2.3.3. Отказ Михаила вернуться в Киев – причина поставления Климента Смолятича. Не думаем, чтобы в такой ситуации новоявленный киевский князь изначально мог быть настроен на разрыв с патриархией и на избрание «собственного» митрополита. Поступить так значило бы окончательно скомпрометировать и без того сомнительную легитимность своего положения в Киеве, которая к тому же была дополнительно подорвана репрессиями Изяслава в отношении старшего из своих дядьев – туровского князя Вячеслава Владимировича, не только отодвинутого амбициозным племянником от киевского стола, но и лишенного своего собственного, туровского (ПСРЛ 2. С. 330; Назаренко 2009в. С. 399–400) 62 . Поэтому нам не кажется убедительным предположение А. Поппэ (1996. С. 455), будто все дело заключалось в непременном желании нового киевского князя в сложной ситуации «иметь в лице главы Русской Церкви послушное орудие своей политики» (аналогично: Vodoff 1988. Р. 118). Вряд ли нашелся бы князь, который не имел бы такого желания, однако же никто до Изяслава не ломал из – за этого канонической процедуры. Действительно, между вокняжением Изяслава и поставлением на митрополию Климента Смолятича прошел без малого год – срок достаточный для посольства в Константинополь и получения ответа оттуда. Источники оставляют нас в неведении о содержании этого ответа, но действия Изяслава не позволяют сомневаться в том, что он князя категорически не устроил. Речь не могла идти просто о задержке по тем или иным причинам с назначением нового митрополита: например, вследствие конфликта между патриархом и епископатом во время краткого, в 1146–1147 гг., патриаршества Косьмы II Аттика из-за близости последнего с соборно осужденным богомилом Нифонтом (Лебедев 1998. С. 137–139). Уже в феврале 1147 г., то есть, по всей вероятности, еще во время пребывания посольства Изяслава в византийской столице, Косьма был низложен. Подобные задержки случались и ранее – например, между прибытием на Русь самого митрополита Михаила и кончиной его предшественника Никиты прошло четыре (!) года. В своем сложном положении Изяслав, безусловно, предпочел бы подождать прояснения ситуации на патриаршестве (она наступила с восшествием на престол Николая IV Музалона в декабре 1147г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Свт. Кирилл II 6.04.1230 – 21.05.1262 Рязанские епископы Арсений упом. в 1207–1212 гг. [Сщмч. Евфросин] упом. в 1220–1230- е гг. Смоленские епископы Мануил поставлен в 1136 г., упом. вплоть до 1168 г. Константин упом. в 1180 г. Симеон упом. в 1197 г. Свт. Игнатий упом. 19.03.1205. Лазарь ( до 1225/1226 г. Афанасий [Свт. Меркурий] ( 1239. Туровские епископы [Фома] поставлен в 1005/1006 г. Кирилл поставлен 6.11.1114. Симеон Игнатий Иоаким рукоположен в 1144 г., упом. в 1146 г. Георгий Свт. Кирилл (II?) до 1169 г. — до 1182 г. Свт. Лаврентий упом. после 24.06.1183. Угровские епископы Иоасаф (прежде епископ во Владимире-Волынском) поставлен между 1229 и 1237/1238 г. После преосв. Иоасафа (его смерти или смещения) кафедра переведена в Холм. Черниговские епископы и митрополиты Неофит (титулярный митрополит) упом. 2.05.1072. до 1087 г. – 23.11.1111. Свт. Феоктист рукоположен 12.01.1113, настолование 19.01.1113 — 6.08.1123. Свт. Пантелеймон Онуфрий рукоположен в 1143 г., упом. в 1146–1147 гг. Антоний упом. в 1159 и 1163 гг., изгнан кн. Святославом Всеволодовичем ок. 1168 г. Порфирий упом. в 1177 и 1187 гг. Порфирий II упом. в 1230 и 1239 гг. Юрьевские (Поросские) епископы В середине XII в. кафедра была временно перенесена в Канев. Михаил упом. в 1072–1073 гг. Антоний упом. в 1089 и 1091 гг. Свт. Марин упом. в 1091 и 1095 гг. Даниил 6.01.1114 — 9.09.1122. Свт. Дамиан упом. в 1147 и 1154 гг. Адриан (занимавший одновременно и Белгородскую кафедру) упом. в 1197 1198 гг. Алексий до 1125/1126 г. Примечания По мнению Е. Е. Голубинского, первым Киевским митрополитом был высокопреосвященный Леон. А. В. Поппэ считает, что первым Киевский святительский престол занимал митрополит Феофилакт. В зависимости от того, принимаем мы сообщение Киевской летописи об участии Николая уже в сане еп. Полоцкого в рукоположении печерского архимандрита Василия летом 1183 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 626–628) или отвергаем это сообщение как анахронизм (Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963. С. 339. Прим. 156).

http://sedmitza.ru/lib/text/443844/

87 Так в селе Угодичах (древняя слобода Угожь, в 5 верстах от Ростова, на восточной стороне озера Неро) сохранилось предание, что первая деревянная церковь этого села сооружена при святом Исайе, который благословил жителей Угожа, за усердие их к вере, иконой Богоявления Господня. Эта икона сохранилась до нашего времени храмовой в Богоявленской церкви села Угодичь. 89 Мощи святителей Леонтия и Исайи обретены нетленными в 1164 году при копании рвов для закладки каменного соборного храма на месте погоревшего дубового. Они почивают в Ростовском Успенском соборе: мощи святого Леонтия под спудом, в приделе, посвященном его имени, а мощи святого Исайи открыто близ иконостаса, у южных врат алтаря, в серебряной раке. До нашествия Ляхов в 1609 году мощи святого Леонтия почивали открыто в «золотой раке», единственной в России. – Чудеса святого Леонтия описаны в книге моей: «Древние святыни Ростова Великого», издание 2-е, страница 35. 90 Мощи преподобного Авраамия обретены и прославлены чудесами 29 октября 1210 года. Они почивают открыто в главном храме Богоявленского Авраамиева монастыря, в великолепной серебряной раке, устроенной в 1862 году. Здесь же хранится медный шестиконечный крест от жезла, врученного Авраамию святым Иоанном Богословом, для сокрушения идола. Самый жезл взят Грозным царем в 1553 году. 91 Мощи преподобного Герасима почивают под спудом в Троицком храме обители его, упраздненной в 1764 году. 92 Святой князь Игорь убит 19 сентября 1147 года. Мощи его перенесены в Чернигов. Икона Богородицы, перед которою он молился в последние минуты своей жизни, находится теперь в Печерской Лавре. 94 Чудесно явленная на озере Ильмень икона святого Николая находится в Новгородском Николо-Дворищском соборе. На острове Липном, где она была найдена, в 7 верстах от Новгорода, блаженный Мстислав поставил деревянную церковь и основал монастырь Липенский, от которого сохранились только развалины каменного храма, построенного в 1290 году. 96 Преподобный Антоний Римлянин преставился 3 августа 1147 года и погребен в созданной им церкви. Мощи его открыты в 1597 году. В обители его сохранились: камень, на котором он приплыл из Италии, ветви морской травы, которую он держал в руке во время плавания; две фелони и два паникадила, принадлежавшие чудотворцу, а из вещей, найденных им в бочке, – шесть мозаичных (мусийных) икон. Полагают, что драгоценный потир, взятый Грозным-царем при разграблении Антониева монастыря в 1570 году и находящийся теперь в Московском Успенском соборе, принадлежали также преподобному Антонию; о другом потире теперь доказано, что он не из Антониева монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Николай родился в 10-х гг. XII вв.; скончался он, вероятно, до 1166 г., но после 1160 г. О его образовании и начале жизненного пути почти ничего не известно. Судя по его трудам, Николай получил весьма хорошее образование, позволившее ему глубоко разбираться не только в богословских, но и философских вопросах. В 1147 г. Николай участвовал в суде и осуждении за склонность к богомильству монаха Нифонта и покровительствовавшего ему патриарха Космы Аттика, который в результате был низложен. В связи с этими событиями Николай написал трактат о Евхаристии, направленный против богомилов. В качестве преемника Космы на патриаршую кафедру был возведен Николай Музалон, бывший до того архиепископом Кипра, но отказавшийся от кипрской кафедры и пребывавший на покое; возведение Музалона на патриарший престол, происшедшее по воле императора и с согласия архиереев, тем не менее через некоторое время вызвало несогласие среди некоторых архиереев. Николай Мефонский поддержал Музалона и написал в 1147 г. в его поддержку речь; на основании того, что Николай выступил в поддержку Музалона, насколько известно, в качестве члена Синода Эндимуса, можно считать, что к этому времени он уже был епископом. Ко времени конца 1140-х — начала 1150-х гг. относится и антилатинская полемика Николая, нашедшая свое выражение в различных трактатах. Особое место в церковной деятельности Николая Мефонского занимает его полемика с Сотирихом и его сторонниками относительно слов в тексте Литургии свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста, которые присутствуют в тайных молитвах священника на Великом входе: «Ты бо еси приносяяй [т. е. приносящий], и приносимый, и приемляяй [т. е. принимающий], и раздаваемый» . Спор начался после того, как некий диакон Василий в проповеди, посвященной этим словам, истолковал их так, что Христос есть и Жертва, и Тот, Кто принимает Жертву за грехи мира. Знаменитые ученые мужи Константинополя — Михаил Фессалоникийский, магистр риторов, и Никифор Василака, ритор и преподаватель толкования Апостольских посланий в патриаршей школе, обвинили Василия в том, что тот таким образом разрывает Христа на две ипостаси.

http://bogoslov.ru/article/811478

     В Орде нет и речи о гневе за старые грехи. Батый хочет обещаниями уговорить князя подчиниться обычаю но примеру прочих князей. Михаил отвечает словами, в которых резко разделяет (в отличие от других ордынских мучеников) религиозное и политическое: " Тебе царю кланяюся, понеже ти поручил Бог царствие света сего; а ему же сии кланяются, то аз не кланяюсь " . Находившийся в Орде внук его Борис, князь Ростовский, бояре умоляют его покориться; бояре обещают даже принять на себя его вину: " Вси за тя епитимью приимем, княже, со всею областию своею " . Михаил отвечает: " Не хощу только именем зватися христианин, а дела творити поганых " . Умирая, князь с Феодором поют о подвиге мучеников. Чудесные знамения прославляют их кончину. Тела их лежали много дней " неврежени " , над ними " столп огнен явися... и пение ангельское слышаху " .      Не мучеником, но страстотерпцем был князь Киевский Игорь Ольгович, убитый киевлянами в 1147 г. Свергнутый с Киевского стола после двенадцатидневного княжения Изяславом, он сидел в " порубе " , то есть в темнице. Тяжко заболев, он просит о разрешении принять схиму: " Пусти мя, брате, пострищися, зане была ми на се мысль еще и во княжении моем: ныне же в нужи сей болен есмь вельми и живота си не чаю " . Но после пострижения (с именем Георгия) князь выздоровел и последние месяцы жизни провел в киевском Феодоровском монастыре. В сентябре 1147 г. киевляне, не любившие его, как и Ольговичей вообще, составили вече и решили убить Игоря. Напрасно уговаривал их митрополит, князь и бояре. Толпа ворвалась в монастырь и выволокла инока Георгия из храма во время литургии. Князь Владимир с братом отбили у толпы ее жертву и привели во двор своей матери. Но народ вломился во двор и убил несчастного в сенях терема. Потом толпа надругалась над телом: привязали за ноги веревки и, протащивши через город, бросили на Подоле нагим и окровавленным. Во время погребения его гроза и другие знамения напугали киевлян и вызвали полный перелом в отношении к нему. Уже тогда многие начали чтить его как святого. Через три года тело князя перевезено в родной Чернигов, где новое чудо удостоверило его святость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Ростовская Учреждена в 990 году Кафедра в Ростове Ростовская и Суздальская Владыки иногда назывались по месту своего преимущественного пребывания – то Ростовскими, то Суздальскими, то Владимирскими. Феодор (первый) епископ, свт., рукоположен вскоре покинул Ростов, вернулся на кафедру в 1010 Иларион епископ, назначен в 991 по 993 бежал «восвояси» (возвратился в свое отечество); † неизвест. Феодор епископ, свт., повторно ок. 1010 до 1014 удалился, изгнан язычниками; † 8.06.1023 Леонтий епископ, сщмч., рукоположен с 1051 (1054) † 1073 (1070, 1077) Исаия епископ, свт., рукоположен с 1077 или 1078 † 15.05.1090 Ефрем епископ, управлял с 1090 по 1119 † 1119(1147) Прохор епископ, рукоположен с 6.12.1119 † 21.09.1130 Иоанн I епископ, упоминается с 1131 по 1146 † 1.10.1158 Нестор епископ, рукоположен с 20.07.1149 (1147) по 1157 лишен кафедры; † 7.11.1161 Леон епископ, рукоположен с 25.03.1155 (1158) по 1159 изгнан, по возвращении изгнан вторично в 1162, † 1.05.1171 Ростовская, Суздальская и Владимирская С 1164 года Нестор II епископ, рукоположен Симон епископ Владимирский, свт.. управлял с 1160 по 1175 † неизвест. Феодор (Феодорец) епископ, рукоположен с 16.06.1170 †8.05.1172 (казнен) Кафедра пустовала 11 лет. Николай епископ, рукоположен с 1183 по 1184 переведен на Полоцкую кафедру, т.к. не принят кн. Всеволодом Юрьевичем; † неизвест. Лука епископ, свт., рукоположен с 11.03.1185 † 10.11.1189 Иоанн II епископ, свт., рукоположен с 23.01.1190 † 12.05.1214 Ростовская, Переяславская и Ярославская С 1214 года Пахомий епископ, рукоположен с 10.11.1214 Кирилл I (в схиме Кириак) епископ, управлял с 1216 по 1229 оставил кафедру. 16.09.1229 принял схиму † 17.04.1230 Ростовская, Ярославская и Угличская С 1226 года Кирилл II епископ, свт., рукоположен с 1231 (6.04.1230) † 21.05.1262 Игнатий епископ, свт., рукоположен с 19.09.1262 † 28.05.1288 Тарасий епископ, рукоположен с 1288 по 1299 на покое; † 1304 Симеон епископ, бывший еп. Владимирский и Суздальский с 1299 по 1311 оставил епархию; † 1314

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

А. Пальмиери 266 считает возможным говорить только о четырех: в 1051 (избрание Илариона), в 1147 (избрание митрополита Клима Смолятича), в 1168 (история с игуменом Поликарпом) и в 1170 гг. (осуждение и наказание несостоявшегося ростовского епископа Феодорца). Э. Эрман прибавляет еще два собора, посвященных спору о постах (1160/1164 г.) 267 . На выводах решающим образом сказывается то или иное отношение к известиям поздних источников, поскольку древние памятники, современные описанным в них событиям, определенно сообщают лишь об одном соборе по вопросу о постах и о соборе, избравшем Клима Смолятича 268 . Действительное количество церковных соборов, разумеется, было большим 269 . Клим Смолятич достоин особого упоминания еще и по той причине, что его “избрание” повело к самому значительному из всех расколов как внутри древнерусской церкви, так и между Византией и Русью. Переяславский князь Изяслав Мстиславич, занявший в 1146 г. киевский стол, сумел убедить схимника и затворника Клима, поначалу сопротивлявшегося, стать кандидатом на митрополию, которая пустовала с 1145 г. Чтобы обойтись без санкции константинопольского патриарха, которая до тех пор в подобных случаях считалась необходимой, черниговский епископ Онуфрий предложил избрать митрополита одним соборным решением русских епископов. Однако двое из собравшихся епископов, Нифонт Новгородский и Мануил Смоленский, ввиду нарушения традиции сочли себя не в праве участвовать в выборах. Выход из этого положения, щекотливого и для самого Клима, нашел все тот же Онуфрий, посчитавший, что освятить поставление Клима можно с помощью мощей св. Климента, которые, очевидно, с 988/989 г. пребывали в Киеве, коль скоро в Византии в тех же целях использовались мощи св. Иоанна Крестителя (полный смысл этой процедуры остается неясным): “...а глава у нас есть святого Климента, якоже ставят греци рукою святого Ивана” 270 . После некоторого колебания это предложение нашло поддержку большинства (в шесть голосов), и 21 июля 1147 г. Клим был избран митрополитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Амфилохий (1105-1122) (не его ли имя, искаженное до «Anythi Codrius», попало не на свое место в каталоге?), Симеон (1123-1136), Феодор (1137 - после 1147), именуемый в летописи «скопцом», по-видимому грек, участвовавший в 1147 г. в поставлении митр. Климента Смолятича . С сер. XII в. сведения о Волынских архиереях сходят со страниц летописей (эта лакуна заполнена в каталоге) и появляются снова только в 20-х гг. XIII в. В статье 1223/24 г. Галицко-Волынской летописи находится перечень Владимиро-Волынских епископов, бывших в правление князей Даниила и Василька Романовичей, т. е. в 20-60-х гг. XIII в., тождественный приведенному в каталоге: Иоасаф, «блаженыи, преподобныи, святитель Святое горы» (т. е. из монахов или игуменов Святогорского Зимненского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , известного по крайней мере с 60-х гг. XI в.), тождество к-рого с Угровским еп. Иоасафом дискуссионно; Василий, также из Святогорского мон-ря; Никифор по прозвищу Станило, из слуг кн. Василька (что говорит о его поставлении после 1238, когда Василько стал владимирским князем), Косма, «кроткыи, преподобныи, смиреныи». В конце правления Владимирка Васильковича († 1288) упоминается еп. Евсигний (еп. Марк, одновременно поименованный среди окружения Владимирка и иногда включаемый в списки Волынских иерархов, не может быть Владимиро-Волынским епископом). Первоначальная территория В.-В. е., если исходить из принципиального для Др. Руси совпадения политических и церковных границ, простиралась от русско-польск. и русско-венг. пограничья на западе до междуречья Стыри и Горыни на востоке, от верховьев Припяти на севере до подвижной границы со степью в Ср. Поднестровье. Позднейшие территориальные изменения епархии также следовали за переменами политическими. Скорее всего в сер. XII в. (не позднее 1152/53) в связи с окончательным оформлением Галицкого княжества при кн. Владимирке Володаревиче от В.-В. е. была отделена южная, прикарпатско-днестровская, половина, к-рая составила Галицкую епархию .

http://pravenc.ru/text/159136.html

В 1846 г. в Петербурге был издан первый том классического труда профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандрита Макария (Булгакова) (в последствии – митрополита Московского и Коломенского) под заглавием “Христианство в России до равноапостольного князя Владимира, как введения в Историю Русской Церкви”. По единодушным отзывам крупнейших русских историков того времени сочинение это явилось блистательным доказательством зрелости отечественной церковной историографии. В 1847 г. архимандрит Макарий (Булгаков) опубликовал продолжение своего труда под заглавием “Взгляд на историю Русской Церкви до нашествия татар”. Далее последовали публикации его статей в журнале Санкт-Петербургской Духовной Академии “Христианское чтение” в 1853–1857 гг., которые вместе с вышеназванным сочинением составили первые три тома “Истории Русской Церкви”. Последующие тома, охватывающие период от первой трети XIII до середины XV в. были написаны преосвященным Макарием в период его пребывания на Харьковской кафедре (1859–1868 гг.). Известный историк Н.Г.Устрялов оценил этот труд так: “... не было у нас церковной истории, написанной в таком стройном порядке, с таким знанием фактов, с таким беспристрастием и отчетливостью в самых мелких подробностях и, к довершению всего, в таком увлекательном слоге” 19 . Не менее высоко оценена была эта работа М.П.Погодиным и И.И.Срезневским . Митрополитом Макарием было введено в научный оборот огромное количество источников, многие из которых он открыл сам. “Выдающееся достоинство монументального творения митрополита Макария – это пока еще непревзойденная фактическая полнота, благодаря которой оно представляет для историков Русской Церкви такую же сокровищницу специального знания, какой является история С.М.Соловьева для общей истории России” 20 – отмечал церковный историк середины XX в. А.В.Карташев . В основу деления истории Русской Церкви на периоды митрополит Макарий положил принцип канонического статуса. Им определены три периода: 988–1240 гг. – время совершенной зависимости Русской Церкви от Константинопольского патриарха; 1240–1589 гг. – время постепенного перехода ее от зависимости к самостоятельности; 1589–1867 гг. – время самостоятельности Русской Церкви. В соответствии с этим принципом деления, первый период был, в свою очередь, разделен на три отдела: от митрополита Михаила I до митрополита Илариона (988–1051 гг.); от митрополита Илариона до митрополита Климента (1951–1147 гг.); от начала правления митрополита Климента до начала правления митрополита Кирилла II (1147–1240 гг.). Второй период (период постепенного перехода Русской Церкви к самостоятельности) подразделялся на два отдела: от митрополита Кирилла II до митрополита святого Ионы (1240–1448 гг.); и от митрополита святого Ионы до патриарха Иова (1448–1589 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из его жития передается такой случай: Господь не открыл ему согрешений его духовного сына черноризца, который исповедовался ему не чистосердечно. Этот инок умирает и его труп издает необычайный смрад. Преп. Онисифору является преп. Антоний, упрекая его за погребение в святом месте этого нераскаянного грешника. Онисифор стал молиться Богу и вопрошать: " Господи, для чего Ты скрыл от меня дела человека сего? " Ангел сказал: " На показание всем согрешающим и не кающимся было это, дабы видя покаялись " . В следующую ночь прозорливцу снова было повеление: взять из пещеры тело нераскаянного грешника и бросить в воду. Когда же Онисифор с игуменом Пименом решили исполнить небесную волю, явился преп. Антоний и сказал, что грешник помилован Богом. Этот рассказ свидетельствует, что старчество, положенное в основу монастыря, не прекращается в последующие столетия. В XII и XIII вв. чтимых и канонизированных дает главным образом Киево-Печерская Лавра. Ее ветви идут и на север: епископ Никита Новгородский (+ 1108 г.), — подвижник Печерский (в молодости прельщенный явлением беса под видом Христа), в сане епископском прославился даром чудотворений. Из Лавры выходит преп. Кукша, апостол вятичей и мученик (+ 1113 г.). Всех подвижников Лавры и ее значение в истории Церкви в нашем труде охватить невозможно. Кроме подвижников Печерских в XII веке назовем Антония Римлянина (+ 1147 г.), и преп. Герасима Вологодского " (+ 1178 г.). Этот последний, уроженец киевский, положивший начало своему подвигу в Глинецкой обители, " под руководством старцев глинецких, опытных в жизни духовной " , 30-ти лет, влекомый жаждою уединенного подвига уходит на Дальний Север. 19 августа 1147 года он прибывает в Вологду. В то время это было селение с храмом Воскресения Христова. Сначала его встречают недружелюбно, но мало-помалу его подвижническая жизнь привлекает людей: " Одни пожелали содействовать преподобному в его трудах по постройке церкви и обители, другие захотели под его старческим руководством подвизаться и сожительствовать ему " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010