Является ли грехом хвастовство? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Слово хвастовство происходит от древне-славянского «хвастати» – лгать, прибавлять в разговоре лишнее. Следовательно, хвастающийся человек согрешает ложью и тщеславием. Что такое лукавство? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Лукавый (от слав. лука – изгиб) – одно из наименований диавола. Неоднократно упомянут в Новом Завете: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» ( Мф.6:12–13 ); «Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» ( 1Ин. 2:14 ). Этим словом в славянской и русской Библии переведено греческое poneros (плохой, дурной, скверный). Существующие наименования врага рода человеческого передают различные его свойства. Сатана (евр. satan; впервые: Иов.1:6 ) означает противник. Диавол (греч. – diabolos) переводится как клеветник. Русское слово лукавый указывает на нравственную искривленность, лживость, неискренность демона. Лукавство – хитрость, коварство. Прилагательное от этого слова имеет соответствующее значение. Св. апостол Павел применяет это слово для характеристики эпохи: Господь Иисус Христос «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века» ( Гал.1:4–5 ). Лукавый веквек падшего человека, век эгоизма и страстей. Словом лукавый пользовались святые отцы: «Лукавый князь – царство тьмы, вначале пленив человека, так обложил и облек душу властью тьмы, как облекают человека, чтобы соделать его царем и дать ему все царские одеяния, и чтобы от головы до ногтей носил он на себе все царское. Так лукавый князь облек грехом душу, все существо ее, и всю осквернил, всю пленил в царство свое, не оставил в ней свободным от своей власти ни одного члена ее, ни помыслов, ни ума, ни тела, но облек ее в порфиру тьмы» (Преп. Макарий Великий . Духовные беседы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

13. Темже аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего. «И потому, если пища соблазняет брата моего, не стану есть мяса во век, чтобы не соблазнить брата моего». Апостол показывает, как велика обязанность заботиться о том, чтобы не соблазнять немощного ближнего. Внушаемая св. Павлом осторожность, чтобы не злоупотреблять свободою, не требовала такого воздержания, чтобы на всю жизнь отказаться от употребления мясной пищи. Но он говорит, что, если бы для устранения соблазна нужно было решиться совсем не есть мяса, то и это надобно сделать, или, надобно решиться никогда не есть мяса. Апостол это правило изображает на самом себе, показывая, что и он, будучи избранным сосудом благодати и Апостолом языков, не свободен от этого долга. «Если», говорит, «пища соблазняет», или вводит в грех «брата моего», за которого Христос умер, «не стану есть мяса во век», или никогда, «чтобы не соблазнить брата», чтобы не ввесть его в грех, и чрез то не подвергнуть его опасности потерять спасение. Глав. 9, 1. Несмь ли Апостол? несмь ли свободь? не Иисуса Христа ли Господа нашего видех? Не дело ли мое вы есте о Господе? 2. Аще иным и несмь Апостол, но обаче вам есмь: печать бо моего апостольства вы есте о Господе. Апостол, сказав: «не стану есть мяса во век», в подтверждение слов своих, доказывает свое апостольское достоинство, и далее показывает, как он, будучи истинным Апостолом, отказывался от своих апостольских прав, «чтобы», как говорит он, «не поставить какой преграды благовествованию Христову» ( 1Кор.9:12 ). «Не Апостол ли я? не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа Господа нашего? не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас Апостол, ибо печать моего Апостольства вы в Господе». «Не Апостол ли я? не свободен ли я?» Были между коринфскими христианами лжеучители, которые не хотели Павла почитать Апостолом; потому Павел какбы мимоходом доказывает свое Апостольство. Так как Павел во многих случаях отказывался от прав своих: например, трудами рук своих приобретал необходимое для содержания себя и своих сотрудников ( Деян.20:34 ): то враги Павла хотели доказать, что он, не будучи истинным Апостолом, не осмеливался пользоваться апостольскими правами, чтобы получать необходимое для своего содержания от учеников своих, или не был свободен.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Подобно апокалипсису Варуха, 3 книга Ездры 419 отличается сравнительно целостью и единством содержания. Главным предметом содержания ее служит Израильский народ, несущий бедствия, и языческие народы, благоденствующие и господствующие над избранным народом (3:27–36; 4:23; 5:27–28). Разрешение этого противоречия заключается в том, что Израиль несет наказание за грехи, которые вошли в мир еще с преступлением Адама (4:30; 7:11–12, 46–48). Когда зло будет искоренено (cp. 4:28–29), тогда настанет время избавления, придет „крепкий муж с воинством небесным“ (13:3), „Помазанник“ (12:32), или Христос (7:29), „Сын Божий“ (13:32, 37, 52). Этот муж крепкий победит всех врагов не копьем, никаким воинским оружием (Ср. 13:3), а истребит их без труда законом, который подобен огню“ (13:38). „Сын мой обличит нечестия, изобретенные этими народами, которые своими злыми помышлениями приблизили бурю и мучения“ (- ст. 37). Тогда начнется время благоденствия Сиона, и верные Израильтяне, страдавшие за древний грех , когда другие, худшие их народы, жили спокойно, теперь за все получат сторицею: они будут наслаждаться с Мессией 400 лет (7:28), в каковое время „процветет вера, побеждено будет растление, явится истина, которая столько времени оставалась без плода“ (6:28). По истечении 400 лет наступить конец „века сего“ (Ср. 4:2, 24; 6:25; 7и др.): „умрет Сын Мой и все люди, имеющие дыхание“ (7:29). Но „настоящий век не есть конец“. За ним следуем век будущий, который начинается всеобщим воскресением и судом (7:32, 7:43). В этом веке „прекратится невоздержание, пресечется неверие, а возрастет правда, воссияет истина“ (7:44). В апокалипсисе Варуха и 3-й книге Ездры обращает на себя вниманье учение о грехе. Варух пишет: Адам „принес смерть и сократил (abscidit) годы тех, которые от него произошли“ (Сар. 17). „Когда согрешил Адам, смерть была определена (и) тем которые родятся“... (23). „О что ты сделал Адам для всех, которые от тебя произошли!“ (48). Но есть у Варуха мысли, по-видимому, исключающие наследственность Адамова греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 3, 2008 год «Ныне спасение к нам ближе». Апостольское чтение в неделю сыропустную Братия, так вам должно поступать, ибо вы знаете, что срок пришел: настал уже час восстать вам от сна, ибо ныне спасение к нам ближе, чем когда мы пришли к вере. 12 Ночь на исходе, и близок День. Отбросим же дела тьмы и облачимся в доспехи света. 13 Будем жить благопристойно, как подобает днем: без гулянок и попоек, без блуда и разврата, без ссор и зависти. 14 Но облачитесь в Господа Иисуса Христа, и заботу о плоти не превращайте в похоти. 1 Слабого же верой принимайте без споров о его сомнениях. 2 Одному вера позволяет есть все, а другой, слабый, ест только овощи. 3 Кто ест все, не презирай того, кто не ест, а кто не ест, не осуждай того, кто ест, ибо его принял Бог. 4 Кто ты таков, чтобы осуждать чужого слугу? Лишь его господина касается, стоит тот или падает. Но он будет стоять, ибо Господь в силах поддержать его! Рим. 13, 11-14, 4 Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева) КОНЕЦ И НАЧАЛО «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим. 12, 2). Так апостол Павел начинает ряд нравственных наставлений Послания к Римлянам. Они напоминают нам о Нагорной проповеди Иисуса Христа. Обновить ум означает принять новую и единственную заповедь - заповедь любви как исполнения всего ветхого закона. Но почему необходимо обновление нравственного сознания человека? Потому, что с приходом на землю Спасителя, с Его Воскресением «век сей» не просто явил свою несостоятельность (это было очевидно всем и всегда), но обнаружил свою «ветхость», ибо ему на смену пришел Новый век, Бог заключил с людьми Новый Завет. Это открылось последователям Христа. Они знают: уже пришел определенный в предвечном совете Божием срок, срок конца царству властям «века сего» и срок начала Царствия Божия. Это и есть Евангелие, Благая Весть.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/3/41...

10. И еще мало, и не будет грешника: и взыщеши место его, и – не обрящеши. 10. И еще мало, и не будет грешника; и будешь искать место его, и – не найдешь. 11. Кротцыи, же наследят землю, и насладятся о множестве мира. 11. Те же, кто кротки, наследуют землю, и насладятся преизбытком мира. 12. Назирает грешный праведного, и поскрежещет нань зубы своими. 12. Выслеживает грешный праведного, и скрежещет на него зубами своими: 13. ГОСПОДЬ же посмеется ему, зане прозирает, яко приидет день его. 13. Господь же посмеется ему, ибо прозирает (провидит), что придет день его. 14. Меч извлекоша грешницы, напрягоша лук свой низложити убога и нища, заклати – правыя сердцем. 14. Меч извлекли грешники, натянули лук свой, (чтобы) низложить убогого и нищего, заколоть правых сердцем. 15. Меч их да внидет в сердца их, и луцы их – да сокрушатся! 15. Меч их да войдет в сердца (самих) их, и луки их – да сокрушатся! III. 16. – Лучше малое праведнику, – паче богатства грешных многа. 16. Лучше малое праведнику, – (оно) более богатства многого грешных. 17. Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает-же праведныя – ГОСПОДЬ! 17. Потому что мышцы грешных сокрушатся, подкрепляет же праведных – Господь! 18. Весть ГОСПОДЬ пути непорочных, и достояние их – в век будет: 18. Ведает Господь пути непорочных, и достояние их пребудет во век: 19. Не постыдятся во время лютое, и во днех глада насытятся, яко грешницы погибнут. 19. Не постыдятся (они) во время лютое, и во дни голода насытятся, тогда как грешники погибнут. 20. Врази-же ГОСПОДНИ, купно прославитися им и вознестися, исчезающе, яко дым, исчезоша! 26 20. Враги же Господни, (как бы ни) прославиться им всем вместе, и превознестись, исчезая, как дым, – исчезли! 21. Заемлет грешник и не возвратит, – праведный же щедрит и дает. 21. Взаймы берет грешник, и не возвращает, – праведник же милосердует и дает. 22. Яко благословящии его наследят землю, кленущии же его потребятся. 22. И благословящие его наследуют землю, проклинающее же его – истребятся. 23. От ГОСПОДА стопы человеку исправляются, и пути его – восхощет зело.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

3. Рука Твоя истребила (языческие) народы, (а) их (отцов) Ты насадил. Навел Ты бедствия на людей и изгнал их (в греч.: выбросил или изъял их, то есть, видимо, отцов). 4. Не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их: но десница Твоя и мышца Твоя, и – просвещение лица Твоего, яко благоволил-еси в Них! 4. Ибо не мечом своим унаследовали они (отцы) землю, и мышца их не спасала их, – но (спасала их) десница Твоя и мышца Твоя, и осияние (свет, исходящий от) лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним! 5. Ты еси Сам Царе мой и БОГ мой, заповедаяй спасения Иаковля! 5. Ты еси Сам Царе мой и Бог мой, заповедующий (завещающий) спасение Иакову! 6. О Тебе враги наша избодем роги, и о имени Твоем уничижим востающыя на ны. 6. О Тебе врагов наших мы (как) рогами поразим, и о имени Твоем уничижим восстающих на нас. 7. Не на лук бо мой уповаю, и меч мой не спасет мене: 7. Ибо не на лук мой я уповаю, и меч мой не спасет меня: 8. Спасл-бо-еси нас от стужающих нам, ненавидящих нас посрамил-еси. 8. Ибо Ты спас нас от гонителей наших (и) ненавидящих нас Ты посрамил. 9. О Бозе похвалимся весь день, и о имени Твоем исповемыся – во век! 9. О Боге будем хвалиться весь день, и о имени Твоем будем возносить исповедание во век! II. 10. – Ныне же отринул еси, и посрамил-еси нас, и не изыдеши, БОЖЕ, в силах наших. 10. Ныне же Ты отринул и посрамил нас, и не выходишь (с нами), Боже, в (бранных) силах наших. 11. Возвратил-еси нас вспять при вразех наших, и ненавидящии нас – расхищаху себе. 11. Обратил Ты нас вспять пред врагами нашими и ненавидящие нас расхищали (нас в добычу) себе. 12. Дал-еси нас, яко овцы снеди, и во языцех разсеял-ны-еси. 12. Отдал Ты нас, как овец на съедение, и между язычниками рассеял нас. 13. Отдал-еси люди Твоя без цены, и не бе множество в восклицаниях наших. 13. Предал людей Твоих за ничто (за бесценок), и не было множества в народных кликах наших. 14. Положил-еси нас поношение соседом нашим, подражнение и поругание – сущим окрест нас! 14. Положил Ты нас в поношение соседям нашим, в посмеяние и поругание окружающим нас!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

7. Яко даси ему благословение во век века, возвеселиши его радостию – с лицем Твоим. 7. Ибо дашь Ты ему благословение во век века, возвеселишь его радостно (пребывание) с лицем Твоим. 8. Яко царь уповает на ГОСПОДА, и милостию Вышняго – не подвижится! 8. Потому что царь уповает на Господа, и по милости Вышнего – не поколеблется. II. 9. Да обрящется рука твоя – всем врагом твоим, десница твоя – да обрящет вся ненавидящия тебе! 9. Да явится (восчувствуется) рука твоя над всеми врагами твоими: десница твоя да отыщет всех ненавидящих тебя! 10. Яко положиши их, яко пещь огненную, – во время лица твоего: ГОСПОДЬ гневом Своим смятет я, и – снесть их огнь! 10. Ибо положишь ты их, как в печь огненную, когда будут они пред лицем твоим: Господь Своим гневом приведет их в содрогание, и пожрет их огонь. 11. Плод их от земли погубиши, и семя их – от сынов человеческих. 11. Плод их Ты истребишь с земли, и семя их – из (среды) сынов человеческих. 12. Яко уклониша на тя злая, помыслиша советы, ихже не возмогут составити. 12. Ибо направили они против тебя злое, составили замыслы, которых не смогут осуществить они. 13. Яко положиши я хребет, во избытцех твоих уготовиши (поразиши?) лице их. 13. Ибо ты опрокинешь их навзничь, а из того, что останется у тебя, поразишь их в лице. 14. Вознесися, ГОСПОДИ, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя! 14. Вознесись, Господи, в силе Твоей, воспоем и псалмами прославим силы Твои. 2-я слава III кафизмы. Примечания к Псалму ХХ-му Ст. 4. Таким образом, слова: „предварил-еси его означают, по арх. Иринею, что „Бог так был милостив к Давиду (а тем более – к Благословенному Потомку его), что и без прошения желаний его предупреждал, и всякого рода благая сверх всякой потребы подавал. – Под именем „благословения благостыннаго разумей изобилие и щедрое даяние тех же благ. – А что пророк полагает венец на последнем месте, так, как бы он в течение долгого времени лежал празден, сим обозначается, что он долженствовал возложен быть на главу Христа (а значит, по многим векам после Давида).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

10 Глаза мои изнемогли от страдания: взывал я к Тебе, Господи, весь день, воздевал к Тебе руки мои. 11 Ужели для мертвых творишь чудеса? Или врачи воскресят, и они будут исповедовать Тебя? 12 Ужели кто в гробу будет возвещать о милости Твоей и о истине Твоей в погибели? 13 Разве во мраке узнаны будут чудеса Твои и правда Твоя в земле забытой? 14 Но я к Тебе, Господи, воззвал и утром молитва моя предварит Тебя. 15 Для чего, Господи, отвергаешь душу мою, отвращаешь лицо Твоё от меня? 16 Я нищ и в трудах с юности моей: поднявшись, смирился и изнемог. 17 Надо мною пронесся гнев Твой, устрашения Твои потрясли меня: 18 окружили меня, как вода, во весь день, объяли меня все вместе. 19 Ты удалил от меня друга и ближнего, и знакомых моих из-за страдания. Псалом 88 1 Вразумления. Ефама Израильтянина. 2 Милости Твои, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою устами моими. 3 Ибо Ты сказал: " Навек основана будет милость " ; на небесах утверждена истина Твоя. 4 " Я поставил завет избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: 5 на век уготовлю семя твоё и устрою в род и род престол твой " . 6 Поведают небеса чудеса Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых. 7 Ибо кто в облаках сравнится с Господом, уподобится Господу между сынами Божиими? 8 Бог, прославляемый в совете святых, велик и страшен для всех, окружающих Его. 9 Господи, Боже сил! Кто подобен Тебе? Силен Ты, Господи, и истина Твоя окружает Тебя. 10 Ты владычествуешь над силою моря, возмущение волн его Ты укрощаешь. 11 Ты смирил, как раненного, гордого, сильною мышцею Твоею разсеял врагов Твоих. 12 Твои – небеса и Твоя – земля, вселенную и что наполняет её Ты основал. 13 Север и море Ты создал; Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются. 14 Твоя мышца сильна, да будет крепка рука Твоя и высока десница Твоя! 15 Правда и суд – основание престола Твоего: милость и истина идут пред лицом Твоим. 16 Блажен народ, знающий восклицание: " Господи! " Во свете лица Твоего они пойдут, 17 и о имени Твоем возрадуются весь день и правдою Твоею вознесутся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Аврааму, Исааку и Иакову, не согрешившим пред Тобой, Но установил покаяние мне, грешнику, 9 ибо грехов моих больше, чем песка в море. Много беззаконий моих, Господи, много [беззаконий моих], И я недостоин поднять глаза и посмотреть на высоту небесную из-за множества беззаконий моих.  10 Скручен я многими железными оковами, так что не могу поднять головы и помолиться о грехах моих; И нет мне покоя, ибо я прогневал Тебя, сделал то, что зло в очах Твоих: [Не исполнял воли Твоей, не хранил повелений Твоих,] Поставил мерзости и умножил соблазны. 11 И ныне склоняю колени сердца [моего], умоляя Тебя о благости: 12 Согрешил я, Господи, согрешил, и беззакония мои я знаю. 13 Но прошу и умоляю Тебя: прости меня, Господи, прости меня, Не погуби меня с беззакониями моими, да не будет вечным гнев Твой на злодеяния мои, не осуждай меня в преисподнюю! Ты, Господи, Бог кающихся, 14 яви же на мне [всю] благость Твою; Хоть и недостоин я, спаси меня по великой милости Твоей; И я буду славить Тебя [всегда], во все дни жизни моей! Ибо славят Тебя все силы небесные, и Твоя слава во веки [веков]. Аминь. Песнь 13 ( Лк.2:2932 ) Молитва Симеона. 29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, 30 Ибо увидели очи мои спасение Твое, 31 которое Ты совершил перед всеми народами, 32 Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля!  Песнь 14 (Odes 14 LXX) Утренняя песнь. Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей благоволение! Хвалим Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, славословим Тебя, благодарим Тебя за великую славу Твою, Господь и Царь, Небесный Боже, Отче Вседержитель, Господь Единородный Сын и Дух Святой! Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отца, взявший грехи мира, помилуй нас; взявший грехи мира, прими молитву нашу; сидящий одесную Отца, помилуй нас! Ибо один лишь Ты свят, один лишь Ты Господь – Иисус, Христос к славе Бога Отца. Аминь. Каждый день буду славить Тебя и восхвалять имя Твоё во век и в век века! Дай нам, Господи, и этот день прожить без греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

1.1. На Тя, ГОСПОДИ, уповах, – да не постыжуся в век. 1. На Тебя, Господи, уповаю (и уповал я) – да не постыжусь я во век! 2. Правдою Твоею избави мя, и изми мя, – приклони ко мне ухо Твое и – спаси мя! 2. Правдою Твоей избавь меня, и изми меня, – приклони ко мне ухо Твое, и – спаси меня! 3. Буди ми в БОГА-Защитителя, и в место крепко – спасти мя: яко утверждение мое, и прибежище мое еси Ты! 3. Будь мне в Бога-Защитника, и в место крепкое (дабы) – спасти меня: ибо утверждение мое и прибежище мое еси Ты! 4. БОЖЕ мой! избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго... 4. Боже мой! Избавь меня из руки грешного, из руки законопреступного и обидящего, 5. Яко Ты еси терпение мое, ГОСПОДИ, ГОСПОДИ, – упование мое от юности моея! 5. Ибо Ты – терпение мое, Господи, Господи, – упование мое от юности моей! 6. В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея – Ты еси мой покровитель: о Тебе пение мое выну! 6. В Тебе утвердился я от утробы, от чрева матери моей Ты – мой Покровитель; о Тебе пение мое всегда! 7. Яко чудо бых многим, и Ты – Помощник мой крепок! 7. Как чудо, стал я для многих, и Ты – Помощник мой крепкий! 8. Да исполнятся уста моя хваления, яко да воспою славу Твою, весь день – великолепие Твое! 8. Да исполнятся уста мои хваления: да воспою я славу Твою, во весь день – великолепие Твое! II. 9. Не отвержи мене во время старости: внегда оскудевати крепости моей, – не остави мене! 9. Не отвергни меня во время старости, в пору оскудения крепости моей – не оставь меня! 10. Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе. 10. Ибо сказали мне враги мои, и подстерегающие душу мою сошлись на одном и том же. 11. Глаголюще: БОГ оставил-есть его, пожените и имите его, яко несть Избавляяй! 11. Говоря: „Бог оставил его, преследуйте и возьмите его, ибо нет (ему) Избавляющего... 12. БОЖЕ мой, не удалися от Мене! БОЖЕ мой, в помощь мою вонми! 12. Боже мой, не удались от меня! Боже мой, в помощь мне внемли! 13. Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою; да облекутся в студ и срам ищущии злая мне!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010