Начало местной духовной жизни, подвигов, прославивших город, древнейшие зарайские предания, летописи, важнейшие исторические события города связаны именно с именами князя и княгини. При князе Феодоре икона Святителя Николая прибыла из Корсуня, он же встречал ее у Белого колодца; князь Феодор, молодая княгиня и их малолетний сын приняли мученическую смерть, проявив силу духа христианского. Князь Феодор был сыном рязанского князя Юрия Ингваревича, родился, предположительно, в 1205 г. Его супруга, княгиня Евпраксия, по преданию, родилась в семье греческого царя. Примерно в 1223 г. княжич Феодор Юрьевич получил в удел Зарайское княжество. В 1224 г. началась миссионерская деятельность первосвященника Корсунского Евстафия. Это было время начала монголо-татарского нашествия. В 1223 г. уже произошла битва на Калке, когда русские полки откликнулись на призыв половецкого хана и выступили в его защиту, но сражение было проиграно. Как повествуется в «Повести о принесении иконы Николы из Корсуня», старому пресвитеру древнего корсунского храма Святого апостола Иакова явился во сне великий чудотворец Николай, чей образ находился в храме. Святитель сказал: «Евстафие! Возьми чудотворный образ и пойми с собою супругу свою Феодосию и сына своего Евстафия и гряди в землю Рязанскую. Аз бо тамо хощу образом моим быти и чудеса творити и место прославити…». Пресвитер не поспешил исполнять волю святителя Николая, поэтому еще дважды пришлось во сне повторять великому чудотворцу указание и даже поразить Евстафия болезнью глаз. А 29 июля (по старому стилю) удельный князь Красного (Зарайска) Феодор Юрьевич принял у Белого колодца доставленную из Корсуня пресвитером Евстафием святыню: «В лето 6733 (1225) июля в 29 день, на память Святого мученика Каллиника, при Великом князе Георгии Всеволодовиче Владимирском и при Великом князе Ярославе Всеволодовиче Новгородском и сыне его Александре Невском и при Великом князе Юрии Ингваревиче Рязанском, принесен бысть чудотворный Николин образ из преименитого града Корсуня в пределы Рязанские, во область Благоверного князя Феодора Юрьевича Рязанского».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Как мы понимаем «не противоречит принадлежности» отнюдь не означает принадлежность. В 2007-2008 годах Рогаев исследовал пятна крови Цесаревича Николая Александровича (Императора Николая II), оставшиеся на рубашке, бывшей на нем в день покушения на него в Японском городе Оцу в 1891 году. Эти исследования, по мнению Евгения Рогаева, подтвердили выводы генетика Павла Иванова о принадлежности скелета Императору. Однако, за сотню лет наверняка состояние рубашки было таково, что на ней прибыла ДНК многих других людей, которые явно должны были затруднить идентификацию. 4) Молекулярно-генетические экспертизы независимых экспертов Алека Найта и Льва Животовского, 2004 год В марте 2004 года Группа генетиков из Стэнфордского университета (США), возглавляемая Алеком Найтом, опубликовала в американском журнале Annals of Human Biology статью , в которой подвергла сомнению результаты генетического анализа екатеринбургских останков, проведенного Питером Гилом и Павлом. Ивановым, в том числе в лаборатории Олдермастоне в Англии. Ученых насторожило то, что выделенные из костей фрагменты ДНК были слишком длинными (1223 пар нуклеотидов). По мнению Алека Найта, ДНК и в нормальных условиях быстро распадается на части не длиннее 250 нуклеотидов, тут же речь идет об останках, которые долгое время пролежали в земле, подвергались воздействию грунтовых вод и, возможно, кислоты. Желая проверить результаты британских и российских коллег, американские ученые провели собственное исследование. В качестве исходного материала они использовали образец митохондриальной ДНК, полученной из пальца честных останков Великой Княгини Елизаветы Федоровны, родной сестры Императрицы Александры Федоровны, который им предоставил архимандрит Антоний (Граббе), до 1985 года возглавлявший Русскую Духовную миссию РПЦЗ в Иерусалиме. Алек Найт установил несовпадение генетического кода Великой Княгини и образцов костей из Поросенкова лога. Найт утверждает, что эти результаты слишком хороши, чтобы быть правдой. В частности, он сомневается, что исследователи могли получить такие длинные участки последовательности ДНК (цепочка из 1223 оснований, химических строительных блоков ДНК) из старых костей. Ссылаясь на стандарты анализа древней ДНК, которые были установлены через несколько лет после публикациим 1994 года, Найт утверждает, что ДНК из останков скелетов, которые провели более 70 лет в неглубокой земляной могиле, деградировала бы на столько сильно, что получение последовательностей длиной более 250 оснований было бы практически невозможно восстановить в лабораторных эксперементах.

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/12/...

Из летописи Татищева видно, что этот Феодор был тот самый, который прежде клеветал пред Андреем Боголюбским на епископа Ростовского Нестора, теперь является игуменом суздальским, потом сделался Ростовским епископом, совершил разные злодейства и наконец казнен. Он был брат киевского боярина Петра Борисовича (Татищ. 3. 160, 161, 167, 168 Но в Никоновой летописи показания о Феодоре не совсем ясны: в послании патриарха к Боголюбскому Феодор назван сестричичем (племянником по сестре) епископа Мануила, а далее в самой летописи назван сестричичем Петра Бориславича и постриженником Киево-Печерской обители (2. 184, 206 П. собр. р. лет. 1. 152; 2. 102–103; 4. 12 Никон. лет. 2. 206–208 Татищ. 3. 167–168 У Татищева прибавлено, будто труп Феодора наконец сожгли на торгу пред народом. А Никонова летопись говорит, будто казнь Феодора состояла в том, что его с камнем на шее бросили в море (откуда оно взялось в Киеве?). Замечательно выражение Новгородской летописи: «Изгна Бог... злаго врага Феодора, белого клобучка» (4. 12 Не носил ли Феодор самовольно белого клобука вместо черного для отличия от других епископов? В Новгородской епархии были владыками: Нифонт (1130–1156), Аркадий (1156–1163), Илия, в схиме Иоанн (1163–1186), Григорий, в мире Гавриил (1186–1193), Мартирий (1193–1199), Митрофан (1199–1212), Антоний (1212–1220), опять тот же Митрофан (1220–1223), Арсений (1223–1225), опять тот же Антоний (1225–1229), Спиридон (1229–1249). (П. собр. лет. 1. 148, 177; 2. 79, 84, 93, 121; 3. 6, 12, 13, 19, 21, 22, 25, 31, 37, 39, 42, 44, 45, 54 Известны Ростовские епископы: Нестор (ок. 1156–1158), Леон (1158–1162), Феодор II, или Феодорец (1169–1171) , Лука (1185–1189), Иоанн I (1190–1214), Пахомий (1214–1216), Кирилл I (1216–1229), Кирилл II (1231–1262). (П. собр. р. лет. 1. 148, 149, 151, 165, 171, 172, 185, 186, 191, 192, 194; 2. 82, 91, 102, 127, 136 Известны Черниговские епископы: Онуфрий (1143–1147), Антоний (упом. 1159–1168), Порфирий I (упом. 1187), Порфирий II (упом. 1230–1239) . (П. собр. р. лет. 1. 149, 151, 170, 194, 200; 2. 19, 30, 92

http://sedmitza.ru/lib/text/435831/

заметно ослабло; предстоятели архиепископий К. стремились проводить независимую политику. Из письма митр. Иоанна Навпактского известно, что епископы, рукоположенные К-польским патриархом Михаилом IV Авторианом (1206-1212) «в области Боспорского Херсона и Сугдофулл», не были приняты в К. и местные архиереи отправили их обратно в Никею. В «Аланском послании» патриарху Герману II (1223-1240) еп. Феодор повествует о своих злоключениях в К. во время путешествия в 1223 или 1226 г. из Никеи к аланской пастве. Оказавшись «не по доброй воле» в Херсоне в состоянии «между свободой и узами», Феодор со своими спутниками бежал в аланское селение неподалеку от города. Проповедь Феодора среди аланов и в Херсоне глава Херсонской кафедры, «старец и с давнего времени епископствовавший», расценил как нарушение своих прав и созвал против Феодора «большой синедрион». Правитель Боспора вопреки желанию местных христиан не позволил епископу даже высадиться на берег ( Кулаковский. Еп. Феодора «Аланское послание». 1898. С. 16-19). Враждебное отношение гражданской и церковной властей К. к прибывшему из Никеи епископу можно считать проявлением конфронтации между Трапезундской и Никейской империями, каждая из к-рых пыталась утвердить свой контроль над регионом ( Ченцова. 1996. С. 172-180). В политическом противостоянии Трапезунд одерживал верх, но нет оснований полагать, что церковные епархии К. подчинялись митрополиту Трапезунда и что последний мог назначать им епископов ( Богданова. 1985. С. 53-54). По словам Феодора Аланского, епископ Херсона «подчиняется тому же архипастырю», что и он. Сохранение контактов епархии Херсона с К-польским Патриархатом подтверждает печать К-польского патриарха Мануила II (1244-1254), найденная в сев. районе города ( Алексеенко. 1990. С. 25-29). С возрождением Византийской империи в К-поле в 1261 г. связи епархий К. с К-польским Патриархатом были полностью восстановлены. В посл. четв. XIII в. епархии К. были возведены в ранг митрополий. Впервые митрополиты Феодор Херсонский и Феодор Сугдейский упомянуты среди участников заседания К-польского Синода 3 мая 1280 г.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

1961 Он просил у преосвященного Виктора дать ему 10 червонцев на уплату долгов и прислать тёплую фуфайку. Фуфайку преосвященный прислал, а от уплаты долгов отказался – «по прежнему опыту». – АМДК., л. 44. 1978 Два в Слуцке, один в Давидгородке и один в Давидгородокском уезде (в Турове). – АМДК., 1223, л. 38. 1979 АМДК., 1223, л. 38. Цифры приведены из ведомости, составленной в консистории. По справке св. синода, сделаной в 1797 году, священноцерковнослужителей в Минской епархии числилось: штатных 353, заштатных священников и дьяконов 12, церковнослужителей 3. – АСС., 1796 г., 476, л. 17. 1981 АКДК., 1795 г., 3, л. 15. «В чтении и пении слушан, явился, не худ». Отметка преосвященного Виктора после экзамена ставленника. 1987 Ныне богоугодное заведение и дом умалишённых в Киеве, Упразднён в 1786 году. – В. В. Зверинский «Материал», II, 865. 1988 В 20 верстах от Киева, в лесу. В 1787 году окончательно истреблён пожаром и не имел надежды на возобнавление. – В. В. Зверинский «Материал», I, 295. – О закрытии монастыря см. ЧОНЛ, I, 217220. 2012 Например, цена цветной триоди московская – 2 р. 25 к, «тамошняя» – 12 р. – АСС., 1795 г., 35, л. 2. 2018 АСС., 1795 г., 35, л. 35. – Все книги стоили 13.002 р., с пересылкой 13.582 р 21 к. «Сбавлено» было 3. 602 р. 5 к. – четверть всей стоимости. Книги были следующие и в следующем количестве экземпляров: краткие поучение 380 стр., 2.400 экз., в десть; «книжица» о должностях христианина 136 стр., 2.400 экземпляров, в 1/ 2 дести, служебники, 320 стр., 2.400 экз., в ¼ дести, книжки молебствий на дни восшествия на престол и короновании императрицы, 16 стр., 2.400 экз., в 1/ 2 дести. Последнии книжки были отпущены безденежно. – АСС., 1794 г., 265, лл. 418440. 402407. – Книги были распределены поровну между тремя епархиями, по 800 экз. для каждой. – АМДК., 1054, л. 9. 2021 Генерал-прокурор в то время был вместе «главным директором государственного ассигнационного банка» и отправлял обязанности теперешнего министра финансов. – См., напр., CA., 5 отд., 229.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Питирим 1719–1738 с 1824 года архиепископ Иоанн Дубинский 1739–1742 Димитрий Сеченов 1742–1748 Вениамин Пуцек-Григорович 1748–1753 Феофан Чарнуцкий 1753–1773 Антоний Герасимов-Зыбелин 1773–1782 Иоасаф Заболоцкий 1782–1783 Дамаскин Семенов-Руднев 178З-1794 Павел Пономарев 1794–1798 Епископы Нижегородские и Арзамасские: 42 Вениамин Краснопевков-Румовский 1798–1811 с 1804 года архиепископ Моисей Близнецов-Платонов 1811–1825 Мефодий Орлов-Соколов 1826 Афанасий Протопопов 1826–1832 Амвросий Морев 1832–1835 Иоанн Доброзраков 1835–1847 Иаков Вечерков 1847–1850 с 1849 года архиепископ Иеремия Соловьев 1850–1857 Антоний Павлинский 1857–1860 Нектарий Надеждин 1860–1869 с 1867 года архиепископ Филарет Малышевский 1869–1873 Иоанникий Руднев 1873–1877 с 1877 года архиепископ Хрисанф Ретивцев 1877–1879 Макарий Миролюбов 1879–1885 Модест Стрельбицкий 1885–1889 Владимир Петров 1889–1892 Владимир Никольский 1892 Балахнинское викариатство Учреждено в 1866 году. Епископы (в Нижнем Новгороде): Макарий Миролюбов 1866–1867 Поликарп Гонорский 1868–1886 Димитрий Сомбикин 1887 Агафодор Преображенский 1888–1891 Иаков Пятницкий 1891–1892 Ювеналий Половцев 1892–1893 Алексий Опоцкий 1893 Новгородская Учреждена в 993 году. Кафедра в Новгороде. Епископы Новгородские: Иоаким Корсунянин, святой 992–1030 Лука Жидята 1035–1059 Стефан 1060–1068 Феодор 1069–1077 Герман, святой 1078–1095 Никита, святой 1096–1108 Иоанн Попин 1110–1129 Нифонт, святой 1129–1156 Аркадий, святой 1158–1163 Архиепископы Великоновгородские и Псковские: Илия, святой 1165–1186 Григорий, святой 1187–1193 Мартирий Рушанин, святой 1193–1199 Митрофан 1201–1211 Антоний Ядрейкович, святой 1211–1219 Митрофан, вторично 1219–1223 Арсений Хутынский 1223–1225 Антоний, вторично 1225–1228 Арсений, вторично 1228–1229 Антоний, третий раз 1229 Спиридон 1230–1249 Далмат 1251–1274 Климент 1276–1299 Феоктист, святой 1300–1308 Давид 1309–1325 Моисей, святой 1325–1329 Василий Копейка, святой 1331–1352 Моисей, вторично 1352–1359 Алексий 1360–1388 Иоанн 1389–1415

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так как Г. Палаузов не сделал этого, то мы считаем необходимым, для надлежащего разъяснения вопроса, сделать это за него и просим читателя последовать за нашими представлениями. Грамоты, о которых говорит Болгарское сказание, утвердившие Терновское патриаршество, ни в подлиннике, ни в отдельных снимках, до нас не дошли; следовательно не может быть надлежащей уверенности в том, что сказание передает их в истинном виде, и даже в том, что они действительно существовали; теме более, что это сказание, хотя и древнее, составлено однако гораздо позднее рассказанного в нем события 31 . Патриархов: Иерусалимского Афанасия и Антиохийского Симеона, современных Вселенскому патриарху Герману, Г. Палаузов не мог отыскать в справочных книгах; а Николай Александрийский значится между 1210–1223 годами 32 : каким же способом он мог участвовать на соборе 1234 года, утвердившем Терновское Патриаршество? Г. Палаузов говорит, что, впрочем, год смерти и возвращения на престол Николая Александрийского не показан: да кто же сказал Г. Палаузову, что Патриарх Николай возвращался после 1223 г. на Александрийский престол? Это одно гадание. Ни откуда не видно, чтобы Терновский патриарх участвовал в каких-либо важных совещаниях с прочими Вселенскими патриархами по общим делам церковным, чего не могло бы случиться при его соседстве с Востоком, если бы он действительно был равноправный другим патриарх. Имя его не возносилось в церковных молитвах на ряду с четырьмя Вселенскими патриархами. Об этом свидетельствует грамота патриарха Константинопольского Каллиста (1350–1369 г.) к Терновским духовным властям в ответ на жалобы их по сему предмету. Эта же грамота, согласно с вышеприведенным показанием Георгия Акрополита, свидетельствует о том, что в Тернове был именно номинальным патриарх, а не равночестный Вселенским. Патриарх Каллист пишет: «По усиленной просьбе и ходатайству у великого священного синода от скиптродержца Болгарского Царства, даровано было, ради чести его, право именоваться Святителю Терновскому Болгарским Патриархом, но не быть сопричислену прочим святейшим патриархам, по чему он и не упоминается во всех службах наших 33 .« Этого противоречия своему мнению Г. Палаузов не пропустил без внимания, но любопытно рассмотреть, как он его отстраняет. «Как же, говорит он, согласовать это позднейшее 34 показание с теми, которые привели мы из славянского сказания? одно из двух должно быть подложным и в этом отношении (в каком этом отношении?) подлог едва ли (только то?) будет на стороне сказания; потому что (хорошо «потому что») Патриарх Каллист, подтверждая событие в Лампсаке 1234 года, оправдывает его (да в чем же это событие виновато?) только тем, что слово автокефалос не было внесено в грамоту патриарха Германа 35 .»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новгородская Учреждена одновременно с Киевской митрополичьей кафедрой до 997 года Примерно с 1165 года – архиепископия Новгородская Кафедра в Новгороде Иоаким (Корсунянин) епископ, свт., бывший еп. Константинопольский ок. 992 Ефрем (не рукоположен) 1030/1031 † ок. 1035 Лука (Жидята) епископ, свт., рукоположен с 1036 (1030,1037) † 15.10.1059 (1060) Стефан епископ, рукоположен †1068 (1069) (убит) Феодор епископ, рукоположен † 1077 (1078) Герман епископ, свт., рукоположен † 1096 (1095) Никита епископ, свт., рукоположен † 31.01.1108 Иоанн (Попин или Попынин) епископ, управлял епархией с 1108 (1110) по 1130 на покое; † неизвест. Нифонт епископ, свт., рукоположен с 1130 (1129) по 1149 архиепископ примерно с 1153 сослан в монастырь, освобожден князем Юрием Долгоруким †8.04.1156 Евфросин архиепископ, упоминается в XII веке возможно, во время отсутствия еп. Нифонта в 1149 † неизвест. Аркадий епископ, свт., рукоположен с 10.08.1158 (избран в 1156) † 19.09.1165 Новгородская и Псковская Иоанн (в схиме, а в постриге Илия) архиепископ, свт., рукоположен с 28.03.1166 †7.09.1186 Григорий (Гавриил) архиепископ, свт., рукоположен с 29.03.1187 (избран в 1186) † 24.05.1193 Мартирий (Рушанин) архиепископ, свт., рукоположен с 10.12.1193 † 24.08.1199 Митрофан архиепископ, рукоположен с 3.07.1201 по 1211 в 1220 отстранен от управления вернулся на кафедру Антоний (Добрыня Ядрейкович), архиепископ, свт.. избран и утвержден в Киеве с 1212 по 1218 еп. Перемышльский Митрофан архиепископ, повторно † 3.07.1223 Арсений избран, не был рукоположен с 3.07.1223 до 1225 † неизвест. Антоний (Добрыня Ядрейкович), архиепископ, свт.. бывший еп. Перемышльский с 1225 по 1229 на покое; † 8.10.1232 Спиридон архиепископ, рукоположен с 1230 (избран в 1229) Далмат архиепископ, рукоположен с 25.05.1251 (избран в 1249) † 21.10.1274 Климент архиепископ, рукоположен со 2.08.1276 (избран в 1274) † 22.05.1299 Феоктист епископ, свт., рукоположен с 29.06.1300 по 1307 (избран в 1299) отказался от кафедры † 23.12.1310 Давид архиепископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Несмотря на умножение епархий в Русской Церкви, пределы ее почти не расширялись: святая вера, утвердившаяся во всей России еще в предшествовавшее время, распространялась теперь только в пограничных областях ее или между инородцами, приходившими в соприкосновение с русскими. Так, в стране вологодской, тогда еще малонаселенной и дикой, начало христианства положил преподобный Герасим, постриженник одной из киевских обителей, который, прибыв сюда в 1147 г., августа 19-го, «еще до зачала града Вологды», основал неподалеку от реки Вологды в одном великом лесу монастырь Святой Живоначальной Троицы и подвизался в нем 38 лет . На Вятку первые семена святой веры перенесены новгородскими поселенцами, которые в 1174 г., завладев Вятскою областью, построили в ней города и села с христианскими церквами . В Лифляндии, пока страна эта находилась под властию князей русских, с половины XII в. существовали по реке Двине русские крепости с православными церквами и обращено было (в 1209 г.) к православию несколько коренных жителей, хотя они вскоре, к сожалению, принуждены были принять латинство . В земле корельской, издавна подвластной Новгороду, крещено было в 1227 г. множество корел русскими священниками, которых отправлял туда новгородский князь Ярослав Всеволодович . Обнаружились начатки христианства между литовцами, по крайней мере, известны четыре князя литовско-новгородские, бывшие православными: Гинвил, в крещении Георгий, или Юрий, Мингайлович († 1199); сын его Борис Гинвилович († 1206); сын Бориса Василий—Рогвольд († 1223) и сын Рогвольда Глеб . Повторялись случаи обращения половцев: так, в 1169 г., когда половцы, сделав нападение на город Полонный, были отбиты и в числе полутора тысяч взяты в плен, многие из них приняли крещение в России и даже облеклись в иноческий образ, в котором и подвизались до конца своей жизни; в 1223 г. во время первого нашествия татар на землю Половецкую и Русскую многие половцы бежали в разные города России и здесь крестились; тогда же крестился один половецкий князь, по имени Батый или Бастый . Упоминает летопись о крещении в земле Суздальской некоторых евреев и болгар заботливостию великого князя Андрея Боголюбского .

http://sedmitza.ru/lib/text/435831/

Церковь чтит память мученика Михаила, князя Черниговского, и болярина его Феодора 3 октября, 2019. Новостная служба В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари». 3 октября. ПРАВМИР. Церковь чтит память мучеников и исповедников Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев. Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного († 1212), с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 году испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом (память 24 мая). Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился. В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил стал князем Черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом святого благоверного великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича (память 4 февраля), жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила. Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители – братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов. Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Но трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство Курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междоусобица – их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224–1233). В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между Киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем Галицким.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-m...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010