Евреи отличались страстным характером и нередко доходили в половом отношении до самой крайней извращенности и необузданности. Они часто не удовлетворялись обычным половым общением между мужчиной и женщиною, хотя и оно открывало широкий простор злоупотреблениям при преобладании у них чувственных инстинктов и вожделений. Как мужчины, так и женщины нередко доходили до противоестественных половых сношений не только друг с другом, но и с теми или другими представителями животного царства. Уже самое существование в Моисеевом законе постановлений, направленных против этих пороков, 1159 говорит об их существовании. Всякий знает, что можно судить по законодательным воспрещениям дурных действий о предшествовавших этим воспрещениям порочных явлениях. Имея в виду Моисеев закон, ап. Павел прямо говорит, что он дан по причине преступлений, 1160 и что при отсутствии последних не было бы и закона. 1161 Независимо и от этого каждый, кто внимательно прочитывал ветхозаветные книги Священного Писания, знает, что евреи иногда заходили слишком далеко в половых грехах и нередко падали в этом отношении ниже окружающих их народов. 1162 Имея в виду сдержать и обуздать половую похотливость и её беспорядочность, Моисеево законодательство выдвинуло целый ряд постановлений, не только вообще нормирующих половые отношения, но и грозящих самыми суровыми карами за особенно грубые половые грехи. 1163 Трудно ожидать, чтобы ветхозаветное законодательство, стремившееся водворить возможный порядок в половой жизни евреев и чистоту семейной жизни у них, покровительствовало разводам мужа с женою. На самом деле мы и не находим такого покровительства, не смотря на то, что гр. Толстой расположен приписывать его Моисею. Приведем сполна то постановление, на которое он опирается. Если кто возьмет жену и сделается её мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное (ervath dabar), и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и, она выйдет из дома его, пойдет и выйдет за другого мужа, но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж её, взявший ее себе в жену, то не может первый её муж, отпустивший ее, опят взят ее себе в жену после того, как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

И мучительная боль в сердце Павла, мучительная боль и великая печаль. И тогда Павел повторяет подвиг Моисея. Моисей готов, чтобы имя его изглажено было из книги жизни, из кни­ги Божией. Павел готов быть отлученным от Христа, он уже желает этого. Пусть сгинет он, Павел, пусть отлучат его от Христа, Которого он возлюбил превыше всего, превыше себя самого. Он готов не иметь ни своих мыслей, ни чувствований своих. Он хочет, чтобы в нем был ум Христов 1157 , а не собственный; он хочет, чтобы в сердце были те же чувствования, какие во Христе 1158 , а теперь что? А теперь отлучен от Христа. То, что не смогли сделать ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни вы­сота, ни глубина, ни другая какая тварь, то смогла сделать любовь к родным по плоти. Пусть спасутся они, пусть со Христом будут они – ради этого он готов остаться без возлюбленного им Христа! Кто может постичь эту бездну любви Павловой?!... А св. Иоанн Златоуст высказывает мысль и еще более дерзновенную. Па­вел желает быть отлученным от Христа не только за народ свой, и даже не столько ради них, сколько за Самого Христа! «– Почему же желаешь быть отлученным, домогаешься отчуждения и та­кого разрыва, после которого другой уже и не возможен? – Потому что сильно люблю Его! – отвечает Павел. – Как это, каким образом, объясни нам; ибо слова твои походят на загад­ку?» 1159 . Далее св. Иоанн Златоуст размышляет таким образом, что, как во времена Моисея, если Бог погубил бы израильтян в Синайских горах, то египтяне сказали бы: Ягве не мог ввести их в землю, которую обещал им... 1160 . Нареканию подвергся бы не столько народ, как Сам Бог их. Так и теперь. Мессия пришел к Израилю, к своим, а свои не приняли Его. Ведь говорил Иисус: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева 1161 . Усыновление Божие, слава, заветы, законоположения, богослужения, обето­вания, отцы, Сам Христос во плоти – все прахом! Ничто не сбылось, ничто не помогло. И что же это за такой Христос? Что за такой Бог? – такие наре­кания неизбежны. Нет, Павел этого терпеть не может! Лучше пусть он, Па­вел, сгинет, – его особо никто и не вспомнит, но чтобы такая хула не пала на возлюбленного его Христа! Такого быть не должно!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Иер. 49 :16. Веселие 1147 твое обольстило тебя, мерзость сердца твоего: обитал 1148 в ущелиях скал, захватывал силу 1149 высокого холма; но еслибы ты, как орел, высоко свил гнездо свое, то и оттуда Я свергну тебя, говорит Господь. Иер. 49 :17. И будет Идумея пустыней: всякий, проходящий чрез нее, подивится и посвищет (смотря) на все бедствия ея. Иер. 49 :18. Как ниспровергнуты Содома и Гоморра и соседние с ними города, говорит Господь, так не будет и там жить человек, и сын человеческий не остановится там. Иер. 49 :19. Вот, как лев, выйдет из-за Иордана на место сильного 1150 , и Я заставлю их скоро бежать от него, и кто будет избран, кого Я поставлю над ним 1151 ? Ибо кто подобен Мне? и кто противостанет Мне? и какой пастырь воспротивится Мне 1152 ? Иер. 49 :20. Посему выслушайте определение Господне, какое Он постановил об Едоме, и намерение Его, какое Он возымел о жителях Фемана: не свергнут ли их 1153 малейшия из стад 1154 и не будет ли повергнуто на них жилище их? Иер. 49 :21. От шума падения их потрясется земля, и отголосок вопля их на Чермном море слышен будет. Иер. 49 :22. Вот как орел, поднимется 1155 , и полетит, и распустит крылья свои над крепостями его, и будет сердце храбрых Идумеян в тот день, как сердце женщины в родах. Иер. 49 :23. О Дамаске. Посрамлены Емаф и Арфаф, ибо услышали дурную весть, ужаснулись, возмутились 1156 при море, (от заботы) 1157 успокоиться не могут. Иер. 49 :24. Оробел 1158 Дамаск, обратился в бегство, страх овладел им; скорбь 1159 и болезнь схватили его, как родильницу. Иер. 49 :25. Как не оставили города славного 1160 , крепости 1161 любимой? Иер. 49 :26. Итак 1162 , падут юноши на улицах твоих и все воины 1163 падут в тот день, говорит Господь Вседержитель. Иер. 49 :27. И зажгу огонь на стене Дамаска и пожжет стены сына Адерова 1164 . Иер. 49 :28. О Кидаре, – царице двора 1165 , – которого поразил Навуходоносор, царь Вавилонский, так говорит Господь: вставайте и идите на Кидар и поражайте сынов востока 1166 . Иер. 49 :29. Шатры 1167 их и стада их возьмут, одежды их и всю утварь их, и верблюдов их возьмут себе, и наведут 1168 на них страх отовсюду.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иерусалим - Новый город. Монастырь Илии Пророка. Мар Элиас Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Илии Пророка Год основания:приблизительно 500 - 1160. Адрес: Израиль, Иерусалим, Хевронское шоссе Координаты: 31.73484, 35.21099 Проезд:Из центра Иерусалима или от Центральной автобусной станции автобусами 71, 72, 74, 75, 30 до остановки у бензозаправки " Алон " (таханат делек Алон) перед поворотом налево в район Хар-Хома (Хомат Шмуэль). Далее пешком 500-700 м по ходу автобуса вдоль Хевронского шоссе. Монастырь будет виден слева. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Традиционная привязка к месту отдохновения Илии Пророка Монастырь Мар-Элиас расположен на высоте 817 м над уровнем моря, на полпути от Старого города Иерусалима к Вифлеему, к востоку от древней дороги, связывавшей два города. По-сирийски и на палестинском диалекте арабского Мар-Элиас означает «святой Илия». По преданию, на этом месте Илия Пророк остановился на отдых, по дороге к горе Хорив, куда он бежал из Самарии, спасаясь от преследований безбожной царицы Иезавели. В Библии это описывается так: «…он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там. А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь. И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул. И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь; ибо дальняя дорога пред тобою. И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива» (3-я Царств, 19:3-8). Топографически местоположение монастыря плохо согласуется с этим описанием, поскольку Вирсавия (Беэр-Шева) явно отстоит от него много дальше, чем на один день пути; кроме того, чтобы попасть сюда, дойдя до Вирсавии, Илии пришлось бы возвращаться назад, на север, тогда как путь его лежал на юг, на Синай.

http://sobory.ru/article/?object=15749

Ин.11:44 . И изыде умерый, обязан рукама и ногама укроем, и лицо его убрусом обязано. Глагола им Иисус: разрешите его и оставите ити. Св. Иоанн Златоуст в 64-й беседе на Иоанна 1156 объясняет, что изведение Лазаря из гроба еще связанным по воле Господа и приказание Господа развязать его – имело целью, чтобы окрест стоящие могли коснуться Лазаря и близко видеть его и убедиться, что они не находятся под влиянием обмана чувств, а что перед ними действительно тот Лазарь, который умер, а ныне воскрес. Вероятно, что Лазарь был обвязан по обычаю вынесенному из Египта, а по этому обычаю члены умершего не забинтовывались вместе, а обвязывались каждый член порознь, и только потом умерший закутывался в общую пелену. Посему-то Лазарь, хотя забинтованный, но мог идти; пелена же вероятно спала 1157 . Ин.11:45 . Мнози убо от Иудей пришедшии к Марии и видевше, яже сотвори Иисус, вероваша в него: Ин.11:46 . Нецыи же от них идоша к фарисеом и рекоша им, яже сотвори Иисус. Всякое слово Господне, всякое Его деяние и знамение вело за собою то «разделение на земле» ( Лк. 12:51 ), которое Господь предрекал. Верующие отделялись от неверующих, ибо, как говорил Креститель, «лопата в руке Его» 1158 ; овцы отделялись от козлищ, сыны света от сынов диавола и мрака. Великий акт творчества, явивший единство Господа Иисуса со Отцем, возжег огонь веры во многих избранных сердцах и вспыхнув, привел их несомненно ко Христу Спасителю. Но между Иудеями были и сыны погибели; те, которые идут к фарисеям, знают, что они идут к врагам Господа; великое чудо вызывает в заглохших сердцах этих не умиление, не слезы радости и любви, а озлобление, ибо они не могут отрицать, что отныне они не в состоянии бороться или состязаться с этим человеком, в котором однако они не могут отрицать Божества, И вот на них совершается слово Господа: «не может дерево худое приносить плоды добрые; всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» 1159 ; и другое слово Господа: «Кто не пребудет во Мне извергнется вон как ветвь и засохнет; а такия (ветви) собирают и бросают в огонь и горят» 1160 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Иоанн Златоуст , со своей стороны, подчеркивает, что Каин совершил не один грех, а целых семь: «первый грех тот, что он позавидовал брату за Божие к нему благоволение: и этого одного греха уже достаточно было, чтобы наказать его смертью; второй – что он позавидовал собственному брату; третий – что употребил хитрость; четвертый – что совершил убийство; пятый – что убил брата; шестой – что первый совершил убийство; седьмой – что солгал Богу» 1114 . Жертвоприношение Авеля и Каина. Каин убивает Авеля. Миниатюра из Псалтири. 1160 г. (Музей Виктории и Альберта, Лондон) В контексте Литургии, однако, важен не образ Каина, а образ Авеля: именно на него обращается первоочередное внимание. Принесенная им жертва стала прообразом всех последующих жертвоприношений, в том числе и евхаристической жертвы, а сам невинно убиенный Авель стал прообразом распятого Христа. Священномученик Ириней Лионский пишет о «страдании Праведного, вначале предызображенном в Авеле и описанном пророками, совершившемся же в последние времена в Сыне Божием» 1115 . Согласно толкованию, приписываемому прп. Ефрему Сирину , Авель, «возбудив к себе зависть добродетелью… смерть претерпел и, став прообразом Владыки Христа, упокоевается во веки веков» 1116 . Согласно святителю Амвросию Медиоланскому , Каин представлял собой прообраз иудейского народа, а Авель – прообраз Христа, претерпевшего смерть от Своих братьев по плоти 1117 . «Ноевы жертвы» После Авелевых даров в молитве упоминаются Ноевы жертвы. История потопа занимает существенное место в книге Бытия. Эта история завершается тем, что по окончании потопа Ной, выйдя вместе со всеми спасенными из ковчега, первым делом принес жертву Господу: И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, всё движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега. И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся ( Быт.8:18–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Итак, если кто находится во тьме грехов и страстей, пусть возьмёт себе в учителя тех, которые вышли из этой тьмы, тех, которые озарились Светом и узрели вечную Жизнь. Неучи пусть учатся у образованных, не имеющие опыта – у тех, кто его имеет. Давайте не будем самонадеянными в глубокой тьме…! Часть II 1. Бог не сотворил смерти Бог не сотворил смерти ( Прем.1:13 ). Бог создал человека для нетления ( Прем.2:23 ). Господь сотворил человека не для того, чтобы он умер, но, чтобы жил вечно. Но с одним условием – чтобы он почтил заповедь Божию: От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт.2:16–17 ). Слова «смертью умрешь» были не приговором Божиим человеку, а предвидением, пророчеством, как естественный плод преслушания (Свт. Григорий Палама . PG 150, 1157–1160). Отец, когда говорит своему сыну: «если выпьешь яд, то умрёшь», говорит это не для того, чтобы наказать его, но, чтобы спасти. И именно потому, что он его любит, иначе бы промолчал. Так и Бог: поскольку Он любил Адама и желал ему добра, Он предупредил его, чтобы не ел плодов этого дерева и не умер (Свт. Иоанн Златоуст , PG 53, 221 А). Но они съели и по логике вещей должны были умереть, потому что Бог сказал им: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт.2:17 ). И хотя телесно они не умерли в тот же день, однако умерли духовно. Они отошли от Бога, имя Которому – Жизнь ( Ин.11:25 ). Это отпадение от Жизни стало для них духовной смертью. «Потому что Бог – жизнь, а лишение жизни – смерть» (Свт. Василий Великий . Творения, ч. 4. Беседы, 9. том, что Бог не виновник зла. PG 31, 345 [С. 155]). 88 Эта духовная смерть, это отлучение от Бога повлекло за собой и телесное тление, а затем и телесную смерть. Как виновником духовной смерти был не Бог, а человек, так и в смерти тела виновен не Бог . «Не Бог сотворил смерть, но мы сами навлекли её на себя лукавым соизволением» (там же). Разумеется, Бог мог бы помешать злу, чтобы человек не умер ни духовно, ни телесно, но Он не сделал этого. Причём для его же пользы! С одной стороны, для того, чтобы человек, увидев тление и смерть, пришёл в себя, осмыслил это философски и опомнился, и затем помнил о своём падении. С другой же стороны – чтобы это тление не пребывало в нём вечно: «Бог не воспрепятствовал нашему разрушению…, чтобы и самого недуга не сохранить в нас бессмертным» (там же). 2. Перед лицом смерти

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Мы думаем еще, что угроза всем развращенным и жестоким народам того времени начинается намеренно напоминанием о гибели Содома и Гоморры, так как стихи 9–10 очевидно напоминают эту именно катастрофу. Профессор Якимов (стр. 522) замечает, что и в Идумее есть признаки деятельности подземного огня, как напр. горячих источников, о которых упомянуто в Кн. Бытия, а также серных источников и жерл с остатками лавы 1158 . Но и проф. Якимов указывает, что слова: „горящая земля... не угасающая вечно“, могут быть понятны только в приложении к месту суда Божия и в отношении ко всему человечеству 1159 . Таково и наше мнение, высказанное выше, а именно: что Едом есть представитель всех назначенных к гибели царств, и что все эти частные катастрофы, начиная с гибели пятоградия на берегу Мертвого Моря и включая гибель Иерусалима и при Навуходоносоре и при Тите, и может быть и многие другия гибели народов и великих городов в будущем, суть прообразования великого судного дня Господня 1160 . 11 . и завладеют ею (землею) пеликан и ёж; и филин и ворон поселятся в ней; и протянут по ней вервь разорения и отвес уничтожения. Мы останавливаемся, чтобы обратить внимание на выражения, которыми оканчивается стих. Вервь разорения указывает на уничтожение с поверхности земли всего созданного руками человеческими; отвес уничтожения дополняет эту мысль, указывая, что все, воздвигнутое человеком, будет не только опрокинуто, но уничтожено до основания, потому что все это им осквернено и Господь возвращает землю в первобытное состояние, отдавая ее только животным, которые живут вдали от человека, не вынося его присутствия 1161 . 12 . Никого не останется там из знатных ее (земли), кого можно было бы призвать на царство, и все князья ее будут ничто. Замечательно, что после падения Месопотамских монархий, нет никаких следов в истории о потомках дарственных или знатных родов этих монархий 1162 . Племя Яфетово как бы стерло с лица земли всю Семито-Кушитскую культуру, с ее знатными родами и с потомками царственных династий.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Навуходоносор призывает к себе виновных и обращается к ним с такою речью: «с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите и золотому истукану, который я поставил, не поклоняетесь? Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, который я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?» добавил он с иронией. Но мужественные друзья с полным достоинством ответили царю: «нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, который ты поставил, не поклонимся» 1160 . Нечего и говорить, в какое неистовство должен был прийти Навуходоносор после такого ответа обвиненных пред ним друзей Данииловых; он увидел в них мятежников, противников его власти и в тоже время хулителей почитаемых им богов. Полный ярости, он приказал разжечь печь в семь раз больше, чем как обыкновенно её разжигали, а самым сильным своим воинам велел связать Седраха, Мисаха и Авденаго, чтобы бросить их в печь. Приказание царя было отдано с такою настойчивостью, что нужно было спешить поскорее выполнить его; не снимая даже одежд с осужденных, их так, как они были, – в исподних одеждах, верхних плащах, головных повязках и других одеждах 1161 , – связали и бросили в печь 1162 . Пламя было до того велико, что сожгло даже тех людей, которые бросали осужденных в печь 1163 ; между тем, сами друзья не только не были сейчас же умерщвлены огнем, чего, разумеется, естественно было ожидать, в силу физической необходимости, а напротив встали и ходили среди пламени, воспевая и благословляя Господа. Азария же, ставши посреди огня, возносил горячую молитву Богу, в которой исповедовал грехи и беззакония народа иудейского, прославлял правду Иеговы, наказавшую народ Свой по заслугам его 1164 , но вместе с тем просил Господа не разрушить завета Своего с умаленным и униженным ныне народом, не лишить его милости Своей, не оставить рабов Своих и теперь, но спасти их по множеству благости Своей и прославить имя Свое, чтобы все враги народа израильского, враги и его Бога были постыжены, чтобы они узнали, что только Иегова есть единый Бог , Бог преславный во всей вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Наиболее явно, если говорить о своеобразных чтениях древнегреческого перевода Библии, вера в воскресение из мертвых представлена в книге Иова. Свидетельство этого памятника ценно прежде всего тем, что интересующие нас фрагменты хорошо прочитываются в более широком контексте, позволяя предположить наличие разночтений уже в еврейском оригинале. При чем если более достоверным считается более связный текст, то Септуагинта вправе претендовать здесь на историческое первенство. Рассмотрим вначале 14-ю главу, которая представляет собой законченный в смысловом отношении отрывок, воспроизводящий речь самого Иова: Иов 14 LXX 1 Человек, рожденный женою, недолговечен, и гнев пребывает на нем 1160 ; 2 или он подобен цветку, который зацвел и опал; он убегает как тень и не стоит на месте. 3 Но не его ли Ты сделал предметом рассмотрения 1161 и заставил предстать на суд пред Тобою? 4 Ибо кто тот, который чист будет от скверны? 1162 Никто, если даже один день проживет на земле 1163 ; но и месяцы его исчислены Тобою, срок Ты положил ему, и не преступит [предела]. 6 Отступи от него, чтобы он мог передохнуть и счесть свою жизнь благом, как наемник. 7 Ведь и дереву есть надежда: если срубят его, зацветет опять, ибо отросток его сохранится; 8 если же состарится в земле корень его, или на камне иссякнет ствол его, 9 то зацветет [снова] под влиянием воды, даст побеги посаженное вновь. 10 А человек умерший отошел, пал, и больше нет его 1164 . 11 Со временем оскудевает море, опустелая река пересыхает: 12 человек же, уснув, не встанет, пока не будет небо сошвено 1165 ,ø и не пробудятся [все] от сна своего, † 13 О, если бы во аде Ты сохранил меня, скрыл бы меня, пока не пройдет гнев Твой: назначь мне время, когда Ты вспомнишь обо мне. 14 Ведь если умрет человек, окончив дни жизни своей, жив будет 1166 ; я потерплю, пока вновь не стану быть 1167 . 15 После этого Ты призовешь меня, и я послушаюсь Тебя; Ты же созданий рук Твоих не отвергни. 16 Но Ты исчислил мои деяния, ни один из грехов моих не пройдет мимо Тебя: 17 Ты запечатал мои беззакония в мешке, отметил все то, что я преступил невольно. 18 øПоистине, и гора расседаясь рассядется, и скала сдвинется с места своего; 19 воды стирают камни, воды покрывают доверха высоты земли: так и ожидание человека Ты губишь.† 20 Отринул его до конца, и он отошел: с изменившимся лицом отпустил его. 21 Много ли сыновей у него, не ведает, мало ли их стало, не знает: 22 но телеса его болели, душа его саму себя оплакивала.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010