Искренно уважающий Вас, С. Рункевич Архив РДМ, п. 64, д. 1407. 2 л. 608. Свидетельство, выданное архимандритом Леонидом члену Русской Духовной Миссии иеромонаху Мелетию 1097 Иерусалим 19 февраля 1914 г. Подлинник Предъявитель сего, старший иеромонах Русской Духовной Миссии в Иерусалиме о. Мелетий, ныне отправляющийся в Назарет, Дамаск, Хомс, Триполи, Бейрут для исповедования русского педагогического персонала школ И П П О ва, под запрещением священнослужения не состоял и не состоит. В том подписью и приложением печати свидетельствую. Архив РДМ, п. 13, д. 233. 1 л. 609. Отношение архимандрита Леонида к генеральному консулу А.Ф. Круглову 1098 о получении фирмана на освящение церкви у Дуба Мамврийского Иерусалим 10 марта 1914 г. Отпуск Честь имею уведомить Ваше Превосходительство о получении мною от Вас отношения от 8 марта за 1914 г. о радостном для меня известии о получении фирмана на освящение нашего храма у Дуба Мамврийского. Премного благодарен Вам за сие радостное известие и тысячу благодарностей от Р Д Миссии за Ваши хлопоты, увенчанные успехом по этому важному делу. Архив РДМ, п. 13, д. 233. 1 л. 610. Записка архимандрита Леонида о результатах его деятельности в Иерусалиме в 1903–1914 гг. Иерусалим 20 марта 1914 г. Копия Все, что сделано в течение десятилетия для Русской Духовной Миссии в Иерусалиме 1) Приобретение вновь участка в Бет-Захаре (дом Захарии и Елизаветы) на полпути к Дубу Мамврийскому; постройка там подворья для приема 1000 человек и превращение этого участка в плодовый сад, который будет приносить большой доход; устроен там молитвенный дом на 300 человек. 2) Расширение вдвое существовавшего у Дуба Мамврийского подворья, а главное – постройка там большого каменного храма на 2000 человек в память рождения Е И Высочества наследника цесаревича и в князя Алексия Николаевича. Этот храм готов к освящению – не достроена еще колокольня. 3) Приведение в порядок участка близ селения Бет-Джалы на горе Рас-Она и постройка там домика для богомольцев. 4) Приобретение вновь большого участка близ Вифлеема в Бет-Са уре, где было явление ангелов пастырям Вифлеемским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Таким образом, видим, что мышление человеческое, выйдя из подчинения и контроля разума, а через это и Бога, подверглось неудержимому наплыву различного рада помыслов как своих, так и чужих, не имея возможности не только управлять ими, но и даже просто их замечать. Ибо бывают даже «такие тонкие помыслы, которые не замечаются умом, во время их пребывания в сердце, а открываются позже – из дел, и притом большей частью другим, нежели себе самому». 1096 Преп. Иоанн Синайский называет такие помыслы «набегом мысли», так как они проходят в душе столь быстро, что без времени, без слова и образа, одним тонким воспоминанием, без сочетания и неизъяснимым образом, возбуждают в душе то или иное страстное движение. 1097 Отсюда естественно можно заключить, что каков бы ни был рассудок у людей неправоходящих, преданных греху и страстям, он, несмотря на все усилия свои не может не платить дань своей немощи и сил не имеет освободиться от нее. «В этом еще осязательнее всякий уверится, когда позаботится вникнуть в обыкновенные наши понятия, суждения и умствования, хотя бы в продолжении одного дня, в том кругу, в каком кто живет. Здесь почти повсюду в понятиях: неясность, сбивчивость, безотчетность, незнание их цены и подчинения, следовательно ? запутанность и нестройность; в суждениях: опрометчивость и поспешность, чувственность, изменчивость, отсутствие оценки, неведение, болтливость и шутовство, поверхностность; в заключениях: недальновидность и близорукость, безначалие или предположительность, предрассудки и софизмы». 1098 О всех этих недостатках рассудка много говорится в учебниках по логике; там же предлагаются и различные средства к их избежанию, но, «что не говори логика, без внутреннего изменения ничего не сделаешь». 1099 Пока рассудок не займет подобающее ему подчиненное положение по отношению к разуму и пока разум не займет того же положения по отношению к Богу, невозможно будет что-либо сделать для освобождения ума человеческого из уз мрака и неведения. Ощущение, воображение и память

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Адовы 1078 же болезни окрест обьидоша, смерти вечныя сети нозе соплетоша. Сими четырми скорбми то нам возвещает 1079 , яко умирающым сих 1080 всяка 1081 стужает 1082 . Первая знаменает болезнь належащу, душу из тела, тело ко гробу гонящу Вторая – яко в той час вси греси приходят на память и лютое смятение родят. Адовы же болезни то нам знаменают, яко муки вечныя тогда устрашают. Сети паки смертныя суть искушения, демоны творимая 1083 ради прелщения, В то бо время наипаче демон искушает. последнее бо время тое быти знает. Сия чтущий 1084 , ко смерти 1085 добре готовися, на лукава демона Тайны утвердися Покаянием чистым, причастием Тела и Крове Христа Бога, да тя деют смела. И елеем 1086 священным тщися мазан быти, тако 1087 готова демон не может вредити. Скорбь и благоденствие Праведником днесь 1088 скорби, беды, гонения нужду имут велику многа терпения. Грешницы 1089 же богатствы, честми отбилуют 1090 , вся им ко веселию в мире прислугуют. Но елма время сие мира отщетится. тогда коло щастия онех превратится, Ибо грешником скорби, печали и муки будут, елма приидут во демонски руки. Праведником же слава, честь и веселие в небесной будет стране со миром велие. Обема 1091 же во веки сия приключатся. злых злая и 1092 благая благих не скончатся. Не завиди убо днесь грешных 1093 благоденству 1094 , имей очи 1095 к праведных вечному блаженству. Кратко есть зло и благо, еже ся кончает, то долго, еже конца никогда познает 1096 Скорпий Скорпий единадесять 1097 купно чад раждает, десятицу же снед их. ед но 1098 оставляет 1099 . Да вид рода из мира их не истребится. ядом же их не лише род наш повредится. Скотонравие Отнеле 1100 же человек скотом приложися, в различных нравы зверей 1101 весь род развратися. Неции ядовита, яко змии. быша. ближния своя ядом аспидим губиша. Инии. яко тигри. люте сверепеша 1102 , друзии лвом подобну жестоту имеша. Неции. яко волцы 1103 овцохищни, бяху. инии, яко пави, гордостне хождаху. Неции. яко жребцы 1104 стаднии. блудиша. инии. яко вепри, в блате ся грузиша 1105 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Сын благочестивого черниговского князя Давида Святославича, князь Святослав-Святоша, в крещении Панкратий, а в иночестве Николай, был женат и имел детей: одна дочь его была супругою блаж. князя Всеволода-Гавриила. 393 В 1097 г. видим его князем луцким, но в том же году осажденный Боняком и Давидом, ослепившим несчастного Василька, он добровольно выехал из Луцка в Чернигов. 394 Хотя грозный царь несправедливо называет кн. Святослава-Николая великим князем черниговским, 395 но царь конечно имел в виду памятники того, что живший с 1097 г. в Чернигове князь владел землями в черниговском княжестве и тем устраивал покой своей семьи – жены и детей; черниговское предание твердо помнит, что Навоз и Пакуль с их окрестностями, расположенные на берегу Днепра, принадлежали блаж. князю Николаю Святоше и им потом отданы лавре, которая владела ими до самых поздних времен. В 1107 г. оставил он жену, детей, известность мирскую и 17 февр. принял пострижение в печерской обители. 396 «Три года, пишет блаж. Симон, провел он в поварне, работая на братию: своими руками рубил дрова для варения гороха братского; часто носил воду с берега на плечах своих. Братья его Изяслав и Владимир не могли удержать его от подвигов. Как искренний послушник, он с любовью выпросил дозволение варить пшенную кашицу на братию в течении года. После того приставлен он был, как испытанный и способный, к вратам монастыри и здесь пробыл три года, не отходя никуда, кроме церкви». 397 Много надобно было твердости, чтобы перенести упреки за решимость князя на жизнь послушника безответного. Тогда еще никто из князей, в летах и положении Святослава, не обрекал себя на труды и смирение иночества. Братья Святослава старались возвратить его миру, особенно через врача, поселившегося для Святослава в Киеве. Врач выставлял, как вредна для здоровья князя суровая жизнь инока. «Да и благочестивые братья твои, Изяслав и Владимир, говорил врач, терпят унижение от твоей бедности. Кто из князей поступал так? Блаженный ли отец твой Давид, или дед Святослав? Кто из бояр пожелал сего, кроме Варлаама, бывшего здесь игуменом? Но блаженный отвечал: брат Петр! много думал я и положил не щадить плоти моей, чтобы не поднять брани на себя; пусть стесняемая трудами смирится она.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

То же самое указывает рукопись 1097 Синайской библиотеки, с той лишь разницей, что чтение Апокалипсиса предоставляется усмотрению предстоятеля 371 . По той же рукописи, в день памяти преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных, предлагалось чтение о мученичестве этих отцов 372 . Рукопись Синайской библиотеки 1095 XII века указывает читать не сами послания апостольские, а толкования на них Златоуста: «Должно знать, что от недели Пасхи до Всех святых на чтениях великой вечерни читаются Деяния святых апостолов, в прочие же недели – всего Златоуста 7 посланий соборных, 14 посланий апостола Павла и Апокалипсис Богослова» 373 . Следующая после чтения часть всенощного бдения до утренней литии мало чем отличается от изложенной во второй главе современного Типикона. Остановимся лишь на тех особенностях, которые составляют отличие от этого порядка. Так, рукопись Синайской библиотеки 1096 говорит о певческом отправлении Шестопсалмия всем братством: «После чтения праксапостола начинаем „Слава в вышних Богу», поем сообща Шестопсалмие» 374 . Рукопись Шио-Мгвимского монастыря дополняет отправление Шестопсалмия благовестом в «великое» и каждением, совершаемым иереем: «По окончании чтения начинаем Шестопсалмие. Кандиловжигатель, приготовив кадило, выходит и звонит в „великое» 375 . Священник совершает каждение». То же самое предписывает рукопись Иерусалимской патриаршей библиотеки 31 Р. Отправление Непорочных 376  и полиелея 377  в рассматриваемый период действия Иерусалимского устава характеризуется отсутствием единства богослужебной практики. Синайский монастырь великомученицы Екатерины не только на воскресной агрипнии, но и на бдениях памяти чтимых святых, отправлял Непорочны с пением на каждой статии особого припева. Рукопись Синайской библиотеки 1097 содержит такие припевы. На память пророка Моисея: к 1-й статии – «Ублажаем тя, боговидче Моисее, вечно-блаженнаго и богославнаго и пророка Христа Спасителя»; ко 2-й – «Достойно есть, яко воистинну блажити тя, зако-нодавца, со ангелы согласно поющаго песнь небесную»; к 3-й – гласа 8-го «Роди вси тя ублажаем, боговидче Моисее» 378 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

На чем основано их свидетельство о перенесении мощей святителя в Венецию в 1097 году? Было ли в самом деле это перенесение? Мы остерегаемся принять предположение 38 , по которому весь рассказ венецианского монаха-писателя и все приведенные нами известия подобного же характера – не более, «как выдумка честолюбивой венецианской республики, не хотевшей уступить славы приобретения св. мощей великого чудотворца торговцам ничтожного города безвестной Апулии». Рассказывать с полной обстоятельностью о небывалом событии, выдумывать и выдавать за действительность такое событие, которое должно бы быть в памяти у всех, – это такой смелый и неразборчивый прием, что требуются сильные положительные доказательства, чтобы обвинить в нем венецианского монаха или других участников его предполагаемого вымысла. Если бы все приведенные нами летописи венецианские, говоря о перенесении мощей святителя, относили это событие к тому же 1087 году, к какому относит его большая часть других западных хроник, и разнились только в означении места, куда они перенесены, ставя Венецию вместо Бара, то упрек им в намеренном желании усвоить своему городу чужое дело был бы еще несколько уместным. Но этого нет. Разность у них не в месте, но и во времени события. Это заставляет предположить, что вообще, западные и венецианские известия говорят нам о двух разновременных исторических событиях; так что отнимают у нас возможность предпочитать известия одних в ущерб известиям других. Итак – ужели в 1097 году было второе перенесение в Апулийский Бар? Не отвечая категорически на этот-то вопрос мы вынуждаемся, однако, сказать: «Вероятно было». – Но одни ли и те же мощи одного и того же святителя переносились дважды? Не было ли двух мирликийских святителей одного и того же имени и двух мощей их, одинаково прославленных? Здесь мы присоединяемся к мнению ученого исследователя греко-восточной церкви архимандрита Антонина, который на основании открытых и еще доселе открывающихся древних церковно-исторических памятников 39 востока признает существование двух архиепископов одного имени – Николаев в Мирах-Ликийских.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– те, кто не далеко ушли от православного благочестия, – норманнские администраторы и законники, – «мистики». Те, кто не далеко ушли от православного благочестия Валдеф Нортгемптонский (статуя в Кроулендском аббатстве, где он был захоронен) Кроме Магна и Рогнвальда с Оркнейских островов, были и другие – английские – подвижники, что жили и умерли вскоре после норманнского завоевания, сохранившие элементы старого дораскольного и донорманнского благочестия. Интуитивно чувствуется, что они ближе к Православию, чем прочие чисто католические святые. Очень интересен Валдеф (также Валтеоф; † 1076), граф Нортгемптонский и Хантингдонский. Он, последний англо-саксонский граф, сражался против норманнских захватчиков в 1066 году и позднее снова – в Йорке. В 1075 году он еще раз восстал против норманнской тирании, но за это был обезглавлен и с тех пор почитался английским народом как святой (неофициальный день памяти – 31 мая). Сразу после великой схизмы жил и католический святой Эскил († ок. 1080; память в Католической Церкви 12 июня), английский или англо-датский епископ-миссионер, трудившийся в Швеции. Родственник апостола Швеции святого Сигфрида , Эскил, как и он, был замучен в Швеции язычниками. К другим замечательным фигурам, в значительной мере сохранившим, как нам кажется, дух святости и единства древней Англии, относится и Генрих с острова Кокет († 1127; память в Католической Церкви 16 января). Он родился в Дании, а подвижническую жизнь вел в Англии на острове Кокет близ Тайнмута – этот остров был связан со святым Кутбертом Линдисфарнским († 687; память 20 марта/2 апреля). Как и великий святой Кутберт, Генрих вел на этом острове отшельническую жизнь и всем приходившим к нему давал наставления в духовной жизни. Вулфрик из Хейзелбери в Сомерсете (ок. 1080 – 1154; неофициальный день памяти – 20 февраля) тоже был подвижником и пустынником, знаменитым своим даром прозорливости, подобно Генриху и Годрику. Христина из Маркьята (ок. 1097 – ок. 1161; память в Католической Церкви 5 декабря), чудом спасшись от норманнского епископа Ральфа Фламбарда, пытавшегося ее соблазнить, избрала пустынножительство недалеко от Сент-Олбанса, графство Хартфордшир. Подвижница, как и другие, славилась даром прозорливости, и многие верующие стекались к ней за духовным советом.

http://pravoslavie.ru/49268.html

мая 30 дня 379 . Это оправдавшееся прозрение обратило внимание всех на Никиту; князья и бояре стали приходить к нему для слушания наставлений. Никто не мог сравниться с ним в знании книг Ветхого Завета, он знал их на память 380 ; но книг Нового Завета никак не хотел он слушать, ни беседовать по ним. По этой последней странности поняли, что он обольщён. Любовь отцов не могла быть равнодушной к несчастью брата. Преподобные игумен Никон, Иоанн, бывший после него игуменом, постник Пимен, Матфей прозорливый, св. Исаакий печерник, Агапит врач, Григорий чудотворец , Николай, бывший после епископом Тмутараканским, Нестор, написавший летопись, Григорий, творец канонов, Феоктист, бывший потом епископом Чернигова, – пришли все к прельщённому и, помолившись, отогнали от него беса. Они вывели его (из затвора) и спрашивали о Ветхом Законе, желая что-нибудь слышать от него. Но он с клятвою уверял, что никогда не читал книг. И тот, который прежде знал на память Ветхозаветные книги, теперь не знал ни слова. Преподобные отцы едва научили его грамоте. С того времени он посвятил себя посту и чистому, смиренному и послушливому житию, так что превзошёл он других добродетелями. Поставленный в епископа Новгороду, он сотворил много чудес; молитвой низвёл дождь и погасил пожар. И ныне чтут со святыми блаж. Никиту. Так писал Поликарп 381 . По другим памятникам, св. Никита посвящён в епископа Новгородского в 1096 году на место почившего блаж. Германа, а в 1097 г. Мстислав, князь Новгородский, «молитвами преподобного епископа Никиты», благополучно возвратился в Новгород после долгой войны с Олегом 382 . Поныне ещё цел каменный корпус, построенный св. Никитой для Новгородского владыки; он и в памятниках и в народном предании известен под именем Никитинского, как построенный св. Никитой 383 . Святитель-подвижник имел утешение благословить блаж. Антония на основание новой обители. Железные вериги, снятые с мощей святителя, весом в 14 ф., – верный свидетель тому, что святитель до самой кончины своей ревностно подвизался против плоти 384 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Весьма естественно, что победив – и при том так легко, непокорного и вместе с сим причинившего столько семейных хлопот, – Волынского князя, Блаженный Мстислав, по обычаю, решился ознаменовать эту новую свою победу особыми памятниками на Волыни, – и в память этого положил основание некоторым монастырям и храмам в древнем Владимире 182 и потом в Луцке, который в это время лежал на пути из Киева во Владимир, и кроме того был еще так памятен для России по пребыванию в нем Блаженного Николая Святоши, на ту пору еще подвизавшегося в обители Печерской. Не забудем кроме этого, что под властью Андрея, сына Мономахова, княжившего в то время на Волыни, самый Луцк принадлежал теперь семье Мономаховой, – что в это время сам Мстислав находился в Белгороде, 183 следовательно по сю сторону Днепра невдалеке от Луцка, – а при таком положении, само собою разумеется, он весьма легко мог распоряжаться здесь как на своей отчине, тем более, что как старший сын великого князя Мстислав, без сомнения, он имел и права более широкие, особенно в волости брата, которого только что освободил от неприятелей. Наследовав отцу своему (1125 г.), блаженный Мстислав прогнал (1127 г.). Половцев не только за Дон, но и за Волгу; строго наказал Полоцких князей, отказавшихся воевать против этих заклятых врагов Христианства; ходил (1131 г.) с детьми войною против дикой Литвы и наконец на пасхальной неделе, 15 Апреля 1132 г., скончался на 56 году своей жизни в Киеве, где и погребен в своем храме Великомученика Феодора. 184 Церковь отечественная совершает память Святого Мстислава 15 Апреля в день его кончины. 185 VII. Пребывание пр. Николы Святоши, князя Черниговского, на Волыни в звании удельного князя Луцкого. Преподобный Никола Святоша был сын благочестивого князя Черниговского Давида Святославича. В мире Святослав, во Св. Крещении Панкратий, Пр. Никола имел жену и детей, и одна из дочерей его была супругою блаженного князя Псковского Всеволода – Гавриила. 186 В 1097 г. великий князь Святополк отдал Святославу Давидовичу г.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Никто не мог сравниться с ним в знании книг в. завета, он знал их на память 219 ; но книг нового завета ни как не хотел он слушать, ни беседовать по ним. По этой последней странности, поняли, что он обольщен. Любовь отцов не могла быть равнодушной к несчастью брата. Преподобные: игумен Никон, Иоанн, бывший после него игуменом, постник Пимен, Матфей прозорливый, св. Исаакий печерник, Агапит врач, Григорий чудотворец , Николай, бывший после епископом тмутараканским, Нестор, написавший летопись, Григорий творец канонов, Феоктист, бывший потом епископом Чернигова, – пришли все к прельщенному и, помолившись, отогнали от него беса. Они вывели его (из затвора) и спрашивали о ветхом законе, желая что-нибудь слышать от него. Но он с клятвою уверял, что никогда не читал книг. И тот, который прежде знал на намять ветхозаветные книги, теперь не знал ни слова. Преподобные отца едва научили его грамоте. С того времени он посвятил себя посту и чистому, смиренному и послушливому житию, так что превзошел он других добродетелями. Поставленный в епископа Новгороду, он сотворил много чудес: молитвой низвел дождь и погасил пожар. И ныне чтут со святыми блаж. Никиту». Так писал Поликарп. 220 По другим памятникам, св. Никита посвящен в епископа новгородского в 1096 году, на место почившего блаж. Германа, – а в 1097 г. Мстислав князь новгородский «молитвами преподобного епископа Никиты» благополучно возвратился в Новгород после долгой войны с Олегом. 221 По ныне еще цел каменный корпус, построенный св. Никитой для новгородского владыки: он и памятниках и в народном предании известен под именем никитинского, как построенный св. Никитой. 222 Святитель-подвижник имел утешение благословить блаж. Антония на основание новой обители. Железные вериги, снятые с мощей святителя, весом в 14 ф., – верный свидетель тому, что святитель до самой кончины своей ревностно подвизался против плоти. 223 Блаж. пастырь скончался 30 января 1108 года, «а на весну, говорит древняя летопись, почаша писати (расписывать стены) св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010