Особенностью списков Иерусалимского устава данного времени является наличие детально разработанного порядка приготовления храма к началу бдения, чего, по-видимому, свято-гробские спудеи, начинавшие часто бдение вскоре после окончания патриаршей вечерни, не имели. Это приготовление храма носит особо торжественный характер, тем самым отражая глубокое благоговение келиотов к чину агрипнии. По всем упомянутым памятникам, приготовление храма к богослужению начинается с принятия кандилаптом благословения от игумена. Приняв благословение, кандилапт совершает благовест и затем зажигает в храме лампады. Рукописи Синайской библиотеки 1094 272  и 1097 273  упоминают благовест в тяжелое и железное било. Относительно ударов в первое уставы говорят, что кандилапт ударяет медленно. Рукопись Шио-Мгвимского монастыря, кроме того, указывает соединение благовеста с чтением Непорочных: «Начинает звонить медленно „в тяжкое», говоря при этом Непорочны» 274 . То же говорит рукопись Иерусалимской патриаршей библиотеки 311 275 . Как сам способ оповещения о предстоящем бдении посредством ударов в била, так и чтение при этом кандилаптом Непорочных составляет нововведение палестинских монахов. В иерусалимском храме Воскресения, где создался чин всенощного бдения, такого вида благовеста не было. По словам Этерии, здесь оповещение о времени и месте ближайшего богослужения делал архидиакон, например: «Будем все сегодня в седьмом часу готовы у гроба Лазаря» или «Во всю неделю, т. е. начиная с завтрашнего дня, в девятый час будем собираться все в большую церковь » 276  и т. п. Соединение благовеста в било с размышлением в это время о чем-либо назидательном указывают впервые правила Пахо-мия Великого: «Кто бьет в било, чтобы братия собирались в трапезу, пусть, пока бьет, с размышлением читает на память что-либо из Писания» 277 . Очевидно, это указание относилось по духу его и к собранию на молитву. Из Египта этот обычай перешел в Палестину. О благовесте к агрипнии ударами в била сообщает Кирилл Скифопольский в Житии преп. Саввы 278 . В Житии же преп. Кириака Отшельника говорится, что он не прекращал ударять в било до тех пор, пока не окончит стихословить Непорочны 279 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

По всей видимости, почитание И. в Эрене оформилось достаточно рано. К X в. относится упоминание имен И. и Модесты в литании из Псалтири Трирского архиеп. Эгберта (см. ст. Эгберта Псалтирь ). Вероятно, почитание И. получило широкое распространение в Трире и окрестностях в XI в. Частицы мощей святой были помещены в алтари кафедрального собора Бамберга (1012) и церкви аббатства св. Мартина в Трире (1097); память И. включена в неск. трирских календарей, а также в календари кафедральных соборов Кёльна, Бамберга и Льежа. Одним из главных центров почитания стал мон-рь Эхтернах, основательницей которого считалась И. Об этом свидетельствует Житие И., составленное Теофридом. За прологом с посвящением монахиням Эрена и краткой основной частью Жития следовал текст дарственных грамот И. монастырю Эхтернах. Хроника Теодориха была снабжена иллюстрацией XII в.: И. и св. Виллиброрд держат грамоту о передаче земли Виллиброрду (Liber aureus Epternacensis. Gotha. 71. Fol. 32 v); в том же кодексе сохранилось изображение XIII в.: И. в короне с грамотой об основании монастыря и Пипин стоят рядом (Fol. 93). Историки отмечают политическую подоплеку создания Жития, связанную с противостоянием насельниц мон-ря и архиепископа Трира: утверждение среди основателей аббатства Эхтернах персоны королевской крови могло послужить аргументом в пользу сохранения монастырем имперского статуса ( Knichel. 2001. S. 187). Также исследователи указывают на упоминаемые в Житии владения мон-ря Эрен в Тьераше, что косвенно свидетельствует о претензиях аббатства на возвращение владений, отчужденных светской знатью. В нач. XII в. утвердилось представление о том, что И. была первой аббатисой и основательницей Эрена. Это нашло отражение в созданной в тот же период подложной грамоте кор. Дагоберта I с дарениями мон-рю, якобы основанному дочерью короля И. (MGH. Dipl. Mer. T. 1. P. 163-166), а также в 3-й ред. «Деяний трирцев» (нач. 30-х гг. XII в.). К XII в. в аббатстве Эрен кроме И. почитались еще 5 или 6 святых аббатис ( Knichel. 2001. S. 190).

http://pravenc.ru/text/674071.html

Впоследствии времени родственник святого князя Константина, благоверный князь Георгий Ярославич, возобновил первоначальную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы 3391 , и с того времени прославил Господь святых князей, Константина и сыновей его, так как у гробов их стали совершаться чудеса. Спустя много лет после сего, в 1553 году благоверный царь и великий князь всея России Иоанн Васильевич, идя в поход против нечестивых татар к городу Казани, зашел в город Муром и пробыл здесь две недели. Совершив молебствие у гробов святых чудотворцев, он дал обещание построить монастырь, если возвратится из похода с победою. С Божиею помощью он взял славный город Казань и, возвратившись в свой царственный город Москву, повелел у гробов святых чудотворцев построить каменную церковь . И когда стали копать рвы для этой церкви, то нашли мощи святых князей целыми и нисколько неповрежденными. По окончании постройки церкви в нише церковной стены было устроено особое место, где и положены были святые мощи их. Благоверный царь и великий князь Иоанн Васильевич, всея России самодержец, повелел тогда рязанскому епископу Гурию освятить новопостроенный храм и прислал к освящению его различную церковную утварь. Храм был освящен, устроен при нем монастырь, и с торжеством было отпраздновано это событие. В то время у гробов святых князей совершилось много чудес, которые совершаются и доныне во славу Христа Бога. Тропарь, глас 4: Константин днесь весело ликовствует 3392 , предстоя престолу святыя Троицы, видя отечествие свое, мастию духовною сияющее 3393 , емуже последоваша Михаил и Феодор, сынове его: и молятся вси трие вкупе о душах наших. Кондак, глас 8: Изрядному воеводе, и правоверному князю Константину, с сынома его вкупе, отечество его хвалящися вопиет, имеющее его начальника и заступника: яко избавльшеся им от прелести и скверны идольския. Сего ради вопием ему сице: радуйся княже Константине преблаженне. 3386 Константин-Ярослав Святославич был младший сын Святослава Ярославича, сперва князя черниговского, а затем великого князя киевского (1073–1077), внук Ярослава Великого и правнук Владимира святого. Приговором князей на Любечском княжеском съезде в 1097 году Муром был утвержден за Константином-Ярославом. Он после святого Глеба был первым князем муромским и родоначальником последующего дома князей муромских и рязанских. Святой Константин княжил в Муроме с 1096г. до своей кончины, последовавшей в 1129 году. Указание в Прологе на 1192 год (1092?), как на год прибытия святого князя в Мурому, следует считать ошибочным.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Однако, служить Божественную литургию или совершать святые Таинства, кроме Таинства крещения по нужде, верующие безусловно не могут. Но и в этих пределах, при отсутствии священника, верующие имеют значительные права по совершению общественных богослужений, равно как читать Священное Писание; это так делается в некоторых славянских странах, где также богослужения совершают не только мужчины, но и женщины. Эти богослужения там совершают верующие на церковнославянском языке, из чего вытекает, что богослужебный церковнославянский язык не является мертвым и непригодным для богослужений языком, как то некоторые продолжают утверждать с разных сторон. Люди, не знающие Православия, считают совершение таких богослужений за большое новшество и предполагают, что в этом проявляется некоторая реформация внутри Православной Церкви. Разумеется, что такое мнение является заблуждением. б) О вечерне, утрени и Всенощном бдении 1097. Когда служится вечерня и из каких частей она состоит? Вечерня служится каждый день, но под воскресенье и большие праздники служится более торжественная. Вечерня состоит из: 1. псалма 104, который читает псаломщик; иногда же этот псалом в сокращенном виде поется, и при его чтении или пении священник, стоя пред царскими вратами, тихо читает светильничные молитвы, 2. из великой ектении, 3. из пения стихов первого псалма – «Блажен муж...», что бывает в субботу вечером и перед великими праздниками, 4. из пения стихов псалма – «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя!», также особых молитв, называемых стихирами, и догматика в честь Пресвятой Богородицы, 5. из входа, который совершает священник при пении догматика, 6. из пения «Свете тихий» к прославлению Святой Троицы, 7. из прокимна, 8. из сугубой ектении, 9. из молитвы, в которой просим, чтобы Господь сподобил в вечер тот без греха сохранитися нам, 10. из просительной ектении, 11. из стихир на стиховне, потом молитвы Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши...» и молитвы Господней «Отче наш», 12. из пения тропарей в честь Богородицы – «Богородице Дево, радуйся» или тропаря праздника, или же тропарей святым, празднуемым в тот день; 13. при окончании вечерни мы просим, чтобы Бог утвердил святую православную веру и православных христиан. 1098. Когда служат утреню и из чего она состоит? Утреню служат каждый день, однако, накануне воскресения и праздников богослужение совершается более торжественно. Утреня состоит: 1. из шестопсалмия, состоящего из шести избранных псалмов, 2. из великой ектении, 3. из пения «Бог Господь и явися нам» и тропарей, 4. из кафизм, небольших, разделений псалтири, 5. из полиелея, пения избранных стихов из 134 и 135 псалмов, 6. из воскресных тропарей, которые поются по воскресениям в память Воскресения Христова. Начинаются они припевом «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», 7. если служба праздничная, воскресные тропари не поются. Вместо них поется величание Господу, или Его Матери, или святым, в честь которых совершается празднование,

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

О полезное и прекрасное промышление о человеческих душах усердного хранителя чистоты Николая! С какой готовностью от­кликался святейший епископ на призывы гибнущих людей и как своей благодетельной рукой не только спасал их от меча или мор­ской стихии, но и извлекал из погибельной пучины греха! Каждый, кто встречал досточудного иерарха, едва взглянув на него, становился лучше, а душа человека, отягощенного страдания­ми или печалью, обретала утешение. Если же иноверцам случалось увидеть Божественного Николая, то и они вступали на путь спа­сения. Завершая повествование о житии архиепископа Николая, по­ведаем о его блаженной кончине. Предивный угодник Христов дожил до глубокой старости. Но пришло время, когда и он после непродолжительной болезни должен был подчиниться общему закону естества. Святитель с мо­литвой на устах, мирно отошел в сопровождении небесных ангелов в вечную жизнь ко Господу. На его погребение в Миры из всех городов Ликийской области собрались епископы, клирики, иноки и множество народа. Честное тело праведного иерарха было положено в построенной им соборной церкви. От святых мощей угодника Божьего совершалось множество чудес. Они источали благовонное многоцелебное миро, которым помазывались больные и получали исцеление от телесных и душевных недугов. Святые мощи архиепископа Николая почивали в этом храме семь с половиной веков — до перенесения в Бари в 1087 г. (большей их части) и в Венецию в 1097 г. (оставшейся в Мирах части мощей). Храм в Мирах хорошо сохранился и поныне. Однако богослужение в нем разрешается турецкими властями только один раз в год — 6/19 декабря. Мы рассказали читателю о земной жизни Мирликийского архиепископа Николая, обо всех его деяниях и чудотворениях, ко­торые, по воле Божьей, дошли до нас через толщу веков для нашей пользы и спасения. Сказанного достаточно, чтобы постичь, сколь великой силой Господь наделил Своего избранника. Многие святые претерпели мучения и отдали жизнь за Христа, зная, что их ожидает славная награда на небесах. Но мужественный богоподражатель Николай готов был пострадать не только за свой удел в райском саду. Сле­дуя завету Христа: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Ин 10. 11), он дерзновенно, рискуя жизнью, защищал перед силь­ными мира сего всех призывавших его в беде людей, дабы озарить их Божественным светом Евангельского сияния и своим примером каждого привести к вечной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/70543.html

1094 В Требнике пишется: «Молитва во еже назнаменати отроча приемлющее имя в осьмый день. Ведомо же буди, яко по рождестве в осьмый день приносится младенец от бабы к храму и стоит пред враты храма». 1095 Чинопоследов., соединяем из иноверных к Православно-Кафолической Восточной Церкви. См. Чин, «како в первый день огласити возраст имущих, и имена христианския подати». Предоставляется имя избирать самим родителям (Симеон Солунск., о священнод., гл. 27, см. русский перевод). Они тем вручают родившегося попечению святого. Возрастные лица, приемлющие крещение, обыкновенно, сами избирают себе имя христианское. Духовенству Западного края подтверждено давать при крещении младенца имена святых Православной Церкви, по Месяцеслову, изданному Св. Синодом (Опред. Св. Синода 16 апреля 1889 г.; 6–14 июня 1890 г., 26). По поводу отказа одного из военных священников в наречении новорожденному младенцу имени согласно избранию родителей – Святейший Синод разъяснил, что по указанию Евангелия в повествовании о наречении имени Спасителю и Иоанну Крестителю ( Мф.1:20, 21 ; Лк.1:30–31, 59–63 ), а также по преданию церковному (Св. Сим. Солунск. пр. 59) и по общеустановившейся современной церковной практике избрание имени новорожденному принадлежит родителям последнего, причем только в случае, если выбор имени младенцу предоставляется родителями его священнику, последний нарекает его именем по собственному усмотрению, обычно избирая для сего имя святого, память коего чтится в день чтений молитвы новорожденному, или в восьмой день по его рождении, также в день рождения, в день крещения, или ближайший к тому день (Вести. Военного Духовенства 1906 г., ноября 7-го, 21). 1096 В Требнике, изд. митрополитом Петром Могилою (1646 г.), положен и самый отпуст следующий: «На объятиях Праведного Симеона возлещи изволивый, спасения нашего ради, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых Своих спасет и помилует нас, яко благ и человеколюбец». 1097 Если но какому-либо случаю следовало бы переменить данное имя младенцу, то младенцу покрещенному вновь читается молитва на наречение имени, и при этом дается новое имя (Воронежск. Епарх. Вед., 1870 г., 17). Младенца царевича Дмитрия в день его рождения нарекли Уаром, а при крещении Дмитрием (Снегирева, Памятники Московск. древн., стр. 154). Младенцу же, уже принявшему крещение, переменяется имя только в самом крайнем, необходимом случае и дается ему имя новое при причащании его и об изменении пишется в метрической книге в той статье, где было записано о рождении и крещении младенца.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

а) Самый древний по времени праздник, внесенный в России в пролог, – это освящение великолепной каменной Десятинной церкви Богородицы, созданной великим князем Владимиром в продолжении семи лет (989–996). Освящение ее празднуемо было весьма торжественно и этот праздник внесен в пролог под 12 мая со сказанием о нем. б) Празднование русским святым князьям Борису и Глебу установлено великим князем Ярославом и митрополитом Иоанном по создании в честь сих мучеников большой пятиверхой церкви. «И пошли со крестами митрополит Иоанн и князь Ярослав и все духовенство и народ и принесли в церковь (раки) святых и освятили церковь и установили праздновать праздник месяца июля в 24 день», пишут современники Иаков мних и Нестор летописец . Это было вскоре после 1020 года 92 . в) В 24 день июля 1115 года был умерщвлен святой Борис, а 5 сентября находится память убиения Глеба со сказанием. г) Далее следует праздник также киевский, внесенный в древние прологи, – это освящение церкви Софии – Премудрости Божией. Этот храм заложен великим князем Ярославом в 1037 году, строился, судя по его великолепию, не мало лет и окончен неизвестно когда, но, без сомнения, при князе Ярославе, который скончался в 1154 году 19 февраля и погребен в этом соборе. По древним некоторым прологам, он освящен митрополитом Феопемптом 93 , который, как говорит митрополит Макарий, правил русской церковью еще в 1049 году, а по месяцеслову евангелия, написанного по повелению новгородского князя святого Мстислава Владимировича до 1117 года, София киевская освящена митрополитом Ефремом; он упоминается в летописи в 1055 году. д) Великим князем Ярославом I установлен еще знаменитый праздник киевский и общерусский, доселе совершаемый. Это освящение каменной церкви святого великомученика Георгия, ангела великого князя Ярослава, в крещении Георгия. Освящение, по проложному сказанию, совершено митрополитом Илларионом 26 ноября, следовательно между 1051–1054 годами. По сказанию проложному, князь повелел совершать этот праздник по всей России 94 . Служба святому Георгию 26 ноября показана в Софийской минее XI века и в типографской минее в Москве 1097 года 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ О деятельности синодальной комиссии по канонизации святых Иерей Максим Максимов, секретарь Синодальной Комиссии по канонизации святых, клирик Московской епархии. Доклад, прочитанный на XI Рождественских Международных образовательных чтениях 29 января 2003 Иерей Максим Максимов, секретарь Синодальной Комиссии по канонизации святых, клирик Московской епархии О деятельности синодальной комиссии по канонизации святых В 1989 году в Русской Православной Церкви впервые за тысячелетнюю ее историю была образована постоянно действующая Комиссия по канонизации святых. Исторически так сложилось, что вопросов в этой области церковной жизни накопилось очень много, потому что во время Синодального периода и в годы гонений в ХХ веке не было возможности прославлять подвижников веры и благочестия в лике святых. Поворотным моментом в жизни Русской Православной Церкви стал Поместный Собор, который проходил в 1988 году, когда праздновался юбилей тысячелетия Крещения Руси. Начало возрождения церковной жизни совпало со временем празднования этого юбилея. За время после Собора 1988 года в Русской Православной Церкви прославлено много мучеников и исповедников, подвижников веры и благочестия. Историческим итогом церковной жизни минувшего столетия стало прославление на Архиерейском Соборе 2000 года Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ века, миру явленных и неявленных, но ведомых Богу. Соборным Деянием к лику общецерковных святых причислены мученики и исповедники, чьи имена и подвиг на тот момент времени был изучен (таковых оказалось 1097 человек) и чьи имена и подвиг остаются пока неведомы людям, но ведомы Богу, ради Которого претерпели они многоразличные гонения и мученическую смерть. Архиерейский Собор принял решение: «14. В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых».

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Содержание МЦА СЕПТМБР МЦА КТМБР=ОКТОМБР МСЦ НОБР МЦА ДЕКМБР МЦА ЕНОУАР МЦА ЕВРАР МЦА МАРТА МЦА АПРИЛ МЦА МАИ МЦА ИЮН МСЦ ИЮЛ МЦА АВГОУСТА Примечания     Прославление важный событий и подвигов святых мужей, жен и детей ознаменовывается в православной церкви пением стихир, тропарей и канонов с принадлежащими к ним кондаками, икосами и светильнами в определенный для каждого праздника день. Эти песнопения издавна собраны в определенные книги, называемые месячными минеями, и в них расположены по месяцам и по дням, с обозначением, в какой именно день каждого месяца прославляется память какого события или святого. Песнопениям каждого месяца посвящена особая книга; и в каждой из двенадцати книг расположены они по числам месяца с первого до последнего. (См. подробности о них в книге Константина Никольского Обозрение богослужебных книг: ст. 56–89). Таким образом месячные минеи заключают в себе между прочим и церковно-календарные указания. Есть эти указания и в других церковных книгах, но ни в одной из них – говорю о древнейших – в такой полноте: вот почему они важны для истории нашего календаря. Въ каждой церкви должны быть эти книги; тем не менее из древнейшего периода нашей письменности сохранилось их относительно немного. Между памятниками XI века мне известны только три минеи: – на октябрь в Типографской библиотеке с отметкою 1096, – на ноябрь там же с отметкою 1097, на май в библиотеке Новгородского Софийского собора. Между памятниками XVII века Синодальной библиотеке принадлежат минеи – на сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, апрель, май, июль и август, – Новгородской Софийской библиотеке принадлежат на сентябрь, октябрь, апрель, май, июнь, – Типографской библиотеке минеи на апрель и июль, – Императорской публичной библиотеке только одна – на июль, Обществу древностей тоже одна – на май и библиотеке св. Синода одна – на июль. К памятникам первой половины XVIII века надобно отнести минею на февраль, которой отрывок принадлежит П. И. Саваитову, и минею на май, принадлежащей Новгородской Софийской библиотеке. Есть ли где еще минеи такого же древнего письма мне неизвестно; более поздних, писанных в XIV веке и позже, много.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

3) чудо об Агрике и его сыне Василии (в русской традиции Агрик – имя собственное, тогда как в греческих версиях это γροικος «живущий в деревне», «земледелец») 4) чудо о юноше Николе 5) чудо о попе Христофоре 6) чудо о Петре-чернце. В рукописях совпадает порядок следования этих текстов, что позволяет предполагать такой же состав и последовательность в греческом оригинале. Однако редакции оригинальных греческих текстов, соответствующие славянским чудесам, до настоящего времени неизвестны. Опубликованы более пространные и более краткие греческие версии 1098 . Четыре текста, имеющиеся только в одной из двух древнейших рукописей, составляют дополнительную часть раннего цикла. В неё входят: двойное чудо Николая Мирликийского и Георгия Победоносца; чудеса о трёх воеводах; о ковре и о злате. Очевидно, они были объединены с основной частью цикла в разное время и в составе разных сборников. Чудо о трёх воеводах, видимо, изначально помещалось в южнославянских календарных сборниках под 6 декабря – днём памяти святителя. Его перевод с греческого языка был сделан в Болгарии в X в., текст является древнейшим преславским переводом 1099 . Вероятно, в каком-то сборнике к этому тексту была добавлена основная часть раннего цикла чудес, там же, или в другой рукописи, дополненная двойным чудом. Двойное чудо свв. Николая Чудотворца и Георгия Победоносца, как показал А.А. Турилов, извлечено из болгарского «Сказания инока Христодула» о чудесах великомученика Георгия Победоносца 1100 . Вероятно, этот текст был переведён с греческого языка, однако оригинал пока неизвестен. Чудеса о ковре и о злате могли быть присоединены к циклу в Хлуд. 215. В дальнейшем, в русской письменности, все десять чудес раннего цикла встречаются в различных комбинациях, будучи объединены с другими произведениями о свт. Николае, среди которых основными являются Метафрастово житие, так называемое Иное житие, «Память перенесения мощей», рассказывающая о перенесении мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари в 1097 г., «Слово похвальное» и ещё одно житие, условно обозначаемое как «хожение», или как «некнижное житие». При этом все произведения сохраняют свою самостоятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010