И в другом месте: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 14, 26; 15, 26). И Святой Дух, войдя в них, сказал им и то, чего не сказал Христос. И снова послушай, как говорит Сам Христос: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16, 12–14). Теперь ты узнал, откуда научились те, кто писал об этом страшном дне, Втором Пришествии Господа, и о том, что произойдет с праведниками и с грешниками. Таким же образом, просвещенные Святым Духом, они видели и написали и о другом, чего мы не видим» [ 1076 ]. Это учение, открытое Богом в Ветхом Завете, утвержденное Господом и Духом Утешителем, и потом проповеданное святыми Апостолами, и провозглашенное святыми отцами, составляет основную истину, которую Церковь включила в Символ веры предложением: «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым». То же мы поем и в степ е нне: «Каждый, кто через смерть возвращается к матери земле, из которой был создан, вернется снова к жизни невыразимою силою Божиею; он вновь обретет тело и будет воскрешен, чтобы наказание или награду за все содеянное им прижизни…» [ 1077 ] Потому что, не будем забывать об этом, настоящая жизнь — это время любви и долготерпения Божия, а жизнь после воскресения — это время испытания, Суда, справедливости Божией. «Это долготерпение и возмездие не противоречат друг другу, если мы разделяем их по времени. Здесь Господь уничтожает грехи крещением и покаянием, и там Он наказывает за содеянное зло огнем и мучениями» [ 1078 ]. Святой Златоуст, отмечая, что и язычники веруют в последующий Суд, хотя и понимают его иначе, формулирует следующий вопрос: «Почему Бог не наказывает здесь, но предпочитает судить там?» И отвечает: «Это все для того, чтобы Он показал нам Свое долготерпение и даровал «спасение от покаяния».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

И я ответил: «Каждому католику известно, я думаю, что Отец был возвещен Сыном. Но он возвестил об Отце в мире так, что в чудесах Он и Себя явил Богом. Богу же Отцу надобно было послать Сына на землю с тем, чтобы явить Бога и дабы мир поверил хотя бы Сыну, если уж он не поверил пророкам, патриархам и самому законоположнику. Посему надлежит воздавать Богу славу в лицах. Итак, мы говорим: «Слава Богу Отцу, пославшему Сына; слава Богу Сыну, кровию Своею искупившему мир; слава Богу Духу Святому, освятившему искупленного человека». Но когда ты говоришь: «Слава Отцу через Сына», ты этим отнимаешь славу у Сына, словно Он Сам не славится вместе с Отцом за то, что он возвестил миру об Отце. Сын, как мы сказали, известил миру об Отце, но многие не поверили, как говорит евангелист Иоанн: «Пришел к своим и свои Его не признали. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» 1070 . Но ты умаляешь апостола Павла и смысла слов его не понимаешь. Пойми же, сколь осторожно он говорит и сколь сообразно пониманию каждого. Вникни, как проповедовал он среди неверующих языков и, казалось, ни на кого не наложил бремени тяжкого 1071 ; как говорит он некоторым: «Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах 1072 . Твердая же пища свойственна совершенным» 1073 . Другим же говорит: «Я проповедал вам лишь Христа и притом распятого 1074 . Что же теперь, не хочешь ли ты, еретик, усомниться в Его Воскресении, оттого что Павел проповедал Христа лишь распятого? Обрати лучше внимание на его осмотрительность и отметь его ум, когда он говорит другим, кого он считал более твердыми в вере: «Если же и знали распятого Христа, ныне уже не знаем» 1075 . Итак, отрицай, обвинитель Павла, если только ты не сошел с ума, что Он [Христос] не был распят. Но я прошу тебя, оставь это и лучше послушайся совета: глазною мазью помажь гнойные глаза 1076 и узри свет апостольской проповеди. Ведь Павел говорил просто, доступно людям, чтобы их поднять на ступень более высокой веры; как он говорит в другом месте: «Для всех я сделался всем, чтобы приобрести всех» 1077 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Иез. 40 :28. И привел он меня во внутренний двор воротами 1064 , которыя на юг, и намерил в воротах, которыя на юг, ту же меру. Иез. 40 :29. И комнаты, и столбы и притворы той же меры. Иез. 40 :30. И окна их и притворы вокруг, пятьдесят локтей длина их и двадцать пять локтей ширина 1065 . Иез. 40 :31. И притвор на внешний двор и пальмы на столбах и восемь ступеней 1066 . Иез. 40 :32. И ввел меня в ворота, обращенныя на восток, и намерил в них ту же меру: и комнаты, и столбы и притворы-таких же размеров 1067 . Иез. 40 :33. И окна у них и притворы вокруг: пятьдесят локтей длина их, а ширина их двадцать пять локтей. Иез. 40 :34. И притворы во двор внутренний, и пальмы на столбах с обеих сторон и восемь ступеней к ним. Иез. 40 :35. И ввел меня в ворота, что на север, и намерил туже меру. Иез. 40 :36. И комнаты, и столбы, и притворы, и окна в них кругом: пятъдесят локтей длина их и двадцать пять локтей ширина. Иез. 40 :37. И притвор во внешний двор и пальмы на столбах с обеих сторон и восемь ступеней к ним. Иез. 40 :38. И комнаты 1068 у них и двери у них, и притворы у них 1069 . А пред вторыми 1070 воротами сток (воды) 1071 , там омывают всесожжения. Иез. 40 :39. А в притворе ворот два стола с одной стороны и два стола с другой, чтобы закалать на них всесожжения, приносимыя за грехи и (проступки) неведения 1072 . Иез. 40 :40. И позади стока (для омовения) всесожжений у ворот 1073 , обращенных к северу, два стола на восток против задней стороны (дверей) 1074 вторых 1075 , и против притвора ворот два стола на восток 1076 . Иез. 40 :41. Четыре (стола) по одну сторону и четыре по другую сторону, против задней 1077 стороны ворот, на них закалают жертвы. А напротив осьми столов для заклания Иез. 40 :42. Четыре стола для 1078 всесожжений каменных обтесанных: в ширину полтора локтя и в длину два с половиною локтя, а в высоту один локоть, на них полагают орудия, которыми закалают там всесожжения и (другия) жертвы. Иез. 40 :43. Они имеют кругом небольшое, в ладонь, обтесанное извнутри ограждение 1079 , а вверху столов покров, который закрывает их от дождя и зноя.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иер. 47 :7. Но как он успокоится? ибо Господь дал ему повеление возстать на Аскалон, и на приморских и на остальных 1073 жителей. Глава 48 1074 Иер. 48 :1. О Моаве 1075 так сказал Господь Вседержитель. Бог. Израилев: горе Нававу, ибо погиб, взят Кариафаим, посрамлен Масигаф 1076 и побежден. Иер. 48 :2. Нет более цельбы у Моава, веселия в Есевоне, замыслили на него зло: „идите и истребим их 1077 из народовъ“, посему умолкнешь, (ибо) 1078 меч пойдет за тобою. Иер. 48 :3. Голос вопля (слышен) от Оронаима: опустошение и раззорение большое. Иер. 48 :4. Сокрушен Моав, возвестите вопль детей 1079 его. Иер. 48 :5. Ибо Алаоф наполнен плачем, поднимется с плачем по пути к Оронаиму, враги слышали 1080 вопль о раззорении. Иер. 48 :6. Бегите и спасайте души ваши 1081 , и будьте подобны дикому ослу 1082 в пустыни. Иер. 48 :7. Так как ты надеялся на укрепления твои и сокровища твои 1083 , то и ты будешь взят, и пойдет Хамос в плен и священники его вместе с князьями его 1084 . Иер. 48 :8. И придет опустошитель на всякий город, и не избавится ни один город, и погибнут долины, и опустеют поля 1085 , как сказал Господь. Иер. 48 :9. Дайте знак Моаву, ибо он будет сильно поражен 1086 , и все города его будут пусты 1087 и без жителей. Иер. 48 :10. Проклят (человек) 1088 , совершающий небрежно Господне дело, и проклят удерживающий меч свой 1089 от крови! Иер. 48 :11. Моав был спокоен с юности своей и надеялся на славу свою, не был переливаем из сосуда в сосуд, и в плен не уходил, посему сохранился вкус его в нем, и запах его не изменялся. Иер. 48 :12. Посему вот наступают дни, говорит Господь, и пошлю на него переселителей, и переселят 1090 его, и сосуды его опустошат, и рога его сломают. Иер. 48 :13. И посрамлен будет Моав из-за Хамоса, как посрамлен дом Израилев из-за Вефиля, на который надеялся. Иер. 48 :14. Как вы говорите: „мы сильны и люди крепкие на войне?“ Иер. 48 :15. Погиб Моав: город его и отборные юноши его пошли под меч, говорит Царь, Господь Вседержитель — имя Ему. Иер. 48 :16. Скоро придет день 1091 Моаву, и бедствие его быстро наступает 1092 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Католические богословы в большинстве своем придерживаются мнения, что Божия Матерь умерла и была воскрешена. Это течение называют морталистами, но есть и богословы, придерживающиеся мнения, что Пресвятая Богородица не умерла и была взята с плотью на небо. Это течение называют имморталистами. 1074 Сравнение Православное учение о смерти Божие Матери основано на Священном Предании, которое гласит, что Пресвятая Богородица умерла и была погребена в Гефсиманском саду. Опоздавший на три дня на погребение Апостол Фома прибыл в Иерусалим и хотел попрощаться. На третий день после погребения гроб открыли и обнаружили, что тела нет. 1075 По учению Православной Церкви Пресвятая Богородица была воскрешена Своим Сыном и взята с телом на небо. Католическая аргументация неправильно использует цитаты из Священного Писания. Случай воскресения святых не может быть аргументом в исследуемом вопросе, так как касается определенного и конкретного случая, указывает на всемогущество Божие, но не имеет никакого отношения к утверждению о том, что Пресвятая Дева Мария была взята с телом и душой в небесную славу. Псевдологические рассуждения о подобии судеб тел и душ, а также о природе связи, которая объединяла Мать с Сыном, не просто не имеют основания в Писании, но даже противоречат Евангелию: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее». 1076 Иисус Христос родился совершенно чистым и святым: «... раждаемое Свято наречется Сын Божий». 1077 Христос был совершенно безгрешен – не имел ни единого даже малейшего греха, Его плоть была свободна от греха и растления 1078 и Он был свободен от закона смерти: «Господь наш Иисус Христос, будучи безгрешным, яко беззакония не сотвори, вземляй грехи мира, ниже обретеся лесть во устех Его, не был подчинен смерти, ибо смерть вошла в мир через грех. И так, Он умирает, претерпевая смерть за нас, и Самого Себя приносит Отцу в жертву за нас». 1079

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Не пожелай и лгать бесконечной ложью, ибо ее постоянство – не благо. Не смешай себя со множеством грешников, помня, что гнев Господенъ не замедлит. Не меняй друзей разнообразия ради, и брата родного ради золота и драгоценного камня. Не бросай жены мудрой и доброй: ведь ее благодать дороже золота. Не оскорби раба, работающего старательно, ни работника, трудящегося с душою. Раба разумного пусть возлюбит душа твоя, не лиши его свободы. Если есть у тебя дети, их поучая, склони уже с юности шеи их. Если есть у тебя дочери, заботься о теле их, и не оставляй их своим вниманием. Выдай дочь – и совершишь великое дело, только мужу разумному отдай ее. Если есть у тебя жена душевная – не выгоняй ее, а ненавидит тебя – так не верь ей. Всем сердцем своим восхвали отца своего, и про материнские не забудь муки, помни, что ими рожден, и ничем не воздал им так, как они тебе. Всею душою своей послужи Господу, иереям его покоряйся; всею душою своею возлюби Сотворившего тебя и служителей его не оставляй. Бойся Господа и почти иерея, отдай долю его, как заповедал Господь, начав с согрешивших и принесших святую жертву. Нищим протяни ты руку свою, чтобы совершилось благословение и благодать даяния перед всяким живым. И над мертвым не откажись сидеть, не уходи от плачущих, и с печальными сетуй и не оставь посещающих, – всеми ими возлюблен будешь. Во всех словах своих помни о конце света и Страшном суде – и не согрешишь во веки. Не бранись с человеком могущественным, не то попадешь к нему в руки. Не спорь с человеком могущественным, не то умножит тебе забот: многих сгубило золото и сердца до земли свалило. Не бранись с человеком бранчливым, не подкладывай дров в огонь его слов. Не глумись над невеждой – и не примут бесчестья предки твои. Не бесчесть человека в старости его: и от нас ведь состареваются. Не радуйся об умерших, помни, что все умрем. Не отврати объяснений мудрых и по поучениям их живи, потому что из них и наставление получишь и послужишь вельможам. Не отступись от заветов старцев, ведь и те восприняли их от отцов своих, наберись и ты из них разума, чтобы в нужное время дать ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не стыдись исповедать грехи свои, не иди против речного течения, не поддавайся неразумному и не восстань против сильного. До смерти сражайся за истину, и Господь Бог защитит тебя. Не говори: «Согрешил я много, так что мне будет?» – ибо Господь терпелив и простит тебя, если не станешь прикладывать ко грехам грехи; и не говори: «Щедрость его велика, и много грехов моих он простит» – ибо есть у него и милость, и гнев, и на грешников ляжет ярость его. Не будь скор на язык свой и медлен и слаб на дела свои. Не будь львом в доме своем, кичась пред рабами своими. Пусть не будет рука твоя протянута, чтобы взять, а если дать, то согнута. Не полагайся на богатство свое и не говори: довольно мне. Не следуй душе своей и не тверди: «Кто меня осилит?» – ибо мстящий Господь отомстит тебе. Не жди удобного времени, чтобы обратиться к Богу, откладывая это со дня на день, ибо нежданно изыдет Господень гнев и от мести погибнешь. Не полагайся на неправедное богатство, не поможет тебе в день Судный. Никаким путем не иди ни с грешником, ни с обманщиком. Утвердись в мысли твоей, и верным пусть будет слово твое. Внимательно вслушиваясь, обдуманно отвечай, и если умный готов у тебя ответ – отвечай собеседнику, если же нет – возложи руку твою на уста твои: и слава и бесчестие – в разговоре, и язык человека – враг его. Сплетником не слыви и языком своим не лукавь, ибо великий позор клеветникам. В малое и великое не вникай, и из друга не становись врагом: ведь имя лукавца заслужит презрение, как грешника и обманщика. Душа обманщика погубит обманувшего, и радость врагам своим он тем доставит. Сладость в гортани умножит друзей, а красноречивый язык – добрую беседу. В союзе с тобою пусть будут многие, советником же твоим – один из тысячи. Если изберешь себе друга, то только в несчастьях, и притом не сразу доверься ему. Ибо есть друг на время радости, он не останется в день печали твоей: и из друзей превратясь во врага, брань оскорблений на тебя низвергнет. А есть друг – соучастник в пирах, не будет его в день скорби твоей, но в богатстве твоем останется при тебе, и к рабам твоим потянется, а если кротко это снесешь, и против тебя поднимется и от лица твоего скроется. От друзей своих отрекись – и к друзьям своим прислушайся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но это и не Сирийцы могущественного царства Селевкидов, некоторое время действительно представлявшие собою победоносную и господствующую в Азии нацию: потому что господство их падает на то время, когда пророчество в народе Иудейском давно уже безмолвствовало 1076 , между тем как в Пс. 74 -м приводится ясное пророчественное обетование, непосредственно от лица Самого Бога изрекающее скорое совершение праведного суда Его над гордыми врагами Его избранного народа (ст. 3, 4, 11), и притом оба псалма дышат такою первоначальною свежестью поэзии, что было бы совершенно неестественно считать их лишь позднейшими отголосками и подражаниями древнего уже замолкнувшего пророческого слова. Кроме того псалом 75-й представляет и ясные положительные признаки отношения его к нашествию Сеннахерима. Мы видим здесь, что грозные и гордые своим могуществом северные враги Иудеи разом и окончательно низлагаются силою Бога Иаковлева пред жилищем Его в салиме: «там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань» (ст. 4); но свящ. история, как заметил уже Раши, не знает другого примера низложения врагов пред Иерусалимом, и притом низложения совершенного исключительно божественною силою, без участия силы человеческой, величественного и решительного, разом положившего конец войне, – другого такого низложения не знает история, кроме одного чудесного низложения Ассирийского Сеннахеримова войска под стенами иудейской столицы, бывшего в царствование Езекии. Нельзя не заметить при этом, что и самый образ выражений, в каких псалмопевец представил низложение врагов, удивительно совпадает с предсказанием Исаии пророка о поражении Ассириян под стенами Иерусалима. «Так говорит Господь о царе Ассирийском, предсказывал Исаия: не войдет он в сей город, и не бросит туда стрелы и не приступит к нему со щитом и не насыплет против него вала 1077 ». И псалмопевец как бы подражает изречению пророка, когда, изображая совершенное Господом поражение врагов, выражается вышеприведенными словами: «Там, т.е., пред Своим жилищем или Иерусалимом, сокрушил он стрелы лука, щит и меч и брань», – и следующий затем у псалмопевца образ низложения врагов также заметно намекает на историю чудесного истребления Сеннахеримова войска.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Остались отдельные личности, которые все под именем Ефрема присоединились к восстановленному временно царству Иуды 1074 . Разбито в дребезги царство Израиля за то, что оно постоянно обманывало себя ложными надеждами, а вышло оно на этот гибельный путь, потому что забыло служение единому истинному Богу 1075 . В то время, когда Исаия произносил настоящее пророчество и боролся против заключения союза с Египтом, Езекия был (как и отец его Ахаз) данником Ассирии. Если бы он вступил в союз с Египтом, то оказался бы изменником Ассирии, как сделался им Осия Израильский. Но Езекия, как мы думаем, не сделал этой ошибки, которая повлекла бы за собою немедленную осаду Иерусалима. Он только „отложился от царя Ассирийского и не стал служить ему“ ( 4Цар. 18:7 ) т. е. как мы понимаем это место, не послал ему обычной дани и не дал своих воинов. Царь Ассирии, как мы говорили, имел главною целию завоевание Египта, и если бы царство Иуды было союзником Египта, то конечно оно должно бы было быть уничтожено прежде, чем войска Сеннахерима направятся в Египет; но так как этого не было, то оно могло быть оставлено пока в стороне, и Иерусалим осажден после погрома Египта. Езекия отложился от Ассирии, вероятно, в начале царствования Сеннахерима, которое сопровождалось смутами, обычными в Ассирии; это отложение не ставится ему в вину 1076 , так как, заявляя о своей независимости, он не искал и не ожидал ничьей помощи, кроме Божией. Таким образом Езекия остается в выжидательном покое, о котором проповедывал Исаия (ст. 7) и хотя Сеннахерим „затопляет войсками своими Иудею по шею“ ( Ис. 8:8 ), т. е. „взял все укрепленные города Иуды“ ( 4Цар. 18:13 ), кроме Иерусалима, но доколе престольный град с храмом Господним был цел, дотоле царство Иудейское существовало в достаточной силе, чтобы снова сделаться также сильным, как прежде. Царство же Самарийское рухнуло и разбилось в дребезги. 15 . ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Отврати очи свои от красивой женщины и не любуйся чужой красотой, ибо в женской красоте погибли многие, и похоть от нее огнем распаляется. С замужней никогда не сиди и не беседуй с нею по поводу: а вдруг как душу твою привлечет – и духом своим поскользнешься в большую беду. Не завидуй славе грешника, ибо не ведаешь, как он погибнет. Не оставляй старого друга, ибо новый его не заменит. И с мудрыми советуйся, и с разумными входи в размышление, и все дела твои идут по законам Всевышнего. Мужи праведные пусть вкушают с тобою, и в страхе Господнем будет хвала тебе. Мудрый судья научит людей своих, и власть разумного пусть установится; каков будет судья к своим людям, таковы же и слуги его. Не держи гнева на ближнего своего, не принимай участия во вредных делах; ненавистна и Богу и людям гордыня, и в обоих случаях согрешает несправедливость. Несправедливо укорять разумного бедного, и не следует славить мужа грешного. Сам вначале сотворил человека и оставил его в деснице воли своей. Если пожелаешь, соблюдешь заповеди и исполнишь веру благоволения. Предложил тебе огонь и воду: протянешь руку к тому, к чему захочешь. Пред человеком жизнь и смерть – и то ему дастся, что он выберет: велика мудрость Господня. Крепок силой Всевидящнй, и очи его – на страшащихся его, и ведает он все дела человеческие. Заповедал никому не быть в бесчестье, никому не попустил согрешать. Обращаясь к Богу, воздержись от греха, отвратись от неправды и отрекись от скверны. И пока еще ты не впал в недуг, смири себя, а в грехах обратись к Господу. И не медли воздать молитву вовремя, и приготовь себя, не будь человеком, искушающим Бога, помни о гневе его в день кончины своей. Лучше обличать, чем гневаться. Обличи друга: часто находит клевета; и не всякому слову веру давай. Изречения Премудрый словами руководствуется, и мудрый человек всегда полезен вельможам. Лучше человек, скрывающий свою необузданность, чем скрывающий мудрость свою. Издали познается сильный по своим речам. Умный знает, на чем поскользнется.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010