При венг. кор. Стефане I Святом (1000-1038) на наименее освоенных окраинах страны долгое время сохранялись фактически самостоятельные области. Одна из них - Русская марка (Руська марка, лат. Marchia Ruthenorum), упоминаемая в «Житии Конрада, архиепископа Зальцбургского» при описании событий 1127 г. (Vita Chuonradi, archiepiscopi Salisburgensis/Ed. D. W. Wattenbach//MGH. SS. T. 11. P. 74). Исследователи, придерживавшиеся романтической концепции ранней истории русинов, считали З. наиболее вероятным местом локализации Русской марки. Создание в З. комитатов (замковых округов) Унг и Боршова не привело к ее ликвидации, т. к. значительная часть славян продолжала жить в труднодоступных горных районах (прежде всего на землях совр. Вост. Словакии). Данных о существовании после 1127 г. особого территориального образования со слав. населением в Венгрии нет. Однако не исключено, что оно могло сохраниться до нач. XIII в., когда система королевских комитатов распространилась на северные окраины владений Арпадов. По-видимому, причинами исчезновения Русской марки стали стремление Арпадов включить приграничные земли Венгрии в систему комитатов и начавшаяся в кон. XII в. венг. военно-политическая экспансия на земли Юго-Зап. Руси. В периоды временного установления венг. власти в Галиче (1188-1189, 1210, 1215-1219) З. оказывалось внутренней областью Венгрии. Фактором, косвенно повлиявшим на исчезновение Русской марки, стало появление в сер. XII в. на сев.-вост. землях Венгрии нем. колонистов. Так, напр., в образованном в 1210 г. комитате Угоча обосновались выходцы из Фландрии. Представлявшие новую городскую организацию переселенцы, гл. обр. из Саксонии (сасы) и Швабии, основали в З., имевшем лишь крепости и сельские поселения, первые города западноевроп. типа - Берегсас (ныне Берегово) и Севлюш (Надьсёлёш, ныне Виноградов). Колонисты принесли с собой Магдебургское право и составили ядро городских организаций во всех областях Венгрии. К нач. XIV в. З. было поделено на комитаты Абауй-Торна, Берег, Земплен, Мараморош (Марамарош, Мармарош), Сепеш, Угоча, Унг и Шарош.

http://pravenc.ru/text/182499.html

В этом вопросе законодатель передаёт дальнейшие определения различным Конференциям Епископов, поскольку важность проблемы и восприимчивость к экуменизму сильно разнятся от страны к стране. Согласно Motu Proprio Папы Павла VI-ro «Matrimonia mixta» от 25-го сентября 1970 года, «Заявления и обещания обычно должны даваться католической стороной в письменном виде и в согласии с п. 4 настоящего Motu Proprio в присутствии Ординария или делегированного им лица, которым может быть приходский настоятель, чтобы тот довёл их до сведения некатолической стороны». С этой целью можно предложить один из вариантов «схемы заявления и обещания», которую супруг-католик должен составить письменно или прочесть по записи Ординария или делегированного им лица. Содержание этой схемы может быть таким: «Свободное и неотменимое брачное согласие, которое объединит меня с в общении жизни и любви посредством брачных уз, я понимаю в том смысле, что оно будет полностью соответствовать моему вероисповеданию и сопровождать меня в благородном и постоянном исполнении моих обязанностей по отношению к супругу, к порождению детей, к их крещению и воспитанию в католической Церкви». Обязательства, которые принимает на себя супруг, весьма серьёзны. Поэтому новый ККП ввёл одно из церковных наказаний, которое было отменено в Motu Proprio Папы Павла VI-ro: кан. 1366 утверждает, что подлежат «цензуре или другому справедливому наказанию» родители (или лица, исполняющие их обязанности), крестившие и воспитавшие детей в некатолической религии. 6.2. Форма заключения смешанного брака 1127 § 1. Ad formam quod attinet in matrimonio mixto adhibendam, serventur praescripta can. 1108; si tamen pars catholica ritus orientalis, forma canonica celebrationis servanda est ad liceitatem tantum; ad validitatem autem requiritur interventus ministri sacri, servatis aliis de iure servandis. 1127 § 1. Что касается формы, применяемой при смешанном браке, то следует соблюдать предписания кан. 1108; впрочем, если католическая сторона заключает брак с некатолической стороной, принадлежащей к восточному обряду, то каноническая форма бракосочетания должна соблюдаться лишь для законности брака, тогда как для его действительности необходимо участие священнослужителя, причём должны соблюдаться прочие требования права.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Тут же он при­водит мнение аббата Rohrbacher’a, что saint Léon établit Théodoret comme son vicaire ou comme son nonce dans les provinces de l’Euphrate et de l’Armenië rien ne pouvait être plus honorable que cette confiance d’un si grand Pape. 1114 Gennadii Massiliensis Liber de scriptoribus ecclesiasticis, cap. 89: Migne, lat. ser. t. 58, col. 1113. Геннадий пишет: sunt ejus (Theodoreti) decem Historiae ecclesiasticae libri, quos imitatus Eusebium Caesariensem scripsit, incipiens a fine librorum Eusebii usque ad suum tempus, id est a Vicennalibus Constantini usque ad imperium Leonis senioris, sub quo et mortuus est. 1115 Событие это подробно описано Евагрием (Hist. eccles., II, 8–10: Migne, gr. ser. t. 86, 2, col. 2520–2533. Ц. И., стр. 77–88). Относящиеся сюда документы помещены у Манси, в VII томе, и в VI т. «Деяний вселенских соборов». 1116 Mansi, VII, 547–549. 550–551. Деян., IV, стр. 519–525. 525–528. Кирр при­надлежал собственно к области Иерапольского митрополита, каким в это время был Стефан. Хотя Лев требовал ответа и от последнего епископа (Mansi, VII, 523. А. Деян., IV, стр. 464), но его подписи нигде не сохранилось. Это может вызывать вопрос: не было ли еще послания от Евфратисии, в котором значилось и имя Феодорита на ряду с Иерапольским владыкой? За неимением прямых данных, мы оставляем его откры­тым и пользуемся только наличными известиями. 1117 Так нужно заключать на основании ответного письма папы Льва императору (epist. S. Leonis 156 (125): Mansi, VI, 323–327. Migne, lat. ser. t. 54, col. 1127–1132. Деян., IV, стр. 492–497), датированного (Migne, ibid., col. 1127, not. а) 1-м декабря 457 года. едва ли можно допустить, чтобы послание Сирийцев было составлено позднее. 1118 Есть и еще несколько данных, которые так или иначе могли бы влиять на опре­деление года смерти Феодорита, если бы отличались некоторою достоверностью. Вот эти немногочисленные указания. Комит Марцеллин (Chronicon ad an. 466: Migne, lat. ser. t. 51, col. 930–931) под 466 годом пишет: Theodoritus, episcopus Cyri civitatis, scripsit de incarnatione Domini adversus Eutychem presbyterum et Dioscorum Alexandrinae Ecclesiae episcopum, qui humanam in Christo carnem fuisse deneganf.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Однако если говорить не просто о действительном, а о сакраментальном браке, то непонятно, почему церковный законодатель не осмелился потребовать и для этого типа браков то, чего он требует для действительности или сакраменталь ности браков между католиками и христианами-некатоликами восточного обряда, – а именно, вмешательства minister sacer (священнослужителя, кан. 1127 § 1). Важность и актуальность смешанных браков должны были бы подсказать также более точную формулировку канона 1366. Действительно, возможность применения канонических санкций к родителям, которые позволяют крестить и воспитывать детей в некатолической вере, касается в первую очередь тех верующих-католиков, которые активно совершают такой выбор, и лишь во вторую очередь относится к тем супругам-католикам, которые, живя в смешанном браке, сознательно не прикладывают всех возможных усилий к выполнению своих обещаний 614 . б) Браки между католиками и не крещеными Согласно канонам 1086 и 1129, нормы, регулирующие браки между католиками и крещеными других христианских конфессий, применяются также к бракам между католиками и не крещеными. Эти браки, заключаемые действительным образом только после получения диспенсации от препятствия различия вероисповеданий, не являются сакраментальными и представляют для католической стороны больший риск и большую ответственность. Действительно, в Европе такие браки все чаще заключаются между католиками и мусульманами, которые имеют совершенно другое представление как о браке, так и о семье 615 . Согласно мусульманской концепции брака, не только женщина не имеет равных прав с мужчиной «в том, что касается принадлежности к сообществу семейной жизни» (кан. 1135). Большая семья мужчины-мусульманина имеет также права и на его детей, а ей представляется почти невозможным, чтобы дети могли быть воспитаны в иной вере, нежели вера отца. С другой стороны, последний может, в соответствии с Кораном, иметь до четырех жен. По всем этим причинам церковная власть, прежде чем дать диспенсацию, должна: 1) убедиться в действительном намерении некатолической стороны признать единство и нерасторжимость существен ными свойствами собственного брака; 2) потребовать от некатоли- ческой стороны обещания уважать данные обязательства даже в случае возвращения в свою страну 616 . Католической стороне предъявляются те же требования, что предусмотрены каноном 1125 в отношении смешанных браков между католиками и крещеными других христианских вероисповеданий. 17.4 Брачные процедуры

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

1127 В Феодоровом пенитенциале в высшей степени любопытна постоянная параллель между греческой и римской церковной практикой. Во второй части 8-я глава даже специально посвящена этому сравнению: De moribus Graecorum et Romanorum. Замечают также следы влияния Юстиниановских новелл (140; 22 с. 5, 6, 7; 34 с. 10). 1129 Вслед за Вассершлебеном: Рихтер (Lehrbuch, § 40), Вальтер (Lehrb. § 93), Якобсон (Herzog " s R-Encyklop. II, 467), Ленинг, (Geschichte, II, 478), и др. 1130 Schmitz всеми силами старается доказать, что существовала целая группа пенитенциалов, называвшимися римскими, отличительной чертой которых служило то, что они основывались на соборных канонах, а не на частных предписаниях или изречениях частных составителей. Но в сущности он доказывает только то, что и самые соборы западные в постановлениях своих, касающихся покаянной дисциплины, ссылались на правила греческих соборов (Bussbücher, S. 203), как это указывает и Вассершлебен (Bussordnungen, 57); а отсюда прямо следует, что западная покаянная дисциплина в рассматриваемый период вообще основывалась на греческих источниках. 1132 См. сравнительную таблицу, показывающую их зависимость от Мерзобургского, у Вассершлебена, Bussordnungen, S. 438–440. 1133 Jacobson, Real-Encycl. II, 467. Synod. Cabilonens. 813 с. 38. (Ср. Synod. Turon. III, 813, can. 22; Moguntinum, 847, can. 31; Capitular, lib. V, cap. CXVI). 1135 Ibid. 72. Старания Шмитца доказать существование особой римской группы должны быть признаны не удовлетворительными. См. об этом у проф. Суворова, Следы, стр. 101–105. Ср. Loening, Geschichte des deutschen Kirchenrechts, II, 479, Anmerk. 1. 1137 Этого мало. Самое светское законодательство было кодифицировано не на Западе, а на Востоке, ибо Кодексы Феодосия и Юстиниана, реципированные на Западе, составлены восточными юристами (Константинопольскими и Беритскими) по повелению восточных императоров. Латинский перевод новелл Юстиниана, принятый на Западе, был составлен не на Западе, а на Востоке, Константинопольским профессором. Западные Кодексы римского права: Алариха и Гундобада, были механическими компиляциями, почерпнувшими существенную часть из восточного кодекса Феодосия. Во всяком случае западные кодексы были побеждены и вытеснены восточными.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Уровень религиозного сознания западных христиан был также невероятно высок в сравнении с последующими веками, и европейская культура не чувствовала себя обделенной по сравнению с византийской. Но особенно были заметны достижения Запада в военном деле, что не удивительно. Вечно воюющие германцы и французы достигли совершенства в военных технологиях и организации армии. И Мануил I Комнин, хорошо знакомый с западной культурой, считал необходимым перенимать положительный опыт. Естественно, юному и отважному сердцу Мануила Комнина были близки рыцарские девизы, среди которых первенствовал: «Esto miles pacificus, strenuus, fidelis et Deo devotus» («Будь рыцарем миролюбивым, отважным, верным и преданным Богу») 445 . Воин по природе, он по достоинству оценил технические новшества крестоносцев и решил многие из них адаптировать к византийской действительности, проведя в сжатые сроки перевооружение и реорганизацию своей армии. По его приказу солдатам были выданы другие щиты – не круглые, как раньше, а высокие и продольные. Особое внимание было уделено кавалерии, которую василевс учил сражаться копьем и мечом, а не луком со стрелами. Сам царь постоянно демонстрировал солдатам навыки работы с холодным оружием, поражая их силой и ловкостью. Благодаря упорству василевса, вскоре византийская армия ни в чем не уступала западным воинам в умении биться и держать строй. А византийская конная атака производила жуткое впечатление на врагов 446 . Во-вторых, при всех центробежных силах, разрывающих западное общество, оно было довольно монолитным, когда речь заходила об общем враге, и уже начало явственно ощущать свою несхожесть с византийской цивилизацией. Первый, а за ним и второй Крестовые походы со всей очевидностью показали, что латиняне способны объединить усилия для достижения одной конкретно поставленной цели, и даже при всех огрехах организации крестоносных предприятий их военные достижения были ощутимы. Обычно, говоря о Крестовых походах, особенно первых, упоминают лишь события, произошедшие в Палестине и Сирии. Но в действительности Запад показал, насколько он может объединяться в рамках одной христианской цивилизации, когда идет война на выживание. Достаточно сказать, что в то время, в котором жил герой нашего повествования, исторические предприятия осуществлялись и в Испании. Несмотря на первую неудачу – распад союза Кастилии и Арагона, сын и наследник королевы Урраки Кастильской (1109–1126) от первого брака Альфонс Кастильский (1127–1157) начал в 1132 г. войну против мусульман, и в 1147 г. стоял уже под стенами Кордовы. Признав его верховным правителем Испании, 26 мая 1135 г. легат папы Иннокентия II венчал главу Альфонса VII императорским венцом. Но любопытно то, что в деле Реконкисты большую поддержку оказали ему французские рыцари 447 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1125 Другие соображения, менее отвлеченного и теоретического характера, способствовали окончательному решению базилевса : именно, страшный 93 . Башни  византийской стены в Бежа. беспорядок, в который пришло римское право. Оно почерпало свои правила из двух источников: с одной стороны, из императорских указов ( leges ), и с другой – из толкований юрисконсультов (jus); но эти материалы были очень разбросаны, пользоваться ими было очень трудно и, сверх того, они были полны противоречий. 1126 Юстиниан очень часто и горько жалуется на «бесполезное многословие» 1127 , ( supervacua prolixitas ) этих бесчисленных текстов и еще более на неудобства, проистекающие для надлежащего юридического применения от их темноты и вечных разноречий, вследствие чего дела становятся нескончаемыми и приговоры основываются не столько на законах, сколько на усмотрении и прихоти судей. 1128 Таким образом, было существенно важно собрать и согласовать все эти тексты в определенной, однообразной и облегчающей пользование системе, положить во всем предел произволу чиновников и создать, как выражался Юстиниан, «точные и неоспоримые законы». 1129 Как мы увидим ниже, император очень заботился о порядке и правосудии; он очень живо чувствовал все недостатки судебного дела и тяжелые последствия от этого для подданных. Это являлось еще одним поводом к тому, что в горячке начала царствования, столь богатого обещаниями и великими предначертаниями, он смело взялся на великую законодательную реформу. Но если следует отдавать Юстиниану честь за замысел этого колоссального предприятия, то нужно сказать, что он имел также счастье найти возле себя человека, способного выполнить его. Трибониан был настоящей душой великого намерения и император это хорошо сознавал, так как он не скупился на похвалы юридическим познаниям своего министра, его практической опытности, преданности государю и усердию, с которым он старался выполнить все желания своего государя. 1130 действительно, все дело вел Трибониан. 13 февраля 528 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Записи: л. 1–6 – стертая запись; л. 17–33 – «Продал сию книгу Постригалник Фома Васильев сын скому попу Еремию, и кто в ту книгу учнет вступатися, имел ту книгу очищати» (запись частично стёрта). Содержание: л. 102 об.–115 – поновление священникам; л. 115 об.–117 – поучение Григория Нисского об исповедающихся; л. 117–156 об. – чин исповеди; л. 121–138 об. – поновление мирянам; л. 138 об.–144 об. – поновление священникам; л. 150–150 об. – поновление мирянам: л. 150 об.–151 об. – поновление вельможам; л. 151 об.–154 об. – поучение кающемуся; л. 154 об.–156 об. – поучение кающемуся; л. 157–184 – чин исповеди; л. 162 об.–163 об. Наставление-вопросник; л. 163 об.–164 – вопросник о вере (ВВ- Соф. 86 9); л. 164–165 об. – поновление мирянам; л. 166 об.–170 об – поновление мирянам; л 170 об.—173— поновление священникам; л. 177–179 об. – поучение; л. 179 об.–181 – вопросник мужчинам (М-Погод. 314); л. 181–181 об. – вопросник женщинам (Ж-Погод. 314); л. 181 об.–183 – поновление инокам. Описания: Рукописные книги собрания М.П. Погодина. Вып. 1. С. 225 – 226; ПС XV, 3294. Издание: Алмазов. Т 3. С. 212–218, 265–267 (поновление, л. 121–138 об.; –поучение кающемуся, л. 151 об.–154 об.). Погод, 316. Требник. Первая половина XVI в. 4° 159 л. Содержание: л. 121–140 об. – чин исповеди; л. 125 об.–129 об. – поновление мирянам; л. 130–132 – поновление инокам; л. 132 об.–136 – молитва разрешительная; л. 138 об.–139 – поновление священникам. Описание: Рукописные книги собрания М.П. Погодина. Вьш. 1. С. 227. Погод. 439. Сборник богослужебный. Вторая половина XV в. 8° 240 л. Записи: л. 120 об. «Сия книга Ильи Пророка да пресвятеи Его Матере да Николы Чюдотворца»; л. 166 – «Левъка Попов писал»; л. 166 об. – «Левка Попов пизал». Содержание: л. 176 об.–179 об. – поновление мужчинам; л. 179 об.–181 – вопросник женщинам (Ж-Погод. 439). Описание: Рукописные книги собрания М.П. Погодина. Вып. 2. С. 92–93. Солов. 1018/1127 Служебник. Рубеж XV–XVI вв 4°. 127 л. Филигрань: Кувшин с одной ручкой, вид: Лихачёв.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Сближение же Невежи с Тугарином довольно шатко (почти единственное основание этого – стих: Невежа «по ночам ходит Змеем Тугариновым»), и едва ли не прав г. Марков, полагающий, что это – отдельная былина, не имеющая отношения к змееборству». Может быть, Невежа враг преимущественно Ильи 1127 . Таковы эти типичные змееборцы нашего эпоса. Ор. Миллер полагает, что существовали былины даже о змееборстве Чурилы Пленковича, и сравнивает эту роль Чурилы с подобной ролью Алёши Поповича. Соображения Ор. Миллера заслуживают внимания, конечно, с устранением «мифически злого значения» этого щёголя, тип которого хорошо выяснен Вс. Миллером. (Ор. Миллер, И. М., стр. стр. 584–586). Намёки на сближение Алёши и Чурилы, впрочем, как любителей поухаживать за женщинами см. у Дашкевича, о. с., стр. 52. Трудно сказать, змееборство ли перенял Чурила от Алёши раньше, чем Алёша донжуанство от Чурилы, конечно, не исключительно, а лишь некоторые черты. Остаётся всё-таки связь этих двух лиц. По наблюдениям Веселовского, эпизод об Идолище, убитом Ильёю, включён в некоторые пересказы былин о Дюке 1128 , как эпитет, прозвище врага вообще – встречается в былине об Иване Годиновиче 1129 ; былины об Илье и голях кабацких и калике богатыре – по исследованиям того же академика, эпизоды песни об Идолище 1130 . Выше я уже останавливался на замене Добрыни Дунаем в Гильф. 191. 4. Георгий и Марко Кралевич Аналогичное с русским эпосом явление представляет эпос южнославянский, в котором легенда о св. Георгии обратилась в песни о Кралевиче Марке. Такие песни разобраны в труде проф. Халанского, в 8-й главе, стр. 261–274. Змееборство Марка в этих песнях воспевается в образах борьбы Марка с чёрными арапами, следовательно, как и в нашем эпосе, татарин – лютый змей, татарин, заимствовавший черты у змея-дракона, так и в южнославянском эпосе араб-сарацин, арап-негр – «чёрный арап» попал в круг Георгиевской легенды, осмысленной и осложнённой народным приспособлением к Марку. Подвиги освобождения пленников и пленниц от врагов, с одной стороны, популярность чуть ли не национального святого, Георгия – с другой, совершенно естественно привели в результате к созданию песни в роде: «Марко и 12 арапа» 1131 Здесь главное действующее лице «робиньа умолявшая Марка –

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ибо составители летописей с большею подробностию начинают описывать современные им происшествия уже в конце ХИ века. Повествуя об основании некоторых церквей и монастырей, ближайших к их времени, летописатели упоминают об них в толь малом количестве, что церкви сии недостаточны должны быть для многолюдного града, а тем более для новгородских пределов, притом упоминают на таких местах, которые могут почитаться загородными. Так напр. в продолжении всего ХИ века, и то уже в конце онаго, записано в летописях (кроме Софийского собора) о построении в 1092 году двух только церквей и на одной Софийской стороне 11 : Вознесенской на Прусской улице 12 и Петропавловской монастырской на Синичей горе 13 . Если же и вне города были строены церкви, то тем более должны быть основаны церкви близь Кремля и на других нарочитых местах. Но не упоминается об этих церквах потому, что они строены прежде наших летописателей, т. е, восходят за пределы летописей. Даже и в летописях ХИИ века до 1134 года, кроме монастырских Антониевой (1117) и Юрьевской (1119), на Торговой и Софийской сторонах упоминается о сооружении седьми только церквей, а именно: Благовещенской на Городище (1103), Николаевской Дворищской (1113), Феодора Тирона между улицами Щерковою и Розважскою (1115), Феодора Стратилата (1118) 14 , Предтеченской на Петрятине дворе (1118–1127) 15 , Успенской и Георгиевской в Торгу (1133). Между прочим, под тем же 1134 годом, до которого показано на торговой стороне существовавшими только четыре церкви 16 , в древней летописи записано 17 : «в лето 6642 (1134) погоре трговый пол, от ручья Плтницьного до конця Хлма, якоже и преже бяше погорел; а церквий цьстяных 10 сгоре, августа в 4». Какия именно были эти 10 церквей, сгоревшия в 1134 году, летопись не объясняет. Что касается до места, где находились сгоревшия церкви, то оно в летописи определяется пространством между Плотинским ручьем и холмом. Но Плотинский ручей есть не иное что, как нынешний Феодоровский ручей , протекающий чрез Плотенский конец и получивший от него название, но изменившийся в наименовании со времени устройства церкви Феодора Стратилата (1360) у оного ручья.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010