Обратим внимание, что Продик говорит: «наименовали», а не «именовали», иначе говоря – сами назвали. Такое рациональное воспоминание о своей истории уже в преддверии Новой, Христианской эры в истории человеческого рода доводило выдающихся античных мыслителей до разумного логического вывода в отношении всех языческих религиозных «басен»: «Порой начинает казаться, будто вовсе нет никаких богов» (Мар Туллий Цицерон, 106–43 гг. до Р.Х.). Здесь мы видим то же, что и в наши дни. Основная масса религиозно настроенных людей в дохристианскую эпоху переносила свою духовно-религиозную эмоцию на языческие божества, которые окрашивались в те или иные тона в зависимости от меры греховности (или, иначе – меры духовной и нравственной чистоты) этих людей. А ныне это всевозможные экзальтированные «увлечения» наших современников, оторванных от традиций и ценностей духовной культуры своего народа: псевдонаучная астрология, религиозно-оккультные теории, разные системы «целительства», примитивные культы «звезд», квазирелигиозное поклонение певцам, танцорам, политикам и т.п. Часть других, более рациональных (или, если угодно, не таких эмоциональных) людей и тогда и сейчас более убедительным для себя считает религиозный индифферентизм. Так в зависимости от особенностей «отеческих» традиций, формировавшихся в том или ином «колене» потомков Адама, с древности образовывались те или иные разновидности язычества – религиозных народных верований. Богословы выделяют в них древнейший пласт так называемого «адамического предания», содержащего общие религиозные представления о Боге, Творении, начальной истории человечества (Всемирный потоп, Вавилонское столпотворение, расселение народов по Земле и др.). Конечно, в той или иной степени искаженные в преданиях разных народов. И новый, поверхностный пласт позднейших, собственно языческих, в каждом народе особых религиозных представлений, понятий, сюжетов, которые уже не имеют никакого отношения к общей истории человечества в ее фактической части и религиозном осмыслении.

http://azbyka.ru/yazychestvo-i-neoyazych...

С мышлением человека как отражательной системой неразрывно связан язык. Это непосредственная действительность мышления, его материализация в устной и письменной речи. Вне мышления нет языка, как и наоборот – вне языка нет мышления. Они находятся в органическом единстве. И это подмечали уже древние мыслители. Так, выдающийся оратор и ученый Древнего Рима М. Цицерон (106–43 гг. до н. э.) подчеркивал: «...слова от мыслей, как тело от души, нельзя отделить, не отняв жизни и у того, и у другого» 1 . Язык возникает вместе с обществом в процессе труда и мышления. Его биологическая предпосылка – это звуковые средства общения, свойственные высшим животным. А вызван он к жизни насущной практической потребностью людей в познании окружающего мира и общении их между собой. Наиболее глубокая сущность языка сводится к тому, что это универсальная знаковая система для выражения мыслей – сначала в виде звуковых, а затем и графических комплексов. Назначение языка состоит в том, что он служит средством получения и закрепления знаний, их хранения и передачи другим людям. Облекая мысль, существующую в идеальной форме и, значит, недосягаемую для органов чувств, в материальную, чувственно воспринимаемую словесную форму, он открывает возможность для специального анализа мышления логикой. Единство мышления и языка не исключает, однако, существенных различий между ними. Мышление носит общечеловеческий характер. Оно едино для всех людей независимо от уровня их общественного развития, места проживания, расы, национальности, социального положения. Оно имеет единую структуру, общезначимые формы, в нем действуют единые закономерности. Языков же на Земле – великое множество: порядка 8 тысяч. И каждый из них имеет свой особый словарный запас, свои специфические закономерности строения, свою грамматику. На это обращал внимание еще аль-Фараби, выдающийся философ Востока (870–950). Говоря о законах, изучаемых логикой и грамматикой, он подчеркивал, что «грамматика дает их для слов, свойственных только какому-либо народу, а логика дает общие правила, годные для слов всех народов» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

– Счастливое стечение обстоятельств! – сказал Субоч и усмехнулся в усы. И на следующем уроке, как Субоч ни придирался к нам и ни гонял нас по «темному тексту», он снова должен был поставить всем по пятерке. Субоч сиял. Но радость его все же была отравлена некоторой тревогой. Происходило явление, небывалое в его практике. Творилось попросту чудо. После третьего урока, когда опять все получили пятерки, Субоч помрачнел. Он был, видимо, испуган. Блистательное знание латыни приобретало характер скандала. Об этом заговорила вся гимназия. Поползли вздорные слухи. Злые языки обвиняли Субоча в потворстве гимназистам, в том, что он создает себе славу лучшего латиниста. – Придется, – сказал как-то Субоч нерешительным голосом, – поставить хотя бы трем-четырем из вас по четверке. Как вы думаете? Мы обиженно промолчали. Нам казалось, что теперь Субоч был бы доволен, если бы кто-нибудь из нас заработал двойку. Может быть, теперь он даже жалел, что произнес свою вдохновенную речь о «золотой латыни». Но мы не могли уже знать латынь хуже, чем мы ее знали. Никто из нас не соглашался нарочно провалиться по латыни, чтобы заткнуть рты клеветникам. Мы вошли с головой в эту игру. Она нам нравилась. Все это кончилось тем, что Субоч не выдержал общего недоверия и устроил нам общественный экзамен. Он пригласил на один из уроков помощника попечителя учебного округа, директора, инспектора Варсапонта и знатока латыни ксендза Олендского. Субоч придирался к нам неслыханно и лукаво. Он всячески старался запутать нас и ошеломить. Но мы мужественно встречали его удары, и экзамен прошел блестяще. Директор похохатывал и потирал руки. Варсапонт ерошил волосы. Помощник попечителя снисходительно улыбался. А ксендз Олендский только качал седой головой: – Ой, полиглоты! Ой, лайдаки! Ой, хитрецы! После экзамена мы, конечно, раскисли. Мы не могли выдержать такого напряжения. Снова появились четверки и тройки. Но слава лучшего латиниста осталась за Субочем. Ничто уже не могло ее поколебать. Цицерон Марк Туллий (106—43 гг. до н. э.) – римский политический деятель, оратор и писатель.

http://azbyka.ru/fiction/povest-o-zhizni...

В одном из папирусов т. н. архива Зенона, датируемом 259 г. до Р. Х., говорится о поставках пшеницы Н., вероятно проживавшим к востоку от Иордана; согласно другому папирусу, присутствие Н. засвидетельствовано в Хауране (Papiri greci e latini. Firenze, 1917.Vol. 4. 280-445. P. 133 sq.). Согласно свидетельству Диодора ( Diodor. Sic. Bibliotheca. III 43, 5), Н., проживавшие на побережье Красного м., занимались пиратством, мешая птолемеевской морской торговле (вероятно, в сер. II в. до Р. Х.). Из источников и археологических данных известно, что Н. активно участвовали в торговле благовониями и пряностями, сначала в качестве купцов-посредников, а потом и как непосредственные поставщики - в частности, ладана и мирры - из Юж. Аравии; они строили поселения вдоль караванных путей между Хиджазом и Дамаском, Петрой и Газой (см., напр.: Graf. 1992. P. 970; Benjamin. 2001. P. 372-377). Раннехрист. авторы, зная Аравию как «страну ладана и мирра», часто ассоциировали волхвов, или «магов», пришедших поклониться младенцу Иисусу, именно с ней, а ряд совр. исследователей даже предположили, что эти «маги» могли быть Н. из Петры (см., напр.: Charbel. 1985. P. 81-88; ср.: Graf. 1992. P. 973). В древнекит. источниках упоминается Ли-Кан, что соответствует форме Рекем (т. е. набатейская Петра), как один из конечных пунктов Великого шелкового пути из Китая на Ближ. Восток ( Miller. 1969. P. 133-135). Высказывается также предположение о торгово-экономических контактах Н. с нубийцами ( Benjamin. 2001. P. 361-382). Благодаря античным источникам, набатейской эпиграфике, нумизматике и археологическим данным удалось реконструировать следующую последовательность правления набатейских царей (по Wenning. 1993. P. 81-103 и Healey. 2001. P. 25-31 с незначительными уточнениями): Арета (  ) I (ок. 170-160 гг. до Р. Х.), … Арета II (ок. 120-96 гг. до Р. Х.), … Ободат I (  ) (ок. 96-85 гг. до Р. Х.), Раббиль (  ) (ок. 85-84 гг. до Р. Х.), Арета III Филэллин (84-62 гг. до Р. Х.), Ободат II (62-59 гг. до Р. Х.), Малику (  ) I (59-30 гг. до Р. Х.), Ободат III (30-9 гг. до Р. Х.), Арета IV Филопатор (9 г. до Р. Х.- 40 г. по Р. Х.), Малику II (40-70 гг. по Р. Х.), Раббиль II Сотер (70-106 гг. по Р. Х.).

http://pravenc.ru/text/2564566.html

Почитание Исцеления, происходившие у могилы Е., стали поводом для начала процесса ее канонизации. Вероятно, инициатором процесса был Конрад Марбургский. Он пригласил Майнцского архиеп. Зигфрида III на освящение 2 алтарей новой капеллы при Марбургском госпитале (авг. 1232). Во время торжеств архиепископ и др. присутствовавшие прелаты выслушали показания свидетелей об исцелениях у гробницы Е., записав наиболее достоверные и заверив их печатями. Тогда же был составлен отчет о 60 чудесных исцелениях с приложением краткого жизнеописания Е., к-рый иерархи отправили папе Римскому Григорию IX. Папа поручил архиеп. Зигфриду III Майнцскому, Раймунду, аббату мон-ря Эбербах, и Конраду Марбургскому провести новый опрос свидетелей. К папскому письму от 13 окт. 1232 г. был приложен формуляр для сбора свидетельств. В др. папском послании содержалось распоряжение подробно изучить жизнь Е. и проверить все чудеса с выяснением имен и мест рождения исцелившихся, когда и в чьем присутствии произошли чудеса, а также к кому и в каких словах были обращены их молитвы. Записанные свидетельства надлежало хранить в запечатанном виде до нового распоряжения из Рима. Рождение Елизаветы. 1474-1477 гг. Неизв. художник (собор св. Елизаветы в Кошице, Словакия) Рождение Елизаветы. 1474-1477 гг. Неизв. художник (собор св. Елизаветы в Кошице, Словакия) К нач. 1233 г. члены комиссии выслушали ок. 700 свидетелей. Каждое сообщение о чуде записывалось на особом листке пергамена и заверялось членами комиссии. Частично сохранились протоколы, записанные аббатом Раймундом (из 106 зафиксированных исцелений 43 заверены им), который исцелился от боли в спине у гробницы Е. Протоколы должны были храниться у членов комиссии до востребования Римской курией, однако вопреки папскому указанию Конрад Марбургский сразу после окончания опроса свидетелей отсылал в Рим копии протоколов. Комиссия подготовила последовательное описание чудес, к которому Конрад приложил краткое жизнеописание Е., ставшее основой позднейших компиляций. В 1233 г. подготовка к канонизации была приостановлена (возможно, из-за убийства Конрада 30 июля того же года). В 1234 г. хранителем гробницы Е. стал Тевтонский орден, чему способствовал деверь Е., Конрад Тюрингский (вступил в орден в 1234, вел. магистр ордена в 1239-1240).

http://pravenc.ru/text/189793.html

Свт. Иона, митр. Киевский и всея Руси. Роспись Троицкого собора Ипатиевского 1685 г. Артель Гурия Никитина Свт. Иона, митр. Киевский и всея Руси. Роспись Троицкого собора Ипатиевского 1685 г. Артель Гурия Никитина В К-поле добиться назначения И. на митрополичью кафедру не удалось: патриарх в 1436 г. уже поставил митрополитом Киевским и всея Руси Исидора. Вел. кн. Василий II в послании в К-поль 1441/43 г. выражал удивление в связи с таким решением патриарха: «Не вемы же убо, за какое дело нашего прошениа не прияли… того нам епископа Иону на митрополию не поставили, и тому есмы невмале подивились, что ради нашего посланиа, или свое высочайшее поставише, тако сотвориша» (АИ. Т. 1. С. 73, 39; ПСРЛ. Т. 6. С. 162-167; Т. 20. С. 251-254). В послании имп. Константину XI, относящемся к июлю 1451 (или 1452) г., вел. князь подчеркивал, что еще «до его [Ионы] прихождения царь и патриярх поставиша… Исидора митрополитом» (РФА. 2008. С. 106, 13). То же самое утверждал И. в грамоте, отправленной киевскому кн. Александру (Олельку) Владимировичу, очевидно, в 1-й пол. 1450 г.: «Тогда мы вмале не успехом, а Исидора уже поставили на митрополью»; из этой же грамоты следует, что И. вернулся на Русь вместе с митр. Исидором (Там же. С. 225, 65), оказавшимся в Москве 2 апр. 1437 г. (вероятно, И. прибыл в К-поль для поставления не позднее нач. 1437). Визант. власти, отказывая в просьбе о поставлении нареченного митрополита правителю такой крупной правосл. страны, какой была в то время Русь, нашли способ дать И. заверения общего характера. В посланиях, написанных вскоре после 1448 г., И. сообщал о полученном им патриаршем благословении на митрополию в случае, если митр. Исидор умрет или «каково инаково о нем ся станет» (Там же. С. 225, 65; С. 93, 7.1). О том же обещании вел. кн. Василий II напоминал в послании имп. Константину XI 1451/52 г.: «...а что Божия воля о Сидоре произмыслит: или смертию скончается, или иначея что о нем будет, ино ты еси, Иона, по нем будеши митрополитом» (РИБ. Т. 6. С. 579); в др. редакции послания: «И ты, Иона, епископ Рязанский, готов благословен на той великий престол» (РФА. Вып. 1. С. 90). В великокняжеских и митрополичьих посланиях рубежа 40-х и 50-х гг. XV в., после возведения И. на митрополичий стол Собором рус. епископов, этот аргумент использовался в качестве обоснования самостоятельного, минуя К-поль, поставления И. в митрополиты: «...поминаа прежнее на нас повеление святого царя и благословение святого и вселенскаго патриарха и всего святого вселенского збора, и по думе господина сына моего великого князя имярек и его молодшие братие князей» (РФА. 2008. С. 93, 7.1).

http://pravenc.ru/text/578250.html

Гиппий, сын Афиниппа – греч. капитан торгового судна (серед. IV в. до н. э.) 90 Гипсикрат – греч. историк и грамматик из Амиса (I в. до н. э.) 115 Гнур – скифский царь, отец Анахарсиса (VI в. до н. э.) 54 Гобрий – придворный Дария I 67 Гойтосир – божество скифского пантеона (=греч. Аполлон) 47 Гомер – легендарный сочинитель эпических поэм «Илиады» и «Одиссеи» вв. до н. э.) 20, 43, 139, 140, 141, 150, 238 Горгипп – тесть Перисада I и отец Комосарии (IV в. до н. э.) 91 Горгипп – сын боспорского царя Сатира I (IV в. до н. э.) 179 Горгона – чудовище в греч. мифологии, от взгляда на которое любой превращался в камень 29 Давкет – легендарный скифский царь 164 Дандамис – некий скиф 169, 170 Дарий I Гистасп – царь Персии (522–486 гг. до н. э.)      33,34, 35, 44, 57, 58, 59, 64, 65, 66, 67, 79, 80, 106, 156, 158, 222 Дарий – сын Митридата Евпатора 156 Дева – богиня тавров и позже покровительница Херсонеса 58, 110 Деиок – царь Мидии (VII в. до н. э.) 32 Деиотар – царь Галатии и Малой Армении (I в. до н. э.) 196 Дексипп – греч. историк (III в. н. э.) 200, 257, 258 Деметра – богиня земледелия и растительности в греч. мифологии 46 Деметрий Каллатийский – греч. географ (рубеж III и II вв. до н. э.) 98, 101 Демострат – афинский архонт 392/391 г. до н. э. 126 Демосфен – греч. оратор и политический деятель (IV в. до н. э.) 84, 91 Деций, Кай Мессий Квинт Траян – римск. император (249–251 гг.) 200, 201 Диана – римск. богиня, соответствующая греч. Артемиде 231 Дидий, Авл Дидий Галл – римск. военачальник и политический деятель (I в. н. э.) 251 Динамия – боспорская царица (рубеж новой эры) 198, 199 Диокл – приближенный Митридата Евпатора 153 Дионис (Вакх) – бог вина и виноделия в греч. мифологии 55, 60 Дионисий Периэгет – греч. автор (II в. н. э.) 18 Диоскуры, братья-близнецы Кастор и Полидевк (Поллукс) – участники колхидской экспедиции Ясона, легендарные основатели Диоскурии 121, 150, 153, 155, 228 Диотим – афинский архонт 354/3 г. до н. э. 126 Диофант – полководец Митридата Евпатора 108, 115 Дифил – афинский политик (IV в. до н. э.) 91

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На почитание К. в XVII-XIX вв. указывает включение его имени под 14 окт. (представленная в поздних источниках дата явления образа Пресв. Богородицы К.) и 18 февр. (дата преставления К., содержащаяся в его Житии) в святцы, описания святых и иконописные подлинники этого времени (см., напр.: РНБ. Тит. 94. Л. 17; 3116. Л. 19 об.; 3117. Л. 40; 4765. Л. 142; ОЛДП. О. 21. Л. 58; Q. 862. Л. 118; Вяз. О. 87. Л. 81; Мих. Q. 532. Л. 229 об.; Тиханов. 279. Л. 20; ОСРК. O.I.504. Л. 63). В ряде случаев (РНБ. ОЛДП. Q. 862. Л. 118; Мих. Q. 532. Л. 229 об. и др.). К. упоминается в перечне святых «града Юрьева Польского», также в числе Вологодских (РНБ. ОЛДП. О. 21. Л. 58) и Ярославских (РНБ. Вяз. О. 87. Л. 81) святых. 16 авг. 1865 г. в обители был освящен придельный храм во имя К. (Житие. 1883. С. 259). Согласно описи 1906 г., в мон-ре хранилась икона с изображениями К. и свт. Митрофана (последний был канонизирован в 1832), шитый шелком образ К., который, по описи, находился в Древлехранилище Братства св. Александра Невского во Владимире (Монастыри. 1906. С. 111; Щенникова. 2000. С. 169-170). В рукописном тексте XIX в. (не позднее 1886) «О мощах угодников, почивающих в киевских пещерах, и о святых угодниках Российских, которых имена не помещены в месяцеслове» «Козьма преподобный» упомянут в числе тех «угодников святых, коих время памяти неизвестно» (РНБ. Тит. 2727. Л. 71 об.). В 80-х гг. XIX в. по просьбе жителей с. Зернева (Зерзнева) Суздальского у., считавших К. «своим уроженцем», епархиальное начальство учредило в 9-ю пятницу по Пасхе крестный ход с чудотворной иконой Успения Божией Матери из мон-ря в село для освящения домов местных жителей. В 1923 г. мон-рь был закрыт, возобновлен по постановлению Синода от 27 дек. 1996 г. В 2008 г. над трапезной Никольского храма архиеп. Владимирский и Суздальский Евлогий освятил придел во имя К. и свт. Митрофана. В наст. время мощи святого находятся «под спудом» в Успенском соборе Яхренского мон-ря. Ист.: Житие прп. отца нашего Космы, что на р. Яхрени, новаго чудотворца/Сост.: Ф. Павлинский//Владимирские ЕВ. 1883. 9. С. 249-260; Козьмина мон-ря синодик, вкладная книга и его описи XVII в./Подгот.: Н. С. Стромилов//Владимирские ГВ. 1884. Ч. неофиц. 5. С. 1; 7. С. 3; 8. С. 3-4; Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст.: Кр. ист. сведения с прил. описей сохраняющихся в них древних предметов. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 110-113; Усачев А. С. Житие Козьмы Яхренского//ДРВМ. 2011. 1(43). С. 89-106.

http://pravenc.ru/text/2458773.html

Введение. Что такое религия? Версии происхождения слова «религия» Слово «религия» имеет латинское происхождение: religio в переводе на русский буквально означает «совестливость, добросовестность, благочестие, благоговение, набожность». Относительно этимологии слова существует две основные версии. Первая из них принадлежит римскому оратору и политическому деятелю Цицерону (106–43 гг. до н. э.), который возводил religio к латинскому глаголу relegere, что значит «перечитывать», «вновь собирать», «снова обсуждать», «вновь обдумывать» 1 . Выдающийся отечественный мыслитель XX века И.А. Ильин , комментируя данную версию, отмечал, что ценность толкования Цицерона – в акценте на весьма важной стороне религиозности: обостренном чувстве ответственности, в том числе и коллективной, – ответственности за свою связь с миром духовным. Приобщение к сакральному заставляет человека осознать собственное недостоинство и несовершенство. «Без чувства ответственности невозможен и самый религиозный опыт, – писал И. А. Ильин . – Вступая в сферу Божественного, человеку естественно собирать свои силы и относиться критически к своим слабостям, он становится благоговеен, а потому осторожен и совестлив» 2 . Эта ответственность побуждает человека вновь и вновь обдумывать свои слова, мысли и поступки, побуждает людей собираться для совместного обсуждения или молитвы, поскольку во все времена религия считалась делом общественной важности, а не просто вопросом личных убеждений и духовных пристрастий. Автор второй версии – европейский мыслитель и оратор Лактанций (250–325 гг.), стяжавший за свою образованность и красноречие славу «христианского Цицерона». В своем труде «Божественные установления» Лактанций высказал предположение о том, что слово religio могло быть образовано от латинского глагола religare со значением «связывать», «привязывать». Такое объяснение позволило ему определить религию как союз Бога и человека 3 . Подхватывая мысль о религии как богочеловеческом союзе, блаженный Августин (354–430 гг.) отметил, что наличие в слове вычленяемой приставки re-, имеющей значение повторного действия по основному глаголу, позволяет заключить, что religio есть не что иное, как восстановление утраченной связи между человеком и Богом 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

пер. Г.А. Тароняна 6. Цицерон (106–43 гг. до н. э.) выдающийся римский оратор, писатель и государственный деятель а) О природе богов I, 97 (...) Может ли быть сказано что-нибудь столь, ребячливое, (...), сколь если бы мы стали говорить, что те виды огромных животных, которые водятся в Красном море или в Индии, вовсе не существуют? II, 130 (...) А Инд, величайшая из всех рек, не только удобряет и разрыхляет поля своей водой, но даже засевает их, – говорят, что он приносит с собой великое множество семян, похожих на хлебные. (...) III, 42 (...) Геркулесов было много (...) Пятый – в Индии, который называется Бел, («) III, 58 (...) Дионисов у нас много: первый – родившийся от Юпитера и Просерпины, второй – от Нила, который, как говорят, убил Нису, (...), пятый – родившийся от Ниса и Тионы, которым, как считают, были учреждены Триетериды. (...) б) Тускульские беседы V, 77–78 (77) Какая варварская земля так груба и дика, как Индия? Однако в том народе, прежде всего, те, которые считаются мудрецами, проводят жизнь нагими, и без страданий переносят снега Кавказа 88 и зимние стужи, и, когда предаются пламени, сгорают без стонов. (78) А жены в Индии, когда муж их умрет, вступают в спор, чтобы решить, которую из них он любил больше всех (ведь обычно у каждого много жен), – кто оказывается победительницей, та, радостная, провожаемая своими, возлагается вместе с мужем на погребальный костер, а побежденная опечаливается 89 . (...) в) О гадании I, 47 (...) Есть, конечно, и у варварских народов какая-то способность предчувствовать и предсказывать, поскольку, идя на смерть, инд Каллан, когда он восходил на пылающий погребальный костер и воскликнул: «О, преславный уход из жизни, ибо, как это случилось с Геркулесом, по сгорании смертного тела, душа вознесется к свету!», Александр же спросил его, желает ли он чего-нибудь, пусть скажет, он сказал: «Превосходно, на днях увижу тебя». Так оно и случилось: через несколько дней Александр умер в Вавилоне90. (...) 89 Жены, сжигающие себя на погребальном костре мужа, называются «сати» – «истинная» (т. е. жена). Этот обычай в Индии упоминается многими античными авторами (см., напр., 8. XV, 1, 30 и 62), но он не был всеобщим и не засвидетельствован в глубокой древности. Читать далее Источник: Древний Восток в античной и раннехристианской традиции : (Индия, Китай, Юго-Восточная Азия)/Российская акад. наук, Ин-т всеобщ. истории, Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки ; [подбор текстов, пер. с древнегреч. и латин., примеч. и аннот. указ. Г.А. Тароняна]. - Москва : Ладомир, 2007. - 638, с. : табл. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010