Помимо старшей редакции сочинения Михаила Синкелла, представленной в греческом прототипе Изборника, была еще одна, вошедшая в дополнительные статьи Ефремовской кормчей. Здесь расширена история Вселенских соборов, лишь кратко изложенная в Изборнике 1073 г., где нет еще VII собора 787 г. 613 В Троицком сборнике она изложена немного короче, и летописец, видимо, дополнял ее самостоятельно по другим источникам. Один из них отразился в Полной Хронографической палее. 614 К «Написанию о правой вере» Михаила Синкелла и истории Вселенских соборов присоединен фрагмент антилатинского полемического трактата. Ближе всего к нему «Стязание с латиною» митрополита Георгия (ок. 1065–1076). 615 Философ, когда объяснял Владимиру особенности «римской веры», говорил о ней: «малъмь (немного) съ нами разъвращена». Единственный упрек – это литургия не на квасном хлебе, а на опресноках (гостиях). В статье 988 г. мы видим внушительный список, который мог появиться только после разделения Церквей в 1054 г. По сравнению с сочинением Георгия, в летописи появляется апокрифическая фигура папы Петра Гугнивого, с которого якобы и пошло латинское развращение после VII Вселенского собора. Это первое упоминание об этом персонаже, весьма популярном в позднейших антилатинских сочинениях. 616 Помимо Георгия в антилатинской полемике XI в. участвовали митрополиты Леон Переяславский, о котором уже шла речь, 617 Ефрем (ок. 1054–1061 ) 618 и Иоанн II (1077–1089). 619 Их труды сохранились на греческом языке, что и сыграло дурную шутку с последующими древнерусскими историками. Они сочли Михаила Синкелла первым русским митрополитом. Затем в летописи сказано о возвращении Владимира в Киев. Рассказ о свержении идолов и крещении киевлян вместе с благодарственной молитвой князя восходит, как мы видели, к описанию этого события в Древнейшем своде. Далее летописец сообщает, что Владимир велел строить церкви на местах, где раньше стояли идолы, и сам поставил церковь св. Василия на капище Перуна. Князь приказал отдавать «детей нарочитой чади» на «учение книжное», т. е. готовить из них клириков. К этому известию несколько искусственно присоединена большая подборка цитат, посвященная крещению Руси. Возможно, она тоже происходит из какой-то похвалы Владимиру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

70) «к взаимному удовольствию» сторон, причем мир этот, хотя в общем и продолжался во все время царствования Романа Аргиропуло, но неоднократно нарушался при преемниках его, пока, наконец, не утвердился окончательно во второй половине царствования императора Константина Мономаха (1042–1054 г.) путем сближения двух дворов при помощи взаимных посещений и брачных союзов (Histoire de la Georgie, p. 1, p. 314–315, 329–330. Ср. Журнал Министерства народного просвещения. Декабрь 1843 г., стр. 204; Е. Такайшвили, стр. 182. Баратов, стр. 56–66). 23 Доверившись хронологическому указанию г. П. К. Жузе (Православный собеседник. 1905 г., ч. 1, стр. 118, ), мы высказали (Автокефалия церкви грузинской, стр. 58) ту мысль, что посольство в Грузию Василия Грамматикоса могло иметь место и во дни патриарха кир-Феодора II (970–975), – но ныне каемся в доверии к почтенному переводчику сочинения патр. Макария. Вся вина наша в том, что мы не обратили должного внимания (а нужно было) на следующие слова Никона Черногорца: «в последних же временех при Константине царе Мономасе (1042–1054) и блаженнем патриарси антиохийстем кир-Феодоре» (1034–1042).., из каковых слов видно, что эксарха Василия послали именно при Феодоре III, в первый год царствования императора Константина Мономаха и в последний сего святителя, «соборному иверийскому сущу кир-Иоанну» (1042–1063). 24 В житии (стр. 312) патриарх назван Феодосием, но мы считаем то опиской переписчика, или же ошибкой самого автора и потому патриархом-собеседником св. Георгия признаем Петра III. Основаниями для нас в таком убеждении служат: во 1-х, известие автора жития, что патриарх Феодосий был преемником патриарха Иоанна. Действительно, преемником патриарха Uoahha IV (1092–1098) был патриарх Феодосий IV, занявший престол после 1098 года, но с ним не мог беседовать св. Георгий, скончавшийся 29 июня 1066 г. (по мнению же г. Ф. Д. Жордания, Хроники и другие материалы по истории Грузии., ч. 1, стр. 209 – в 1065 году); не может быть патриархом жития и Феодосий III (1057–1076) как потому, что он был преемником не Иоанна, а Петра, как главным образом и в виду того обстоятельства, что время его святительства совпадает с последними годами жизни св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сие произошло 8 сентября 1380 г. Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского Память преподобного Антония празднуется св. Церковью 10-го июля. Преподобный Нестор подвизался в Печерском монастыре еще при жизни преподобного Феодосия. Кроме жития преподобного Феодосия он написал еще житие святых благоверных князей Бориса и Глеба. Помимо того он оставил нам первоначальную историю нашего отечества, или Летопись, где он излагает по годам историю русской земли; за этот труд ему усвоено наименование Летописца. Летопись Нестора доведена до 1111 г. Следует заметить, что, по мнению некоторых ученых, летопись написана не одним Нестором. Весьма вероятно, что в составлении ее принимал участие Сильвестр, игумен Михайловского Выдубицкого монастыря в Киеве (живший в начале XII века). За свои подвижнические труды Нестор причислен св. Церковью к лику святых. Память его празднуется 27 октября. Василев с именем Василькова существует и в настоящее время и представляет собою уездный город Киевской губ.; он находится в 36 верстах к юго-западу от Киева и расположен при реке Стугне, притоке Днепра. — Преподобный Феодосий родился между 1035–1038 г. Причиной, побудившей родителей Феодосия переселиться в Курск, было распоряжение князя о перемещении из Василева отца Феодосия на службу в Курск. В Василеве, как и в Курске, отец Феодосия исполнял, вероятно, обязанность княжеского «тина» или судьи, мирового посредника (по делам не уголовным). См. житие его под 23 марта. Это было в 1055–1056 гг. Ярослав I Владимирович княжил с 1019 по 1054 г. Это было в 1056–1057 гг. См. житие его под 19 ноября. Изяслав I Ярославич княжил с 1054 по 1073 г., затем вторично с 1076 по 1078 г. См. житие его под 28 января. Святой Ефрем путешествовал в Константинополь, где и списал устав Студийского монастыря. Этот устав был составлен преподобным Феодором Студитом, игуменом Студийского монастыря в Константинополе, в начале IX в. В конце XI в. он был введен в руководство русскою Церковью и держался в ней до половины XIV в., когда начинает уступать иерусалимскому (этот устав введен преподобным Саввою Освященным в палестинских монастырях в VI в. — Память св. Саввы празднуется 5 декабря). В основу Студийского устава преподобный Феодор положил общежительные правила монастырского жития святого Василия Великого. Память святого Ефрема совершается Церковью 28 января.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Как мы видели выше, единственным исключением из практики интронизации митрополитов Руси в Константинополе для XI в. было настоловани Илариона в Св. Софии Киевской. Этот неканоничный, с точки зрения Патриархии, акт повлек за собой последующее переосвящение Св. Софии Киевской новым митрополитом Ефремом 41 . Новооткрытое эпиграфическое свидетельство об этом акте (см. ниже) позволяет уточнить не только его дату – 1052 г., но и всю хронологию Киевских митрополитов XI в. в целом. Однако прежде чем перейти к этой проблеме, следует отметить, что первые списки русских иерархов – прежде всего, митрополитов, о которых и сохранилось больше всего сведений, – возникли в позднее Средневековье и базировались преимущественно на данных более древних летописей. Эти списки влияли друг на друга, видоизменяясь и пополняясь новыми данными. Особого расцвета этот жанр достиг на Украине XVII в., в рамках борьбы с унией: именно тогда были созданы труды Захарии Копыстенского, Сильвестра Косова и др. 42 С развитием научного изучения летописей с конца XIX в. стала понятна искусственность и натянутость многих построений этих каталогов. Критические издания летописных текстов и привлечение сравнительного материала заставило ученых начать пересмотр традиционных списков русских митрополитов. Результат этого процесса переосмысления был сформулирован А. Поппэ в новом каталоге ранних русских первосвятителей 43 – его хронология была с теми или иными мелкими поправками принята и авторами наиболее авторитетных работ по ранней истории Русской церкви 44 . Согласно Поппэ, хронология русских митрополитов 2-й трети XI в. должна быть восстановлена так: Иоанн I (до 1018 – не позднее 1035) – Феопемпт (после 1030 – после 1039) – Иларион (1051–1054/5) – Ефрем (1054/5 – ок. 1065) – Георгий (ок. 1065 – ок. 1076). Но совсем недавно А.П. Толочко 45 , справедливо указав на ряд натяжек в этом перечне митрополитов, предложил свой собственный вариант, основанный на методе исторической деконструкции. Главными ее итогами стали исключение из списка киевских митрополитов Ефрема и перестановка Иоанна на более позднее время, в результате чего список митрополитов стал выглядеть так: Феопемпт (упом. 1039) – Иларион (пост. 1050) – Иоанн (пост. 1052) – Георгий (упом. 1072 г.). Основанием для столь существенного пересмотра стали, впрочем, не столько новые источники (которые, как мы увидим ниже, говорят как раз не в пользу гипотезы Толочко), сколько сделавшееся уже традиционным для «киевской школы» летописеведения последовательное отвержение сведений новгородского летописания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История России ВОНИФАТЬЕВ Стефан (в иночестве Савватий; 1656), протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле, духовник царя Алексея Михайловича ВСЕВОЛОД (АНДРЕЙ) ЯРОСЛАВИЧ (1030/31 - 1093), кн. переяславский и ростовский (1054-1076), черниговский (1077-1078), киевский (1077, 1078-1093) ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (Гавриил) Мстиславич (ок. 1095/1100-10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр. и в Соборе Псковских святых) ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ [ВООПИИК], добровольная самоуправляемая общественная орг-ция, занимающаяся проблемами изучения и сохранения исторических памятников ВСЕСЛАВ БРЯЧИСЛАВИЧ (между ок. 1010 и 1035 - 1101), кн. полоцкий (1044-1101), сын полоцкого кн. Брячислава Изяславича († 1044), правнук равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича ВЩИЖ древнерус. город XI-XIII вв., к-рый был расположен в зап. части совр. с. В. Жуковского р-на Брянской обл. ГААЗ Федор Петрович (наст. имя Фридрих Йозеф; 1780 - 1853), врач-филантроп, католич. общественный деятель ГАВРИЛЯК Иосиф Адамович (1900-1969), протоиерей Экзархата Московского Патриархата в Северной и Южной Америке ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДАНИИЛОВИЧ (кон. 70-х или нач. 80-х гг. XIII в.- 1325), кн. московский (1303-1325), вел. кн. владимирский (1317-1322), старший сын блгв. кн. московского Даниила Александровича ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (1374 - 1434), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (1433, с 1434) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ († 1407), кн. смоленский (1386-1404, с перерывами), кн. новгородский (1404-1406/07), новоторжский (1407) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ (не ранее 1112 - между 1167 и 1170), кн. туровский, сын владимиро-волынского кн. Ярослава (Иоанна) Святополчича ГЕРЬЕ Владимир Иванович (1837 - 1919), историк, политический деятель, чл.-кор. имп. С.-Петербургской АН (1902) ГЛАГОЛЕВ Андрей Петрович (1898 - 1953), протоиерей, регент, автор обработок и издатель православных песнопений ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГОЛИЦЫН Александр Николаевич (1773 - 1844), кн., обер-прокурор Святейшего Синода (1803 - 1817), министр духовных дел и народного просвещения (1817 - 1824) Михаил Сергеевич (род. 1931), гос. и политический деятель СССР, руководитель Коммунистической партии и Советского гос-ва в 1985-1991 гг.

http://pravenc.ru/rubrics/123030_5.html

Еп. Оттон Фрайзингский. Худож. Х. Парт. Ок. 1490 г. (мон-рь Клостернойбург, Австрия) Сведения о жизни О. Ф. сохранились гл. обр. в его сочинениях. Важнейшим из них считается «Хроника о двух царствах» (Chronica de duabus civitatibus), написанная в 1143-1146 гг. Первая редакция этого сочинения посвящена Изенгрину, аббату баварского монастыря Оттобойрен. Вторая редакция «Хроники...» (под заглавием «Liber de mutatione rerum») завершена ок. 1157 г. и посвящена имп. Фридриху I Барбароссе (1155-1190). «Хроника...» сохранилась в 17 рукописях XII-XIV вв., в основном из мон-рей Баварии и Австрии; еще 29 списков этого сочинения датируются XV-XVI вв. ( Wattenbach, Schmale. 1976. S. 48). Первое печатное издание вышло в 1515 г. В работе над «Хроникой...» О. Ф. использовал сочинения мн. позднеантичных и раннесредневек. богословов, философов и историков, прежде всего «О Граде Божием» блж. Августина и «Историю против язычников» Орозия , привлекал «Иудейские древности» Иосифа Флавия (в лат. переводе), «Церковную историю» Евсевия Кесарийского (в лат. переводе Руфина Аквилейского ), «Хронику» Евсевия в переложении блж. Иеронима Стридонского , произведения Иордана и Флавия Магна Аврелия Кассиодора (см.: Goetz. 1984. S. 57-59; Ehlers. 2013. S. 166). В описании событий средневек. истории О. Ф. активно использовал «Хронику» мон. Фрутольфа из Михельсберга († 1103) с продолжением, написанным Эккехардом из Ауры († после 1125), а также труды своих вероятных учителей в Париже и Шартре - Гуго Сен-Викторского (после 1096-1141) и Гильберта Порретанского (ок. 1076-1154). Заметное влияние на творчество О. Ф. оказали «Хроника» Регинона Прюмского († 915), соч. «Деяния императора Конрада» (Gesta Chuonradi imperatoris), написанное Випоном, историографом кор. Конрада II (1024-1039, император с 1027), «Хроника» Германа Расслабленного († 1054), труды католич. богослова Беренгария (см. Беренгар Турский ), Манегольда из Лаутенбаха († между 1103 и 1119) и некоего Ансельма (вероятно, Ансельма Ланского (см. в ст. Ланская школа ); Chronica. 1912. P. 227; см.: Ehlers. 2013. S. 57-67, 166).

http://pravenc.ru/text/2581747.html

Ставленником И. Я. был Ростовский еп. св. Исаия . Нет серьезных оснований сомневаться в свидетельстве Жития свт. Исаии (не ранее кон. XV в.), что он был назначен на Ростовскую кафедру из настоятелей Димитриевского мон-ря митр. Иоанном II в 6585 (1077/78) г., т. е. в период 3-го княжения И. Я. в Киеве. Это означает, что Ростовская церковная область (или какая-то ее часть с Ростовом), к-рая, как считается, перешла от Переяславля под Киев, в правление киевского кн. Святослава Ярославича в 1073-1076 гг. (чем и было вызвано возобновление или, по другой гипотезе, учреждение Ростовской епархии), сохранила свой статус и после возвращения к власти И. Я. Из церковных построек И. Я. известны упомянутые выше собор киевского Димитриевского мон-ря (ок. 1060) и храм святых Бориса и Глеба в Вышгороде (нач. 70-х гг. XI в.). Попытка приписать И. Я. обновление Десятинной ц. (Ю. К. Бегунов) лишена оснований. Высказывавшиеся исследователями догадки о симпатиях И. Я. к католичеству не имеют под собой реальной почвы. Сохранившийся лат. молитвенник его жены Гертруды свидетельствует лишь об известной индифферентности при киевском княжеском дворе к полемике по догматическим, литургическим и церковно-дисциплинарным вопросам, к-рая обострилась после разделения Западной и Восточной Церквей в 1054 г. Ист.: Sigeberti Gemblacensis Chronicon/Ed. L. C. Bethmann//MGH. SS. 1844. Bd. 6. S. 362; Житие св. Исаии, еп. Ростовского//ПС. 1858. Ч. 1. С. 432; Lewicki A. Napis na paliuszu z XI wieku//Kwartalnik historyczny. Lwów, 1893. Rocz. 7. S. 447-448 [надпись на покрове на раку св. Адальберта]; Lamperti monachi Hersfeldensis Орега/Ed. O. Holder-Egger//MGH. Script. Rer. Germ. 1894. Bd. 38. S. 202, 225-226; Das Register Gregors VII/Hrsg. E. Caspar//MGH. EpSel. 1923. Bd. 2. S. 73-74; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. 3-9; 1998. Т. 3. 7-2, 9-2 (в соавт. с П. Г. Гайдуковым); ПСРЛ. Т. 1; 2 (по указ.); НПЛ (по указ.); Житие Феодосия Печерского//БЛДР. Т. 1. С. 368-374, 384-390, 400-402, 410-412, 420; Modlitwy ksinej Gertrudy z Psaterza Egberta/Ed. B. Kürbis, M. H. Malewicz. Kraków, 2002.

http://pravenc.ru/text/Изяслав ...

Плоть: Се впрошение слыша, вкуп же и сказание о велни въскресения, господыне, премудрыхъ мужий святыхъ онхъ. Прочее, рци мнящая ти ся о реченыхъ. Душа: Слыши, служителнице, истинное, якоже есть многых многая слышах, многая же и прочтохъ о велнии сем, даже убо и донын таковая не слышах, ниже писания обртохъ. Впрошение убо добро, но убо и сказание. И кто суть сии, скажи ми, коего племени и рода сия втийствовавшеи и сказавшеи сице? Плоть: Кто убо суть, не глаголю ти. Но аще хощеши увидти, якоже поискахъ азъ прилжно и обртохъ, тако и ты поищи болзни и обрящеши имена их и родъ, и отчьство, и прочих же и прочее якова и колика. Не хощю быти ти лнив и низълежащей, искателн паче и трудолюбн зло. И егда хощеши навыкнути от Писания чисто и божественно, испытуй и обртай искомое все. Мене же остави, ссустах бо, яко да почию и славу вослю Господеви моему. 1054 ...конь сверпъ, егоже глаголють Етиарь... – В греческом оригинале его имя – Сиртиарий. 1058 ...Пократ... – Иппократ, Гиппократ (460–377 до н. э.), древнегреческий врач, основатель научной медицины, философ, под влиянием идей которого медицина находилась вплоть до Нового времени. 1059 ...Галин... – Гален (131–200), крупнейший римский врач, анатом, философ, комментатор трудов Гиппократа. 1076 ...Соломон вопиет сице: «Душа праведных в руц Бога... в мир убо». – Ср. Прем. 3, 1; 4, 7 . Соломон, сын царя Давида от Вирсавии, его преемник, автор библейских книг Притчи Соломона, Премудрость Соломона, Екклесиаст и Песнь песней. 1077 И Иоанъ Дамаскынъ... глаголеть: «Душа убо имате... на небеса с славою». – Иоанн Дамаскин (конец VII в. – до 753 г.), по родовому прозвищу Мансур, сириец по происхождению, защитник иконопочитания, великий богослов и гимнограф. 1082 ...рече Пснопвецъ... – Имеется в виду библейский царь и поэт Давид, автор большей части книги Псалтирь. 1088 Иоанъ Златы языком сице глаголетъ: «He токмо бо яже зд знаемыя познаем... и апостолы же, и мученикы». – Иоанн Златоуст (между 344 и 354–407), отец и учитель Церкви, блестящий писатель и проповедник, епископ Константинополя в 398–404 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П.В. Долгоруков Князья Друцкие отцовский КОЛЕНО I: Великий Князь Рюрик † 879 КОЛЕНО II: Великий Князь Игорь Рюрикович † 945 КОЛЕНО III: Великий Князь Святослав Игоревич † 972 КОЛЕНО IV: Великий Князь Святый Владимир (во Святом крещении Василий) Святославович Равноапостольный † 1015 КОЛЕНО V: Великий Князь Ярослав Владимирович Великий † 1054 КОЛЕНО VI: Великий Князь Всеволод Ярославич † 1093 КОЛЕНО VII: Великий Князь Владимир Всеволодович Мономах † 1125 КОЛЕНО VIII: Великий Князь Мстислав Владимирович Великий, рождение 1076 † 1132 КОЛЕНО IX: Князь Всеволод-Гавриил Мстиславович, князь Новгородский † 1138 Князь Святополк Мстиславович, князь Новгородский † 1154 Князь Изяслав Мстиславович, князь Галицкий и Волынский † 1154 Князь Ростислав-Михаил Мстиславович, князь Смоленский † 1166, родоначальник князей Вяземских, Смоленских и Ярославских Князь Владимир Мстиславович, князь Дорогобужский † 1171 8. Княжна Мальфрида Мстиславовна, 1) за королём Норвежским Сигурдом; 2) за королём Датским Эриком Эдмундом Княжна Рогнеда Мстиславовна Княжна Евфросиния Мстиславовна, за королём Венгерским Гейзою Княжна NN Мстиславовна, за Канутом, королём Оботритским Княжна NN Мстиславовна, за греческим царевичем Алексеем, сыном Императора Иоанна КОЛЕНО X: Князь Иоанн Всеволодович † 1128 Князь Мстислав Всеволодович † 1168 Князь Владимир-Дмитрий Всеволодович † 1136 Княжна Верхуслава Всеволодовна, за князем Польским Князь Мстислав Изяславович Галицкий † 1170 Князь Ярополк Изяславович Волынский † 1167 Князь Ярослав Изяславович Луцкий † 1175, родоначальник угасших князей Луцких КОЛЕНО XI: Князь Роман Мстиславович, великий князь Галицкий и Русский † 1205 Князь Святослав Мстиславович Галицкий † 1173 Князь Всеволод-Гавриил Мстиславович Галицкий † 1195 Князь Василий Ярополкович Волынский † 1182 КОЛЕНО XII: Князь Василий Романович Галицкий † 1269; женат на княжне Суздальской Дубраве-Елене Юрьевне Князь Даниил Романович, Король Галицкий и Русский † 1266; женат на княжне Анне Мстиславовне, внуке князя Мстислава Храброго

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Мартина в Туре, отправиться в Италию, король счел это благоприятным обстоятельством для того, чтобы воспользоваться собственностью каноника, и заключил Б. Т. в тюрьму. Верчелльский Собор также осудил Б. Т., и турский богослов смог получить свободу только благодаря покровительству друзей, гр. Готфрида Мартелла Анжуйского и еп. г. Анжера Евсевия Бруно. Генрих I, раздраженный своей неудачей, в 1051 г. созвал Собор в Париже, к-рый осудил Б. Т., но тот продолжал свободно жить в Туре. В 1054 г. во Францию прибыл папский легат кард. Гильдебранд (буд. папа Григорий VII ), к-рый попытался уладить дело Б. Т. на Турском Соборе. Однако в 1059 г. перед Собором в Риме Б. Т. был вынужден лично письменно отречься от своих воззрений и предать огню сочинение о Евхаристии, приписываемое Эриугене, к-рое уже было осуждено Римским Собором 1050 г. (Позже было установлено, что это сочинение, по всей видимости, не принадлежало перу Эриугены, а представляло собой трактат «De corpore et sanguine Domini» (О Теле и Крови Господа) его современника, мон. Ратрамна из Корби , полемизировавшего в IX в. с Пасхазием - Бриллиантов А. И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М., 1998. С. 86, 379.) Тем не менее после возвращения в Тур Б. Т. продолжал настойчиво проповедовать старые взгляды, вновь осужденные последующими Соборами в Пуатье (ок. 1075) и Сен-Мексане (ок. 1076). Наконец, на Римском Соборе 1079 г. под давлением папы Григория VII Б. Т. вторично отрекся от своих воззрений и подписал формулу, в к-рую были включены слова: «panem et vinum substantialiter converti» (хлеб и вино прелагаются по сущности), что означало полное примирение с общецерковным учением. Б. Т. обещал также более не проповедовать прежние взгляды. Удалившись от общественной жизни, он провел свои последние годы в мон-ре св. Космы недалеко от Тура, где и умер. Взгляды Б. Т. имели мн. последователей: по словам хрониста Вильгельма из Малмсбери, «вся Франция была наводнена его учением» (Gesta regum anglorum//PL.

http://pravenc.ru/text/78134.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010