Важным событием в политической истории Н. в XI-XII вв. была борьба за инвеституру , активное участие в к-рой принимали епископы Утрехта, Льежа и Камбре. В XI - нач. XII в. епископы Утрехта и Льежа были последовательными сторонниками имперской партии: Утрехтский еп. Вильгельм (1054-1076) подписал акт о низложении папы Григория VII , императора и его ставленников поддерживали Льежские епископы Генрих Верденский (1075-1091) и Отберт (1091-1119), а также настоятели влиятельных мон-рей в Утрехте и Эгмонде, не разделявшие принципов клюнийской реформы . В 1-й четв. XII в. отношение Утрехта к григорианской реформе изменилось: еп. Годебольд (1114-1127) поддержал Вормсский конкордат 1122 г. Базилика св. Серватия Маастрихтского в Маастрихте. XI–XV вв. Базилика св. Серватия Маастрихтского в Маастрихте. XI–XV вв. В то же время в еп-ствах, центр к-рых находился за пределами империи, но к-рые имели владения на территории Н., григорианская реформа была проведена еще до заключения Вормсского конкордата. Так, в еп-стве Теруан активным сторонником реформы был Ян ван Васстен (нач. XII в.), ученик Иво Шартрского . Реализация положений Вормсского конкордата означала, что епископы должны были поставляться из числа местных кандидатов по итогам выборов в местных капитулах. В результате влияние императора на епископов Утрехта и Льежа на время уменьшилось. Однако Фридрих I Барбаросса смог поставить на Утрехтскую кафедру епископов Годфрида Рененского (1156-1178) и Балдуина Голландского (1178-1196), к-рые поддерживали императора. В 1198 г. епископы Утрехта и Льежа вслед за архиепископом Кёльнским выступили против провозглашенного королем Германии Филиппа Швабского из династии Гогенштауфенов и поддержали кандидата от Вельфов Оттона Брауншвейгского. После окончания борьбы за инвеституру в Н. упрочилось положение местных правителей, которые, несмотря на формальную независимость церковных выборов от светских властей, приобрели большое влияние на католич. Церковь. Льежская кафедра долгое время была в сфере влияния герцогов Брабанта, а Утрехтская - графов Голландии и Гелдерна.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

В 1964 г. в Иерусалиме по инициативе Афинагора , Патриарха К-польского (1886-1972), состоялась его встреча с папой Римским Павлом VI . Это была первая встреча такого уровня со времени Флорентийской унии 1439 г. (см. Ферраро-Флорентийский Собор ). Результатом встречи стала отмена взаимных А., существовавших с 1054 г. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена А. раскольникам старообрядцам Собором РПЦ 1971 г. А. в Русской Православной Церкви Применение А. в Русской Церкви обладает рядом существенных особенностей по сравнению с древней Церковью. В истории РПЦ в отличие от визант. Церкви не было такого количества ересей, она почти не знала случаев явного отпадения от христианства в язычество или иные религии. В домонг. эпоху возник ряд правил, направленных против языческих обрядов,- так, прав. 15 и 16 Иоанна II , митр. Киевского (1076/1077-1089), объявляют «чуждыми нашей веры и отверженными от соборной Церкви» всех, кто приносит жертвы на вершинах гор, у болот и колодцев, не соблюдает установления христ. брака и не причащается хотя бы раз в год. По прав. 2 Кирилла II , митр. Киевского (ок. 1247-1281), отлучение от Церкви грозило тем, кто в церковные праздники устраивал шумные игры и кулачные бои, причем погибшие в таких боях предавались проклятию «в сии век и в будущий» ( Бенешевич В. Н. Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. София, 1987. Т. 2. С. 183). Кроме того, прав. 5 митр. Иоанна отлучает от Церкви непричащающихся и употребляющих мясо и «скверное» в Великий пост, прав. 23 - лиц, продающих христиан в рабство «поганым», прав. 25 и 26 - вступивших в кровосмесительные браки (Там же. С. 79, 85-86). Среди населения зап. окраин Российского гос-ва случались уклонения в католичество или протестантство, однако против соотечественников, вступивших в унию с Римом или перешедших в протестантство, РПЦ никогда не применяла А., она молилась о воссоединении их с правосл. Церковью. Характерной чертой РПЦ в борьбе с ересями, сектами и расколами являлось, как правило, осторожное и взвешенное применение А.- она провозглашалась непримиримым раскольникам и еретикам в соответствии с каноническим правом. В 1375 г. были отлучены от Церкви стригольники - новгородско-псковская ересь стригольников являлась едва ли не единственной рус. ересью. Она продолжилась в XV - нач. XVI в. в новгородско-московской ереси «жидовствующих» (см. т. РПЦ. С. 53, 69-71), А. «жидовствующим» последовали в 1490 и 1504 гг. Своеобразным явлением Русской Церкви стал старообрядческий раскол 1666-1667 гг., возникший на почве несогласия с исправлением церковных книг и обрядов по греч. образцу - А. раскольникам старообрядцам провозглашена на Соборах 1666-1667 гг. В «Духовном регламенте» Петра I (1720) также содержится А. господам, к-рые укрывают в своих имениях раскольников (Ч. 2. Мирские особы. 5).

http://pravenc.ru/text/115026.html

62 Стр. 102. …о блаженмь Антонии… – Антоний – монах, поселившийся в окрестностях Киева, в пещере. Позднее на этом месте возник Киево-Печерский монастырь. 63 …великому Никону… – Никон – монах, живший в пещере с Антонием. Полагают, что это постригшийся под именем Никона бывший киевский митрополит Иларион. 67 Стр. 112. …великууму Никону стьдящю и длающю книги… – Никону принадлежит так называемый «Киевский летописный свод», над которым он работал в монастыре в 1068–1073 гг. (см. стр. 700–701). Возможио, этот факт и нашел отражение в Житии. 68 …къ христолюбъцю князю Изяславу… – Изяслав Ярославич, киевский князь с 1054 по 1073 г. (с перерывом в 1068–1069 гг., когда княжил Всеслав), покровительствовал монастырю. 69 Стр. 118. …гривьну злата… – Гривна – см. прим. на стр. 705. Здесь речь идет, возможно, о золотом слитке достоинством в одну золотую гривну. 70 Стр. 124–126. …посл же положи душю свою за брата своего… – Изяслав Ярославич погиб в 1078 г. в битве при Нежатиной Ниве, выступив на помощь своему брату Всеволоду (см. прим. на стр. 711). 71 Стр. 128. …дъвма брань сътворити на единого старишааго… – В 1073 г. братья Изяслава, Святослав и Всеволод, изгнали его из Киева. Киевским князем стал до своей смерти в 1076 г. Святослав. 73 …и яко отьця си и брата старишаго прогънавъша. – Видимо, намек на завещание Ярослава Мудрого, который, согласно летописи, сказал: «Се же поручаю в собе место стол старейшему сыну моему и брату вашему Изяславу – Киев, сего послушайте, яко же послушаете мене, да той вы будеть в мене место». 74 Стр. 132. …другыя же оръганъныя гласи поющемъ, и инмъ замаръныя писки гласящемъ… – Органы – металлические ударные инструменты; замры (?) – видимо, название духового инструмента. 75 Стр. 134. …иде же б манастыръ съставилъ… – В 1062 г., спасаясь от гнева Изяслава, недовольного пострижением в монахи своего боярина Варлаама, Никон бежал из Киева в Тмуторокань и основал там монастырь. В 1073 г. в знак протеста против изгнания Изяслава Никон снова отправляется в Тмуторокань.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Христодул, помня заповедь Христа о бегстве ( Мф. Х, 23 ), покинул обитель и переселился на гору Латр близ Милета. 1268 Бедствия монахов особенно увеличились после появления на Востоке турок-сельджуков, которые около 1076 г. завоевали всю Сирию и Палестину. Дикие сыны пустыни не знали никакого закона и права, кроме права сильного и власти меча. Не связанные никакими договорами, движимые корыстолюбием и фанатизмом, они равно преследовали всех христиан, и в частности монахов. Их победоносный путь ознаменовывался страшными бедствиями для иноков. Турки врывались в монастыри, грабили их имущество, попирали монастырские святыни, разрушали и сжигали монастырские постройки, истязали и убивали монахов, бесчестили монахинь и т. п. 1269 Этой участи подвергались иноки всех покоренных турками стран. В частности, от них сильно пострадали монастыри в окрестностях Антиохии. На положение последних в эпоху турецкого завоевания проливает некоторый свет биография инока Никона Черногорца. Никон поселился в антиохийском патриархате около 1053–1054 гг., прибыв сюда из Константинополя. 1270 Первым местом его подвижничества был монастырь Луки Анаварзского на Черной горе близ Антиохии, а потом монастырь Пресвятой Богородицы Рондиевы, или Роидиевы, называвшийся также Раифским ( κ το α θου), помещавшийся по соседству с первым. В последний монастырь Никон перешел по недовольству на него братии обители Луки за ревность в проповедовании слова Божия. Но и в монастыре Раифском он прожил недолго: обитель подверглась нападению турок и была совершенно ими опустошена. Никон нашел приют в монастыре преп. Симеона Дивногорца. Около 1084 г. и эта обитель была разорена турками, и Никон снова удалился в Раифский монастырь. Здесь он собрал вокруг себя небольшую общину монахов и стал во главе ее. Здесь, вероятно, Никон и скончался вскоре после 1092 г. 1271 Завоевав в 1070 г. Иерусалим, турки и здесь ознаменовали свою власть всякого рода жестокостями и насилием против монахов. Многие палестинские монастыри были ими разрушены, в частности те, которые лежали в окрестностях Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Миссионерский Вестник. Правительственное сообщение о погромах и грабежах помещичьих имений крестьянами Полтавской и Харьковской губерний. Стр. 976–979. Нам пишут: Из Екатеринбурга. (О религиозно-философских чтениях для интеллигенции и о беседе с раскольниками). И. А–зов. Стр. 979–980. Из Чернигова. (Посвящение в монашество бывшего миссионера). Стр. 981. Из Нижнего Новгорода. (Публичная лекция по вопросам веры и жизни). Стр. 981–982. Из Витебска. (Семинарские собеседования с раскольниками). Препод. Витебск. сем. В. Беляев. Стр. 982–985. Религиозно-философские собрания. В. Розанов. Стр. 985–988. Со “скрижалей сердца”. Крестзянские беспорядк, политическая бригада и миссия в сих случаях приходских пастырей.– Верные соображения кн. Мещерского и правдивое письмо священника.– Франко-русские празднества в столице и президент Лубэ в Лавре. Свящ. Димитрий Т–цкий. Стр. 989–1004. “Мирный труд”. Повременное литературно-научное издание. Стр. 1005. Интеллигенция и Церковь . (К вопросу о миссии среди интеллигенции). Стр. 1005–1018. Немецкий баптизм в России. Свящ. К. Велтистов. Стр. 1019–1036. Отношение христианства к государству по воззрениям гр. Л. Н. Толстого. К. Григорьев. Стр. 1037–1048. Вероучение немоляков Нижегородской губернии. Свящ. А. Альбицкий. Стр. 1049–1053. Из миссионерских писем, дневников и летописей. О духе и плоти.(Религиозно-философское письмо). Свящ. Иоанн Филевский. Стр. 1054–1063. К вопросу о причине смерти Гоголя. (Письмо в редакцию). Г. Бертенсон. Стр. 1064–1067. Один из представителей современной беспоповщины. М. Чельцов. Стр. 1068–1076. На штундистском собрании. А. Грацианский. Стр. 1077–1082. Из переписки православного миссионера с раскольником. Калиник Картушин. Стр. 1083–1088. Из миссионерской полемики. Поездка к сектантам по первопутку. (Беседа с штундистом о св. миропомазании). Д. Боголюбов. Стр. 1089–1096. Беседы со старообрядцами Уфимской епархии. Единов. свящ. г. Казани. Семен Шлеев. Стр. 1097–1101. Миссионерство, секты и расколы. (Хроника). Состояние сектантства в Херсонской епархии и борьба с ним в 1901 году. Херс. епарх. мисс. Михаил Кальнев. Стр. 1102–1119.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Также знаменита мозаика «Дмитрий Солунский», которую отправили в Москву, где она находится в Третьяковской галерее. Кстати, многие другие мозаики из этого собора сейчас обретаются в Москве и даже Петербурге. Все дело в том, что страдания этих произведений искусства не закончились с взрывом самого собора в 30-е годы. Во время оккупации Киева гитлеровцами они были вывезены в Германию, потом возвращены в Советский Союз, но большая их часть оказалась в Москве и Петербурге, а не Киеве, то есть они поменяли место пребывания. Дмитрий Солунский – очень почитаемый на Руси святой. Но почему эта мозаика появляется в соборе Михаила Архангела? Все дело в том, что отец князя Святополка II – Изяслав, старший сын Ярослава Мудрого, великий князь Киевский в 1054, 1072, 1076-1078 годах, как раз носил христианское имя Дмитрий. Известно, что до постройки Михайловского монастыря на этом месте стоял собор (очевидно, деревянный), посвященный именно Дмитрию Солунскому. И, очевидно, в память о своем отце Святополк (Михаил) заказывает эту мозаику. Еще образ Дмитрия Солунского важен потому, что в славянской культуре он почитался как покровитель славян, хотя происходил он из Фессалоник. Его житие говорит о том, что он был сыном тайных христиан, отец его занимал очень высокий пост проконсула Фессалоник (современное название – Салоники), и он воспитал своего сына в христианском духе. Но сам Дмитрий, получив после смерти отца от римского императора эту же должность проконсула и зная, что ему грозит опала и, может быть, даже казнь, начал открытую проповедь христианства и очень многих обратил в христианство. Это не прошло мимо внимания императора-язычника, и, возвращаясь из похода на славян, он арестовал Дмитрия, заключил его в тюрьму. Дмитрий готовился к смерти, молился, а император организовал бои в Фессалониках, заставляя биться христиан со своим любимым воином Лием, который, естественно, побеждал их. Что сделал Дмитрий Солунский? Он благословил своего бойца христианина Нестора, и тот сбросил убийцу христиан Лия на копья стоящих вокруг воинов. Римский языческий боец погиб, Нестор был казнен, вслед за ним был казнен и Дмитрий Солунский, но их подвиг как великомучеников, борцов за христианство произвел большое впечатление на греков. Поэтому это один из любимых святых греков.

http://academy.foma.ru/tag/istoriya-ikon...

Киевский трон занял другой сын Владимира, Ярослав Мудрый (978 — 1054), сделавший для Русской Церкви не меньше, чем его отец — но уже на поприще просвещения и укрепления христианства на Руси. Человек широких взглядов, опытный правитель, тесно связанный брачными узами с европейскими государями, Ярослав стремился к упрочению христианства в Киевском государстве и достижению культурного уровня Византии и Западной Европы. Просвещение было жизненно необходимо для Руси, так как она имела очень молодую и неразвитую культуру. Ее удаленность от духовных и экономических центров мира создавала печальную перспективу замкнутости и одичания. Поэтому Ярослав налаживал связи со всеми странами, тепло принимал послов, старался перенять все достижения христианских цивилизаций, особенно заботясь о распространении духовной литературы. Из южнославянских стран стали прибывать священники — греки, болгары, сербы. Они привозили с собой церковную утварь, древнюю религиозную литературу, богослужебные книги, которые начали переводить на славянский язык. Появились книжники, специализировавшиеся на переписывании книг. Одновременно народ начали обучать грамоте — христианская Церковь стала просветительницей Руси. Ярослав основал большую публичную библиотеку. К его времени относится древнейшая русская рукопись Евангелия (так наз. Остромирово Евангелие). Он выдавал специальные пособия священникам для проповеди народу, создал школу для боярских детей. Просветительское дело Ярослава продолжил его сын Святослав II (1027–1076), который издал «Изборник» — книгу, составленную из переводов на славянский язык отрывков из произведений Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Августина, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина и других Отцов Церкви. Не меньшая заслуга принадлежит Ярославу Мудрому в деле становления русской правовой системы. Введение христианства сыграло огромную роль для изменения нравственного состояния народа, ранее жившего языческими представлениями о добре и зле. Нормы древнерусского права в их христианском переосмыслении становились нормами права церковного. Ряд таких норм по своей гуманистической природе превосходил даже византийские аналоги — например, законы о браке, убийстве, оскорблении. Такие правила были введены еще Владимиром, но в наиболее полном и детальном виде они сформулированы в так называемом Уставе Ярослава, одним из авторов которого был Иларион — первый русский митрополит. Становление Церкви на Руси. Христианская культура и искусство

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ в широком смысле процесс приобщения человека к христ. традиции и церковной жизни; в богослужебных книгах - особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через 40 дней после его рождения 495-496 496-497 497-498 «ВРАЗУМИВШАЯ ЭККЛИСИАРХА», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 12 янв.), одна из чудотворных икон Хиландарского мон-ря, находящаяся в кафоликоне в честь Введения Пресв. Богородицы во храм 498-499 ВРАНИНА муж. мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви 499-500 500-502 502-503 ВРАЧАНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ краткий апракос, 1-й пол. (нач.?) XIV в.; памятник болг. книгописания, книжной иллюминации и русско-болг. культурных связей ВРАЧЕВАНИЯ ЧИНЫ церковные священнодействия и чинопоследования, содержанием к-рых являются обращенные к Богу прошения об исцелении больного 503-505 ВРДНИК жен. мон-рь в честь Вознесения Господня Сремской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) 505-506 506-507 507-510 510-514 514-516 516-517 517-530 530-531 ВРОНТИСИУ действующий муж. мон-рь, принадлежит Гортинской и Аркадийской митрополии К-польского Патриархата 531-532 532-533 533-535 ВРТАНЕС КЕРТОГ (кон. VI - нач. VII в.), арм. летописец, богослов, полемист, видный деятель Армянской Церкви 535-536 536-537 537-538 ВСЕВОЛОД Иванович Потёминский (1870 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 6 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВСЕВОЛОД Васильевич Смирнов (1874-1937), прот. сщмч., (пам. 31 окт. в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 538-539 ВСЕВОЛОД (АНДРЕЙ) ЯРОСЛАВИЧ (1030/31 - 1093), кн. переяславский и ростовский (1054-1076), черниговский (1077-1078), киевский (1077, 1078-1093) 539-543 ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (Гавриил) Мстиславич (ок. 1095/1100-10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр. и в Соборе Псковских святых) 543-550 550-552 552-557 557-558 558-560 ВСЕЕДИНСТВО религиозно-философский, мифологический и художественно-поэтический символ; философский термин

http://pravenc.ru/vol/ix.html

Иван Васильевич Чельцов скоропостижно скончался в 1878 году от разрыва сердца и был погребен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. Печатные труды 1071 . Внешнее положение Церкви в первые три века христианства//Христиан, чтение. – 1859. – 2. – С. 137, 211, 241, 321; 1860. – 1. -С. 59, 327; 2. – С. 441. 1072 . Внешнее состояние Греческой Церкви с 1054 по 1204 г.//Христиан, чтение. – 1857. – 2. – С. 358. 1073 . Древние формы символов веры Православной Церкви или так называемые апостольские символы: Ист. исслед. – СПб., 1869. 1074 . Записки по церковной истории: О состоянии богопочтения в роде человеческом пред временем распространения христианства//Христиан, чтение. – 1852. – 1. – С.151. 1075 . Исследование о павликианах//Христиан, чтение. – 1870. – 2. – С. 241–272. 1076 . История Христианской Церкви. – СПб.: Тип. Деп. уделов, 1861. Т. I. – VIII, 327 с. 1077 . О павликианах: Речь, произнесенная в торжественном собрании С.-Петербургской Духовной Академии//Христиан, чтение. – 1877. – 1. – С. 494. 1078 . Очерк истории Константинопольского патриархата с половины XI столетия до времени взятия Константинополя латинянами в 1204 г.//Христиан, чтение. – 1857. 1079 . По поводу сочинения И. Троицкого : Изложение веры Церкви Армянский. – СПб., 1875. 1080 . Распространение христианской веры после времен апостольских в II и III веках//Христиан, чтение. – 1853. – 2. – С. 452. 1081 . Распространение христианской веры св. Апостолами//Христиан, чтение. – 1852. – 2. – С.303. 1082 . Речь по поводу рассуждений о нуждах единоверцев, сказанная в заседании С.-Петербургского отдела Общества любителей духовного просвещения//Христиан, чтение, 1873. – 2. – С. 1; 5. – С. 1–22; 6. – С. 259–313. 1083 . Римско-Католическая Церковь во Франции//Христиан, чтение. – 1861. – 1. – С. 83–103. Составительство, редактирование, переводы 1084 . Акоминат Никита. Никиты Хониата история, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина. – СПб.: Тип. Трусова, 1862. – (Визант. истории/Пер. с греч. при С.-Петерб. Духов. Акад....)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Baron. T. XI. p. 200. 201. 215. –Le Quien. – У Брека 104. 78. ФЕОДОР: он же и ФЕОДОСИЙ в Константинополе. 1057–1076. Baron T. XI. р. 247. Constantinopolitanus patriarcha Michael Cerullarius volens libens que omni conatu laboravit tyranno Isaacio imperium stabilire, cooperante eadem cum illo, qui tunc aderat, THEODORO Antiochiae patriarcha, qui nuper Petro defuncto successerat. Le Quien. – У Брека 105. – У Жеми 83. Muralt sub anno 1054. 79. ЭМИЛИАН в Константинополе. 1078 г. Zonara T. II. L. XVIII. с. 18:... τ τε δημοτικν κα τ περχον ν ρχουσιν, κα τν ν τ κκλησ κεκληρωμνων τ κκριτον, κατ τν μραν τς το εαγγελισμο πανηγρεως, ατοκρτορα τν Βοτανειτην ναγορεουσι (1078 τει), προεξρχοντος το τοιοτου συλλγου το πατριρχου ντιοχεας το καλουμνου Αμιλιανο. Nicephor. Bryenn. L. II. c. 28. pag. 96 sq. – Ioan. Curopalat. p. 733. – Le Quien. – У Брека нет. Muralt sub anno 1078. Constantinopole. Les habitans sous la presidence d’Emilien patriarche d’Antioche proclament Botoniate empereur. 80.НИКИФОР Маврос в Константинополе. 1080–1092. Simeon Logoth. p. 898. π Νικηφρου Βοτανειτου. Το πατριρχου ντιοχεας Αμιλιανο τν βον μετηλλαχτος, προκεχεριστο τερος Νικφορος Μαρος λεγμενος. Ioann. Curopalat. p. 742. – Le Quien. – У Брека 106. 81.ИОАНН 1092–1103. Le Quien. – В Брековом списке антиох. иерархов сказано, что сей патриарх добре пас свою паству в течении 47 лет. Эту леточисленность я понимаю так, что Иоанн, после вышеназванного патриарха Петра, когда преемники его, Феодосий, Эмилиан и Никифор, проживали в Константинополе, с 1056 года управлял делами антиох. патриархата до 1092 лета, в которое, по словам О. Жеми, смерть постигла патриарха Никифора Мавроса, и потом 7 лет патриаршил в Антиохии, а по взятии её крестоносцами в 1098 году, удалился в Константинополь, где и скончался в 1103 году после 47 летнего благотворного служения антиох. церкви. Во дни сего Иоанна трудился толкователь Св. Писания и сочинитель многих книг иеродиакон Абдалла антиохиец, и в глубокой старости умер в 6560 году от Адама (1056 от Хр.). Брек.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010