Страсти же душевныя – тщеславие, мнение, лукавство, и прочая яже от сих. Подобен бо иже сими недугуай и безмолвие начиная ис корабля изскочившему и на деснице на землю безбедно изыти мнящуся, рече Лествичник. Елици же с калом борются, сиречь с телесными страстми, и сим не просто и якоже прилучися, но во 1027 время не уединеное же, но аще наставляющаго имут, уединеное бо 1028 аггельскыя 1029 требует 1030 крепости. И еще некыя от душевных страстей помянув глаголет: иже сими стужаеми ни след безмолвия дерзает видети 1031 , да не како изступление 1032 постражет. И ины многы обретаем в святых 1033 писании 1034 дивныя отца и великыя тако научивше 1035 и творивша. Святый убо Исаак паче всех безмолвие ублажи и Великаго Арсения совершеннаго безмолвника глаголет; и сей той 1036 служителя и ученикы име. Такоже и Нил Синаискый и Данил Скитскый ученикы иже 1037 имеяше, якоже поведуют писания о них, и инии мнози. И повсюду обретается в святых писаниих похваляемо иже с единем или с двема безмолвие, яко же 1038 и самовидцы быхом в святей горе Афонстей и в странах Цариграда, и по иных местох многа суть такова пребывания: аще обрящется где духовен старец, имея 1039 ученика единаго или два, и аще имать потребу 1040 когда третияго, и аще кыи близ безмолвствуют, в подобно время приходяще, просвещаются беседами духовными. Мы же новоначалнии неразумнии 1041 един от другаго вразумляемся и потвержаемся, яко же писано есть 1042 : брат братом помогаем яко 1043 град тверд, и имеим учителя непрелестна богодухоновенная 1044 Писания. Того ради нам удобно зрится с верными братиями и 1045 единомудреными в дело Божие пребывание с единем или двема, да от Святых писаний воли Божии научающеся, и аще кому Бог подаст вящще разумети, брат брата да назидает и друг другу помогает 1046 , ратуеми от бесов и стужаеми от страстей, якоже глаголет святый Ефрем, и тако на дела благая благодатию Божиею направляемся. Прежде же 1047 всего молитвою предустраятися 1048 нам подобает, егда хощем жилище безмолвия созидати, да даст нам Бог яже к свршению свойства 1049 , якоже рече Лествичник, еже есть терпеливно седение; да 1050 не будем по основания положении смех врагом и препятие другим делателем, но да будем 1051 в делех благых благодатию сохраняеми Господа Бога нашего Иисуса Христа, за молитв пречистыя Владычица нашея Богородица и всех святых, иже в деланиих добродетелных просиявших.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Таинство елеосвящения положено совершать собором семи священников 1030 (отчего оно и называется у нас также – «соборованием», «маслособорованием»), но в крайней нужде таинство может быть совершено и одним священником 1031 (Требн.; Нов. Скр.). Ни под каким условием священник не может совершить сам над собою таинство елеосвящения 1032 (Рук. д.с.п. 1886, 7). Больной, принимающий таинство, должен быть приготовлен к принятию его исповедью 1033 и затем, по совершении уже елеосвящения, он обыкновенно причащается св. Таин 1034 ; в случае же слишком явной смертной опасности, больной должен быть, прежде совершения над ним елеопомазания, причащен св. Таин, но, конечно, не иначе как после исповеди 1035 (Прав. Исповед., 118 вопр.; Кн. о должн., 127 §; Требн. П.Могилы). О лицах, над которыми оное таинство совершается и не совершается Таинства елеосвящения удостаиваются больные. 1036 Над здоровым же совершение таинства воспрещается 1037 , почему лишаются этого таинства осуждённые на смерть 1038 , отправляющиеся в морское плавание или вообще в какое бы то ни было опасное путешествие, словом, все те, которых нельзя отнести к числу болящих 1039 (см. Треб. митр. П. Могилы). Кроме того, не должно быть преподаваемо таинство елеосвящения не принадлежащим к Православной Церкви 1040 , нераскаянным грешникам, больным, которые в умопомешательстве неистовствуют или беснуются и могут нанести какое-либо оскорбление или бесчестие святости таинства, доколе не минет опасность подобной беды 1041 , младенцам, не достигшим семилетнего возраста (Прав. Исп., отв. на вопр. 118; Номок., 163; Ставл. иер. грам.; Требн. П.Могилы; Догм. Богосл., Преосвящ. Филарета, Архиеп. Черниговского). 1042 Таинство елеосвящения может быть совершаемо над одним и тем же лицом в продолжение его жизни несколько раз . 1043 Место и время совершения таинства Елеосвящение совершается обязательно в присутствии больного, причем сообразно с состоянием больного, оно может быть совершено или в храме, или в доме 1044 , где находится больной (Последов. св. елеа).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Хорасан после смерти Абу Саида унаследовал Хусейн Байкара (1469-1506), превративший гератский двор в важнейший культурно-интеллектуальный центр персидского и тюркоязычного мира. Однако в последние годы его правления Тимуридский султанат оказался легкой добычей пришельцев из Великой степи. В 1499-1500 гг. большая часть Ср. Азии перешла под власть узбек. хана Мухаммада Шайбани, к-рый в 1508-1509 гг. подчинил большую часть Хорасана. В XIV-XV вв. широко распространились крайние шиитские секты, возникшие в результате эволюции шиизма и испытавшие влияние суфизма. Особый упор делался на ожидание 2-го пришествия «Сокрытого» (Двенадцатого) имама Махди аль-Мунтазара. Учение выступившего в 1387 г. в Хорасане Фазлаллаха Астрабади связывало с буквами араб. алфавита мистическую символику циклов развития человечества, каждый из к-рых отмечен новым воплощением божества. Приверженцы Астрабади хуруфиты были достаточно многочисленны в городах И., несмотря на ожесточенные преследования со стороны Тимуридов. В XV в. появилось и другое, позже очень распространенное среди сельского населения, кочевников и городских низов тайное направление крайнего шиизма - ахл-и хак. Эта эпоха дала персид. лит-ре величайших лириков и мистиков Саади, Руми, Хафиза, продолживших традицию Низами. Были созданы монументальные хроникальные своды Рашида ад-Дина, Хафизи Абру, Мирхонда. Гератская школа миниатюристики (крупнейший представитель - Бихзад) сер.- кон. XV в. определила развитие этого вида изобразительного искусства на неск. столетий вперед. Лит.: Sanaullah M. F. The Decline of the Seljuqid Empire. Calcutta, 1938; Назим ал-Мульк. Сиасет-наме: Книга о правлении вазира XI столетия Низам ал-мулька/Пер. с персид.: Б. Н. Заходер. М.; Л., 1949; Петрушевский И. П. Земледелие и аграрные отношения в Иране XIII-XIV вв. М.; Л., 1960; Байхаки Абу-л-Фазл. История Масуда (1030-1041 гг.)/Пер. с персид.: А. К. Арендс. М., 1969; Bulliet R. W. The Patricians of Nishapur: A Study in Medieval Islamic Social History. Camb. (Mass.), 1972; Klausner C. L. The Seljuk Vezirate: A Study of Civil Administration, 1055-1194. Camb. (Mass.), 1973; Frye R. N. The Golden Age of Persia: the Arabs and the East. L., 1975; idem. Islamic Iran and Central Asia (7th-12th centuries). L., 1979; Строева Л. В. Государство исмаилитов в Иране в XI-XIII вв. М., 1978; Bosworth C. E. The Ghaznavids: Their Empire in Afghanistan and Eastern Iran. Edinburgh, 1992.

http://pravenc.ru/text/673877.html

1025 Лавс. 19. 1026 Еп. Рпллпдий , Пр. Пахомий В. 77—86. 92. 163. 169. 179. 187. 1027 У пр. Антония: «покорность с воздержанием покоряет зверей» (Изр. св. ст. Ант. 35.). Пр. Иоанн уч. Павла (д.б. V в.) благодаря послушанию связывает геенну (там же Иоан. уч. Павла). Пр пр. Пуфу в 1-м небесном чине строит больной, благодарящий Бога, в 2 – благотворитель, в 3 – отшельник, в 4 и высшем – послушный (там же, Руф 2.). 1028 Еп. Палладий , Пр. Пахомий В. 128. 125. 135. 75. Эти случаи передаются только, впрочем, в арабской редакции жития пр. Пахомия по ркп. XIX в. 1029 Изр. св. ст. Сис. 39. 1030 Изр. св. ст. Феод Ферм. 3. 1031 Др. пат. IX, 2. 1032 Др. пат. IX, 1. 1033 Изр. св. ст. Моис. 2. 1034 Там же, Пиор 3. 1035 Там же, Пим. 70. 1036 Изр. св. ст. Мак. Город. 2. 1037 Характерно, что эти два современные подвижника ни разу не виделись и не говорили друг с другом. 1038 «Житие Пахомия» в греч. ред § 77 и араб. 65, 69. Еп. Палладий , Пр. Пахомий В., 166. Об Ауте более не сохранилось сведений. 1039 Лавс. 19. 1040 Ср. о пр. Антонии, стр. 200. В коптской и греческой редакции жития пр. Пахомия не говорится о даче ангелом устава. а только о явлении ангела пр. Пахомию, когда он жил еще отшельником; при чем ангел сказал ему: «есть воля Божия, чтоб ты служил роду человеческому, примиряя его с Богом» (по греч. ангел повторил ему это трижды, по копт. трижды назвал его имя). После этого явления к пр. Пахомию стали собираться желавшие подвизаться под его руководством. Еп. Палладий Пр. Пахомий В., 52. 1041 Лавс. 38 (34). Созом . Церк ист III, 13. Жизнь св. Пахомия в пер. Дионисия Мл. гл 22. Migne Patrol. s. 1. t. 73, col. 242—243. Араб. житие во франц пер. Amélineau в Annales du Muséy Guimet. t. XXII Par. 1889, 366—369. 1042 Созомен : «Правила позволяли каждому есть и пить, работать и поститься либо не поститься, сколько кто мог, и на тех, кто больше ели, повелено возлагать работы труднейшие, а на подвижников легкие». Дионисий : Позволяй есть и пить по силам каждого и по мере питания заставляй работать; не запрещай ни есть умеренно, ни поститься; сильнейшим и кушающим давай сильнейшие работы, а слабейшим и воздерживающимся более легкие». Арабск. : «Позволь каждому есть и пить то, что ему будет потребно; не препятствуй им поститься, но оставь это на из произволение и давай тем, кто крепок телом, труды тяжелые и обременительные, а тем, кто слаб и благочестив – легкие и необременительные». В арабск. это правило на 2-м месте, а на 1-м о келиях (следующее в греч. Лавсаике).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

1025 Список с купчей в Рукоп. Имп. Публ. Библ., Q, отд. IV, 113 б, стр. 741–743; Рукоп. Ак. библ. А 1 / 17 , л. 904 об.–905 об. Быть может (если судить по именам старцев), около того же времена кирилловские монахи Алексей и Антоний купили для монастыря в Белозерском уезде в Городском стану деревню Фоминскую Лопатина в Карголоме за 30 рублей московских (Список с купчей в Рукоп. Акад. библ. А 1 / 16 , л. 1129; Рукоп. Имп. Публ. Библ., О, отд. IV, 113 б, стр. 148–150). 1026 Русск. Ист. Библ., т. II 31, стб. 32. – Подлинная грамота в Моск. Арх. Мин. Юст., 772–71. Список с грамоты в Рукоп. Имп. Публ. Библ., Q, отд. IV, 113б, стр. 300. 1027 Список с данной в Рукоп. Ак. библ. А II / 43 , л. 177; Рукоп. Ак. библ. А 1 / 17 , л. 353; Рукоп. Имп. Публ. Библ., Q, отд. IV, 113а, стр. 1293–1295. Сравн. Рукоп. Ак. библ. А II / 43 , л. 340 об.–343 об. или Рукоп. Ак. библ. А 1 / 17 , л. 338–339. 1028 Подлинная купчая в Моск. Арх. Мин. Юст., Белоозеро. 774–78. Список с купчей в Рукоп. Ак. библ. А 1 / 16 , л. 611 об.–612. 1030 Подлинная купчая в Моск. Арх. Мин. Юст., Белоозеро, 776–775. Список с купчей в Рукоп. Имп. Публ. Библ. Q, отд. IV, 113 б, стр. 301–302; Рукоп. Ак. библ. А 1 / 16 , л. 1064 об.–1065. Пожня была в межах с владениями Кириллова монастыря. 1038 Подлинная купчая в Моск. Арх. Мин. Юст., Белоозеро, 778–77. Список с купчей – в Рукоп. Ак. библ., А 1–16, л. 1062 в об.; Рукоп. Имп. Публ. Библ. Q, отд. IV, 113 б, стр. 318–320. Список с отводной – в Рукоп. Имп. Публ. Библ Q, отд. IV, 113 б, стр. 310–315. 1040 Подлинная купчая в Моск. Арх. Мин. Юст., Белоозеро, 781–80. Списки с купчих: в Рукоп. Ак. библ. А 1–16, л. 1062 об.–1063; Рукоп. Имп. Публ. Библ. Q, отд. IV, 113 б., стр. 315–317; Рукоп. Ак. библ. А 1–16, л. 1067 об.–1068 об. – Отводная там же, л. 1068 об.–1070. 1041 Купчая в Моск. Арх. Мин. Юст., Белоозеро, 785–84. Списки с купчей: в Рукоп. Имп. Публ. Библ. Q, отд. IV, 113 б, стр. 320–322; Рукоп. Ак. библ. А 1–16, л. 1063 и об. 1042 Меновная – в Моск. Арх. Мин. Юст., Белоозеро, 783–88.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

1029 У пер.: сторожить — ред. 1030 По новому Синодальному русскому переводу: Пойдите в селение, которое прямо перед вами — ред. 1031 По новому Синодальному русскому переводу: ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне — ред. 1032 Лк 19, 30. 1033 По новому Синодальному русскому переводу: Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: «скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной " — ред. 1034 По новому Синодальному русскому переводу: Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их — ред. 1035 По новому Синодальному русскому переводу: Народ же, предшествовавший и сопровождавший восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних — ред. 1036 Пс 117, 22–26. 1037 Ин 5,43. 1038 Флп 2, 10. 1039 Пс 23, 8. 1040 У пер.: имеет — ред. 1041 У пер.: шел неповрежденною ногою — ред. 1042 Ис 56, 7. 1043 Иер 7, 11. 1044 Ин 2, 16. 1045 Лев 25, 36; Втор 23, 19. 1046 Иез 22, 12. — По новому Синодальному русскому переводу: Ты берешь рост и лихву — ред. 1047 Пс 68, 10. 1048 По новому Синодальному русскому переводу: написано: «дом Мой домом молитвы наречется»; а вы сделали его вертепом разбойников — ред. 1049 Пс 13, 4. — По новому Синодальному русскому переводу: Съедающие народ Мой, как едят хлеб — ред. 1050 У пер.: седалищах 1051 У переводчика дана ссылка на: 1 Кор 6, 15; 2 Кор 3, 16. По новому Синодальному русскому переводу 1 Кор 6, 15: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? По новому Синодальному русскому переводу речь идет, скорее, о 1 Кор 6, 19: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? 2 Кор 3, 16–17 : Когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух — ред. 1052 Дает иную разбивку на стихи, нежели в новом Синодальном русском переводе Евангелия. — ред. 1053 Ин 11. 1054 Ин 9. 1055 Мф 3. 1056 Мф 17. 1057 По новому Синодальному русскому переводу: И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию, и провел там ночь — ред. 1058 По новому Синодальному русскому переводу: Поутру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней, и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидевши это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? — ред. 1059 У пер.: имел — ред. 1060 У пер.: имел — ред. 1061 По новому Синодальному русскому переводу: да не будет же впредь от тебя плода вовек — ред. 1062 Иов 14, 7. — По новому Синодальному русскому переводу: Для дерева есть надежда — ред. 1063 У пер.: имевший — ред. 1064 По новому Синодальному русскому переводу: Как это тотчас засохла смоковница? — ред. 1065

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Далее начато: несправедливых 916 утешься и оставь хотя на время и книгу и меня самого 917 Далее начато: Состояние души 918 когда я помыслю 919 но, друг мой 920 страдали 921 Далее начато: Но я 922 в этом извиненья 923 только выставил твои 924 слышать несправедливые 925 отыскивают, как 926 что есть множество в нынешнее время 927 подвержено [тем] теперь более или менее 928 и что ни есть, так сказать 929 Всё совершается это 930 а. и ты меня, может быть, узнаешь больше б. узнаешь, что мне слишком знакомы 931 его 932 земле 933 кто живет здесь так, как тот готовый к переселенью владелец. 934 авторства 935 его в себе 936 обратить 937 тайно 938 в какой мере это истина 939 маленькую книжечку 940 В подлиннике: «Розенштрауф» 941 были 942 Пр речь 943 Но прежде нужно 944 что скромный учитель даже имеет 945 и людей 946 вежеством 1021 теперь мне не видную 1022 сказать только 1023 имеют уже одну душу и 1024 за письмо 1025 Далее начато: то ест 1026 В подлиннике: искренное 1027 от таких друзей моих 1028 как вы говорите 1029 я в ней 1030 будто 1031 из всего «Ревизора» 1032 ощутительней будет тогда, когда «Ревизор» будет играться в 1033 свои записки 1034 и радость 1035 обыкновенные люди 1036 высших ощущений в сердцах наших 1037 угле 1038 угла на этом 1039 не совсем может 1040 В конце сентября или в октябре 1041 межд 1042 Пропущены три слова, не употребляющиеся в печати. 1043 Далее начато: так 1044 по почте 1045 нельзя почт 1046 Уведомьте меня такж 1047 то выпиши на 1048 В подлиннике: штрифтом 1049 само 1050 машинальная 1051 то в озноб 1052 Далее начато: Не должны ли мы во всяком случае говорить: да будет воля твоя 1053 исполнять тщательно 1054 Пропущено 8 слов, не употребляющихся в печати. 1055 так приятно ссориться и так приятно мириться 1056 кажется мне, довольно крепко 1057 В подлиннике: потрясенно 1058 Далее начато: на 1059 Вписано и вычеркнуто: даже 1060 не представлять пред глаза читателя 1061 иметь многосторонний взгляд 1062 принять к 1063 Но прежд 1064 воля нами управляющего 1065

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Итак, по ним, нетварная сущность и энергия божества – одно и то же и неразличимы. Тогда, если нетварная энергия – один лишь Сын Отца или Дух Отца, то, согласно им, одно из этих двух есть божество Отца. В таком случае чьим божеством мог бы быть Отец, или Он никоим образом не является ни божеством, ни энергией, ни сущностью? Хорошо сказал мудрый в божественном Максим: «Не каждый из Них и не Один Другого, но что божество – Отец, и Сын, и Дух Святой " 1030 . По соименному богословию Григорию, »общее у Трёх – нетварность ( τ μ γεγονναι) и божество» 1031 , и, согласно богоречивому Григорию Нисскому , «Бог являет действующего, а божество – действие ( νργειαν), и никакое [лицо] из Трёх [не есть] действие, но, лучше, каждое из Них – действующее» 1032 . Поэтому, даже если назовет кто-то Сына или Духа Святого энергией Отца, тем не менее он вместе с этими энергиями подразумевает или произносит и воипостасность. А то, что вечные и неотделимые энергии Духа множественны и невоипостасны, показал Василий Великий в главах о Нём 1033 . Сын и Дух Святой у священных отцов хорошо называются энергиями и другим образом, например, из-за неотделимости и совечности, как [именуются] и лучами Отца, хотя обладают тем же самым с Отцом лучом и энергией. «Ибо Их богатство», – говорит [святой отец], – сродность и единое исторжение светлости« 1034 . Однако это разобрано нами подробнее в других [главах] 1035 и станет более ясным и очевидным из дальнейших слов. Теперь же, когда вместе со святыми Божиими и мы подпали недавно под обвинение в двубожии не только потому, что оказались виновными в согласных с ними высказываниях, но и поскольку нынешние обвинители говорят против нас то, что тогдашние – против них, давайте посмотрим, как те опровергли возведенное на них обвинение. Отказывались ли одни говорить, что три нетварные [Лица] – единый Бог, что «Бог от Бога» 1036 и что по причине и следствию одни [Лица] вторичны по отношению к Отцу 1037 , а Тот больше и Их 1038 , как писали Афанасий, Василий и Григорий Великие и после них божественный Кирилл 1039 , другие же, что один Христос в двух природах, или, напротив того, и письменно, и устно 1040 [и те, и другие отцы] ясно признавали, а затем доказывали мудростью Духа, что ничто никоим образом не мешает им 1041 – различенно, но нераздельно разделяемым – быть одним Богом и одним Христом 1042 ? Это как раз именно то, что и мы думаем, наставленные теми [отцами].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Сменивший его на визант. престоле имп. Михаил IV Пафлагон (1034-1041) реабилитировал имя прп. Георгия Строителя, помиловал обвиненных в заговоре против имп. Романа III и хрисовулом 1034 г., позже подтвержденным хрисовулом визант. имп. Михаила V Калафата (1041-1042), возвратил И. м. имущество и право на отторгнутые у него земли: владения Леонтария на п-ове Халкидики, Мелитзиана в долине р. Стримон, Стилиарий, скит св. Иоанна Предтечи, дер. Довровикию (акт судьи Льва приблизительно от 1059 - апр. 1074 г.- Actes d " Iviron. 1990. Vol. 2. N 32). Также было закреплено право грузин на владение кафоликоном И. м., ц. Пресв. Богородицы. Считается, что в этих событиях существенную роль сыграло название И. м. как «монастыря иверов». Игуменом И. м. имп. Михаил IV назначил Григория (ок. 1035-1041). Мощи прп. Георгия Строителя были перевезены из мон-ря Моновата в И. м. и упокоены в кафоликоне. Значительные усилия потребовались, чтобы вернуть И. м. земли, крестьян и податные доходы (возвращены не полностью). Греч. часть общины добилась права совершать богослужение на греч. языке в ц. св. Иоанна Предтечи: разделение братии по языковому принципу продолжало создавать конфликты между группами. Игуменами мон-ря еще нек-рое время по-прежнему назначались грузины. Известны Симеон (1041-1042), упомянутый в акте о продаже мон. Марией владений в Волве (февр. 1042) (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 26), и Стефан (1042 - ок. 1044), при к-ром в июне 1042 г. было заключено соглашение о размежевании земель в Девеликии (Ibid. N 27). В 1041 г. на имп. суде Протат вынес на рассмотрение вопрос о новом статусе И. м., однако император сохранил прежнее положение мон-ря в иерархии Афона: игумены И. м. ставили подписи на греч. документах после прота и игумена Великой Лавры, до или после игумена Ватопеда (соблюдено до наст. времени). Грамоту Михаила IV в записках о посещении Афона цитирует Григорович-Барский (Григорович-Барский. 1887. Ч. 3. С. 593-594; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 43). Расцвет И. м. при прп. Георгии Святогорце и его преемниках

http://isihazm.ru/?id=748

Вспыльчивый Маниак не поладил с друнгарием флота Стефаном Калафатом (зятем царя), избил его, и обиженный друнгарий послал в столицу донос на катепана. Георгий был смещен, а Калафат быстро потерял остров. Лишь в осажденной Мессине до 1042 г. держался гарнизон протоспафария Катакалона Кекавмена. Норманны захватили южноиталийский город Мельфи, сделав его своей основной базой. В марте 1041 г. новый катепан Михаил Докиан был разгромлен ими в первый раз, летом-вторично, а в сентябре не только в третий раз проиграл сражение «варварам», но и сам попал в плен. Летом 1040 г., протестуя против невыносимых налогов, возмутились жители Белграда. Мятеж возглавил болгарин Петр Делян. Многие знатные его соотечественники, тяготившиеся ромейским владычеством, присоединились к нему, вскоре бунт перекинулся на Диррахий. В 1041 г. имперские войска понесли от восставших поражение при Фивах. Умиравший от водянки Пафлагон явил пример собственного мужества, собрал войска и повел их против мятежников. Готовя поход, царь позаботился обо всем – транспорте, продовольствии, снаряжении и прочем, что поразило современников, так как военному делу Михаил IV был вовсе не обучен. Делян в конце 1041 г. был ослеплен в результате внутренних распрей среди восставших, а с их армией Пафлагон блестяще справился и по возвращении из похода отпраздновал триумф. «И вот он торжественно въезжает в столицу, а весь народ высыпает ему навстречу. Видел его и я; он трясся на коне, как покойник на катафалке, а его пальцы, державшие поводья, были как у гиганта – толщиной и величиной в руку (до такой степени воспалилось у него нутро), лицом же он вовсе не походил на себя прежнего. Таким образом он ... показал ромеям, что воля может поднять и мертвых, а рвение к прекрасным делам – одолеть телесную немощь» (Пселл, с. 50]). Незадолго до кончины (10 декабря 1041 г.) Михаил IV Пафлагон принял схиму. Михаил V Калафат (? – ?, имп. в 1041 – 1042) Михаил V был племянником Михаила IV u Uoahha Орфанотрофа – сыном их сестры и некоего Стефана по кличке «Калафат» – «конопатчик». «Его отец, – писал Михаил Пселл , – происходил из самой захудалой деревни в какой-то глуши, не сеял и ничего не выращивал, ибо не было у него и кусочка земли, не ходил за стадами, не пас овец, не разводил животных и не имел, видимо, никаких средств к жизни... Придя к морю [морская карьера Стефана привела его на пост друнгария флота. – С.Д.], он сделался в корабельном деле очень значительным – леса не рубил, бревен не обтесывал, не прилаживал и не сколачивал, но после того, как это делали другие, тщательно обмазывал судно смолой, и ни один корабль не спущен был на воду, пока он не подал к тому знак своим искусством.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010