Необходимо отметить, что некоторая генетическая предрасположенность (обусловленность) может быть только в отношении тех страстей (грехов), которые связаны с телом. Хотя и здесь, в ряде случаев, сложно отделить (отличить) генетическую предрасположенность от приобретенной в результате воспитания, или под воздействием окружающей обстановки, или в силу привычки. Как пишет протоиерей В. Свешников: " В то же время порою очевидна социальная обусловленность если не зарождения, то путей развития страсти (пьянство) " (84:74). " Привычка - вторая натура " - говорится в известной поговорке. Действительно, например, ребенок, родившийся в неблагополучной семье, и воспитываться, вероятнее всего, будет в соответствующей неблагоприятной обстановке. И если он будет совершать преступления, то непросто определить степень влияния на это генетической и приобретенной расположенностей к преступлению, хотя влияние и той и другой составляющей очевидно. При статистическом анализе зависимости нравственного состояния родителей (и более далеких родственников) на нравственное состояние их детей, мы, по сути дела, имеем дело с многофакторным экспериментом (исследованием). То есть экспериментом, при котором на исследуемый фактор (параметр) одновременно влияют два или более факторов, причем нет возможности или очень сложно изменять только один из них при стабилизации других. Поэтому для изучения зависимости между двумя заданными факторами нужны иные методы обработки результатов, чем используемые при однофакторном эксперименте. В противном случае, влияние, приписываемое одному фактору, может на самом деле оказаться влиянием другого фактора или нескольких факторов одновременно. Многим из нас известны случаи, когда люди, обладающие определенными, ярко выраженными чертами характера, меняли свое поведение на противоположное под воздействием направленного обучения (воспитания) или существенного изменения внешней обстановки, а не в силу генетической обусловленности. Этот факт даже нашел свое отражение во многих известных книгах и художественных фильмах, например, " Пигмалион " , " Принц и нищий " , " Укрощение строптивой " , " Человек за бортом " . О значении воспитания и о наставлениях в этом говорится в Сир.30:1-13, в частности: " Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его " (Сир.30:13). Протоиерей Г. Дьяченко пишет: " Правда, худое воспитание может укоренить в нас зло и ускорить его развитие " (113:94).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

109 Ibid. янв.–февр., 93–94, март–апр., 401–425. При этом необходимо иметь в виду, что дело это возникло по жалобе самого Никона (402). 110 Неудобно-передаваемые места приведены у Соловьева (т. XIII, примеч. 190). Объяснение Никона против обвинений см. в Христ. Чтен., март–апр., стр. 420–425. Соловьев замечает: «К сожалению, Никон сам старался показать, как чистое смешивалось у него с нечистым: так, он не преминул прислать царю список вылеченных им людей и посланному царскому разсказывал, что был ему глагол: «отнято у тебя патриаршество, за то дана чаша лекарственная: «лечи болящих» (т. XI, 393). 111 Она напечатана в жизнеописании Никона, Шушерина, а с подписями – в «Начерт. жития п. Никона » архим. Аполлоса (155–158) и Опис. Воскресн, мон., архим. Леонида (40–43), изд. в Чт. М. О. ист. 1874–1875 гг. 112 Подробности о ходе этого дела, по рукописи, материалам, у о. Николаевского (Христ. Чт., май–июнь). 113 «Замечательно, говорит о. П. Смирнов , что Никон не согласился ехать из Кириллова мон. в Воскресенский дорогой прямой, на которой имя его не было известно (?), а приказал везти себя через Ярославль, где еще хранились воспоминания о нем, как о великом пастыре» (Патр. Иоаким, стр. 58). 115 В своей монографии по настоящему вопросу автор пользовался делом Никона (соборным деянием) по рук. Моск. дух. акад. 116 Уже к концу цар. Алексея Михайловича раскол представлял довольно сильную и опасную партию. Вот любопытная запись в одном из хронографов (2-й редакции): «Во 180 и 181 (1672–1673) году, за умножение грех наших пред Господом Богом, простые люди невежи, хуляще божественное писание и новоисправные с греческих переводов книги, и сложение триех перстов крестного знамения, и не слушая отцов своих духовных наказания, многие на покояние не приходили и св. божеств. тайн не причащались и к церквам божиим не ходили, и святым иконам не поклонялись, прельстясь в богоотступников, от многих врагов невежд от пустынников собирались вмести в домех и овины, сожигались многие и с малыми младенцы, в Нижегородском уезде и в иных местех» (Рукоп. Археогр. ком., описал Н. Барсуков, Спб. 1882, стр. 81).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/no...

   Характерно в этом отношении представление иконоборчества как борьбы по существу против монашества. Как это ни странно, подобные утверждения повторяются еще и в наши дни. Так, «одним из главных орудий императорского правительства в борьбе за неограниченную власть являлось иконоборчество, направленное против монастырей...» (Домбровский О.И. Фрески средневекового Крыма. Киев, 1966, с.14). Однако в документах мы находим лишь несколько личных нападок на монахов — защитников икон (существовали и иконоборческие монастыри. См. Дворник Ф. Le schisme de Photius. Paris, 1950, p. 113, note 72). Если бы центральной проблемой было монашество, а иконы только предлогом, то вся сила полемики и была бы направлена на защиту монашества. Но ничего подобного в письменных источниках иконоборческого периода мы не видим. Не только исторические, но и специально богословские писания не содержат ничего ни за, ни против монашества как такового; мы не находим здесь ничего, что можно было бы сравнить с тем, что существует в отношении икон и их почитания.    Флоровский Г. Византийские Отцы V-VIII веков. Париж, 1933; см. также; Ориген, Евсевий и иконоборческий спор//Church History, vol. XIX, 2,1950, p. 5. Так, даже монотеизм являлся «политической проблемой», а «цезарепапизм византийских императоров-иконоборцев был также своего рода богословским учением» (там же).    Острогорский Г Начало иконоборческого спора//Melanges CH. Diehl, vol. I Paris 1930 p. 235—255, и его же История Византийского государства Париж 1956, с 191—192 (То и другое по-французски)    Манси 12,975    Гл. XII PG. 94,1,1997    Хефеле. История Соборов. Париж, 1910, m.III, ч. 2-я, с.677 (по-французски).    В начале его царствования был краткий период в 16 месяцев, когда узурпатором Артавастом иконопочитание было восстановлено.    Патриарх Анастасий умер в 753 г., преемник же его, Константин, был назначен императором и представлен Собору лишь на заключительной сессии последнего. См. Острогорский Г. История... с. 201—202.    Деление на «деятельное меньшинство» (иконоборцы) и «пассивное большинство», которое делает протоиерей А. Шмеман (Исторический путь Православия. Нью-Йорк, 1954, с.250), не соответствует исторической обстановке, так как фактически православные иконопочитатели на Соборе представлены не были. См. Острогорский Г. Указ.соч., с.200.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3576...

93 Хазин, II, 295–296. Более подробно это сказание изложено в турецком сочинении (сборник тонких слов); перевод его см. VII вып. миссион. сбор. соч. Фортунатова. стр. 25–30. 97 Sprenger, Das Leben. B. I, 131. О переводе св. Писания на арабский язык еще до появления Мухаммеда ученые заключают: 1) из всегдашнего обыкновения синагоги объяснять еврейское законоучение чрез парафраз на общеупотребительном туземном языке, 2) из аналогии армянского, персидского и эфиопского переводов, которые уже существовали в V веке, Вальтон, Prolegomena ad Bibl. Polyglot. P. 34, 93–94. Simon, Histoire critique du V et N. Testament. t. I. р. 180–181 etc., II, p. 206. Миссионер. противом. сборн. вып, XI, стр. 25–26, примеч. 2. 102 Сура 19 обнародована Мухаммедом на пятом году своей проповеднической деятельности, в Мекке, и была послана абиссинскому наджаши. Sprenger, Das Leben und die Lehre des Mohammad. 103 это Дети дяди, или вообще родственники, а некоторые говорят – бездетность, некоторые – вообще наследники. Тафсир Хазина, т. I, 283. 104 Рассказ излагается драматически. Отсюда говорит Бог: «Он принял молитву Захарии и отвечал ему». Хазин. Там же. 113 «Слово означает одного и многих, мужеский пол и женский, но здесь оно употреблено для обозначения одного. Слово же (следовало бы ) употреблено в женском роде потому, что женского рода». Хазин. 114 «т. е. Он Всевышний может даровать дитя и при старости; делает, как хочет, и не изнеможет у Него ничто». Хазин I, р. 352. Чья это речь, толковники не объясняют. 116 В переводе Г. С. Саблукова передано не точно: утром и вечером. «Вечер – это время между склонением солнца к закату до заката его, и оттого молитвы полуденные и вечерние называются молитвами вечера, а утро – от рассвета до полудня». Хазин I. 117 Хазин. Впрочем, в турецкой книжке мы встречаем следующее предание: Захария до своего пророчества занимался плотничеством; когда он однажды молился в иерусалимском храме, ему явился ангел Гавриил и сделал приветствие. Захария приветствие принял, и спросил: ты кто такой? Гавриил, ответил: я Гавриил.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

92 «И есть пред градом тем полце красно уродилося на версе горы тоя, – описывает красоты природы Фаворской горы наш паломник игумен Даниил, – тоесть чюдно и дивно Божие устроение, еже есть натоль высоце, иже воде быти ту; много бо воды есть на горе той на самом версе, то и нивы суть, и виногради добрии и древеса овощна многа суть по горе той, и видети с нея далече вельми» (Прав. Пал. Сборн. III и IX в. стр. 112–113). 93 Симпатичная характеристика этого паши Абдаллы имеется в книге A. Н. Муравьева «Путешествие ко св. местам» т. II, стр. 178–179. Спб. 1832 г. 94 Богато украшенная плащаница Богоматери, употребляемая ныне во время успенских торжеств в Иерусалиме, является плодом усердия графини А. А. Орловой-Чесменской (Сообщ. Имп. Прав. Палест. Общ. т. III., стр. 278. Спб. 1892 г.). 95 По издавна установившемуся обычаю в знак братской любви, всякий раз когда православный патриарх появляется для богослужения в Гефсиманском храме, для торжественной его встречи выходят гефсиманский армянский игумен с клириками. Греки платят, в свою очередь, взаимностью. При встречах армянского патриарха в Гефсимании обязательно присутствует греческий игумен с розовою водою и фимиамом, окруженный своими клириками. 96 Чин богослужения излагается нами но печатной книжке, изданной покойным блаженнейшим Иерусалимским патриархом Никодимом I. Озаглавливается этот чин так: «χολουθα εрα ε τν μετστασν τς περαγας δεσπονη υν Θεοτχου χα ειπαρθνου Μαρας». ‘Ιεροσολ. 1885. Настоящий чин довольно древнего происхождения и составляет произведение многих церковных песнописцев, среди которых великий ритор Еммануил занимает одно из видных мест. Но так как многие из песнопений страдали излишним многословием и синтаксическими неправильностями, то патриарх иерусалимский Араамий (1775 –1787) в 1783 году приказал дидаскалу Прокопию, пелопонесскому уроженцу, пересмотреть и исправить этот чин, который в 1836 году и был напечатан в Венеции для употребления боголюбцев христиан. При патриархе Кирилле II (1845–1872), после вторичного пересмотра чина игуменом гефсиманским Самуилом пелопоннесцем, чин издан был вторично. По исправлении чина вновь, по повелению блаженнейшего Никодима, последование это напечатано было в Иерусалиме в патриаршей типографии в третий раз и в таком виде соблюдается в практике Сионской церкви до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Но, несмотря на это, они продолжают отвергать его истины, поэтому ему придется призвать их к ответу за их злодеяния (сура 7:94–96). Единственно верным откликом на благосклонность Аллаха, говорит Коран, должен быть дух шукр (благодарности или признательности) по отношению к нему. В тексте Корана слова иман (вера) и шукр зачастую синонимичны. Противоположный им термин – куфр (неверие или неблагодарность). Чаще всего именно этот дух неблагодарности наполняет мысли людей, и Коран говорит: Поистине, и Богу своему неблагодарен человек, и сам свидетельствует это (своими грешными делами), и неотступен в алчности своей к земным богатствам человек. (Сура 100:68) Единственное, на что могут надеяться непокорные, – это раскаяние и просьба о прощении. И пусть они являются ближайшими родственниками истинно верующих, но если они продолжают упорствовать в своей неблагодарности и неверии, им не будет даровано прощение (сура 9:113). Даже если сам Мухаммад просил бы за них прощение целых семьдесят раз, Аллах никогда бы не простил их, поскольку они отвергают его, – Аллах не руководит и не направляет тех, кто упорствует в своей непокорности (сура 9:80). Хуже всего, конечно, придется неверующим, чьим принципом является истигна, самодостаточность, т. е. жизнь без Аллаха в сердце. Истигна является пределом непокорности (сура 96:6–7). Коран уделяет огромное внимание духу неверия, а также жестокосердию по отношению к Аллаху в сердцах большинства людей. Только те, кто обладает истинной верой и совершает добродетельные поступки, твердо придерживаясь истины, исключаются из числа тех, о ком говорят: «человек всегда убыток терпит» (сура 103:2). И хотя в отличие от Библии Коран не считает, что люди по своей природе пребывают в рабстве греха и слабостей и не могут спасти собственные души без милосердия Бога, он подтверждает вселенскую склонность человечества к безбожию и греху. Приведенный ниже стих тесно соотносится с библейской темой: И я себя оправдывать не стану – ведь (всякая) душа склоняется ко злу, если Господь мой милостью ее не осеняет.

http://azbyka.ru/koran-svyashhennaya-kni...

Во второй части изложено учение Дж. Локка о прирождённых началах знания и деятельности. Вторая часть подразделяется на две главы: в 1-й главе исследуется положительная сторона этого учения, говорится о тех способностях и стремлениях, которые, по взгляду Дж. Локка, врожденны человеку; во 2-й главе разъясняется отрицательная сторона Дж. Локкова взгляда, критикуется учение о врождённых принципах, которое подразумевает не способности и стремления, а идеи и знания. В последней третьей части анализируется Дж. Локково учение о прирождённых началах с позиции христианского учения об образе Божием. Третья часть также подразделяется на две гла­вы: в 1-й главе рассматривается христианское учение об образе Божием; во 2-й главе проводится критическое сравнение Дж. Локкова учения о прирождённых началах с христианским учением об образе Божием. Таким образом, на основании анализа рецензентов магистерское сочинение является ценным вкладом не только в философское, но и в богословское научное наследие. См. подробнее: Жур­налы заседаний Совета СПбДА за 1890/91 уч. год. СПб., 1896. С. 98–110. 17 Вундт Вильгельм (1832–1920) – немецкий психолог, физиолог и философ. В 1878 г. осно­вал первый в мире институт экспериментальной психологии в Лейпциге, где изучались ощущения человека, время реакции, образование ассоциаций, внимание и чувства. Его лекции по психоло­гии состояли из введения и систематического обозрения психологического материала, которое в свою очередь разделялось на три части: «1) учение о представлениях, 2) учение о душевных волнениях и 3) критическое разъяснение о существе души» (Отчёт доцента академии В.С. Се­ребреникова об учёных занятиях его за границею в течение 1892/93 учебного года//Журналы заседаний Совета СПбДА за 1893/94 уч. год. СПб., 1894. С. 113–128). 18 О. Кюльпе (1862–1915) – ученик В. Вундта и его ассистент в Лейпциге. Он знакомил уче­ников с методами экспериментального исследования, с аппаратами, находящимися в институте, и с их употреблением. В частности, он изложил: «методы Вебера о едва заметных различиях; Вундтовские методы минимальных изменений и постепенных средств переходов; Фехнеровские методы правильных и ложных случаев и средних ошибок; и Меркелевский метод двойных раздра­жений. Показал, посредством, каких аппаратов и как изучаются с помощью этих методов сила, качество, продолжительность и протяжение ощущений (точнее: созерцаемых в ощущении объек­тов). Также Кюльпе познакомил с Гипповским хроноскопом, со способами его контролирования и с производными при помощи его исследований времён реакций» (Там же. С. 125–126).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Serebr...

55. Манто — дочь Тиресия (ст. 40), прорицательница. 20-56 56. Родные мне места — где была впоследствии основана Мантуя, в окрестностях которой родился Вергилий (А., I, 69 и прим.). 20-59 59. Вакхов град — Фивы, родина Вакха. Когда враждовавшие из-за обладания фивами сыновья Эдипа Этеокл и Полиник (см. прим. 31-39) убили друг друга, город принял рабство, доставшись во власть их дяде, жестокому Креонту. 20-62 62-63. Бенако (лат. Benacus) — Гардское озеро у южных склонов гор, возвышающихся над замком Тиралли и служащих рубежом между Италией и Маньей (Германией). 20-64 64-66. Многочисленные ключи, на пространстве между долиной Валькамоника (к северо-западу от Гардского озера) и замком Гарда (на его восточном берегу), омыв склоны Пеннинских Альп, вливаются в Гардское озеро и стихают в нем. 20-67 67-69. Там место есть — остров деи Фрати (Лекки), где стояла церковь, подведомственная епископам трех городов: Вероны, Брешьи (Брешиа) и Тридента (Тренто). 20-70 70-72. Пескьера — замок, построенный веронцами у южной, низменной, оконечности Гардского озера для защиты против Бергамо и Брешьи. 20-73 73-78. У Пескьеры из Гардского озера вытекает река Минчо, впадающая в По у местечка Говерно. 20-81 81. Губит верно — порождая малярию. 20-94 94-96. Он многолюдней прежде был... — В 1269 г. знатный мантуанец Пинамонте деи Бонакольси, гибеллин, коварным путем низложил владевшего Мантуей графа Альберто Касалоди, гвельфа, изгнал и истребил его родню, а также многих гвельфов, и подчинил город своей власти. 20-106 106-114. Эврипил. — Когда греки ополчились против Трои, оставив дома одних лишь младенцев, Эврипил (Эн., II, 114) и Калхант состояли жрецами при войске. В городе Авлиде, где собран был греческий флот, они указали день, благоприятный для отплытия к троянским берегам. 20-113 113. Стихи моей трагедии высокой. — См. прим. А., XVI, 128. 128. Моей Комедии. — Называя свою поэму комедией (здесь и А., XXI, 2), Дате пользуется средневековой терминологией: комедия, как он поясняет в письме к Кангранде, — всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке; трагедия-всякое поэтическое произведение высокого стиля с восхищающим и спокойным началом и ужасным концом. Поэтому у Данте Вергилий называет свою " Энеиду " трагедией (А., XX, 113). Наименование " Божественная " было придано Дантовой Комедии уже впоследствии, как дань восхищения. 20-116

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Да процветет красота праздника, как цвет для всех. Ибо если день рождения человека-царя отверзает темницу, то победный день воскресшего Христа ужели не даст ослабы удрученным горем? Бедные, приветствуйте вашего кормителя, страждущие телесными язвами и лишенные членов – целителя ваших несчастий. Ради надежды воскресения, и о добродетели мы заботимся, и зло ненавидим; потому что, если будет отнято воскресение, то окажется одно только имеющим силу для всех слово: “ямы и пием, утре бо умрем” ( 1Кор.15:32 )» 11 . «Что же нужно при этом делать? – говорит тот же святой отец в другом слове. – Что иное, как не подражать пророческим горам и холмам в ликовании; ибо “горы, – как сказано, – взыграшася, яко овни, и холми, яко агнцы овчии” ( Пс.113:4 ). Итак, “приидите, возрадуемся Господеви” ( Пс.94:1 ), сокрушившему силу вражию и воздвигшему ради нас великое победное знамение креста над падшим противником. Воскликнем ( Пс.94:1 )! Воскликновение же есть торжественное возглашение, исторгающееся у победителей над побежденными. Итак, поскольку воинство нашего неприятеля ниспровергнуто и сам он, имеющий власть над злою ратью демонов, прогнан, погублен и даже обращен в ничтожество, то и скажем: “Бог велий Господь, и Царь велий по всей земли” ( Пс.94:3 ), благословивший венец лета благости Своей и введший нас в сие духовное ликостояние, во Христе Иисусе Господе, Которому слава во веки. Аминь» 12 . Пасхальная утреня 13 Приближается (наконец) радостное, давно желанное утро, и как встречают его верные? как проводят остаток Божией субботы? – в чтении Деяний Апостольских, не выходя из храма, как бы желая предварять даже самих Мироносиц и вместе с Ангелами отвалить камень от гроба Жизнодавца. Бьет полночь, и последний гимн отдается субботе, опять слышится ее таинственный канон: «Волною морскою Кто древле покрыл мучителя гонителя (фараона), Того, дети спасенных (Иудеев), под землею скрыли (Христа); вот мы, как девы (израильские), поем Господу, славно бо прославися». С каноном престает уже суббота, и настает воскресение . Торжественно отверзаются царские врата, и, на главах священнослужителей, вносится плащаница в алтарь и полагается на престоле. Песнь: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси», в первый раз слышится в алтаре, еще затворенном: потому что великие судьбы человечества прежде открываются на небесах, нежели являются на земле. Потом священнослужители исходят с крестом и хоругвями и, обходя вокруг церкви, поют опять во мраке и тишине ночи: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби, чистым сердцем Тебе славити».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

В главах 63-86 приводится история любви юноши Каллимаха к Друзиане. Когда Друзиана умирает, Каллимах и Фортунат проникают в ее склеп, где их также настигает смерть, но затем они воскресают (Фортунат вскоре опять умирает). Вся история завершается Евхаристией в склепе, ставшем из места смерти источником жизни. Главы 106-115 посвящены прощанию св. Иоанна с братьями и его кончине: он выходит за город, ложится в выкопанную для него могилу и умирает. Позднее появляется предание о его исчезновении из гробницы (4 варианта «Успения св. Иоанна» изд.: Junod, Kaestli. 1983. P. 293-343). Точно неизвестно, куда можно отнести 2 эпизода из И. д. в 113-м разд. «Послания Псевдо-Тита»: изгнание беса и проповедь против брака, произнесенная на свадьбе. Учитывая, впрочем, что последняя связана с похвалой девству, соотносящейся с гл. 113 из И. д. (в к-рой, вероятно, содержится реминисценция событий из утраченного начала актов), можно предположить, что и эпизод с браком также был в начале И. д. Богословское содержание За исключением вставок откровенно гностического характера (главы 94-102, 109), И. д. не имеют черт гностицизма. Скорее в этом тексте есть моменты, связанные с особыми воззрениями автора, к-рые проявляются прежде всего в том, что Бог в И. д. полностью отождествляется с Иисусом, другие же Лица Св. Троицы не упоминаются. Иисус в Своем земном служении также представляется не Богочеловеком, а только Всемогущим Богом (главы 87-93). Видимо, по этой причине в главах 97-102 появляется крест из света, что указывает на докетический характер этой вставки. Нравственное учение И. д. сводится к призыву презреть внешнюю сторону человеческой жизни и полностью обратиться к внутренней жизни. Типичной для апокрифических деяний является ссылка на бесов как на виновников дурных поступков людей (главы 47, 63). Автор И. д. знает Новый Завет (см. главы 87-93), но не цитирует его, равно как и Ветхий. При этом автор признает Церковь, молитвы и Евхаристию, к-рой придается большое значение (главы 85-86; POxy 850). Рецепция и влияние И. д.

http://pravenc.ru/text/577888.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010