Творения святого Иоанна Дамаскина обыкновенно подразделяются на следующие группы: I) «догматические», II) «полемические», III) «аскетические», IIV) «экзегетические и исторические», V) «гомилетические» и VII) «песнопения». I. Из «догматических» творений святого И. Дамаскина особенно выделяется своими достоинствами «Точное изложение православной веры» (Migne gr. XCUV, col. 789–1228) – замечательнейшее явление в истории догматической науки. Это, – несомненно принадлежащее св. И. Дамаскину и написанное им, можно думать, «около конца его жизни», – творение находится в весьма тесном отношении к «Диалектике» (ibid., col. 529–676) и «Книге об ересях» (ibid., col. 677–787), принадлежащими тому же автору, так что все эти творения представляют собой только части одного, носящего заглавие: Иоанна Домаскина Источник знания (ibid., col. 521– 1228). При этом «Точное изложение православной веры» занимает настолько первенствующее положение среди остальных двух, что эти последние в отношении к нему могут быть рассматриваемы в смысле вводных: «Диалектика» – в смысле философского введения, а «Книга об ересях» – в смысле исторического. По словам самого И. Дамаскина, он в «Источнике знания» 1) предлагает то, что есть наиболее прекрасного у греческих мудрецов, в том убеждении, что если у них окажется что-либо хорошее, то оно даровано людям свыше от Бога, а если окажется что-либо противное истине, то это – мрачное изобретение сатанинского заблуждения, создание мысли злого демона. Подражая пчеле, он собирает то, что близко к истине, чтобы таким образом получить спасение от самих врагов, и удаляет все то, что дурно и что соединено со лжеименным знанием (это делается именно в «Диалектике»). 2) Он собирает воедино пустословия богоненавистных ересей для того, чтобы, зная ложь, мы тем больше держались истины (это делается в «Книге об ересях», числом 103-х). Наконец, 3) святой Иоанн Д. излагает самую истину – губительницу заблуждения, изгнательницу лжи, – раскрывает ее именно словами боговдохновенных пророков, наученных Богом рыбарей и богоносных пастырей и учителей, – украшенную и убранную как-бы золотыми ризами...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Базилика Сан-Франческо в Ассизи. 1228–1253 гг. Базилика Сан-Франческо в Ассизи. 1228–1253 гг. Деятельность католич. св. Доминика де Гусмана и его приверженцев изначально ограничивалась Лангедоком на юге Франции, где проповедники боролись с ересью альбигойцев . В 1215 г. папа Иннокентий III взял под покровительство основанный Домиником монастырь в мест. Пруй близ Фанжо. Устав ордена доминиканцев утвердил папа Гонорий III в 1216 г., на 1-м генеральном капитуле в Болонье были приняты конституции, дополнившие устав: доминиканцы отказывались от владения собственностью и принимали обязательство жить за счет подаяний, постулировались проповедническая и просветительская деятельность ордена. В крупных городах (в И. прежде всего в Болонье и Риме) были созданы доминиканские мон-ри, к-рые предоставляли кров странствующим и учащимся монахам и обладали обширными б-ками. С 1220 г. в каждом мон-ре ордена были организованы школы под руководством доктора богословия, где велось обучение не только монахов, но и секулярного духовенства (общий курс обучения занимал от 6 до 13 лет). Главными учебными центрами стали т. н. studia generalis - высшие школы, на базе к-рых со временем сформировались университетские фак-ты. После 1233 г. доминиканцам было передано монопольное право на ведение инквизиционных процессов. Видную роль в И. сыграли инквизиторы и проповедники Петр Веронский, Ансельм Александрийский, Монета Кремонский, Райньеро Саккони и проч. К доминиканскому ордену принадлежал выдающийся богослов XIII в. католич. св. Фома Аквинский . В XIII в. в И. появились и др. монашеские конгрегации и ордены, некоторые из них впосл. приобрели черты, характерные для нищенствующих орденов. Орден вильгельмитов (назывались также еремитами св. Вильгельма) был основан католич. св. Вильгельмом (Гийомом) из Малавалле († 1157). В 1229 г. орден был утвержден папой Григорием IX, хотя у вильгельмитов так и не появилось единого устава: нек-рые орденские мон-ри следовали уставу прп. Венедикта Нурсийского, другие - уставу блж.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Питирим 1719–1738 с 1824 года архиепископ Иоанн Дубинский 1739–1742 Димитрий Сеченов 1742–1748 Вениамин Пуцек-Григорович 1748–1753 Феофан Чарнуцкий 1753–1773 Антоний Герасимов-Зыбелин 1773–1782 Иоасаф Заболоцкий 1782–1783 Дамаскин Семенов-Руднев 178З-1794 Павел Пономарев 1794–1798 Епископы Нижегородские и Арзамасские: 42 Вениамин Краснопевков-Румовский 1798–1811 с 1804 года архиепископ Моисей Близнецов-Платонов 1811–1825 Мефодий Орлов-Соколов 1826 Афанасий Протопопов 1826–1832 Амвросий Морев 1832–1835 Иоанн Доброзраков 1835–1847 Иаков Вечерков 1847–1850 с 1849 года архиепископ Иеремия Соловьев 1850–1857 Антоний Павлинский 1857–1860 Нектарий Надеждин 1860–1869 с 1867 года архиепископ Филарет Малышевский 1869–1873 Иоанникий Руднев 1873–1877 с 1877 года архиепископ Хрисанф Ретивцев 1877–1879 Макарий Миролюбов 1879–1885 Модест Стрельбицкий 1885–1889 Владимир Петров 1889–1892 Владимир Никольский 1892 Балахнинское викариатство Учреждено в 1866 году. Епископы (в Нижнем Новгороде): Макарий Миролюбов 1866–1867 Поликарп Гонорский 1868–1886 Димитрий Сомбикин 1887 Агафодор Преображенский 1888–1891 Иаков Пятницкий 1891–1892 Ювеналий Половцев 1892–1893 Алексий Опоцкий 1893 Новгородская Учреждена в 993 году. Кафедра в Новгороде. Епископы Новгородские: Иоаким Корсунянин, святой 992–1030 Лука Жидята 1035–1059 Стефан 1060–1068 Феодор 1069–1077 Герман, святой 1078–1095 Никита, святой 1096–1108 Иоанн Попин 1110–1129 Нифонт, святой 1129–1156 Аркадий, святой 1158–1163 Архиепископы Великоновгородские и Псковские: Илия, святой 1165–1186 Григорий, святой 1187–1193 Мартирий Рушанин, святой 1193–1199 Митрофан 1201–1211 Антоний Ядрейкович, святой 1211–1219 Митрофан, вторично 1219–1223 Арсений Хутынский 1223–1225 Антоний, вторично 1225–1228 Арсений, вторично 1228–1229 Антоний, третий раз 1229 Спиридон 1230–1249 Далмат 1251–1274 Климент 1276–1299 Феоктист, святой 1300–1308 Давид 1309–1325 Моисей, святой 1325–1329 Василий Копейка, святой 1331–1352 Моисей, вторично 1352–1359 Алексий 1360–1388 Иоанн 1389–1415

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Софию; Юрий не решился идти поить коней Волховом и послал сказать новгородцам: «Возьмите у меня в князья шурина моего Михаила черниговского». Новгородцы согласились и послали за Михаилом, Юрий вышел из Торжка, но не даром: новгородцы заплатили ему семь тысяч; здесь в первый раз они принуждены были откупиться деньгами от северного князя; преемники Юрия не преминут воспользоваться его примером. Южный князь из старой Руси был по нраву новгородцам; при нем было легко их волости. Но подобно всем князьям Михаил не мог долго у них оставаться. Он пошел сперва во Владимир выпрашивать у Юрия назад товаров новгородских, которые тот захватил на Торжку и по своей волости; возвратясь с товарами в Новгород, он стал на Ярославовом дворе и сказал новгородцам: «Не хочу у вас княжить, иду в Чернигов; пускайте ко мне купцов, пусть ваша земля будет, как моя земля». Новгородцы много упрашивали его остаться и не могли упросить. Проводивши Михаила с честию, новгородцы принуждены были опять послать в Переяславль к Ярославу. Тот пришел к ним и на этот раз пробыл в Новгороде почти три года, и когда уходил назад в свой Переяславль, то оставил новгородцам двоих сыновей Федора и Александра с боярином Федором Даниловичем и с тиуном Якимом. Но при Ярославе и сыновьях его Новгородской волости не было так легко, как при Михаиле черниговском: явились новые подати, новые распоряжения, каких не было означено в старых грамотах Ярославовых. С другой стороны, молодым князьям или, лучше сказать, дядьке их Федору Даниловичу не могло нравиться в Новгороде, где происходили беспрерывные волнения и вечевые самоуправства, неизвестные в Низовой земле. Осенью 1228 года полили сильные дожди день и ночь, с Успеньева дня до Николина не видать было солнца; ни сена нельзя было добыть, ни пашни пахать. Тогда дьявол , по выражению летописца, завидуя христианским подвигам владыки Арсения, возбудил против него чернь: собрали вече на Ярославовом дворе и пошли на двор владычин, крича: «Это из-за Арсения так долго стоит у нас тепло, он выпроводил прежнего владыку Антония на Хутынь, а сам сел, задаривши князя»; вытолкали его за ворота, как злодея, чуть-чуть не убили; едва успел он запереться в Софийской церкви, откуда пошел в Хутынь монастырь. На его место вывели опять прежнего архиепископа Антония, но этим дело не кончилось: взволновался весь город, вооружились и пошли с веча на тысяцкого Вячеслава, разграбили двор его, двор брата его Богуслава, двор Андреича, владыкина стольника и других; послали грабить двор и Душильца, липитского старосты, а самого хотели повесить, но он успел убежать к Ярославу, так взяли его жену, говоря: «Эти люди наводят князя на зло».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Новгородцы на первый раз назначили Митрофану для пребывания Блоговещенский монастырь; когда же Антоний отправился по делам служения в Торжок, они ввели Митрофана в архиепископский дом, а Антонию послали сказать: пусть идет, куда хочет, – у них есть архиепископ Митрофан. Антоний, признавая себя законным пастырем, прибыл в Новгород. Тогда только новгородцы поняли, что без митропо­лита не надлежало им распоряжаться участию архипастырей своих. Они просили обоих архипастырей отправиться к митрополиту на суд и по­слали с ними своих доверенных. Митрополит Матфей, посвящавший и Митрофана и Антония 257 , назначил Митрофана в Новгород, а Антония, на время удержав при себе, определил на праздную Перемышльскую кафедру 258 . Митрофан спустя три года скончался. Надлежало ожидать, что новгородцы вызовут теперь Антония, по их вине потерпевшего не­приятности. Напротив, в самый день кончины Митрофана ввели они в дом архиепископский Хутынского инока Арсения. В 1225 году Анто­ний прибыл из Перемышля в Новгород, сел на своей кафедре, и «новго­родцы рады были своему владыке» 259 . Спустя три года Антоний, сильно заболев, добровольно (1228 г.) удалился в Хутынь монастырь; Арсений снова начал управлять делами епархии. С половины августа до 6-го декабря (1228 г.) шли проливные дожди, опустошившие поля. Народ, не оглядываясь на самого себя, взволновался и стал кричать: «тепло стоит так долго за то, что Арсений купил себе место у князя Ярослава и вытеснил Антония». Он вывел Арсения из архиепископского дома и едва не умертвил. Арсений убег в Хутынь, а Антония, против воли, привели в архиепископский дом и дали ему в пособие, для судебных дел, двух светских чиновников. Мятежники не довольствовались тем: они ограбили владычного стольника, несколько других чиновников, в том числе и тысяцкого, по подозрению в том, будто они наводят на зло князя Ярослава 260 . Но Антоний стал сильно болен и совсем онемел. При­бывший (в 1229 г.) в Новгород князь Михаил предложил вечу: «Вот у вас нет владыки, а без него нельзя быть в городе; на Антония положил Бог руку Свою; можете ли вы терпеть такого даже в числе священников или игуменов?» Стали выбирать преемника Антонию, но опять явилось разногласие: одни хотели Волынского епископа Иоасафа, другие ие­родиакона Спиридона, иные же кого-нибудь из греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

•  Свт. Симон был первым епископом Владимиро-Суздальской земли. В 1215 г. вел. князь владимирский Георгий II Всеволодович (память его 4 февр.), желая избежать зависимости своего епископа от архипастыря Ростова Великого, основал отдельную епархию под названием Суздальской, Владимирской, Юрьевской и Тарусской.  •  Преставился святитель, по свидетельству Летописи, 22 мая. Погребен в Успенском Владимирском соборе. Существовало мнение, что согласно завещанию святителя его останки должны были перенести в пещеры Киево-Печерской лавры. Документально известно, что в Антониевых пещерах покоятся мощи другого Свт. Симона, епископа Ростовского и Суздальского. В 1882—1884 гг., при реставрации Успенского собора, было произведено восстановление надгробия Свт. Владимирского.  •  В богослужебные тексты и святцы память святителя включена на 28 сент. вместе с преподобными, покоящимися в Ближних пещерах. Благоверные князь Петр, в иночестве Давид, и княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские чудотворцы (+ 1228) Память их празднуется 25 июня в день преставления, 23 июня вместе с Собором Владимирских святых, 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1547 и 1549 гг. Св. благоверный князь Петр вступил на муромский престол в 1203 г. Раз он тяжело заболел,и к нему позвали, чтобы излечить его, юную девицу Февронию,дочь пчеловода, которая умела лечить травами. Она отличалась красотой и скромностью. Князь полюбил ее и, выздоровев, вступил с ней в брак. Но гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Когда же князь отказался нарушить святость брака, они изгнали их. Молодая княжеская чета отплыла по Оке из своего города на лодке. Князь Петр много печалился, а супруга поддерживала и утешала его. Но вскоре гаев Божий постиг город Муром, народ раскаялся и потребовал, чтобы князь со своей княгиней вернулись, и стал особенно почитать их. Святые супруги посвятили жизнь свою делам благочестия и милосердия. Скончались они в один день, 25 июня 1228 г., приняв постриг с наречением им имен Давид и Евфросиния. К лику святых они были причислены в 1552 г. Св. муромские князья Петр-Давид и Феврония-Евфросиния почитаются покровителями новобрачных как пострадавшие за святость и нерушимость брака.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Феодора (III) Порфирогенита (1042 и 1055 –1056) Михаил VI Стратиотик (1056–1057) Исаак I Комнин (1057 –1059) Константин Х Дука (1059 –1067) Евдокия Макремволитиса (1067 и 1071) Роман IV Диоген (1068 –1071) Михаил VII Дука Парапинак (1071 –1078) Никифор III Вотаниат (1078–1081) Алексей I Комнин (1081 –1118) Иоанн II Комнин (1118 –1143) Мануил I Комнин (1143 –1180) Алексей II Комнин (1180–1183) Андроник I Комнин (1183 –1185) Исаак II Ангел (1185 –1195 и 1203–1204) Алексей III Ангел (1195 –1203) Алексей IV Ангел (1203 –1204) Алексей V Дука Мурфузл (1204) Константин XI Ласкарис (1204–1205) Императоры Никейской Империи Феодор I Ласкарис (ок. 1205–1221/22) Иоанн III Дука Ватац (1221/22–1254) Феодор II Ласкарис (1254 –1258) Иоанн IV Ласкарис (1258 –1261) Михаил VIII Палеолог (1259–1261) Императоры Латинской империи крестоносцев Балдуин I Фландрский (1204–1205) Генрих I Фландрский (1205–1216) Пьер де Куртене (1217) Иоланта де Куртене (1217 –1219) Роберт де Куртене (1219 –1228) Балдуин II (1228 –1261) Иоанн де Бриень (регент в 1231–1237) Императоры после восстановления Византийской Империи Михаил VIII Палеолог (1261–1282) Андроник II Палеолог Старший (1282 –1328) Михаил IX Палеолог (1295–1320) Андроник III Палеолог Младший (1325–1341) Иоанн V Палеолог (1341 –1391, с перерывами в 1376 –1379 и 1390) Иоанн VI Кантакузин (1341–1354) Матфей Кантакузин (1353 –1357, с 1354 – вне Константинополя) Андроник IV Палеолог (1376–1379) Иоанн VII Палеолог (1390, регент в 1399 –1403) Мануил II Палеолог (1391–1425) Иоанн VIII Палеолог (1425–1448) Константин XII Палеолог Драгаш (1448–29 мая 1453) Деспоты Мореи Мануил Кантакузин, сын Иоанна VI (1348 –1380) Матфей Кантакузин, сын Иоанна VI (1380 –1383) Дмитрий Кантакузин, сын Матфея (1383) Феодор I Палеолог, сын Иоанна V (1383–1407) Феодор II Палеолог, сын Мануила II (1407 –1439, с 1428 -совместно с братьями Константином и Фомой) Константин Палеолог (1428–1449) Фома Палеолог (1443 –1460) Дмитрий Палеолог (1449 –1460) Патриархи Константинополя. Список

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

С.В. Белецкий и Д.Н. Сатырева в статье «Псков и орден в первой половине XIII века, опубликованной в книге «Князь Александр Невский и его эпоха», изданной в Санкт-Петербурге в 1995 году, писали: «Псковский княжеский стол на протяжении достаточно длительного времени занимали представители смоленской ветви Рюриковичей – потомки Ростислава Мстиславича (Мстислав Старый, его сын Всеволод, сын Мстислава Храброго Владимир, Ярослав Владимирович). В то же время на новгородском княжеском столе в первые десятилетия XIII века происходило чередование представителей Суздальского княжеского дома (потомство Всеволода Большое Гнездо) и смоленских Ростиславичей. Противостояние этих двух княжеских родов, особенно ярко проявившееся в событиях весны 1216 года, завершившихся Липецкой битвой и поражением Всеволодичей, превратило Псков в 20–30-е годы XIII века в оплот сил, оппозиционных Суздальскому княжескому дому. С учётом же того, что Псков ориентировался на мирные, дружеские отношения с формирующимся Орденским государством, Орден меченосцев стал, как представляется, естественным союзником и для новгородской оппозиции Суздалю. Не случайным представляется участие Пскова в конфликте князя Ярослава Всеволодовича с «Борисовой чадью» и ппоследовавший отъезд «Борисовой чади» вместе с князем Ярославом Владимировичем во владения Ордена. В 1228 году, когда Ярослав Всеволодович Переяславский готовил поход на Орден, псковичи и новгородцы отказали князю в помощи. Действия переяславского князя в этот момент представляются попыткой лишить смоленских Ростиславичей их политического союзника». В конце лета 1228 года князь Ярослав с женой выехал из Новгорода в Переяславль, оставив в Новгороде «два сына своя, Феодора и Алексадра, с Федором Даниловицем, с тиуном Якимом». Часть бояр сместила архиепископа Арсения, сторонника владимирских князей, «бысть мятеж в Новгороде велик». Бояре послали послов в Переяславль к Ярославу: «Приходи к нам, поборы отмени, судей по волости тебе не слать; на всей воле нашей и на всех грамотах Ярославлих – ты наш князь, или – ты собе, а мы собе». Ярослав не принял этих условий, делающих власть князя в Новгороде фикцией. 20 февраля 1229 года княжичи бежали из Новгорода.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наряду с крупными прониями существует также родовая собственность местной знати (Артавасды, Левуни), упоминание о которой имеется, как мы отмечали, в актах раннего периода (до 1228 г.) и переписи Михаила Фоки 1235 г. Наконец, следует отметить существование в регионе свободной крестьянской собственности, что доказывается множеством запродажных актов крестьян без упоминания эпителии – переложения налога, или с эпителией в пользу казны. Ко времени правления Uoahha III Ватаца, по нашему мнению, следует усматривать некоторую реформу всей социальной системы Никейской империи, что выразилось, например, в реорганизации служилой собственности, о чем позволяет говорить материал актов Прония Василия Влаттера в 1228 г. передается в собственность монастырю Лемвиотиссы 264 , а в дальнейшем монастырь с помощью императорской власти вытесняет из села Вари – бывшей иронии Влаттера – и его наследников 265 . Интересно проследить судьбу пронии Сиргариса. Мы видели, что часть его пронии переходит к Комниние Вране 266 . Другая часть передана в пронию сиру Адаму 267 , третья часть переходит во владение Дуки Априна 268 . Итак, налицо разукрупнение огромных служилых владений. Для периода правления Uoahha III характерно появление поместий «средней» величины типа пронии Михаила Петрици и Мономаха. 1.3. Крупное землевладение трапезундского региона в XIII в. Трапезундский регион Византийской империи стал предметом исследования прежде всего русских византинистов. Истории Трапезундской империи посвящена монография Ф. И. Успенского, в которой ученый на основе различных исторических источников (археологического материала и документов монастырских архивов) изучал проблемы функционирования государственного аппарата, налогового ведомства, социальной политики византийских императоров, их внешней политики 269 . В последнее время С.П.Карпов исследует различные аспекты взаимоотношений Трапезунда с западноевропейскими государствами и особенно с итальянскими торговыми городами – Генуей и Венецией 270 . Привлекая богатый материал итальянских актов из архивохранилищ упомянутых городов, исследователь рассматривает организацию генуэзских и венецианских факторий на территории Трапезундской империи, юридический статус итальянских купцов. Вопросами организации крестьянской собственности и ее взаимоотношений с монастырским землевладением в этом регионе на материале монастырских актов занимается Ю.Я. Вин 271 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

316 Антоний был искренним иноком и митрополит посвятил его в архиепископа. По возвращении в Новгород, первым делом архиепископа Антония было то, что он обратил палату Митрофана в хром преп. Антония, своего ангела. В 1218 году блаженный Антоний построил каменный храм св. мученицы Варвары в девичьем монастыре который известен был еще в 1138 году, но теперь возобновлен заботливым архипастырем. 317 В том же году из Новгорода удалился князь Мстислав принимавший особенное участие в избрании Антония, и в след за тем прибыл из Владимира Митрофан. Новгородцы, на первый раз, назначали Митрофану для пребывания благовещенский монастырь; когда же Антоний отправился по делам служения в Торжок, они ввели Митрофана в архиепископский дом, а Антонию послали сказать: – пусть идет, куда хочет, – у них есть архиепископ Митрофан. Антоний, признавая себя законным пастырем, прибыл в Новгород. Тогда только новгородцы поняли, что без митрополита не надлежало им распоряжаться участию архипастырей своих. Они просили обоих архипастырей отправься к митрополиту на суд и послали с ними своих доверенных. Митрополит Матвфей, посвящавший и Митрофана, и Антония 318 , назначил Митрофана в Новгород, а Антония, на время удержав при себе, определил на праздную перемышльскую кафедру. 319 Митрофан, спустя три года, скончался. Надлежало ожидать, что новгородцы вызовут теперь Антония, по их вине потерпевшего неприятности. Напротив, в самый день кончины Митрофана, ввели они в дом архиепископский хутынского инока Арсения. В 1225 году Антоний прибыл из Перемышля в Новгород, сел на своей кафедре и «новгородцы рады были и своему владыке». 320 Спустя три года, Антоний, сильно заболев, добровольно (1228 г.) удалился в Хутынь монастырь; Арсений снова начал управлять делами епархии. С половины августа до 6 декабря (1228 г.) шли проливные дожди, опустошившие поля. Народ, не оглядываясь на самого себя, взволновался и стал кричать: «тепло стоит так долго за то, что Арсений купил себе место у князя Ярослава и вытеснил Антония».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010