Особенность празднования самарянами годовых праздников заключается в том, что важнейшие моменты празднования издавна были приурочены к Гаризиму. В этом отношении наибольший интерес представляет самарянское празднование Пасхи, издавна привлекающее внимание европейских путешественников и много раз описанное 1101 . Отличительную особенность этого празднования составляет то, что самаряне доселе соблюдают закон о заклании пасхального агнца. В прежнее время пасхального агнца приготовляла себе каждая семья. Но в последнее столетие уже для всей общины, на сумму, составляющуюся из определенных взносов, покупается от пяти до семи агнцев, соответствующих по своим качествам требованиям закона. К 14-му нисана вся община переселяется из своих городских домов на Гаризим 1102 , где располагается в нарочито устроенных палатках. К этому времени все очищается от квасного, и все члены общины одеваются в новые или чистые одежды. Для заклания пасхальных агнцев приготовляется особая площадка 1103 , на которой вырывается глубокая яма для печения агнцев и, к началу торжества, ставятся два котла с кипящей водой. К четырем часам пополудни все члены общины, кроме женщин, собираются на эту площадку, а за час до захода солнца трубным звуком возвещается начало торжества. Впереди общины становится первосвященник со своим семейством, а за ним старейшины народа, одетые в белые халаты и плащи, с тюрбанами на голове. Вблизи приготовленной печи располагаются молодые люди, которые должны заколоть агнцев. Первосвященник еще раз осматривает агнцев, и, после того как окончательно удостоверяется их законность, их подводят к печи. За полчаса до захода солнца первосвященник начинает читать установленные молитвы, содержащие прошение о принятии приносимой жертвы и о даровании общине прощения. Затем читается „молитва заклания,» по окончании которой первосвященник восходит на специально устроенное каменное возвышение и произносит речь. После речи следует новая молитва и чтение 12-й гл. кн. Исход, излагающей установление праздника Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Деятельность ума состоит в различении помыслов и в подавлении их. В душе, рассуждает Макарий, ежеминутно борются множество помыслов. Из них одни производятся самой душой, другие внушены людьми, а третьи навеваются демонами 1100 . Подвижник должен уметь разобраться во всех этих мыслях, отличить добрые и полезные от злых и вредных. В связи с этими положениями мы снова встречаем на страницах сочинений преп. Макария термин „собирание помыслов“, но уже с несколько иным значением. В предшествующем отделе мы видели, что „собирать помыслы“ значит не мечтать и не думать ни о чём другом кроме Бога. Здесь этот термин имеет значение – выбирать добрые помыслы из всей суммы мыслей, проносящихся в сознании. „Душу, говорит Макарий, окружает целый лес помыслов, внушаемых со-противной силой. Поэтому нужны великая рачительность и внимательность ума, чтобы отличать чуждые помыслы, внушаемые со-противной силой... Кружащиеся помыслы нужно собирать —267— отовсюду воедино, различая естественные помыслы от лукавых“ 1101 . До грехопадения в душе человека были только хорошие помыслы, но грех присоединил к ним ещё много помыслов дурных и страстных. Те и другие до такой степени перемешались между собой, что отделить их друг от друга стало очень трудно. Помыслы, соответствующие чистой первозданной природе, – это драхма евангельской вдовицы, затерявшаяся в соре и нечистоте её горницы, – в помыслах лукавых. „Душа теперь не может сама собой отыскать и разделить между собой собственные свои помышления. Но когда будет возожжён божественный светильник и внесён свет в омрачённый дом, тогда душа увидит, как помыслы её погребены в греховной нечистоте и тине. Сияет солнце, и тогда видит душа погибель свою, и начинает собирать свои помыслы, смешанные с сором и всякой скверной“ 1102 . За различением помыслов должна следовать борьба с ними. С одной стороны, „нужно внутренность души подвергнуть исследованию и ограждать благочестивыми помыслами“. С другой, необходимо подавлять дурные мысли. „Человеку нужно всё усилие своё обращать на помыслы, и что служит пищей лукавым помыслам, то отсекать“... 1103 „Мера подвига твоего заключается в том, чтобы тебе не прелюбодействовать в мыслях, но противостоять умом и внутренне вести брань, бороться с пороком, не повиноваться ему, не со-услаждаться им в помыслах“ 1104 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В этом смысле переводит Остервальд. Но другие, как, напр., Кнобель, Кейль, которых цитирует Кларк, думают, что первосвященник кропил дважды семь раз: семь раз на самую крышу спереди ее, т. е. на ее восточную сторону, и семь раз на пол перед крышею. Иосиф (Ист. Uyд. III, 10 ) говорит, что первосвященник кропил семь раз перед ковчегом на пол. О. Герлах думает, что первосвященник кропил восемь раз: один раз на крышу ковчега и семь раз пред крышею. Но этому поводу он замечает, что седалище Милосердия, где открывался Иегова, кропимое, кровию, было прообразованием того Милосердия, которое, приняв плоть человеческую, Своею кровию обагрило седалище Милосердия. 1102 (Ст. 15). Кларк делает замечание, что первое очищение относилось к священникам, второе ко всему народу. 1103 (Ст. 16). Святыни, находившиеся посреди грешного народа и подвергавшиеся прикосновению людей, должны были быть очищаемы ежегодно, для того, чтобы это сознание греховности постоянно проникало в душу Израильтян. Из настоящего стиха явствует (ср. и. Фл. Иос. loco citato), что после очищения святая святых, очищалась скиния, т. е. каждый предмет ее, потом жертвенник всесожжений (см. ниже ст. 18). Что жертвенник курений в этот день очищался возложением крови на рога его, видно из 10-го стиха главы Исхода. Иудейские писатели прибавляют, что первосвященник кропил также кровию семь раз пред жертвенником курений. 1104 (Ст. 17–18). В продолжении всего времени священнодействия в скинии, ни один человек, даже из священников, не мог быть в скинии. Один первосвященник с курением и кровию жертв предстоял пред Иеговой. По выходе из скинии он, по преданию, очищал умывальник, и потом подходил к медному жертвеннику, на рога которого возлагалась кровь обеих жертв. Для этого, по преданию, в сосуде кровь тельца смешивалась с кровию козла. Но за завесу святая святых, как мы видели выше, он входил каждый раз с кровию одной только из жертв. 1105 (Ст. 19–22). При возложении рук первосвященником на живого козла, Иудейское предание приводит следующие слова, которые он должен был говорить: «О Господи! народ Твой, дом Израиля повинен пред Тобою, возмущался пред Тобою, грешил пред Тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Приготовление подарков в Константинополь. Отнесение их в консульство туристу. Больной консул. Визит старому Жоржу, завтра выходящему на свет Божий взамен доктора, слегшего в постель. Просто лазаретничаем тут. О. Вениамин с вечно скабрезной историей о некоем, о некоей, которым не остается ничего более, как: Ησα χρευε 1097 . Переписка. Приказ уплатить 10 пиастров. Обед. Всенощная, затянувшаяся до потемок. Писание немилосердое до полночи. Вставка картины заместо картинки. Мало толку от городских переговоров. Патриарх юлит ежедневно в консульстве, а в наши палестины ни единым глазком. О «великом» Никодиме ни слуху ни духу. Воскресение, 6 сент Ветерок. 6 ч. Правило. Служение. Чай. Уши. Чтение «о. Стефана». Рожа авторствующая, очевидно, высеченная каким-нибудь о. Степаном за нигилизм. 300 золотых к банкиру в залог гефсиманский. 200 – от него в жалованье. Перечитывание Дневника 1843 года. O tempora! 1098 Савватий безграмотный. Ольга Горняя с жалобами на мастера. Итальянцы за франками. Обед реденький. Герондисса Свято-Петрская 1099 за пособием некоей кондуцике 1100 , голой и голодной. Анастасий с предложением двух сироток на воспитание, да еще мусульманских. Εχαριστ. χρτασα 1101 . Попытка писать, дремота и формальный сон до 7 часов. Разведки о здоровье консула. Нехорошо ему. Все рвота. Чай дома по сему случаю. Переписка. Перхота от холодного (?) ветра. Арабские газеты утверждают «графа» нашего (Н. П. Игнатьева. – Н. Л., Р. Б.) на престоле Министерства Иностранного и сменяют Бунге 1102 , а о Шувалове на сей раз ни слова. Досидел до 2-х часов. Девтера 1103 , 7 сент Куда-то шел босый. Даже во сне не сидится. 6 ½ . Ветер. Лекарство, моцион. Якуб с веригами Феклы великой. Самовар. Елеонские смоквы. Переписка, елико можно, безотрывочная. К. с повестию о болящих и заболевших. Экая напасть! Никола, готовый ехать с почтой, за благословением. Обед в свое время. Семен, не научившийся доселе разбирать праздники. Всенощная. Реляция об успехах по гефсиманскому делу. Найден подставной хозяин, крикун и ворчун, как раз подходящий.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Так, на синодах и поместных соборах присутствовали императорские уполномоченные. Исторически источники представляют массу примеров этого рода 1093 . Впрочем, на синодах и поместных соборах мы не всегда видим представителей государственной власти 1094 . Последние являлись на них только в тех случаях, когда решались дела смешанного характера, имевшие отношения и к государственной жизни 1095 . В таких случаях иногда приглашала их сама церковная власть 1096 . Но, как и на вселенских соборах, они не имели здесь права решающего голоса 1097 . Роль их на синодах и поместных соборах была только наблюдательная и совещательная. В 1396 году император Мануил Палеолог выразил желание, чтобы государственным сановникам на соборах и синодах было представлено право решающего голоса. Но относительно этого желания императора митрополиты никодимийский и коринфский заявили в синоде следующее: «о том, чтобы царь имел архонтов на соборе с правом голоса.., должно исследовать, имеет ли царь на это право» 1098 . Этого права за царём не признали, и роль государственных сановников на поместных соборах и синодах осталась той же 1099 . Далее, государственной власти в лице императоров принадлежало право созвания поместных соборов и синодов и право председательства ни них 1100 . Но относительно первого нужно заметить, что созвание синодов и соборов поместных церквей по канонам принадлежит именно представителям их. Так обыкновенно было и в действительности 1101 . Только в некоторых случаях императоры или сами созывали соборы и синоды или принимали участие в этом деле вместе с патриархом. Так, при избрании главы автокефальной церкви и суде над ним соборы и синоды созывались императором 1102 . Если же нужно было решить какое-либо церковное дело, затрагивавшее вместе с тем и интересы государства, то созвание нужного собора или синода было совместным делом патриарха и царя 1103 . Что касается председательства на синодах и поместных соборах, то оно также обыкновенно принадлежало патриарху 1104 . Императоры вообще редко присутствовали на синодах и поместных соборах. И когда они присутствовали там, – а присутствовали они по большей части на тех поместных соборах и синодах, на которых решались важные дела смешанного характера, – председательство принадлежало им вместе с патриархами 1105 . И лишь при избрании патриарха и суде над ним председательствовали одни императоры 1106 . На основании исторических данных, относящихся к вопросу о председательстве императорской власти на синодах и соборах поместных церквей, нужно однако заметить, что оно по существу не отличалось от того, которое имела государственная власть на соборах вселенских.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Эта молитва встретилась в русском требнике только единственный раз, и происхождение ее для нас остается неизвестным. 3) «Молитва от всякого страха»: «Молю Тя, Господи Боже мой, пощади тварь Твою и дело руку Твоею не презри» 1100 , или, еще, «от ужасти и страха»: «Господи Боже наш, благий и человеколюбче, призри с высоты неизмеримыя на люди Твоя и овцы пажити Твоея... посети раба Твоего и возми от одержащаго страха нощного и дневного, и вражия шатания» 1101 . Как видно из надписания и содержания этих молитв, они имели ввиду то болезненное психическое состояние, которое в современной медицинской науке, пожалуй, может быть подведено под разряд разновидностей мании боязни (мания преследования, боязнь пространства и т. под.). В греческих и югославянских евхологиях подобных молитв нам встречать не приходилось. 4) «Молитва над ужасающимися» и «молитва от всякия напасти, на человека находящия»: «Владыко человеколюбче, помилуй мя, благости Твоея ради и не остави мене заблудити от Твоея воля, не предай же мене, Господи, предлежащему искушению на пагубу. Сия глаголи трижды, спасешися от беды находящия» 1102 . От всякого зла: – апокрифическая молитва-заговор, приписываемая св. Василию Великому . К разряду врачевальных молитв специального назначения нужно относить молитвы и заклинания над бесноватыми. Верование в возможность воздействия на человека злых духов всегда было живо в церкви. В древнее время существовал даже особый институт экзорцистов или заклинателей. Впоследствии, хотя самый институт экзорцистов был упразднен, тем не менее, самая вера и возможность исцеления от бесов силой молитвы церковной не теряла своей интенсивности, почему в древнегреческой богослужебной практике были в широком распространении, разного рода, молитвы на прогнание злых духов и заклинания над бесноватыми. Существовали даже целые, довольно сложные, последования над бесноватыми 1103 . Отзвук этой практики древнегреческой церкви замечается еще и в современном большом требнике, где доселе остается «последование молебное, обуреваемых и стужаемых от злых духов».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Благодаря сообщениям коптского документа, мы теперь знаем, почему и в каком смысл-В пр. Макарий отныне стал называться учеником пр. Антония? По той именно простой причине, что он получил от старца его платье 1099 . Таким образом, трудный вопрос, разрешением которого занимались многие 1100 , выясняется весьма легко, и вполне понятными нам становятся сообщения: а) Истории монахов, называющей пр. Макария „учеником блаж. Антония (discipulus beati Antonii)» и наследником. „дарований и добродетелей“ последнего 1101 ; б) Руфина, также именующего преп. Макария „учеником Антония“ ... 1102 1103 1104 ; в) Макризия, говорящего, что „Антоний научил Макария монашеской жизни“... 1105 и т. д. Возражения, какие в данном случае высказываются Floss’oм и друг., не состоятельны. Данным наименованием указывается, вопреки мнению некоторых, не на то, что, по увещанию пр. Антония, пр. Макарий переселился из мира в пустыню... 1106 , а на то, что, живя в пустыне и дважды посетив из нее пр. Антония с целию получить от него руководство к монашеской жизни, нравственную поддержку... 1107 , пр. Макарий в последний раз получил от старца его платье... 1108 . Делаемая Floss’oм ссылка на „Rosw. 1. V, libell. 7, 911 и на „Apophth. Coteler. de Мае. Aegypt. n. 1. 4. 26“ 1109 , откуда видно, что пр. „ Макарий Египетский добровольно удалился“ из „в Скит“ и что до этого момента не видел пр. Антония, а впервые увидел лишь впоследствии времени, – к делу, таким образом, не относится, так как говорит совсем не о том, на что в данном случае указывается наименованием пр. Макария „учеником бл. Антония“: и добровольно удалившись в Скит, и раньше своего личного знакомства с пр. Антонием начав монашескую жизнь, пр. Макарий, тем не менее, все же мог потом сделаться и действительно, как знаем, сделался учеником пр. Антония 1110 . В виду той ясности, какую получает дело, благодаря сообщениям коптского Жития пр. Макария, все споры исследователей по настоящему вопросу, объясняемые отсутствием в их руках достаточных для решения его данных, отныне должны отойти в область одних только воспоминаний, и всякую речь о них естественно считаем излишнею.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Она была умна, любезна и приветлива в об­ращении, хорошо играла на клавикордах, недурно пела, грациозно танцевала и прекрасно ездила верхом 1102 . В об­щем она способна была произвести очень хорошее впечатление. Конечно, в ее наружности не было ничего по­разительного, но сама она в этом отношении находилась в приятном заблуждении и даже в преклонном возрасте считала себя едва ли не первой красавицей в мире. Не могла Елизавета равнодушно выносить, когда ей приходи­лось слышать об особенной красоте кого-либо другого. Когда напр. посланник шотландской королевы Марии Стю­арт, Джэмс Мельвиль, в 1564 г. прибыл по дипломатическому поручению в Лондон, Елизавета, по рассказу его мемуаров, при ежедневных с ним свиданиях, по­стоянно меняла свой костюм, приискивала случай в му­зыке и танцах выказать пред ним свое искусство и грацию и вообще употребляла все возможные средства, чтоб произвести на него особенное впечатление, неоднократно заставляя его при этом делать сравнение между ею и Ма­рией. Все это нужно было для того, чтобы вынудить на­конец у хитрого дипломата признание, что по своей на­ружности и обращению она, хотя в некоторых отноше- —277— ниях превосходит Марию 1103 . Горе было тому, кто о кра­соте Елизаветы позволял себе когда-либо неуважитель­ный отзыв. Все она готова была простить своему, осуж­денному на казнь, любимцу Эссексу и может быть, он сохранил бы свою голову на плечах, если бы королеве не донесли, что он называл ее старухой и уродом 1104 . До конца жизни своей Елизавета хотела слышать в этом отношении только комплименты и так дорожила репута­цией своей красоты, что по поводу распространявшихся в народе портретов издала даже особую прокламацию. Она объявляла подданным, что все, доселе сделанные с нее портреты, не соответствуют оригиналу, а потому, предписывая уничтожить их, предоставляла на будущее время право рисовать и гравировать вновь ее портреты только самым выдающимся художникам 1105 . Слишком высокое мнение о своих внешних достоинствах состав­ляло в Елизавете неисправимую слабость.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1102 Текст приведен no CSEL 49, 52.11: Non solum autem Spiritus propheticus, sed et ipsum Verbum Dei Patris omnipotentis, qui est Filius ipsius, Dominus noster Jesus Christus feret easdem imagines in tempore adventus sui ad nos. Ср. в PL 5, 325B: Non solum autem suas Evangelistae quaternas similitudines in suis exordiis Evangeliorum exprimunt, sed et ipsum Verbum Dei Patris omnipotentis qui est Filius ejus, Dominus noster Jesus Christus fert easdem imagines in tempore adventus sui. Cum nobis praedicat, est tamquam leo et catulus leonis. Et cum propter salutem hominum, homo factus est, ad mortem devincendam et universos liberandos. Et quod se ipsum obtulerit hostiam Patri pro nobis, vitulus dictus est. Et quod mortem devicerit et ascendit in caelos, extendens alas suas et protegens plebem suam, aquila volans nominatus est. 1103 Как отмечает Ж. Даниелу, это очень интересное место, указывающее на существование древней традиции, согласно которой пасхальная вечеря имела место в среду. См. Daniélou. Op. cit. P. 114. 1106 Речь идет о бытовавших в древности представлениях о формировании человеческого эмбриона в утробе матери. См. блаж. Августин, De diversis quaestionibus, 56. 1107 Quis itaque lege Dei doctus, quis plenus Spiritu sancto, non respiciat corde, ea die Gabriel angelum Mariae virgini evangelizasse, qua die draco Evam seduxit; ea die Spiritum sanctum Mariam virginem inundasse, qua lucem fecit; ea die in carne esse conversum, qua terram et aquam fecit; ea die in lacte esse conversum, qua stellas fecit; ea die in sanguine, qua terra et aqua foetus suos ediderunt; ea die in carne esse conversum, qua die hominem de humo instruxit; ea die natum esse Christum, qua hominem finxit; eadem die esse passum, quo Adam cecidit; ea die resurrexit a mortuis, qua lucem fecit. 1108 Humanitatem quoque suam septenario numero consummat, nativitatis, infantiae, pueritiae, adolescendae, juventutis, perfectae aetatis, occasum. 1109 Hunc (sc. Neronem) ergo suscitatum Deus mittet regem dignum, sed dignum qualem meruerunt Judaei... De inferno autem illum resurgere.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Примирить социалистическую программу с христианскими идеалами – это значит разрушить весь социализм, ибо, как мы уже сказали – христианство не может человека прикрепить к земле, оно ведет его в жизнь будущую, а настоящая жизнь может быть какая угодно – республиканская, или монархическая, не в этом дело, а в муке за Христа, в страданиях жизни, которую нужно принять во имя спасения, в презрении ко всякой власти, будь она самая совершенная, ибо жизнь и формы ее – только внешность, только цепи, только прах и суета, а цель – освобождение от них!.. Для Булгакова же христианство является в другом освещении, он понимает его как средства для проведения в жизнь социалистических идеалов, он ценит в нем только то, что оправдывает жизнь, что служит к ее укреплению и утверждению, т. е. разделяет взгляд прочих «товарищей» на христианство, которые видят во Христе такого же, как они «товарища», а в Евангелии – проповедь коммунизма, кооперации, прибавочной ценности и восьмичасового дня!... И, хотя все это очень далеко от действительности, Булгаков прямо и категорически заявляет, что «христианство есть религия любви, то есть (?) общественности», и что поэтому «религиозно-философское движение должно быть насквозь пропитано общественностью, быть органически связано с общественно-историческими задачами времени, в этом залог его жизненности»... 1102 На это соединение религии с общественностью Булгаков употребил не мало доказательств, но все они разлетаются в прах перед незыблемой истиной Евангелия... Булгаков доказывает, что целью христианской общественности должно быть утверждение свободного земного царства, что целью этой общественности должно быть «политическое раскрепощение, экономическое возрождение, культурный ренессанс и религиозная реформация»... 1103 Но на такое ложное толкование задач христианства можно возразить словами самого Христа, подтверждающими ту основную истину христианства, которая разбивает в прах всяческие заботы о земном благоустройстве: «Царство мое не от мира сего» ( Ин.19:36 ). То же самое Он сказал и об учениках своих: «Они не от мира, как и я не от мира» ( Ин.17:16 )... Против же сытости, против главного закона социализма, по которому рай состоит в том, чтобы все без исключения были накормлены, Он сказал тоже вполне определенно: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын человеческий; ибо на Нем положил печать свою Отец, Бог» ( Ин.6:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010