Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Шумный успех в Варшаве (67 апреля) 1093 и в Вильне (11 апреля) 1094 подействовал на заговорщиков заразительным образом и зашевелил Литву, в которой почти не было русского войска 1095 . 19 апреля было объявлено «посполитое рушенье» 1096 . «Огненные универсалы» Костюшки, то молящие о помощи 1097 , то угрожающие местью 1098 , поджигали шляхту. Крестьянству была объявлена «свобода», но универсал об этом не произвёл ожидаемого впечатления на тех, кто нёс на своих плечах двойной гнёт тяжестей войны 1099 . Без отклика осталось и обращение к православному духовенству. Странной нотой звучали в нём запоздалые обещания: «Не думайте, чтобы разница мнений и обрядов мешала нам любить вас, как братьев и соотечественников; напротив, мы считаем своею главною обязанностью дать вам почувствовать разницу грубаго и неправосуднаго владычества, под которым вы находитесь, и владычества закона и свободы, к которому мы вас призываем». Тут же упоминалось утверждение польским правительством, «с удовольствием», постановлений генеральной Пинской конгрегации 1100 . Универсалы, прокламации, говорили одно, а на деле было совсем другое. Православное духовенство, остававшееся после второго раздела под Польшей, застигнутое теперь мятежом, находилось в критическом положении. Мало того, что всё ценное движимое церковное имение было отнято на усиление средств мятежа 1101 ; отдельные представители православного духовенства подвергаемы были жестоким истязаниям. «При отыскивании здесь россиян» – пишет Виленский старший, игумен Георгий Яновский: «в церквах и монастырских келиях, и даже в мертвых гробах, когда меня допрашивали, их домогаясь, чинили мне несносныя муки и ругательства; не взирая на восьмидесятилетнюю мою старость, дряхлость, били меня по щекам, повергши на землю, потом, поднимая за волосы и за бороду и ударяя паки о землю, топтали без милосердия ногами и, разграбив, как церковное, так и все бедное келейное имение 1102 , оставили полумёртвого, в ранах в в крови, без всяких чувствий» 1103 . IX Из пределов Польши «пламень возгоревшагося мятежа» перекинулся и в присоединённые к России области.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Благодаря изысканиям названных учёных, можно открыто говорить, что многие музеи и библиотеки Европы в богатых сокровищницах своих под чужими именами или сокращёнными до неузнаваемости с первого взгляда надписаниями хранят литературное наследие Диодора. Церковно-историческая научная жизнь последнего времени имеет и ещё одну небезразличную для судьбы творений Диодора особенность: в последнее время пробуждается особенный интерес к книжным и рукописным богатствам сирийского Востока; там ведутся тщательные разыскания и раскопки, в музеи и библиотеки Европы старательно скупаются и собираются разные сирийские манускрипты. Сирия же – страна, где имя Диодора среди несториан особенно чтилось, среди противников его, яковитов, монофизитов поносилось. Не удивительно, что начавшаяся разработка древне-сирийской литературы, давшая богословскому миру уже много ценных подтверждений и восполнений церковно-литературных и исторических традиций, может обосновывать в известной степени светлые надежды и относительно получения, в будущем, вместе с другим литературным богатством, и сочинений Диодора Тарсского. Учёные Лагард 1102 , Биккель 1103 сделали первые шаги в этом направлении, издав на сирийском языке несколько догматических и литургических фрагментов с именем Диодора. Проф. Но (Nau), Графэн 1104 , Аддай Шер, архиепископ Халдейский, священник Диб перевели и напечатали несколько исторических трудов сирийского Востока, проливающих свет на некоторые вопросы литературной деятельности Диодора 1105 . Таким образом, вопрос о литературных произведениях Диодора Тарсского в настоящее время для церковно-исторической науки является в высшей степени интересным и, вместе, сложным, предлагающим обширное и разнообразное поле для исследования и заключений. Настоящая работа о Диодоре Тарсском, касаясь во втором своём отделе его литературной деятельности, к сожалению, не может вполне обещать удовлетворения выдвигаемого для неё научно-исторического идеала. Как первый опыт специального монографического исследования о знаменитом епископе Тарса и как часть общего целого, она, прежде всего, должна довольствоваться скромными задачами статиста – собрать и оценить всё то, что до сих пор известно о сочинениях Диодора Тарсского и что было делаемо в уяснении его многосторонней литературной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

После манифеста 17 октября 1905 г. Общество открылось явочным порядком: «В несколько вечеров был составлен устав и немедленно же послан на утверждение; а пока устроено было первое неофициальное заседание нового общества (с приглашенными гостями), на котором В.Ф. Эрн прочел реферат на тему «Христианское отношение к собственности« " 1101 . По нашим подсчетам, это 1-е заседание состоялось где-то между концом октября и серединой ноября 1905 г. 2-е заседание с докладом В.П. Свенцицкого «»Христианское Братство Борьбы» и его программа» состоялось 21 ноября 1905 г. В 3-м заседании выступал Д.Д. Галанин с докладом «Миросозерцание русского народа до XVII в.». В это время Общество находилось под сильнейшим влиянием ХББ. На этом неофициальные собрания прекратились: «Дальнейших заседаний не удалось устроить вследствие того, что явочным порядком собираться было уже нельзя, а утверждения устава все еще не получалось» 1102 . Есть версия, что доклад Свенцицкого был поводом для приостановки полицией деятельности Общества 1103 . Наконец, в августе 1906 г. был утвержден Устав Общества. Параграф 1 Устава определял цели Общества: «Общество имеет целью всестороннюю разработку вопросов религии и философии». Более подробно написал о целях Общества еженедельник «Век»: «Казалось, да оно так и было на самом деле, что люди чрезвычайно обрадовались, что нашлось место, где можно высказаться до конца, с уверенностью, что услышат и поймут, где можно поучиться у тех, кто ищет того же самого. Основную массу посетителей и членов общества составляют учащаяся молодежь, интеллигенты, полуинтеллигенты из рабочих, конторщиков и пр., все больше лица, не выяснившие окончательно своей веры; обособленно от них стоит группа духовных лиц, большая группа толстовцев, затем – мистики «декадентского» склада, евангелики, баптисты, лица с мировоззрением левых партий и другие. Но эта пестрота лиц, а следовательно, и мнений не производит впечатления безнадежного распада, разъединения; наоборот, живости прений, в уважении и внимании к мнению каждого, создается атмосфера для совместной работы, и деятельность общества приобретает характер большого религиозного дела» 1104 . Позже «Век» определил одну из основных задач Общества так: «Приучить интеллигенцию серьезно относиться к вопросам религии, уничтожить то легкомысленное отношение к религиозным проблемам, которое превращает серьезный и честный атеизм в мальчишеское, невежественное отрицание всего с плеча» 1105

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Между тем оно всегда было в сфере духовности, которая – по библейскому воззрению – служит отрицанием земной материальности и будет световой субстанцией 1090 во всей осязательности небесно-световой чувственности 1091 . Это особая блистающая материя 1092 , и до Своего воплощения Христос был именно в славном образе 1093 тела, сформированного из световых элементов 1094 . Как небесный человек, Он искони был создан подле земного 1095 . Отсюда открывается возможность для перенесения предикатов человечества в вышемирную область, будто св. Павел мыслил предсуществующего по-человечески 1096 , так что и «на земле Христос был человеком, который обитал на небе и предназначение которого опять возвратиться туда» 1097 . Способ этого бытия не отмечается в точности 1098 , и твердым будет лишь одно, что это довременная человеческая прототипичность, не поддающаяся ближайшему определению 1099 . Для выяснения этого положения «достаточно господствовавшего в Палестинской теологии представления, что Мессия – в качестве Сына человеческого – был уже предуготовлен и содержался на небе до времени своего откровения» 1100 . „У нас нет оснований думать, будто св. Павел мыслил Мессию не в терминах популярного (иудейского) богословия, где ожидаемый был предсуществующим небесным человеком» 1101 . Мы видим, что в христологии зависимость Апостола языков от раввинизма созидается на усвоении ему идеи «небесного Адама», теперь почти безызъятно приписываемой ему в науке 1102 . При всем том ее нельзя брать в отрешенности, поскольку она находится в связи с другими важнейшими моментами. Мы должны строго различать их, чтобы самое это понятие было отчетливо во всех своих оттенках. Разумеется, вопрос идет не о природном богосыновстве Христа, а об общем Его свойстве вышемирности. Для наших целей важно отметить главнейшие черты только с этой стороны. Но тут несомненно, что если все дело в прототипической человечности, то и предсуществование Господа неразрывно от истории человечества. В этом случае вечность будет собственно вечностью божественного предначертания о мире 1103 и, в частности, искупительно мессианского совета 1104 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

2.      Премудрость Божия различно раздает благодать человеческому роду и неодинаково испытывает перед этим свободную волю людей. Иных, приступающих с верой и молитвой, дары Святого Духа предваряют без трудов, постов и изнурений. Бог дает им вполне восчувствовать милость и сладость Божию и тем побуждает ревновать об исполнении Господней воли и о совершенном удалении от плотских пожеланий. Иным, преуспевающим в молитве, посте и других добродетелях с великим терпением, Бог не скоро дает благодать, успокоение и радование, но медлит и удерживает дар. Этим Он испытывает истинность их веры в Его слова, чтобы видеть, не отвратятся ли они от заповедей из-за страданий и боязни и не предадутся ли лености и безнадежности. С другой стороны, не скоро принимающие благодать более возгораются желанием небесных благ и прилагают большие усилия получить их, невзирая на восстания порочных помыслов. В таких лицах, хотя бы и не принявших Святой Дух в душевном откровении и ощущении, Господь присутствует таинственно и им помогает 1099 . В мерах сообщения людям Божественной благодати нельзя не видеть многих различий или степеней. Это объясняется постепенностью усвоения благодати верующими. Вначале благодать, быть может, овладевает одними или двумя составами души, а большая часть души еще во власти греха. И человек не знает того по неопытности 1100 . Во святом усовершившемся человеке благодать укоренена, делается чем-то естественным, горит неугасимо. Но и в нем светильник ее иногда делается яснее, иногда горит слабее 1101 . У оскорбивших Духа Святого умаляются благодать, любовь и всякое действие благодати. Они предаются скорбям и лукавым духам, пока не начнут вновь ходить в покаянии и смирении, угождая Богу 1102 . Сообразно различию сердечных произволений людям даются и неодинаковые дарования свыше. Одному дается служение слова, другому – рассудительность, иному же дарования исцелений 1103 . Есть меры и чины в обилии самой благодати 1104 , в ощущении ее, видении и озарении. Имеющий озарение – выше ощущающего. Озарение ума его есть некоторое преимущество перед ощущающим благодать. Особым состоянием следует назвать и сознание в себе несомненности видений. Но есть еще и иное откровение. Тогда душе бывают открыты великие дела и тайны Божии 1105 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010