Дни памяти св. Николая Чудотворца Святой Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, родился в 287 году в Ликии, в городе Натаре, от благочестивых родителей Феофана и Нонны. За благочестие, по особенному указанию Божию, поставленный во епископа Мир-Ликийского, св. Николай отличался христианскою кротостью, простотою в образе жизни, воздержанием, милосердием к нуждающимся и пастырскою ревностью. При Диоклитиане он был заключен в темницу и, освобожденный при Константине Великом , был в 325 году на первом вселенском соборе, где с такою ревностью обличал Ария, что другие отцы собора признали поведение обличителя несогласным с духом кротости. Но Сам Бог защитил святителя, показав в видении некоторым отцам собора св. Николая, получавшего от рук Иисуса Христа и Пречистой Девы Марии архиерейский омофор. Св. Николай преставился в глубокой старости, 6-го декабря 347 года. Тело его положено в Мирах Ликийских Кончина Святителя служит предметом праздника, который бывает 6-го декабря. Другое празднество в честь св. Николая бывает 9-го мая, в память перенесения честных мощей святителя из Мирликийских в Бар, город Апулии (в Италии). Празднество в намять этого события у нас в России установлено митрополитом киевским Ефремом, в 1097 году. Дни памяти святителей российских Из святителей российских повсеместно прославляются и особенною честью пользуются следующие: Св. Петр, митрополит Московский Святой Петр родился и первые годы жизни провел в Волыни, в Ратском монастыре. За благочестие избранный в митрополиты всероссийские, кротостью победил св. Петр многочисленных врагов, завидовавших быстрому его возвышению, и в числе их Андрея, епископа Тверского, который клеветал на митрополита и в России и пред патриархом Цареградским. На соборе русских пастырей, созванном по этому делу, св. Петр своим смирением возбудил в клеветнике чувства раскаяния. Торжество святителя, оправданного собором, было совершенное. По причине смут, обуревавших тогда русское государство, св. Петр часто переменял места своей кафедры, но больше жил во Владимире и в Москве. Трудясь для блага России, он мирил враждовавших между собою князей, и даже путешествовал в орду ходатайствовать за наше отечество пред грозными ханами. Когда Иоанн Даниилович утвердил свой велико-княжеский престол в Москве, здесь же окончательно утвердился и св. Петр, завещав великому князю построить в этом городе храм Успения Божией Матери и предсказав пророчески будущую славу Москвы. В 1326 году храм был заложен, но св. Петр не дожил до его окончания и скончался в том же году 21 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

( < < back) Вестн. 1906 г. Дек., стр. 694. ( < < back) Жизнь Константина II, 64–72. ( < < back) Жизнь Константина III, 17 V, 6. ( < < back) ныне Исник — бедное селение, тогда была обширным и богатым городом, — главным в вифинской приморской области; с морем она сообщалась посредством озера и была одинаково хорошо доступна с моря и суши; там был обширный императорский дворец и находилось много зданий, где свободно могли поместиться собравшиеся на собор епископы и клирики; Никея отстояла всего на 20 миль от Никомидии, тогдашней резиденции императора, которому таким образом представлялось большое удобство для участия в Соборе. На избрание Никеи местом Собора, по намеку Евсевия, повлияло будто и самое ее имя — «победа» (в русском переводе). Евсевий: Жизнь Константина III, 6. ( < < back) отцов Собора не одинаково показывается историками; Евсевий (Жизнь Константина III, 8) например насчитывает их до 250; св. Афанасий александрийский в своих сочинениях, и сам император говорит о 300. Цифра 318 названа св. Афанасием в одном его послании к африкан. церкви; в своем греческом начертании — ТШ — она напоминает «крест Иисуса, потому и принята в общее употребление, так что и Никейский Собор, получил название — Собор 318-ти Отцов. ( < < back) Жизнь Константина, кн. II,65. ( < < back) ересь и после Собора не замерла окончательно. Ариане при своей лукавой изворотливости входили иногда в доверие царя и, злоупотребляя его великодушием и миролюбием, производили по временам непристойные нападки на православных; особенно св. Афанасий Великий много терпел от них. ( < < back) Жизнь Константина, кн. IV,66; IV,47. ( < < back) Память святого благоверного князя Константина и чад его: Михаила и Феодора, муромских чудотворцев Святославич был младший сын Святослава Ярославича, сперва князя черниговского, а затем великого князя киевского (1073–1077), внук Ярослава Великого и правнук Владимира святого. Приговором князей на Любечском княжеском съезде в 1097 году Муром был утвержден за Константином-Ярославом. Он после святого Глеба был первым князем муромским и родоначальником последующего дома князей муромских и рязанских. Святой Константин княжил в Муроме с 1096 г. до своей кончины, последовавшей в 1129 году. Указание в Прологе на 1192 год (1092?), как на год прибытия святого князя в Мурому, следует считать ошибочным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

55 Подробная история базилики св. Николая в Бари и ее украшения обстоятельно описаны в книге «Sul l " antica Basilica di S Nicola in Bannella Puglia. Observatione stonche artistiche ed archeologiche esposte alia pontificia Accademia romana di Archeologia nelle tomate dei 15 Marzo e 19 Aprile 1855 dal socio ordinano e censore Domenico Bartolini oggi piete Cardinale di S chiesa romana del titolo di S Marco» Roma 1882 P 11 et cet. 56 Праздник ев Николая 9 мая в Бари собирает в этот город массу богомольцев со всей Италии и из других стран как православных, так и католиков и обставлен в Католической церкви торжественными службами и литаниями. Помимо торжественной службы в канун праздника в Бари принято совершать литанию на море в память того обстоятельства, что мощи св. Николая прибыли сюда морем и прежде чем были внесены в город выдержали карантин. С этой целью из базилики в день праздника утром в торжественной процессии выносят статую св Николая и останки того корабля на котором были привезены из Мир Ликииских драгоценные мощи. Эту статую сажают на корабль и с торжественными песнопениями в сопровождении многочисленных поклонников отплывают от города приблизительно к месту остановки во время упомянутого карантина. По возвращении из этой морской литании назад начинается совершение торжественной мессы. Праздник 9 мая в Бари имеет попразднество в дни 13, 14, 15 и 31 мая. Такое же попразднество совершается и в дни 7, 9, 11, 12 и 13 декабря после воспоминания дня блаженной кончины св. Николая 6 декабря. Голубинский Е. Е. проф. История Русской Церкви Т I полов. II М 1881 С 345 «Читаемая в рукописях служба на перенесение мощей не содержащая признаков времени может быть написана – по словам проф. Голубинского – вскоре после установления праздника и автор ее не есть ли Григорий монах печерский который называется в Патерике творцом канонов и которому после канона преп. Феодосию может быть усвояем только наш канон?» (Там же С 346 прим. 2). Некоторые категорически утверждают, что настоящий праздник «у нас в России установлен митрополитом Киевским Ефремом в 1097 г.» (Нестеровский Е. Литургика Курск 1895 С 121).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Есть другого рода известия о перенесении мощей святителя, по которым они перенесении были не в 1087, а в 1096 или 1097 году и притом не в Бар, а в Венецию. Это именно известия венецианские. Таковы: 1) Рассказ Иордана de Curti венецианца, монаха ордена миноритов (францисканского), который был в 1343 г. епископом тривентским, а с 1348 г. архиепископом панархатанским и писал хронику от начала мира до 1320 года, в которой и поместил свой рассказ. Иордан начинает тем, что отвергает Барское предание о перенесении мощей святителя и говорит: «Я нашел в древнейшей книге, что мощи св. Николая не были взяты». Затем рассказывает, что в лето Господне 1096, в правление папы Урбана и Алексея греческого императора, венециане с военачальником своим Иоанном Виталием, сыном Михаила, венецианского дожа и епископом Генрихом, плывя из Родоса, прибыли в мирскую провинцию и нашли (в Мирах) древнюю гробницу в большом алтаре, а в ней три раки; и в двух раках гробницы нашли двух святителей с надгробными надписями над ними, из которых один был мученик Феодор, другой Николай – дядя великого Николая – оба знаменитые предстоятели также мирской церкви. Мощи обоих взяли они на свои корабли. Далее рассказывается об открытии мощей и великого святителя Николая, отличных от тех, которые были уже найдены в гробнице, в большом алтаре. «Мощи великого святителя Николая найдены, по откровению свыше и по некоторым другим указаниям, не в большом алтаре, а на другом равном месте в церкви, где они были сокрыты в земле в трех крепких влагалищах» 31 . Рассказав затем об отплытии венециан со святынею мощей трех святых, прибытии их в Венецию и встрече здесь, Иордан заключает: «Обретение сил святых празднуется в третьи июньские календы, а перенесение в Венецию – в осьмые иды декабря; ибо флот благополучно достиг пристани в самый праздник св. Николая. Было же это на третий год его странствования» 32 . 2) Рассказ другого венецианца и современника Иорданова Андрея Дандула († 1354 г.), помещенный в его хронике, найденной в рукописях Ватиканской библиотеки и изданной у Моратория, а нам известный по выдержкам из него у Ассемани 33 Этот рассказ совершенно сходен с рассказом Иордана, так что ученый Ассемани затрудняется сказать, кто у кого списывал – Дандул у Иордана или наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Вот исполнилось, – говорит святитель Златоуст, – то, что Христос предсказал, и куда ни пойдешь во вселенной, везде увидишь, что возвещают о жене той; хотя и не знаменита, не имела многих свидетелей, была не на позорище, но в доме некоего прокаженного, в присутствии одних только учеников Христовых. «Кто ж это сотворил? Сила Того, кто предсказал сие. Умолчано о подвигах бесчисленных царей и полководцев, которых памятники доселе еще сохраняются; неизвестны ни по слуху, ни по имени те, которые построили города, соорудили стены, одержали победы на войнах, воздвигли трофеи, покорили многих народов, поставили статуи, издали законы: но то, что жена блудница излила елей в доме некоторого прокаженного, в присутствии двенадцати мужей, все воспевают во вселенной! Прошло столько времени, а память о сем происшествии не истребилась; и персы, и индийцы, и скины, и фракияне, и сарматы, и поколения мавров, и жители британски островов, повествуют о том, что сделала жена блудница в Иудее тайно – в доме. «Велико человеколюбие Господа! Он приемлет блудницу“, покаявшуюся, и явившую пред Ним «великое благоговение и неизреченное усердие!“ 535 Заключая сими сладкоречивыми словами вселенского учителя наше исследование, позволяем себе выразить скромное желание, чтобы и наш посильный труд способствовал к разъяснению вопроса о женах, помазавших Христа Спасителя миром, и чтобы замечаемое ныне разногласие в решении этого вопроса между отечественными нашими толкователями богослужения Православной Церкви и составителями новозаветной священной истории, само собой исчезло. Бог же терпения и утешения да даст нам, чтобы мы, неуклонно и в этом следуя руководству святой Православной Церкви, тожде мудрствовали друг ко другу о Христе Иисусе ( Рим. 15:5 ), мудрствуя не паче написанных ( 1Кор. 4:6 ): да единодушно, едиными усты славим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа ( Рим. 15:6 ). 424 Vid. S. Scripturae curs. compl. t. XXI, pag. 1097, comment. In Matth. 26, 6. «Incurrit in hunc vulgaris quaestio, et nostro praesertim tempore magnis scriptis voluminibus agitata.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Мученик Твой, Господи, Трифон, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша. Кондак, глас 8: Троическою твердостию многобожие разрушил еси от конец всеславне, честен во Христе быв, и победив мучителей во Христе Спасителе, венец приял еси мученичества твоего, и дарования божественных исцелений, яко непобедимь. 1088 Фригия – одна из больших областей Малой Азии. Апамея – самый значительный город Фригии, с оживленною торговлей. 1089 По греческим евхологиям, однажды молитвою святого Трифона спасены были от голода жители Кампсады, где появившиеся вредные гады и насекомые поедали хлебные злаки, древесные листья и всякую зелень. Святой Трифон, сожалея о бедствии, простер руки свои ко Господу с молитвою, прося Его послать Ангела Своего для поражения вредных насекомых; при этом св. мученик и сам связал их клятвою, чтобы они удалились в места недоступные, назначенные к их обитанию. 1090 Великие Минеи-Четьи составлены московским митрополитом Макарием в XVI столетии. Кроме житий святых здесь помещены все книги Священного Писания, множество поучений и разных статей духовного содержания. На основании Макарьевских Миней составлены Минеи-Четьи святого св. Димитрия Ростовского 1094 Никея – в древности богатый и цветущий город – Вифиния (в Малой Азии), ныне весьма бедный и малонаселенный. В сем городе происходили I и VII вселенские соборы. 1095 Скриниарий – придворной казнохранитель, имевший большую силу при епархе (правителе области), почему ему оказывалось особенное царское доверие и поручались разные ответственные должности. 1097 Зевс (или Юпитер) – греко-римский бог, почитавшийся язычниками властителем неба и земли, отцом всех богов и людей. 1098 Вообще боги греков и римлян, по их верованию, отличались теми же страстями и преступными наклонностями, как и люди. 1099 Память святого первомученика архидиакона Стефана, побитого камнями от евреев, празднуется церковью 27 декабря

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

8) Село Лемдяйский Майдан. Храм в память Покрова Пр. Богородицы, с теплым приделом во имя св. арханг. Михаила, деревянный, построен в 1850 г., расстоянием от г. Пензы 150 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 1½ д., пахотной 33 д. Жалованье по окладу V кл. Дом для священника церковный. Прихожан м. п. 1107, ж. п. 1097. Приход состоит из одного села. Приходское попечительство есть. Училище земское. 9) Село Лемжа. Храм во имя свят. Николая, с теплым Казанско-Богородицким приделом, деревянный, построен в 1862 г., расстоянием от г. Пензы 140 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной 32 д. Казенного жалованья нет, а от прихожан 90 р. в год. Дом для священника церковный. Прихожан м. п. 695, ж. п. 794. Приход состоит из одного села. 10) Село Мельцаны. Храм Христорождественский, с приделами в честь Ахтырской иконы Б. Матери и во имя св. великомуч. Варвары, каменный, теплый, построен в 1831 г., расстоянием от г. Пензы 150 в. При нем кладбищенская церковь во имя Всех Святых, каменная, ветхая. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Жалованье по окладу V кл. Земли усадебной 3 д., пахотной полторы пропорции. Дом для священника церковный. Прихожан м. п. 760, ж. п. 787. Приход состоит из села и дер. Надеждинки (в 3 в.). В селе училище земское. 11) Село Николаевка. Храм во имя Св. Троицы, с теплым приделом во имя свят. Николая, деревянный, построен в 1858 г., расстоянием от г. Пензы 150 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной 33 д. Жалованья 114 р. Дома для членов причта общественные. Прихожан м. п. 782, ж. п. 779. Приход состоит из одного села. Училище земское. 12) Село Новое Акшино. Храм в память Покрова Пр. Богородицы, с приделами Спаса Нерукотворенного Образа и во имя свят. Николая, каменный, расстоянием от г. Пензы 120 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. В пользу церкви вклад 700 р.; вклад в пользу церкви и причта 50 р.; в пользу причта 800 р. Земли пахотной и сенокосной 40 д. Жалованье по IV кл. Дом для священника церковный. Прихожан м. п. 1145, ж. п. 1158. Приход состоит из села и дер. Бугро-Ключей (в 1 в.) и Ростанки (в 3 в.). В селе училище земское.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Савве (напр.: Sinait. gr. 1097, 1214 г. Fol. 90-90 об.; Sinait. gr. 1101, 1312 г. Fol. 147 об.). В позднейших редакциях Иерусалимского устава, включая принятый ныне в РПЦ Типикон, память Н. становится бденной. Память прп. Саввы также сохраняет статус бденной, но бесспорно уступает в популярности памяти Н. На уровне уставных особенностей преимущество службы 6 дек. проявляется в пении именно на праздник Н. ирмосов 1-го канона Рождества Христова в качестве катавасии, тогда как 5 дек. катавасией служат ирмосы 2-го рождественского канона. В нек-рых редакциях устава отражена традиция считать день памяти Н. переломным моментом в течение Рождественского поста , появившаяся не позднее XIV в. (об этом упоминает визант. Типикон мон-ря св. Иоанна Крестителя на горе Меникио 1332 г.- BMFD. P. 1598). Русские дониконовские издания «Ока церковного» предписывают после памяти Н. не вкушать рыбу в будние дни недели (с начала поста и до этой памяти вкушение рыбы дозволяется помимо суббот и воскресений, также по вторникам и четвергам; см. л. 85 об. в изд. «Ока церковного» 1610 г. и л. 77 в изд. 1641 г.; из последнего соответствующие указания перешли в распространенный в старообрядческой среде «Малый устав»). Однако последованием 6 дек. гимнография в честь Н. отнюдь не исчерпывается. В каждый из 8 гласов Октоиха для службы в четверг помимо проч. помещены: 3 стихиры, седален и полный канон Н., поскольку прославление Н. является 2-й литургической темой четверга в седмичном круге богослужения . Первая литургическая тема четверга - прославление апостолов, тогда как посвящение его также и Н. получило распространение уже в поздневизант. эпоху (на слав. материале это подробно показано в кн.: Йовчева. 2004. С. 142-155). Одно из первых свидетельств о еженедельном пении канонов Н. по четвергам - но не на утрене (как предписывает Октоих), а на повечерии - содержится в южноитал. Николо-Казолянском Типиконе XII в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 806; нужно учитывать, что этот памятник происходит из мон-ря, посвященного Н.).

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Закрыть Покровитель больных и воинов Почитание вмч.Пантелеимона в Санкт-Петербурге 08.08.2023 3427 Время на чтение 14 минут Память 27 июля/9 августа Неподвластными человеческому разумению путями чрез богоизбранных людей прилеплялась русская душа ко Господу. Еще в своем духовном младенчестве особо полюбила она некоторых вселенских святых, навсегда соделав их родными себе. Первый в этом ряду, бесспорно, святитель Николай Чудотворец, а также великомученик Георгий Победоносец, великомученица Параскева Пятница, особо, до языческих предрассудков, почитавшаяся русскими женщинами, и, конечно же, великомученик и целитель Пантелеимон, которому и посвящен этот рассказ. Не отъять теперь святого Пантелеимона целителя от духовной жизни Святой Руси, он ее небесный заступник, один из самых чтимых и любимых святых нашего Отечества. Почитание этого никомидийского великомученика известно еще со времен Киевской Руси. Из летописей знаем, что великий князь Киевский Изяслав был наречен в крещении Пантелеимоном (1097 - 1154). Он имел на своем боевом шлеме изображение святого великомученика и был чудесно спасен его заступничеством от верной смерти в битве 1151 года. С тех пор почитание св. Пантелеимона как милостивого целителя на Руси соединилось с его почитанием как крепкого покровителя воинов. Это его служение раскрывается в имени, данном до крещения - Пантолеон, что значит " лев во всем " . Иконописец Р.Гирвель Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в Малой Азии в семье знатного язычника Евсторгия и назван был Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой. Она желала воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий великомученик был еще юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану (284-305), который захотел видеть его при своем дворе. В то же время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения двадцати тысяч христиан в Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай неоднократно видел Пантолеона, ходившего мимо их убежища. Однажды пресвитер позвал юношу в свое жилище и рассказал о христианской вере. После этого Пантолеон ежедневно посещал священномученика Ермолая.

http://ruskline.ru/analitika/2008/08/09/...

Предисловие Каждый день святая Церковь , а вместе с ней и верующие люди совершают память святых угодников Божиих. Делается это для того, чтобы мы обращались к ним с молитвой и, научаясь их добродетелям, освящались их святостью. Так происходит не потому, что мы лишены возможности обращаться непосредственно к Богу или что Господь в таком случае не слышит нас. Он вселюбящий Отец и принимает всякого приходящего к Нему, но воля Его такова, чтобы мы, обращаясь к святым, общались с ними и соединялись в Нем, а размышляя об их святости, думали о своей жизни, цели и призвании. Возможность общения со святыми в единой христианской семье в вере и любви, в чистоте и святости, в молитве – это дар Божий, за который необходимо благодарить Господа. Жизнь великомученика Пантелеимона и показывает нам этот истинный путь приближения и уподобления человека Богу. Бог не только велик и славен, и силен, Он еще и милостив. И святого Пантелеимона мы называем «подражателем Милостивого». Ведь он был милостивым и всем сердцем хотел помочь людям больным, страдающим, нуждающимся в его помощи. Всего себя, как врач безмездный, он отдавал людям, потому, что любил людей. Помощь великомученика больным превзошла силу земного врачевания, он стал врачом благодатным. Святой Пантелеимон смог уподобиться Богу в Его силе, а вместе с Божественной силой пришла и слава. Слава не земная и преходящая, а та, которой прославляет человека Бог. Мы смотрим своим внутренним взором на жизнь святого Пантелеимона и видим, что он уподоблялся Богу в том, что человеку доступно, а Бог дал ему и то, что человеку недоступно. Больше полутора тысяч лет назад жил святой великомученик Пантелеимон, но мы и ныне прославляем его и просим его помощи. А он слышит наши молитвы и имеет силу помочь нам. Почитание святого в Русской Православной Церкви известно с XII века: великий князь киевский Изяслав, во святом крещении Пантелеимон (ок. 1097–1154), имел изображение святого на шлеме и его заступлением остался жив в войну 1151 года. Великомученик Пантелеимон почитается Православной Церковью как небесный покровитель воинов и милостивый целитель. Бесчисленны свидетельства русской истории об исцелениях святым Пантелеимоном болящих, а также о прекращении по его предстательству пред Богом страшных моровых поветрий и эпидемий. Ведущие духовную брань также прибегают к святому с мольбой об исцелении душевных язв. Святые мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему миру, а его честная глава с XIV века хранится в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010