что пр. Малахия мог иметь в виду и аналогию священнического служения с ангельским. Он, таким обр., хочет примирить буквальное понимание с метафорическим. Повторяя толкование Корн. а Ляциде, он указывает 7 точек зрения, с которых священник может быть назван ангелом и вестником Божиим: 1) священник, как посланник Божий к людям, подобно ангелу, сообщает им волю Божию; – 2) он, подобно ангелам, служит Богу; – 3) он постоянно молится Богу и славословит Его, подобно ангелам, предстоящим Ему и вопиющим: «свят, свят, свят Господь Саваоф!» – 4) он обязан хранить истину, чистосердечие, целомудрие, чистоту, добродетель и ревность по Боге и быть, подобно ангелу, среди людей или учителю среди детей, пастырем душ; – 5) он получил от Бога даже большую силу и права, чем ангелы; – 6) на нем лежат три ангельские обязанности, именно, очищать, просвещать и усовершенствовать (purgare, illuminare et perficere); – 7) он должен, подобно ангелам, обладать постоянством (perseverantia) в своем деле (Reinke, 380–281). Несомненно, пророк Малахия всех этих черт сходства между священником и ангелом не имел в виду. Такое разностороннее сближение нам кажется просто результатом схоластической изобретательности, вдохновляемой, вероятно, католической клерикальной тенденцией.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Вдовство почетно потому, что оно сохраняет верность данному Богом супругу. Примером такого похвального вдовства служит Анна пророчица: «Она не предала забвению супруга, не нарушила первую верность, не ввела на ложе оскорбителя, не возложила на другого бремя единобрачия, на ложе в воспоминании имела, как живого, умершего супруга, не осквернила брачного покрова» «Поистине достойна осуждения вдова, которая вместе с супругом, соединенным с нею Богом, похоронила и память о нем, особенно если у нее есть дитя или дети, ради которых введен и брак. Если же молодая вдова не имеет детей, то для нее прилично стремиться ко второму браку из любви к чадородию. Увещая к этому, блаженный Павел сказал: “Хощу убо юным вдовицам посягати” – и потом показывает, чем обусловлено дозволение второго брака, говоря: “Хощу молодым вдовицам посягати, чада рождати, дом строите” ( 1Тим. 5:14 ). Таким образом, второй брак разрешается ради чадородия. Если же у стремящейся ко второму браку вдовы есть дети, то такой посев излишен» 1207 . Содержание фрагмента, изданного Фиккером 1208 Так как у нас нет полной уверенности в принадлежности анонимного отрывка, изданного Фиккером, перу Амфилохия, то мы излагаем его догматическое и церковно-историческое содержание отдельно. Если бы принадлежность этого документа Амфилохию, в конце концов, была бы доказана новыми открытиями или новыми исследованиями, то изложенное ниже содержание его было бы не трудно слить с содержанием подлинных сочинений Амфилохия, данным на предшествующих страницах. Отношение фрагмента к Священному Писанию Автор отрывка широко пользуется Священным Писанием Ветхого и Нового Заветов. Книги эти, по его словам, написаны по вдохновению от Духа Святого. Так, например, приведя полностью по книге Деяний (15:1–2) послание Апостольского собора, автор прибавляет: «Вот послание апостолов, написанное Духом Святым через Евангелиста Луку» 1209 . Но Писания нуждаются в правильном истолковании. Писания подобны врачебным средствам, которые исцеляют, если хорошо приготовлены, и убивают, если даются дурно и неумело 1210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Судьба остальных борцов за свободу отечества кончилась самым плачевным образом: все население города погибло 1204 , за исключением того лишь количества, какое нужно было для рабских услуг; самый город со всеми его укреплениями и стенами был выжжен и «сравнен с землей». Самого главного оплота Галилеи, таким образом, не стало. Без особенных усилий были затем, привлечены к повиновению города Тивериада и Тарихея, отложившиеся от Агриппы, причем в последнем из названных городов это было произведено со всем неистовством Римского свирепства, так компрометирующего этих «победителей-благодетелей». 1205 Оставалось завоевать остальные более укрепленные Галилейские пункты, как-то – Гисхалу, гору Фавор (Итавирион) и важную Гавланитидскую крепость Гамалу. 1206 «Несравненно меньшая» сравнительно с Иотапатянами горсть храбрецов 1207 , засевшая в ее неприступных, подобно Иотапатам, твердынях, с геройским мужеством 7 месяцев отбивала все приступы неприятелей 1208 , и завоевание ее (ускоренное лишь недостатком провианта) потребовало величайшего напряжения неприятельских сил, едва не доведенных до полного отчаяния, так что потребовалось личное участие Веспасиана, чтобы поднять упавший дух солдат. Беспощадные избиения Гамалитян (не исключая ни женщин, ни младенцев: из всего населения скрылись от гнева Римлян и спаслись только 2 женщины) нелишний раз можно взять в подтверждение того, насколько даже Иосиф не мог скрыть «оборотной стороны» Римской доблести, которой было совершенно чуждо правило – уважать храбрость и щадить невинность. Менее сопротивления Иудеи могли оказать на горе Фавор, и, будучи выбиты из этой позиции обманом, ушли в Иерусалим. Наконец, Гисхала была последним и уже самым слабым опорным пунктом восстания в Галилее. Заклятым врагом Римлян здесь был известный Иоанн Гисхалянин со своей партией – зилотов, конечно, с точки зрения Иосифа выступающей «предводителем разбойников», не более. Для взятия Гисхалы Веспасиан отправил под предводительством Тита 1.000 человек конницы. О серьезном сопротивлении Риму теперь нельзя было и думать. И город после двухдневного колебания отворил Титу ворота. Значение этой победы не мало умалилось тем, что Иоанн, защитник крепости, успел увести из города ночью большие партии сподвижников и с ними ускользнул 1209 в Иерусалим (понесши, впрочем, во время этого бегства немало потерь), где теперь стало централизоваться все восстание. 1210

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

История Церкви во все времена свидетельствует о том, что гонения способствуют духовному росту Церкви, тогда как мир и благополучие нередко ведут к духовному и нравственному упадку. В III веке священномученик Киприан Карфагенский , размышляя о причинах современного ему гонения императора Декия, говорит о том, что «Господь хотел испытать Свою семью, и так как продолжительный мир повредил учение, переданное нам свыше, то сам небесный Промысл восстановил лежащую и, если можно так выразиться, почти спящую веру». 1205 По свидетельству Киприана, во времена мира в священниках ослабело благочестие, епископы устремились в другие города в поисках наживы, многие христиане оказались не на высоте в нравственном отношении. 1206 Как и Киприан, Григорий был чрезвычайно критически настроен по отношению к духовенству своего времени и тоже считал, что Юлиан был послан Римской империи из-за нравственного упадка христианской Церкви, которой требовалась «встряска». Коварному отступнику Юлиану противопоставляется в Слове 4-м «божественнейший и христолюбивейший» император Констанций, который очистил империю от окружавших ее варварских племен и усмирил внутренние мятежи, который добился одних побед при помощи оружия, других – при помощи убеждения, которым во всяком действии и намерении руководила мышца Божия. Григорий восхваляет Констанция за благоразумие, могущество, благочестие; единственной ошибкой Констанция было возвышение отступника. 1207 Особенно прославляет Григорий Констанция за его христианское благочестие; 1208 именно в нем Григорий видит главную причину успеха государственной деятельности этого императора: Ибо никто ни к чему никогда не пылал такой пламенной любовью, с какой он заботился об умножении христиан.., и ни покорение народов, ни общественное благоустройство, ни умножение казны, ни то, чтобы быть и именоваться царем царей, ни все прочее, в чем, как считают, заключается счастье людей – ничто из этого всего не радовало его, кроме того, чтобы нам через него и ему через нас быть прославленными у Бога и у людей, и чтобы навсегда оставалось неразрушимым наше господство. Ибо... он ясно видел.., что по мере возрастания христиан возрастала и римская (держава) и что с пришествием Христа пришла к ним и государственность (to kratos), никогда прежде не достигавшая совершенной монархии. 1209

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010