Евангельский Сын человеческий в себе самом носит оправдывающую уничижение и страдания божественную славу. Слава Сына человеческого – та же слава Сына Божия, но только проявленная, утвержденная в условиях человеческой жизни, сообщенная другим людям: слава Сына человеческого в даровании людям благ богосыновства. Весьма красноречивый и содержательный факт евангельской истории составляет то, что все стороны богосыновнего блага повторяются в образе Сына, человеческого: Сын человеческий дает людям вечную жизнь 1205 , Сын человеческий есть сеющий доброе семя, сынов царствия, на поле мира 1206 , Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее 1207 , Сын человеческий пришел отдать душу свою в выкуп за многих 1208 , Сын человеческий есть господин субботы 1209 , Сын человеческий имеет власть производить суд 1210 , Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи 1211 . Кратко сказать, Сын человеческий есть тот же Сын Божий, открывающийся в живом движении исторической деятельности. Блага Сына Божия становятся историческими благами в самоотречении и страданиях Сына человеческого; вечная слава Сына Божия становится реальною славою в уничижении Сына человеческого 1212 . Суд, существенно принадлежащий Сыну Божию, обнаруживается Им реально, поскольку Он действует как Сын человеческий 1213 . Сын Божий имеет жизнь в Себе Самом, но людям пищу вечной жизни дает Сын человеческий, ибо его запечатлел Бог 1214 . Сын Божий потому прославляется в Сыне человеческом реально, что уничижением и страданиями Сына человеческого богосыновняя слава становится достоянием людей 1215 . В этом случае нужно помнить и то, что сын человеческий филологически есть то же, что человек 1216 , так что власть Сына человеческого над субботою есть власть над нею человека 1217 и власть Сына человеческого прощать на земле грехи есть власть, данная от Бога человекам 1218 . Что сын человеческий филологически значит то же, что человек, это говорит не о том, что Христос был одним из сынов человеческих υςνθρπου; Он был υς τονθρπου.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Столь активное вмешательство И. в имперскую политику требовало идеологического обоснования, к-рое было дано в декреталии «Venerabilem» (март 1202), адресованной герц. Бертольду V Церингену (Regest. Imp. 62). Там утверждалось, что право германских князей избирать короля было пожаловано им Римской Церковью, но право короновать императора принадлежит исключительно папе Римскому и, если он отказывается возвести на престол кандидата, предложенного князьями, тем надлежит избрать нового; если же на престол претендуют 2 избранных короля, на папу возлагалась обязанность разрешить спор, указав достойного (см. ст. Approbatio ). Впосл. декреталия «Venerabilem» была включена в офиц. собрание декреталий И. «Compilatio III» и в более поздний декретальный свод «Liber Extra» (Liber Extra. I 6: «De electione et electi potestate». 34). В последующие годы ситуация складывалась не в пользу Оттона Брауншвейгского и И.: постепенно все крупные герм. князья перешли на сторону Филиппа Швабского, к-рый в 1205 г. был повторно коронован в Ахене. В июле 1206 г. войска Оттона были разбиты при Вассенберге, что позволило Филиппу окончательно утвердить свои позиции. В мае 1207 г. папа отправил в Германию легатов кард. Уголино ди Сеньи (впосл. папа Римский Григорий IX ) и кард. Льва Бранкалеоне с целью примириться с Филиппом. В нояб. 1207 г., после снятия с Филиппа Швабского церковного отлучения, с ним был заключен мирный договор. В соответствии с соглашением Оттон уступал имп. титул Филиппу, договор скреплялся браком Оттона с дочерью Филиппа. Тот в свою очередь обязывался распустить войска и признать епископов, поставленных папой Римским. После убийства Филиппа Швабского в Бамберге (21 июня 1208) Оттон вновь стал главным претендентом на имп. корону. В нояб. 1208 г. при поддержке папы он был избран и коронован как король римлян, а в окт. 1209 г. состоялась его имп. коронация в Риме. Одним из ее условий стало подтверждение привилегий и прав на землю, пожалованных Оттоном Римскому папе в соответствии с Нойсским соглашением 1201 г. «Золотая булла», подписанная в марте 1209 г. в Шпайере, помимо прочего гарантировала свободное избрание прелатов, неприкосновенность церковного имущества, право судебных апелляций в Римскую курию (Regest. Imp. 189). Булла отразила новый этап в отношениях между империей и папством, не соответствовавших более Вормсскому конкордату (1122).

http://pravenc.ru/text/468777.html

власть в Г. и Италии - с другой. Противниками политики Генриха VI в Г. были Вельфы и архиеп. Кёльнский Адольф. Намереваясь расширить влияние империи в Св. земле, император планировал новый крестовый поход, основал Тевтонский (Немецкий) орден св. Девы Марии . Генрих VI посетил Г. лишь в 1195-1196 гг., чтобы провести избрание своего сына Фридриха (впосл. имп. Фридрих II ) герм. королем. В 1197 г., во время подготовки к крестовому походу, Генрих VI неожиданно скончался в Мессине. В кон. XII - нач. XIII в. ослабление империи в период малолетства Фридриха повлекло укрепление власти папы в Италии и имперских князей в Г., возобновление борьбы за трон между Штауфенами и Вельфами. В Г. престолоблюстителем Фридриха стал его дядя герц. Филипп Швабский, в 1198 г. он был избран штауфеновской партией герм. королем, в то время как сторонники Вельфов избрали антикороля Оттона IV. Борьба шла с переменным успехом, и решающим фактором стало вмешательство папства. Основываясь на носившем до этого номинальный характер праве папы утверждать и короновать императором избранного герм. короля, папа Иннокентий III вмешался в борьбу в Г. и определил ее исход - его роль арбитра внесла вклад в разработку концепции папского примата и обоснования в 1-й пол.- сер. XIII в. права папы низлагать императора и др. светских государей. Папа поддержал Оттона IV в обмен на закрепление новых границ папских владений в Италии. После смерти Филиппа Швабского (в 1208 он был убит сторонниками Вельфов в Бамберге) Оттон IV Вельф добился своего признания в Г. и примирился со штауфеновской партией, взяв в жены дочь Филиппа Швабского (1208/09). В 1209 г. он подтвердил условия соглашения с папой, заключенного в1201 гг. в Нойсе, об отказе от имперских регалий в Италии и от права сполиации имущества умерших нем. прелатов, о соблюдении свободы церковных выборов и судебных апелляций в Римскую курию, о борьбе с еретиками, после чего папа короновал его в Риме императором. Однако, став императором, Оттон IV отказался от своих обещаний и отправился на Сицилию, чтобы восстановить ее связь с империей.

http://pravenc.ru/text/164803.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОРОЗИНИ [Лат. Morosini] Томмазо (Фома) (между 1170 и 1175 - июнь/июль 1211, Фессалоника), лат. патриарх К-польский (с кон. 1204). М. происходил из знатного венецианского рода, обучался в Равенне, был субдиаконом папы Иннокентия III (1198-1216). После падения Византии во время 4-го крестового похода согласно договору между «венецианской» и «франкской» партиями, заключенному в марте 1204 г., одна из партий получала право избирать императора новой Латинской империи , другая - назначать капитул храма Св. Софии и избирать патриарха. В мае 1204 г. императором стал представитель «франков» Балдуин I , а венецианцы соответственно сформировали капитул Св. Софии. В кон. 1204 г. они избрали патриархом М. (точная дата неизв.). Неск. месяцев папа Римский Иннокентий III оставался в неведении относительно принятого решения. 21 янв. 1205 г. он аннулировал процедуру избрания как незаконную (Urkunden. 1856. Bd. 1. S. 524-528). Вместе с тем он сохранил К-польский престол за М., в течение неск. недель в марте 1205 г. рукоположив его в Риме во диакона, пресвитера, епископа и архиепископа. 30 марта М. был дарован паллий, этим числом датированы первые послания папы к М. в его новом статусе (Ibid. 1856. Bd. 1. S. 539-546). В мае 1205 г., еще до прибытия М. в К-поль, папа установил новый порядок избрания на Патриарший престол, при котором больше полномочий получали католич. прелаты монастырских церквей К-поля ( Wolff. 1954. P. 297). Тем самым роль прелатов возрастала, и в течение всего Патриаршества М. папские легаты, М. и латинский император вели споры о праве их назначать. Патриаршество М. отмечено конфликтами с православным населением Латинской империи, Папским престолом, венецианцами, франками и императором. После поставления М. из Рима отправился в Венецию и в качестве новоизбранного патриарха подтвердил права венецианцев на все храмы, захваченные ими в ходе разграбления К-поля. В нояб. 1209 г. папа Иннокентий III признал М. свободным от этого решения, как будто бы принятого под давлением, а не добровольно (PL. 116. Col. 162). В течение неск. лет, несмотря на сопротивление М., папе удалось сократить присутствие венецианцев и в числе прелатов, и в числе каноников Св. Софии ( Wolff. 1954. P. 236-242; Tricht. 2011. P. 220-221). В дек. 1208 г. М. был вынужден торжественно отказаться от данной им в 1205 г. клятвы принимать в капитул Св. Софии и назначать прелатами только венецианцев. Приблизительно в это же время М. был обвинен франками в растрате сокровищ храма Св. Софии и разграблении их церквей, однако М. удалось оправдаться ( Wolff. 1954. P. 242-244). М. участвовал в переговорах с Римом о церковном подчинении некоторых спорных территорий: несмотря на то что ему не удалось восстановить церковную юрисдикцию К-поля над Кипром (авг. 1206), он сумел пресечь попытки Патрской архиепископии перейти в прямое подчинение Риму в нояб. 1209 г.

http://pravenc.ru/text/2564172.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Генрих I. Золотая печать. XIII в. [лат. Henricus] (ок. 1174, Валансьен, Франция - 11.06.1216, Фессалоника), имп. Латинской империи (с 1206), младший брат Балдуина I Фландрского. Участник 4-го крестового похода и захвата К-поля крестоносцами. По условиям раздела Византийской империи получил во владение Адрамиттий, но находился там лишь в кон. 1204 - нач. 1205 г. Сопровождал Балдуина в походах во Фракию летом 1204 - весной 1205 г. В кон. апр. 1205 г., после поражения крестоносцев от болгар при Адрианополе и пленения имп. Балдуина, Г. назначен регентом. После известия о смерти Балдуина Г. 20 авг. 1206 г. был коронован в К-поле. Воевал против Болгарии, Никейской империи, Эпирского деспотата, Сербии и многочисленных местных греч. и лат. феодальных группировок на Балканском п-ове. Осенью 1206 г. совершил 2 похода на Болгарию, разграбил неск. городов, в т. ч. Веррию, Агафополь, Анхиал и Фермы. В февр. 1207 г. Г. женился на дочери Бонифация Монферратского. После неск. кампаний с переменным успехом летом 1207 г. Г. заключил перемирие с Никейской империей Феодора I Ласкаря , уступив ему Никомидию и Кизик, что дало латинянам возможность сосредоточить силы в борьбе на Балканах. В результате гибели болг. царя Калояна под Фессалоникой осенью 1207 г. Болгария была сильно ослаблена внутренней борьбой за власть; Г. сумел расширить владения Латинской империи во Фракии к северу от Адрианополя и Родоп. Осенью 1208 г. при Филиппополе он разбил болг. царя Борила. В кон. 1208-1209 г. Г. предпринял поход в Сев. Грецию, утвердил Димитрия, сына Бонифация Монферратского, на престоле Фессалоникийского королевства, установил вассальную зависимость Фессалоники, Афинского герц-ства и Морейского княжества от Латинской империи. В 1211-1213 гг. Г. вновь вел войну против Никейской империи. Осенью 1211 г. в битве на р. Риндак он разгромил Феодора Ласкаря, оккупировал почти всю территорию Никеи, кроме крепостей, но удержать ее не смог из-за партизанской войны против латинян со стороны местного греч. населения. По условиям мирного договора, заключенного в 1213 г., Г. присоединил к Латинской империи прибрежные области Троады и Мисии от Адрамиттия до р. Риндак. К концу правления Г. заключил союз с Борилом, к-рый в тот период вел междоусобную борьбу в Болгарии и нуждался в поддержке латинян. После смерти первой жены Г. вступил в брак с дочерью Борила.

http://pravenc.ru/text/162123.html

Все, конечно, уверены были, что поход предпринимается к Киеву, – но вышло совершенно другое. Всеволоду донесли, что рязанские князья дружат с Ольговичами Черниговскими и вместе с ними что-то замышляют против него. Неизвестно, насколько справедлив был донос, но Всеволод поверил ему и двинулся к Рязани. Рязанских князей, доверчиво явившихся к нему в ставку, он в оковах направил во Владимир, и подступил к Пронску, жители которого сдались (22 сентября) только вследствие сильного голода. Рязань также покорилась и выдала Всеволоду остальных князей с женами и детьми. Удаляясь во Владимир, великий князь оставил в Рязани своих наместников и тиунов, но в 1208 году прислал туда на княжение сына своего Ярослава, который находился при отце в походе 1207 года. Рязанцы с нескрываемым неудовольствием приняли князя, а потом произвели даже возмущение: коварно перехватали людей Ярослава и поковали их в цепи, многих живьем засыпали в погребах. Явился Всеволод, сжег Рязань и вместе с сыном Ярославом пошел во Владимир, захвативши рязанского владыку Арсения и множество рязанцев, которых поселил в своем княжестве. В некоторых летописях эти события группируются под 1208–1209 годами, а Ипатьевская и Новгородская летописи последний акт этой драмы относят к 1210 году. В походе на Рязань участвовали и новгородцы, которых Всеволод, после похода, одарил и отпустил из Коломны домой, обнадежив их относительно их старинных вольностей, «да им устав старых князь, его же хотяху новгородцы». Но при этом, в залог верности, он оставил семь человек из знатных новгородцев и посадника Дмитра, тяжело раненного в походе. На прощанье великий князь сказал новгородцам: «кто вы добр, того любите, а злых казните». Новгородцы, узнавши о милости великого князя, составили вече на Дмитра, кричали, что он брал на новгородцах серебро, повозы и прочее, разграбили все имущество посадника, «а что ся на досках остало в письме (записи за должниками), а то все князю». Отпуская новгородцев, великий князь сына своего Константина оставил при себе, дав ему Ростов, а в Новгород послал другого сына, Святослава, после того, как состоялось вече на посадника, который между тем умер, еще будучи во Владимире.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

М.В. Корогодина Глава 19. Исповедь вельмож Исповедные тексты, предназначенные для вельмож, появляются в первой половине XVI в. 1208 Однако уже в текстах XV в. мелькают отдельные вопросы, формулировка которых подразумевает, что отвечать на них должен человек, стоящий выше остальных по социальному положению. В одном из иноческих поновлений XVI в. читается подряд несколько вопросов, которые сформулированы так, как если бы предполагалось, что кающийся инок в мирской жизни занимал высокое положение: «Согреших в посулоимании у праваго и у виноватаго мзды ради, и у церковнаго имания. Согреших в неправеднем богатьстве и в резоимании». 1209 Статьи составляют своеобразный подраздел в общем тексте: после них продолжаются обычные вопросы, применимые ко всем людям, безотносительно к их социальному положению. Присутствие подобных вопросов в текстах для мирян и иноков свидетельствует о том, что в XV – начале XVI в. определённые поступки уже сознавались как греховные, но вельможи ещё не расценивались как категория лиц, требующая отдельного внимания. В XVI в. из общих вопросников выделяются специальные «Вопросы вельможам». Надписания, открывающие такие тексты, подробно описывают, кто подразумевался под вельможами: «князья и бояре», «приказные властные», «служащие у властей», «судьи», «дети боярские», «власти мирские», «бояре, которые города держат и волости». Приходит осознание того, что вельможи – это люди, систематически сталкивающиеся с проблемами, которых другим людям не приходится решать. Властители постоянно попадают в ситуации, необычные для остальных людей. Люди, стоящие на верхних ступенях социальной лестницы, начинают рассматриваться как отдельная группа, непохожая ни на какую другую, хотя им присущи все те страсти и искушения, которым подвергаются обычные люди. Тексты для вельмож писались обычно после вопросника общего содержания и служили дополнением: если исповедовался вельможа, то после общего вопросника для него зачитывался ещё специальный, адресованный таким людям, как он. Если же на исповедь приходил мирянин, не занимающий особого положения в обществе, специализированный вопросник пропускался. На протяжении XVI в. тексты для вельмож существуют параллельно с общими вопросниками, в которых встречались отдельные статьи, обращённые к властителям. В XVII в. краткие вопросники и поновления, характерные для XVI в., сменяются более пространными текстами. Наблюдения над изменением покаянных текстов для вельмож позволяют сделать вывод о том, что наиболее кардинальные изменения касались восприятия тех или иных действий человека, а не самих реалий. Если в начале XV в. на исповеди не спрашивали, брал ли кающийся прикуп, перепродавая пленника, заботился ли о прибытке, исполняя наказ государя, судил ли по посулам, то это не означает, что подобных явлений не существовало. Это означает лишь, что они воспринимались как нормальные, не требующие осуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Весь ход событий в Золотой Орде свидетельствует о том, что историю определяют не земные, привычные и, казалось бы, незыблемые законы, а мановения Божии, сокрушающие «естества чин» и недалекий человеческий расчет. А потому история Золотоордынского государства актуально звучит сегодня и для России, и для Казахстана. И, думается, что знание общего прошлого поможет глубже проникнуть во внутренний смысл и духовное значение исторических явлений, в то, что составляет сущность России и Божий замысел о близких ей народах. НАЧАЛО ЗАВОЕВАНИЙ Во второй половине XII века разрозненные племена кочевников, обитавших на среднеазиатском плоскогорье, известном под этнографическим именем Монголии , соединились в одно могучее государство, получившее название Орда. Это произошло благодаря завоевателю Темучину, владельцу одной орды, кочевавшей по реке Онону (приблизительно на границе Китая и Забайкальской области). В 1206 году на Великом курултае диких племен хан Темучин был провозглашен Самодержцем (Чингисханом), то есть великим ханом или императором всей монгольской степи. Для своей столицы в 1220 году он основал город Каракорум, называвшийся на Руси Хора-Хорин, который располагался к югу от нынешнего города Кяхты (Бурятия). Чингисхан и его потомки были одержимы далеко идущими завоевательными планами. Речь шла о покорении Европы и дальнейшем всемирном господстве. Чингисхан мечтал об империи, протянувшейся от Тихого океана до Атлантики. С ревностью посланника небес он устремился к достижению намеченной цели и уже в 1207-1208 годах старшим сыном Чингисхана Джучи были совершены первые завоевательные походы и покорены киргизы, обитавшие к северу от реки Селенги, в верховьях Енисея и в восточных областях Средней Азии. В 1207-1209 годах Чингисхан подчинил уйгуров и бурят. Завоевав Тибет и Восточный Туркестан, он повел войну с Северным Китаем и к 1215 году захватил значительную часть империи Цзинь. Не докончив эту войну, Чингисхан повел войска в Западный Туркестан. Маршрут движения монгольских войск пролегал от реки Иртыш через самые заселенные и освоенные земли современного Казахстана – через Семиречье в пределы Средней и Нижней Сырдарьи.

http://pravoslavie.ru/38347.html

17, (1) Но когда завистливый и лукавый соперник и противник рода праведных увидел величие мученичества его и безукоризненное от начала житие его и что увенчан он венцом нетления 1192 и получил непререкаемую награду 1193 , то постарался, чтобы и тело 1194 его не было взято нами, хотя многие желали сие сделать и иметь [частицу] (κοινωνσαι) 1195 его святого тела. (2) И вот внушил он Никите, отцу Ирода, брату Алки 1196 , обратиться к начальнику 1197 , чтобы он не отдавал тела его, дабы мы, как говорил он, оставив Распятого, не начали почитать сего. Это сказано 1198 было по внушению и настоянию иудеев, которые уследили, что мы собираемся взять его с костра, и не понимали, что мы никогда не сможем ни оставить Христа, Который пострадал для спасения всех, спасаемых в мире, непорочный за грешников, ни почитать кого-либо другого. (3) Ибо мы покланяемся Ему как Сыну Божию; а мучеников как учеников и подражателей Господних 1199 достойно любим за непобедимую приверженность [их] к своему Царю и Учителю. Да даст Бог и нам быть их общниками 1200 и соучениками! 1201 18, (1) Центурион 1202 , видя иудейскую сварливость, положил тело посредине 1203 , как у них принято 1204 , и сжег. (2) И так мы взяли затем кости его, которые драгоценнее дорогих камней и благороднее золота 1205 , и положили, где следовало. (3) Там по возможности Господь даст и нам, собравшимся в веселии и радости 1206 , отпраздновать день рождения его мученика 1207 , в память подвизавшихся [за веру] до нас и в наставление и приготовление для будущих [подвижников]. 19, (1) Такова [история] блаженного Поликарпа, которого одного, [хотя он был] двенадцатым (вместе с Филадельфийскими) мучеником в Смирне 1208 , все особенно 1209 вспоминают, так что и язычники повсюду толкуют о нем. Он был не только знаменитым учителем, но и изрядным мучеником, мученичеству которого, совершившемуся по Евангелию Христову, все подражать желают. (2) Ибо он, терпением победив беззаконного начальника и таким образом восприяв венец нетления 1210 и веселясь ныне с апостолами и всеми праведниками, славит Бога Отца Вседержителя 1211 и благословляет Господа нашего, Спасителя душ наших и Кормчего телес наших и Пастыря вселенской кафолической 1212 Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Но ради какой же цели сам Бог, как главный Виновник Моисеева закона, не только дозволил, но и несомненно установил клятву и присягу для известных случаев в жизни евреев? На этот вопрос нужно ответить здесь несколько обстоятельнее. Назначение клятвы и присяги состоит в следующем. Во-первых, дозволяя призывать Себя во свидетели истины и карателя обмана, Господь этим самым, конечно, давал людям, в видах их собственного блага, средство сообщать их показаниям наибольшую достоверность в глазах других, а обещаниям наибольшую обязательность и полное доверие. 1206 Во-вторых, дозволяя людям в надлежащих случаях свидетельствоваться самим Собою, как вездесущим, всеведущим, всемогущим и праведным Судиею людских слов и действий. Господь, само собою разумеется, чрез это внушал им, чтобы они в вообще ходили пред Ним всегда, т.е. не забывали бы лежащего на них долга творить Его волю во всех случаях и обстоятельствах жизни и быть в живом внутреннем общении с Ним, как источником истины и добра. 1207 Уже то обстоятельство, что сам Бог разрешил употребление клятвы и присяги в погребных случаях и что клятва и присяга имеют высокую цель и назначение, заставляет предполагать обязательность для людей самого серьезного отношения к случаям и способам употребления клятвы и присяги. Это мы и видим из всего, что говорится в ветхозаветных священных книгах касательно этого предмета. Так, строго воспрещается, например, клясться именем каких-либо тварных существ и предметов, превращать в привычку словесное призывание Бога во свидетели, прикрывать ложь и обман клятвою, нарушать ее и т.п. 1208 Наконец, в виду особой важности клятвы и присяги и по причине благотворного значения их для блага людей, Бог чрез Своих ветхозаветных пророков предсказал, что и в благодатном царстве Христа клятва и присяга будут иметь место, не отменятся. 1209 Таково ветхозаветное учение о клятве и присяге. Можно ли же ожидать, чтобы Христос совершенно отверг употребление клятвы во всех случаях и в каком бы то ни было виде? Это противоречило бы Его же собственному учению о Своем отношении к сказанному в законе и у пророков Ветхого Завета и в частности было бы не согласно с предсказаниями Исаии и Иеремия касательно клятвы в благодатном царстве Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010