Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР ГРОССОЛАН [Хрисолан; лат. Grossolanus, Grosulanus; греч. Χρυσολνος] (не позже 1068, Ломбардия, Италия - авг. 1117, Рим), еп. Савоны (Италия; с 1098 или 1100), архиеп. Милана (1102-1113), богослов, участник полемики между Римско-католической и Восточными Церквами. П. Г. родом из Ломбардии. Высказывавшееся ранее мнение о его происхождении из Калабрии основано только на том, что он знал греч. язык. Его имя, Петр, известно лишь из греч. источников, в то время как в латинских он упоминается лишь как Гроссолан или Гросулан. П. Г. возглавлял общину регулярных каноников ц. св. Марии, святых Петра и Павла и св. Николая в Феррании. Весной 1098 г. по предложению легатов Миланского архиеп. Ансельма П. Г. был избран епископом Савоны и назначен викарием Ансельма. Разные данные позволяют полагать, что его епископское рукоположение состоялось лишь в нач. 1100 г. После отправления архиеп. Ансельма в крестовый поход в сент. 1100 г. П. Г. стал фактическим правителем Миланской архиепископии. Когда в 1102 г. в город пришло известие о кончине Ансельма, на его место был избран П. Г. В Милане существовала оппозиция кандидатуре П. Г., и по предложению свящ. Липранда в Рим была отправлена делегация с призывом отложить подтверждение избрания П. Г., она не имела успеха, и отправленный папой кард. Бернард вручил П. Г. паллий в знак его признания архиепископом. Согласно хронисту Ландульфу Младшему, если до своего назначения архиепископом П. Г. ходил в лохмотьях, то после этого стал наслаждаться яствами и дорогой одеждой (MGH. SS. Vol. 20. P. 23-24). Вскоре свящ. Липранд обвинил П. Г. в симонии. Когда П. Г. на провинциальном Соборе весной 1103 г. отлучил от Церкви своих противников, папа Пасхалий II отменил это решение. 25 марта 1103 г. Липранд прошел без вреда через ордалию (испытание огнем), после чего П. Г. отправился в Рим, где был с почетом принят папой. На Римском Соборе в марте 1105 г. П. Г. был признан невиновным в принуждении к ордалии, но после его возвращения в Милан городские власти не дали ему распоряжаться архиепископскими замками и дворцом.

http://pravenc.ru/text/2580380.html

IV. Западно-русская церковная уния 1) Внутреннее устройство униатской церкви и отношение ее к латинству 1102 В представленных папе условиях соединения (унии) западно-русской церкви с латинской, епископы Поцей и Терлецкий, соглашаясь признать главенство папы, требовали, чтобы оставлены были неприкосновенными восточные обряды и догматы в западно-русской церкви, и чтобы униатов не принуждали к обрядам, совершаемым римлянами. Но, в произнесенном пред папой исповедании веры, те же епископы уже признают исхождение Св. Духа и от Сына, для евхаристии принимают без различия хлеб квасный и пресный, признают чистилище и действительность индульгенций, принимают постановления флорентинского и тридентского соборов. Вслед за выбытием западно-русских епископов из Рима, папа буллою Benedictus sit Pastor поручает митрополиту Рагозе созвать на областной собор всех епископов, дабы каждый отдельно в открытом собрании произнес исповедание веры в той форме, как сделали это два епископа, бывшие в Риме. Таким образом уния, на которую соглашались западно-русские епископы, совершенно заменена другой, предложенной папой в исповедании веры. Последняя была уже весьма близка к латинству. Самое оставление восточных обрядов допускалось только в такой мере, в какой они не противны учению католической Веры и не исключают общения с римской церковью. 1103 Вскоре после того, особой привиллегией, папа дал митрополиту право дважды в один день совершать литургию, надевать в случае нужды светскую одежду, отчитывать розарий, когда не мог совершать божественной службы. – Очевидно, Рим давал унии свою программу. Но осуществлеше этой программы сначала встретило страшное противодействие в западно-русском народе, привыкшем к всей праотеческой вере. Униаты посылали в Рим жалобу за жалобой на презрение русских к унии. Но так как унию принимало и поддерживало правительство, то, несмотря на страшную борьбу, она мало по малу вошла в силу. Занявший митрополичью кафедру после Рагозы, Поцей занят был, во все время своего правления, так сказать, внешней борьбой за признание своих прав и, по раздвоенности-ли убеждений, или по опасению, не вводил во внутреннюю жизнь церкви ничего нового.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Назарет. Храм Благовещения Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 6 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 Главизна (начало) христианских праздников — Благовещение Пресвятой Богородицы настолько чтился в России, что, по народной поговорке, в этот день даже “птица не вьет себе гнезда”. “Какова погода на Благовещение, такова будет она и в Светлое Христово Воскресение”, — говорили русские верующие, празднуя Благовещение и связывая этот день с еще более радостным “празд­ником праздников” — Пасхой Христовой. Две тысячи лет отделяет нас от того времени, когда впервые была возвещена благая весть о Боговоплощении. Уже в глубокой древности хрис­тиане стали отмечать это событие, причем первоначально праздник носил разные названия: “Зачатие Христа”, “Начало искупления”, “Благовещение о Христе”, “Благовеще­ние Ангела Марии”. Ныне принятое название праздника — “Благовещение Пресвятой Богородицы” окончательно утвердилось в хрис­тианской Церкви в VII веке 1 . Как все дома того времени в Палестине, дом плотника Иосифа в Назарете — это естественная пещера в толще скалы, приспособленная для жилья. “Таким домом, как полагают, был и тот, в котором жила Приснодева Мария по Своем обручении со старцем Иосифом, — писал один из палестиноведов в конце XIX в. — Домов этих не осталось, но сохранились те вертепы, к которым эти жилища были пристроены, и эти-то пещеры, обращенные в христианские храмы, составляют и вечно будут составлять предмет поклонения для всех христиан” 2 . Участники первого крестового похода (1096–1099 гг.) нашли Назарет в полном упадке. “Город Назарет совер­шенно разорен и опустошен сарацинами; но, тем не менее, весьма прекрасный монастырь указывает на место Благовещения Господня” 3 , — сообщал англо­саксонский паломник Зевульф в записках, относящихся к 1102–1103 гг. Восстановлением базилики Благовещения занялся знаменитый рыцарь Танкред (†1112 г.). Возрожденный храм стал считаться соборным. В Назарет была перенесена митрополия из Скифополя (Вефсан), и католический епископ основал свою резиденцию в монастыре при храме Благовещения 4 .

http://pravmir.ru/nazaret-hram-blagovesh...

Скачать epub pdf Главизна (начало) христианских праздников – Благовещение Пресвятой Богородицы настолько чтился в России, что, по народной поговорке, в этот день даже «птица не вьет себе гнезда». «Какова погода на Благовещение, такова будет она и в Светлое Христово Воскресение», – говорили русские верующие, празднуя Благовещение и связывая этот день с еще более радостным «праздником праздников» – Пасхой Христовой. Две тысячи лет отделяет нас от того времени, когда впервые была возвещена благая весть о Боговоплощении. Уже в глубокой древности христиане стали отмечать это событие, причем первоначально праздник носил разные названия: «Зачатие Христа», «Начало искупления», «Благовещение о Христе», «Благовещение Ангела Марии». Ныне принятое название праздника – «Благовещение Пресвятой Богородицы» окончательно утвердилось в христианской Церкви в VII веке 1 . Как все дома того времени в Палестине, дом плотника Иосифа в Назарете – это естественная пещера в толще скалы, приспособленная для жилья. «Таким домом, как полагают, был и тот, в котором жила Приснодева Мария по Своем обручении со старцем Иосифом, – писал один из палестиноведов в конце XIX в. – Домов этих не осталось, но сохранились те вертепы, к которым эти жилища были пристроены, и эти-то пещеры, обращенные в христианские храмы, составляют и вечно будут составлять предмет поклонения для всех христиан» 2 . Участники первого крестового похода (1096–1099 гг.) нашли Назарет в полном упадке. «Город Назарет совершенно разорен и опустошен сарацинами; но, тем не менее, весьма прекрасный монастырь указывает на место Благовещения Господня» 3 , – сообщал англосаксонский паломник Зевульф в записках, относящихся к 1102–1103 гг. Восстановлением базилики Благовещения занялся знаменитый рыцарь Танкред (†1112 г.). Возрожденный храм стал считаться соборным. В Назарет была перенесена митрополия из Скифополя (Вефсан), и католический епископ основал свою резиденцию в монастыре при храме Благовещения 4 . Дальнейшая судьба Назарета была печальной: в 1187 г. город перешел под власть мусульманского военачальника Салах-ад-Дина (Саладина); в 1229 г. крестоносцы освободили Назарет, но в 1263 г. он подвергся новому разорению. Войска египетского султана Бибарса ворвались в Назарет с приказом всем жителям принять ислам : за отказ мужественные христиане были умерщвлены, а храмы уничтожены. Поэтому особую ценность представляет описание назаретских святынь, составленное «игуменом земли Русской» Даниилом, который посетил Палестину в 1104–1107 гг., то есть во время господства крестоносцев в Святой Земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Часть VI. О праздниках 1099. Какие самые большие праздники Православной Церкви? Самые большие праздники Православной Церкви: 1. Воскресение Христово или Святая Пасха, 2. Двунадесятые праздники. Восемь из них называются Господними и посвящены земной жизни Христа и его служению, а четыре – посвящены Пресвятой Богородице и называются богородичными. 1100. Какие из двунадесятых праздников Господние? Следующие из двунадесятых праздников являются Господними: 1. Рождество Христово (25 декабря). 2. Сретение Господне (2 февраля). 3. Крещение Господне или Богоявление (6 января). 4. Преображение Господне (6 августа). 5. Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи). 6. Вознесение Господне на небо (на сороковой день по Воскресении). 7. Сошествие Святого Духа на апостолов и Пятидесятница, а одновременно и праздник Пресвятой Троицы (на пятидесятый день по Воскресении). 8. Воздвижение Честного и Животворящего Креста (14 сентября). 1101. На какой день приходится Пасха или Светлое Христово Воскресение? Светлое Христово Воскресение бывает в первое воскресенье после весеннего полнолуния, а так как полнолуние каждый год не бывает в один и тот же день, то и пасхальное воскресенье приходится в разные дни, в первом или во втором весеннем месяце. 1102. Кто установил, чтобы Светлое Христово Воскресение праздновалось в первую неделю после весеннего полнолуния? Празднование Воскресения Христова в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния было установлено на первом Вселенском Соборе, в 325-м году по Р. X. 1103. Когда празднуется Воскресение Христово? Воскресение Христово празднуется в наших странах вечером в субботу перед пасхальным воскресеньем, иногда в полночь с субботы на пасхальное воскресенье, а иногда рано утром перед рассветом в пасхальное воскресенье. 1104. Чем начинается празднование Воскресения Христова? Празднование Воскресения Христова начинается крестным ходом вокруг церкви. 1105. Что поют при крестном ходе? При крестном ходе поют торжественную песнь «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

10. Просвещение, литература, наука и искусство в эпоху Палеологов В то время как империя Палеологов в политическом и экономическом отношении переживала критические времена, уступая шаг за шагом перед османскими турками, уменьшаясь постепенно в размерах и будучи, наконец, ограничена Константинополем с его ближайшими окрестностями и Мореей, казалось бы, для какой-либо культурной работы не могло быть ни места, ни времени, ни подходящих условий. Однако, в действительности гибнущее государство XIV и XV веков и, по преимуществу, Константинополь являлись центром живой и высокой культуры, умственной и художественной. Как в былые лучшие времена империи, константинопольские школы процветали, и молодые люди приезжали туда учиться не только из далеких греческих областей, – таких, как Спарта и Трапезунд, но даже из Италии, где в эти века творилась великая работа Возрождения. Философы во главе с Гемистом Плифоном толковали Аристотеля и Платона. Риторы и филологи, изучавшие лучшие образцы античной древности и стремившиеся по языку приблизиться к классическим писателям, собирали вокруг своих кафедр восторженную толпу слушателей и учеников и представляли собой по деятельности и интересам разительную аналогию с итальянскими гуманистами. Целый ряд историков запечатлели в своих трудах последние судьбы империи. Повышенно напряженная церковная жизнь с исихастским движением, с постоянным спором об унии с Римской церковью оставила также весьма заметный след в области литературы догматической, аскетической, мистической и полемической. Оживление заметно и в поэзии, как в высокой, так и в народной. Наконец, это литературное возрождение сопровождалось и возрождением художественным, оставившим нам памятники высокой ценности. Помимо Константинополя, Мистра-Спарта отличалась высоким уровнем культурной жизни. 1100 Четырнадцатое столетие было также Золотым Веком для искусства и литературы в Фессалонике (Салонике). 1101 Одним словом, в минуты политической и экономической гибели эллинизм как бы собирал все свои силы, чтобы показать живучесть вечной культурной классической идеи и этим самым создать надежду на будущее эллинское возрождение XIX века. “Накануне всеобщего падения, – по словам историка, – вся Эллада собирала умственную энергию, чтобы засветиться последним блеском.” 1102 1103

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Люсьен Реньё Глава четырнадцатая. Ангелы и бесы Нам, находящимся под сильным влиянием сциентизма и позитивизма, едва ли возможно адекватно понять представления Отцов пустыни о связи между двумя мирами – видимым и невидимым. Для нас эти два мира абсолютно различны и разделены, и только мир видимый обладает объективностью, тогда как другой является неизвестным и непознаваемым пространством, которое мы населяем различными фантазмами и иллюзиями. Но для древних египтян именно этот, второй мир и был подлинной реальностью. Мир видимый – явление скоротечное и по большей части эфемерное. Если же выразиться точнее, то эти два мира так тесно переплетены между собой, что разделить их просто невозможно. Между ними не существует четких границ, нет никакой пропасти, никакого барьера. Связь и взаимный обмен между двумя этими пространствами продолжаются и в более позднее время, поэтому отшельник пустыни не был сильно удивлен, когда подле него появлялся ангел или бес. Ангелы и демоны составляли часть его вселенной, часть горизонта его бытия. Тот факт, что эти существа в определенные моменты становились видимы, не меняло ровным счетом ничего в мире повседневной реальности Отцов пустыни. Ангелы многочисленнее бесов Если в качестве критерия истины взять рассказ о видении из одной апофтегмы про авву Моисея Мурина, то можно утверждать, что ангелов, без сомнения, намного больше, чем падших духов. Однажды, когда этот бывший разбойник был терзаем жестокими искушениями, авва Исидор, чтобы ободрить его, поднялся вместе с ним на крышу кельи. Посмотрев на запад, они увидели несметную толпу демонов, которые метались повсюду. Но затем авва Исидор повернул Моисея на восток, где стояло множество ангелов, посланных Господом для спасения людей. Числом они намного превышали толпу бесов 1100 . Однако следует признать тот факт, что о прекрасных ангелах нам сообщают намного меньше. Отцы-пустынники, по своему смирению, имели гораздо меньше желания рассказывать об ангельских явлениях, чем об искушениях бесов. Ведь последнее не было ни знаком совершенства, ни указанием на монашескую доблесть – а визиты ангелов могли оцениваться именно так. Антония Великого нельзя представить себе без нескольких бесов, постоянно окружающих его. Но часто ли он предстает перед нами в окружении ангельском? Его Житие подробно рассказывает о всех искушениях, претерпеваемых им от дьявола, но в то же время упоминает только один раз о тех обстоятельствах, при которых он созерцал ангелов, спешащих к нему на помощь в борьбе с духами тьмы 1101 . Но по тому, каким образом святой Антоний говорит о тех знаках, в которых можно увидеть явления ангелов, мы понимаем, что он говорит о собственном духовном опыте 1102 . Вполне очевидно, что ангелы часто его посещали. Алфавитная коллекция апофтегм открывается рассказом, в котором мы находим ангела, пришедшего ободрить Антония, впавшего в уныние 1103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гедеон I, епископ Смоленский и Дорогобужский (Вишневский) Родился на Украине в дворянской семье. Обучался в Киевской духовной академии до философского класса, затем уехал за границу и учился в Вильне, Ковне и Львове, где от иезуитов получил степень доктора философии. Вернувшись на родину, был учителем риторики и пиитики в Киевской духовной академии. В 1712 году преподавал риторику в частном доме. С 1714 года – преподаватель философии в Московской духовной академии. С 1718 года – префект академии. В 1723 году назначен ректором Московской духовной академии и архимандритом Заиконоспасского монастыря. 19 июня 1723 года хиротонисан во епископа Смоленского. В Смоленске он открыл духовную семинарию. Скончался 2 февраля 1761 года. Погребен в Смоленском Успенском соборе. Жизнь преосвященного Гедеона ознаменовалась борьбой и полемикой с архиепископом Феофаном (Прокоповичем) , которая чуть не привела к гибели Гедеона. Архиепископ Феофан (Прокопович) , в царствование императрицы Анны Иоанновны будучи вершителем церковных дел, сумел низложить всех своих противников. Он предложил и епископу Гедеону оставить епархию, но получил смелый ответ: «Пою Богу моему дóндеже есмь». Преосвященный Гедеон отличался энергией, справедливостью и стойкостью в защите интересов духовенства, хотя был очень строг и взыскателен как к духовенству, так и к пастве. За пьянство он наказывал плетьми. Епископ Гедеон был хороший администратор. Он заботился об обучении детей и строил новые школы в разных городах своей епархии. При строгости келейной жизни преосвященный Гедеон имел обыкновение во внешности показывать свое превосходство и важность. Архиепископ Тверской и Кашинский Феофилакт (Лопатинский), не менее авторитетный, чем архиепископ Феофан (Прокопович) , в оценке богословской учености признавал преосвященного Гедеона «совершенным философом и богословом». Литература: Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. – СПб., 1868. – С. 33–43, 705. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 4. – С. 1102–1103.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Финансирование первого этапа составит 2,5 млн. евро. Эти средства предоставят Кипрская Архиепископия, Евросоюз, правительство США, Программа развития ООН и сами верующие. 31 января. ПРАВМИР. Кипрская Православная Церковь и Программа развития ООН 31 января подписали соглашение о восстановлении монастыря апостола св. Андрея Первозванного на полуострове Карпасия (оккупированная турками территория Северного Кипра). Греческое агентство церковных новостей «Ромфея» назвало подписанный документ историческим, сообщает Седмица.RU . План реставрации разработан университетом греческого города Патры. Он будет осуществлен в три этапа. Финансирование первого этапа составит 2,5 млн. евро. Эти средства предоставят Кипрская Архиепископия, Евросоюз, правительство США, Программа развития ООН и сами верующие. Монастырь построен на месте, где, по преданию, пристал корабль, на котором  путешествовал апостол Андрей, и по его молитве забил чудотворный источник, существующий до сих пор. О времени основания монастыря не сохранилось точных сведений. Гавань св. Андрея упоминается английским паломником Зевульфом в 1102–1103 гг. О хорошо укрепленном монастыре св. Андрея впервые упоминается под 1191 г. в хронике «Деяния Генриха II и деяния короля Ричарда Львиное Сердце» Роджера Ховеденского. Старая церковь монастыря возведена в XV в., а большой новый собор — в 1855–1867 гг. Рядом для многочисленных паломников были построены различные сооружения. После  турецкого вторжения 1974 года монастырь не ремонтировался, здания пришли в  аварийное состояние.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 26 февраля, 2024 7 ноября, 2023 28 августа, 2023 15 мая, 2023 20 марта, 2023 11 января, 2023 27 октября, 2022 25 октября, 2022 3 сентября, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/na-kipre-vosstanovyat-...

Церковь Благовещения (Назарет) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Благовещения над источником Пресвятой Богородицы в Назарете также известна также как греческая православная церковь Архангела Гавриила. Построена на Святом источнике, к которому приходила за водой Дева Мария, и у которого совершилось явление ангела, сказавшего: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Источник Пресвятой Богородицы находится в крипте храма в отдельном притворе с устроенным над ним престолом. Над престолом находится чудотворная икона " Благовещения у кладезя " . Относится к Назаретской митрополии Иерусалимской Православной Церкви. В Назарете существует два древних храма, посвященных Благовещению. Второй - католический. Содержание История [ править править код ] Первый храм на этом месте был основан в IV веке во время правления императора Константина. По свидетельству блаженного Иеронима (342—420) , в годы его жизни в Палестине (с 380 гг. до самой кончины) в Назарете существовало два храма, посвященных Благовещению: один на месте Благовещения Архангелом Гавриилом и другой, где жило Святое семейство. Эти свидетельства подтверждает в своем рассказе «о Святых местах» (около 670 г.) западный паломник Аркульф, сообщивший о церкви на месте дома, находящегося рядом с источником и в котором воспитался Господь Иисус Христос, и о церкви, построенной над домом, в котором произошло Благовещение. Также эти сведения сообщает в одноименном сочинении (около 720 г.) Беда Достопочтенный . Западный святой Виллибальд (около 723—726 гг.) свидетельствует о двух церквях, добавляя при этом, что со стороны сарацин были покушения разрушить церковь над источником. Однако впоследствии мусульмане разрушают храм, и в воспоминаниях западного паломника Зефульфа, посетившего Святую Землю в 1102—1103 гг., сам Назарет описывается опустошенный сарацинами, а источник окружен только колоннами и плитами. О «круглой церкви» на этом месте, украшенной колоннами и мрамором, свидетельствует игумен Даниил — русский паломник, посетивший Святую Землю в 1106 году, причем теперь он к источнику приурочивает первое Благовещение, не упоминая о доме Иисуса рядом с ним, а дому Пресвятой Богородицы — только место второго Благовещения.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Благов...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010