Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ. Территория 113,9 тыс. кв. км. Центр - Волгоград (до 1925 Царицын, до 1961 Сталинград). География: область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, в степной и частично в полупустынной зонах. Граничит на севере с Саратовской обл., на северо-западе с Воронежской обл., на западе с Ростовской обл., на юге с Калмыкией и Астраханской обл., на востоке с Казахстаном. Главные реки - Волга, Дон. На территории В. о. в бассейн Волги входят Волгоградское водохранилище и 29 рек, в бассейн Дона - Цимлянское, Варваровское, Береславское и Карповское водохранилища и 161 река (наиболее крупные - Ахтуба, Еруслан, Хопёр, Иловля, Медведица). В. о. разделена на 33 района, в нее входят 19 городов, 29 поселков. Население: 2 млн 699 тыс. чел. (2002). Национальный состав: русские - 88,89%, украинцы - 2,09, казахи - 1,68, татары - 1,06, армяне - 1, немцы - 0,63, азербайджанцы - 0,53, остальные (белорусы, евреи, корейцы, марийцы, цыгане, чеченцы, чуваши и др.) - 4,92%. Административное устройство Царицынская губ. была создана решением Совета Северокавказского военного округа Красной Армии в сент. 1918 г., но из-за активных военных действий в регионе губ. органы власти не сформировались. 10 мая 1920 г., вскоре после взятия Царицына частями Красной Армии, 1-й губ. съезд советов подтвердил создание Царицынской губ., отделенной от Саратовской губ. В 1925 г. губерния была переименована в Сталинградскую, в 1928 г. с рядом др. регионов объединилась в Нижневолжский край, к-рый 10 янв. 1934 г. был разделен на Саратовский и Сталинградский края. В 1936 г. Сталинградский край был преобразован в Сталинградскую обл., с 10 нояб. 1961 г. область имеет совр. название. Религия К нач. 2005 г. в В. о. было зарегистрировано 363 религ. орг-ции, принадлежащие к 20 вероисповеданиям. Из них приходы РПЦ составляют 56,7%, старообрядческие - 2,5, римско-католич.- 1,7, протестант. (лютеранские, евангельских христиан-баптистов, евангельских христиан (см. Баптисты ), пятидесятников , адвентистов седьмого дня и методистов ) - 23, мусульм. объединения - 4,7, буддийские общины - 0,6, иудаистские - 2,8, др. религ. орг-ции - 8%. (В нач. XX в. 94% жителей Царицынского у. принадлежали к РПЦ, 0,9% были старообрядцами, 1% - протестантами, 4% - буддистами, 0,1% жителей исповедовали др. религии. В 1929 г. на территории Сталинградского, Камышинского, Хопёрского округов Нижневолжского края, вошедших в состав совр. В. о., действовали 735 зарегистрированных религ. орг-ций различных вероисповеданий.)

http://pravenc.ru/text/155148.html

В Красноярском крае завели уголовное дело за вырубку леса под прикрытием пожара 8 августа, 2019. Новостная служба Под видом санитарной рубки леса, пораженного пожаром, заготавливали древесину 8 августа. ПРАВМИР. Прокуратура обнаружила в Красноярском крае незаконные вырубки якобы пострадавшего от пожара леса. Под видом санитарной рубки леса, пораженного пожаром, в Абанском районе заготавливали древесину, сообщает ТАСС . Прокурор края Михаил Савчин рассказал, что на месте вырубки следов пожара не нашли. Материалы проверки направили в Следственный комитет, который возбудил уголовное дело о злоупотреблениях сотрудников Абанского лесничества. Позже были заведены еще пять уголовных дел по аналогичным фактам. Пока установлено, что незаконно вырубили лес на площади более 60 га. Причиненный государству ущерб составил минимум 32 млн рублей. Всего в Красноярском крае расследуются 15 уголовных дел о незаконных вырубках леса и должностных преступлениях чиновников. Одно из них было открыто еще в 2014 году. Ранее Генпрокуратура обнаружила следы намеренных поджогов леса в Иркутской области. По данным ведомства, пожарами «прикрывали» незаконные рубки. В обоих регионах складывается сложная обстановка. По данным на 8 августа, в Красноярском крае тушат 94 пожара на площади почти 60 тысяч га, в Иркутской — 74 пожара на 113 тысячах га. Еще более 1,4 млн га горящего леса в этих регионах находятся под наблюдением в зонах контроля. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 июля, 2019 31 июля, 2019 6 августа, 2019 22 марта, 2024 7 ноября, 2023 31 августа, 2023 30 августа, 2023 30 августа, 2023 17 августа, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-krasnoyarskom-krae-z...

Не все заголовки объясняются так же легко, как заголовки к Псалмам 50, 29 или 33. Что, например, значит фраза «Псалом Давида»: псалом, который посвящен ему или псалом, который он сам написал? Таких псалмов, с заголовком «Псалом Давида», насчитывается 73. Давид, конечно же, мог и сам писать псалмы, ибо был искусным музыкантом ( 1Цар.16:1423, 18:10 ), мог он также и посвящать псалмы себе. Он сочинил плачи о Сауле и Ионафане ( 2Цар.1:1927 ) и Лбнере ( 2Цар.3:3334 ), он также руководил организацией музыкантов в иерусалимском святилище ( 1Пар.6:3132, 16:47, 25:1 ; 2Пар.23:18 ). Поздняя иудейская традиция считает, что Давид «редактировал» все псалмы. Но это было бы невозможно, потому что некоторые из них были написаны после его смерти. Тем не менее, к I веку до тт.э. имя Давида плотно закрепилось за всеми псалмами. И, например, в Послании к Евреям 4:7 слова Псалма 94:78 приписываются Давиду, хотя сам Псалом автора не указывает. Остальные псалмы были, вероятно, написаны отдельными авторами, но от имени группы поклоняющихся. Так мы находим псалмы с заголовком «сынам Кореевым/сынов Кореевых» – Пс.4148, 8384, 8687 и псалмы «Асафа» или посвященные «Асафу» – Пс.49, 7282 . Псалмы другой группы, называемой «песни древних» (Псалмы 119133), возможно, поначалу также имели индивидуальный характер, но впоследствии были адаптированы для совместного поклонения. Они стали песнопениями паломников, идущих на поклонение в Иерусалим. Здесь нужно заметить, что песни хвалы и благодарения в Израиле существовали с самых ранних времен. В Исходе 15:118 записан торжественный гимн-благодарение Богу за избавление Израиля от египтян. Можно предположить, что этот гимн был записан самим Моисеем, который вел своего рода путевой дневник, фиксируя события из жизни народа ( Чис.33:2 ). История времен Давида рассказывает про группу, состоящую из Асафа и его братьев, которые были специально поставлены, чтобы петь благодарственную песнь Богу ( 1Пар.16:17 ). Песня, которую они должны были петь (16:816) была составлена из Псалма 104:115 и вариаций на тему Псалма 95:113. К ней была также прибавлено славословие из Псалма 105:4748. Еще один пример – 2 Царств 22, где мы встречаем Псалом 17. 639 Эти примеры свидетельствуют о том, что некоторые псалмы были созданы и сохранены, с небольшими изменениями, еще до составления Псалтири, то есть изначально не входили в формальную коллекцию богослужебных гимнов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Признаюсь, мне трудно найти ответы на эти вопросы. Трудно понять, почему так поступают люди, называющие себя христианами. Но я точно знаю, что так поступают мошенники. Именно мошенники, с целью обмана людей, выдают себя за тех, кем не являются на самом деле. Именно мошенники скрывают свои истинные цели и берут на вооружение ложь, т.е. именно мошенники, принимая на себя вид (в случае греко-католиков, православные обряды) честного человека, на самом деле пользуются противозаконными методами в своей деятельности. Трудно поверить в то, что наши братья греко-католики пользуются методами мошенников. И все же, пока они не скажут открыто о том, кем они являются на самом деле, вряд ли мы сможем им доверять. 1. Прозелитизм – стремление обратить других в свою веру (Л.П.Крысин. Толковый словарь иноязычных слов. Москва. Издательство «Русский язык». 2002. Стр. 566) 2. Кстати, на этом моменте остановил свое внимание почетный профессор экзегезы Нового Завета Афинского университета и богословский делегат от Иерусалимского патриархата в Смешенной международной комиссии, Георгий Галитис, который: «… написал открытое письмо римо-католическим членам этой комиссии, в котором он выражает свое недовольство и раздражение возрождением Униатских церквей в Восточной Европе, этого «троянского коня, этого копья, нацеленного на порабощение православия». Он далее осуждает ватиканскую тактику оживления экклезиологической неприемлемой лжи, маски и лицемерия, скрытых в униатстве и предупреждает о катастрофических последствиях униатства для отношений между православием и римским католичеством» (400 лет Брестской церковной унии. Сборник материалов международного симпозиума Неймеген, Голландия. Издательство ББИ. 1998 г. стр. 113-114). 3. 400 лет Брестской церковной унии. Сборник материалов международного симпозиума Неймеген, Голландия. Издательство ББИ. 1998 г. стр. 240. 4. 400 лет Брестской церковной унии. Сборник материалов международного симпозиума Неймеген, Голландия. Издательство ББИ. 1998 г. стр. 94-97.

http://pravoslavie.ru/82425.html

«Приди, смиренная душа, и дай себе отчёт. Подобно скороходу, время быстрое течёт, И близок уж предел, его не миновать. Не будем же пустым заботам предаваться, Как бы стремясь дырявую наполнить бочку, Иль маслом потушить огонь, подобно шутникам; На то лишь будем мы взирать, что есть божественно, И что спасительно; того себе равно желать, Дабы могли мы с дерзновением Предстать Судье и Господу всех тварей, Огня геенского избегнуть, по писанию, Неизреченного достигнув света». Остальные пять эпиграмм этого отдела преп. Феодор обращает к неодушевлённым предметам – к своей келье и к темнице на о. Халки. К келье своей он пишет: «Плачь, моя келья, о твоём работнике ленивом: Он худший изо всех твоих былых владетелей. Сиянием молитв моих тебя не освещаю я, Потоком слёз совсем не увлажняю, И святостию нравов я равно не очищаю. Но Ты, Спаситель и Создатель, и сияние вселенной, Ты возбуди меня и к Твоему восстави страху. Любви твоей желаньем уязви. Ты окрыли меня, да от страстей я вознесусь, Пока ещё есть время доброделанья, Дабы я славу и благодарение вознёс, Тебе, хотящему нам всем спастись». А к темнице своей на о. Халки он обращает, между прочим, следующее трёхстишие: «Темница для меня одно лишь тело, Места же всякие равны – затем, Что я неотделим от Бога никогда». 2 . Эпиграммы, имеющие характер надгробных надписей, и посвящённые современникам преп. Феодора – лицам известным ему с той или другой стороны, память о которых вызывала в его душе сильные чувства и наводила его на разнообразные размышления. Таковы 111, 113–119, 121. В них воспеваются высокие качества почивших, их труды и добродетели. 3 . Эпиграммы, имеющие своим предметом наставление монашествующих братии в тех служениях, какие они должны были нести в студийской киновии. Почти все монастырские послушания разъяснены здесь с точки зрения монастырского идеала преп. Феодора. Посему – это самый многочисленный отдел эпиграмм: сюда относятся 3–20, 26–29; сюда же должны быть отнесены и те эпиграммы, в которых речь идёт вообще о монашествующих 58, 59:96), а также эпиграмма о затворнике 94). В последней читаем следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Эмпирическое бытие в отличие от духовно-спекулятивного познается именно чувственным путем. Это настолько существенно и характерно, что весь познаваемый объект – пространственно-временный мир – оказывается чувственной реальностью, «чувственным миром». 93 «Существующий мир как чувственный... (существует) для созерцания». 94 Чувственному предмету соответствует и чувственное состояние души, чувственное сознание, 95 исполненное чувственных представлений. 96 Мир единичных вещей вне нас воспринимается 97 пятью чувствами; он ощущается (Empfindung), 98 осязается (handgreiflich, mit der Hand begriffen), 99 зрится внешним, отнюдь не внутренним оком; 100 вещи этого мира могут быть указаны, показаны (monstriren): 101 «вот здесь», «вот это», «вот теперь». 102 Эмпирические восприятия и созерцания, направленные на эти бесконечные «здесь» и «теперь», слагаются в лучшем случае лишь в субъективные, 103 чувственно-представляемые 104 явления, 105 поверхностные и мимолетные. 106 Беда, если дух, соблазнившись иллюзией этого, якобы строго определенного, «показывания», признает в чувственном восприятии корень познавательной достоверности: «здесь» и «это» можно сказать про все, что в пространстве; «теперь», произнесенное, уже унеслось в потоке времени и на его месте утвердилась на миг обманчивая личина нового, тоже неуловимого, «теперь». 107 Конкретное-эмпирическое как предмет познания непрестанно распыляется и в объекте, и в субъекте (и онтологически, и гносеологически) на многое множество ускользающих единичностей; каждая из этих чувственных единичностей 108 при первом же прикосновении сознания дробится на новую серию индивидуальных мелочей, и процесс этот не имеет конца. 109 Напрасно было бы пытаться описать этот вихрь, непрестанно перемешивающий все атомы конечного бытия и чувственного сознания: вещь, начатая описанием, истлеет (vermodert) прежде, чем описание будет закончено; 110 процесс описания будет неминуемо растягиваться в бесконечность: как бы далеко он ни продвинулся, достигнутое будет не тем, что нужно. Конкретное-эмпирическое как предмет познания обнаруживает в себе некое бесконечное рассеяние (Zerstreuung), 111 делающее его неисчерпаемым и необозримым. 112 Все элементы его непрозрачны; 113 здесь все глухо, смутно и перепутано. 114 Конкретное-эмпирическое иррационально: оно не поддается рационализации; оно, по самой сущности своей, чуждо мысли – и в этом корень его философской гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

1242 Архимандрит Порфирий прибыл в Константинополь 22 сентября 1843 года. (Безобразов П.В. Указ. соч. Т. 2. С. 90), отбыл из него 15 октября (Там же. С. 97), 23 октября уже был в Бейруте (Там же. С. 100), а 20 декабря – в Иерусалиме (Там же. С. 113). Что касается инструкции или «советов», о которых говорит В.Н. Хитрово , архимандрит получил их по почте, уже находясь в Иерусалиме. Об этом 14 февраля 1844 года о. Порфирий пишет Константинопольскому посланнику В.П. Титову: «Письмо Ваше от 12 декабря с приложением известной Вам выписки (курсив наш. – Н.Л.), полученное мною 27 января, обрадовало меня много» (Там же. С. 119). 1244 В письме от 14 октября 1843 г. архимандрит Порфирий сообщает обер-прокурору Н.А. Протасову: «В кратковременное пребывание здесь удостоился, как поклонник, два раза видеть Патриархов – Вселенского Германа и Иерусалимского Афанасия, принять их святительское благословение и беседовать с ними . Хотя все они уже давно уверены в том, что я послан в Иерусалим от Святейшего Правительствующего Синода, но никто из них не высказал, что им известно мое назначение» (Безобразов П.В. Указ. соч. Т. 2. Переписка. С. 92–93). Вопреки мнению В.Н. Хитрово , Порфирий получил в Константинополе немало ценной информации, в том числе о положении Иерусалимского престола, которую счел необходимым сразу же сообщить в цитированном письме в Петербург (Там же. С. 94–96). 1245 Базили Константин Михайлович (1809–1884), русский дипломат и писатель, по происхождению константинопольский грек. В 1839–1853 годах – российский консул в Бейруте (с 1843 года – генеральный). На первых порах у Порфирия складывается о нем не самое благоприятное впечатление. «Он не обладает искусством привлекать сердца к России и к себе любовью, тонкостью и нежностью обращения, благоразумием и приличием. Он слишком повелителен и даже дерзок. Страх – вот его орудие» (Книга бытия моего. СПб., 1894. Т. 1. С. 675). В другом месте наблюдательный архимандрит оставил выразительный портрет Базили. «Сам консул – смугленький, худенький вдовец, с проседью, остроумен, образован, честолюбив, раздражителен, нежен к своим детям и холоден ко всем прочим; говорит много, быстро, складно, умно, занимательно, – эта пестренькая птичка с хохолком и с приятным голоском» (Книга бытия моего. СПб., 1896. Т. 3. С. 615). Трудно воздержаться от цитирования подобных метких характеристик, хотя, по правде, они свидетельствуют не только (порой и не столько) о достоинствах и недостатках портретируемого лица, но и о характере самого портретиста. Порфирий – весь в этих своих характеристиках. Впоследствии Порфирий действительно изменит свое мнение о К. М. Базили и долгие годы будет состоять с ним в дружеских отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

2) Вызов совершается чрез полицию, повестками в двух экземплярах, из коих один возвращается в Консисторию с подпискою получившего другой экземпляр. В повестке должно быть точно означено, кто вызывается, куда, по какому делу и кем возбужденному и на какой день и час (T.XVI ч.II, изд. 1892г., Зак. Суд. Гражд., ст.94, 96, 97 и 101). В назначении срока, когда тяжущиеся должны явиться на судоговорение, Консистория сообразуется с расстоянием местожительства супругов от Консистории и способами сообщения, применительно к срокам указанным в ст.110 и 111 T.XVI ч.II, изд. 1892г., Зак. Суд. Гражд. 25 . Вызов ответной стороны, местожительство коей (впоследствии по принятии иска к производству) окажется неизвестным и таковое не может указать сам истец, может быть по просьбе последнего учинен чрез троекратную публикацию в «Сенатских Объявлениях», а также в издаваемых в России иностранных газетах: одной французской и одной немецкой, в коих принято по назначению Министра Юстиции печатать подобные вызовы (T.XVI ч.II, изд. 1892г. Зак. Суд. Гражд., ст.107). 26 . Причитающиеся за публикацию деньги, в размере шести рублей (T.XVI ч.II, изд. 1892г. Зак. Суд. Гражд., ст.837), а равно за пересылку оных по назначению, истец должен представить в Консисторию; из этих денег отсылается вместе с статьею о вызове в контору Сенатской Типографии три рубля и в редакции иностранных газет – по одному рублю пятидесяти копеек в каждую (T.XVI ч.II, изд. 1892г. Зак. Суд. Гражд., ст.838 и 840). За троекратное припечатание в «Сенатских Объявлениях» публикаций взимается по три рубля с каждой публикации (ibid. ст.839). 27 . В статье о вызове, публикуемом чрез ведомости, должны быть означаемы: а) крупными буквами фамилия вызываемого лица, б) обыкновенными (прописью) имя, отчество, чин или звание вызываемого и истца и фамилия последнего и в) по какому делу и куда вызывается (T.XVI ч.II, изд. 1892г. Зак. Суд. Гражд., ст.109). 28 . Если истец после уже вызова ответчика чрез публикации доставит сведения о его местожительстве, то Консистория учиняет тяжущимся новый вызов на судоговорение, не выжидая окончания публикации (T.XVI ч.II, изд. 1892г. Зак. Суд. Гражд., ст.113), по правилам, изложенным в § 24 и прим. к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

105. Когда блюлась тетрадь и чтилась кадка — то есть когда общественные деятели Флоренции были честнее. Данте намекает на два громких мошенничества, случившиеся в его время: мессер Никкола Аччайоли и судья Бальдо д " Агульоне (Р., XVI, 55-56 и прим.) удалили из нотариальной книги компрометирующую запись, а Дуранте Кьярамонтези, ведавший продажей соли, уменьшил объем казенной кадки, чтобы обмеривать покупателей. 100-108. Ступенчатый подъем во второй круг Данте сравнивает с тропой, по которой, выйдя из Флоренции и перейдя через мост Рубаконте (ныне Ponte alle Grazie), поднимаются к церкви Сан-Миниато. 109-110. " Beati pauperes spritu " (лат.) — " Блаженны нищие духом " . 122. Хотя тусклей и те... — После того как стерлось первое " Р " , знак гордости, корня всех грехов, стали тусклей и остальные знаки, тем более что гордость была главным грехом Данте (Ч., XIII, 136-138). 29. " Vinum non habent! " (лат.) — " Вина нет у них! " — слова Марии на браке в Кане Галилейской, пример заботы о других. 32. " Я Орест! " — Восклицание Ореста, подоспевшего в тот миг, когда его друг Пилат, назвавшись его именем, хотел принять казнь вместо него. 39-40. " Плетью " служат примеры любви; " уздой " должны служить примеры наказанной зависти (Ч., XIV, 130-144). 94. Вечный град — небо. 106-129. Из Сьены я... — Сапия, знатная сьенская дама, тетка Провенцана Сальвани (Ч., XI, 109-142). 109-110. Не мудрая, хотя меня и звали Сапия. — Игра словами: собственное имя Sapia сопоставлено с итальянским прилагательным savia (в староитал. также: sapia), то есть " мудрая " . 115. Колле ди Вальдельса. — См. прим. Ч., XI, 109-113. 128. Пьер Петтинайо — по ремеслу гребенщик, прослывший в Сьене святым. 133-138. Данте сознает, что завистью он грешил куда меньше, нежели гордостью, и предчувствует муку " нижнего обрыва " , того, где гордецы " пригнетены ношей " . 151-154. В том городе, то есть в Сьене, все мечтают о приобретении гавани Таламонэ, чтобы получить выход к морю (что и осуществилось в 1303 г.). Но это предприятие окажется таким же убыточным, как и бесплодные поиски подземной реки Дианы, которую сьенцы старались обнаружить, чтобы обеспечить город водою. Выражение " адмиралы " толковалось различно: 1) те, что надеялись стать адмиралами сьенского флота; 2) начальники портовых работ, погибшие в Таламонэ от малярии; 3) подрядчики, разорившиеся на этих работах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Св. Григорий Палама дважды упоминает об анафематствованиях Синодика в произведении, написанном примерно в 1356 г. 100 Сегодня этих провозглашений aionai mneme семь; особое возглашение было прибавлено после смерти (1359 г.) и канонизации (1368 г.) св. Григория Паламы в память учителя безмолвия; третье из теперешних возглашений явно следовало за первым, речь идет об Андронике III, упомянутом в первом возглашении. 101 Иосиф Калофет делает эти уточнения, чтобы опровергнуть утверждения Григоры в 30–й книге его Истории, будто епископы антипаламиты умерли в изгнании или заточении: Слово против Никифора Григоры, 4//jIwshVf Kaloqevtou Suggravmmata. 306–308 102 Калофет утверждает, что никто из епископов не подвергся мести. 103 Феодор Дексий, поддерживавший Григору в 1351 г., отошел от прочих антипаламитов. Филофей Селимврийский в своем Диалоге изображает его как умеренного, склоняющегося на сторону св. Григория Паламы (Patm. 366, f. 393–393 v., 395); в числе антипаламитов он упоминается всего один раз, вслед за Григорой, но в собственноручной рукописи Диалога это место зачеркнуто (f. 400 v.). Недавно опубликованное сочинение Исаака Аргира рисует Дексия в конфликте с антипламитами по вопросу о Фаворском свете; паламизма он, однако, не принимает (см.: M. Candal. Argiro contra Dexio (Sobre la luz taborica)//Orientalia Christiana Periodica. 1957. XXIII. 80–113, особ. 90–94). Поэтому понятны колебания Филофея Селимврийского при отнесении его к одному из враждующих лагерей. Именно в XIV в., когда многие исконно греческие территории уже перешли к туркам, а некоторые другие — к латинянам, в византийской обществе происходило формирование тех двух позиций, борьба которых ярко проявится в следующем, XV столетии. Именно в XIV в. у святых отцов устанавливается предпочтение турок перед латинянами, а у гуманистов — наоборот. Ни в XV, ни в XIV вв. не было речи о союзе с турками — их нашествие мыслилось только как зло. Но уже в XIV в. становилось ясно, что Империю не сохранить, и надо стараться выбрать из двух зол меньшее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010