Согласно же другому толкованию, достаточно недавнему, считается, что ошибка относительно качества «выливается», обращается в ошибку относительно личности, когда такое моральное, юридическое, социальное качество, хотя и являющееся общим для многих субъектов, считается настолько присущим физическому лицу, что без него оно было бы незавершённым в своём целостном представлении, более того: оказывалось бы совершенно иным 50 . Во избежание значительных расхождений, поводом для которых стала предыдущая формулировка, в нынешней редакции нового Кодекса канонического права она не воспроизводится. В нём было отдано предпочтение первому из предложенных решений 51 , которое было утверждено им следующим образом: «Ошибка в качестве лица, даже послужившая причиной брачного соглашения, не делает брак недействительным, если только это качество не оказывается непосредственным и основным объектом устремлений» (кан. 1097, § 2) 52 . Качество, в котором можно ошибиться, может быть любым: личным или присущим большинству, необходимым или не нужным для определения физического или нравственного, юридического, социального облика личности, даже если эти качества являются самыми распространёнными. Обычно тот, кто приступает к браку, намеревается заключить его с определённым лицом, поэтому именно оно входит непосредственно и принципиально в объект его согласия, а не его качество, хотя и желаемое и считающееся присутствующим. В этом случае он «хочет» заключить брак с этим определённым лицом, которое, как он полагает, наделено каким-то конкретным качеством. Согласие определяется личностью, а не качеством. Поэтому в кан. 1097, § 2 утверждается, что «ошибка в качестве лица не делает брак недействительным». Норма естественного права имеет силу, даже если брак был заключён единственно из-за качества, которым, как предполагается, наделён партнёр, и вне всякого сомнения или возможно не был бы заключён, если бы стала известна объективная действительность. Действительность (validità) согласия и, следовательно, брака зависит от волеизъявления, выраженного действительно (effettivamente), а не от гипотетического, открытого многим возможностям и не существующего в момент заключения брака.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

Итак, в 1096 году началась эпоха Крестовых походов, столь чреватая многообразными и важными последствиями как для Византии и Востока вообще, так и для Западной Европы. Первый рассказ о впечатлении, которое произвело на народы Востока начало крестоносного движения, исходит от арабского историка двенадцатого века Ибн ал-Каланиси: «В этом году (490-й год хиджры — от 19 дек. 1096 г. до 8 дек. 1097 г.) начала приходить целая серия сообщений о том, что армии франков появились со стороны моря в Константинополе с силами, которые невозможно сосчитать из-за их множества. Когда эти сообщения стали следовать одно за другим и передаваться из уст в уста повсеместно, людей охватил страх и растерянность.» После того как крестоносцы постепенно собрались в Константинополе, Алексей Комнин, рассматривая их ополчения как наемные вспомогательные дружины, высказал желание, чтобы он был признан главой похода и чтобы крестоносцы принесли ему вассальную присягу и дали обещание передавать ему, как их сюзерену, завоеванные крестоносцами области на Востоке. Крестоносцы исполнили это желание императора: присяга была принесена и обещание дано. К сожалению, текст вассальной клятвы, которую дали лидеры крестоносного движения, в подлинном виде не сохранился. По всей вероятности, требования Алексея в отношении различных земель были неодинаковы. Он искал прямых приобретений в тех областях Малой Азии, которые незадолго перед тем были утеряны империей после поражения при Манцикерте (1071 г.) и которые являлись необходимым условием силы и прочного существования Византийского государства и греческой народности. Что же касается Сирии и Палестины, уже давно потерянных Византией, император не выставлял подобных требований, а ограничивался притязаниями верховного ленного господства. Переправившись в Малую Азию, крестоносцы приступили к военным действиям. В июне 1097 года после осады крестоносцам сдалась Никея, которую они, несмотря на нежелание, должны были в силу заключенного с императором договора передать византийцам. Следующая победа крестоносцев при Дорилее (теперь Эски-Шехир) заставила турок очистить западную часть Малой Азии и отойти внутрь страны, после чего Византии представлялась полная возможность восстановить свою власть на малоазиатском побережье. Несмотря на природные затруднения, климатические условия и сопротивление мусульман, крестоносцы продвинулись далеко на восток и юго-восток. Балдуин Фландрский завладел в Верхней Месопотамии городом Эдессой и образовал из его области свое княжество, явившееся первым латинским владением на Востоке и оплотом христиан против турецких нападений из Азии. Но пример Балдуина имел свою опасную, отрицательную сторону: другие бароны могли последовать его примеру и основать свои княжества, что, конечно, должно было послужить к великому ущербу самой цели похода. Это опасение впоследствии оправдалось.

http://sedmitza.ru/lib/text/434304/

Честь победы была на стороне Танкреда, между тем Балдуин присваивал себе и победу и право на город. Рассвирепевший Танкред вырезал весь турецкий гарнизон и выгнал Балдуина. Этот факт свидетельствует о том, что в это время у норманнского вождя уже созревала идея основания независимого владения. Со своей стороны Балдуин, потерпев неудачу под Тарсом, отправился искать счастия в другом месте. Одержав несколько побед над сельджуками и приобрев расположение армян, Балдуин вошел в непосредственные сношения с князем Эдессы Торосом и так расположил его в свою пользу, что вскоре был усыновлен им и объявлен наследником княжества. Не довольствуясь этим, Балдуин убил Тороса и занял его престол. Таким образом, с 1098 г. в Эдессе устраивается первое княжение, во главе которого стоит западный герцог. Это княжение имеет важное значение в том отношении, что оно составляло оплот для всех христианских народностей и защищало христианский элемент Малой Азии от турецких волн, которые шли из середины Азии. К октябрю 1097 г. крестоносцы подступили к Антиохии, где провели целый год (с октября 1097 по ноябрь 1098 г.). С одной стороны, осада города, с другой – внутренние раздоры остановили дальнейшее движение. Этот год составляет целую эпоху в истории крестовых походов. Дело в том, что Антиохия, поставленная самой природою в весьма благоприятные условия для защиты от внешнего врага, была укреплена еще и искусственно. Город окружали высокие и толстые стены, по которым мог свободно двигаться экипаж в 4 лошади; стены защищались башнями (450), снабженными гарнизонами. Укрепления Антиохии представляли, таким образом, страшную силу, преодолеть которую, при недостатке осадных орудий, при отсутствии дисциплины и главнокомандующего, не представлялось никакой возможности. Но и оставить позади себя такой важный стратегический пункт, каким была Антиохия, которая служила оплотом всего мусульманского мира, крестоносцы не могли. Правда, в самих мусульманских владениях господствовала анархия, которая была весьма полезна для крестоносцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

С этими памятниками солидарна рукопись Шио-Мгвимского монасткря в том, что указывает петь эти стихи братии «и говорим громким голосом», а сами стихи излагаются следующим образом: «Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви и Богу нашему» (два раза); потом еще «Приидите, поклонимся и припадем Христу Богу нашему» (один раз); затем только «Приидите, поклонимся» 307 . Bbe рассматриваемые памятники предписывают 103-й псалом начинать предстоятелю напевом 8-го гласа. По рукописи 1097 Синайской библиотеки, настоятель поет псалом нараспев 308 . По рукописи 1096 той же библиотеки, псалом исполняется настоятелем или екклисиар-хом громче, чем пелись стихи «Приидите, поклонимся», медленно, нараспев 309 . Рукопись Шио-Мгвимского монастыря, наоборот, указывает пение на тот же 8-й глас, но «тихим гласом» 310 . По всем памятникам, все монахи поют вместе с предстоятелем, что видно из выражения «когда же достигнем до „Отверз-шу Тебе руку " ». Когда пение достигало этого стиха, по всем памятникам, екклисиарх делал поклон игумену, и тот начинал петь этот стих высшим гласом. Если не было игумена, то сам екклисиарх начинал петь этот стих. Во время пения 103-го псалма иерей с кандилаптом делали поклон пред Святыми Вратами, после чего иерей становился в свою стасидию. Кроме этих действий, рукопись 1096 311  Синайской библиотеки и 1097 312  предписывают иерею во время пения предначинательного псалма читать светильничные молитвы, но в какой момент начинать это чтение, не уточняют, говоря общей фразой. Рукопись Шио-Мгвимского монастыря ничего не говорит о чтении светильничных молитв вообще. Это молчание последнего памятника, а равно недоговоренность предыдущих ему о времени чтения светильничных молитв, могут быть объяснены прямым следствием истории постепенного передвижения этих молитв на начало вечерни в период слияния песненных чинопоследований с иноческим келейным правилом. Возможно, что в отдельных монастырях, в отправлении бдения тяготевших скорее к правилу псалмопения, чем к пес-ненным последованиям, эти молитвы вовсе не читались.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В конце 1096 г. в Константинополь начали прибывать первые отряды рыцарей. Отношения между крестоносцами и византийскими властями сложились непростые. Перед Алексеем стояли три задачи: не допустить скопления буйного западного рыцарства в столице, предотвратить грабежи и заставить крестоносцев пообещать принести ленную присягу императору на все бывшие владения Византии, которые они отвоюют у мусульман. Конфликты следовали за конфликтами, западные дворяне вели себя не лучше крестьян Петра Пустынника. Византийское общество, стоявшее тогда на более высокой ступени цивилизации, с ужасом наблюдало варварские нравы невежественных и грубых баронов. Рыцари издевались над православной церковью и строгим церемониалом двора, обычаями греков. Негативное впечатление производило и закованное в латы католическое духовенство. Анна Комнина писала: «Мы пользуемся канонами, законами и евангельской догмой: «не прикасайся, не дотрагивайся и не кричи, ибо ты – священнослужитель». Но варвар-латинянин совершает службу, держа щит в левой руке и потрясая копьем в правой, он причащает телу и крови Господней, взирая на убийство» Алексей с честью вышел из этого испытания. Проявив свойственную ему хитрость и выдержку, а при необходимости и суровость, он переправил на анатолийский берег крестоносное войско, заручившись присягой почти всех его вождей – Готфрида Бульонского, Роберта Фландрского, даже Боэмунда Тарентского (сына Роберта Гвискара). Только жадный граф Тулузский Раймунд не поддался на уговоры василевса. Греки выделили для участия в походе крупный отряд. Весной 1097 г. крестоносно-византийское войско овладело Никеей. Так как император не позволил победителям разграбить город, дальнейшие совместные действия стали весьма затруднительны, но все-таки успехи крестоносцев сильно облегчили Алексею операции в Малой Азии – захваты Лаодикии, Сард, Смирны, Эфеса, южного берега Черного моря и т. д. Летом 1097 г. в сражении под Дорилеей потерпело крушение военное могущество Кылич-Арслана I, a 15 июля 1099 г. пал Иерусалим. Многочисленные княжества крестоносцев в Северной Сирии, положение которых в кольце владений ислама оставалось шатким, признали себя византийскими вассалами. Лишь давний враг империи Боэмунд, князь Антиохии, отказался. После пленения Боэмунда мусульманами и разгрома его армии под Харраном (1104)Комнин отнял у него киликийские города. Выйдя на свободу, норманн пылал жаждой мщения. В 1107 г. он, набрав огромное войско, высадился у Диррахия. Однако теперь Византия была гораздо крепче, нежели два десятилетия назад: Боэмунд был разбит, окружен и капитулировал. Заключенный в 1108 г. Девольский мирный договор признал Антиохию фьефом империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

войска были отозваны из осадного лагеря под Антиохией. Воспользовавшись разгромом сельджуков, в 1097-1099 гг. византийцы вернули себе значительную часть ранее утраченных территорий в Анатолии. Были освобождены Никея, Смирна, области Вифинии, Асии, Фригии, Ликии, Памфилии, Пафлагонии. Сельджукские владения были более чем на столетие ограничены центральной частью М. Азии. В 1097 г. крестоносцы временно захватили Иконий. В 1101 г. византийцы организовали поход в Вост. Анатолию крестоносного войска графов Раймунда Сен-Жиля, Гильома Неверского и Гильома де Пуатье. Крестоносцы овладели Анкирой, но в битве при Амасии были разгромлены и потеряли все завоевания. Главным достижением имп. Алексея в Анатолии стал поход 1116 г., когда визант. армия разбила силы иконийского султана Масуда, осаждала Иконий, но решающего успеха не добилась, и Алексей заключил договор о вассальной зависимости тюркского правителя от К-поля. Имп. Мануил I Комнин. Монета Имп. Мануил I Комнин. Монета Дальнейшая борьба в М. Азии велась с переменным успехом. В кон. XI в. здесь сформировались 2 мусульм. гос-ва: султанат наследников сельджукида Сулеймана со столицей в Иконии и владения династии Данишмандидов в Каппадокии. В 30-40-х гг. имп. Иоанн II Комнин вел против этой династии затяжную войну. Византийцы овладели крепостью Кастамон, временно удерживали Гангру, угрожали осадой Анкире и Неокесарии. Эти успехи привели к политическому кризису и упадку гос-ва Данишмандидов. В 1143-1146 и 1160 гг. имп. Мануил I Комнин вел войны против Иконийского султаната; ок. 1161/62 г. султан Кылыч-Арслан II прибыл для заключения мира в К-поль. Долговременное присутствие тюрок в Анатолии стало сказываться на ситуации в регионе. Кочевые группировки, зачастую неподконтрольные султанам, совершали регулярные набеги на визант. приграничные районы, вынуждая население покидать обжитые места. Тюркизация все новых территорий позволяла сельджукидам постепенно укреплять свои позиции. В 70-х гг. XII в. Кылыч-Арслан II объединил все тюркские владения в М.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Переговоры Алексея достигли, как предварительного результата, того, что французские князья обещали ему принять свои будущие палестино-сирийские завоевания в качестве ленов императора ромеев. Прежде всего, последнему ценна была их военная помощь для обратного завоевания Малой Азии. В 1097 г. Кылыч-Арслан был основательно разбит крестоносцами при Никее. Хитрым манёвром Алексея было то, что он побудил турок необходимого для него города Никеи сдаться ему. Гнев осаждающих, лишённых плодов своего напряжения, был совершенно справедлив, и все подарки и любезности не могли никогда восстановить доброго настроения. Притом Алексей имел тем более оснований для благодарности, что решительная победа 1 июля 1097 г. при Дорилее возвратила византийцам запад Малой Азии. Для восточно-римской империи это было неслыханным счастьем, так как собственными силами она никогда, ведь, не была в состоянии достигнуть в Азии чего-либо значительного: западная часть Малой Азии обязана сохранением своей культуры в течение свыше двух столетий и спасением от варварства единственно воинственному героизму крестоносцев. Лаодикия, Филадельфия, Сарды, Смирна, Ефес, все самые блестящие города греческой истории были вырваны из рабства неверных. Но отношения императора к франкам всё ухудшались. В то время как последние брали Антиохию и Иерусалим, император только расширял свои владения в восточной части Малой Азии; крестоносцы, так много сделавшие для него, с правом жаловались на то, что он не сделал ничего значительного в их пользу. Императору, конечно, его христианские союзники казались почти столь же опасными, как и турки Рума; и если иметь перед глазами планы Роберта Гвискара и события 1204 г., то нельзя его порицать за это. Запутанные отношения Алексея к Боэмунду, который укрепился в 1098 г. в Антиохии, приняли серьёзный оборот. Вследствие измены армянского стратига Филарета греки только в 1085 г. потеряли в пользу турок столицу Востока, когда-то возвращённую империи с затратой колоссальных усилий оружием Никифора Фоки; понятно, что они огромное значение придавали тому, чтобы опять овладеть ею.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ [англ. crusades; испан. cruzadas; итал. crociate; нем. Kreuzzüge; франц. croisades], в средние века военные экспедиции, санкционированные Папским престолом и проходившие под лозунгом защиты христ. святынь и освобождения земель от «неверных» (мусульман, язычников, еретиков). Участники К. п. приносили крестоносный обет, получали индульгенцию и особые папские привилегии. Первоначально история К. п. была связана с борьбой против мусульман за контроль над Св. землей (кон. XI - кон. XIII в.), но позднее привилегии крестоносцев были распространены на участников Реконкисты в Испании, походов против еретиков в Зап. и Центр. Европе, а также нем. «непрерывного» похода в Пруссию и Ливонию. Термин Взятие Антиохии крестоносцами в 1097 г. Миниатюра из «Истории деяний в заморских землях» Вильгельма Тирского. Ок. 1287 г. (Boulogne-sur-Mer. Bibl. municip. 142. Fol. 49v) Взятие Антиохии крестоносцами в 1097 г. Миниатюра из «Истории деяний в заморских землях» Вильгельма Тирского. Ок. 1287 г. (Boulogne-sur-Mer. Bibl. municip. 142. Fol. 49v) «крестовые походы» стал использоваться в нач. XIII в.; широкое распространение он получил лишь в Новое время. В средневековых источниках по отношению к К. п., как правило, употреблялись слова, обозначавшие путешествие или паломничество: via Hierosolymitana, iter Hierosolymitanum (путь в Иерусалим), peregrinatio (паломничество), passagium (путешествие), expeditio (поход), iter in Terram Sanctam (путь на Святую землю). Использовались также понятия, которые подчеркивали божественное происхождение К. п.: bellum sacrum (священная война), opus Dei (дело Божие), negotium Jesu Christi (предприятие Иисуса Христа). Позднее стали употребляться термины auxilium Terrae Sanctae (помощь Святой земле), transitio (переход) и другие. Участников К. п. называли peregrini (паломники), christiani (христиане), pauperes (бедняки), milites Christi (рыцари Христовы), Hierosolymitani (иерусалимляне), а с XIII в. также cruciferi (крестоносцы) и crucesignati (отмеченные знаком креста) ( Constable G. The Historiography of the Crusades//The Crusades from the Perspective of Byzantium and the Muslim World. 2001. P. 11-12).

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

Биография Давида Святославича также полна загадок. В «Повести временных лет» он впервые упоминается под 1095 г.: «Иде Давыд Святославич из Новагорода . Большинство исследователей отмечают, что в «послужном списке» Давида значится княжение в Муроме (1076–1093 гг.), Новгороде (1093–1095 гг.), Смоленске (1095–1097 по решению Любечского съезда князей 1097 г. он – князь Черниговский. Имеются и другие даты княжений Давида сообщению В. Н. Татищева Святослав Ярославич посадил в марте 1073 г. Давида на княжение в Новгород Великий, где он находился до конца 1076 – начала 1077 г., когда его сменил брат Замечу, что в перечне князей Великого Новгорода, читаемого в Новгородской первой летописи младшего извода под 989 г., эти данные отсутствуют. В Тверской, Ермолинской, Львовской и некоторых других летописях записано, что после ухода из Новгорода в Туров в 1088 г. Святополка Изяславича «Новегороде седе Давыд в 1088 г. Давид попытался сесть на княжение в Новгороде, но Всеволод Ярославич посадил там сына Владимира Мономаха . В перечне князей Великого Новгорода отмечено: «Давыд приде к Новгороду княжить; и по двою лету выгнаша По мнению О. М. Рапова, эти события произошли в 1093 г. после смерти великого князя Всеволода Ярославича, «когда Святославичи развили политическую активность и начали добиваться для себя новых территорий»; и княжил Давид в Новгороде до 1095 г., когда, поссорившись с новгородцами, ушел в Смоленск, выгнав оттуда сына Владимира Мономаха В Новгородской первой летописи младшего извода и в Софийской первой летописи под 1095 г. записано: «Иде Святополк и Володимерь на Давыда к Смоленьску и даша Давыду Как считает О. М. Рапов, Святополк Изяславич и Владимир Мономах силой вынудили Давида Святославича вернуться из Смоленска, отобранного у сына Мономаха Изяслава, в Новгород, но новгородцы не захотели повторно принять его, и Давиду пришлось снова вернуться в Смоленск. «Владимир Мономах пожертвовал Смоленском в пользу Давида, однако взамен Смоленской земли он получил Муромскую, куда посадил на княжение сына да еще и Новгород Великий, где сел его старший сын

http://sedmitza.ru/lib/text/5677369/

Поликарп о Несторе говорит: «написа летописен». Относительно же Сильвестра мы имеем еще и голос истории. Летописец, описавший нашествие Эдигеево на Москву 1409 г., в оправдание своего описания, говорит: «перви наши властодержцы без гнева повелевающи вся добрая и недобрая прилучившаяся написовати... якоже при Володимире Мономахе оного великого Селивестра Выдубицкого, не украшая пишущаго, аще хощеши, прочти прилежно, да почиеши». Здесь и слова о Сильвестре, что он не украшая писал, и сопоставление самого повествователя с Сильвестром, ясно говорят, что повествователь дает видеть в Сильвестре сочинителя летописи. Что же именно написал Сильвестр как сочинитель? Ничто не мешает положить, что Сильвестр, переписав в 1116 году летопись Нестора, окончившуюся 1110 годом, продолжал ее до начала 1123 года, т. е. до смерти своей. С другой стороны очень известно, что в Несторову летопись внесено несколько дополнений в последних ее годах. Так под 1096 годом только в одном Лаврентиевом списке, где и подпись Сильвестра, вставлено поучение Мономаха, и притом не совсем у места. Случай, по которому написано поучение Мономаха, происходил в 1100 году; к тому же поучением прерван рассказ Нестора о северных народах. Под 1097 г. внесено повествование Василиево об ослеплении князя Василька; от тою в летописи под 1098 и 1099 гг. повторяются известия, уже сообщенные Василием. Под 1100 г. повторяется известие, записанное под 1097 г. Все это явные дополнения к Несторову труду; и так как первое из них несомненно принадлежит Сильвестру, то имеем право думать, что Сильвестр, переписывая Несторову летопись, не ограничивался делом переписчика, а внес и свои известия. 22. Григорий , творец канонов, подвижник Печерский. Благочестивый Поликарп, описывая, как прельщенный затворник Никита, при игумене Никоне (1074–1088 г.), избавился от обольщения своего, помещает в числе «преподобных мужей», молившихся за Никиту, «Григория творца канонов», при чем ставит его после Нестора, написавшего летопись, и прежде Феоктиста, бывшего в последствии (1112–1123 г.) епископом Черниговским.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010