Подобное отношение может быть применено и к духовенству, рукоположенному в расколе. Категорически отрицая спасительное значение раскольнических хиротоний, Православная Церковь при восстановлении церковного единства из соображений икономии способна наделить их благодатной полнотой без повторения формулы рукоположения. Об этом недвусмысленно свидетельствует 68 (79) правило Карфагенского Собора 419 г.: «...Ради мира и пользы Церкви, и из самых донатистов клириков, расположение свое исправивших и возжелавших приити к кафолическому соединению, по рассуждению и изволению каждого кафолического епископа, управляющего Церковию в том месте, приимати в своих степенях священства, аще сие окажется содействующим к миру христиан». Проявляя евангельское человеколюбие к уклонившимся в раскол христианам и допуская в определенных случаях их воссоединение на условиях икономии, Православная Церковь остается далека от признания спасительной значимости всех таинств, совершаемых в состоянии схизмы. Принятие в церковное общение раскаявшихся раскольников, исключающее повторение над ними чинопоследований крещения или рукоположения, не может быть истолковано только как акт прощения и примирения. В случае отказа от перекрещивания и перерукоположения Церковь сообщает воссоединяемым с нею раскаявшимся схизматикам спасительную силу таинств, совершенных некогда «в суд и во осуждение». Вхождение бывших раскольников в Церковь, осуществляемое на условиях икономии, является для них приобщением к источнику спасения и началом действенности совершенных ранее таинств, наполняемых Божественной благодатью, «немощная врачующей и оскудевающее восполняющей». Источники 1 . Архив МинДС. Ф. 1. Оп. 1. Д. 17. 2 . Архив МинДС. Ф. 1. Оп. 1. Д. 21. 3 . Архив МинДС. Ф. 1. Оп. 1. Д. 38. 4 . Архив МинДС. Ф. 1. Оп. 1. Д. 39. 5 . Акт о каноническом общении//ЖМП. – 2007. – 6. – С. 12–13. 6 . Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917 – 1943./Сост. М.Е. Губонин. – М.: ПСТБИ, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, 1994. – 1064 с. 7 . Богословский диалог между Православной церковью и Восточными православными церквами. Хрестоматия/Сост. и ред. Кристиан Шайо. – М.: ББИ, 2001. – 172 с. 8 . Властаръ Матфей . Алфавитная Синтагма. – М., 1996. – 480 с. 9 . Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944–1953 гг. Документы российских архивов: В 2-х т. – Т. 2.: Власть и Церковь в Восточной Европе. 1949–1953 гг. – М.: Российская политическая академия (РОССПЭН), 2009. – 1223 с. 10 . Возобновление молитвенно-канонического общения между двумя Православными Церквями – Грузинской и Русской. (Выписка из журнального определения Священного Синода от 19 ноября 1942 г.)//ЖМП. – 1944. – 3. – С. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

перед битвой при Огриме (1691) ( Fahey. 1893. P. 307), ошибочно, т. к. О " Шонесси скончался до этого сражения. Покок упоминал также о капелле, названной в честь К., и о каменном сооружении (a raised work of stone), к-рое называли «ложем святого» (which they call the Saints Bed). Дж. О " Донован, посетивший Килмакдуа в нояб. 1838 г., записал сведения о строительстве этой капеллы, «храма Мак Дуаха» (Temple Mac Duach), самим К.; к тому времени капелла была полностью разрушена ( O " Donovan, O " Conor. 1838. P. 154, 163). Впосл. на этом месте был похоронен Эдмунд Френч, католич. епископ Килмакдуа и Килфеноры (1824-1852) ( Fahey. 1893. P. 83, 98-99; Idem. 1904. P. 229-230). Согласно Колгану, в Килмакдуа находилось посаженное К. дерево, к-рое называли «жердь Мак Дуаха» (cuaille Micduach). Считалось, что кусочки этого дерева охраняли их владельца от смертельной опасности. По свидетельству О " Донована, священное дерево К. было старым ясенем, к которому запрещалось прикасаться ножом; щепки от него использовались местными жителями как амулеты ( O " Donovan, O " Conor. 1838. P. 168-169). Покок и О " Донован упоминали также об источнике, названном в честь К. После того как церкви в Килмакдуа были заброшены, центром католич. и англикан. приходов стало сел. Горт. Здесь была построена англикан. церковь, названная в честь К. (1810; закрыта в 1970). В 1829 г. была освящена католическая приходская церковь во имя К. (впоследствии она неоднократно перестраивалась). В Килмакдуа хранились реликвии, связанные с почитанием К. Под 1223 г. в ирл. анналах упоминается о «большом посохе Мак Дуаха» (na bacla more Mic Duach), к-рый находился во владении семьи О " Шонесси. По одним сведениям, в 1824 г. посох хранился у некой старухи ( Dutton H. A Statistical and Agricultural Survey of the County of Galway. Dublin, 1824. P. 487), по другим, в XVIII в. он перешел во владение протестантской семьи Батлер ( Fahey. 1893. P. 154-155; Duignan. 1951. P. 94). В наст. время реликвия (фрагмент деревянного посоха в окладе XII в.) находится в Национальном музее Ирландии в Дублине.

http://pravenc.ru/text/1841764.html

За Д. м. числилось «828 четей с осминой» (ок. 414 дес.) земли, «а в дву по тому же; сена 448 копен, и леса 25 десятин». В сер. XVII в. Д. м. владел 32 дворами. В кон. 1683 г. по ходатайству царевны Софьи Алексеевны Д. м. было выделено во владение 20 дес. из городской выгонной близлежащей земли, к обители были приписаны и нек-рые мон-ри со всеми их вотчинами. В 1699 г. Д. м. принадлежало 1223 крестьянских двора, в 1700 г.- 1510, т. о., мон-рь стал одним из богатейших в России. К 1755 г. Д. м. владел небольшими селами Семёновское, Посевьево, Рождествено в Молоцком стане Московского у., Борево Замыцкой вол., Андреевское Галичского у. Костромской губ. с близлежащими деревнями, а также дер. Ельцыно Комельской вол., с. Сокольи Горы Казанского у. и др. К Д. м. были приписаны Медведева Богородице-Рождественская пуст., Тихонова Калужская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. , Шаровкин Успенский и Жиздринский Троицкий мон-ри Московской губ., Видогощский Николаевский мон-рь Тверской губ. с владениями. Всего в 1741 г. Д. м. принадлежало 6957 крестьян, в 1755 г.- 6982. К 1764 г. у мон-ря было более 7 тыс. крестьян, владения Д. м. располагались в 13 уездах России (13 тыс. дес. земли). Согласно записке о выдаваемой руге из дворцовых сумм, в 1699 г. архимандриту полагалось 6 р. 12 алтын; священнику, диакону, просвирнику - по 3 р. 10 алтын, 8 старцам - по 22 алтына. Большая часть руги выдавалась ради праздника в честь Донской иконы Божией Матери - 150 р. В кон. XIX в. Д. м. владел землями, расположенными в непосредственной близи,- 47 дес. 1051 кв. саж., 24 дес. луговой земли при с. Рыболове и дер. Морозовой Бронницкого у., 14 дес. пахотной земли при сельце Семёновском и с. Раменки. Большая часть земли сдавалась в аренду местным крестьянам. Водяная мельница с каменной плотиной при дер. Чащино также сдавалась в аренду Ф. И. Рейнгаму - хозяину сукновального заведения. В полном владении и пользовании Д. м. оставалось рыболовное озеро при с. Бисерове Бронницкого у. и 93 дес. близлежащей земли, к-рыми распоряжалась сама обитель (Там же.

http://pravenc.ru/text/178962.html

Внутри этой ограды находились церковь , кельи монахов, больницы, странноприимницы, водопровод и колодези (для пользования не только монастыря, но и всего окружающего населения), мельницы, пекарни, мастерские, хлева, сады, виноградники и т. д 1223 . В житии Афанасия Афонского есть любопытный рассказ, как более ригористически настроенная братия противилась этому превращению монастыря в благоустроенное поместье, к которому вели хозяйственные постройки, предпринятые преподобным, и его заботы о развитии земледелия и скотоводства, о разведении виноградников и садов 1224 . Монастыри представляли настоящие коммуны труда и потребления. В нитрийских обителях Пахомия В. были монахи-портные, кузнецы, слесаря, плотники, «камилярии» (ухаживавшие за верблюдами), свинопасы, садоводы, хлебопёки, плетельщики, сукновалы, кожевники и каллиграфы 1225 . Почти то же разделение труда находим на другом конце империи, в монастыре пр. Ипатия Руфинианского 1226 , и, надо думать, оно имело место также и во всех других крупных обителях 1227 . Сельскохозяйственная жизнь монастыря-поместья, в значительной степени ложилась, однако, не на самих монахов, а на зависимое население тех сёл и метохиев, которые принадлежали монастырям, и тех «париков», которые в агиографии и монастырских актах являются, как бы, крепостными монастырей 1228 . Выше мы уже имели случай говорить об этом зависимом населении. Теперь отметим, что к нему следует причислить ещё и всех тех добровольных слуг, обители из окрестных сельчан, которые жили около её стен, и исполняли различные работы на монастырь, пользуясь в свою очередь его защитой или помощью. Так, рассказ о пр. Евфросине Поваре, рисует перед нами одного из простодушных γροκων, который прислуживал на монастырской кухне 1229 . Так, житие пр. Никона Метаноите, повествует о некоей крестьянке, явившей при монастыре и кормившейся печением хлеба 1230 . Наконец, следует отметить, что на собственно-монастырских нивах, в монастырских садах и монастырских виноградниках большую роль играли наёмные рабочие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общий упадок левантийского православия непосредственно сказался на судьбе монастырей. Многие обители были разорены и покинуты в ходе войн мусульман с крестоносцами: в 1183 г. подвергся нападению православный монастырь на горе Фавор, в 1187 г. – монастырь св. Евфимия. 215 Как мусульманский духовный противовес монастырям Иудейской пустыни султаны основали в этом районе суфийскую обитель Неби Муса; при ее строительстве было разрушено несколько десятков окрестных монашеских келий. Бейбарс передал в вакф обители обширные земли в долине Иордана, ранее, похоже, принадлежавшие христианским монастырям. Другие деревни, пожалованные лавре св. Саввы иерусалимскими королями, упоминаются в документах XIV в. также как мусульманские вакфы. 216 Таким образом, многие монастыри лишились своих земельных владений в Палестине и теперь зависели от милостыни, поступавшей из христианских стран. Само число монастырей Иудейской пустыни неуклонно сокращалось. После XII века не упоминается монастырь Иоанна Златоуста под Иерихоном. Последним свидетельством существования лавры св. Харитона стала написанная там арабская рукопись 1223 г. На развалинах монастыря Каламония в XIII века выросла арабская деревня Карьят Хаджла, впоследствии тоже покинутая под натиском бедуинов. Савва Сербский в 1230-х гг. был, похоже, последним из паломников-писателей, кто посещал и одарял обители св. Феодосия и св. Евфимия. Русский архимандрит Агрефений в 1370-х гг. на месте лавры Феодосия обнаружил только руины. Он же последним упоминает монастырь Хузива. Монастырь св. Герасима, еще действовавший во время паломничества Игнатия Смольнянина в 1395 г., был уже заброшен, когда Палестину посетил следующий русский богомолец инок Зосима (1420–1421 гг.). Тогда же, если не раньше, исчез монастырь на Сорокадневной горе. Зосима был последним, кто посетил крупнейший в долине Иордана монастырь Иоанна Предтечи: позднейшие паломники (1480-х гг.) описывают его как пристанище разбойников. 217 Последним монастырем в пустыне осталась лавра св. Саввы, долгое время игравшая важную роль в Иерусалимском патриархате. Лавра имела подворья и подчиненные монастыри в Иерусалиме, других частях Палестины и даже за ее пределами. В некоторых источниках игумен лавры фигурирует как лицо, почти равновесное патриарху. 218

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

In this pamphlet we have tried to show that, first of all, since its very appearance in the twelfth century the criticism in question was inextricably intertwined with the Filioque debate and with the development of the Byzantine notion of the interpenetration (perichoresis) of the Hypostases within the Holy Trinity. We see this development in Nicetas Seides (ca. 1112) already, and then the notions of the interpenetration and of the ‘eternal rest’ of the Holy Spirit in the Son feature prominently in all the major triadological works of such basic authors for the Roman primate criticism as John X Camateros (1199–1200), Germanus II (1223–1230), Nicephorus Blemmydes, Theodore II Lascaris, Georges Acropolites (50-es of the 13th century), Georges of Cyprus, Georges Moschambar (70-es and 80-es of the same century), Nilus Cabasilas, Barlaam the Calabrian (30-es of the 14th century) and, as a result of this two-centuries development, in Gregory Palamas himself. Unlike the Latin theological tradition (cf., e. g., in Joslenus of Soisson and John Quidort), the Byzantines tended to underline the ‘inner-Trinitarian symmetry’ between the Son and the Spirit, making emphasis also on the thought that Jesus Christ, the Incarnate Son of God, is the only Giver of the charisms of the Spirit to the Church. If we compare this line of reasoning with what Innocent III wrote to John X Camateros, as well as with some odd expressions of Peter Damiani and Constantine Stilbes, we will come to the conclusion that the privilege and prominence of St Peter, so often spoken of by the Pope, were nothing else than a special ‘super-charism’of the Spirit, giving Peter and his successors a special power over the whole Church. This charism makes its bearer, i.e., the Pope himself, a kind of a ‘second reason’ of the charisms of the Spirit being given to the other bishops and to the Church in its entirety. Consequently, the Roman Church tends to be a ‘superior’ part of the Church Universal. Such a preeminence of a singular chair is inadmissible for John X Camateros, Barlaam the Calabrian and other Orthodox polemicists.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

1123 ВУАГШ., 1223, л. 82. Тутолмин Салтыкову 11 мая сообщает, что «польския регулярныя войска и вооружённая шляхта усиленно стремяться в Минские губернии. По всей границе Минская губерния угрожается впадением мятежников». 1125 Универсал «предводительствующего войсками ея императорского величества, в короне польской и великом княжестве литовском на прекращение мятежа действующими», генерал-адъютанта Н. Репнина, 30 мая. – См. также АМДК., 629. Универсал Тутолмина. 1132 Сколько было, точно определить невозможно. По одним известиям – 8.000 – ВУАГШ., 210, л. 78. – ВУАГШ., 209, л. 381; по другим –от 5 000 до 8 000 – ВУАГШ., 210, л. 69; далее: 3 000 – ВУАГШ., 1223, л. 602. – ВУАГШ., 1218, л. 239, от 3.000 до 4.000 – ВУАГШ., 209, л. 372 – и 6.000 – ВУАГШ., 209, л. 376. – ВУАГШ., 1218, л. 246. 1141 ВУАГШ., 209, л. 372. Донесение Минского губернатора Неплюева генералу Черемисинову. – ВУАГШ., 209, л. 376377. 379. Донесение и. д. Минского губернатора почтмейстера Петра Козачевского малороссийскому почт-директору, графу Петру Милорадовичу. – См. также ВУАГШ., 1218, л. 323. – ВУАГШ., 1223, л. 602. – ВУАГШ., 210, лл. 69. 78. 1144 Иосиф Корвин-Коссаковский, римско-католический епископ предпринятых Польшей в инфлянтский сторонник России и противник предпринятых Польшей в последние годы преобразований, был казнён во время Варшавского восстания – 9 мая 1794 года; родился в 1738 г. – «Encyk. Powsz». 1152 Т. е. в Слуцкий замок, где стоял отряд войска лагерем, а не в Бобруйск, как простодушно пишут некоторые сочинители, обманываясь современным положением вещей. 1154 ВУАГШ., 1223, л. 630. – См. также ВУАГШ., 1218, л. 247. – ВУАГШ., 1219. – ВУАГШ., 1221, л.8. – Грабовский был слсдан в Унженскую область. – СИРИО., XVI, 240. 1159 ВУАГШ., 1220, л. 490. 24 октября. Реляция Суворова. – ВУАГШ., 1221, л. 26. – А. Петрушевский «Генералисс. Кн. Суворов», II, 113118. 1160 ВУАГШ., 4958, л. 223, 29 октября. – ВУАГШ., 1220, л. 491 Реляция Суворова. ВУАГШ., 1221, л. 26. – А. Петрушевский «Генералисс. Кн. Суворов», II, 126136.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

языцх языцех 1378,23 1380,13 человк 1385,20 поучаася почаюс 1393,11 1398,29 грсх грсех 1437,25 любовь… любовъ в ркп. в обоих случаях одинаково: любов, чем руководствовался издатель, ставя в одном случае ь а в другом ъ? 1443,2 варварх варварех Но особенно многочисленны случаи отступлений в окончаниях наречий; во всех тех случаях, где в рукописи конечной буквой наречий стоить , в печатном тексте мы находим непременно е; напр., ркп. добр, печати добре (1283,11; 1294,34; 1301,25; 1304,39; 1306,5 и др); ркп, яв, печатн. яве (1309,2; 1311,3, 1316,6; 1353,26; 1380,34,); ркп. неправ, печатн. неправе (1218,10, 1250,27; 1278,24; 1342,19; 1351,6); ркп. честн, печатн. честине (1227,37; 1235,16; 1245,5; 1284,5); ркп оттол, печатн. оттоле 1343,12) и др. Случаев подобного отступления в правописании наречий я насчитал на всем протяжении рукописи 136; зато, когда в рукописи встретилось один раз требе, издатель счел нужным здесь изменить своему принципу: напечатано 1383,34 треб! V. Глоссы. Непоследовательным является издание посланий и по отношению к глоссам, или заметкам на полях: некоторые из этих глосс попали в издание, другие – нет. Чем руководствовался издатель в данном случае, сказать трудно; во всяком случае, древность глосс не играла тут никакой роли, ибо все они писаны позднейшим почерком, и по цвету чернил отличаются от текста посланий. Несомненно, автору посланий они не принадлежат и являются результатом начитанности позднейшего книжника-читателя, как о том можно судить по глоссам, напечатанным на ст. 1225,44–45; 1289,38–42; 1289,43–46; и др. Но для оценки любознательности и начитанности книжника глоссы могут иметь некоторое значение. Привожу все пропущенные в печатном тексте глоссы: А. Глоссы, заключающие указания на источники помещенных в тексте цитат: 1209,15 1209,22 евреом а; 1210,30 s 1213,30 ап с л петр а; 1213,35 алом; 1214,15 за ч а; 1215,10 иаков; 1215,22 корином; 1215,32 1215,38 притчи г; 1216,21 евангелие; 1217,5 корином, 1220,10 1222,15 алом; 1222,22 1222,25 а алом; 1223,1 корином; 1223,3 к римляном; 1223,5 тимоее; 1223,40 матеа; 1224,2 петр; 1224,21 ко евреом; 1224,33 алом; 1225,17 1226,43 матеи; 1227,33 номоканоны, закона правила; 1228,35 ареопаги т ; 1229,9 1229,15 1245,28 к тимоею; 1246,29 1248,8 к римляном; 1248,5 ко галато м ; 1250,15 1254,32 1264,40 1265,27 корином; 1267,18 корином; 1268,8 матеи е; 1272,18 ареопаги т ; 1275,7 алом; 1275,8 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Русские впервые узнали Монголов ещё при жизни Чингисхана в 1223 году. Государь ховарезмский, быв побеждён императором монгольским, искал спасти свою жизнь бегством в Персию. Для его преследования Чингисхан отрядил двух своих полководцев, которые и гнались за ним почти до северной границы Персии, пока он не укрылся от преследования на одном из островов Каспийского моря. Углубившись в Персию слишком далеко, чтобы возвращаться назад старым путём, а вместе с тем желая иметь и новое поприще для грабежей, полководцы просили у Чингисхана и получили от него дозволение совершить обратный путь через кавказский перешеек на киргизскую степь. При переходе через Кавказ они побили тамошние народы – Ясов, Обезов и Касогов (Осетин, Абхазцев и Черкесов), а спустившись на северную его сторону, в степь половечскую, начали страшное избиение Половцев, за которыми гнались в направлении от юго-востока к северо-западу через всю степь до самой границы Руси, – до вала половецкого, который был ниже Переяславля. Половцы прибегли к русским князьям и умоляли их о помощи. Князь Мстислав Мстиславич торопецкий, сидевший тогда в Галиче, был зятем князя половецкого Котяна. Внимая мольбам тестя, он успел склонить на сторону Половцев сидевшего в Киеве своего двоюродного брата Мстислава Романовича 7 ; два Мстислава составили съезд в Киеве всех южных князей, и на съезде решено было пойти на Татар всей южной русской землёй. Отступившие от русских пределов полчища врагов были настигнуты нашей великой ратью в нынешней Екатеринославской губернии, в юго-восточном её углу, на реке Калке (теперешнем Калеце или Кальчике, впадающем в Калмиус, который, отделяя Екатеринославскую губернию от земли войска Донского, впадает в Азовское море у Мариуполя). В начальной стычке передовых отрядов или авангардов Русские побили было Татар; но потом, в генеральной битве целых обоих полчищ, потерпели от них совершенное и страшное поражение, какого, по словам летописца, не бывало никогда (главными причинами которого были трусость Половцев и взаимная великая зависть между двумя Мстиславами, устроившими поход). Самих князей пало девять или десять, в том числе Мстислав киевский, а что касается до простого огромного войска, то его погибло «много множество..., много без числа» (одних только киевлян, как говорили, – около десяти тысяч человек). После поражения Русских Татары возвращались на Русь и доходили до Новгорода святополчего, который находился на Днепре, в расстоянии от Киева всего вёрст 70-ти; но, страшно опустошив окраину страны и избив всех, кто был им на пути и кто не бежал от них, они не пошли на самый Киев и отхлынули назад. Калкинское побоище имело место 31 Мая (16 Июня?) 1223 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В частности, много было сделано в области анализа старых, деградированных образцов. Молекула ДНК представляет собой длинную цепочку, составленную из соединений, называемых основаниями. В работе 1994 года, опубликованной в журнале Nature Genetics, утверждалось, что исследователи выделили (амплифицировали) фрагменты митохондриальной ДНК длиной 1223 пар оснований из всех девяти скелетов путем так называемой полимеразной цепной реакции (ПЦР). Недавно же было выяснено, что после смерти ДНК быстро деградирует - распадается на сегменты длиной меньше 250 пар оснований. И сейчас учеными принято считать амплификацию таких длинных фрагментов, как было сообщено в работе 1994 года, свидетельством загрязнения недеградированной, “свежей” ДНК, не имеющей отношения к ДНК из исследуемых старых костных остатков. В свете современного знания, результаты ДНК-исследования 1994 года, утверждавшие амплификацию фрагментов длиной 1223 пар оснований от всех девяти скелетов, фактически зачеркивают сами себя. Учитывая множество несоответствий в проведенном исследовании, американо-российская группа ученых попыталась повторить результаты ДНК-исследования 1994 года через анализ митохондриальной ДНК останков великой княгини Елизаветы Федоровны, сестры императрицы Александры Федоровны. Сестры и их дети должны иметь идентичные митохондриальные ДНК, однако результаты анализа останков Елизаветы Федоровны не соответствовали опубликованным ранее данным о митохондриальной ДНК предполагаемых останков Александры Федоровны и ее дочерей. Анализ ошибок ДНК-исследования 1994 года, значительные нарушения судебно-медицинских процедур, несоответствия обстоятельствам дела и, наконец, несовпадение митохондриальных ДНК предполагаемых сестер привели международный коллектив ученых к заключению, что имеющиеся доказательства свидетельствуют против утверждения, будто екатеринбургские останки - это останки семьи Романовых. Скорее всего, по совокупности имеющихся данных, скелеты, найденные под Екатеринбургом, являются безымянными жертвами гражданской войны, многие из которых до сих пор покоятся в тамошней земле. 2 февраля 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8831.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010