1160 Чтобы брак, несостоятельный по изъяну формы, стал действительным, необходимо, чтобы он был заключён заново по канонической форме, причём остаются в силе предписания кан.1127, § 2. Art. 2. De sanatione in radice Разд. 2. Об исцелении в корне 1161 § 1. Исцеление в корне несостоятельного брака – это его конвалидация без возобновления согласия, разрешённая компетентной властью, приносящая с собою диспенсацию от препятствия, если таковое существовало, и от канонической формы, если она не была соблюдена, а также обратное действие последствий брака, имеющих отношение к каноническому праву. § 2. Конвалидация наступает с момента оказания милости; при этом подразумевается, что обратное действие распространяется вплоть до момента бракосочетания, если только не будет особо оговорено иное. § 3. Исцеление в корне не должно разрешаться, если не будет уверенности в том, что стороны желают продолжить супружескую жизнь. 1162 § 1. Если согласия нет с одной или с обеих сторон, то брак не может подвергнуться исцелению в корне, независимо от того, отсутствовало согласие изначально или от него, сначала изъявленного, впоследствии отказались. § 2. Если же согласие изначально отсутствовало, а впоследствии было дано, то исцеление может быть разрешено с момента предоставления согласия. 1163 § 1. Брак, несостоятельный по наличию препятствия или по дефекту требуемой законом формы, может быть исцелён, если согласие обеих сторон будет сохранено. § 2. Брак, несостоятельный по наличию препятствия естественного или позитивного божественного права, может быть исцелён только после того, как это препятствие исчезло. 1164 Исцеление может быть законным образом дано даже в том случае, если об этом не знают либо одна, либо обе стороны; однако разрешать его следует только при наличии веской причины. 1165 § 1. Исцеление в корне может быть разрешено Апостольским Престолом. § 2. В отдельных случаях разрешение на исцеление может быть дано диоцезальным Епископом, даже когда множество причин несостоятельности сходятся в одном и том же браке, если при этом будут исполнены условия исцеления смешанного брака, о которых в кан. 1125; однако он не может дать разрешения на это исцеление, если наличествует препятствие, право на диспенсацию от которого сохраняется за Апостольским Престолом согласно кан. 1078, § 2, или же речь идёт об относящемся к естественному или позитивному божественному праву препятствии, которое уже исчезло.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

1125 Такого рода разрешение может дать местный Ординарий, если на то будет уважительная и разумная причина; но он не должен давать такого разрешения, если не соблюдены следующие условия: – католическая сторона обязана заявить о том, что она готова устранить опасности отречения от веры и искренне пообещать, что она сделает всё, что в её силах, чтобы всё потомство было крещено и воспитано в католической Церкви; – об этих обещаниях, долженствующих воспоследовать с католической стороны, нужно своевременно известить другую сторону, чтобы не оставалось сомнений в том, что она знает об обещаниях и обязательствах католической стороны; – обе стороны следует наставить о целях и существенных свойствах брака, отрицать которые не должен ни один из брачующихся. 1126 За конференцией Епископов остаётся право как устанавливать способ, которым должны делаться эти неизменно требуемые заявления и обещания, так и определять способы, посредством которых эти заявления и обещания должны становиться известными в области внешней подсудности и доводиться до сведения некатолической стороны. 1127 § 1. Что касается формы, применяемой при смешанном браке, то следует соблюдать предписания кан. 1108; впрочем, если католическая сторона заключает брак с некатолической стороной, принадлежащей к восточному обряду, то каноническая форма бракосочетания должна соблюдаться лишь для законности брака, тогда как для его действительности необходимо участие священнослужителя, причём должны соблюдаться прочие требования права. § 2. Если соблюдение требуемой канонической формы бракосочетания встречается с серьёзными затруднениями, то Ординарий того места, откуда происходит католическая сторона, в отдельных случаях имеет право дать диспенсацию от этой формы, посоветовавшись, однако, с Ординарием того места, где совершается бракосочетание, и соблюдя ради действительности брака одну из публичных форм бракосочетания; за конференцией Епископов остаётся право устанавливать нормы, по которым следует давать вышеуказанную диспенсацию по единообразному критерию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Да помолятся о добрых душах, верующих молитве, и делающих и нам добро тем, что дают утешение видеть веру их и побуждают к молитве. Не надобно ли, чтобы строитель написал к благотворителю? Октября 29-го 1856. 1125 Отцу наместнику и братии мир. Благодарю за иконы. Возвращаю письмо и. Арефы. Не хотите ли показать его о. ректору Академии, и не захочет ли он отмеченную выписку внести в свое издание? Вы обещали мне доставить удостоверение наследниц покойной Хотьковской игумении, что они удовлетворены. Исполните сие, чтобы кончить дело. Ноября 1-го 1856. 1126 Примите, отец наместник, со вниманием г. Бегика, который доставит вам сие. Правительство оказывает ому особенное внимание. Если нужно, употребите переводчика, чтобы объяснить ему все достопримечательное в Лавре. Ноября 5-го 1856. 1127 Отцу наместнику и братии да будет душеполезен наступивший святой пост. Поздравляю и с нынешним праздником. А я праздную, не яко служащий олтарю, а яко исполняющий место невежды 127 . Левая сторона головы, всегда у меня слабая, очень ослабела от простуды. Варфоломея и Мануила к рукоположению в иеродиакона представьте. Послана к вам с казначеем тысяча рублей в скит. Неизлишне, чтобы я уведомлен был о получении. Медленность по некоторым делам простите. Не умею управиться. Ноября 17-го 1856. 1128 Отцу наместнику и братии мир. Теперь увидел я, что я виноват, умедлив разрешением о дровяном лесе. Сейчас дал разрешение, и велел послать. Надеюсь, что время не совсем еще упущено. По случаю пересылки к вам денег и неполучения уведомления вы пишете, что подали мне причину оскорбляться. Не оскорбился я ни мало. Могло быть, что вы не уведомили, почитая дело несомнительным. Но я мнителен, когда мне поручена чужая собственность, и потому спросил. Хорошо, что камни на потире Государыни Императрицы оказались истинные. Поддельные не хороши, не потому что малоценны, но потому, что в них есть ложь. Монах Мануил возвращается иеродиаконом. Ноября 26-го 1856. 1129 Отцу наместнику и братии Божие благословение мир свышний усердно призываю.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1127 Имя собственное Σηερ , др.-рус. Сиръ (в Ветхом Завете – название двух горных хребтов; см.: БЭ. С. 137) было переосмыслено Составителем как uмz нарицательное сиръ ‘осиротевший, одинокий, покинутый’, на и основано дальнейшее толкование. – А.М.К. 1129 Толкование основано на отождествлении вследствие сходства звучания слов δμ ‘npuzmhocmь, сладость’; так называлась местность в Азии, где самим Господом был насажден райский сад, и δμ ‘красный’, таково было прозвище Исава, брата Исаака; потомки Исава стали haзыbamьcz uдyмezмu, а их страна – Идумеей. По преданию Церкви, на Голгофе был похоронен Адам. Таким образом, путь Адама – путь из Едема на Голгофу. В словах Деворы толкователь видит пророчество о том, что Иисус Христос, «новый Адам», тот же путь: «от noлz Едемского» на Голгофу, чтобы своей крестной смертью уничтожить смерть и возродить Адама. Иконографически uдez bыpaжaemcz в изображении pacnzmuz, в основании которого лежит череп и кости Адама. – А.М.К. 1133 Фрагмент изъят из контекста при сокращении, и в таком виде неясно, почему священнический эфод был «сетью». На самом деле речь идёт об уклонении израильского судьи от правоверия. После того как из части общей добычи (пурпурных тканей и золота) был сделан эфод, Гедеон помещает его не в скинию, а хранит в Офре (см.: Суд. 8:24–27 ). Поэтому исследователи не без основания полагают, что речь шла об особого рода культовом поклонении в сооружённом по случаю победы собственном святилище. Облачение предназначалось для неофициального жертвенника «Иегова Шалом» (т. е. Господь мира) (см.: Суд. 6:24 ; ТБ. Т. 2. С. 177). Новый сакральный центр появился в нарушение правил и соперничал со скинией. Видимо, Библия выражает негативное отношение к зарождению культа Гедеона-победителя (имя Гедеон означает ‘отважный воин’) и связанном с ним особому виду идолопоклонничества. Следующая палейная характеристика также нелицеприятно представляет судью, связывая тем самым его многожёнство и отступление от благочестия с последующими нестроениями в обществе, включая кровавые истребления его сыном Авимелехом всех других Гедеоновых наследников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

С целью оградить духовно-учебные заведения от «испорченного», по мнению Победоносцева, окружающего мира усиливалась их сословная замкнутость, ужесточался надзор за повседневной жизнью учащихся. Целью духовных академий провозглашались в первую очередь прагматические задачи, в связи с чем количество их студентов существенно уменьшилось (с 1127 до 905 за 18811894 гг., т.е. на 20 %). В жизнь учащихся внедрялась принудительная церковность (обязательное участие в церковном чтении и пении, посещение богослужений под страхом наказания). Круг доступной воспитанникам литературы жестко ограничивался, причем из него изымались многие сочинения, разрешенные светской цензурой. В результате, например, количество периодических изданий, выписываемых Казанской духовной академией, сократилось за 18831890 гг. с 27 (9 журналов и 18 газет) до 6 (1 журнал и 5 газет). Из библиотек духовных семинарий изымались отдельные сочинения Менделеева, Сеченова, Помяловского, Гюго, Салтыкова-Щедрина, Добролюбова, Писарева, Некрасова, Шевченко 525 . Регулировать развитие духовной науки были призваны принятые в 1889 г. правила для рассмотрения диссертаций, в задачу которых входило ограничение чрезмерного развития рационализма и критической мысли в академиях. При оценке диссертации предлагалось обращать внимание не только на ученые достоинства сочинений, «но и на соответствие общего направления их с духом и достоинством православной церкви». Диссертации должны были заключать в себе «такую определенность изложения… при которой не оставалось бы сомнения в истинности православного учения, а также такую точность выражений, которая устраняла бы всякий повод к ложным вопросам». Предписывалось отвергать «труды, в коих отрицается, хотя бы с видимостью научных оснований, достоверность таких событий, к которым церковное предание и народное верование привыкли относиться как к достоверным событиям». Запрещалось «неблагонамеренно выставлять в ложном свете какие-либо установления отечественной церкви». Диссертации о ересях, допускаемые лишь как исключение, должны были не выявлять их истоки, причины возникновения, а показывать их нелепость 526 . Понятно, что далеко не все ученые, работавшие в духовных академиях, могли вписаться в подобные рамки, в связи с чем у многих из них возникли серьезные проблемы с властями. Так, из академий вынуждены были уйти видные историки, профессора Ф.А. Терновский и Е.Е. Голубинский . На фундаментальную

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таковы были отношения между двумя главными линиями Ярославова потомства, при старшинстве внука Святославова; обратимся теперь к другим. Здесь первое место занимают Ростиславичи, которые начали тогда носить название князей галицких. Известные нам Ростиславичи - Володарь и Василько умерли оба в 1124 году; после Володаря осталось два сына - Ростислав и Владимир, известный больше под уменьшительным именем Владимирка; после Василька - Григорий и Иван. Из князей этих самым замечательным явился второй Володаревич, Владимирко: несмотря на то, что отовсюду был окружен сильными врагами, Владимирко умел не только удержаться в своей волости, но и успел оставить ее своему сыну могущественным княжеством, которого союз или вражда получили большую важность для народов соседних. Будучи слабым между многими сильными, Владимирко не разбирал средств для достижения цели: большею частию действовал ловкостию, хитростию, не смотрел на клятвы. Призвав на помощь венгров, он встал на старшего брата своего Ростислава в 1127 году; но Ростиславу помогли двоюродные братья Васильковичи и великий князь киевский - Мстислав Владимирович. С Ростиславом ему не удалось сладить; но когда умер Ростислав, равно как оба двоюродные братья Васильковичи, то Владимирко взял себе обе волости - Перемышльскую и Теребовльскую - и не поделился с племянником своим Иваном Ростиславичем, княжившим в Звенигороде. Усобицы, возникшие на Руси по смерти Мстислава Великого, давали Владимиру полную свободу действовать. Мы видели, что в войне Всеволода Ольговича с Мономаховичами, Владимирко с одним из двоюродных братьев своих, Иваном Васильковичем, помогал Всеволоду; но отношения переменились, когда на столе волынском вместо Изяслава Мстиславича сел сын Всеволодов - Святослав; князь с таким характером и стремлениями, как Владимирко, не мог быть хорошим соседом; Святослав и отец его также не были уступчивы, и потому неудивительно читать в летописи под 1144 годом, что Всеволод рассорился с Владимирком за сына, начали искать друг на друге вины, и Владимирко отослал в Киев крестную грамоту.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Движение, вызванное Абу-Исой, не ограничилось только Персией: мессианские мечты охватили в это время и Палестину. Эти мечты поддерживались тем, что халифат стал распадаться и, по-видимому, приходил конец магометанскому владычеству; а некоторые фантазеры, пророчествуя о близком пришествии Мессии, ещё более их подогревали. Так, в это время явилось в Палестине сочинение под заглавием: «Тайны р. Симона бен-Иохаи». Это сочинение имело апокалиптический характер. В нём рассказывается, что р. Симон бен-Иохан постился 40 дней, чтобы узнать конец плена. Ему были открыты «тайны конца» и словами Чисел 24, 21 возвещено о господстве измаильтян. Опечаленный раввин сказал: «неужели недостаточно того, что сделал нам Эдом (Рим)? Теперь должно наступить ещё владычество измаильтян». После этих слов является ангел лица Метатрон и утешает его, сообщая, что чрез измаильтян Израиль освободится от Эдома. Далее в форме пророчества излагается история магометанского владычества до халифа Мервана II. Царствование этого последнего Омайада апокалиптически рассматривается как конец магометанского владычества после которого наступит мессианское царство. После Мервана новый царь будет царствовать три месяца, затем в течение девяти месяцев Израиль будет снова находиться под властью Эдома. После этого явится первый Мессия или предтеча Мессии, потомок Ефрема. Он введёт иудеев в Иерусалим, построит храм и восстановит жертвенный культ. Тогда выступит противник Мессии Армилаос – демоническое существо отвратительного вида, сын сатаны и камня. Он будет вести войну с Мессией и изгонит израильтян в пустыню, где Мессия погибнет, а народ очистит себя в горниле страданий. Вслед за этим придёт истинный Мессия, сын Давида; но Израиль, зная, что один мессия уже погиб, не уверует в него и захочет побить его камнями. Тогда сам Иегова явит Мессию в славе на облаках небесных, убьёт Армилаоса, введёт израильтян в Иерусалим, и таким образом начнётся двухтысячелетнее мессианское царство, имеющее окончить судом. В период крестовых походов – время всеобщего одушевления и брожения умов – мы снова видим целый ряд мессианских движений среди иудеев. Так, в 1017 г. явился ложный мессия во Франции, в 1117 г. в Кордове, а в 1127 г. в Феце, около 1160 г. в Багдаде и около 1179 г. в Йемене. Из этих лжемессий в своё время много наделали шума багдадский мессия Давид Альрои или Ибн-Альрухи, жизнь которого послужила сюжетом для исторического романа знаменитого некогда лорда Д’Израэли.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Не все перипетии этой интриги известны нам в точности, да они были бы и не интересны, если бы не вызвали соборного решения касательно личности и учения Киррского епископа. Они обращают наше внимание главным образом потому, что составляют переходные звенья от 451 года к 553, от оправдания к «осуждению» или – вернее – к точнейшему постановлению. Мы видели, насколько тесно судьба Феодорита была связана с Халкидонским собором, на котором однакоже он не был в ряду первых деятелей. Не имея возможности обвинить Киррского пастыря в прямом и непосредственном участии в существенных решениях, но ненавидя его всею душой, как самого страшного врага своего, монофизитствующие прибегли к иному маневру, чтобы сделать его ответственным за различ­ные мнимые беззакония Халкидонских отцов. Здесь прежде всего высту­пил на сцену вопрос о томосе, служившем знамением православия для Феодорита и его единомышленников, но бывшем камнем соблазна для еретиков. Чтобы устранить этот высокодогматический документ, «евтихиане» старались доказать фальсификацию греческой его версии, принадлежавшей будто бы Киррскому иерарху. Утвердившись в этой мысли, апокрисиарии Алексан­дрийского патриарха Афанасия II (490–496 гг.) в 496 г. подали легатам папы Анастасия II (496 –498 гг.) записку (Iibellus) с просьбой об­щения с Римскою церковью. Тут между прочим значилось, что «перевод­чиками (посланий Льва В.) были те, которые вместе с Феодоритом, епи­скопом Киррским, были тогда последователями Нестория», и потому они внесли в греческий текст не мало и от своих богохульств 1126 . Это, не­сомненно, явная клевета, поскольку Феодорит, кажется, не знал латин­ского языка 1127 , а Лев В. ни мало не упрекал его за искажение своего томоса, хотя и знал о неточности греческой передачи 1128 . Раз дело было начато, и попытки в этом направлении не прекра­тились. Захария Митилинский (на острове Лесбосе) даже заявлял, что именно Киррский предстоятель «побудил Льва написать послание, которое называется догматическим» 1129 . Все это показывает, насколько крепко в голове монофизитствующих утвердилась мысль, что Феодорит – причина всех бед­ствий, извратитель веры, добившийся соборного одобрения своих ложных идей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1123 Это был дворец Асмонеев, господствовавший над позицией храма, и служивший (ρχ.XX, 8, 11, и π. .ΙΙ, 16, 3; VI, 6, 2) обычной резиденцией Агриппы во время поездок в Иерусалим. Агриппа надстроил его значительно в высоту, чтобы панорама города давала более приятных пейзажей. 1124 Время его выступления определяется из π. .VI, 5, 3 – где Альбин, выставляется прокуратором за 4 года до возбуждения войны и за 7½ лет до разрушения храма. 1126 Не ννου, но νανου, срв. π. .ΙΙ, 17, 2; 20, 4. Derenbourg, Histoire de la Palestine, p. 248, not. 1. 1127 Так напр., было, когда сикарии захватили главного надзирателя храма Елеазара (сына Анании) и, послав сказать об этом Анании, требовали взамен его выкупа 10 своих товарищей. ρχ.XX, 9, 3. 1129 О дальнейшей судьбе Альбина (Lucceius Albinus) узнаем из Тацита Hist. II, 58–59: он был прокуратором Мавритании при Нероне, Гальбе и Отоне, и во время борьбы последнего с Вителлием кончил жизнь в 69 г. 1130 Клазоменянин, пролезший в прокураторы благодаря близости своей жены Клеопатры с Поппеей, супругой Нерона, Tacit. Hist. V, 10. Годы его правления определяются из ρχ.XX, 11, 1, где говорится, что война возгорелась во 2-й год правления. 1136 Это, между прочим, и заставляет Иосифа как бы невольно выражаться бóльшей частью о действующих лицах восстания так: «народ», (π. .II, 14, 7; 17,1; и масса др., «все Иудеи» (II, 16, 3; и мн. под., особенно см. II, 18, 1, «рассвирепел весь народ Иудейский»). 1137 Это, между прочим, заставляет, как бы по какому чутью, начать описание войны Иудейской издалека, с самого начала знакомства Иудеев с Римлянами. 1138 II, 14, 4–17, 2. Следует отметить здесь несколько своеобразных обоснований войны и ее бедствий у Иосифа, не чуждых даже мистицизма, изобличающего во всяком случае более глубокий смысл восстания, чем случайный «разбой» отдельных элементов. В пяти нижеследующих местах Иосиф обосновывает неизбежность войны всякий раз по своему: 1) в XX, 8, 5 он ссылается на злодействие сикариев не только в городе, но и в самом храме, как на «причину», по которой «как думать надлежит, и Бог, возгнушавшись столь крайним их нечестием, отвратив лицо Свое от града и не почитая уже более чистым храма Своего, навел на нас Римлян, попалив град огнем, и предал нас в порабощение с женами и детьми, с тем намерением, чтобы мы, исправившись бедствием, обратились к здравым мыслям».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

1680 Mansi t. XII, col. 1081-B: et hic (в послании Адриана к Тарасию) quoque apud Graecos multa substacta sunt, quae tamen, sicut missa sunt, in archivo Romanae reperiuntur ecclesiae. 1682 Mansi. ibid. col. 1119 sqq. Как видно из заявления легатов, слушавших это послание на соборе, письмо Тарасия к Адриану было одинаково с ним по содержанию, ibid. col. 1127–1128-А. 1684 Ο ταπεινο κα τν τ ρημον παροικεν φιεμνων σχατοι, как называют они сами себя в послании к Тарасию. Mansi. t. XII, col. 1127–1128-С. 1685 Это показание о стеснениях противоречит показанию Феофана, который, по-видимому, хочет сказать, что сношения с восточными патриархами не могли представить затруднений, так как «перемирие с Аравитянами еще не кончилось» (Theoph. Cbron. р. 460–461). Единственное средство устранить это противоречие заключается в предположении, что легаты Тарасия отправились на Восток после августа 785 г., когда умер дружественный с империей халиф Моисей и место его занял сын Аарон, «который причинял великие притеснения христианам» (Theoph. Chron. р. 461, cnf S. Muralt. Essai Chronographie p. 378). Да вероятно и всегда арабы недоверчиво смотрели на сношения своих подданных христиан с христианами империи, придавая этим сношениям политический оттенок ( А.П. Лебедев : Из истории всел. соб. М. 1876, стр. 279). 1686 В описываемое время антиохийским патриархом был Феодорит, Александрийским – Политиан, иерусалимским – Илия. Hergenröter Photius В I, 5. 248, cnf Hefele а. а. О. S. 453, Anm. 2. 1687 Mansi t. XII, со1. 1127 sqq. Деян. всел. соб. в рус. пер. т. 7, стр. 98 и сл., cnf Theophanis Chron. р. 460. 1688 Любопытно, что эту слабую сторону дела Тарасия постарался обнажить именно православный Рим. Вот что писал об этом при одном случае Феодор Студит : «Рим не признал собора (787 г.) вселенским, а поместным, исправлявшим собственные погрешности здешних, утверждая, будто заседавшие не были представителями прочих патриархов, а Римские присланы были сюда по другой причине, не для собора, – посему, как говорят, по возвращении своем и были низложены пославшим их, хотя и оправдывались принуждением; – будто восточные были увлечены и убеждены здешними, а не посланы патриархами, которые ничего о том не знали…, а здешние делали это с тою целью, чтобы сильнее склонить еретичествующий народ к правоелавию уверением, что собор быль вселенский» Твор. Феодора Студита в рус. пер. т. 1, письмо 38, к Арсению, стр. 248. сн. Hergenrötor. а а. О. S. 248, Hefele а а. О. S. 453, Gfrörer а. а. О. S. 162. Schlosser, а. а. О. S. 281, и Παπαρρηγοπουλου ατ. σελ. 503.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010