Мы будем говорить об экономах далее, при рассмотрении 26 правила Халкидонского Собора. Отметим, что в правиле 2 глагол χειροτονε ν употребляется в отношении возведения во все степени клира. В других древних текстах в качестве его синонима употребляется глагол χειροθετεν 1099 . Вообще говоря, в этимологическом отношении их значение весьма близко, и лишь совершенно условно позднее стало постепенно проводиться различие между хиротесией, возложением рук при поставлении на низшие церковные должности, и хиротонией, сакраментальным действием при поставлении в степени священства (диаконство, пресвитерство, епископство). В связи с этим следует вспомнить, что на Востоке возложение рук используется при поставлении во все степени клира, тогда как на Западе оно ограничивается лишь поставлением в священный сан 1100 . В комментарии к этому правилу Зонара заявляет, что епископы, пресвитеры, диаконы и иподиаконы получают хиротонию, тогда как поставляемые на степень церковнослужителя – хиротесию 1101 . Вальсамон, однако, не пользуется этим термином, а говорит об этом, употребляя глагол σφραγζειν [запечатлевать], означающий в данном случае крестообразное пострижение главы у поставляемого 1102 . У Симеона Солунского проводится четкое разграничение терминологии между хиротониями, совершаемыми в алтаре ( εντς του βματος), и хиротесиями, совершаемыми вне его (. ξω του βματος) 1103 . Хотя эта терминологическая дифференциация стала обычной в каноническом праве и действительно соответствует различию в самой природе сообщаемых степеней, следует констатировать, что литургическая терминология не соответствует точности разграничения, проводимого богословием 1104 . Но если отцы Халкидонского Собора используют глагол χειροτονειν в отношении всех степеней клира, они ограничивают сферу его употребления именно этой областью. Для обозначения вступления в должности, не имеющие отношения собственно к клиру, употребляется глагол προβλλειν [производить]. Соответственно это различие продолжается далее в тексте употреблением существительных χειροτονα и προβολ. Степень клира обозначается словом αξα [достоинство], тогда как должность, в которую только «производят», обозначена как φρντισμα [занятие, пост]. Все люди, состоящие на службе Церкви, входят в «чин», или «канон» ( του καννος). Значение этого термина здесь шире, чем в употреблении отцов Никейского Собора, которые считали, что лишь клирики были εν τω καννι εξεταζμενοι [причислены к клиру] 1105 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Личности не сливаются при этом, а общая человеческая природа служит средством их единения. Посредством таинств, особенно святой Евхаристии, Богочеловек одновременно становится содержани­ем и нашего «я». «Воплощение от Святой Девы представляется фактом, из которого проистекает и разрастается непрестанное воплощение Сына Божия в душах верных и святых». 1092 Нетварная энергия «постепенно проникает содержание», т. е. природу, человеческой личности, и «становится ее приро­дой – естественно и пренасыщенно 1093 ». 1094 Именно этот обоюдосторонний процесс открытия навстречу друг другу личностей христианина и Христа подразумевается в словах архим. Иустина о «личном со-воплощении Богочеловеку Христу», «срастании» и «привитии» нашей личности и всего ее содержания Богочеловеку. 1095 «Все Его стало нашим, лично моим и лично твоим», 1096 но, одновременно, «нет у тебя ничего собственного… и ты не свой, а Христов, и лишь че­рез Него свой для самого себя». 1097 При этом, подчеркнем еще раз, человек остается самостоятельной свободной личностью, хотя всем существом пребывает во Христе. «Точно так же и Господь обитает в человеке, не теряя ничего от полноты Своей Богочеловеческой Личности». 1098 «И так же, как Он имеет нас в Себе, так и мы имеем Его в нас», будучи «сотелесниками» 1099 Христа, 1100 одновременно «органически и лично» 1101 общаясь с Его Личностью. Так, посредством ипостасно-природного, кафолического общения человека и Бога, осуществляется «преображение челове­ческого лично-соборного и космического бытия». 1102 Горизонтальный аспект кафоличности включает в себя единство людей между собой и с тварным миром. «В мистическую ткань личности Адама» (понятие «ткань личности» есть синоним ее природы и энергий) «введены не только все люди, но и вся тварь». Личность человека есть некий фокус бытия мира, проводник нетварных энергий в мир: «от него зависит и жизнь, и смерть всех тварей» 1103 . Христианин «становится кафоличным (всецелым) обиталищем, и домом, и храмом Божиим». 1104 Нравственность и любовь Нравственность и высшее ее проявление – любовь – являются также, согласно сербским мыслителям, свойствами личного бытия человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

20: путники пешие), в Евангелии ватик. библ. 1156 (под 26 Дек.) и 115 нац. библ. (л. 26: без спутника), на таблетке в галерее Мазарини 263 и др. Падающие идолы, конечно, опускаются; олицетворение Египта заменяется олицетворением Назарета; но ни эти опущения, ни эти замены, ни другие мелкие изменения деталей не мешают признать близкое родство этих композиций по их основным чертам. Византийскую схему бегства в Египет повторяют многие из памятников западных: фреска в церкви Урбана в Риме 1101 (Богоматерь с Младенцем едет на осле, позади Иосиф, впереди юноша входит в ворота города), серебряный рельеф в Читта ди Кастелло 1102 , пизанские 1103 , новгородские 1104  и беневентские врата (Богоматерь на осле, Иосиф несет Младенца на плечах, юноша сзади погоняет осла); недалеко от Византии стоят также два эмалевых ящика XIII в. – один в музее Клюни 4497), другой в Ватикане 1105  и даже барельеф с падающими идолами в хоре парижского собора Богоматери. Но, конечно, большая часть этих памятников начиная с XI-XII вв. допускает новшества, неизвестные в Византии: на таблетке из собрания Базилевского в Эрмитаже путников сопровождает женщина в нимбе, принадлежащая, вероятно, к семье Иосифа и, может быть, означающая ту самую отроковицу, о которой говорится в Евангелии псевдо-Матфея. Фреска Джотто в церкви Франциска в Ассизи дышит византийским величием, хотя и допускает некоторые нововведения в композиции и оживление византийской схемы: гористый ландшафт с пальмой и другими деревьями; в отдалении видны с одной стороны Египет, с другой – Вифлеем в виде двух крепостей с башнями. Богоматерь – красивая женщина в нимбе, с Младенцем на руках, едет на осле, которого ведет старец Иосиф с традиционным посохом и пожитками; он любовно смотрит на св. путников. Позади юноша, погоняет осла, и женщина, одетая в тунику; в руке ее посох, на голове род тюрбана. Два ангела-хранителя летят над путниками. Произведение симпатичное и по замыслу, и по красоте форм. На капители в церкви Св. Трофима в Арле руководителем св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Согласно Скарге, уния помогла бы преодолеть грубость, невежество и неотесанность духовенства 1102 . Введение целибата должно было стать решающим средством в преобразовании жизни и деятельности украинско-белорусского духовенства, сделать его носителем переустройства всей церкви 1103 . Равным образом отказ от церковно-славянского языка для Скарги – не самоцель, а средство приобщить духовенство и через него мирян к латиноязычной европейской культуре, перестроить всю систему образования 1104 . л) условия унии По мнению Скарги, уния возможна на трех условиях: чтобы митрополит подчинился бы папе римскому и от него получал бы поставление; чтобы люди греческой веры во всех вопросах веры соглашались бы с Римом; чтобы духовенство во всем признало бы верховную власть римской столицы 1105 . Как стало ясно позже, в годы выработки условий унии православным духовенством и светскими лицами православные готовы были пойти на исполнение лишь первого пункта, стремясь во всем остальном сохранить максимальную самостоятельность. Строго говоря, изложенные Скаргой представления неправильно называть концепцией или программой унии. Речь шла, по сути, не об унии, а об инкорпорации православной церкви в систему римско-католических церковных институтов с предоставлением православным только одной уступки – права не менять обряд. Этого не замечают многие историки. В частности, К. Ходыницкий уклончиво пишет, что в книге Скарги содержится «программа объединения церквей, кардинальным принципом которой было объединение церквей на основе единства веры и признания власти папы» 1106 . Говоря об отношении Скарги к православным, К. Ходыницкий стремился представить Скаргу в возможно более мягком свете 1107 . Он справедливо подчеркивает, что Скарга отличался от других католиков тем, что не ставил целью распространить унию на Россию и совершенно исключал из расчетов Константинополь 1108 . И тем не менее книга Скарги получила одобрение католических лидеров. Поссевино отозвался о ней с похвалой и рекомендовал использовать при обращении православных в католицизм; Ст.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

1102 ...Deum cum in principio hominem fecisset, eum sensibus integris et naturae congruentibus in paradiso collocasse. Verum postea quam audivit Ulum a quo deceptus fuit, omnes ejus sensus in habitum naturae contrarium conversi sunt. Авва Исаия Oratio II, I. T. XL, col. 1107C. 1103 По словам Св. Григория Нисского , «теперь все почти человеческое естество бдительно для одного вещественного, к этому направлено все его старание, усердие. это составляет предмет и памятование и надежды». De oratione Dominica. Or. I. T. XLIV, col. 1125C. Некоторым преувеличением звучат в сущности верные слова проф. Б. И. Несмелова «Наука о человеке». T. I, стр. 254: «отношение человека к внешнему миру в сфере наличной жизни всецело определяются физической природой человека: и чувство живет только переживанием органических состояний, и мысль работает только над культурным преобразованием внешнего мира в интересах физического довольства жизни, и все без исключения желания человека направляются только к охранению и развитию этого довольства, словом – вся душевная жизнь человека находится в полном подчинении его физическому организму, а потому и вся практика человеческой жизни необходимо носит физический характер и выражается физическим содержанием». 1105 Быт.6:3 . – Уже тотчас после грехопадение сказалось в людях это расстройство стремлений и потребностей их природы, обнаружилась получившая в ней преобладание чувственности. Их «высота» стала служить для них поводом к смущению, стыду ( Быт.3:7 ), что указывает на ослабление в них разума и силы воли, управляющих половыми инстинктами и сдерживающих их. Ср. Бл. Августин. De civitate Dei. L. XIV, c. XVII, col. 423. 1106 Cp. Бл. Августин. De civitate Dei. L. XIV, c. llf, col. 406: «думающие, что всякое зло души происходит от тела, заблуждаются. Ибо повреждение тела, которое отягощает душу, было не причиною первого греха, а наказанием. Не плоть тленная сделала душу грешницею, а грешница душа сделала плоть тленною». (Veramtamen qui omnia animae mala ex corpore putant accidisse, in errore sunt... Nam corruptio corporis, quae aggravat animam, non peccati primi est causa, sed poena; necraro corruptibilis animam peccatricem, sed anima peccatrix fecit esse corruptibilem carnem). Cp. E. Феофан. Толков. первых восьми гл. Посл. Римл. ( Рим.7:18 ), стр. 433: «душа и плоть, как твари Божии, добры; но вследствие падения стали седалищем всего недоброго». Ср. ibid. (I, 24), стр. 106.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Непреложная истина это та, в которой предельно сильное утверждение соединено с предельно же сильным отрицанием, т. е. предельное противоречие. Оно непреложно, ибо уже включает в себя крайнее отрицание и поэтому все то, что можно было бы возразить против непреложной истины, будет слабее этого, в ней содержащегося ее отрицания. Предмет, соответствующий этой последней антиномии, и есть, очевидно, истинная реальность и реальная истина. Этот предмет, источник бытия и смысла, воспринимается опытом. Отрицая отвлеченную логичность мысли, Флоренский видит ценность мысли в ее конкретном явлении, как раскрытии личности». Перед нами образец уклончивости, терминологической туманности, требующих повсеместных вопросительных знаков, 1102 манерности, 1103 а главное, лукавства, доходящего до явной насмешки над читателем, т. е. тех самых черт, которые автор приписывал своему антиподу Канту, что убеждает во всесильности закона, по которому избранному идеологическому противнику навязывается собственный образ. И когда, подводя «итоги» всему новоевропейскому «укладу мышления», этому «нетрудовому миропониманию» современной науки, Флоренский пишет, что «безответственный мыслитель» «изобретает», а не «обретает», что он может «воображать себе все что угодно, приписывая любой характеристике любое число нулей», что его «бесчеловечная субъективность, по какому-то странному недоразумению себя объявляющая объективностью (себя!), вносит в мыслителя раздвоенность сознания...», 1104 и т. д., то на самом деле он довольна точно описывает свое бесконтрольное воображение, свою непререкаемую субъективность, свою глубинную раздвоенность... Однако насколько непроизвольна эта самопроекция на «образ врага», ручаться трудно. «История Машкина» не исключает и того, что здесь загадана дразнящая загадка, брошен парадоксальный вызов читателю: разгадать в обличениях по адресу кенигсбергского философа криптограмму, скрывающую облик автора – Флоренского. При всей таинственности «гения», 1105 самое таинственное то, что происходит на «полюсе вкуса» (воспользуемся кантовской терминологией).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

На предложение наследников Лопухина Глубоковский дал ответ месяц спустя, после консультаций с коллегами по духовной школе. Согласившись принять на себя редактирование Энциклопедии, он категорически отказался от «Странника». Пожалуй, только два человека отрицательно отнеслись к его решению стать редактором ПБЭ – учитель Глубоковского по МДА, а затем профессор Московского университета А. П. Лебедев и профессор КазДА М. И. Богословский . «Любезнейший Николай Никанорович, – писал последний, – Вы решаетесь для «Странника» заменить Лопухина в критическую минуту. Если бы имел право, то сказал бы: нет Вам моего благословения на это дело. Ревнуйте дарований больших ( 1Кор. 12:21 ст.). Сейчас Вы преследуете профессиональные интересы, а тогда они отойдут на задний план, и кроме того изнурение, изнурение и изнурение. Берегите себя как имение и собственность И. Христа» 1102 . В том же духе писал и А. П. Лебедев , пугая вступлением «на скользкий путь разных неврастений и несварений» 1103 . Но большинство коллег и знакомых выражали радость и удовлетворение по поводу перехода издания «в верные надежные руки». «В свое время я был глубоко обрадован, узнав, что дело столь важное и серьезное перешло в ведение и под руководство поистине славного и знаменитого нашего богослова», – писал Глубоковскому профессор КДА протоиерей Ф. И. Титов 1104 . «Приятно было мне узнать, – писал профессор Харьковского университета протоиерей Т. И. Буткевич , – что издание богословской энциклопедии попало в Ваши надежные руки; но берегите свои силы и здоровье. Покойного А. П. Лопухина в Харькове оплакивают все интересующиеся богословскою наукою и литературой» 1105 . Директор Ватиканской библиотеки Аурелио Пальмиери, установлению контактов которого с русскими богословами Глубоковский весьма способствовал, высказывая свое удовлетворение по поводу того, что Глубоковский стал «директором» ПБЭ, отзывался о нем: «Эрудия, богатая эрудия» 1106 . 3 октября 1904 г. Глубоковский подает прошение на имя митрополита С.-Петербургского Антония (Вадковского) : «Уступая авторитетным советам уважаемых лиц, я согласился поддержать это высокополезное издание в трудное для него время и прошу исходатайствовать мне утверждение в звании редактора «Православной богословской энциклопедии».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Вторым по времени распространения и по численности районом старообрядческого заселения был русский север – Олонецкая, Архангельская и Вологодская губернии, где, начиная с 1670-х гг., представители радикального, беспоповского раскола развили сильную пропаганду. Здесь же в начале XVIII века находился важный центр раскольничьего образования, пропаганды и координации сил – Выговское общежитие, организованное Андреем Денисовым. Правительственные статистические сведения об этом районе особенно противоречивы. Некоторые сведения показывали, что в 1850–1860 гг. на весь Север было всего лишь 15 000–16 000 раскольников 1098 . С другой стороны, в тех же самых книгах говорится, что раскол целиком охватил многие из этих районов. Дело заключалось в том, что это были районы распространения беспоповщины, не имевшей ни священников, ни постоянных, внешне напоминающих православные церкви, храмов, и поэтому там сторонники старой веры обращали на себя гораздо меньше внимания администрации, чем в более южных поповских областях. Кроме того, отсутствие священников в ряде деревень не позволяло произвести сколько-нибудь правильный подсчет старообрядчества. Тот же Н. Варадинов, приводящий в своей книге упомянутые выше цифры, указывает, что в Вологодской губернии из 650 000 жителей 202 000, то есть почти треть, не бывает на исповеди, что обычно случалось только с раскольниками, так как исповедь была обязательна для всех православных и число исповедующихся контролировалось правительством 1099 . Далее, тот же Варадинов отмечает, что население побережья Белого моря и Олонецких озер почти целиком принадлежит к расколу и что раскольничьи скиты, часовни и поселения разбросаны по всему краю 1100 . Даже нерусское население Севера – зыряне Архангельской и Вологодской губерний и карелы Олонецкой – в значительной степени придерживалось раскола, что уже указывало на его силу 1101 . Епископ Олонецкий Аркадий в 1858 г. писал, что православных в олонецком крае почти нет и что церкви пустуют 1102 , а более аккуратные правительственные статистики полагали, что в Олонецкой губернии " официальных» и полуофициальных раскольников не менее 18 197, а вовсе не 3850 человек 1103 , как это отмечали епархиальные власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010