1098. Преподобный Марк Подвижник. Слово о Крещении; Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы, главы 1–6. Добротолюбие. Ч. 2. 1099. Ioanni Chrisostomi in Epistola 11 ad Cor. Homila VII, cap. 5. 1100. Деян. 8:39. 1101. Деян. 10:44–46. 1102. Скобель — плотничный инструмент, которым скоблят дерево. 1103. «Церковная История» Флери, книга 8, гл. 49. Подобная этой повести помещена в Четьих-Минеях, сентября в 15 день. Комедиант Порфирий, погрузясь в воду для насмешки над крещением, был претворен святым Таинством в христианина. Это произошло пред взорами императора Юлиана Отступника. Порфирий исповедал Христа, обличил царя в нечестии, за что был жестоко мучим и потом казнен. 1104. Святитель Григорий Богослов. Слово 18. Творения святых Отцов. 1105. Святитель Григорий Богослов. Слово 40. Творения святых Отцов. 1106. Четьи-Минеи, 1 января. 1107. Ин. 7:38. 1108. Пс. 50:20–21. 1109. Слово 4 о послушании. 1110. …покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2). 1111. Мф. 3:11. 1112. …покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17). 1113. …покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1:15). 1114. Мф. 10:7. 1115. Деян. 20:21. 1116. …что нам делать, мужи братия? …Покайтесь, и да крестится каждый из вас. во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян. 2:37–38). 1117. См. сочинения св. Григория Богослова, св. Кирилла Иерусалимского, св. Иоанна Златоуста и других. 1118. …во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 25:30). 1119. «Закон свободы, — сказал преподобный Марк, — разумением истинным чтется; деланием же заповедей (евангельских) разумеется»: глава 32, О Законе Духовном. 1120. …в единство веры… в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13). 1121. Заключение «Слова о Крещении». 1122. …моего собственного виноградника я не стерегла. …Паси козлят твоих (Песн. 1:5–7). 1123. Слово 21. 1124. Слово 7. 1125. …дух сокрушенный (Пс. 50:18–19). 1126. Слово 5. Советы ума душе. 1127. Слово 1. 1128. Слово к иноку Николаю. 1129. …суды Твои да помогут мне (Пс. 118:175).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

48. Содержание книги Авдия Обличив непримиримую вражду и низкое предательство Идумеев против народа Иудейского, им родственного, пророк возвещает, что от Господа определено Идумее совершенное низвращение и опустошение, а царству Иудейскому – возвращение прежнего благосостояния, так что его жители получат возможность отмстить Идумеям. Порядок изложения следующий. Указав предмет своих видений – Идумею, пророк говорит, что от Господа послано известие народам: вставайте и выступим против него войной! Т. е. особенным действием Промысла возбуждено между народами намерение начать войну против Идумеи (1:1–2 1127 ). По устроению Божию, Идумеяне оставались независимыми, хотя были народ незначительный, даже ничтожный (в сравнении с Египтянами и Вавилонянами). Оттого возгордились до самообольщения неприступностью своих жилищ на утесах и в скалах и говорили в сердце своем: кто меня свержет на землю, т. е. кто будет в состоянии взойти на мои неприступные скалы, чтоб взять меня оттуда и увести в плен (1:3)? Но хотя бы ты вознесся как орел, даже если бы свил гнездо между звездами, то и оттуда низрину тебя, говорит Господь (1:4 1128 ). Ибо если бы случайный набег сделан был на тебя, то хищники унесли бы то, что попало на глаза или под руки, подобно тому, как в садах после воров остается уцелевшее (1:5 1129 ). Но ты разорена и обобрана совершенно из конца в конец…… это мужи завета твоего, это мужи живущие в мире с тобой, т. е. союзники твои Вавилоняне обыскали и забрали все сокровища по всей стране (1:6–7). При этом у Идумеев, обыкновенно отличавшихся хитростью и военной предусмотрителностью, недостанет смысла предпринять что-нибудь для своей защиты; даже воины Фемана – этого источника мудрости ( Иов. 4:1 ) сделаются трусами, так, что не останется жителей на горе Исавовой за обиду или несправедливости против брата Иакова, т. е. за то, что Идумеи были участниками в разорении Иерусалима, радовались опустошению Иудеи; или рубили, или хватали спасавшихся и выдавали неприятелю (1:8–14 1130 ). Вот теперь поступят также и с ними, – и злодеяния их обрушатся на их головы (1:15–16 1131 ). А в разоренном теперь Иерусалиме будут спасшиеся и в последствии времени отомстят Идумеям; истребят их, как огонь истребляет солому, и займут земли, бывшия во владении у Идумеев, Филистимлян и Израильтян. И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава: и будет царство Господа (1:17–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

б) А с другой стороны – в словах самого Бога к Иову: при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости ( Иов. 38:7 ). Ангелами, или (по еврейскому тексту) сынами Божиими в настоящем месте несомненно названы ангелы в собственном смысле, духи бесплотные, потому что этим именем они еще прежде двукратно названы в той же книге Иова (1:6; 2:1). Между тем они признаются здесь уже суще­ствующими и славословящими Бога в день четвертый, когда со­творены были звезды; значит, предполагаются сотворенными прежде. 1127 Из святых Отцов и учителей Церкви несомненно признавали ангелов сотворенными прежде мира вещественного: Святой Василий Великий : “Еще ранее бытия мира было некоторое состояние, приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, присно продолжающееся. В нем-то Творец и Зижди­тель всяческих совершил создания – мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые при­роды и все украшение умосозерцаемых тварей, превосходящих наше разумение, так что нельзя изобрести для них и наименований. Они-то наполняют собой сущность невидимого мира, как научает нас Павел, говоря: ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли ( Кол. 1:16 ), и ангельские воинства, и архангельские чиноначалия. А когда уже стало нужно присоединить к существующему и сей мир – главным образом училище и место образования душ человеческих, а потом и вообще местопребывание для всего подлежащего рождению и разрушению, тогда произведено сродное миру и находящимся в нем животным и растениям преемство времени, всегда поспешающее и проте­кающее, и нигде не прерывающее своего течения”. 1128 Святой Григорий Богослов . “Так как для Доброты не довольно было упражняться только в созерцании Себя самой, а надлежало, чтобы добро разливалось, шло далее и далее, чтобы число облагодетельствованных было как можно большее (ибо сие свойство высочайшей доброты), то Бог измышляет прежде всего ( πρτον) ангельские и небесные силы, и мысль стала делом, которое ис­полнено Словом и совершено Духом... Поскольку же первые твари были Ему благоугодны, то измышляет другой мир – веществен­ный и видимый; и это есть стройный состав неба, земли и того, что между ними”. 1129

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Другими словами, в самом строе жизни народов насилия и разврата и лжи, лежит начало их уничтожения: они сами-горючий материал, сгорающий, когда пламень, ими же возженный, охватит их. В отношении Ассириян момент этот пришел, как только новая сильная раса тронула это царство, наполнившее землю злодеяниями (ср. X, 17; XIV, 20, 25). Но заметим, что пророк говорит, что будут гореть „народы“. Очевидно, пророчество объемлет все царства и народы входившие в сферу влияния и Ассура и Вавилона и жившие единой с ними жизнью, как Сирийцы, Хеттеи, отчасти Аравитяне правого берега Евфрата и другие, перечисляемые в надписях Ассирии и Вавилона. Горел и Египет, занятый Персами, а позже Греками и Римлянами. Приговор Господа совершается постепенно над народами Месопотамии, и первый удар грядущего переворота есть гибель армии Сеннахерима, грозившего рукою Сиону и хулившего имя Бога Израилева 1125 . Ст. 13 предупреждает и дальних и ближних познать всемогущество Бога единого, Бога Израилева. По нашему убеждению слова пророчества Исаии должны быть изучаемы не только как ветхозаветные пророчества, применимые к государствам его только времени, – но и все народы ближние и дальние (по времени) могут и должны поучаться у великого пророка 1126 . Да не накопляют народы горючого материала, который вспыхнет и сожжет их при первом несчастьи, если нет у них религиозных и нравственных оснований. 14 . Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: „кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени? “ – Стих этот рисует ужас, овладевающий самым спасенным от гибели Иерусалимом при известии о чудесном истреблении войска Сеннахерима. Не смотря на радость избавления,-чувство страха овладевает жителями и преимущественно грешниками, думающими, что Бог далеко: как к сожалению думают многие и в наше время 1127 . Жителей Иерусалима ужасает близость Бога, в существовании Которого они сомневались, говоря: „пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святого Израилева, чтобы мы узнали!“ И вот они „увидели и угнали“, и по милосердию Божию увидели близость Божию не в наказании за свое богохульство, а в Его милосердии в ним и спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Закрыть Раздумья о грядущем Протоиерей Александр Васькин   13:50 06.02.2020 1127 Время на чтение 11 минут «Особенно громко и ясно должен звучать голос церковного вразумления в годины всенародных испытаний и смут. Недопустимо и безнравственно стоять в стороне от жизни, прикрываясь мнимой «неотмирностью» тогда, когда твоя Родина и твой народ находятся на краю гибели» Митр. Иоанн (Снычев). Россия, именно православная, мистическая, т. е. Святая Русь, невидимая апостасийным миром, но хорошо известная и ненавистная антихристианским силам и их хозяину-сатане, стоит на пороге решающих, судьбоносных событий. Эта Россия незнакома многим русским людям, насильственно и подло лишенным религиозно-национального самосознания и знающим о спасительной вере своих христолюбивых предков только по пасхальным куличам, да по лицемерным, совершенно оторванным от реальной жизни проповедям и безвольным действиям многих бессмысленных пастырей, которые или поддались «модному» духу стяжательства и властолюбия, или боятся возвысить свой голос в защиту поруганной Отчизны и брошенного народа, или в силу своей незрелости не понимают, что происходит, и каковы грозные перспективы продолжения вопиющего беззакония. Как здесь не вспомнить слова Спасителя: « Оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15: 14). Если мы, русские, израненные и покалеченные до неузнаваемости, смертельно уставшие и обезверившиеся, найдем в себе последние силы совершить отважный и жертвенный бросок в вечность и сохраним дарованную нам Господом Славы драгоценнейшую жемчужину Православия в чистоте и неповрежденности до конца времен, то воскрешенное Богом возлюбленное Русское Отечество наше выступит с всемирной проповедью покаяния и даст обезумевшему человечеству последний шанс для исправления. Тогда на нас исполнятся чудные слова Евангелия: « Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» (Мф. 5,: 14-16).

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/06/...

И опять все без объяснений. Христиане думают при этом о двурогом звере, выходящем из земли 1120 и о семиглавом звере, выходящем из моря 1121 – о лжепророке и антихристе, в которых в конечные дни сосредоточится вся сила зла, вся сила дракона, древнего змия, сатаны 1122 . Концы с концами сомкнулись. От сатаны, представшего пред Богом, на­чались страдания Многострадального Иова – на слугах сатаны лжепророке и антихристе в великой скорби 1123 все и кончится. Но Иов слышит не о них, а только о каких-то странных бегемоте и левиафане. Если он не мог ответить о море, воде и граде, то тем более об этих, он вовсе не знает ничего. Да и не видел он ничего подобного 1124 . Чем ответил Иов – Богоборец вопрошавшему его Богу? Теперь уже не борьбой. Ответил покаянием. И отвечал Иов Ягве (Господу), и сказал: Я знаю, что Ты все можешь, я не знаю ответы на твои вопросы, но знаю, что Ты все это можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея? – Так я говорил о том, чего не разумел, О делах чудных для меня, которых я не знал. ………………………………………………….. Поэтому я отрекаюсь И раскаиваюсь в прахе и пепле. 1125 Иов закончил борьбу покаянием за то, что в нее вступил. Он больше не Богоборец, он – смиренно приемлющий Провидение Божие, Он больше не пытает Бога. Не зная, за что ниспослано страдание, так и не узнав, он при­емлет дела Божии, чудные для него и непостижимые. Он приемлет Бога и не нуждается в Его объяснениях. С какой готовностью он согласился бы с Аввакумом, что душа надменная не успокоится, а праведный своею ве­рою жив будет 1126 ! После покаяния Иова так кстати было бы похвалить друзей Иова за их но­тации и нравоучения, что за грехи посылаются скорби. Но ведь нет! О, чудо! Горит гнев Бога на Елифаза Феманитянина (из Фемана, городка Едомского) и двоих друзей – Вилдада и Софара. Они должны принести жертву за себя, а Иов должен помолиться за них Богу, ведь они говорили о Боге не так верно, как раб Его Иов 1127 . Потрясающе! Богоборчество Иова было угод­нее Богу, чем благочестие его друзей. Почему?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Иер. 48 :34. Вопль от Есевона и даже до Елеалы и Иаса, города их, от Сигора до Оронаима, и юница трехлетняя 1111 , издадут голос свой, ибо и воды Немрима пересохнут 1112 . Иер. 48 :35. И погублю 1113 Моава, говорит Господь, приносящого жертву 1114 на горах 1115 и кадящого богам своим. Иер. 48 :36. Посему сердце Моава будет петь, как гусли, и сердце мое о мужах скорбящих 1116 будет звучать как гусли, ибо что приобретено, то погибнет от людей. Иер. 48 :37. Всякая голова будет острижена на всяком месте, и всякая борода обрита будет, и всякая рука будет иметь нарезы 1117 , и на всяком чресле вретище. Иер. 48 :38. И на всех домах Моавитских и на улицах его всюду 1118 плач, ибо Я сокрушил Моава, как негодный сосуд, говорит Господь 1119 . Иер. 48 :39. „Как он изменился!“ зарыдали (говоря): „как Моав обратил тыл!“ 1120 . И посрамился, и стал Моав посмешищем и ненавистным всем окружающим его. Иер. 48 :40. Ибо так говорит Господь: вот, как орел, полетит и распрострет крылья свои над Моавом 1121 . Иер. 48 :41. Взят Кариоф и крепости его заняты, и будет сердце сильных Моавитян в тот день, как сердце жены раждающей. Иер. 48 :42. И погибнет Моав из (числа) народов, ибо стал величаться пред Господом. Иер. 48 :43. Страх и пропасть, и сеть на тебя, житель Моава, говорит Господь. Иер. 48 :44. Кто убежит от страха, упадет в пропасть, а кто выйдет из пропасти, будет взят сетью, ибо наведу это на Моава, в день посещения его, говорит Господь 1122 . Иер. 48 :45. Под 1123 тенью Есевона стали убежавшие от войска 1124 , ибо огонь вышел из Есевона и пламя из среды 1125 Сеона, и пожег часть 1126 Моава и темя сынов мятежных 1127 . Иер. 48 :46. Горе тебе, Моав! погиб народ Хамоса, ибо отведены сыновья твои и дочери твои в плен. Иер. 48 :47. Но возвращу плен Моава в последние дни, говорит Господь. Доселе суд на Моава. Глава 49 1128 Иер. 49 :1. О сыновьях Аммона так говорит Господь: ужели у Израиля нет сыновей, или наследника нет у них? Зачем же Мелхом завладел Гадомом 1129 и народ его в городах их живет?

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

После сцены неверия Фомы мотив закрытой двери возвращается ( Ин 20:19. 26 ). Настойчивое подчеркивание этой мнимо реалистической детали указывает на символику епифании и божественности Воскресшего, так как. по древнему» представлению, о котором уже шла речь в связи с ложными дверями египетских гробниц, лишь бог может входить через закрытые двери. Тексты Откровения и Евангелия от Иоанна с их отчетливыми пространственными представлениями о путях Спасения и епифании. вступая во взаимодействие с другими текстами и архитектурными формами, давали существенный импульс формированию пространственно-символического устройства христианского храма. Здесь образ двери обсуждавшихся текстов мог бы находим, соответствие на одном из подступов к «райским» пределам алтаря – в главном входе храма или в главном проходе алтарной преграды. 3.1 В самом деле, текст Евангелия от Иоанна мог вовлекаться в иконографию входа в храм. Показательна в этом смысле уникальная по разработанности символика царских дверей константинопольской Св. Софии, которые считались главными из многочисленных дверей этого храма и вели из нартскса в наос. Перед ними патриарх произносил молитву входа, сопровождаемый пением тропаря «Единородный Сыне», и с этого образа Воплощения начиналась литургия как путь Спасения. Напутствием входящим в наос патриарху, императору и народу служили слов;» из притчи, о которой только что шла речь. – о Пастыре Добром и овцах: «Я еемь дверь: кто войдет мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» ( Ин. 10:9 ). На них раскрыто Евангелие на рельефном изображении етимасии в центре верхней панели Царских врат. Этот текст обетования, синонимичный образу пастыря в люнетах катакомбных арко- солиев или над входом в мавзолей Галлы Плацидии (Равенна. V в.) 1127 , дополняется текстом епифании и просвещения, помещенным в тимпане над царскими дверями 1128 . В этой контаминации ( Ин. 20:19. 26 и 8:12) – «Мир вам. Я свет миру» – первую часть составляют слова Воскресшего ученикам, интересовавшие меня в связи с символикой закрытой двери. В литургии Св. Софии с се акцептом на теологеме Воплощения актуальной становится христологическая перспектива образа «крытых дверей в Ин. 20 . раскрывающаяся на фоне текста о видении Храма пророку Иезекиилю: «И привел он меня обратно ко внешним воронит святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел 1129 ими, и они будет затворены. Что до князя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет» ( Иез. 44:1–3 )

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Представься оно, и грех будет сделан. С этим вместе бес опять входит и начинает гнать человека от греха ко греху еще быстрее, чем прежде. Это изобразил Господь притчею о вторичном возвращении беса в дом очищенный, подметенный. Иисус Христос похваляет слушающих и соблюдающих слово Божие (Лк.11:27–28, 8:19–21; Мк.3:31–35; Мф.12:46, 13:1) «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, питавшие Тебя! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его»! ( Лк.1127–28 ). Между тем Матерь Божия, которую всенародно ублажала женщина, и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. Не могши подойти к Нему по причине множества народа, они послали к Нему, звать Его. Тогда кто-то сказал Ему: «Мать и братья и сестры Твои на дворе спрашивают Тебя, хотят видеть и говорить с Тобою». Но Он в ответ на это сказал: «Кто мать Моя и кто братья Мои?» – И, обозрев сидящих около Себя, указал рукою на Своих учеников и прибавил: «Вот мать Моя и братья Мои! Вообще, кто будет слушать слово Божие и сотворит волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и мать». Вышел же в тот день из дома, Он пошел к морю ( Мф.12:46–50 ; Мк.3:31–35 ; Лк.8:19–21 ). Мать и братья Иисусовы Свт. Филарет, митр. Московский. Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы «Седяше, повествует евангелист Марк, народ окрест Его (Иисуса). «Реша же Ему: се Мати Твоя и братия Твоя и сестры Твоя вне ишут Тебе. И отвеща им, глаглоя: кто есть мати Моя или братия Моя?» Что не хощет Он знать братий Своих, то понять нетрудно. В то время они были достойны такого отчуждения, потому что, как замечает евангелист Иоанн, «ни братия Его вероваху в Него» ( Ин.7:5 ). Но и кроме вины неверования их, справедливо сие потому, что это были мнимые только братья Иисуса, ибо это было родство Иосифа, мнимого отца Иисусова. Таким образом, отрекаясь от братий, по рождению плотскому так называемых, Господь не отрицает истины земной, а утверждает небесную истину Своего Божественного происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Пс. 102:8, 85:15 и др.), и не от себя, не от своего поэтического, так сказать, творчества отрыгает «глаголы уст своих» ( Пс.137:1 ), а из источника Божественного почерпает возглашения Самого Бога, в слух Моисея, человека Божия, реченные: «Господь, Господь Бог щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив, и истинен, и правду храняй» ( Исх.34:6 ). Выраженные также и в переводе с еврейского, слова эти имеют такое значение: 1) щедр – miserator – сострадательный, милосердый; 2) милостив – misericors, у Тремеллия: gratiosus – милостивый; 3) долготерпелив – patiens, longanimis; «долготерпеливым» Господь Бог называется потому, что долгое время терпит грехи и беззакония людей, долго не наказывая за них; 4) многомилостив – multum misericors. И Спаситель наш, Господь Иисус Христос, научая людей милости и благотворению, как высочайший образец сих добродетелей, представляет пред людьми Самого Отца Небесного, Который «солнце Свое сияет на злыя и благая и дождит на праведныя и на неправедныя» ( Мф.5:45 ). Это же самое выражает и пророк словами: благ Господь всяческим, т.е. ко всем вообще, и «праведныя любяй, и грешныя милуяй, иже вся зовый ко спасению обещания ради будущих благ», как ежедневно читаем это на всех частях церковного богослужения. И щедроты Его видны на всех делах Его. В особенности же Господь Бог проявляет милость Свою к людям «боящимся Его, помнящим заповеди Его и призывающим Его» ( Пс. 85:5, 102:17 ). Но и тогда, когда угрожает Он людям геенною и прочими вечными муками, делает это, по словам св. Иоанна Златоуста , «для того, чтобы страхом наказаний люди удалялись от греха и чрез покаяние и подвиги в добродетелях достигали Царства Небесного» с. 1127]. И наказания в настоящей жизни Господь посылает грешникам для того, чтобы исправить их и сделать лучшими. Следующий стих 10 в переводе с еврейского читается так: «Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои». Этими словами пророк призывает к прославлению Бога все творения Его, как словесные, так и бессловесные, или неразумные твари, что они и исполняют.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010