1. К Тебе, Господи, вознес я душу мою; Боже мой! утвердился я в надежде на Тебя, да не буду постыжен во век, и да не посмеются надо мной враги мои! 2. Ибо вси терпящии Тя не постыдятся: 2. Ибо все в терпении надеющиеся на Тебя не постыдятся: 3. Да постыдятся – беззаконнующии вотще! 3. Да постыдятся – тщетно беззаконнующие! 4. Пути Твоя, ГОСПОДИ, скажи ми, и стезям Твоим научи мя. 4. Пути Твои, Господи, укажи мне, и стезям Твоим (путям тесным) научи меня. 5. Настави мя на истину Твою, и научи мя: яко Ты еси БОГ СПАС мой, и Тебе терпех весь день! 5. – Путеводи меня к истине Твоей и научи меня, ибо Ты – Бог Спаситель мой, и Тебя в терпении ждал я весь день. 6. Помяни щедроты Твоя, ГОСПОДИ, и милости Твоя, яко от века суть. 6. Воспомяни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо (они) от века суть. 7. – Грех юности и неведения моего не помяни: по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, ГОСПОДИ! 7. – Грехов юности моей и неведения моего не помяни: по милости Твоей воспомяни меня Ты, ради благости Твоей, Господи! II. 8. Благ и прав ГОСПОДЬ: сего ради законоположит согрешающим на пути. 8. Благ и прав Господь: того ради законоположит согрешающим на (их) пути. 9. Наставит кроткия на суд, научит кроткия – путем Своим. 9. Наставит кротких в суждениях (их), научит кротких путям Своим (путь Свой им укажет). 10. Вси путие ГОСПОДНИ – милость и истина: взыскающим завета Его, и свидения Его. 10. Все пути Господни – милость и истина: для тех, кто взыскует завета Его и свидетельства Его. 11. – Ради имене Твоего, ГОСПОДИ, и очисти грех мой: мног бо есть. 11. – Ради имени Твоего, Господи, (Ты) и очисти грех мой: ибо велик он. 12. Кто есть человек, бояйся ГОСПОДА? – законоположит ему на пути, его же изволи. 12. Кто есть человек, боящийся Господа, – тому Он законоположит на пути, им избранном. 13. Душа его во благих водворится, и семя его – наследит землю. 13. Душа его во благе водворится, и семя его – наследует землю. 14. Держава ГОСПОДЬ – боящихся Его, и завет Его явит им. 14. Опора крепкая – Господь для боящихся Его, и завет Свой (Он) явит им.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Итак, пока не исполнится обещание Отца и не возникнут церкви в разных народах и не «войдет полное число язычников и так весь Израиль спасется» ( Рим.11:25–26 ), продолжается день, закат откладывается, и солнце никогда не заходит, но всегда восходит, пока «Солнце правды» ( Мал.4:2 ) изливает свет истины в сердца верующих. Но когда исполнится мера верующих и наступит худший и развращенный век последнего поколения, когда «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» ( Мф.24:12 ) и останется очень мало людей, сохранивших веру, тогда «сократятся те дни» ( Мф.24:22 ). Таким же образом Сам Господь продлевает день, когда приходит время спасения, и сокращает день, когда наступает время страданий и погибели. И «доколе есть день» ( Ин.9:4 ) и ради нас увеличена продолжительность света, «как днем будем вести себя благочинно» ( Рим.13:13 ) и творить дела света. 4 . Посмотрим, однако, что означает сказанное о том, что «пять царей убежали и скрылись в пещере» ( Нав.10:16 ). Мы часто говорили, что брань христиан двойственна. И для совершенных, таких как Павел, как сам Апостол пишет ефесянам, эта «брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ( Еф.6:12 ). Но для слабых и несовершенных брань ведется против плоти и крови, ибо они еще подвергаются нападениям плотских пороков и немощей. Мне думается, что именно на это указано в данном отрывке; ибо мы говорим, что пять царей объявили войну гаваонитянам, которые, как мне видится, символизируют несовершенных. На них нападают пять царей. Эти пять царей указывают на пять плотских чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание; и неминуемо через одно из них человек впадает в грех . Эти пять чувств сравниваются с пятью царями, напавшими на гаваонитян, то есть на людей плотских. Сказанное о том, что они убежали в пещеру, возможно, связано с тем, что пещера – место, сокрытое в недрах земли. Потому и сказано, что те чувства, о которых мы упоминали выше, убегают в пещеру, когда, помещенные в тело, они всецело поглощаются земными попечениями и ничего не делают, чтобы работать Богу, а служат лишь своему телу.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

5 Господи! Приклони небеса Твои и сойди; коснись гор, и воздымятся; 6 блесни молниею и рассей их; пусти стрелы Твои и расстрой их; 7 простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных, 8 которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи. 9 Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе, 10 дарующему спасение царям и избавляющему Давида, раба Твоего, от лютого меча. 11 Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи. 12 Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши — как искусно изваянные столпы в чертогах. 13 Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших; 14 да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших. 15 Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. М. В. Ломоносов. ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 143 М. В. Ломоносов ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 143 1 Благословен Господь мой Бог, Мою десницу укрепивый И персты в брани научивый Сотреть врагов взнесенный рог. 2 Заступник и спаситель мой, Покров, и милость, и отрада, Надежда в брани и ограда, Под власть мне дал народ святой. 3 О Боже, что есть человек? Что ты ему себя являешь, И так его ты почитаешь, Которого толь краток век. 4 Он утро, вечер, ночь и день Во тщетных помыслах проводит; И так вся жизнь его проходит, Подобно как пустая тень. 5 Склони, Зиждитель, небеса, Коснись горам, и воздымятся, Да паки на земли явятся Твои ужасны чудеса. 6 И молнией твоей блесни, Рази от стран гремящих стрелы, Рассыпь врагов твоих пределы, Как бурей, плевы разжени. 7 Меня объял чужой народ, В пучине я погряз глубокой; Ты с тверди длань простри высокой, Спаси меня от многих вод. 8 Вещает ложь язык врагов, Десница их сильна враждою, Уста обильны суетою, Скрывают в сердце злобный ков. 9 Но я, о Боже, возглашу Тебе песнь нову повсечасно; Я в десять струн тебе согласно Псалмы и песни приношу, 10 Тебе, Спасителю Царей, Что крепостью меня прославил, От лютого меча избавил, Что враг вознес рукой своей. 11 Избавь меня от хищных рук И от чужих народов власти: Их речь полна тщеты, напасти; Рука их в нас наводит лук. 12 Подобно масличным древам Сынов их лета процветают, Одеждой дщери их блистают, Как златом испещренный храм. 13 Пшеницы полны гумна их, Несчетно овцы их плодятся, На тучных пажитях хранятся Стада в траве волов толстых. 14 Цела обширность крепких стен, Везде столпами укрепленных; Там вопля в стогнах нет стесненных, Не знают скорбных там времен. 15 Счастлива жизнь моих врагов! Но те светлее веселятся, Ни бурь, ни громов не боятся, Которым Вышний сам покров. 1743 А. П. Сумароков. ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 143 А. П. Сумароков  ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 143  1 Благословен творец вселенны, Которым днесь я ополчен! Се руки ныне вознесенны, И дух к победе устремлен: Вся мысль к тебе надежду правит; Твоя рука меня прославит.  2

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

(8) Идут они от силы к силе, явится он пред Б-гом в Цийоне, Г-сподь Б-г Ц-ваот! (9) Слушай молитву мою, внимай, Б-г Йаакова, сэла! (10) Щит наш! Смотри, Б-же, и взгляни на лицо помазанника Твоего! (11) Ибо день во дворах Твоих лучше тысячи. Предпочитаю я стоять у порога дома Б-га моего, чем жить в шатрах беззакония. (12) Ибо солнце и щит – Г-сподь Б-г, милость и славу дает Г-сподь, не лишает блага ходящих в непорочности, Г-сподь Ц-ваот! (13) Счастлив человек, полагающийся на Тебя! 85 (1) Руководителю. Псалом сыновей Кораха. (2) Благоволил Ты, Г-споди, к стране Твоей – возвратил Ты плен Йаакова. (3) Простил Ты грех народа Твоего, скрыл все грехи их. Сэла! (4) Отстранил Ты все негодование Твое, отвратил ярость гнева Твоего. (5) Возвратись к нам, Б-г спасения нашего, и пресеки гнев Твой против нас. (6) Вечно ли будешь Ты гневаться на нас, продлевать гнев Твой из века в век? (7) Ведь Ты снова оживишь нас, и народ Твой радоваться будет Тебе. (8) Яви нам, Г-споди, милость Твою и помощь Твою дай нам. (9) Услышу, что скажет Б-г, Г-сподь, ибо мир обещает Он народу Своему и благочестивым Своим, лишь бы не возвратились они к глупости. (10) Истинно, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в стране нашей. (11) Милость и истина встретились, справедливость и мир соединились. (12) (Когда) правда из земли произрастает, справедливость с небес является, (13) И Г-сподь даст благо, и земля наша даст плод свой. (14) Справедливость пред Ним пойдет, и направит Он (ее) по пути стоп Своих. 86 (1) Молитва Давида. Приклони, Г-споди, ухо Твое, ответь мне, ибо угнетен и беспомощен я. (2) Сохрани душу мою, ибо благочестив я, спаси Ты, Б-г мой, раба Твоего, полагающегося на Тебя! (3) Помилуй меня, Г-споди, ибо к Тебе взываю весь день. (4) Обрадуй душу раба Твоего, ибо к Тебе, Г-споди, возношу душу свою, (5) Ибо Ты, Г-споди, добр, и прощаешь, и многомилостив ко всем призывающим Тебя. (6) Внемли, Г-споди, молитве моей и к голосу молений моих прислушайся! (7) В день бедствия моего призываю Тебя, потому что Ты ответишь мне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

38. (1) Песнь Давида, для (2) Бог! Не в ярости Твоей обличай меня, не в гневе Твоем наказывай меня, (3) ведь стрелы Твои вонзились в меня, рука Твоя опустилась на меня. (4) Нет здорового места на теле моем из-за гнева Твоего, нет мира в костях моих из-за прегрешений моих, (5) ибо грехи мои превысили голову мою, тяжким бременем тяготеют они на мне, (6) смердят, гноятся раны мои из-за безрассудности моей. (7) Я согбен и поник совсем, целый день хожу в потемках. (8) Ибо чресла мои полны воспалениями, нет здорового места на теле моем. (9) Я изнемог и сокрушен чрезмерно, кричу я криком сердца моего. (10) Господь! Все желание мое пред Тобою, мой вздох от Тебя не сокрыт. (11) Сердце мое ходит по кругу, оставила меня сила моя, и свет очей моих – и того нет у меня. (12) Любящие меня и ближние стали поодаль от язвы моей, близкие мои стоят далеко. (13) Желающие души моей ставят западню, желающие мне зла говорят о погибели [моей], каждый день замышляют новые козни. (14) А я, словно глухой, не слышу, словно немой, не открывающий уст своих. (15) Я стал, как человек, который не понимает [их слов], который не имеет в устах своих (16) Ибо на Тебя, о Бог, я уповаю: Ты Господь, Всесильный мой. (17) Ибо я сказал: «Как бы не восторжествовали они надо мною». (18) Ибо я упасть готов, скорбь моя всегда предо мною. (19) Ибо грех мой я сознаю, сокрушаюсь о проступке моем. (20) А враги мои живут и укрепляются, умножаются ненавидящие меня без вины. (21) И воздающие злом за добро затаили злобу на меня за то, что следую я добру. (22) Не оставь меня, Бог, Всесильный мой! Не удаляйся от меня! (23) Поспеши на помощь мне, Господь, спасение мое! 39. (1) Руководителю [музыкантов] для Песнь Давида. (2) Сказал я: «Пути свои я буду охранять, чтобы не грешить языком своим; обуздаю уста мои, доколе злодей предо мною». (3) Я сделался немым, безмолвным, молчал [и] о хорошем, и боль моя прекратилась. (4) Горячо сердце мое во мне, в словах моих горит огонь, [когда] я говорю языком моим. (5) Сообщи мне, Бог, когда настанет конец мой, каково число дней моих, дабы знал я, когда кончина моя. (6) Вот, мерою дал Ты мне дни, и век мой ничто пред Тобою. Подлинно, полная тщета всякий человек живущий – всегда. (7) Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, накапливая [богатство], собирает и не знает, кому достанется оно. (8) И ныне чего ожидать мне, Господь? Надежда моя – на Тебя. (9) От всех преступлений моих избавь меня, не предавай меня на поругание негодяю. (10) Онемел я, уст моих не открываю – ибо Ты [все это] (11) Отврати от меня удар Твой: от руки Твоей поражающей я пропадаю. (12) [Если] страданиями Ты будешь карать человека за грехи, то рассыплется, как от моли, драгоценность его. Ах, как ничтожен всякий человек, вовек! (13) Услышь, о Бог, молитву мою, внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо пришелец я для Тебя, туземец, как все отцы (14) Отведи от меня [удар руки Твоей], чтобы я мог подкрепиться прежде, чем отойду и не будет меня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

у Зигабена и сам Зигабен), а бл. Августин в своём объяснении прямо приводит 1 ст. 2 Пс.(Епагг. II, serm. II, vers 11). Блженъ зыкъ, гдь бгъ же избра въ себ. 12. Блажен народ, у которого Господь есть Бог, – племя, которое Он избрал в наследие Себе. 12 . Пребывающие во век совет Господень, обнимая собою судьбы всего человечества, преимущественно направлен к благо устроению судьбы того народа, который верует в Иегову, как единаго истинного Бога, и которого Сам Бог благоволил избрать Себе как бы в наследственный удел ( въ себ.) и назвать своим народом (ср. Втор.26:17–18 ). Истинно блажен такой народ, хранимый и направляемый к благим целям всемогущею силою Божиею (ср. Втор.33:29 ), и след. при представлении себе всемогущего промысла Божия, сознание своей принадлежности в избранному народу Божию должно служить для верующих новым побуждением в радости о Господе, и к прославлению Его. В прямом буквальном смысле здесь речь о бывшем в ветхом завете избранным Божиим наследием народе еврейском; но в отношении ко временам новозаветным, когда еврейский народ сделался отверженным, под избранным блаженным народом, по изъяснению отцов и учит. церкви, следует разуметь христиан, как «народ по преимуществу избранный из всех народов земных» вместо народа отверженного, «удостоенный множества благодатных даров, и «ожидающий наследия вечных благ» в небесном царствии (св. Василий В. ср. бл. Феодорит и Зигабен). Съ нбс призр Гдь, вид вс сыны 13. С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; готоваг жилища своег призр на вс живщы на земл: 14. с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле: создавый на сердца ихъ, размвай на вс дла ихъ. 15. Он создал сердца всех их и вникает во все дела их. 13–15. По Господь, покровитель и защитник верующих в Него, не только всемогущ, но и всеведущ. Преимущественным жилищем Его мы обыкновенно называем небеса, как высшую часть вселенной и как обиталище ближайших слуг Его, блаженных духов ( Пс.113:24; 102:20–21 ), и представляем себе, что Господь, как царь вселенной, утвердил на небесах престол Свой и царствует оттуда над миром ( Пс.102:19 ; ср. 10:4); но и с высоты небесного престола взирая на мир, Он видит всех людей, где бн они не обитали на земле, и как Создатель самих душ человеческих, читающий в сердцах их самые тайные мысли в намерения (ср. Пс.93:9–11; 138:1–6 ), со всею точностью знает и по достоинству оценивает ( размвай – разумно ведает, как опытный – изрекающий приговор», – Феодорит) все дела их.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

8. Молитва о неотступной Божией помощи «Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене; вонми в помощь мою, Господи спасения моего» ( Пс.37:22–23 ). Когда человек, отстав от грехов, презрев мир и прелесть его, старается Богу угождать, Христу следовать верой и терпением, встречает его ненависть мира, и те самые, которые прежде были друзьями, врагами его делаются, как в том же псалме говорится: «Друзья мои и ближние мои напротив меня приблизились и встали, а ближайшие мои вдали от меня встали; ищущие души моей теснились, ищущие мне зла говорили суетное и весь день помышляли о коварстве» ( Пс.37:12–13 ). Хотя и всегда, но особенно в таком случае должно с воздыханием к Богу сердце возводить, чтобы Он не оставил, и не отступил с помощью Своею. Против врагов и хульников должно быть как глухому и немому, как Псаломник говорит о себе в том же псалме: «Я же как глухой не слышал, и как немой не отверзал уст своих» ( Пс.37:14 ). Тогда Бог, на Которого уповаешь, вместо тебя, возгласит самим делом, как говорит пророк: «Открой Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит. И выведет, как свет правду твою, и судьбу твою, как полдень» ( Пс.36:5–6 ). А притом сам старайся не оставить Господа, и сердцем не отступить от Него, но внимать всегда Его закону, как говорит: «Внимайте, люди Мои, закону Моему» ( Пс.77:1 ). 9. Благодарение Богу от грешника, отставшего от грехов и кающегося «Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое в век: яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшего» ( Пс.85:12–13 ). Сходно с этим: «растерзал еси узы моя. Тебе пожру жертву хвалы»( Пс.115:7–8 ). Человек, живущий в грехах, грехами, как узами духовно связан, и, как пленник, сатаной удерживается, и при вратах адовых душа его находится, хотя он этого, будучи ослеплен, не чувствует. Но благость Божия, ожидающая его на покаяние, не позволяет сатане его душу в ад похитить. А когда от грехов благодатью Божией отстанет и кается, от тех уз освобождается, от сатанинской власти восхищается, и благодатью Христовой делается свободным, как говорит Христос: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин 8:36 ), и от врат смертных восхищается, и приходит к числу спасающихся. Потому ему всегда должно прежнюю свою беду и эту великую милость Божию помнить, и усердно Бога благодарить за то, что от той беды его избавил.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Святой апостол Павел говорит о различии и иерархии служений: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны» (Евр 13:17). «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1 Кор 12:28). «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей (так в древней Церкви назывались епископы и пресвитеры. — sThg) ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их» (1 Фес 5:12–13). Он сам различает паству и пастыря: « Мы соработники у Бога, а вы — Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем» (1 Кор 3:9–10). И прощаясь со священством Церкви в Ефесе, Павел даёт им наставление: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас епископами, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян 20:28). «Господь предал устроение Царства Своего, т. е. Церкви, Апостолам, чтобы учили, крестили, научали блюсти. Апостолы предали сие епископам, епископы же разделяют свое Апостольское служение со священниками. Всех их общее дело — созидать Дом Божий учением, Таинствами, …пасти Церковь. Отсюда всегда в Церкви пастыри и без пастырей нет Церкви, ибо чрез них Царствие Божие передается из века в век… Таким образом, в составе Церкви есть пастыри и есть паства» . Сан священства действительно является высшей формой служения Богу, ведь во власти этого сана устроение вечной жизни христианской. Вот как о сане священства говорит святитель Иоанн Златоуст: «Кто размыслит, как важно то, что человек, еще облеченный плотью и кровью, может присутствовать близ блаженного и бессмертного Естества, тот ясно увидит, какой чести удостоила священников благодать Духа . Ими совершается эти (Евхаристические) священнодействия и другие, не менее важные для совершенства и спасения нашего. Люди, живущие на земле и еще обращающиеся на ней, поставлены распоряжаться небесным, и получили власть, которой не дал Бог ни ангелам, ни архангелам; ибо не им сказано: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф 18:18).

http://predanie.ru/book/221363-molitvosl...

Рубрики Коллекции Филипп де Шампейн. Трапеза у Симона-фарисея», XVII век Женщина с сосудом мира: благодарение Богу 5 мин., 22.04.2019 Поделиться Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа. О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы»  «Герои и антигерои Страстной недели» . О женщине, помазавшей Иисуса драгоценным миром, евангелисты рассказывают по-разному, но суть от этого не меняется. По свидетельству Иоанна, за шесть дней до Пасхи Господь пришел в Вифанию (селение в трех километрах от Иерусалима) и разделил трапезу с хозяевами дома. Судя по всему, это был дом Лазаря, за несколько дней до того воскрешенного Иисусом. Одна из сестер Лазаря, Марфа, ухаживала за гостями, а другая, Мария, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира (Ин 12:3). Миро — очень дорогое благовоние — использовали в особо торжественных случаях. Им помазывали царей и священников. Поэтому можно понять реакцию апостола Иуды, которого возмутил поступок женщины: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? (Ин 12:5). Но Христос вступается за нее, объясняя: «Нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин 12:8). Не может быть чрезмерной щедрость, которую человек проявляет по отношению к Богу. Из рассказов Матфея и Марка выходит, что всë это произошло за два дня до Пасхи, и не у Лазаря, а у Симона прокаженного. Женщина (имени ее евангелисты не называют) возлила миро на голову Спасителя, после чего Христос объяснил недовольным ученикам: так она приготовила Его к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала , — добавил Господь (Мф 26:13).

http://foma.ru/zhenshhina-s-sosudom-mira...

Давид изображает страдания Мессии как бы нераздельно с собственными; но это не значит, что он говорит только о своих страданиях. События собственной жизни Давида лишь несколько облегчали восприятие неизвестной доселе тайны страданий Мессии: будучи славным царем Израиля Давид испытал весьма много страданий и сделался некоторым прообразом Христа. «Будучи пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа по плоти и посадить на престоле его ( 2Цар.7:12 ), он прежде сказал о Христе», так как многое в псалмах Давида неприложимо к самому Давиду (наприм. в Пс.15:10 : «не дашь святому Твоему увидеть тления», или в Пс.109:1 : «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня», см. Деян.2:30–36 , ср. Мф.22:41–45 : или в псалме 21:17, ср. Зах.12:10 , Ин.19:37 : «пронзили руки и ноги мои»; или в Пс.21:19 , ср. Ин.19, 24 : «делят ризы мои между собою и об одежде моей метают жребий»; в Пс.68:22 , ср. Ин.19:28 : «и дали мне в пищу желчь и в жажду мою напоили меня уксусом»...). Но если черты царственного достоинства, по-видимому, первоначально относящиеся к Давиду, дальнейшее свое значение получают относительно Мессии, Которого Давид назвал «Сыном Божиим» и своим «Господом» ( Пс.2 -ой и 109-ой; ер. Евр.1:5, 13 . Замечательно при этом, что в псалме 109-м, где Мессия называется «Господом», к Нему – Мессии – прилагаются те же самые черты, как и в псалме 2-м, содержащем изъяснение данного Давиду обетования – 2Цар.7:12–16 ; следовательно, обетование это Давид относил не только к себе и своим потомкам вообще, но в особенности к Мессии; именно ср. Пс.109:1 : «седи одесную Меня, пока положу врагов Твоих в подножие ног Твоих... в день гнева... поразил царей» и Пс.2:2–3, 5, 9, 10 ; Пс.109:2 : «жезл силы» и Пс.2:2 «жезлом железным»; стих 3-ий 109-го (110) псалма в еврейском тексте неясен, а в греческом тексте он читается: «из чрева прежде денницы Я родил Тебя» и след. пар. Пс.2:7 ); – то и Божественный Страдалец есть никто иной, как Мессия, Которого Давид был только прообразом. – Затем Мессия в 109-м псалме называется «священником во век по чину Мелхиседекову»; этими словами едва-ли может означаться что-либо иное, кроме того, что Мессия должен принести иную высшую жертву, чем «всесожжения и жертвы» из животных – Пс.39:7 , ср. Евр.10:5–13 – жертву единую «на веки», т. е., как открывается из общего смысла псалма 39-го и особенно сходного с ним 21-го, принести в жертву Самого Себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010