Г. В. стремился закрепить за своими ставленниками княжение в Вел. Новгороде. В кон. 10-х - нач. 20-х гг. в княжествах Сев.-Зап. Руси прочно сидели представители смоленской княжеской ветви. Используя противоборство боярских группировок Новгорода, Г. В. сумел изменить ситуацию. В 1221 г. он посадил здесь на стол своего старшего сына Всеволода, весной 1223 г. заменил его братом Ярославом Всеволодовичем, весной следующего года вернул в Новгород сына. Зимой 1224/25 г. Всеволод был вынужден уйти из Новгорода. После этого Г. В. вместе с Ярославом и братом жены блгв. кн. Михаилом Всеволодовичем (из черниговских князей) совершил поход в Новгородскую землю и занял Торжок. Долгие переговоры закончились отказом вел. князя от продолжения похода и коротким пребыванием новгородцев под управлением кн. Михаила. В 1225 г. он занял черниговский стол и в Новгороде вновь стал княжить Ярослав Всеволодович. В 1223 г., когда в Сев. Причерноморье пришло войско монголов во главе с полководцами Субудаем и Джебе, южнорус. князья, пытаясь создать антимонг. коалицию, обратились к Г. В. Вел. князь владимирский направил им в помощь отряд во главе со своим племянником кн. Василько Константиновичем. Однако отряд успел дойти только до Чернигова, где получил печальную весть о разгроме рус. войск на р. Калке. В 1226 г. Г. В. вместе с племянниками Василько и Всеволодом (Иоанном) Константиновичем ходил ратью в Черниговскую землю «в помочь» кн. Михаилу Всеволодовичу, чьим соперником в борьбе за Чернигов выступил курский кн. Олег Игоревич. Г. В. удалось добиться заключения мира, закреплявшего черниговский стол за Михаилом. По повелению Г. В. предпринимались походы на Мордву. В 1226 г. успешный поход совершили его братья Святослав и Иоанн. Зимой 1228/29 г. новый крупномасштабный поход на Мордву возглавил сам вел. князь. Помимо Г. В. в нем участвовали его брат Ярослав, племянники Василько и Всеволод, а также муромский кн. Георгий (Юрий) Давидович. Поход против мордов. кн. Пуреша, ориентировавшегося на Волжскую Булгарию, в поддержку мордов. кн. Пургаса, зависимого от Г. В., прошел успешно. В 1232 г. поход рус. войск против Мордвы возглавил Всеволод - старший сын Г. В.

http://pravenc.ru/text/164457.html

Рюрик Ростиславич в пятый раз, 1206–1207 Всеволод Святославич Чермный во второй раз, 1207 Рюрик Ростиславич в шестой раз, 1207–1210 22. Матфей, упомин. с 1210, † 1220 Всеволод Святославич Чермный в третий раз, 1210–1214 3. Юрий Всеволодович, сын предыдущего, 1212–1217 1214. Учреждена епархия Владимиро-Кляземская 1220. В первый раз упоминается епархия Перемышльская Мстислав Романович Добрый или Старый, сын Р-на Ростиславича 1214–1223 (первый год Новгор. 1, второй Лавр.; Ип,– 1224) 4. Константин Всеволодович (Ростовский), старший брат предыдущего, 1217–1218 1227. Посольство от папы Гонория III. 1128. Послание патр. Германа к митрополиту о непоставлении во священники рабов, не освобождённых от рабства. 1228. Появление в Киеве Доминиканцев с целью пропаганды. 1231. Посольство от папы Григория IX. 1233. Изгнание из Киева Доминиканцев 5. Юрий Всеволодович второй раз. Зимой 1237г. пришли на Русь от восточных стран, через Рязанскую землю Татары: 8 Февраля они взяли Владимир, а 4 Марта погиб в битве с ними на р. Сити великий князь 23. Кирилл 2, 1224–1233 Владимир Рюрикович, сын Рюрика Ростиславича, 1223–1235 (первый год Акад. лет., второй Новгородская. 1 и Акад.) Изяслав Владимирович из Черниговских, правнук Олега Святославича, 1235–1236 (Новг. 1 и Акад.) Ярослав Всеволодович, сын В-да Юрьевича Владимирского,1236–37 (ibidd) 24. Иосиф, прибывший в 1237г. и более не упоминаемый Учреждена епархия Угровская Михаил Всеволодович, сын В-да Чермного, И. 1237–39 Ростислав Мстиславич, сын М-ва Доброго И. 1239. Не долго Даниил Романович Галичский, отнявший Киев у Ростислава в 1239 году, и посадивший в нём своего боярина Димитрия. При этом последнем Киев взят был Батыем 6 Декабря 1240г.,– Лавр. и И. 1388 Могут возразить нам, что Иларион, человек с совершенно исключительной натурой, представляет собой единичное исключение (подобное тем единичным исключениям, о которых говорим мы несколько ниже за последующее время), т. е. что он один успел получить научное образование у одного из Греков, находившихся в России, и что от его примера нет права делать общих заключений. Но и люди с исключительными натурами рвутся к просвещению, когда видят его перед собой или когда слышат о нём. Юность Илариона относится к такому раннему времени христианства у нас, что он ещё не мог быть наслышан о просвещении у Греков. Следовательно, необходимо думать, что он видел его, т. е. видел у себя дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Кафедра новгородских святителей со времени введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державой. Том 1 Источник Том 2 → Содержание Епископы 1. Св. Иоаким Корсунянин (992–1030) 2. Св. еп. Лука-Жидята (1035–1059) 3. Еп. Стефан (1060–1068) 4. Еп. Феодор (1069–1078) 5. Св. еп. Герман (1078–1096) 6. Св. еп. Никита (1096–1107) 7. еп. Иоанн Папин (1108–1130) 8. Св. еп. Нифонт (1130–1157) 9. Св. еп. Аркадий (1157–1165) Архиепископы 1. Св. Иоанн (в иночестве Илия) (1165–1186) 2. Св. архиепископ Григорий (в мире Гавриил) (1186–1193) 3. Св. архиепископ Мартирий (1193–1199) 4. Архиепископ Митрофан (с 1199 по 1211, вторично с 1219 по 1223); 5. Св. архиепископ Антоний (с 1212 по 1220, вторично с 1225 по 1230); нехиротонисанный чернец Арсений (с 1223 по 1225 г., вторично в 1228 г.) 6. Архиепископ Спиридон (1229–1249). 7. Архиепископ Далмат (1251–1274) 8. Архиепископ Климент (1274–1299) 9. Архиепископ Феоктист (1299–1307) 10. Архиепископ Давид (1307–1324) 11. Св. Архиепископ Моисей (с 1324 по 1329 г., вторично с 1352 по 1359 г.) 12. Св. Архиепископ Василий (1329–1352) 13. Архиепископ Алексий (1359–1388) 14. Архиепископ Иоанн 2-й (1388–1415) 15. Св. Архиепископ Симеон (1415–1421) 16. Феодосий – нехиротонисанный (с 1421 по 1423) 17. Архиепископ Евфимий I-й – брадатый (1423–1428) 18. Св. архиепископ Евфимий 2-й Вяжищский (1429–1458) 19. Св. архиеписноп Иона Отенский (1458–1470) 20. Св. архиепископ Феофил (1470–1480) Перечень Новгородских архиереев, составленный в конце XV века, напечатанный в «Духовном Вестнике» 1862 г. за месяц март, стр. 56, 57, 58 и 59     Христианство началось в Новгороде (в 992 г.) вскоре по утверждении его в Киеве, тогда же образовалась здесь и святительская кафедра, которая, в продолжение 168 лет, почти ничем не отличалась в отношении своих прав от других епископских кафедр в Русской земле; она состояла в полной зависимости от митрополита Киевского и не имела тени самостоятельности. Митрополит Киевский по своему усмотрению назначал епископов в Новгород, не посвящал в епископский сан тех, которых предлагали ему Новгородцы (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Аминь. И веселяшеся блаженный душею и телом, устроив себе память вечную, и всем крестьяном честной монастырь» 233 . В том же году в Новгороде было изумительное происшествие: один набожный Новгородец каждый день посещал храм Божий, и, с благоговением принимая антидор или просфору, с благоговением и вкушал ее. Раз, нес он Богородичную просфору в дом, и по немощи заснул на дороге. Псы, почуяв хлеб, подошли и хотели было унести просфору; но отскакивали прочь, отражаемые какою-то невидимою силою. Это было в виду людей. Узнав об этом, блаженный Мартирий приказал на месте происшествия заложить храм в честь Пресвятой Богородицы. Супруга князя Ярослава Владимировича Елена приняла на себя постройку храма, при котором основала и женскую обитель, и в следующем году монастырский храм Рождества Богородицы 234 на. Молоткове был освящен Немалое имел попечение блаженный святитель и о благоустроении храма св. Софии: он великолепно украсил собор, пристроил к нему паперть и воздвиг колокольню (звонницу), под именем «Мартириевских». На Софийской колокольне есть даже колокол, называемый также Мартириевским 235 . Изможденный летами и трудами, «раб Божий Мартирий» скончался, как сказано, на берегу оз. Селигера 24 августа. Сетующие Новгородцы, посреди народного плача, с честью погребли тело своего владыки в созданном им притворе, или паперти, древнего Софийского храма, где простая на гробе его надпись: «Мартирий» – говорит о достойном пастыре красноречивее всяких возгласов пашей древней схоластики. По словам летописи, «он устроил себе блаженною душою память вечную» 236 . Мощи его почивают под спудом в устроенной им паперти, называемой златою 237 , которая кроме того носила и название «Кутейника», по случаю отправления здесь в древности панихид по государям и святителям. Память его совершается 10-го февраля. 4. Архиепископ Митрофан (с 1199 по 1211, вторично с 1219 по 1223); 5. Св. архиепископ Антоний (с 1212 по 1220, вторично с 1225 по 1230); нехиротонисанный чернец Арсений (с 1223 по 1225 г., вторично в 1228 г.) 238 После кончины блаженного Мартирия, князь Новгородский Святослав, сын Всеволода, совещавшись с посадниками и клиром, возвел на сени владычные инока Митрофана, жребий которого был уже раз полагаем на престол св. Софии, и весь Новгород с честью посадил его на епископию, «дондеже будет от митрополита позвание» 239 . Два года управлял Митрофан паствою без хиротонии; затем в 1201 (6709) г. он отправился в Киев (в Русь) к митрополиту для поставления с мужами «Новгородскими и с Всеволожими», где был хиротонисан месяца июля в 3 день, на память св. Иоакима, а в Новгород прибыл сентября 14-го на праздник Воздвижения честного креста и был встречен с радостью всеми Новгородцами 240 . Из какой обители инок Митрофан был взят на епископскую кафедру, в летописи не сказано; но видно, что он хорошо был известен и князю, и Новгородцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

рукоположен в 1210 г., переведен на Перемышльскую кафедру в 1219 г. Митрофан (вторично) 17.03.1220–3.06.1223. Арсений (не рукоположен) избран 3.07.1223–1225. Свт. Антоний (вторично) 1225–1228. Арсений (вторично) Свт. Антоний (в третий раз) 1228–1229, (8.10.1232) Спиридон избран в 1229, рукоположен 24.02.1230, прибыл в Новгород 19.05.1230–1249. Перемышльские епископы Свт. Антоний (переведен с Новгородской каф.) 1219–1225. Переяславские епископы и митрополиты Петр упом. 2.05.1072. Леонт (титулярный митрополит) Свт. Николай (титулярный митрополит?) Свт. Ефрем (титулярный митрополит упом. в 1089 и 1091 гг. Симеон I упом. в 1101 г. (или ранее). Лазарь рукоположен 12.11.1105 — 6(16?). 09.1117. Сильвестр 1.01.1118 – 12.04.1123. Марк (Маркел) рукоположен 4.10.1125 — 6.01.1135. Свт. Евфимий поставлен в 1141 г., упом. прежде 1149 г. Василий рукоположен в 1156/1157 г. поставлен в 1197 г. Сщмч. Симеон II Полоцкие епископы Свт. Мина рукоположен 13.12.1105 — 20.06.1116. упом. прежде 1128 г. Косьма рукоположен в 1143 г. Свт. Дионисий поставлен, вероятно, до 1169 г.— 1183/1184. Николай поставлен в 1184 г. (или, возможно, до июля — августа 1183 г. Алексий упом. в 1231 г. Ростовские епископы Свт. Феодор [Иларион] Сщмч. Леонтий ок. 1070-х гг., поставлен, вероятно, в 1073/1076 г. Свт. Исаия упом. в 1088–1089 гг. упом. при кн. Владимире Мономахе, т. е. в 1090–1100-х гг. [Свт. Симон] Нестор упом. в 1148 г., лишен кафедры в 1156 г. Леон(тий) (ок. 1165 г. титулярный архиепископ) поставлен в 1158 г., изгнан в 1159 г., по возвращении изгнан вторично в 1162 г., ( 1183 г. или ранее. Феодор (Феодорец) (не рукоположен) поставлен кн. Андреем Боголюбским в 1162 г.(или позднее) — казнен 8.05.1169. Николай в 1183 г. поставлен, но не принят кн. Всеволодом Юрьевичем и переведен на Полоцкую кафедру Свт. Лука рукоположен 11.03.1184 — 10.11.1189. Свт. Иоанн рукоположен 23.01.1190–1214. Пахомий рукоположен 10.11.1214–1216. Кирилл I (в схиме Кириак) 1216/1217 – 16.09.1229 оставил кафедру,приняв схиму, ( 17.04.1230.

http://sedmitza.ru/lib/text/443844/

В 553 г. его произведения были осуждены как несторианские. Феодор Музалон (ум. 1294 г.) – полемист, богослов, великий логофет. Феодор Никейский – епископ Никеи, столицы Никейской империи. Известен своим письмом о путешествии в Эндемузу (в Никейской империи) и далее в митрополию Аланию, куда отправился между 4 января 1223 – 6 февраля 1226 г. через Крым. Его маршрут пролегал из Херсона к приазовской Тамани, а далее – к верховьям кавказского Большого Зеленчука. Затем Ф. Н. вернулся в Никею, участвовал в синодальных собраниях при Патриархе Германе II (1223–1240 гг.), оставил после себя несколько богословских работ. Более всего известен как автор ценного нарративного источника по истории Алании и северного Причерноморья под названием «Аланское послание» (издано Ю. А. Кулаковским ). Феодор Педиасим (XIV в.) – византийский ритор, писатель. Феодор Продром (ок. 1070–1075 – 1153 гг.) – очень плодовитый византийский писатель и поэт-сатирик эпохи Комнинов. Из риторического трактата Ф. П. «Против тех, кто из-за бедности злословит провидение» следует, что его автор «...происхождения был отнюдь не низкого», образование получил «у лучших учителей» того времени, «усердно изучив... грамматику, риторику, философию, науку о линиях и числах», то есть геометрию и арифметику, а также знал труды Аристотеля, Платона. По окончании школы, несмотря на имевшийся с детства дефект речи (заикание), сам занимался преподаванием, причем среди его учеников и учениц были, видимо, дети василевсов Алексея I Комнина (1081–1118 гг.) и Иоанна Комнина (1118–1143 гг.). Он попадал то в милость, то в немилость двора и Церкви и, как профессиональный литератор, брался за любые виды литературной деятельности, но зачастую еле сводил концы с концами. Сетовал в своих произведениях на жизненную нужду, злосчастные обстоятельства, болезни и оставил много любопытных бытовых зарисовок. В 1144 или 1145 г. жил в птохионе при церкви Св. Павла, где и умер в конце 1153 г., незадолго до смерти приняв монашеский постриг и имя Николай.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

418 Джелал-эд-Дин (?–1231) – хорезмшах (с 1220 г.). После смерти своего отца хорезмшаха Мухаммеда II возглавил борьбу хорезмийцев против монголо-татарского нашествия. В битве при Парване нанес монголам поражение, которое, как отмечают исследователи, было единственным крупнейшим поражением монголов за все время их боевых действий в Средней Азии, Иране и Афганистане в 1219–1222 гг. Но в 1221 г.Чингисхан на реке Инд разбил войска Джелал-эд-Дина, и хорезмшах вынужден был бежать в Индию. До начала 1224 г. жил в Индии, затем на Кавказе. В 1224 г. предпринял поход в Иран и Месопотамию, затем захватил Азербайджан, часть Грузии и Армении. В 1231 г. в Азербайджан вновь вторглись монголо-татарские войска, в бою с которыми Джелал-эд-Дин был разбит. Бежал в Месопотамию и там был убит. 419 Русудан (1223–1245) – грузинская царица, родная сестра Георгия IV Лаши, единственная законная наследница Царского престола после смерти Георгия IV в 1223 г. Ведя войну с монголами, хорезмшах Джелал-эд-дин отправил к грузинам послов для заключения мира и совместного выступления против монголов и вместе с тем потребовал от грузин принять ислам. Русудан отклонила предложение хорезмшаха. Б 1226 г., благодаря измене внутри города, он захватил Тбилиси. По свидетельству арабского историка Ибн-ал-Асира (1160–1232), в городе спаслись только те, кто принял ислам и произнес изречение Корана: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед Пророк его». В 1235 г. в Грузию вторглись монголы, постепенно заняв всю восточную и южную Грузию. Узнав о нашествии монголов, царица Русудан перебралась в Кутаиси. Не надеясь получить помощь извне, царица Русудан пошла на мирное соглашение с монголами и оказалась во владениях Золотой Орды. В 1243 г. был заключен договор, по условиям которого монголы оставили в Грузии царскую власть неприкосновенной, но на царский престол царя утверждал монгольский великий хан. Русудан возвратилась в Тбилиси для утверждения на царство своего сына Давида, которого отправила к хану. Вскоре царица Русудан скончалась. Начиная с XIII в. – со дня присылки в Грузию папой Григорием IX доминиканских монахов в ответ на просьбу царицы Русудан оказать военную помощь в борьбе с монголами, и вплоть до первых десятилетий XX в. в Грузии проводилась настойчивая католическая пропаганда. Папы Николай IV, Александр VI, Урбан VIII и др. присылали к грузинским царям, митрополитам и вельможам послания, домогаясь склонить грузин к своему вероисповеданию, а папа Евгений IV мечтал окончательно осуществить на Флорентийском Соборе желание Римских первосвященников. Но все покушения католиков убедить грузин признать их вероисповедание были тщетны.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

566 Назван по монастырю, расположенному высоко в горах в епархии Фьезоле; основатель, Иоанн Гуальберт, установил здесь в 1038 г. устав св. Бенедикта. 567 Основатель ордена, Франциск Ассизский, создал в 1207–1209 гг. орден миноритов, или меньших братьев, которых папа Иннокентий III в 1209 г. принял на службу Церкви, взяв с них обет послушания папе и дав им тонзуру клириков; папа Гонорий III не утверждает первый устав ордена в 1221 г.; буллой Гонория III Solet аппиеге от 29 ноября 1223 г., сохранившейся в оригинале до наших дней в ризнице монастыря Сакро Конвенто в Ассизи, утверждается т.н. «Второй» или «Окончательный устав», который и остается основой устройства ордена (см.: Франциск Ассизский, св. Соч. М., 1995), периодически подвергаясь различным дополнениям и становясь объектом толкований. Так, в 1260 г. св. Бонавентура (с 1273 г. – кардинал, в 1482 г. – канонизирован, в 1582 г. признан учителем Церкви) провел свой первый генеральный капитул, на котором были приняты важные решения, получившие название «Нарбоннских конституций»: 1) было осуждено чрезмерное увлечение бедностью, начавшей заменять в сознании некоторых все остальные добродетели; 2) поддерживалось развитие крупных монастырских общин, которые изымались из-под юрисдикции епархиальных епископов; 3) подчеркивалась необходимость обучения монахов и организации школ и кафедр в университетах. В конце 13 в. произошло внутреннее разобщение ордена на «спиритуалов», опирающихся на учение Иоахима Флорского в собственной переработке (отлучены в 1329 г. папой Иоанном XXII), и «конвентуалов», осуждавших иоахимизм и стоявших на почве подчинения Риму. Папа Лев Х в булле Ite vos от 29 мая 1517 г. признал разделение ордена, в результате чего появились две структуры с собственным управлением: Меньшие братья обсерванты (от observatio – «соблюдение», т.е. соблюдение устава) во главе с minister generalis и Меньшие братья конвентуалы (от conventum – «монастырь») во главе с magister generalis. См. также: Павлов С.В. Булла «Quo elongati» как комментарий к францисканскому Уставу (1223 г.) и завещанию Франциска Ассизского/Проблемы социально–полит. истории и культуры средних веков: Тез. докл. конф. студентов, аспирантов и мол. ученых. Санкт–Петербург, 24–28 нояб. 1997 г. СПб., 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евфросин, архиепископ упоминается примерно с 1153 в XII веке возможно, во время отсутствия епископ Нифонта в 1149 неизвестно Аркадий, епископ, свт. рукоположен с 10.08.1158 (избран в 1156) 19.09.1165 Новгородская и Псковская Имена Сведения Иоанн (в схиме, а в постриге Илия), архиепископ, свт. рукоположен с 28.03.1166 7.09.1186 Григорий (Гавриил), архиепископ, свт. рукоположен с 29.03.1187 (избран в 1186) 24.05.1193 Мартирий (Рушанин), архиепископ, свт. рукоположен с 10.12.1193 24.08.1199 Митрофан, архиепископ рукоположен с 03.07.1201 по 1211 отстранён от управления в 1220 вернулся на кафедру Антоний (Добрыня Ядрейкович), архиепископ, свт. избран и утвержден в Киеве с 1212 по 1218 епископ Перемышльский Митрофан, архиепископ повторно 03.07.1223 Арсений избран, не был рукоположен с 03.07.1223 до 1225 неизвестно Антоний (Добрыня Ядрейкович), архиепископ, свт. бывший епископ Перемышльский с 1225 по 1229 на покое; 8.10.1232 Спиридон, архиепископ рукоположен с 1230 (избран в 1229) Далмат, архиепископ рукоположен с 25.05.1251 (избран в 1249) 21.10.1274 Климент, архиепископ рукоположен с 02.08.1276 (избран в 1274) 22.05.1299 Феоктист, епископ свт. рукоположен с 29.06.1300 по 1307 (избран в 1299) отказался от кафедры; 23.12.1310 Давид, архиепископ рукоположен с 05.06.1309 05.02.1325 Моисей (Митрофан), архиепископ, свт. рукоположен с 1325 по 1330 на покое, в 1352 вернулся на кафедру Василий (Калика), епископ, свт. рукоположен с 29.08.1331 3.07.1352 Моисей (Митрофан), архиепископ, свт. повторно с 1352 по 1358 на покое; 25.01.1362 Алексий, архиепископ рукоположен с (12.07.)1360 по (22.04.)1388 на покое; 03.02.1389 Иоанн (Порфирьев), епископ рукоположен с 17.01.1388 по 20.01.1414 (избран 7.05.1387) на покое; 24.06.1417 Симеон (Сэмпсон в иноках), архиепископ рукоположен с 22.03.1416 (избран 11.08.1415) 15.06.1421 Феодосий избран, не был рукоположен с 01.09.1421 по 30.08. 1424 изгнан; 29.09.1425 Евфимий I (Брадатый Емилиан), архиепископ рукоположен с сентября 1424 01.11.1428 (1429) Евфимий II (Вяжицкий), архиепископ, свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Питирим 1719–1738. Архп. с 1824. Иоанн Дубинский 1739–1742. Димитрий Сеченов 1742–1748. Вениамин Пуцек-Григорович 1748–1753. Феофан Чарнуцкий 1753–1773. Антоний Герасимов-Зыбелин 1773–1782. Иоасаф Заболоцкий 1782–1783. Дамаскин Семенов-Руднев 1783–1794. Павел Пономарев 1794–1798. Нижегородские и Арзамасские (c 1799 г.): Вениамин Краснопевков-Румовский 1798–1811 Архп. c 1804. Моисей Близнецов-Платонов 1811–1825. (C 1825 г. была вакантна; управлял Костромской еп. Самуил). Мефодий Орлов-Соколов 1826. Афанасий Протополов 1826–1832. Амвросий Морев 1832–1835. Иоанн Доброзраков 1835–1847. Иаков Вечерков 1847–1850. Архп. c 1849. Иеремия Соловьев 1850–1857. Антоний Павлинский 1857–1860. Нектарий Надеждин 1860–1869. Архп. c l867. Филарет Малышевский 1869–1873. Иоанникий Руднев 1873–1877. Архп. c 1877. Хрисанф Ретивцев 1877–1879. Макарий Миролюбов 1879–1885. Модест Стрельбицкий 1885–1889. Владимир Петров 1889–1892. Владимир Никольский 1892–1900. Назарий Кириллов 1901–1910. Архп. c 1909. Иоаним Левицкий 1910. Валахнинское викариат., учр. в 1866 г. Епископы (в Нижнем-Новгороде): Макарий Миролюбов 1866–1867. Поликарп Гонорский 1868–1886. Димитрий Сомбикин 1887. Агафодор Преображенский 1888–1891. Иаков Пятницкий 1891–1892. Ювеналий Половцев 1892–1893. Алексий Опоцкий 1893–1896. Аркадий Карпинский 1896–1897. Анастасий Опоцкий 1898–1901. Нестор Фомин 1901–1903. Исидор Колоколов 1903–1906. Евфимий Елиев 1906–1909. Геннадий Туберозов 1909. Новгородская, учр. в 992 г. Кафедра в Новгороде Епископы Новгородские: Иоаким Корсунянин 992–1030. Лука Жидята (Жирята) 1035–1059. Стефан 1060–1068. Феодор 1069–1077. Герман 1078–1095. Св. Никита 1096–1108. Иоанн Попин 1110–1129. Св. Нифонт 1130–1156. Аркадий 1158–1163. Архиепископы Великоновгородские и Псковские (до 1589 г.): Св. Иоанн 1165–1186. Григорий 1187–1193. Мартирий Рушанин 1193–1199. Митрофан 1201–1211. Антоний Ядрейкович 1211–1219. Митрофан (вторично) 1219–1223. Арсений (монах); упр. еж. 1223–1225: (вторично) 1228–1229. Антоний (вторично) 1225–1228.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010