княгинею Ольгою патриарху 122 . Антоний был искренним иноком, и митрополит посвятил его в архиепископа. По возвращении в Новгород, первым делом архиепископа Антония было то, что он обратил палаты Митрофана в храм препод. Антония, своего ангела. В 1218 году блаженный Антоний построил каменный храм св. мученицы Варвары в девичьем монастыре, который известен был еще в 1138 году, но теперь возобновлен заботливым архипастырем 123 . В том же году из Новгорода удалился князь Мстислав, принимавший особенное участие в избрании Антония, и вслед затем прибыл из Владимира Митрофан. Новгородцы, на первый раз, назначили Митрофану для пребывания Благовещенский монастырь; когда же Антоний отправился по делам служения в Торжок, они ввели Митрофана в архиепископский дом, а Антонию послали сказать: – пусть идет, куда хочет, – у них есть архиепископ Митрофан. Антоний, признавая себя законным пастырем, прибыл в Новгород. Тогда только Новгородцы поняли, что без митрополита не надлежало им распоряжаться участию архипастырей своих. Они просили обоих архипастырей отправиться к митрополиту на суд и послали с ними своих доверенных. Митрополит Матфей, посвящавший и Митрофана и Антония 124 , назначил Митрофана в Новгород, а Антония, на время удержав при себе, определил на праздную Перемышльскую кафедру 125 . Митрофан, спустя три года, скончался. Надлежало ожидать, что Новгородцы вызовут теперь Антония, по их вине потерпевшего неприятности. Напротив, в самый день кончины Митрофана, ввели они в дом архиепископский Хутынского инока Арсения. В 1225 г. Антоний прибыл из Перемышля в Новгород, сел на своей кафедре, и «Новгородцы рады были своему владыке» 126 . Спустя три года, Антоний, сильно заболев, добровольно (1228 г.) удалился в Хутынь монастырь; Арсений снова начал управлять делами епархии. С половины августа до 6-го декабря (1228 г.) шли проливные дожди, опустошившие поля. Народ, не оглядываясь на самого себя, взволновался и стал кричать: «тепло стоит так долго за то, что Арсений купил себе место у князя Ярослава и вытеснил Антония».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Питирим 1719–1738. Архп. с 1824. Иоанн Дубинский 1739–1742. Димитрий Сеченов 1742–1748. Вениамин Пуцек-Григорович 1748–1753. Феофан Чарнуцкий 1753–1773. Антоний Герасимов-Зыбелин 1773–1782. Иоасаф Заболоцкий 1782–1783. Дамаскин Семенов-Руднев 1783–1794. Павел Пономарев 1794–1798. Нижегородские и Арзамасские (c 1799 г.): Вениамин Краснопевков-Румовский 1798–1811 Архп. c 1804. Моисей Близнецов-Платонов 1811–1825. (C 1825 г. была вакантна; управлял Костромской еп. Самуил). Мефодий Орлов-Соколов 1826. Афанасий Протополов 1826–1832. Амвросий Морев 1832–1835. Иоанн Доброзраков 1835–1847. Иаков Вечерков 1847–1850. Архп. c 1849. Иеремия Соловьев 1850–1857. Антоний Павлинский 1857–1860. Нектарий Надеждин 1860–1869. Архп. c l867. Филарет Малышевский 1869–1873. Иоанникий Руднев 1873–1877. Архп. c 1877. Хрисанф Ретивцев 1877–1879. Макарий Миролюбов 1879–1885. Модест Стрельбицкий 1885–1889. Владимир Петров 1889–1892. Владимир Никольский 1892–1900. Назарий Кириллов 1901–1910. Архп. c 1909. Иоаним Левицкий 1910. Валахнинское викариат., учр. в 1866 г. Епископы (в Нижнем-Новгороде): Макарий Миролюбов 1866–1867. Поликарп Гонорский 1868–1886. Димитрий Сомбикин 1887. Агафодор Преображенский 1888–1891. Иаков Пятницкий 1891–1892. Ювеналий Половцев 1892–1893. Алексий Опоцкий 1893–1896. Аркадий Карпинский 1896–1897. Анастасий Опоцкий 1898–1901. Нестор Фомин 1901–1903. Исидор Колоколов 1903–1906. Евфимий Елиев 1906–1909. Геннадий Туберозов 1909. Новгородская, учр. в 992 г. Кафедра в Новгороде Епископы Новгородские: Иоаким Корсунянин 992–1030. Лука Жидята (Жирята) 1035–1059. Стефан 1060–1068. Феодор 1069–1077. Герман 1078–1095. Св. Никита 1096–1108. Иоанн Попин 1110–1129. Св. Нифонт 1130–1156. Аркадий 1158–1163. Архиепископы Великоновгородские и Псковские (до 1589 г.): Св. Иоанн 1165–1186. Григорий 1187–1193. Мартирий Рушанин 1193–1199. Митрофан 1201–1211. Антоний Ядрейкович 1211–1219. Митрофан (вторично) 1219–1223. Арсений (монах); упр. еж. 1223–1225: (вторично) 1228–1229. Антоний (вторично) 1225–1228.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

N 503. P. 811-846; D " Esneval A. Images de la vie universitaire parisienne dans l " œuvre d " Étienne Langton (vers 1150-1228)//Bull. de la société de l " histoire de Paris. P., 1976/1977. T. 103/104. P. 35-48; Hunt T. De la chanson au sermon: «Bele Aalis» et «Sur la rive de la mer»//Romania. P., 1983. T. 104. P. 433-456; Dahan G. Exégèse et polémique dans les Commentaires de la Genèse d " Étienne Langton//Les Juifs au regard de l " histoire: Mélange en l " honneur de B. Blumenkranz. P., 1985. P. 129-148; Ebbesen S. The Semantics of the Trinity According to Stephen Langton and Andrew Sunesen//Gilbert de Poitiers et ses contemporains: Aux origines de la «logica modernorum»/Éd. J. Jolivet, A. de Libera. Napoli, 1987. P. 401-436; Holt J. C. Magna Carta. Camb., 19922; Buc P. L " ambiguïté du livre: Prince, pouvoir et peuple dans les commentaires de la Bible au Moyen Âge. P., 1994; Quinto R. «Doctor Nominatissimus»: Stefano Langton († 1228) e la tradizione delle sue opere. Aschendorff; Münster, 1994; idem. Il codice 434 di Douai, Stefano Langton e Nicola di Tournai//Sacris erudiri. Turnhout, 1996. Vol. 36. P. 233-261; idem. The Conflictus uitiorum et uirtutum attributed to Stephen Langton//Virtue and Ethics in the 12th Cent./Ed. I. P. Bejczy, R. G. Newhauser. Leiden; Boston, 2005. P. 197-268; idem. Stefano Langton e la teologia dei maestri secolari di Parigi tra XII e XIII sec.//Archa Verbi: Yb. for the Study of Medieval Theology. Münster, 2008. Vol. 5. P. 122-142; idem. Dalla discussione in aula alla «Summa quaestionum theologiae» di Stefano Langton: Testi sul timore di Dio dal ms. Paris, BnF, lat. 14526 ed Erlangen, Universitätsbibliothek-Hauptbibliothek, 260//RSF. 2009. Vol. 64. P. 363-398; idem. Stephen Langton//EMPh. 2011. Vol. 2. P. 1215-1219; D " Avray D. L. «Magna Carta»: Its Background in Stephen Langton " s Academic Biblical Exegesis and its Episcopal Reception//Studi medievali. Ser. 3. Spoleto, 1997. Vol. 38. P. 423-438; Sharpe R. A Handlist of the Latin Writers of Great Britain and Ireland before 1540.

http://pravenc.ru/text/2463093.html

Антоний возвращён из Перемышля в 1225 году. Оставив Епархию в 1228 году, отошёл в Хутынь монастырь. Арсений, изгнанный в 1225, пришёл было опять на Епархию в 1228 году, но тогда же изгнан. Антоний, оставивший Епархию, паки возведён, но в следующем 1239 году опять оную оставил и возвратился в Хутынь монастырь, где в 1238 году, Октября 8, преставился и погребён в приделе Софийского собора. 15 . СПИРИДОН избран в 1229 году, хиротонисан в 1230 году. В 1249 году скончался и погребён в Софийском соборе. 16 . ДАЛМАТ хиротонисан в 1251 году, в 1261 году покрыл свинцом Софийский собор. В 1274 году, Октября 1, скончался и погребён в притворе Софийского Собора. 17 . КЛИМЕНТ избран из Игуменов и духовников Далмата Архиепископа в 1274 году, хиротонисан в 1276 году. В 1299 году скончался и погребён в Софийском соборе в Корсунской паперти. 18 . ФЕОКТИСТ, Святой, избран в 1299 году из Игуменов Новгородского Благовещенского монастыря, хиротонисан в 1300 году, Июля 29, оставив Епархию. В 1308 году отошёл в Благовещенской монастырь на безмолвие и там, в 1310 году, Декабря 23, преставился и погребён, а в 1786 году, Января 23, мощи его перенесены в Юрьев монастырь. 19 . ДАВИД избран в 1308 году из духовников Владычних, хиротонисан в 1309, Июня 5. В 1324 году, Февраля 5, скончался и погребён в притворе Софийского собора. 20 . МОИСЕЙ, Святой, избран в 1324 году из Архимандритов Юрьевских, хиротонисан в 1325 году. В 1329 году, посхимившись, оставил Епархию и отошёл в монастырь на Коломци, после Колмовским названный. 21 . ВАСИЛИЙ, в мире называвшийся Григорий, прозванием Калека, Святой, избран в 1329 году из священников Новгородской Козмодамианской церкви, по пострижению хиротонисан в 1331 году, Августа 25, во Владимире Волынском. В 1339 году, а по другим – в 1352 году принесён, как значится в некоторой повести, из Царьграда в Новгород белой клобук. В 1346 году Всероссийский Митрополит пожаловал ему ризы крестчатые, в 1352 году, Июля 23, на возвратном пути из Пскова скончался на реке Юзе, а погребён в Новгородском Софийском соборе в Корсунской паперти.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

От таких занятий в продолжение дня, естествен был переход к тайным молитвам в тишине ночи, – и эти молитвы, на самом деле, были одним из любимых его подвигов: «излишно бе у него бдения всенощная и утаенных к Богу молитв присвоение» , говорит о нем его жизнеописатель, прибавляя к этому, что подвиг молитвы облегчался для св. Александра постоянным воздержанием 32 . От дел благочестия он переходил к делам человеколюбия, являясь «сиротам и вдовицам заступником и безпомощным помощником» 33 , оправдывая свою веру и благочестие самыми делами… Так, все способствовало воспитанию в св. Александре духа благочестия – и рассказы о предках, и живой пример вообще благочестивых родных, и в особенности добрые внушения благочестивой матери: и он, действительно, впитал в себя этот животворный дух: вся жизнь его, одушевленная живым и искренним благочестием, есть непререкаемое свидетельство истинно-христианского воспитания его в годы юности. Первые опыты проявления добрых качеств в св. Александре видим отчасти и в тот период его жизни, когда отец оставил его, вместе с его братом, св. князем Феодором, в Новгороде под надзором боярина Феодора Даниловича и судии Иоакима 34 ; а Промыслу благоугодно было самым делом довершить воспитание его (1228–1236 г.). Не слишком счастливая судьба ожидала восьмилетнего Князя в краю, в котором почти постоянно были волнения и ни один из князей, пред временем св. Александра, не проживал более пяти лет сряду. На первый раз князьям Феодору и Александру не пришлось прожить в Новгороде и одного года. В том же самом году (1228), когда они были оставлены у Новгородцев, Новгород постигли тяжкие бедствия естественные. Со дня Успения (15 Авг.) до дня св. Николая 35 (6 Дек.) не видели там светлого дня; шли беспрестанные дожди, так что сено и хлеб гнили на лугах и в полях. Народ вместо того, чтобы позаботиться об умилостивлении прогневанного Бога, восстал против тогдашнего Святителя Новгородского (Арсения), извлек его из архиепископского дома и едва не умертвил. Восстание усилилось за тем еще более и разразилось над домами тысяцкого и столпников архиерейского и софийского, о которых думали, что они наводят на зло князя Ярослава, в гневе оставившего Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

Сиявшие духовной красотой Муромские чудотворцы, святые: князь Петр, в монашестве Давид, и супруга его, дочь «древолазца» (плотника), Феврония, в монашестве Евфросиния († 1228. Память обоих 25 июня). Павшие от руки татар за преданность вере и отечеству, святые князья: Феодор Юрьевич Рязанский († 1237); Василько Константинович Ростовский († 1238. 4 марта), в отрочестве исцеленный преподобным Никитой, столпником Переяславльским; Михаил Всеволодович Черниговский († 1246. 20 сентября); Роман Ольгович Рязанский († 1270. 19 июля); святой Великий Князь Михаил Ярославич Тверской († 1319. 22 ноября)... Благочестивые Государи: Великий Князь Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо (1176–1212), именовавшийся летописцами «миродержцем», и его полная смирения и веры супруга ясыня Мария; замученный татарами за верность вере князь Олег Ингварович Красный Рязанский; Новгородский князь Мстислав Мстиславич Удалой (Удатный – по древнему наименованию), скончавшийся в 1228 г. иноком в Киево-Печерской Лавре; Великий Князь Александр Михайлович Тверской, убитый в 1339 г. в Орде вместе с сыном Феодором. «Если пойду (в Орду), – говорил сей князь, – приму смерть, если не пойду, то придет рать и много христиан будет пленено и убито, и всему тому буду я виноват. Лучше одному за всех погибнуть». Великий Князь Димитрий Иоаннович Донской (1363–1389), начинавший день с благословения духовника, приходившего к нему с крестом, святой водой и иконою. Супруга его Евдокия, в монашестве Евфросиния († 1407. 7 июля), причисленная к лику святых. Великий Князь Василий II (1425–1462), Великий Князь Василий III (1505–1533), Царь Феодор Иоаннович (1584–1593)... Святые митрополиты Киевские и Московские: Константин († 1150. 5 июня), Максим (1282–1305. 6 декабря), Петр (1308–1326. 21 декабря), Феогност (1326–1353. 14 марта), Алексий (1353–1378. 12 февраля и 20 мая), Киприан († 1406. 16 сентября), Фотий (1409–1431. 2 июля), Иона (1441–1461. 31 марта и 15 июня), Иоасаф († 1542. 27 июля), Филипп († 1569. 9 января), Патриарх Московский и всея Руси Гермоген (1606–1612. 12 мая). Митрополит Кирилл (1249–1280), укрепивший веру в разгромленной татарами Земле. Благочестивый митрополит Феодосий (1461–1467), по удалении своем взявший к себе в келлию в Чудов монастырь больного проказой, обмывавший и перевязывавший его смрадные струпья, дни и ночи проводивший в молитве... Митрополит Макарий (1542–1563), составитель Больших Четьих-Миней (житий святых) и Степенной книги, излагающей царствования всех Русских Государей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Аминь. Святаго благовернаго князя Феодора Ярославича Владимирскаго († 30 сентября 1246) Тропарь, глас 8: В жизни сей утвердися верою,/в заповедех Господних пребываше непреклонен,/благоугодих Тому, яко благочестив самодержец/Емуже подобяся о врученных ти христоименитых людех,/душу свою положити потщався,/в землю идяше всезлую и безбожную/ и тамо, пред нечестивым мучителем Христа дерзновенно исповедав,/мученический венец прият,/темже, премудре Феодоре Ярославиче,/Избавителя моли избавити от бед отечество твое и люди,/да тя вси непрестанно почитаем. Кондак, глас 3: Ревностию Божественною разжегся,/оплевав царство и славу тлеющую,/изволи за Христа умрети,/нежели кроме Христа жити,/нечестивых закону не подчинился/ и сего ради за Христову веру венчався,/кровию прият венец нетленный,/Феодоре Ярославиче. Собор Владимирских святых Собор святых, в земле Владимирской просиявших, установлен в 1982 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери – 23 июня/6 июля. Собор Владимирских святых. Святители: митрополиты: Максим († 1305), Алексий († 1378), Иона († 1461), Иларион († 1707), архиепископы: Дионисий († 1385), Арсений († 1627), епископы: Феодор († 1023), Симон († пол. XII в.), Иоанн († 1214), Симон († 1226), Серапион († 1275), Феодор († 1286), Василий Рязанский († 1295), Кирилл Ростовский († 1384), Софроний († 1654), Митрофан Воронежский († 1703). Благоверные князья: Глеб († 1015), Константин († 1129), Михаил и Феодор (XII) Муромские, Борис Туровский († ок. 1160), Изяслав († 1165), Мстислав † 1172), Андрей Боголюбский († 1174), Глеб († 1174), Михаил († 1176), Петр Муромский († 1228), Георгий († 1238), Василько Ростовский († 1238), Всеволод, Мстислав, Владимир, Димитрий († 1238), Феодор († 1246), Святослав († 1253), Александр Невский († 1263), Димитрий († 1269), Димитрий († 1294), Феодор Стародубский († 1330). Благоверные княгини: Ирина († ок. 1129), Феврония († 1228), Агафия, Феодора, Мария и Христина († 1238), Евдокия (XIV).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Леона и Кастилии. Развитие Реконкисты, сопровождавшееся нападениями христианских войск на различные регионы Андалуса, привело к исчезновению мосарабских общин. В период правления североафриканских династий Альморавидов (1090-1147) и Альмохадов (1147-1228) часть мосарабов под давлением мусульманских властей эмигрировала в христианские королевства, часть была принудительно переселена в Сев. Африку. При альмохадском эмире Абд аль-Мумине (1130-1163) в К. возобновилось строительство, в частности, был построен новый квартал у ворот Баб-Румийя. Город оставался крупнейшим религ. и культурным центром мусульм. Испании: в XI-XII вв. здесь жили врач Альбукасис (Абу-ль-Касим ибн аль-Аббас аз-Захрави), поэт Ибн Шухайд, философы и ученые Ибн Хазм и Аверроэс (см. Ибн Рушд ), иудейский мыслитель и богослов Маймонид. В К. находилась б-ка, созданная халифом аль-Хакамом II и насчитывавшая до 400 тыс. томов. После битвы при Лас-Навас-де-Толоса (1212) власть Альмохадов была сильно ослаблена, а соперничавшие правители тайф не имели возможности дать отпор христианским войскам. В 1228 г. Фернандо III Святой, кор. Кастилии (с 1217) и Леона (1230-1252), приступил к завоеванию мусульманских городов Юж. Испании. В янв. 1236 г. отряд кабальеро из Андухара занял аррабаль в сев. части К., а в февр. королевское войско приступило к осаде Медины. Когда стало известно, что правитель Мурсии, союзник К., отказался помочь осажденным, а Ибн аль-Хамар, правитель Хаэна, заключил союз с королем, кордовцы приняли решение сдать город. В соответствии с договором жителям К. гарантировали личную безопасность и свободу; тем, кто желали покинуть город, разрешили забрать движимое имущество. 29 июня 1236 г. состоялся торжественный въезд Фернандо III в К.; на минарете Большой мечети был установлен крест и поднято королевское знамя. Церковь св. Марины. 2-я пол. XIII в. Церковь св. Марины. 2-я пол. XIII в. В К., вошедшей в состав Кастилии как королевский город, был учрежден консехо - совет должностных лиц, избиравшихся горожанами; под управлением консехо находилась также городская округа (alfoz), границы которой были определены в фуэро, дарованном К.

http://pravenc.ru/text/2057236.html

Ефрем (не рукоположен) 1030/1031 – ок. 1035 г. Свт. Лука Жидята 1036 –15.10.1058. Стефан ок. 1059 г. – ок. 1068 г. Феодор 1069/1070 –1077/1078. Свт. Герман ок. 1078 г. – ок. 1095 г. Свт. Никита ок. 1096 г. – 30.01.1109. прибытие в Новгород 20.12.1110 – в 1130 г. «отвержеся епископьи». Свт. Нифонт прибытие в Новгород 1.01.1131 – 21.04.1156. Свт. Аркадий избран в 1156 г., рукоположен 10.08.1158 – 19.09.1163. Свт. Илия (в схиме Иоанн) рукоположен 28.03.1165 – 7.09.1186. Свт. Гавриил (в схиме Григорий) избран в 1186 г., рукоположен 29.03.1187, прибыл в Новгород 31.05.1187 – 24.05.1193. Свт. Мартирий рукоположен 10.12.1193 – 24.08.1199. Митрофан избран в 1199, рукоположен 3.07.1201, прибыл в Новгород 14.09.1201 – 22.01.1210. Свт. Антоний (в миру Добрыня Ядрейкович) рукоположен в 1210 г., переведен на Перемышльскую кафедру в 1219 г. Митрофан (вторично) 17.03.1220–3.06.1223. Арсений (не рукоположен) избран 3.07.1223–1225. Свт. Антоний (вторично) 1225–1228. Арсений (вторично) Свт. Антоний (в третий раз) 1228–1229, † 8.10.1232. Спиридон избран в 1229, рукоположен 24.02.1230, прибыл в Новгород 19.05.1230–1249. Перемышльские епископы Свт. Антоний (переведен с Новгородской кафедры) 1219–1225 Переяславские епископы и митрополиты Петр упом. 2.05.1072. Леонт (титулярный митрополит) Свт. Николай (титулярный митрополит?) Свт. Ефрем (титулярный митрополит) упом. в 1089 и 1091 гг. Симеон I упом. в 1101 г. (или ранее). Лазарь рукоположен 12.11.1105 – 6(16?). 09.1117. Сильвестр 1.01.1118 – 12.04.1123. Марк (Маркел) рукоположен 4.10.1125 – 6.01.1135. Свт. Евфимий поставлен в 1141 г., упом. прежде 1149 г. Василий рукоположен в 1156–1157 г. поставлен в 1197 г. Сщмч. Симеон II † 1239. Полоцкие епископы Свт. Мина рукоположен 13.12.1105 – 20.06.1116. упом. прежде 1128 г. Косьма рукоположен в 1143 г. Свт. Дионисий поставлен, вероятно, до 1169 г. – 1183/1184. Николай Алексий упом. в 1231 г. Ростовские епископы Свт. Феодор [Иларион] Сщмч. Леонтий ок. 1070-х гг., поставлен, вероятно, в 1073/1076 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В то же время и противники Никона, особенно главный его обвинитель Паисий Лигарид, черпали из той же самой Полной «Синтагмы» материал для обвинения патриарха. В первый раз Никон был осужден на Соборе 1660 года на лишение патриаршего достоинства и священного сана исключительно на основании этого сборника. Однако когда собор завершился, Епифаний Славинецкий установил, что такого канона, в сущности, нет и что приведенная на соборе фраза принадлежит самому Властарю. Тогда он взял назад свое согласие на осуждение Никона и известил об этом царя, который приостановил исполнение соборного решения, так что Никон был окончательно осужден только через 6 лет. Греческие же епископы непреднамеренно ввели собор в заблуждение, потому что Властарь в своем сборнике не делает обычно различия между каноном и своим или Вальсамоновым мнением 1228 . Большое значение имел этот же сборник и на Соборе 1666 года, который окончательно осудил Никона на снятие священного сана. Авторитет полной Властаревой «Синтагмы» стоял для собора вне всяких сомнений, поскольку Послание всех восточных патриархов рекомендовало ее как «всеправильну книгу Великия Церкви», и Лигарид на соборе широко использовал ее для обвинения Никона. Только теперь Никон оценил «Кормчую» Св. Саввы и стал ссылаться в свою защиту именно на нее… «Роковую роль, – резюмирует Троицкий, – Властарева Синтагма сыграла и в истории Русской Церкви. Ее папистические идеи были усвоены патриархом Никоном , а идеи цезарепапизма – приближенными царя Алексея Михайловича, что повело к обострению отношений, столкновению царя и патриарха и к осуждению последнего, дальнейшим следствием чего было порабощение Русской Церкви государственной властью при Петре Великом и весь ее двухсотлетний „синодальный период“ под неканоническим обер-прокурорским надзором, частым вмешательством и давлением» 1229 . В заключение Троицкий ссылается на разумные, по существу, высказывания Бердяева и Вышеславцева, которые, правда, в «каноническом» контексте выглядят слегка экзотично:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010