Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЛЬГЕЛЬМ ОВЕРНСКИЙ [Парижский; лат. Guillelmus Alvernus (Alvernensis, de Alvernia, Parisiensis); франц. Guillaume d " Auvergne (de Paris)] (между 1180 и 1190, Орийак, Овернь - 30.03.1249, Париж), еп. Парижский, схоластический богослов и философ. Учился в Париже; с 1223 г.- магистр, с 1225 г.- профессор теологии в Парижском ун-те. К 1225 г. стал каноником собора Парижской Богоматери, в 1228 г. рукоположен во епископа Парижа, сохранял при этом тесные связи с ун-том, покровительствовал нищенствующим орденам (в период его епископата кафедры в ун-те получили и францисканцы , и доминиканцы ). Известен деятельностью по ограничению духовенства одним бенефицием (в случае если он доставляет достаточно средств к существованию) и участием в комиссии по цензурному редактированию сочинений Аристотеля по естественной философии, назначенной в 1231 г. папой Григорием IX и возглавлявшейся Вильгельмом Осерским . Главным сочинением В. О. является компендиум «Magisterium divinale» (Божественное учение, 1223-1240), состоящий из 7 частей: «De primo principio» (О первом начале, или «De Trinitate» (О Троице)), ок. 1228); «De anima» (О душе, или «De immortalitate animae» (О бессмертии души), 1230); «De universo creaturarum» (О сотворенном универсуме, между 1231 и 1236); «Cur Deus homo» (Почему Бог стал человеком); «De sacramentis» (О таинствах); «De fide et legibus» (О вере и законах); «De virtutibus et moribus» (О добродетелях и нравах, или «De bono et malo» (О добре и зле)). Кроме того, его перу принадлежит еще ок. 20 трактатов, включая «Rhetorica divina» (Божественная риторика) и сочинения по различным вопросам богословия (о благодати, о Евхаристии, о молитве и др.). Оставаясь приверженцем традиц. августинистского богословия и обладая обширной философской эрудицией, В. О. был одним из первых на Западе мыслителей, предпринявшим попытку включить в традиц. теологическую систему августинизма теории Аристотеля, а также араб. и евр. философов: аль Фараби , аль- Газали , Ибн Сины , Ибн Гебироля , Маймонида . В. О. разделял предметные области богословия и философии с признанием за последней собственных законов и объектов исследования.

http://pravenc.ru/text/158666.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви МИХАИЛ Николаевич Виноградов (1873-1932), свящ., священноисп. (пам. 18 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Федорович Марков (1868 - нач. 30-х гг. XX в.), свящ., священноисп. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Константинович Новицкий (1889-1935), прот., священноисп. (пам. 17 апр., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Петрович Розов (1889-1941), свящ., священноисп. (пам. 8 янв., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ († 1421/22 (?) или 2-я пол. XVI в.), прав., Вязниковский, Верижник (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МИХАИЛ († 5.05.1642), Христа ради юродивый, Сольвычегодский, блж. (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МИХАИЛА (Иванова Марфа Ивановна; 1867-1937), схим., прмц. (пам. 28 сент., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333-399), вел. кн. Тверской (1365-1399, с перерывами), блгв. кн. (пам. 26 авг.; в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (не ранее 1180 - 124), мч. (пам. 14 февр., 20 сент.- отдельная память и в Соборе святых Брянской митрополии, 22 сент.- в Соборе Тульских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), кн. Черниговский (1223-1235, 1245-1246) МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176) МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271/72 - 1318), св. блгв. кн. Тверской, вел. кн. Владимирский (пам. 22 нояб., в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МИХЕЙ († кон. XIV - нач. XV в. (?), Троице-Сергиев мон-рь), Радонежский, мон. Троице-Сергиева мон-ря, ученик, келейник и собеседник прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_36.html

День памяти преподобного Авраамия Смоленского 3 сентября (21 августа) Русская Православная Церковь празднует память преподобного Авраамия Смоленского. Преподобный Авраамий Смоленский Статья из т. 1 «Православной энциклопедии». Москва, 2000 г. Авраамий Смоленский прп. (пам. 21 авг. и в Соборе Смоленских святых), первый игум. смоленского Авраамиева мон-ря в честь Положения ризы Богородицы во Влахерне, подвизался в посл. четв. XII - 1-й четв. XIII в. Все сведения об А. С. содержатся в житии, написанном его учеником Ефремом вскоре после кончины преподобного. Согласно житию, А. С. был из числа приближенных смоленского князя, очевидно Романа Ростиславича (1159-1180, с перерывами). После смерти родителей А. С. принял монашество в Успенском мон-ре на Селище под Смоленском, где по настоянию игумена был рукоположен во иеромонаха при «князе Мстиславе Смоленском и всея Рускыа» (вероятно, Мстиславе Романовиче, занимавшем смоленский стол в 1197-1214 гг.; усматривать здесь указание на киевское княжение Мстислава Романовича в 1214-1223 гг. затруднительно по хронологическим соображениям). Уже здесь А. С. прославился не только иноческими подвигами и неутомимой пастырской деятельностью, но и необыкновенной начитанностью, сочетавшейся с собственноручным переписыванием книг. Проповеди А. С. пользовались большим успехом и, очевидно, отличались суровой аскетической направленностью, чем, по-видимому, объясняется острейший конфликт, в к-ром А. С. оказался практически со всем духовенством Смоленска, включая и еп. Игнатия. Судя по всему, священноначалие было смущено атмосферой нек-рой экзальтации вокруг преподобного, к-рого многие «пророком нарицающе». В этой связи показательны сюжеты икон, собственноручно написанных А. С.: «Страшный Суд Второго пришествия» и «Испытание воздушных мытарств» (не сохранились); вероятна принадлежность перу А. С. «Слова о небесных силах... и о исходе души». Игумен запретил А. С. проповедовать («ты же престани уча»), после чего тот был вынужден сначала удалиться в смоленский Крестовоздвиженский мон-рь, а затем был даже подвергнут публичному суду епископа и, несмотря на оправдание князем, запрещен в служении и возвращен в пригородную обитель на Селище.

http://sedmitza.ru/text/781180.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОВАННЕС ГАРНЕЦИ [арм. (?)(?) (?)] (ок. 1180, близ Гарни, Армения - ок. 1254 (?), Ромкла, Киликия), блж. Армянской Апостольской Церкви (пам. 29 дек.), вардапет, богослов. Основные сведения об О. Г. сообщает Киракос Гандзакеци (XIII в.) в кратком Житии блаженного в составе «Истории Армении» ( Киракос Гандзакеци. 1976. С. 348-355). О. Г. получил образование в мон-ре Гегард , там же принял монашеский постриг и был рукоположен во иерея. Изучая Свящ. Писание, О. Г. решил использовать лучшую известную ему рукопись Псалтири. Он отправился в мон-рь Ахпат , где хранился манускрипт Ованнеса Имастасера († 1129), созданный на основе 1-го арм. перевода Библии (V в.). По этой рукописи О. Г. отредактировал арм. Псалтирь, разделив ее на главы и строфы; впосл. редакцию О. Г. называли «избранным и уточненным образцом» (Памятные записи арм. рукописей, XIII в. Ер., 1984. С. 259 (на арм. яз.)). В 1222-1223 гг. О. Г. подвизался в мон-ре Татула (обл. Аршаруник). С жизнью в мон-ре, а также с паломничеством О. Г. в 1222 г. на Св. землю и на Синай связана серия чудес и видений (в пересказе Вардана Великого ), к-рые объясняются в контексте армяно-визант. и армяно-католич. межцерковных споров того времени. В период активизации движения за унию в Армении чудеса О. Г. утверждали истинность исповедания Армянской Церкви. В г. Колония (М. Армения) О. Г. обратил в христианство мн. мусульман, за что был приговорен к сожжению, но чудесным образом был спасен. На основе описаний странствий и видений О. Г. было выдвинуто предположение о том, что он послужил прототипом для арм. архиепископа, узревшего «Вечного жида», в хронике «Цветы историй» (Flores Historiarum) англ. мон. Роджера Уэндоверского († 1236) и в «Большой хронике» его ученика Матвея Парижского (сер. XIII в.) ( Мушегян А. Армянские истоки одной немецкой легенды//Международные связи армянской лит-ры. Ер., 1987. Кн. 2. С. 21-66 (на арм. яз.)).

http://pravenc.ru/text/2578135.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви МИХАИЛ († 5.05.1642), Христа ради юродивый, Сольвычегодский, блж. (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МИХАИЛА (Иванова Марфа Ивановна; 1867-1937), схим., прмц. (пам. 28 сент., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333-399), вел. кн. Тверской (1365-1399, с перерывами), блгв. кн. (пам. 26 авг.; в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (не ранее 1180 - 124), мч. (пам. 14 февр., 20 сент.- отдельная память и в Соборе святых Брянской митрополии, 22 сент.- в Соборе Тульских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), кн. Черниговский (1223-1235, 1245-1246) МИХАИЛ КОНСТАНТИНОВИЧ блгв. кн. Муромский (пам. 21 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) - см. Константин, Михаил и Феодор, благоверные князья Муромские МИХАИЛ МАЛЕИН (894-961), прп. (пам. 12 июля), визант. подвижник, основатель лавры на горе Кимин, наставник св., Афанасия Афонского МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176) МИХАИЛ УЛУМБОЙСКИЙ [Микаел, Микел Улумбели, Улумбули], прп. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) и 12 сир. отцов), один из 12 сир. отцов, основателей груз. монашества и учеников прп. Иоанна Зедазнийского (VI в.) МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271/72 - 1318), св. блгв. кн. Тверской, вел. кн. Владимирский (пам. 22 нояб., в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МИХЕЙ ветхозаветный пророк, согласно иудейской и христ. традициям, автор одноименной книги, входящей в собрание книг Малых пророков МИХЕЙ († кон. XIV - нач. XV в. (?), Троице-Сергиев мон-рь), Радонежский, мон. Троице-Сергиева мон-ря, ученик, келейник и собеседник прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_66.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЮДОВИК IX СВЯТОЙ Кор. Людовик IX Святой. 1585 - 1590 гг. Худож. Эль Греко (Лувр, Париж) Кор. Людовик IX Святой. 1585 - 1590 гг. Худож. Эль Греко (Лувр, Париж) [Франц. Saint Louis] (25.04.1214, Пуаси, близ Парижа - 25.08.1270, Тунис), св. Римско-католической Церкви (пам. 25 авг.), король Франции (с 1226). Вошел в историю как король-крестоносец (был организатором 7-го и 8-го крестовых походов), образцовый рыцарь, идеальный правитель, миротворец. Сын франц. кор. Людовика VIII Льва (1223-1226) и Бланки Кастильской, внук кор. Филиппа II Августа (1180-1223). Взошел на престол в возрасте 12 лет, после внезапной смерти отца. 29 нояб. 1226 г. в Реймсе коронован и посвящен в рыцари, однако до совершеннолетия (1234) находился под «заботой и опекой» матери, остававшейся соправительницей и главной советчицей Л. С. до самой смерти (1252). В 1234 г. был заключен брак Л. С. с Маргаритой Прованской (1221-1295), дочерью Раймунда Беренгария V, гр. Прованса, от к-рой у него было 11 детей. Оставил «Наставления» сыну Филиппу (буд. кор. Филипп III Храбрый) и дочери Изабелле, кор. Наварры (оригинал утрачен, реконструкцию см.: Carolus-Barr é . 1994. P. 61-67). Первые годы правления Мятеж баронов Вступление на престол малолетнего короля и отсутствие точных распоряжений Людовика VIII о «регентстве» Бланки Кастильской (самого института еще не существовало) спровоцировали мятеж баронов, пытавшихся захватить короля и подчинить его своей воле. Усилением королевской власти были недовольны многие из грандов: Филипп Строптивый, гр. Булонский, сын кор. Филиппа II Августа от Агнессы Меранской, Тибо IV, гр. Шампанский, Пьер Моклерк, гр. Бретонский, Гуго де Лузиньян, гр. де Ла Марш. Подкупами и обещаниями Л. С. и матери удалось расколоть коалицию: гр. Филипп Строптивый получил 2 замка и графство Сен-Поль, а также пожизненную ренту в 6 тыс. турских ливров; с др. представителями мятежной знати были заключены брачные союзы (1227). Бланка Кастильская убедила перейти на свою сторону гр. Тибо IV Шампанского, который передал короне графства Блуа, Шартр, Сансер и виконтство Шатодён. Главная угроза исходила от англ. кор. Генриха III (1216-1272): лишенный Филиппом II Августом своих франц. владений, он не оставил надежды их отвоевать. Весной 1227 г. между Генрихом III и Л. С. было заключено перемирие.

http://pravenc.ru/text/2561068.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ Мч. Михаил Черниговский на великом княжении в Киеве. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 345) Мч. Михаил Черниговский на великом княжении в Киеве. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 345) (не ранее 1180, Чернигов (?) - 20.09. 1246, Орда), мч. (пам. 14 февр., 20 сент.- отдельная память и в Соборе Брянских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), кн. Черниговский (1223-1235, 1245-1246). Единственный сын Киевского и Черниговского кн. Всеволода (Даниила) Святославича Чермного, отец Черниговского и Брянского вел. кн. Романа Михайловича Старого, прп. Евфросинии (Феодулии) и ростовской кнг. Марии Михайловны . В совр. историографии принято считать, что М. В. был сыном кнг. Марии Казимировны, дочери Краковского и Сандомирского вел. кн. Казимира II Справедливого, хотя в т. н. Любечском помяннике женой кн. Всеволода Святославича названа кнг. Анастасия. М. В. был назван в честь деда - Киевского и Черниговского вел. кн. Святослава Всеволодовича , святым покровителем к-рого был арх. Михаил ( Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. С. 106, 110, 116, 125, 131, 203-204. 188; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 46, 137. 188-3; Литвина, Успенский. 2006. С. 191, 606). Основные биографические сведения о М. В. и его почитании сохранились в составе древнерус. летописей и хронографов XIV-XVIII вв., более чем в 10 редакциях Сказания, в Житии, в Слове похвальном, посвященном М. В., а также в др. агиографических памятниках. Впервые в источниках М. В. упоминается в 1206 г., когда кн. Всеволод Святославич посадил М. В. на княжение в Переяславле Русском, к-рый был им отобран у Переславль-Залесского кн. св. Ярослава (Феодора) Всеволодовича , вынужденного после этого вернуться к отцу в Сев.-Вост. Русь. Правление М. В. продолжалось недолго. Уже в кон. 1206 г. кн. Рюрику (Василию) Ростиславичу удалось вернуть себе власть над Киевским княжеством и его пригородами, откуда были изгнаны черниговские Ольговичи. После этого до 1223 г. М. В. не упоминался в источниках. Причиной этого, по всей видимости, была болезнь, от которой князь страдал мн. годы.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

М.— А. С.) можно было упрекнуть: что он соблазнил чужую жену, увез ее от мужа и женился на ней сам» (MGH. Script. Rer. Germ. T. 16. P. 64). Кандидатуру К. М. поддержал его двоюродный племянник, франц. кор. Филипп II Август (1180–1223), в то время как кандидатуру Ги де Лузиньяна отстаивал англ. кор. Ричард I Львиное Сердце. Согласно достигнутому компромиссу, корона осталась у Ги де Лузиньяна, но после его смерти должна была перейти К. М. и Изабелле. При этом К. М. сохранял власть над Тиром. После отъезда кор. Филиппа II Августа во Францию К. М. пытался вести сепаратные переговоры с Салах-ад-Дином. Недовольный его действиями Ричард Львиное Сердце вынес на голосование баронов вопрос о кандидатуре иерусалимского короля. 13 апр. 1192 г. бароны провозгласили королем К. М., однако он спустя 2 недели (28 апр.) был убит ассасинами в Тире. По распространившимся по Зап. Европе слухам, заказчиком убийства К. М. был Ричард Львиное Сердце (в 1192 в Вене по приказу герц. Леопольда V Австрийского возвращавшийся со Св. земли англ. король был схвачен и заключен в замок Дюрнштайн; освобожден под давлением папы Римского Целестина III и имп. Генриха VI в 1194, после выплаты 50 тыс. марок). Назывались и др. предполагаемые заказчики убийства К. М.: Салах-ад-Дин, Ги де Лузиньян, Генрих Шампанский (король Иерусалима в 1192–1197), женившийся на вдове К. М., но причастность их к убийству доказать не удалось. Родившаяся уже после смерти К. М. дочь Мария унаследовала Иерусалимское королевство (1205–1212; до 1210 правила вместе с регентом Жаном Ибелином, в 1210–1212 — вместе с мужем Иоанном Бриеннием ). Лит.: Ilgen Th. Corrado, marchese di Montferrato. Casale, 1890; Crousset R. Histoire des croisades et du royaume franc de Jérusalem. P., 1936. Vol. 3: La monarchie musulmane et l’anarchie franque. P. 45–130; Brand C. M. Byzantium Confronts the West, 1180–1204. Camb. (Mass.), 1968; Riley-Smith J. Corrado, marchese di Monferrato//Dizionario biografico degli Italiani. R., 1983. Vol. 29. P. 381–387; Jacoby D.

http://pravenc.ru/text/2454255.html

Генрих II владел отдельными графствами на севере Франции, а также огромными территориями на юге, враждебно настроенном по отношению к централизаторской политике французских королей. Сложившаяся в XII-XIII вв. геополитическая ситуация послужит основой для будущей Столетней войны между Англией и Францией. В начале XIII в. французский король Филипп II Август (1180-1223) добивается серьезных успехов в борьбе с Плантагенетами. Он отвоевывает у английского короля Иоанна Безземельного Нормандию — обширную территорию на севере Франции. Кроме Нормандии, были отвоеваны и другие территории, находившиеся во владении английских королей. Филиппу II удалось увеличить королевский домен в четыре раза, и к концу XIII в. начинает складываться достаточно обширное и сильное государство, которое непосредственно подчинялось королю. Усиливается королевская власть, создаются государственные институты. До XIII в. Юг Франции продолжает жить обособленно от Севера, отличаясь от него как в этническом, так и в политическом и религиозном отношении. Эти различия сохранятся еще долгое время после объединения и создания централизованного французского государства. В это время Юг Франции был альбигойским, что явилось серьезным препятствием для присоединения этих земель к французской короне. Мирным путем Юг присоединить было нельзя. В Лангедок двинулись войска северо-французских феодалов под предводительством Симона де Монфора и папского легата, с ними шли католические епископы. Филипп II отказался участвовать в этом походе. Южане-альбигойцы ответили на это вторжение сопротивлением. Вспыхнули альбигойские войны (1209-1229). Чтобы сломить сопротивление южан, северянам понадобилось совершить пять Крестовых походов против альбигойцев. После того, как в одном из них погиб Симон де Монфор, в эти войны включился король Франции Филипп II. В Крестовых походах приняли активное участие Ватикан и создатель нищенствующего ордена домениканцев, видный инквизитов Доменик де Гусман. Мечом и кровью Юг были присоединен к Франции.

http://sedmitza.ru/lib/text/441085/

Всего О. поднимали 36 раз: 4 раза - в XII в., 7 раз - в XIII в., 19 или 20 раз - в XIV в., 6 раз - в XV в. ( Стукалова. 2004. С. 200). Вторым после Людовика VI Толстого О. поднял его сын, кор. Людовик VII Молодой (1131-1180, правил самостоятельно с 1137): собираясь во 2-й крестовый поход (1147-1149), он отправился в аббатство Сен-Дени, где торжественно принял посох паломника и «знамя св. Дионисия». Участник 3-го крестового похода (1189-1192) кор. Филипп II Август (1180-1223) в 1190 г. тоже принял в аббатстве Сен-Дени посох и О. 27 июля 1214 г. король развернул О. в битве при Бувине: войско сражалось под королевским знаменем, а О. несли во главе ополчения от городов, впервые в истории Франции прибывшего на помощь королю. В этом сражении французская армия одержала победу над объединенными войсками имп. Оттона IV (1209-1218), графа Фландрии Фердинанда (Феррана) Португальского (1212-1233) и англ. кор. Иоанна Безземельного (1199-1216), что способствовало началу почитания О. как «защитницы Франции». Кор. Людовик IX Святой (1226-1270) поднимал «орифламму французских королей» в 1242 г. в войне с англ. кор. Генрихом III (1216-1272). Отправляясь в крестовые походы (1248, 1270), он дважды принимал в аббатстве Сен-Дени посох паломника и О. Начавшаяся Столетняя война нанесла ущерб славе О.: знамя поднималось над королевским войском в походах Филиппа VI Валуа (1328-1350) и Иоанна II Доброго (1350-1364), однако не принесло удачу при попытке снять английскую осаду Кале; в битве при Креси (26 авг. 1346) О. была разорвана в клочья, а при поражении французов при Пуатье (19 сент. 1356), когда погиб хранитель О.- Жоффруа де Шарни, «знамя св. Дионисия», по-видимому, было утрачено. Кор. Карл V Мудрый (1364-1380), хотя ни разу не возглавил войска в битве, предпринял целенаправленные усилия по прославлению и закреплению ритуала поднятия О. Однако в правление его сына Карла VI Безумного, когда началась война между группировками знати и принцев крови (арманьяков и бургиньонов) и королевские солдаты, используя О., попеременно воевали на обеих сторонах (1410, 1412, 1414), почитание «знамени св. Дионисия» заметно уменьшилось. Возобновление в 1415 г. военных действий, поражение в битве при Азенкуре и раскол Франции (1418-1436) изменили отношение католиков к О. Поскольку с 1418 г. Париж находился под властью бургиньонов, а в 1420 г., после подписания мирного договора в Труа, город оказался под властью англичан, хранившиеся в пригородном аббатстве Сен-Дени королевские регалии и О. частично утратили сакральный характер. После коронации Карла VII (1422-1461) в Реймсе (17 июля 1429) отряд во главе с Жанной д " Арк подошел к аббатству Сен-Дени и взял его без боя. Прибывший туда король не принял О. и затем ни разу ее не поднимал.

http://pravenc.ru/text/2581533.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010