Папа Григорий, в гневе отлучив Фридриха II от церкви, даже запретил ему начинать Крестовый поход, прежде чем он не принесет покаяния церкви. Но Фридрих не обратил на это внимания, быстро и деятельно стал собираться в поход и 28-го июня 1228 года отплыл в Сирию сам, напутствуемый раздраженными обвинениями папы Григория IX в том, что он – служитель Магомета и идет в Сирию как хищник- " пират». Эта рознь, эта ссора папы, главы духовного мира, с императором была неизбежна в силу того, что уже давно подготовлялось в народе неприязненное чувство против духовенства. Но жаль, что Фридрих II, отправляясь на Восток, покинул свою империю именно во время такой ссоры. Ему вследствие того пришлось вести одновременно две войны в Италии и в Сирии. Еще более жаль, что неосторожный папа Григорий IX так разжег свою опасную игру, добиваясь своего возвышения и унижения императора, что она должна была повлиять тяжело на Римскую Церковь . Папа связал руки Фридриху II в то время, когда он шел на освобождение Иерусалима; народ, который уже несколько охладел к Крестовым походам, теперь более свободно отрешался от мысли завоевания Святой Земли, потому что ясно видел личную борьбу, личные дела между папой и императором. IX. Мечты Фридриха II На Востоке в то время мусульмане не тревожили христиан, но у тех и без того дело не ладилось, благодаря междоусобицам в Армении, в Триполисе, в Антиохии, где все еще держался Боэмунд IV. На о. Кипре после короля Гуго остался малолетний Генрих I, за которого правил островом опекун, вельможа, Иоанн Гибелин; в иерусалимских городах и замках среди рыцарей царили вражда, зависть, насилие и вероломство. Фридрих II решил разобраться во всей этой путаной истории и прочно утвердить свою власть на Востоке. Летом 1228 года он высадился на Кипре, удалил Иоанна Гибелина от опекунства и устроил правление по своему плану, а затем отплыл в Сирию. Торжественный прием, оказанный ему в Акконе, крайне утешил его, и тут же он твердо решил вернуть Святой Город христианству, но вернуть не вооруженной силой, а помощью дипломатических переговоров. X. Нелады у мусульман

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

P. 778, 812-815). К сер. XI в. капитул храма К. стал одним из крупнейших во Франции (к 1200 - 72 каноника), в XI-XII вв. вокруг коллегиальной церкви появился укрепленный город с неск. приходскими церквами. Приток паломников способствовал росту богатства и влияния капитула, особое развитие получила агиографическая традиция К. ( Villette. 1999). В XI-XII вв. было составлено «аутентичное Житие св. Квинтина» (authenticum Vitae sancti Quintini) - сборник агиографических сочинений о мученике, куда вошли дополненная версия Мученичества К. (изд.: ActaSS. Oct. T. 13. P. 794-801), гомилия на день памяти К., повествования о 1-м и 2-м обретении мощей, проповедь на перенесение мощей, сборник описаний чудес и другие сочинения (ркп.: St.-Quentin. Bibl. municip. 1; см.: ActaSS. Oct. T. 13. P. 728-730). Одним из важных дополнений в «аутентичном Житии» было повествование о К. и его сподвижниках - «12 апостолах Пикардии», принявших мученическую кончину в разных городах Сев. Франции. В XIII в. изображения 12 святых вместе с фигурами 12 апостолов Христа были помещены на витражах в хоре церкви К. В кон. XII в. на месте старой церкви началось строительство готического храма. В 1228 г. состоялась церемония перенесения мощей К., Викторика и Кассиана из крипты в верхний храм. Мощи поместили в драгоценные раки, а головы и руки святых - в особые реликварии. Освящение храма состоялось 2 сент. 1257 г. под рук. Реймсского архиеп. Тома де Бомеца в присутствии французского кор. Людовика IX Святого и его сыновей. Пышные церемонии перенесения мощей святых, внимание со стороны королевских особ (в 1297 паломничество в Сен-Кантен совершил франц. кор. Филипп IV Красивый ) способствовали укреплению почитания К. В XIII в. сформировался круг праздников в честь К., которые отмечались в Сен-Кантене. Кроме памяти мученичества К. 31 окт. поминовение святого совершалось 23 июня (1-е обретение мощей К. Евсевией), 3 янв. (2-е обретение мощей св. Элигием), 25 окт. (перенесение мощей при аббате Гуго в 835), 12 янв. (упокоение мощей К., Викторика и Кассиана в крипте), 2 мая (поднятие мощей из крипты в 1228) и 2 сент. (перенесение мощей при освящении нового готического храма и поклонение Людовика Святого). В кон. XV в. Жан Молине (1435-1507) составил пространную стихотворную мистерию на сюжеты Мученичества К., 1-го и 2-го обретения мощей мученика (изд.: Le mystère de saint Quentin. 1908). Главной святыней коллегиальной церкви были раки с мощами К., Викторика и Кассиана, установленные за главным алтарем храма. Во время процессий выносили драгоценные реликварии, в к-рых хранились главы и руки святых.

http://pravenc.ru/text/1684065.html

Антоний же прибыл в Новгород к Святому Спасу в Нередицах. Князь и новгородцы сказали Митрофану и Антонию: «Идите к митрополиту, кого он выберет, тот наш владыка»; и отпустили с ними царицина попа Вассиана и другого попа – Бориса. В год 1220. Прибыл архиепископ Митрофан, оправданный Богом и Святой Софией, в Новгород 17 марта; а Антонию митрополит воздал честь, отдав ему епархию в Перемышле. В год 1225. Прибыл архиепископ Антоний из Перемышля в Новгород и занял свою кафедру, и рады были новгородцы своему владыке. В год 1228. Ушел Антоний, архиепископ Новгородский, в Хутынский монастырь Святого Спаса по собственной воле. В ту же осень шел сильный дождь день и ночь, от Рождества Богородицы и до Николина дня не видели светлых дней, ни сена люди не могли достать, ни поля обработать. Тогда же окаянный дьявол , изначала не хотящий добра роду человеческому и завидующий ему, потому что прогоняет его ночным стоянием, пением и молитвами, воздвиг на Арсения, мужа кроткого и смиренного, большой мятеж от простых людей. И, собравша вече на Ярославовом дворе, пошли на владычный двор, говоря: «Из-за него тепло стоит долго, выгнал владыку Антония в Хутынский монастырь, а сам занял кафедру, дав мзду князю». И как злодея, тащя за ворот, выгнали, еле спасся от смерти, запершись в Святой Софии. Пошли в Хутынский монастырь, и утром ввели опять Антония архиепископа и посадили с ним двух мужей – Якуна Моисеевича и Никифора Щитника.) 2984 Введен на двор архиепископский сразу после кончины архиепископа Митрофана. «Томь же дни въведоша въ дворъ Арсению цьрньця съ Хутина, мужа добра и зло боящася бога». (В те же дни ввели во двор (архиепископский) Арсения чернеца (монаха) из Хутынского монастыря, человека благочестивого и боящегося Бога.) (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 263). В 1225 г. был изгнан, занял кафедру в 1228 г. после ухода архиепископа Антония, но почти сразу был вновь изгнан, обвиненный в том, что он свел с кафедры Антония, а потому Господь наслал постоянный дождь. «...Арсений...начал править паствою с титулом – нареченного владыки, не имея, может быть, и сана священства: в летописях он везде называется просто чернецом...» ( Тихомиров П.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ВНУТРЕННЕЕ СОСТОЯНИЕ РУССКОГО ОБЩЕСТВА ОТ КОНЧИНЫ КНЯЗЯ МСТИСЛАВА МСТИСЛАВИЧА ТОРОПЕЦКОГО ДО КОНЧИНЫ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВАСИЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ТЕМНОГО (1228–1462) Общий ход событий. – Причины усиления Московского княжества. – Московские волости. – Их судьба по княжеским завещаниям. – Способы их увеличения. – Границы их. – Перемены в отношениях между старшим и младшими князьями. – Положение женщины в роде княжеском. – Служебные князья. – Титулы княжеские. – Печати. – Посажение на стол. – Отношение к татарам. – Законодательная власть князя. – Финансы. – Богатство князей. – Жизнь русского князя на севере и юге. – Положение дружины. – Войско. – Характер войны. – Города. – Сельское народонаселение. – Казаки. – Бедствия политические и физические. – Торговля. – Деньги. – Искусство, ремесла. – Церковь . – Законодательные памятники. – Международное право. – Правы. – Обычаи. – Литература. – Летописи. – Общий ход русской истории до образования Московского государства Мы обозрели события более чем двухсотлетнего периода времени – от смерти Мстислава торопецкого до смерти Василия Темного. Мы остановились на смерти Удалого, потому что это был последний князь, который связывал еще судьбы обеих половин Руси, Северной и Южной, который, будучи представителем последней, оказал между тем сильное влияние и на судьбы первой, тогда как прежде, при Андрее Боголюбском и Всеволоде III, наоборот, Южная Русь подчинялась влиянию Северной, князь последней считался старшим, главным князем, без которого князья южные не могли обойтись, по собственному их признанию. Следя за внутреннею связью явлений, наблюдая за переходом от старого быта Руси к новому, от родовых княжеских отношений к единовластию, мы заметили в Северной Руси внутренние условия, благоприятствующие этому переходу, заметили несостоятельность Южной в этом отношении. Еще прежде Мстислава, при Романе Великом, можно заметить, что и в Южной Руси главная сцена действия готова уже оставить Приднепровье, славные горы Киевские и перенестись в богатую область Галицкую, издавна служившую посредницею между Русью и миром западным; Мстислав умирает в Галиче, и там же является достойный ему преемник в сыне Романовом Данииле.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

На некоторое время движение никейцев на север приостановилось, что не мешало Ватацу удерживать за собой контроль над ситуацией и ранее завоеванными областями. И заодно начать операции на Средиземном море против венецианцев и латинян, к сожалению, малоуспешные. Даже номинальное подчинение Родоса Никее было крайне болезненно воспринято венецианцами, поскольку этот остров лежал на перепутье разветвленных торговых морских путей. При их тайной поддержке родосцы подняли мятеж, с которым оказалось очень не просто справиться. Сам император направился с флотом к острову, но потерпел неудачу от армии Льва Гавалы. Вторая экспедиция под командованием Андроника Палеолога была успешнее – византийцы захватили остров, но не смогли взять крепость, ключ его обороны. После этого венецианцы открыто заключили договор с Львом Гавалой, согласно которому Родос обязывался предоставить венецианским купцам торговые привилегии и направлять ежегодную «ризу» на престол св. Марка в Венецию. А те соответственно признали его независимость. Хотя Никея не обладала физическими возможностями воевать с могущественной Венецией, все же св. Иоанн III напал на остров Крит, принадлежавший Республике, надеясь на помощь восставших критян. Однако подход мощного венецианского флота заставил византийцев спешно отступить, а в налетевшей буре их корабли потонули. Все же никейцы завоевали острова Ретимно, Милопотамо, Кастельнуово 101 . Относительная неудача у Крита и Родоса не остановила стратегическое наступление на дряхлеющую и стагнирующую Латинскую империю, император которой Роберт Куртене окончательно дискредитировал себя в глазах французской аристократии альковными похождениями. Оставив Константинополь, он бежал в Афины, где и умер в 1228 г. Его преемником стал 11-летний Балдуин II (1228–1261). Слабость Латинской империи была заметна невооруженным глазом. В этот момент в головах у некоторых французских баронов даже возникла идея объявить регентом Балдуина II Болгарского царя Uoahha II Асеня. Надо сказать, именно с именем этого царя связан расцвет и пик могущества Второго Болгарского царства. Не казнивший за свое царствование ни одного человека, добрый и благочестивый, но одновременно с этим смелый, решительный, воинственный, хитрый и своенравный, он снискал любовь болгар 102 . Один современник так писал о нем: «Иоанн Асень, великий и благочестивый царь, сын старого царя Асеня, возвеличил в сильной любви к Богу Болгарское царство больше, чем все предшествовавшие ему Болгарские цари. Он строил монастыри и украшал их золотом, жемчугом и благородными камнями, одарял все святые Божьи церкви многочисленными подарками и проявлял относительно их большую щедрость. Всякий чин духовный, архиереев, иереев и диаконов он наделял многими почестями» 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1228 году обьежиненное русское войско во главе с братьями Юрием, Ярославом и Святославом Всеволодовичами и детьми Константина совершило большой и удачный поход на «мордву Пургасову». В том же году дружина князя Ярослава разгромила отряды еми, грабившие новгородские земли по берегам Ладожского озера. В том же 1228 году планировавшийся князем Ярославом поход на столицу ордена крестоносцев Ригу не состоялся из-за активного противодействия части псковских и новгородских бояр. Центром Пскова был детинец – Кром – площадью 3 гектара, являвшийся центром вечевого управления. Первым каменным строением в Пскове стала стена Крома, сменившая деревянную. В детинце в XII веке был построен каменный Троицкий собор, при входе в который происходил городской суд и находились сени, где проходили заседания псковского правительственного совета, в который входили князь, посадники и сотские, составлявшие верховную судебную коллегию – «господу». Там же были канцелярия и архив веча, велось летописание, хранились государственная казна, печати, грамоты, городские договора. В Троицком соборе происходило посажение на княжество псковских князей. К югу от собора находилась вечевая площадь и посадничья степень. Вдоль стен детинца были сделаны закрома-клети, в которых хранился общегородской запас зерна, были построены и боярские житницы. Городское достояние кроме воинской стражи охраняли и собаки – знаменитые «кромские псы». Воровство в Детинце наказывалось смертной казнью. Главным звеном системы обороны Крома были Перши – южная стена детинца, построенная во время княжения Довмонта Псковского. Перши от остального Пскова отделяла Гребля – овраг, через который к Великим и Смердьим воротам были перекинуты мосты. В XII–XIII веке псковские отряды постоянно участвовали во всех новгородских военных походах. Псков защищал Новгород с запада, от немцев и литовцев, а Новгород защищал Псков с севера, от шведов. Псковская церковь подчинялась новгородскому архиепископу. В новгородской и псковской летописях часто указывается на тесные торговые отношения между Новгородом и Псковом. Во Псков из Новгорода шёл, в частности, такой стратегический товар, как соль, а в случаях, когда Владимиро-Суздальские князья перекрывали подвоз хлеба в новгородские земли с «низа», то зерно в Новгород поступало из псковских земель, где было теплее, и из Прибалтики через Псков. Однако отношения Новгорода и Пскова были совсем не безоблачно дружелюбные.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

21, 22. Пр. НИКОДИМ, пр. СПИРИДОН – Просфорники Печерские, преставились в XII веке, Октября 31. Мощи их почивают в пещерах пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Октября 31. 23 . Пр. АГАПИТ, безмездный врач, Печерский чудотворец, преставился в 1195 году, Июня 1. Св. его мощи почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Июня 1. 24 . Пр. АРЕФА, затворник Печерский, жил в XII веке. Св. мощи его почивают в пещерах пр. Антония. Память Октября 24. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Октября 24. Век XIII 1 . Св. КОНСТАНТИН Святославич, Князь Муромский, преставился в 1205 году, Мая 21, постригшись. Св. мощи его вместе с чадами его Михаилом и Феодором (смотри выше) обретены в 1555 году, Мая 21. Церковь память его с чадами совершает Мая 21. Смотри Месяцесловы Московский и Киевский, Пролог и Четь Минею, Мая 21. 2 . Св. СИМОН, Епископ Владимирский и Суздальский, преставился в 1226 году, Мая 10. Св. мощи его почивают в Киеве в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Мая 10. 3 . Св. Георгиевич, Князь Муромский, в иноках ДАВИД, преставился в 1228 году, Июня 25, – и 4 . Св. ФЕВРОНИЯ, Княгиня Муромская, в монашестве ЕВФРОСИНИЯ, супруга св. Князя Петра Георгиевича Муромского, преставилась в 1228 году, Июня 25. Св. мощи её почивают в соборной церкви града Мурома в одном гробе с супругом её. Церковь память их совершает Июня 25. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Июня 25. 5 . Св. ФЕОДОР Ярославич, Князь Новгородский, преставился в 1233 году, Июня 5, и погребён в Юрьеве монастыре. Св. мощи его обретены в 1614 году, перенесены в Новгородский Софийский собор и положены в приделе Рождества Пресвятой Богородицы, на левой стороне поверх земли. Церковь память его совершает Июня 5. Смотри Месяцеслов Московский, Июня 5. 6 . Св. ГЕОРГИЙ Всеволодович, Великий Князь Владимирский, убиен на сражении за Отечество в 1237 году (а по Следованной Псалтири – в 1239 году), Февраля 4. Св. мощи его почивают во Владимире в соборной церкви, на правой стороне между двумя церковными столпами. Церковь память его совершает Февраля 4. Смотри Месяцесловы Февраля 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

ГЛАВА ШЕСТАЯ. ОТ ВЗЯТИЯ КИЕВА ВОЙСКАМИ БОГОЛЮБСКОГО ДО СМЕРТИ МСТИСЛАВА МСТИСЛАВИЧА ТОРОПЕЦКОГО (1169 – 1228) Андрей Боголюбский остается на севере: значение этого явления. – Характер Андрея и его поведение на севере. – Владимир-на-Клязьме. – Брат Андрея, Глеб княжит в Киеве. – Война его с Мстиславом Изяславичем. – Смерть обоих соперников. – Андрей Боголюбский отдает Киев Роману Ростиславичу смоленскому. – Ссора Ростиславичей с Андреем. – Мстислав Ростиславич Храбрый. – Неудачный поход рати Андреевой против Ростиславичей. – Ярослав Изяславич княжит в Киеве. – Борьба его с Святославом Всеволодовичем черниговским. – Убиение Андрея Боголюбского и следствия этого события. – Соперничество Ростова и Владимира; соперничество дядей Юрьевичей и племянников Ростиславичей северных. – Торжество Михаила Юрьевича над племянниками и Владимира над Ростовом. – Возобновление борьбы по смерти Михаила. – Торжество Всеволода Юрьевича над племянниками и окончательное падение Ростова. – На юге усобица между Мономаховичами и Ольговичами. – Поход Святослава Всеволодовича черниговского на Всеволода Юрьевича суздальского. – Святослав утверждается в Киеве. – Слабость киевского князя перед суздальским. – Борьба Ярослава галицкого с боярами. – Смерть его. – Усобица между его сыновьями, Владимиром и Олегом. – Бояре изгоняют Владимира и принимают к себе Романа Мстиславича волынского. – Венгерский король Бела III вмешивается в эту усобицу и сажает в Галиче сына своего Андрея. – Гибель Берладникова сына Ростислава. – Насилия венгров в Галиче. – Владимир Ярославич с помощью поляков утверждается здесь. – Смерть Святослава Всеволодовича киевского. – Рюрик Ростиславич занимает его место по воле Всеволода суздальского. – Последний ссорит Рюрика с зятем его, Романом волынским. – Участие Романа в польских усобицах. – Война Мономаховичей с Ольговичами. – Роман волынский утверждается в Галиче по смерти Владимира Ярославича. – Он изгоняет Рюрика Ростиславича из Киева. – Рюрик опять в Киеве и отдает его на разграбление половцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Митрофана, ставленника князей Суздальских. При смене всего правительственного аппарата, как теперь бывает в парламентских демократиях, Митрофану, без всяких вин и церковного суда, приказано было удалиться за пределы города. Летописец, видимо не одобрявший этого канонического произвола, замечает: «злодей (т. е. диавол), исперва не хотя добра, зависть вложи людям». Удельно-партийная борьба уже заранее подготовила Митрофану замену в лице бывшего боярина Добрыни Ядрейковича, который вовремя вернулся из Царьграда, добыв там священный сан и превратившись в епископа с именем Антония. Новгородский летописец заявляет, что «волею Божией» этого Антония (б. Добрыню) «возлюби кн. Мстислав и вси новгородцы». Но когда вообще удачливый в войнах Мстислав в 1218 г. ушел княжить на юге в Галич, то и «любовь» ветряной демократии не защитила Антония от выступившей на сцену другой партии, которая попросила Антония просто уйти «по добру – по здорову»: «пойди где ти любо». Антоний уехал в Галичину и занял кафедру в Перемышле под охраной Яруна, тысяцкого кн. Мстислава. А когда захватили Перемышль в 1225 г. венгры, Антонию пришлось «отступить» в свой родной Новгород. По летописи, новгородцы «ради быша своему владыце». В Новгороде, после смерти в 1223 г. Митрофана, епископом избран был монах Хутынского монастыря Арсений. Последнего новгородцы в 1225 г. опять загнали в его Хутынский монастырь, водворив на его место своего «излюбленного» Антония (Добрыню). Антоний пробыл на кафедре около трех лет (1225–1228 гг.). Его вновь сжил с места Арсений, который за это уплатил значительную «мзду» князю Ярославу Всеволодовичу. Антоний якобы по своей воле водворен был в Хутыни. Действительно, у него начались приступы паралича: онемение языка. Однако в том же 1228 г. волнующаяся низовая демократия, «простая чадь», восстав против Ярослава Всеволодовича, обрушилась и на его ставленника Арсения. В Новгороде стояло затяжное ненастье все лето и осень. Погромная, направленная демагогами, толпа кричала «это из за Арсения у нас такая непогодь».

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

3. Сочинения по различным вопросам: календарно-пасхалистические («Calendarium» - Календарь, ок. 1220, «Computus», 1215-1220, «Computus correctorius», 1225-1230, «Computus minor», 1244); «Dictae» (Речи) и др. 4. Письма. 5. Комментарии на Свящ. Писание (компилятивный комментарий на первые главы кн. Бытие под названием «Нехаётегоп» (Шестоднев), на Книгу Екклесиаста, на Псалмы, на Послания св. ап. Павла к Галатам и Римлянам), на корпус «Ареопагитик» , на сочинения прп. Иоанна Дамаскина, Аристотеля («Вторая аналитика», 1228-1230, «Физика», 1228-1232). 6. Переводы с греч. языка: Двенадцати патриархов завещание (переведенное на латынь в сотрудничестве с привезшим его из К-поля Иоанном из Бейзингстока), Ареопагитский корпус, «Схолии» на Ареопагитский корпус прп. Максима Исповедника, сочинения прп. Иоанна Дамаскина (разделы «Источника знания» и др.), Аристотеля («О небе» с комментариями Симпликия, «Никомахова этика» с комментариями Евстратия, Михаила Эфесского и др.) и псевдо-Аристотеля («De lineis indivisibilibus», «De virtute») и др. Г. приписывались: «Summa philosophiae» (Сумма философии, 1265-1275), а также «De agricultura», «De astrolabia», «De lingua», «De natura luminis et diaphani», «De oculo morali», «De necromantia et Gothia et de lapide philosophico». Спецификой научно-философского творчества Г., в к-ром ощутимы влияния платонизма, аристотелизма, греко-араб. естествознания, является единство теории познания (включая эмпирическую методологию), учения о взаимодействии физических объектов универсума сообразно законам геометрической оптики и представления о космогоническом процессе в рамках концепции метафизики света. Синтезируя традиц. для Оксфорда гносеологию блж. Августина (т. е. умозрительное постижение истин о первоосновах бытия) и пропагандируемый им самим «путь опыта» (via experientiae, т. е. эмпирическое наблюдение за явлениями природы), Г. утверждал, что в силу практической невозможности совершенной чистоты человеческого интеллекта чувственное познание, хотя и является по существу менее совершенным, обладает преимуществом непосредственной убедительности и ясности добываемого им знания. При этом, так же как ничто тварное не может существовать без сохраняющего действия Бога («быть для той или иной твари - значит поддерживаться Вечным Словом» - Grosset. De veritate), никакая тварная истина не может явиться человеческому уму сама по себе, но только лишь в свете Высшей Истины.

http://pravenc.ru/text/168181.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010