Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Русская Православная Церковь под управлением митрополитов 988 — 1589 К оглавлению Русская Митрополия в Киевский период (988—1240 гг.) Канонический статус Русской Православной Церкви как Митрополии Константинопольского Патриархата был определен при Крещении Руси святым равноапостольным Владимиром (36). Первым Митрополитом Киевским и всея Руси был святитель Михаил, по прозванию Сирин (сириец) (37). Затем Митрополитом Киевским, вероятно, стал Преосвященный Феофилакт, перемещенный в 990 г. из митрополии Севастийской (в Армении) (38). Следующим Митрополитом некоторые церковные источники называют Преосвященного Леона (или Леонтия), занимавшего Киевскую кафедру в 992—1008 гг. (14, с. 282). Вслед за ними, по русским источникам, за период до монголо-татарского нашествия, следуют 24 Митрополита: Иоанн I (1008—1035), Феопемпт (1037—1043), Кирилл I (1043—1046), Иларион (1051—1053), Ефрем (1055—1061), Георгий (1062—1072), Иоанн II Продром (1077—1088), Иоанн III (1088—1089), Николай (1097—1104), Никифор I (1104—1121), Никита (1122—1126), Михаил II (1127—1145), Климент (Смолятич; 1147—1155), Константин I (1156—1158), Феодор (1161—1163), Иоанн IV (1164—1166), Константин II (1167—1170), Михаил III (ок. 1171—1181), Никифор II (1182— 1197), Гавриил, Матфей (ок. 1210—1220), Дионисий, Кирилл II (1224—1233), Иосиф (1237—1240) (14, с. 285—289). Все они, за исключением двух, были посвящены в Константинополе, но не все они были греками. Епископы русских епархий преимущественно были по происхождению русскими (предполагают, что среди них были и выходцы из Болгарии). Митрополит Макарий за первые сто лет русской иерархии, по прямым летописным указаниям, называет только трех епископов-греков (39). Иначе и не могло быть. «В первые века истории Русской Церкви епархиальные епископы избирались на местах, причем право выбора принадлежало князьям (в епархиях, принадлежащих тому или иному удельному княжеству) или народному вечу (как это было в Новгороде начиная с середины XII в.). В том и другом случае избирались русские епископы» (40, с. 6).

http://sedmitza.ru/lib/text/436357/

В области гражданской администрации халифа аль-Муктафи, как и его преемник аль-Мустанджид (1160-1170), опирался на везирский род Бану Хубайра. Аль-Мустади (1170-1180) упрочил положение возродившегося халифата дружественными отношениями с правителем Египта Салах ад-Дином и ильдегизидскими правителями Азербайджана. При халифе ан-Насире (1180-1225) в города И. переселялись мусульм. религ. и светские интеллектуалы. В религ. сфере ан-Насир попытался совместить суннитский традиционализм с шиитскими и суфийскими элементами (т. н. футувва) с целью создания новой базы для политического союза всех правителей ислам. мира. В союзе с Айюбидами и Ильдегизидами он присоединил Хузестан и нанес смертельные удары ирак. Сельджукидам. Однако ему не удалось распространить свое влияние на север Двуречья, к-рым в 1127-1233 гг. правили из Мосула атабеги (атабеки) из династии Зенгидов, прославившиеся как покровители ислам. учености. Последовательная политика, ограничивавшая права иноверцев, в первую очередь христиан, сиро-яковитов и мелькитов, не стала помехой для увеличения числа их поселений на территории И. Особую выгоду от этого получили яковиты. Так, с 935 по 1345 г. мафрианы создали 14 новых епархий. В 1089 г. Тикрит был разрушен арабами во время мятежа против персид. губернатора. Как следствие, мафриан Иоанн Салиба был вынужден переехать в Мосул. Мафриан Дионисий (1112-1134) вернулся в Тикрит. В 1156 г. после разрушения Тикрита халифом аль-Муктафи, мафрианат вновь переехал в Мосул. В 1152 г. престолы Мосула и Тикрита были объединены и титул мафриана стал звучать как «митрополит Мосула и Ниневии». В 1153-1155 гг. был образован диоцез Мосул, включавший Мосул, Тикрит и мон-рь Мар-Маттай, к-рый стал резиденцией мафриана. В его юрисдикции находились территории на востоке до Урмии и Тебриза, на юге до Багдада. Тебриз стал столицей при последних Аббасидах, туда же переехал мафрианат и, возможно, оставался там до 1264 г. Осада Багдада монголами. Миниатюра из рукописи. Ок. 1430 г. (Paris. Suppl.

http://pravenc.ru/text/673821.html

1063), в частности: Иоасаф, митрополит ростовский (стр. 1065), Гавриил, архиеп. вологодский (стр. 1076), Трефилий, митрополит нижегородский (стр. 1081); в 1698 (1698–1699) – Иосиф, митрополит псковский (стр. 1091, ср. ст. 1086–1087), Никита, архиеп. коломенский (стр. 1091), Тихон, митроп. казанский (стр. 1095, ср. с 1108), Иларион, архиеп. суздальский (стр. 1095, ср. с 1102), Сергий, архиеписк. тверской (1095, ср. 1103) и др.; в 1699 (1700) – власти (стр. 1111:1127), митрополиты (1146), в частности: 16 и 17 октября – на выносе и погребении тела патриарха Адриана (он умер 15 окт.) указываются кроме митрополита крутицкого, Сильвестр, митр. смоленский и Дионисий, архиеп. вятский (1156:1158). 975 Так, в 1690 году прилучившимися в Москве архиереями были: митрополиты – казанский Адриан, рязанский Авраамий, архиепископ вологодский Гавриил и епископ тамбовский Питирим – (Полное собрание законов, т. III, 1381, стр. 71): в 1692 – Павел, митрополит нижегородский, Афанасий, архиеп. холмогорский, Митрофан, еписк. воронежский (Дворц. Разр., т. IV, стр. 797, 816:818); в 1693 (1693–1694) – Иларион, митроп. псковский, Гавриил, архиеп. вологодский, Авраамий, митр, рязанский (Дворц. Разр., т. IV, стр. 827, 854, 900, 903:904) и т. д. 976 Профессор Каптерев утверждает, что со второй половины XVII столетия прилучавшиеся в Москве архиереи и назывались «чередными» (Богословский Вестн. 1906 г., стр. 344). Впрочем, ссылка его на исторический документ едва ли подтверждает его мысль. Он ссылается на документ, помещённый в III томе Полного собрании законов 1381). Там, правда, некоторые архиереи названы «чередными». Но любопытно то, что это название в документе относится и к митрополиту крутицкому, причём там же замечается, что он «присно» и «неотступно» живёт в Москве. «Посылают (государи) тех времён вдовствующей святей церкви свои царские указы по грамотам по архиереев равных градов епархии.., чередным же тогда присутствующим архиереем во время жизни и правления блаженного успения святейшего Иоакима патриарха и по смерти его оставльшимся и сущим в царствующем граде преосвященному митрополиту Адриану казанскому и свияжскому и присному неотступному в жительстве в царствующем граде преосвященному Евеимию сарскому и подонскому...». По-видимому термин «чередные» тогда имел другое значение, чем какое соединяет с ним проф. Каптерев (Богосл. Вестн. 1906 г., стр. 344). Может, быть, он указывал не на то, что архиереи являлись в Москву по очереди, а на то, что прилучившиеся в Москве архиереи иногда совершали богослужение в соборной церкви и участвовали в крестных ходах по очереди, что и действительно было (см. Дворц. Разр., т IV, стр. 570, 571, 1091, 631, 632 и др.). Во всяком случае, термин «прилучившиеся» употребляется и в этом периоде (см. А.И., т. V, 194, стр. 337; А.Э., т. IV, 204).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Важным событием в политической истории Н. в XI-XII вв. была борьба за инвеституру , активное участие в к-рой принимали епископы Утрехта, Льежа и Камбре. В XI - нач. XII в. епископы Утрехта и Льежа были последовательными сторонниками имперской партии: Утрехтский еп. Вильгельм (1054-1076) подписал акт о низложении папы Григория VII , императора и его ставленников поддерживали Льежские епископы Генрих Верденский (1075-1091) и Отберт (1091-1119), а также настоятели влиятельных мон-рей в Утрехте и Эгмонде, не разделявшие принципов клюнийской реформы . В 1-й четв. XII в. отношение Утрехта к григорианской реформе изменилось: еп. Годебольд (1114-1127) поддержал Вормсский конкордат 1122 г. Базилика св. Серватия Маастрихтского в Маастрихте. XI–XV вв. Базилика св. Серватия Маастрихтского в Маастрихте. XI–XV вв. В то же время в еп-ствах, центр к-рых находился за пределами империи, но к-рые имели владения на территории Н., григорианская реформа была проведена еще до заключения Вормсского конкордата. Так, в еп-стве Теруан активным сторонником реформы был Ян ван Васстен (нач. XII в.), ученик Иво Шартрского . Реализация положений Вормсского конкордата означала, что епископы должны были поставляться из числа местных кандидатов по итогам выборов в местных капитулах. В результате влияние императора на епископов Утрехта и Льежа на время уменьшилось. Однако Фридрих I Барбаросса смог поставить на Утрехтскую кафедру епископов Годфрида Рененского (1156-1178) и Балдуина Голландского (1178-1196), к-рые поддерживали императора. В 1198 г. епископы Утрехта и Льежа вслед за архиепископом Кёльнским выступили против провозглашенного королем Германии Филиппа Швабского из династии Гогенштауфенов и поддержали кандидата от Вельфов Оттона Брауншвейгского. После окончания борьбы за инвеституру в Н. упрочилось положение местных правителей, которые, несмотря на формальную независимость церковных выборов от светских властей, приобрели большое влияние на католич. Церковь. Льежская кафедра долгое время была в сфере влияния герцогов Брабанта, а Утрехтская - графов Голландии и Гелдерна.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Церковь св. Софии имела до последнего времени патрональное значение для Новгорода и всей его Земли. Там хоронили владык, иногда князей, и тех граждан, которые особенными подвигами и услугами отечеству удостаивались по смерти такой чести, преимущественно, когда они положили головы в бою за веру и новгородскую свободу. Быть погребенным во храме св. Софии считалось самою высокою честью. В XI-м веке почти не упоминают летописи о построении церквей а Новгороде, кроме Софии, и Бориса Глеба, построенного на месте прежней Софии в 1050 году. Несомненно, однако, что существовала церковь Илии в Славне, упоминаемая как существующая в 1105 году, и Спасопреображенская, первая, как можно думать, христианская церковь в Новгороде. К этому времени можно отнести и первое построение Михайловской церкви на Софийской стороне на Прусской улице, если только по Новгородской Летописи ее надобно разуметь под освященною 1088 года церковью св. Михаила. 537 Вообще в этот век не могло быть такого обилия церковных построек, как в последующие века, потому что тогда еще христианство не успело привиться и войти в плоть и кровь новгородского народа. В XII-м веке упоминается о тридцати двух церквах. и сверх того, о восьми деревянных, погоревших в Славенском конце, из которых две оказываются в числе выше поименованных. На Торговой стороне были каменные: Николая Чудотворца на Ярославовом Дворище (1113), Иоанна-на-Опоках, построенная Всеволодом Мстиславичем (1127–1130), Успения Богородицы на Козьей- Бородке (1135–1144), Климента на Иворовой улице (1153), Пятницы на Торгу (1156), св. Отец на Дворище (1182), Иоанна Предтечи на Дворище (1184): все они в Славенском конце; деревянные: Георгия (1133), Илии (упоминается в 1146 году – старая церковь ). Петра и Павла на Холме (1146), Михаила Архангела (сгорела 1152 года), Иоанна Ищкова (1181), Ипатия на Рогатице (1183), Спасопреображенская (упоминается 1169г. старая церковь ). Из каменных церквей: Успения на Козьей-Бородке прежде была деревянная, а потом на ее месте построена каменная.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

φιερω weihen: -εν MM IV 68 (a.1242).– LS, L -ω. φιερουμνως mit Weihung, mit Hingabe: (τ Θε) δουλεειν VPetr II 3,3. φιερω zuweisen, übergeben: ν κστροις τν ... θνν -ρωθντες ThSpud 71,20. -νω widmen, stiften: Trinch 34 (а.1034).99 (a.1114). GuillCorp I 4,29 (a. 1060/1); II 1,3 (a.1034/4). μφιερνω MénagerCalabre 322f.(s.XI). id. GuillCorp V 9,3 (a.1124/5); 11,3 (а. 1127/8)–(LS), L, Kr, Car. φιερωσνη, fromme Schenkung, Stiftung: τ παρν τς μφιερωσνης (sic) γγραφον Trinch 375 (а.1225). φιερωτριος Stiftungs-, Schenkungs-: γρμμα AIv 66,2.4. (а.1292); 71,6 (а.1309). γγραφον AXer 16,107 (а. 1312). id. ADoch 13,13.14 (a.1313); id. 14,12.13 (a.1314), γρμμα AProd 30,37 (a.1333), τ -ον Schenkungsurkunde: AChil 6,18 (a.1265), id. AEsph 30,15 (a.1393).–Kr. φιερωτς, Weiher, Heiligsprecher: CorpDionys II 64,13. PachDion 3.384D.– Somav, Stam. φιερωτικς weihend: - πκλησις CorpDionys II 116,20. Stiftungs-, Schenkungs-: -κ χρτ Caspar 632 (а.1098). γγραφον Trinch 405 (a.1239), id.516 (a.1172). γρμμα AIv 81,37 (a.1324), μφιερωτικοι (sic) χρται GuillCorp V 17,31 (a.1144); μ. χρτης 28,10 (a.1156).– Car, Somav, Stam. φικτουριος, (mlat. affict[u]arius) Generalpächter: Tsirpanles, τ κληροδτημα το καρδιναλου Βησσαρωνος (Thessalonike 1967) 254 (а. 1463). φιλγαθος dem Guten feind, das Gute nicht liebend: PsMeth I 114,20. NicephAnt 488B. SourcPaul 21,5.– LS, Tgl, BauAl. φιλδελφος ohne brüderliche Liebe: Balsam I 1465D. NikOtr 207,15. HalkDec 145,628. EustOp 68,62.– L, DGE, Stam. φιλλληλος ohne gegenseitige Liebe: MethAg 81 cap.10. AnonProf 74,1455. Balsam II 917В.– L. φιλανθρπως nicht menschenfreundlich, in unmenschlicher Weise: PhotHom 30,11. Staab 636,5 (Phot.). PsOec II 96D.469C. VPetr 113,8. JoScylCo 154,15. -τερον (adv.) LeoNov 331,19.– Tgl, Stam; LS, Kr -ος. φιλαπεχθημνως ohne Streitsucht: PsOec I 57B. φιλνδεικτος die Prahlerei nicht liebend, bescheiden: ThStudCatM 23 (p.166).68 (p.191 MCL). 113 (p.839=p.88 MCL). ταπενωσις JoClimSchol 1044B. NStethVi 196. EustOp 191,10. MiChonGreg 716,7; 718,17 –Tgl.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Естественный (необлагодатствованный) человек (II: 666 сл. 1001,117). Якобы Павел равнодушен к вопросам морали и разума (I: XXIII,126. LXIV). Вера у Апостола (II: 1116), вера и Дух (II: 697–709), вера, надежда и любовь (II: 680–1); πιστεειν с предлогами (II: 971,981). τλειος (I: XXX,186); погрешительность христиан (I: XXIX–XXX); αμαρτωλς=am-haarez (I: XXX,184); свобода (II: 1155. 1156); любовь ко врагам (II: 1156). «Парусия» у первохристиан и св. Павла (I: XLIII–XLIV. II: 377,1069 601–2) и конец мира (I: XXIX). Бессмертие у Павла побиблейски (II: 595) и учение о посмертной участи людей (II: 1127 сл.), но якобы эсхатология у него постепенно трансформировалась, и сначала он, разделяя фарисейско-раввинскую веру в бессмертие и воскресение (II: 475), признавал двойственное воскресение (II: 608,602), а потом это изменилось вследствие крушения парусийных ожиданий (II: 375,1069), откуда непосредственное посмертное воскресение (II: 375–6,1069. 598) и бестелесное ублажение–поплатоновски (II: 475. 590. 617–8. 1002,117)· Факультативное бессмертие (I: 571 сл. 579 сл. II: 378,1069. 609–610. 1128. 1155). Хилиазм (II: 377,1069. 608. 1126). Якобы душевность у Павла немыслима без телесности (I: 719 сл., 215. II: 295,790. 376,1069. 687), почему допускаются посмертная телесность (II: 598. 1287) и посмертное эфирное тело (II: 1002,117). Воскресение всеобщее – и грешников (II: 376,1069. 607–8. 1287), а не одних праведников (II: 609). Молитвы за умерших (II: 376,1069)· Суд страшный и воздаяние по делам – по связи с верою (II: 603. 605–6. 697. 703,917. 1001,117. 1272). Павел – юрист II–III в. (II: 978. 1202). παιδον, πας I: 182,36. II: 495. «Пакостник плоти» у Ап. Павла I: 757 сл. Палестина по отношению к воскресению мертвых, которое будет в ней по иуд. понятиям I: 560,259. 596,377. 632,517. 645,560. См. ниже «Святая земля». Памфил муч. I: 677,115. πντως I: 202–3. Панэтий стоик II: 1020. 1062. 1081. 1082. 1085. παρβασις I: 311,135. 314. 315. 321. 323. 735. παρδοσις в мистериях II: 1183.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Митрополия Киевская и Всея Руси Митрополия и патриархия Московская и всея России Киевская метрополия учреждена в 1037 г., с полов. XIII века и всея Русии; в XV веке отделилась от неё Московская; в исх. XVII века обратилась в епархию патриаршества Всероссийского. I. Митрополиты Киевские 1.       Феопемпт , Грек, в 1039. 2.       Иларион хирот., из священ., 1051. 3.       Георгий , Грек, 1071. 4.       Иоанн , Грек, † 1089. 5.       Иоанн , Грек, скопец, прибыл 1090; † 1091. 6.       Ефрем , Грек, 1088–91. Жил в Переяславле. 7.       Николай , Грек, 1098–1101. 8.       Никифор , Грек, прибыл 6 дек. 1104; † в апр. 1121 (Ипат., 8). 9.       Никита , Грек, прибыл 1120; † 19 мая 1126 (Ипат., 10; 1127). 10.       Михаил , Грек, прибыл 1130 (Ипат., 12; 1131); † 1145. 11.       Климент хирот. 26 июля 1147 (Ипат., 29), отлучён 1156 (Ипат., 80. Там же, 85, 92). 12.       Константин , Грек, прибыл 1156 (Ипат., 80); † 1159. 13.        Феодор , Грек, прибыл в авг. 1160 (Ипат., 89); † 1163. Был 10 месяцев только (Ипат., 92). 14.       Иоанн , Грек, прибыл 1164 (Ипат., 92); † 1166. 15.       Константин , Грек, прибыл 1167; † 1177. 16.       Никифор , Грек, в 1182–98 (Ипат., 126, 145, 149, 152). 17.       Матфей , Грек, 1210–14. 18.       Кирилл , Грек, хирот. 6 янв. 1225; † 1233 (Ипат., 167). 19.       Иосиф , Грек, прибыл 1237; убит 1240. II. Mumponoлumы Киевские и всея Руси 20.       Кирилл упом. с 1243 (Ипат., 181, 185), † 7 дек. 1281. 21.       Максим , Грек, прибыл 1283; † 6 дек. 1305. 22.       Пётр, Волынянин , хирот. в 1308; † 20 Дек. 1326. Святой. 23.       Феогност , Грек, прибыл 1328; † мар. 135. Святой. 24.       Алексей хирот. 1354, из еписк. Владимирских; † 12 февр. 1378. Святой. 25.       Роман , митр. Волыно-Литовский, хирот. 1354; † 1362. 1 26.       Киприан , Серб, хирот. 1376; с 1380 в Москве; † 16 сент. 1409. 2 Святой. 27.       Пимен хирот. 1380, из архим. Переяславского Горицкого хитря; † 11 сент. 1389 (Р. Муз., 361). [В 1388 митр-та в Москве не было (Новг., I, 94)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1121 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 81. 1122 Там же. 1123 Там же, д. 3, л. 55. 1124 ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 89 об. 1125 АСЕУ. Послужной список иеромонаха Феогена (Тарана). 1126 Там же. 1127 Там же. 1128 Там же. 1129 Там же. 1130 Там же. 1131 АСЕУ. Свидетельство о награждении иеромонаха Феогена (Тарана) саном игумена. 1132 Рапорт благочинного Глуховского района Александра Дворецкого от 23 марта 1953 г. 1133 АСЕУ. Рапорт архимандрита Тавриона (Батозского) от 24 августа 1957 г. 1134 Там же. Рапорт архимандрита Серафима (Амелина) от 18 июня 1958 г. 1135 Там же. Послужной список игумена Феогена (Тарана). 1136 Там же. 1137 Там же. , 1138 АСЕУ. Указы епископа Сумского и Ахтырского от 3 ноября 1958 г.; от 21 февраля 1959 г. 1139 Там же. Послужной список игумена Феогена (Тарана). 1140 Там же. 1141 ГАСО, ф. Р1815, оп. 3, д. 235, л. 16. 1142 АСЕУ. Письмо члена Хозяйственного управления Московской Патриархии П. Корнилова игумену Феогену (Тарану) от 7 февраля 1959 г. 1143 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 55, л. 86—87. 1144 Там же, л. 88—91. 1145 АСЕУ. Послужной список архимандрита Феогена (Тарана). 1146 Там же. Распоряжение Иоасафа, епископа Сумского и Ахтырского от 20 декабря 1958 г. 1147 ГАСО, ф. Р1815, оп. 3, д. 235, л. 12, 18. 1148 Там же. 1149 Там же, л. 17. 1150 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 53, л. 10—10об. 1151 АСЕУ. Указ управляющего Сумской епархией от 29 июля 1960 г. 1152 Там же. Послужной список игумена Модеста (Гамова). 1153 Там же. Указ управляющего Сумской епархией от 10 марта 1961 года. 1154 АСЕУ. Распоряжение архиепископа Черниговского и Нежинского Андрея от 11 апреля 1961 года. 1155 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 55, л, 67—68. 1156 АСЕУ. Послужной список иеросхимонаха Василия (Морина). 1157 Там же. 1158 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 27. 1159 АСЕУ. Послужной список иеросхимонаха Василия (Морина). В послужных списках настоятели с братией Глинской пустыни за 1918 г. указано, что иеродиакон Вонифатий был перемещен в Глинскую пустынь 19 января 1916 г. (ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 27.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Иоанн Златоуст, Беседы на 1 Послание к Коринфянам, 29,1 — PG 61, 239. 1121 См.: Дионисий Ареопагит, О божественных именах 1, 3 — PG 3, 592 С; 2, 4 — 640D–641C. 1122 1 Кор. 14:14. 1123 Иоанн Златоуст, Беседы на 1 Послание к Коринфянам, 35, 3 — PG 61, 300. 1124 1 Кор. 14:15. 1125 1 Кор. 14:16. 1126 1 Кор. 14:17. 1127 Иоанн Златоуст, Беседы на 1 Послание к Коринфянам, 35, 3 — PG 61, 300D. 1128 1 Кор. 12:7. 1129 Василий Великий, О Святом Духе, 24, 57 — Bruche 218/PG 32,173А. 1130 Деян. 1, 8. 1131 Василий Великий, О Святом Духе, 24, 57 — Bruche 218/PG 32, 173В. 1132 Рим. 8:2. 1133 Тит. 3:5; Гал. 6:15. 1134 2 Кор. 5:17. 1135 Ин. 20:23. 1136 Иез. 36:26; Ср.: 11:19. 1137 Числ. 11:29. 1138 1 Кор. 12:1. 1139 Рим. 8:9. 1140 1 Сол. 4:8. 1141 Афанасий Александрийский, Письмо 1 к Серапиону, 25 — PG 26, 589А. 1142 Никео–Цареградский Символ веры. 1143 Мф. 28:19. 1144 Евр. 6:4. 1145 Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 9, 3 — PG 3, 260D. 1146 Исх. 33:20. 1147 Иер. 23:18. См.: выше примечание к параграфу 8. 1148 Григорий Богослов, Слово 28, 19 — Barbel 100/PG 36, 52В. 1149 Иоил. 3:1. 1150 Лк. 11:20. 1151 Мф. 12: 28. 1152 См.: Василий Великий (псевдэпиграф), Против Евномия 5 — PG 29, 716С. 1153 Мф. 11:9. 1154 Ин. 3: 34–35. 1155 1 Ин. 4:13. 1156 Ин. 1: 16. 1157 Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Иоанна, 30, 2 — PG 59, 174. 1158 2 Кор. 1:22. 1159 Иоанн Златоуст, Толкование на 44–й псалом, 2–3 — PG 55,186. 1160 Василий Великий, О Святом Духе 9, 22 — Bruche, 146/PG 32, 108С. 1161 Евр. 2:4. 1162 См.: 1 Кор. 12:8–11. Слов «τιαρ το ατο Πνεματος» в тексте Послания нет, а выражениям «κατ τ ατ Πνεμα» и «ν τω ατ Πνεματι» в Славянской Библии соответствует одно и то же «о Томже Дусе». 1163 1 Кор. 14:16. 1164 Иоанн Златоуст, Беседы на 1–е Послание к Коринфянам, 35, 3 — PG 61, 300. 1165 Там же, 29,1 — PG 61, 239. 1166 Возможно переводить и активным залогом: «действует божественно». 1167 1 Кор. 6:16–17. 1168 См.: выше примечание к параграфу 57. 1169 Ис. 42:5. 1170 Пс. 46:10. 1171

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010