«Какое разумение надобно, чтобы не постичь различия между идолом и иконой?» 1225 . Идол представляет людей или предметы, лишенные реальности или сущности, тогда как на иконе изображены реальные люди; в идолопоклонстве надо винить тех, кто не в силах уразуметь этого различия 1226 . В конце концов, различие таково: языческие изображения посвящены для служения дьяволу , тогда как иконы посвящены служению во славу истинного Бога. В одном из своих акростихов Феодор Студит говорит, что изображение Христа на иконе служит не для восстановления идолопоклонства, но для его изгнания 1227 ). Древо креста вытеснило дерево языческих идолов, и на смену языческим ритуалам пришла евхаристийная жертва; равным образом святые напоминания о Спасителе низвергли нечистые языческие памятники 1228 . Справедливо ли обвинять всю Церковь вместе с теми верными, кто уже почил, в позорном соучастии в идолопоклонстве? 1229 . Ведь «если я поклонялся идолам, зачем мне чтить тех мучеников, которые их разрушали?» 1230 . Неверно усматривать идолопоклонство в поклонении иконам, так как «соделывать бога» значит поклоняться как Богу чему-то такому, что на самом деле таковым не является 1231 . Те, кто истинно поклоняется Святой Троице, в своем служении истинному Богу отвергают всякое идолокоплонство 1232 . Их православие – это средний путь между лжедуховностью иконоборцев и ложным материализмом идолопоклонников 1233 . В православном исповедании и незапятнанном богопоклонении отвергается любое проявление «языческого, бренного разумения» 1234 . Поскольку истинное православное богослужение именно таково, иконоборцы искажают Писание, соотнося с ним те библейские отрывки, в которых запрещается поставление лжебогов и поклонение им, а также вопрошая, где именно в Писании сказано, что надо поклоняться иконе Христа. Вопрос риторический, и ответ на него таков: «Везде написано, что Христу должно поклоняться» 1235 . Стремясь обосновать свое гонение икон, иконоборцы превратно толковали как само Писание, так и «речения тайноводителей Церкви» 1236 , ее отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кирилл вооружается также против пьянства, препятствующего совершать божественную службу от Вербной недели до дня Всех святых. На соборах решались иногда и другие дела, как, например, споры относительно границ епархий: митрополит Алексий в грамоте к красноярским жителям пишет, что предел Рязанской и Сарайской епархий указанна Костромском соборе; на соборе ростовский архиепископ Феодосий был убежден в неправильности своего мнения относительно рода пищи, какую должно употреблять в богоявленское навечерие, если оно придется в день воскресный; на соборе было определено о неправильности поступка Исидорова; на соборе владыки Северо-Восточной Руси решили держаться московского митрополита Ионы и не сообщаться с киевским Григорием. Кроме общих соборов, созывавшихся митрополитом всея Руси из подведомственных ему владык, могли быть еще частные, созывавшиеся владыкою, какой-нибудь области из подведомственного ему духовенства: так, в 1458 году ростовский архиепископ Феодосий созвал собор в Белозерске для отвращения некоторых злоупотреблений, например позволения вступать в четвертый брак. Кроме соборов митрополиты старались уничтожить нравственные беспорядки посланиями к духовенству и мирянам; таково поучение Фотия митрополита священникам и монахам о важности их сана, «каковым подобает им быти ходатаем, посылаемым к царю царствующих о душах человеческих»; митрополит обращает особое внимание священников на то, чтоб они блюли за чистотою браков у своих прихожан: не позволяли бы им бросать законных жен и жить с незаконными, как то делывалось, также чтобы не дозволяли отнюдь четвертого брака. Сохранился и прежний обычай, по которому духовные лица обращались к митрополиту с разными вопросами, которых сами решить были не в состоянии; так, дошли до нас ответы митрополита Киприана на вопросы игумена Афанасия, ответы того же митрополита на вопросы неизвестных духовных лиц. Особенные отношения Новгорода, Пскова, Вятки требовали особенной деятельности митрополитов относительно этих городов. Что касается избрания владыки новгородского в описываемое время, то обыкновенно на вече избирались три лица, имена которых, или жребии, клались на престол в церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В 1228 г. патриарх Герман, от лица собора, писал митрополиту Кириллу I: «дошло до слуха нашего смирения, что некоторые в стране русской сперва покупают людей, потом сделав их рабами своими, отдают их учителям учить священной грамоте и учению, и затем приводят их к епископам для поставления в духовный сан, не освободив их наперед от рабского ига. Епископ поставляет их, и господа получают чрез них корысть. Бесчестно быть рабом тому, кто крещением дарует усыновление Богу». Патриарх заклинает митрополита и епископов прекратить этот беспорядок и убедить господ, дабы не унижали сана духовного в оскорбление вере. Впрочем, все вообще духовенство в России со времен св. Владимира пользовалось преимуществами. Таковы были: независимость от гражданского суда, свобода от службы и податей гражданских. «Пусть, говорили, молят Бога». В том же духе старались обеспечить духовенство в содержании. 1 . Кафедры иерархов пользовались: а) десятиной или недвижимыми имениями. Владимир назначил построенному им Богородичному храму десятину из своих доходов. Митрополит Кирилл писал, что князья России выполняли устав Владимира о десятине, даже делали более – «к тому и много приложили... и волости дали со всеми прибытки». Известны по летописи населённые поместья киевской Десятинной церкви. Грамоты новгородского князя Святослава и смоленского Ростислава показывают, что завещание Владимира о десятине отнесено было ко всем кафедрам епископов, но с применением к средствам того или другого края. Князь Святослав, находя, что сбор десятины произведениями земли затруднителен и для князя, и для епископа, определил вместо того для кафедры новгородского епископа денежный оклад, равный десятой части доходов князя. Другие князья заменяли ту же десятину, частью денежным окладом, частью же угодьями. О кафедральной Владимирской церкви сказано, что боголюбивый кн. Андрей наделил ее лучшими поместьями, купил для неё крестьян, отдал ей пошлину с десятого торга и княжеских стад. Очевидно, Боголюбский сделал более чем Владимир; но сделал и отступление, заменив десятую часть поземельного сбора постоянными населенными имениями. б) В пользу епископов определены были судные пошлины, как штраф с виновного и вознаграждение за труд судье. в) По памятникам видно, что назначали еще плату с новопоставляемых духовных лиц и с церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

К борьбе Новгорода со шведами относится также любопытный литературный памятник – рукописание Магнуша, короля свейского. Мы видели, что шведский король Магнус Ерихсон предпринимал крестовый поход против Новгорода; поход этот, грозивший сначала большою опасностию новгородцам, не удался; в отечестве Магнуса ждали бедствия: сначала он должен был вести войну с родными сыновьями, потом был свергнут с престола вельможами, которые провозгласили королем племянника его от сестры, Амбрехта Мекленбургского; Магнус был взят в плен, освободился только через пять лет и кончил жизнь в Норвегии в 1374 году. Эти известия о плачевной судьбе короля, который грозил такою опасностию православию, были причиною появления в Новгороде «Магнушева рукописания», которое начинается обычною формою русских завещаний: «Я, Магнус, король шведский, нареченный во св. крещении Григорий, отходя от света сего, пишу рукописанье при своем животе и приказываю своим детям, своей братье и всей земле Шведской: не наступайте на Русь на крестном целовании, потому что нам не удается». Следует исчисление неудачных шведских походов на Русь, от Биргерова до Магнусова. «После похода моего, – продолжает Магнус, – нашла на нашу землю Шведскую погибель, потоп, мор, голод и междоусобная брань. У меня самого отнял Бог ум, и сидел я целый год заделан в палате, прикован на цепи; потом приехал сын мой из Мурманской (Норвежской) земли, вынул меня из палаты и повез в свою землю Мурманскую. Но на дороге опять поднялась буря, потопила корабли и людей моих, самого меня ветер носил три дня и три ночи, наконец принес под монастырь св. Спаса в Полную реку; здесь монахи сняли меня с доски, внесли в монастырь, постригли в чернецы и схиму, после чего живу я три дня и три ночи: а все это меня Бог казнил за мое высокоумие, что наступал на Русь вопреки крестному целованию. Теперь приказываю своим детям и братьям: не наступайте на Русь на крестном целовании; а кто наступит, на того бог, и огонь, и вода, которыми я был казнен; а все это сотворил мне Бог к моему спасению».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Вскоре появились другие трудности. Позже он понял, что все дело в воле: он знал, что делать, но не мог. Его мучили боли в груди (возможно, психосоматическая астма), и он почти перестал выходить из дома. Тогда же старый друг рассказал Августину и Алипию о монашеском движении и о двух юношах, отказавшихся от политической карьеры и женитьбы после чтения «Жития св. Антония» (8.6.14–15). Под впечатлением от услышанного Августин спустился в сад. Он разрывался между любовью к плотским утехам и голосом совести. Он мечтал о воздержании «не бесплодном, но подобном многодетной матери», с восхищением думал о мужчинах и женщинах, избравших иночество (8.11.25–27). Убежав от Алипия, вышедшего за ним, Августин уединился под «древом смоковных листьев» (необычное выражение, напоминающее о стыде Адама и Евы после грехопадения в Быт. 3:7) и предался рыданиям. Свою скорбь он описывает словами псалмопевца: «Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно? Не помяни нам грехов прежних!», что, по сути, является молитвой покаяния. Далее происходит таинственное событие: «Со стороны соседнего дома я услышал голосок, будто мальчика или девочки, напевавший: возьми, читай, возьми, читай…». Повинуясь словам, исходящим не от человека, а будто от ребенка, Августин наугад открыл Новый Завет и прочитал об отречении от распутства и облачении во Христа (Рим. 13:13–14). С этими словами пришло облегчение, беспокойство рассеялось. Вместе с Алипием они дали обет безбрачия и начали готовиться к крещению, назначенному на следующую Пасху (8.1228–30). Августин чувствовал, что Христос освободил его от страстей, ранее непреодолимых, об этом были слова апостола Павла. В то же время желания оставили его не полностью, избавление предполагало неустанную борьбу с плотью и непрерывное покаяние. Семье, мирским хлопотам и накоплению богатств он предпочел жизнь монашества, или «духовного безбрачия». Отождествив благодать Христову с избавлением от полового влечения, Августин положил начало нездоровому отношению богословов и Церкви к этому вопросу. В средние века обращение к Богу стало связываться не с крещением, а с уходом в монастырь, и последствия такого обычая до сих пор ощущают многие христиане. Именно это заблуждение повлияло на учение Августина о первородном грехе. Августин о Троице

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

γιογεωργικν, τ liturgisches Buch mit Texten über den hl. Georg: AlexSem 277. γιγραφος der Heiligen Schrift: νμος AHG VI 96,203. δλτοι Palam II 259,12.– L. γιδοκος scheinheilig: ThStudEp 156,24. γιδουλος, Paröke auf kirchlichem Grund ? δωρε -ων MM V 15 (a.1228). γιοδχος einen Heiligen aufnehmend: θκη MirDem 89,6. τφος PhotBib 477b15. id. JoanMnem 238. id. EkklAl 4 (1884) 378 (s.X). id. Sym III 896B. γιζευκτος in Heiligkeit verbunden: ζεγος CarmChrist 103 v.l. γιοζμιον, τ Zwiebelsuppe (als Mönchsspeise): VCyrPhil 40,6. TypKosm 49,34.– KukBios V 37f., -ιν Kr. γιθυρα, τ Türen zum Altarraum: DarRech 560,30. γιοκατηγορα, Anklage der Heiligen: AASS Nov II 1,422A. γιοκατγορος Ankläger der Heiligen: PhotEp 288,159. A. Pusch, Chronikon Epitomon, Jena 1908, p.30,16. MunCounc 178,10; 182,17. TriantAn 50. SymHym p.23,267 (Nik. Steth.).– L. γιοκασται, ο Verbrenner des Heiligen (die Ikonoklasten): SynVet 149,3. VJoGoth 33. γικλητος heilig genannt: KanAthan 2,80. γιοκοιμημνος heilig entschlafen: πατρ MM VI 144 (ca.1089/90). γιοκομητος heilig entschlafen: βασιλες AZog V 17.76 (a.1142). MM IV 428 (a.1275). γιοκτονω Heilige töten: τος Χριστο ραστς AHG II 183,88. γιοκτνος Heilige tötend: AASS Oct VIII 141B (Pass. Andr. in Crisi). EustOp 172,71 γιοκωνσταντιντος mit der Darstellung des hl. Konstantin: γκλπιον TheochVermächt 489, 15.– Kr. γιομαχω gegen die Heiligen kämpfen: MunCounc 178,10; 182,18. γιομχος Heiliges bekämpfend: AASS Nov II 1,357A. γιομνσιον, τ Heiligenfest: Balsam I 1376A.– HL -ι. γιοονουφριακς zum Kloster des heiligen Onuphrios gehörend: μπλιον ALavra 154,9 (a.1395). γιοποιω heilig machen, heiligen: PhotMan 109A. ScholLuc 26,30.– L. γιοπολτης, Einwohner der heiligen Stadt (=Jerusalem): CosmGreg 347 tit. VStephSab 548F annot. ThStudEp 547 tit. MR I 425; III 449. EpiphHag 66,1. VCosm tit. Jerusalemer Ritus ? Dmit I 58 ες τν γιοπολτην ψλλονται τ στιχηρ το εαγγελισμο. 59 etc. Balsam II 1073D. κολουθα το . 1076A. Name eines Musiktraktats: CanVat 1864,1 (s.XII). Hagiop.– Duc, Bergotes, Follieri Initia V 1,251.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Таким образом, и Великий Всеволод при конце жизни своей, подобно брату Андрею, должен был потерпеть неудачу в своих стремлениях благодаря князьям старой Руси: войска Андрея бежали со стыдом от Мстислава – отца, Всеволод должен был уступить Новгород Мстиславу – сыну, должен был заговорить с ним его языком. В 1212 году Всеволод стал изнемогать и хотел при жизни урядить сыновей, которых у него было шестеро – Константин, Юрий, Ярослав, Святослав, Владимир, Иван. Он послал за старшим Константином, княжившим в Ростове, желая дать ему после себя Владимир, а в Ростов послать второго сына Юрия. Но Константин не соглашался на такое распоряжение, ему непременно хотелось получить и Ростов, и Владимир: старшинство обоих городов, как видно, было еще спорное и тогда, и Константин боялся уступить тот или другой младшему брату; как видно, он опасался еще старинных притязаний ростовцев, которыми мог воспользоваться Юрий: «Батюшка! – велел он отвечать Всеволоду, – если ты хочешь меня сделать старшим, то дай мне старый начальный город Ростов и к нему Владимир или, если тебе так угодно, дай мне Владимир и к нему Ростов». Всеволод рассердился, созвал бояр и долго думал с ними, как быть; потом послал за епископом Иоанном и, по совету с ним, порешил отдать старшинство младшему сыну Юрию, мимо старшего, ослушника воли отцовской – явление важное! Мало того, что на севере отнято было старшинство у старого города и передано младшему, пригороду, отнято было отцом старшинство и у старшего сына в пользу младшего; нарушен был коренной обычай, и младшие князья на севере не приминут воспользоваться этим примером; любопытно, что бояре не решились присоветовать князю эту меру, решился присоветовать ее епископ. 14 апреля умер Всеволод на 64 году своей жизни, княжив в Суздальской земле 37 лет Он был украшен всеми добрыми нравами, по отзыву северного летописца, который не упускает случая оправдывать вводимый Юрьевичами порядок и хвалить их за это: Всеволод. по его словам, злых казнил, а добромысленных миловал, потому что князь не даром меч носит в месть злодеям и в по хвалу добро творящим; одного имени его трепетали все страны, по всей земле пронеслась его слава, всех врагов (зломыслов) Бог покорил под его руки. Имея всегда страх божий в сердце своем, он подавал требующим милостыню, судил суд истинный и нелицемерный, невзирая на сильных бояр своих, которые обижали меньших людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Кассиан, De coenobior. instit. XI, с. 3. Μ. 1. с. p. 402; с. p. 400–401), посему именно они и называются единовидными и простыми (uniformes ас simplices, ibid. с. 3, р. 402). Наоборот, тщеславие в отношении к его содержанию очень хорошо названо πολλος (многовещественным), так как оно обнимает почти всю вселенную (Περ διαφρων πονηρν λογισν, с. 15. Μ. LXXIX, 1216 D.); в отношении же к форме проявления оно именуется страстью многосложной (multiplex), многовидной (multiformis), разнообразной (vans), нападающей на подвижника с плотской стороны и духовной, под видом пороков и особенно добродетелей (И. Кассиан, 1. с. с. 1, р. 399; с. 2 и 3, р. 401–402). Тщеславие – это многообразный дух, тысячезубый зверь ( Нил Синайский , Слово 2 к Евлогию, с. 4, р. 1144: πολυσχημτιστον πνεμα, μυριδοντον ϑηρον). Ибо эта страсть «старается уязвить воина Христова в одежде, наружности (in forma), походке, голосе, деле, бдении, постах, молитве, уединении, чтении, знании, молчании, послушании, смирении, долготерпении (И. Кассиан, 1. с. с. 3, р. 402–403). Посему-то тщеславие называется страстью многоглавой ( Иоанн Златоуст , На Евангелие Мф. Homil. LXXI, с. 2. Μ. LVIII, 664: Δινν γρ τ πϑος κα πολυκφαλον), а помысл тщеславия – самым тонким (λεπττατος. Евагрий, Περ τν κτ λογισμν с. 8. Μ. XL, 1273 D.). На некоторые из указанных форм тщеславия намекает и бл. Диадох, когда предостерегает от тщеславия в знании (κενδοξος μν γνσις, гл. 69), в слове мирской мудрости (абзац сноски далее), в богословских созерцаниях (гл. 68) и проч. Но вообще эта сторона учения о тщеславии мало развита бл. Диадохом. Борьба с этой страстью (тщеславием) считается подвижниками самой трудной, потому что всякий добрый подвиг, предпринятый для очищения её, может стать «началом другого тщеславия» (Евагрий, Capit. pract. с. 20. Μ. 1. с. p. 1225 D., 1228 A. И. Кассиан, Collat. V, с. 12, р. 629 A... difficilius tamen a cenodoxiae dominatione disceditur; Максим Исповедник , О любви, Centur. IV, с. 43. М. ХС, 1057: Ο μικρς γν κενοδοξας παλλαγναι).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

прошения, возносимые только на литии, могут быть более заметны для народа и будут более производить умиление в сердцах молящихся, чем если бы эти прошения возглашались на всех церковных службах 1227 . Каковы перспективы? Итак, из всех разработок соборного отдела лишь служба Всех русских святых прочно вошла в послесоборную церковную жизнь. Конечно, и в последующие годы предпринимались довольно многочисленные упражнения благочестивых церковных людей в составлении новых служб и акафистов. Среди этих опытов встречались и достаточно удачные или, во всяком случае, незаурядные. Достаточно вспомнить составленный на русском языке Акафист благодарственный «Слава Богу за все» митрополита Трифона (Туркестанова) 1228 или стихотворный гексаметрический Канон в честь Боголюбской иконы Божией Матери митрополита Сергия (Страгородского) . В последние годы в связи с канонизацией многих русских святых потребность в новых гимнографических текстах особенно возросла. Составлялись и новые чины – так, митрополит Мануил (Лемешевский) сложил Последование мертвенное над усопшим архиереем, епископ Афанасий – целый ряд молебных пений, в том числе Об Отечестве (1941), О хотящих по воздуху шествовати, О сущих в скорбях и различных, О сущих в темницах и заточении, О прекращении войн и о мире всего мира, Пред началом учения отроков и Пред началом учения юношей и взрослых 1229 . Совсем недавно появился у нас (из сербского Требника) и сразу приобрел особенную популярность у приходских и монастырских требоисправителей Чин освящения колесницы (попросту говоря, автомобиля). В общем, как говорил владыка Евлогий на заседании VI отдела Предсоборного совета, « Церковь живет и потому творит. Составляются и теперь новые молебны, молитвы, акафисты». Но справедливыми остаются и другие слова архиепископа Волынского, сказанные им в продолжение этой мысли: «Правда, это творчество грубое и шаблонное» 1230 . Большую часть опытов XX века трудно отнести к достижениям богослужебного творчества, если понимать эти слова в том смысле, какой придавали им в дособорной периодике и во время дискуссий в Предсоборном совете 1231 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вместе с предписанием относительно платы за поставление в низшие церковные степени собор делает предписание относительно самого поставления в эти степени. «Епископы, пишет он, – когда хотят поставить священника ила диакона, должны разузнать жизнь поставляемого, какую он вел до поставления, (и для этого) должны призывать знающих его соседей (его), которые знают его из детства... Пусть разузнают они о поставляемом обстоятельно – сохранил ли девство, женат ли законным браком на девице, сохранившей девство, знает ли хорошо грамоту; но и после этого скоро не ставить его, (а узнать) не кощунник ли, не хищник ли, не пьяница ли, не клятвопреступник ли, не сварлив ли. Также надлежит испытать его относительно греховных вещей: не грешил ли содомским блудом или со скотиною или в руку, не виновен ли в татьбе, исключая воровства детскаго, не растлил ли своего девства до брака, не блудил ли со многими или не сотворил ли блуда от своей законной жены, не был ли лживым свидетелем, не совершил ли убийства, вольного или невольного, не ростовщик ли, не морит ли своей челяди голодом и наготой и не изнуряет ли чрезмерно работой, не бегает ли от дани, не чародеец ли. Если кто будет обличен хотя в одной из сейчас указанных вин, таковый не может быть ни священником ни диаконом пи причетником. А кто будет, по свидетельству отца духовного, свободен от всех этих вин, того да поставят при поручительстве еще иных семи священников с другими добрыми свидетелями. Сперва дает ему (епископ) «евхию» ( εχ), то есть молитву причетническую об острижении главы и краткий фелонь, и после этого пусть он канархает и читает в соборной церкви, пока не выразумеет всего, а епископ должен поручить его для научения «старейшему церковному» (одному из своих соборных клириков). Спустя после этого более или менее продолжительное время, когда будет ему не менее 25-ти лет, пусть будет он поставлен в диаконы, а не ранее 30-ти лет во священники». Напоминая о некоторых правилах касательно поставления в клир, собор подтверждает послание Константинопольского патриарха Германа к митр. Кириллу II от 1228-го года 36 о непоставлении во священники рабов, не получивших предварительно свободы от рабства, и относительно этого предписывает: «не ставить во священники раба, если прежде сего господин его не отпустит его (на свободу) пред многими свидетелями с письменною (отпускною) грамотею и не предоставит ему – рабу идти, куда он хочет».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010