– Напоминая народу о своем законе и Завете с ним при Синае, Господь напоминает и о том, как Он Сам был верен этому завету – в любви к народу. – Расшири уста твоя, и исполню я, или – если ты откроешь уста свои и будешь просить пищи или пития, то Я накормлю и напою тебя в сытость. Так и было в пустыне Аравийской: когда народ открывал свои уста – роптал и просил воды или хлеба и мяса, то Господь, верный своему завету, чудодейственно давал ему и воду из скалы, и манну с неба, и перепелов с моря... 12–13. И не послушаша людие Мои гласа Моего, и Израиль не внят ми: и отпустих я по начинанием сердец их, пойдут в начинанииих своих. Не смотря на бесчисленные благодеяния Господа, Израиль не устоял в завете с Ним; в этом и обличает его Господь чрез псалмопевца. – «Но народ Мой, говорит Господь, не послушал голоса Моего, и Израиль не внял Мне», разумеется – когда Господь изрек свой закон на Синае. – Когда же народ отступил от Бога, то и Бог отступил от Него. – «И отпустил Я их по начинаниям сердец их», или – предоставил им действовать – поступать так, как внушало им упорное сердце их. – Пусть ходят они в начинаниях своих», или руководятся своими помыслами, греховными, даже безбожными... Так Израильский народ, предоставленный самому себе, должен был испытать и убедиться в том, как гибельно для него своенравие и своеволие его. 14–15. Аще Быша людие Мои послушали Мене, Израиль аще бы в пути Моя ходил, ни о чесом же убо враги его смирил бых, и на оскорбляющыя их возложил бых руку Мою. Обличая Израиля, Господь и сожалеет его, как свой народ. – «О, если бы народ Мой слушал Меня, и Израиль ходил Моими путями»! – т. е. если бы народ был верен завету с Богом и строго исполнял Его заповеди, коими определяются пути жизни; то – Я, говорит Господь, ни о чесом враги его смирил, или – легко, без труда смирил – покорил бы ему врагов его, гордых и сильных, и – на оскорбляющих его возложил бы руку Мою, т. е. поразил бы врагов народа жестокими ударами, разумеется – так, как поражал Египтян и фараона прежде и как многих других после. 16–17. Врази Господни солгаша ему, и будет время их в век, и напита их от тука пшенична, и от камене меда насыти их. Если бы народ Израильский был верен Богу (ст. 14), то враги Господа солгали бы Ему – не устояли бы против Него, ибо Он легко сокрушил бы их силу (ст. 15). И будет время их в век, точнее – и это время, когда были бы сокрушены враги Бога и народа, было вечно, т. е. для Израильского народа, за твердую преданность его завету с Богом, наступил бы вечный мир (ст. 14–15). «И Я, говорит Господь, питал бы их туком пшеницы, и насыщал бы их медом из скалы». Разумеется, народ жил бы в Ханаанской земле, которая преизобиловала всеми благами жизни; это была «земля, текущая молоком и медом».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

„Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам“ ( Ин.16:12–13 ). От Кого услышит: от Отца или от Сына? Это видно из непосредственно следующих слов, составляющих продолжение той же речи: „Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт, и возвестит вам. Всё, что имеет Отец, есть Моё; потому Я сказал, что от Моего возьмёт, и возвестит вам“ ( Ин.16:14–15 ). – „Отец любит Сына, и всё дал в руки Его“ ( Ин.3:35 ). – „Всё предано Мне Отцом Моим...“ ( Мф.11:27 ). – „Когда же придёт Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне“ ( Ин.15:26 ). „Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас Всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам“ ( Ин.14:26 ). Кто же посылает Духа Святого: Отец или Сын? Прежде Иисус Христос сказал, что Отец, а после, – что Он, Сын, посылает. Но противоречия тут нет: Отец посылает Духа во имя Сына, а Сын посылает Духа от Отца; Отец посылает не в Своё имя, а Сын – не от Себя. Сын посы- —17— лает непосредственно, а Отец не непосредственно, а через посредство Сына. Сын молит Отца послать Духа; Отец сочувствует, Сын посылает. „И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа истины“... ( Ин.14:16 ). Почему Иисус Христос, обещая своим ученикам иного Утешителя, говорит, что будет умолять Отца, чтобы Он, Отец, послал им Духа Святого, а не говорит, что будет умолять Духа Святого, чтобы Он, Дух, пришёл к ним и пребывал с ними во век? Мог ли Дух, вследствие моления к Нему Сына, прийти к ним по Своей воле, без воли Отца? Мог ли Сын послать им Духа Святого, по Своей воле, без воли Отца? Кого должен был молить Сын о сошествии на Его учеников Духа Святого: Отца или Духа? Почему Отца, а не Духа? Власть принадлежит одному Отцу. Он Вседержитель и Верховный распорядитель, от Него зависят все и всё.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иначе, чем как не руководством и влиянием духа злобы, отца лжи, объяснить ту жалкую приверженность к своему заблуждению, то упорное противление святой истине, то крайнее ожесточение против православия и православных, какие мы видим во всех лжехристианах, еретиках, сектантах, раскольниках? Горе человеку, который не оградит себя преданностью православной Христовой Церкви: бог века сего ослепит разум его, дабы не воссияла в нём истина Христова. Будем же, братие, хранить, как драгоценное наследие, всё то, чему учит нас православная Христова Церковь . Не дадим места сомнению в её слове только потому, что иногда видим твердых и сильных противников её. Путь сомнений и колебаний в вере и рождающихся отсюда лжеучений и ересей широк и многоветвист, но конец его всегда бывает гибель для тех, которые следуют по нему. Путь же истины и спасения – один: он состоит в сыновнем повиновении любвеобильной Матери нашей – Православной Христовой Церкви и поставленным от неё пастырям. Аминь. Миссионерский листок V. О вечном существовании рукотворенного святилища на земле, называемого также храмом и церковью//Миссионерское обозрение. 1896. 6. С. 65–72 1) Какому народу в Ветх. Завете даровано Богом рукотворенное святилище? И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения, и устроят они Мне Святилище и буду обитать посреди их. Исх.25:1, 2, 8 . 2) Что означает пребывание святилища среди народа? И поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом. Лев.26:11–12 . Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих в руки твои. Втор.23:14 . 3) На сколько времени Бог определил существование рукотвор. святилища на земле? Избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил. И устроил, как небо, святилище Своё и, как землю, утвердил его на век . Пс.77:68–69 . Избрал Господь Сион, возжелал (его) в жилище Себе. «Это – покой Мой на век ». Пс.131:13–14 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

" Вот, утроба моя, как вино неоткрытое: она готова прорваться, подобно новым мехам " (Чрево же мое яко мехь мста вряща завязанъ) (ст. 19). Здесь показывается, что Елиус, прежде сильно желая говорить, сдерживал себя; терпел и готов был разорваться, так что нужно было большое терпение. Иметь силу удерживать речь составляет в особенности дело мудрости. ГЛАВА 35. " От множества притеснителей стонут притесняемые, и от руки сильных вопиют. Но никто не говорит: где Бог, Творец мой, Который дает песни в ночи " (Отъ множества okлebemaeмiu воззовутъ, boзoniюmъ отъ мышцы многихъ. И не рече: где есть Богъ сотворивый мя, устрояяй стражбы нощныя?) (ст. 9-10). Златоуста и Оригена. Не видишь ли, что все, как в войске, установлено, каждый предмет с наибольшею точностью остается в надлежащем порядке, ничто из всего находящегося в мире не переступает своего предела и не попадает на чуждые места? Так, когда люди спят, никто не строит козней; когда звери выходят, тогда они спят. Смотри же: хвалы Богу и гимны выражает Елиус, когда говорит: " Который дает песни в ночи " (устрояяй стражбы нощныя). Хочешь знать, как Бог " дает песни в ночи " ? Весь этот век есть ночь, есть тьма; свет соблюдается для тебя; ныне видишь " как бы сквозь тусклое стекло " (зерцаломъ) (1 Кор. 13:12), а свет увидишь некогда. Итак, ночь этот век, и нужны поставленные на эту ночь " стражбы " , чтобы назначенные на время ночей стражи охраняли находящихся в ночи от разбойников, зверей и врагов. Кто эти стражи? Ополчающиеся ангелы (Пс. 33:8). " Хотя ты сказал, что ты не видишь Его, но суд пред Ним, и - жди его " (Судися же предъ нимъ, аще можеши похвалити его, якоже есть и ныне) Ю.: " Судись же пред Ним, если можешь похвалить Его, как и теперь " (ст. 14). Oлuмnioдopa и Златоуста. " Помысли, - говорит, - о величии Бога, если разум может вместить Его славу (фпн хмнпн). Что же ты хочешь судиться со столь великим, когда не можешь по достоинству прославить Его, и при том, когда Он наказывает тебя? Если бы Он сел, - говорит, - на судилище и положил законы, ты не восхвалил бы Его, не прославил бы Его по достоинству при том, что произошло ныне с тобою, когда ты думаешь, что терпишь обиду и наказание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1103...

У Ездры читаем: «Он (Помазанник) по милосердию избавит остаток народа своего – тех, которые сохранились в пределах Моих и обрадует их, доколе не придет конец – день суда» 140 . ( 3Езд.12:34 ). А в 3Езд.7 указывается, как долго продлится это «обрадование их»: «откроется Сын мой Иисус с теми, которые с Ним, и оставшиеся будут наслаждаться четыреста лет. А после этих лет умрет Сын Мой Христос» ( 3Езд.7:28–29 ) 141 . Продолжительность Мессианского царства определяется, по Ездре, как видим, в 400 лет. Это очевидно не без отношения ко времени пребывания евреев в Египте (ср. Быт.15:13 и Пс.89:15 ). (А по другому счислению Мессианское царство должно продолжаться 100 лет – Откр.20:6 ). Когда кончатся годы Мессианского блаженства, произойдёт новое, но уже, по-видимому, универсальное обновление мира, а за ним последует всеобщее воскресение, суд и вечная жизнь. Сказавши о смерти Мессии, по истечении 400 лет, Ездра продолжает: «И обратится век в древнее молчание на семь дней... После же семи дней восстанет век усыпленный, и умрет поврежденный. И отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые молчаливо в нем обитают, а хранилища отдадут вверенные им души. Тогда явится Всевышний на престол суда, и пройдут беды, и окончится долготерпение. Суд будет один, истина утвердится, вера укрепится. Затем последует дело, откроется воздаяние, восстанет правда, перестанет господствовать неправда» ( 3Езд.7:30–35 ) 142 . В книге Еноха читаем: «в тот день... Я преобразую небо и приготовлю Его для вечного благословения и света. И Я изменю землю, и приготовлю ее для благословения, и поселю на ней Моих избранных; грех же и преступление исчезнут на ней, – они не появятся» (Енох.45:4–5) 143 . Идея о всеобщем воскресении, по-видимому, была очень распространена в века апокалиптиков и нашла себе весьма определённое и твердое выражение в их писаниях. Кроме уже приведенных указаний на всеобщее воскресение у Ездры ( 3Езд.7:32 ), мы можем сослаться на книгу Еноха, в которой читаем: «И в те дни земля возвратит вверенное ей и царство мертвых возвратит вверенное ему, что оно получило, и преисподняя отдаст назад то, что обязана отдать» (Енох.51:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

37-41; ср.: Мф 13. 24-30). Снова призывая Бога к милосердию, Ездра продолжает это сравнение и говорит, что для гибели семени могут быть естественные внешние причины, напр. недостаток и избыток воды; по-видимому, он имеет в виду повреждение природы человека после грехопадения Адама, из-за к-рого он не может уже жить согласно заповедям Божиим (3 Езд 8. 42-45; ср.: 3 Езд 4. 30). Бог одобряет смирение Ездры и советует думать о себе, обещая ему рай, древо жизни и «сокровище бессмертия» (3 Езд 8. 48-54); он не должен более «испытывать о множестве погибающих», т. к. они заслужили свою погибель: «...они, получив свободу, презрели Всевышнего... праведных Его попрали... говорили в сердце своем: «нет Бога»». Лишь немногие знают о том, что «ныне приближается» грядущий праведный суд Божий, когда грешники будут осуждены. Ездра получает свидетельство о том, что люди несут ответственность за свои поступки: «Бог не хотел погубить человека, но сами сотворенные обесславили имя Того, Кто сотворил их» (3 Езд 8. 55-61). Услышав о множестве знамений, к-рые Бог сотворит «при кончине», Ездра вопрошает его о времени этих событий. Бог не дает прямого ответа, однако призывает измерять «время в себе самом», так что по тому, «что прошла некоторая часть знамений, прежде указанных», можно будет сделать вывод, «что это и есть то время, в которое начнет Всевышний посещать век, Им созданный» (3 Езд 8. 63 - 9. 2). «Времена Всевышнего», как и обычные события, имеют начало и конец; начало их отмечено «чудесами и силами» (initia manifesta in prodigiis et virtutibus), а конец - «действиями и знамениями» (consummatio in actu et in signis - 3 Езд 9. 6). Бог говорит о реальности мучений грешников, к-рые «возгнушались законом... не уразумели его, но презрели... когда еще отверсто было им место для покаяния»; такие люди «познают Меня по смерти в мучении» (oportet post mortem in cruciamento cognoscere - 3 Езд 9. 11-12). Вместе с тем для Ездры размышления о том, как «нечестивые будут мучиться», неполезны, ему следует, наоборот, узнать, «как спасутся праведные, которым принадлежит век» (3 Езд 9.

http://pravenc.ru/text/189579.html

21 Многократно являл величие Твоё и снова утешал меня, и от бездн земли снова возвел меня! 22 Поэтому я буду прославлять Тебя (среди народов, Господи), на орудиях псаломских истину Твою, Боже, воспою Тебе на гуслях, Святой Израилев. 23 Возрадуются уста мои, когда буду воспевать Тебя, и душа моя, которую Ты избавил. 24 А также и язык мой весь день будет возвещать о правде Твоей, когда постыдятся и посрамятся ищущие мне зла. Псалом 71 О Соломоне. 1 Боже, даруй суд Твой царю и правду Твою сыну царя, 2 чтобы судить народ Твой по правде и бедных Твоих по суду. 3 Да восприимут горы мир народу и холмы – правду. 4 Он будет судить бедных из народа и спасет сынов убогих и смирит клеветника. 5 И пребудет с солнцем и прежде луны – в роды родов. 6 Сойдет, как дождь на руно и как капля, падающая на землю. 7 Возсияет во дни Его правда и обильный мир, пока не отнимется луна. 8 И будет Он обладать от моря до моря и от реки до краев вселенной. 9 Пред Ним припадут Эфиопляне и враги Его будут лизать прах. 10 Цари Фарсийские и острова дары принесут, цари Аравийские и Сава дары приведут. 11 И поклонятся Ему все цари земли, все народы послужат Ему. 12 Ибо Он избавил бедного от сильного, и убогого, у которого не было помощника. 13 Пощадит бедного и убогого и души убогих спасет. 14 От лихвы и неправды спасет души их и честно имя их у них. 15 И будет жить, и будут давать Ему золото из Аравии и помолятся о Нем непрестанно, всякий день будут благословлять Его. 16 И будет Он утверждением на земле, на верху гор, поднимется выше Ливана плод Его и процветут из города, как трава на земле. 17 Будет имя Его (благословенно) во веки, прежде солнца пребывает имя Его, и благословятся в Нем все племена земные, все народы ублажат Его. 18 Благословен Господь, Бог Израилев, один творящий чудеса! 19 И благословенно имя славы Его во век и в век века. И наполнится славою Его вся земля. Да будет. Да будет. Окончились песни Давида, сына Иессеева. Псалом 72 Псалом Асафа. 1 Сколь благ Бог Израилев к правым сердцем! 2 А у меня едва не пошатнулись ноги, едва не разъехались стопы мои.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

48 Вспомни: какова моя жизнь? Ужели напрасно Ты создал всех сынов человеческих? 49 Какой человек поживет и не увидит смерти, избавит душу свою от власти ада? 50 Где милости Твои древние, Господи, которыми Ты клялся Давиду в истине Твоей? 51 Вспомни, Господи, поношение рабов Твоих, которое я переносил в недре моем, от многих народов, 52 которым поносили враги Твои, Господи, которым поносили перемену с помазанником Твоим! 53 Благословен Господь во век. Да будет, да будет. Псалом 89 1 Молитва Моисея, человека Божия. 2 Господи! Ты был нам прибежищем в род и род. 3 Прежде, нежели появились горы и созданы были земля и вселенная, от века и до века Ты существуешь. 4 Не возврати человека в унижение, Ты сказал: " Возвратитесь, сыны человеческие! " 5 Ибо тысяча лет пред очами Твоими, Господи, как день вчерашний, который прошел, и стража ночная. 6 Ничтожны их года будут: как утренняя трава пропадает, поутру зацветет и отцветет, а к вечеру опадет, станет жесткой и засохнет. 7 Ибо мы исчезли во гневе Твоем и яростью Твоею потрясены. 8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и век наш пред светом лица Твоего. 9 Ибо все дни наши прошли и мы исчезли во гневе Твоем. 10 Годы наши как бы паутиной уловляются; дни лет наших: семьдесят лет, а если в силах – восемьдесят лет, и то большая часть их – труд и болезнь, ибо постигло нас унижение, и мы будем научены. 11 Кто знает силу гнева Твоего и от страха пред Тобою сочтет ярость Твою? 12 Так яви мне десницу Твою и сковавших сердце мудростью. 13 Обратись, Господи! Доколе? И умилостивись над рабами Твоими. 14 Мы насытились с утра милостью Твоею, Господи, и возрадовались и возвеселились, 15 во все дни наши возвеселились, за дни, в которые Ты смирял нас, за годы, в которые мы видели зло. 16 И призри на рабов Твоих, и на создания Твои, и наставь сынов их. 17 И да будет свет Господа, Бога нашего, на нас, и дела рук наших исправь у нас, и дело рук наших исправь. Псалом 90 Псалом. В гимнах. Давида. 1 Живущий помощью Вышнего под кровом Бога небесного водворится,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

14 в гневе кончины, и не пребудут. И узнают, что Бог владычествует Иаковом и концами земли. 15 К вечеру они возвратятся, и голодные, как пес, будут ходить вокруг города. 16 Они сами разбегутся, чтобы насытиться, а если не насытятся, то будут роптать. 17 Я же воспою силу Твою и скоро возрадуюсь о милости Твоей, ибо Ты был защитником моим и прибежищем моим в день скорби моей. 18 Ты – мой помощник, я Тебе воспою, ибо Ты – Бог, мой заступник, Бог мой, милость моя! Псалом 59 1 В конец. Об имеющих измениться. В столпописание. Давида. Вразумления. 2 Когда он сжег Средоречие Сирийское и Сирию Совальскую, и возвратился Иоав и поразил Едома в Соляной долине, двенадцать тысяч. 3 Боже! Ты отринул нас и низложил нас, разгневался и ущедрил нас. 4 Ты потряс землю и расторг её, исправь проломы её, ибо она поколебалась. 5 Ты показал народу Своему суровое, напоил нас вином скорби. 6 Дал боящимся Тебя знамение, чтобы убежали от лука, 7 чтобы избавились возлюбленные Твои. Спаси десницею Твоею и услышь меня! 8 Бог изрек во святилище Своем: " Возрадуюсь, и разделю Сихем, и долину жилищ размерю: 9 Мой – Галаад и Мой – Манассия, и Ефрем – крепость главы Моей, Иуда – царь Мой, 10 Моав – котел надежды Моей, на Идумею протяну сандалий Мой: Мне иноплеменники покорились " . 11 Кто введет меня в укрепленный город? Или кто доведет меня до Идумеи? 12 Не Ты ли, Боже, отринувший нас? И не исходишь, Боже, с нашими силами. 13 Дай нам помощь в скорби, ибо суетно спасение человеческое. 14 В Боге сотворим силу, и Он унизит угнетающих нас. Псалом 60 1 В конец. В гимнах. Давида. Псалом. 2 Услышь, Боже, моление моё, вонми молитве моей. 3 От концов земли к Тебе воззвал я в унынии сердца моего: на скалу Ты вознес меня, путеводил меня. 4 Ибо Ты был надеждой моей, крепкой столпом от врага. 5 Поселюсь на век в жилище Твоем, укроюсь под кровом крыльев Твоих. 6 Ибо Ты, Боже, услышал молитвы мои, дал наследие боящимся имени Твоего. 7 Приложи дни ко дням царя, годы его до дня рода и рода. 8 Пребудет он во век пред Богом. Милость и истину Его кто постигнет?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

12 Ты отдал нас, как овец, на съедение и между племенами разсеял нас. 13 Отдал народ Свой даром и не было множества при восклицаниях их. 14 Ты отдал нас в поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас. 15 Сделал нас притчей у племен, киванием головы среди народов. 16 Во весь день посрамление моё – предо мною, и стыд лица моего покрыл меня, 17 от голоса обидчика и клеветника, от лица врага и гонителя. 18 Все это постигло нас, но мы не забыли Тебя и не солгали в завете Твоем, 19 и не отступило вспять сердце наше, хотя Ты уклонил стези наши от пути Твоего: 20 ибо смирил нас на месте злострадания, и покрыла нас тень смертная. 21 Если бы мы забыли имя Бога нашего, и если бы простерли руки наши к богу чужому, 22 то не взыщет ли этого Бог? Ибо Он знает тайны сердца. 23 Но ради Тебя нас умерщвляют каждый день, считают за овец заклания. 24 Возстань, почему спишь, Господи? Возстань и не отринь до конца. 25 Почему Ты отвращаешь лицо Твоё? Забываешь нищету нашу и скорбь нашу? 26 Ибо душа наша унижена до праха, утроба наша прилипла к земле. 27 Возстань, Господи! Помоги нам и избавь нас ради имени Твоего!    Псалом 44 1 В конец. Об имеющих измениться. Сынам Кореевым. Вразумления. Песнь о Возлюбленном. 2 Излило сердце моё слово благое: изрекаю о делах моих царю: язык мой – трость книжника скорописца. 3 Прекраснейший из сынов человеческих! Излилась благодать из уст твоих, поэтому благословил тебя Бог во век. 4 Препояшься мечем твоим по бедру твоему, сильный, 5 красотою твоею и добротою твоею, и напрягись, и поспеши, и царствуй, ради истины и кротости и правды, и поведет тебя чудесно десница твоя. 6 Стрелы твои изощрены, сильный, народы пред тобою падут, – они в сердце врагов царя. 7 Престол твой [Боже] – во век века. Жезл правоты – жезл царства твоего. 8 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, поэтому помазал тебя Бог, Бог Твой, елеем радости более общников твоих. 9 Смирна и алой и кассия – от одежд твоих, из чертогов слоновой кости возвеселяют тебя. 10 Дочери царей – в почете у тебя, предстала царица одесную тебя, в одежде расшитой золотом, разукрашенная.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010