987–1328 Династия Капетингов во Франции 1014–1039 Правление германского императора Генриха II 1016–1035 Правление короля Англии, Дании и Норвегии Кнута I Великого 1024–1125 Франконская (Салическая) династия в Германии 1033–1109 Ансельм, архиепископ Кентерберийский 1039–1056 Правление германского императора Генриха III Черного 1042–1055 Правление византийского императора Константина IX Мономаха Поход новгородского князя Владимира Святославича на Константинополь 1049–1054 Понтификат папы Льва IX Великая схизма Православной и Католической Церквей 1056–1106 Правление германского императора Генриха IV Латеранский собор Битва при Гастингсе, покорение норманами Англии 1066–1087 Правление английского короля Вильгельма I Завоевателя 1073–1085 Понтификат папы Григория VII (Гильдебранда) «Хождение в Каноссу» Генриха IV 1079–1142 Богослов-схоласт Пьер Абеляр 1081–1185 Династия Комнинов в Византии 1081–1118 Правление византийского императора Алексея I Комнина «Книга Страшного суда» в Англии 1090–1153 Богослов-схоласт аббат Бернар Клервоский Собор в Клермоне 1096–1270 Крестовые походы Крестовый поход бедноты 1096–1099 Первый крестовый поход Взятие крестоносцами Иерусалима, создание королевства Иерусалимского 1100–1155 Ересиарх Арнольд Брешианский 1106–1125 Правление германского императора Генриха V 1108–1137 Правление французского короля Людовика VI Капета Восстание в г. Лане Создание ордена госпитальеров (иоаннитов) Собор в Суассоне, осудивший учение Пьера Абеляра 1132–1202 Ересиарх Иоахим Флорский (Калабрийский) 1137–1180 Правление французского короля Людовика VII Капета 1138–1254 Династия Гогенштауфенов в Германии Собор в Сансе, осудивший учение Пьера Абеляра 1147–1149 Второй крестовый поход 1152–1190 Правление германского императора Фридриха I Барбароссы 1154–1399 Династия Плантагенетов в Англии 1154–1189 Правление английского короля Генриха II Плантагенета 1167–1216 Правление английского короля Иоанна Безземельного 1180–1223 Правление французского короля Филиппа II Августа 1189–1192

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

др. реликвия святой была помещена в главный алтарь обители Нотр-Дам-де-Монтриё. В описи святынь Дижонского собора от 1519 г. упоминается рука М. М., к-рая, возможно, была подарена кн. гневковским Владиславом Белым между 1366 и 1388 гг. Обстоятельства появления мощей в Везле в источниках описываются по-разному. Мон. Гуго из Флёри в «Истории франков» (нач. XII в.) сообщает об основании Везле Герардом, гр. Бургундии (858), и о хранившихся там мощах М. М. без уточнения, как они там появились (MGH. SS. T. 9. P. 377). В «Хронике» Сигеберта из Жамблу (ок. 1030-1112) упоминается, что святая прибыла в Экс вместе с Максимином, одним из 72 апостолов, и тот стал епископом города. В 745 г., после того как город был разграблен сарацинами, Герард, гр. Бургундии, перенес тело М. М. в недавно построенный им мон-рь Везле (MGH. SS. T. 6. P. 331). Мон. Гуго из Пуатье, секретарь при аббатах Понсе де Монбуасье (1138-1161) и Гийоме де Мелло (1161-1172), датировал перенесение мощей 880 г. (MGH. SS. T. 26. P. 143-150). Сообщение о перенесении мощей М. М. из Экса в церковь в Везле, построенную Герардом, приводится также продолжателем «Деяний епископов Камбре» (между 1180 и 1190 гг.) (MGH. SS. T. 7. P. 502). Ги де Базош, присутствовавший при встрече королей Филиппа II Августа (1180-1223) и Ричарда Львиное Сердце (1189-1199) в Везле в 1190 г., сообщил, что именно Герард перенес мощи М. М. в Бургундский мон-рь ( Wattenbach W. Aus den Briefen des Guido von Bazoches//NA. 1891. Bd. 16. S. 101). В герм. Анналах XII в. перенесение мощей М. М. в Везле датируется 745, 781 или 789 г. (MGH. SS. T. 2. P. 221; T. 24. P. 503; T. 16. P. 382). Согласно Хронике цистерцианца Альберика из Труа-Фонтена (1-я пол. XIII в.), перенесение мощей состоялось в 866 г. (MGH. SS. T. 23. P. 739), тогда как в анналах XIV в. это событие приурочено к 745 г. (MGH. SS. T. 30. P. 143). В Хронике того же времени событие перенесено в период правления Карла Мартелла ( 741) и папы Захарии (741-752) ( Jeannes Iperius. Chronicon S. Bertini//Thesaurus novus anecdotorum/Ed. E. Martene, U. Durand. P., 1717. T. 3. Col. 483, 485). По мнению Саксера, наибольшего доверия заслуживают свидетельства Гуго из Флёри и Гуго из Пуатье, работавшего в Везле, согласно к-рым мощи М. М. были привезены в Везле ок. 880 г. ( Saxer. L " origine des reliques. 1955. P. 18).

http://pravenc.ru/text/Мария ...

Мстислав Изяславич Волынский 1167–1169 (с 1169 по 1180 гг. Киев теряет значение стола великого княжения) Святослав Всеволодович Черниговский 1180–1194 Рюрик Ростиславич Черниговский 1194–1202; 1203–1210 Всеволод Святославич Черниговский, Черный 1210–1212 Мстислав Святославич Черниговский 1212–1223 Св. Александр Ярославич Невский 1246–1252 8 Погодин М.П. Исследования, лекции и замечания, М., 1846; Срезневский И. С. Чтения о древнерусских летописях, Спб, 1862; Бестужев-Рюмин К.Н. О составе русских летописей до конца XIV в., СПб, 1868; Иконников В. И. Опыт русской историографии, Киев, 1908, т. II, кн. I; Шахматов А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводов, Спб, 1908; Приселков М.Д. История русского летописания XI – XV вв., Л., 1940; Греков Б.Д. Первый труд по истории России//Исторический журнал, 1943 г., 11 – 12); Черепнин Л.В. “Повесть временных лет”, ее редакции и предшествующие ей летописные своды//Исторические записки, 1948 г., 25; Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение, М.-Л., 1948; Насонов А.Н. История русского летописания, М., 1969; Лимонов Ю.А. Летописи Владимиро-Суздальской Руси, Л., 1967. 12 Голубинский Е.Е. О так называемой Иоакимовской летописи Татищева//Прибавления к изданию творений свв. отцев. М. 1881, кн. 4, с. 602 – 640. 22 Голубинский Е.Е. Речь перед докторским дискутом в 1880 г. (История Русской Церкви), М., 1904, m.I, ч.2-я., с. VIII. 28 Vernadsky G. Political and Diplomamic History of Russia. Boston, 1936. Vernadsky G. Kievan Russia. New Haven, 1948. 31 Шабатин И.Н. Основные проблемы раннего христианства в нашей стране. Загорск, 1965 (Машинопись). 32 Тысячелетие Крещения Руси. Международная церковно-историческая конференция. Киев, 21 – 28 июля 1986. Материалы. М., 1988. 33 Тысячелетие Крещения Руси. Международная церковная конференция “Богословие и духовность”. Москва, 11 – 18 мая 1987. М., 1989. 35 Прохоров Г.М. Повесть о Митяе (Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы). Л., 1978; Борисов Н.С. Русская Церковь в общественно-политической борьбе XIV – XV вв. М., 1986;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1175. Книга Апостольское Соборное паслание толковое, письменное. Из Суздаля Всемилостивого Спаса Εβφиμиεβα монастыря. Выписано из отписных книг 144 года. 1176. Псалтырь, в полдесть, толковая, оболочена кожею. 1177. Псалтырь Знаменная, писана на харатье, в десть, оболочена кожею. 1178. Устав, писан на бумаге, в десть, оболочен кожею, жуки и застежки медные. 1179. Апостол толковый, писан в десть, оболочен кожею. 1180–1184. Пять Соборников, писаны в десть, оболочены кожею. 1185–1189. Пять Соборников, в полдесть, оболочены кожею. 1191–1199. Десять Миней разных месяцев, письменных, оболочены кожею. 1191–1201. Две книги Василия Великого, в полдесть. 1202–1204. Три книги Григория Богослова толковые, оболочены кожею красною. 1205. Книга Златоструй, в десть. 1206–1208. Три книги Исмарагд, в полдесть, оболочены кожею. 1209. Книга Дионисия Ареопагита, в десть, оболочена кожею, застежки медные. 1210. Книга Иосафа Царевича в десть, оболочена кожею. 1211. Книга Патерик Иерусалимский, в десть, оболочены кожею. 1212. Книга Патерик Скитский, в десть, в затылке. 1213.Две книги Патерик Печерский, оболочены кожею. 1214. Книга житие преподобного Феодосия Печерского , в десть, в затылке. 1215–1216. Две книги Зерцало, в полдесть, оболочены кожею. 1217. Книга Козма Индикоплов, в десть, оболочена кожею. 1218. Книга Летописец, в полдесть, оболочена кожею. 1219–1220. Две книги Григория Амиритского, в полдесть. 1221. Книга Исак Сирин, в полдесть, оболочена кожею. 1222. Книга Григория Акраганского, в полдесть. 1223. Книга Феодора Студитск ого, в полдесть оболочена кожею. 1224. Книга Григорий Арменский, в четверть, в затылке. 1225. Книга Паремейник, в десть, оболочена кожею. 1226. Книга Афанасия Александрийского в полдесть, оболочена кожею. 1227. Книга житие Соловецких чудотворцев, в полдесть. 1228. Книга житие Печерских чудотворцев, в полдесть. 1229. Книга в четверть Александра Свирского , оболочена кожею белою. 1230. Книга Киприяна и Устины в четверть, оболочена кожею. 1231. Книга Златая четь (sic!), в четверть, в затылке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

630-631 631-634 МИХАИЛ (Копыстенский Михаил Федорович; 50-е гг. XVI в. - нач. марта 1609), правосл. еп. Перемышльский и Самборский Западнорусской митрополии 634-640 МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. 640-642 642-643 643-646 646-648 648-652 МИХАИЛ (Семёнов Павел Васильевич; июнь 1873 или 1874 - 1916), писатель, публицист, еп. Канадский Белокриницкой иерархии (Русской православной старообрядческой церкви) 652-659 МИХАИЛ (Темнорусов Павел Михайлович; 1854-1912), архиеп. Минский и Туровский, церковно-общественный деятель 659-663 663-666 666-669 МИХАИЛ I КИРУЛАРИЙ (нач. XI в.- 1059), патриарх К-польский (с 25 марта 1043 по 2 нояб. 1058), один из крупнейших церковно-политических деятелей в истории Византии 669-672 МИХАИЛ III АНХИАЛ [Анхиалец, из Анхиала], патриарх К-польский (янв. 1170 - март 1178), визант. богослов, ученый 672-674 674-675 676-677 676-677 677-678 678-679 679-680 680-681 681-682 МИХАИЛ VI [Михаил ас-Саббаг аль-Хамави] (ок. 1505 - 1592 (?)), патриарх Антиохийский (1576/77-1583/84) 682-683 МИХАИЛ I еп. Картли (Мцхетский) (50-е - кон. 60-х гг. V в.), предстоятель Грузинской Православной Церкви 683-684 684-685 685-686 686-687 687-690 690-691 691-692 692-693 693-694 694-697 МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333-399), вел. кн. Тверской (1365-1399, с перерывами), блгв. кн. (пам. 26 авг.; в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) 697-701 МИХАИЛ АСТРАПА И ЕВТИХИЙ средневек. художники, создавшие неск. фресковых ансамблей на территории Македонии и Сербии 701-703 702-703 МИХАИЛ БРЕЙК [Бурейк, Барик; ад-Димашки ] (нач. XVIII в. - после 1781), свящ., правосл. араб. летописец 703-704 704-705 705-706 МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (не ранее 1180 - 124), мч. (пам. 14 февр., 20 сент.- отдельная память и в Соборе святых Брянской митрополии, 22 сент.- в Соборе Тульских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), кн. Черниговский (1223-1235, 1245-1246) 706-725 МИХАИЛ ГАРЕДЖЕЛИ прмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 авг.) - см. в ст. Геронтий, Серапион, Герман, Виссарион, Михаил, Отар и Симон Гареджийские

http://pravenc.ru/vol/XLV.html

728 Ср.: «...Ты говоришь о временах, когда Бог был, а Сына не было»; Theol. l, 57–58 (явная аллюзия на арианскую фразео­логию IV в.). 729 В.Грюмель приводит важные документы времен патриарха Сергия: письма к папе римскому по вопросу о Филиокве, акт отлучения папы и Окружные послания восточным патриар­хам по поводу этого отлучения: Grumel. Regestes I, 1, 240–242 818–812). Стоит заметить, что ни в одном сочинении Симеона Нового Богослова нет ни следа полемики с латиня­нами: его явно больше интересовала борьба со своими непо­средственными противниками внутри Восточной Церкви, чем споры с западными оппонентами. В этом отношении Никита Стифат отличается от Симеона: он был лично вовлечен в полемику с латинянами около 1054 года: ср. Demetrakopu-los. Bibliotheca, ε– η, 18–36. 731 Ср., например, рассуждения на Ин. 14в Богословских Словах Симеона и в «Слове I против армян» Евфимия Паф-лагонского [PG 132, 1161D – 1164D] (об авторстве Евфи­мия см. Grumel. Invectives). 733 О Димитрии см. DHGE 14 (I960), 210–211. О Константине и Иринике, а также о Соборах 1166–1171 гг., см. Gouillard. Synodikon 216–222 . О развитии ереси после 1180 см. Ibid. 1223–224]. 1 Ср Darrouzes. SC 122, 98–99 (прим.1). 734 Об истолковании этого стиха в доникейский период см. Simonetti. Giovanni, 151–152; Σκκος. Πατρ, Ι, 73–76. 741 На греческом сохранились лишь четыре фрагмента этой Беседы: см. Сочинения, 227–230. Однако сирийская версия содержит почти полный текст: см. «Отец Мой более Меня» iMuseon 43, 317–364]. 748 Ср. Анастасий Синаит . Путеводитель, X, 1, 2,  128–131 154 ; Слова, IV, 2, 131–137 (94]. Ср. толкование с упомина­нием человеческой природы Христа у Кирилла Александрий­ского: Беседы на Евангелие от Иоанна, 7 (245–246]; Сокро­вищница, 9 (117 ВС]. Ср. подобное же толкование у Макси­ма Исповедника: К Марину, 1 CD]. 749 Petit. Documents, 476. Протоиерей Иоанн Мейендорф вы­сказывает предположение, что спорный вопрос мог возник­нуть вследствие встречи с западной мыслью: Meyendorff: Christ, 200. Относительно связи между Собором 1166 г. и Западом см.: Classen. Konzil.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

795 Возможно, какое-то местечко в Троаде. См.: Тъпкова-Зашлова В… Милтенова А. Историкоапокалиптичната книжнина във Византия и в средневековна България. София, 1996. 797 По поводу этого персонажа у исследователей различные мнения. В нём видят либо Филиппа II Августа (1180–1223), либо Филиппа I Франкского (1060–1108), либо Филиппа Швабского (1198–1208). См.: Bousscl W. Op. cit. S. 31; Schmoldt H. Op. cit. S. 174. 802 X. Шмольд: «Нет нужды искать прототип этой богопротивной царицы в истории Восточно-Римской империи; вероятно, речь идет об условной апокалиптической фигуре». См.: Schrnoldi H. Op. cit. S. 185. 803 Пророчества о гибели Византия-Константинополя – Сив 3:437–441 и Смирны – Сив 3:343, 365; о землетрясении на Кипре – Сив 3:457. 805 В Парижской рукописи 2180 такой эпилог: «Тогда появится знамение животворящего Креста, шествующего с неба. Затем и Сам наш Господь Иисус Христос снизойдет и станет на доме Давида, и устроит престол Его, и поставит праведных справа, а грешников слева. Тогда [откроются] книги и будут оглашены дела праведных и грешников. И тогда праведные наследуют жизнь вечную, а грешники получат нескончаемое мучение. Да возблагодарим за избавление и человеколюбие Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Которому подобает вся слава, сила, честь и поклонение, вместе с Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь». См.: Tischendorf С. Apocalypses apocryphae. Leipzig, 1866. S. XXXIII. 809 Хотя в кодексе это сочинение носит название «Святого отца нашего Мефодия епископа слово о конце дней и об Антихристе», как справедливо показал В. М. Истрин , оно отличается от известного «Слова» или Откровения Мефодия Патарского  и должно быть отнесено к апокрифическому циклу «Видений пророка Даниила». См.: Истрин В. М. Указ, соч. С. 294. 810 Подобная же фраза встречается в армянском «Апокалипсисе Даниила»: «Горе тебе в то время, Вавилон Седмихолмый, когда будет править вдова!» (300, 28). О «жене скверной» и «вдове». 812 В более ранних редакциях Видения пророка Даниила вместо столпа Константина фигурирует колонна Аркадия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

базилика И. стала центром укрепленного города с 4 приходскими церквами. Во 2-й пол. XI - кон. XII в. на месте старого храма строили 3-нефную базилику с деамбулаторием и башней над средокрестием. Базилика св. И. в Бриуде - самая крупная романская церковь в Оверни (длина 77 м, высота центрального нефа 22,2 м). В зап. части нефа и в капелле св. Михаила сохранились росписи, выполненные вскоре после постройки храма. Святыней базилики оставалась гробница И., там же находились гробницы мч. Илпидия и исп. Арконция, к-рых отождествляли со старцами, захоронившими тело И. Вокруг базилики располагались палаты каноников, капеллы, кладбище, приходская ц. Богоматери. В состав капитула принимались в основном представители знати. Должность прево капитула обычно занимали сыновья или др. родственники графа Оверни, деканами были представители семейства де Меркёр. В результате вражды между этими родами в Бриуде происходили военные столкновения между сторонниками прево и декана. Кор. Франции Людовик VII (1137-1180) неоднократно посещал Бриуд, вмешиваясь в конфликты между капитулом и местной знатью с целью установить контроль над обл. Овернь, в 1158 г. он подтвердил привилегии капитула. Позиции каноников укрепились после включения Оверни в состав домена франц. короля (1212), в 1223 г. капитул выкупил у графа Оверни права и имущество в Бриуде, став, т. о., единственным сеньором города. Сосредоточение власти в руках капитула, превратившегося в аристократическую корпорацию, привело в XIII-XV вв. к столкновениям между канониками и горожанами. Об экономической мощи капитула свидетельствует составленный на рубеже XI и XII вв. большой картулярий, или «Книга привилегий св. Юлиана» (Liber de honoribus sancti Iuliani) (сохр. 454 грамоты; в кон. XIII в. составлен малый картулярий (Liber Viridis)). В 1049 г. по указанию Римского папы Льва IX число каноников было сокращено до 80 чел., в 1426 г.- до 54 чел. В соответствии с привилегией, выданной в 1346 г. Римским папой Климентом VI , каноники получали дворянское достоинство.

http://pravenc.ru/text/1237819.html

Допускалось наследование по женской линии и в Испании. Например, такая величественная фигура, как Изабелла Католичка (1474-1504) была объявлена в 1468 г. наследницей Кастильского престола, а в 1474 г. стала королевой Кастилии после смерти своего единокровного брата Энрике IV (1454-1474). Интересно, что порядок наследования престола был определен не древним законом или обычаем, а непосредственно королем Хуаном II (1406-1454) в его завещании . В Португалии, после того, как король Санчо II (1223-1247) был лишен власти, новым венценосцем стал Афонсу III (1248-1279), ссылавшийся на династические права своей жены, графини Матильды де Даммартен (1202-1259), королевы-консорт в период с 1248-1253 гг. V . Но и с преемственностью власти по мужской (сыновней) линии все обстояло не так однозначно, как это иногда кажется. Как известно, наследование является лишь одним из видов преемственности власти . И даже наследование «по крови», как показывает многовековая практика, вовсе не предполагало в автоматическом режиме передачу власти старшему из сыновей. Правящий монарх обычно останавливал свой выбор на отпрыске, демонстрирующем превосходные личные качества, а также на том, кто рожден «в пурпуре», вовсе игнорируя принцип старшинства . Более того, история многократно демонстрирует нам картины передачи власти вообще посторонним людям, не связанным с монархом никаким родством. Приведем несколько типичных примеров. Умирающий герой Византии император Иоанн II Комнин (1122-1143) неожиданно для всех объявил на смертном одре, что передает власть не старшему сыну Исааку, а младшему, Мануилу I (1143-1180). Сравнив для обоснования своего выбора в присутствии армии характеры обоих сыновей, царь подытожил: «Итак, примите этого юношу как царя, и Богом помазанного, и по моему избранию вступающему на престол» . После того, как царевич Андроник отказался выкупать своего отца Иоанна V Палеолога (1341-1376; 1379-1391) из венецианского плена, василевс назначил своим преемником другого сына – будущего императора св. Мануила II Палеолога (1391-1425). Оскорбленный старший сын организовал два заговора, второй из которых был удачным, и вскоре короновался под именем Андроника IV Палеолога (1376-1379) вместе со своим сыном Иоанном VII Палеологом (1377-1390). Впоследствии наступило примирение, и Андроник вновь был объявлен наследником престола. Но после его смерти царем стал св. Мануил .

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

Не мало также было святых иерархов в Ростове. б) Другая черта, общая византийским и русским святым иерархам – это их учительность. Весьма многие из них прославились не только святой жизнью, но и литературными трудами. Не повторяя уже известных имен византийских и вместе вселенских великих учителей и святителей, скажем, что и из русских святых иерархов оставили глубокой след в духовной литературе м. Иларион, м. Иоанн, м. Алексей, м. Киприан, Кирилл туровский , Симон и Серапион владимирские , Моисей и Геннадий новгородские , Стефан пермский, – из позднейших Димитрий ростовский и Тихон воронежский. 4). Св. миряне Сравнивая русских святых мирян с византийскими, мы видим, что в нашем отечестве на первом плане также, как и в Византии, стоят лица царствующего дома. Так и следовало ожидать, ибо они были первыми проводниками христианского просвещения и совершали подвиги равноапостольные. Они же бывали иногда и добрыми страдальцами за русскую землю. Вообще же они стояли так высоко, что их доблести и страдания не могли остаться незамеченными и не заслужить им вечной памяти, от которой недалек переход и до канонизации. Русских царственных святых было больше, чем византийских. Вот их перечень: Ольга 969, Владимир 015, Борис и Глеб 015, Анна 1050, Владимир новгородский 051, Ярополк – Петр 1086, Константин муромский 1129, Мстислав Феодор 1132, Всеволод-Гавриил 1139, князь – инок Николай Святоша 1142, Игорь, убитый киевлянами 1147, Ростислав-Михаил 1167, Евфросиния полоцкая 1173, Андрей Боголюбский 1174, Глеб Андреевич 1175, Мстислав новгородский 1180, Петр и Феврония муромские 1228, Федор новгородский 1223, в. кн. Георгий и Василько ростовский 1238, Евпраксия псковская 1243, Михаил черниговский 1244, Василий ярославский 1249, Евфросиния суздальская 1250, Константин ярославсвий 1257, Александр невский 1263, Роман рязанский 1270, кн. Харитина 1281, кн. Роман угличский 1285, Петр царевичь ордынский 1290, кн. Феодор Ярославичь 1298, Довмонт псковский 1299, Даниил московский 1303, Олег брянский 1307, Михаил тверский 1318, Давид ярославский 1321, кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010