Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 14. Петр Дамиани. «Житие блаженного Ромуальда» (около 1041/2 г.) Петр Дамиани (1007–1072), известный деятель Западной церкви, теоретик и практик пустынножительства, затем епископ Остии (близ Рима) и кардинал, был плодовитым писателем, сочинения которого (жития, послания, литургическая поэзия и др.) занимают два полных тома «Патрологии» Ж.-П. Миня (PL. Т. 144–145). «Житие блаж. Ромуальда» стало одним из первых, если не первым, сочинением Петра и было создано ок. 1041/2 или даже, возможно, ок. 1030 г. Петр был учеником знаменитого пустынника – как и Бруно Кверфуртский, и потому неудивительно, что в «Житии» присутствуют сведения о деятельности Бруно. Для историка Руси они представляют интерес тем, что являются одним из самых ранних вариантов апокрифического предания о св. Бруно-Бонифации как апостоле Руси. Издания: Petri Dam. Vita b. Rom. Переводы: На русский язык: Голубинский 1/1. С. 216–218; Назаренко 2001а. С. 340–341 (в обоих случаях – только «русский» фрагмент). Литература: Calamonieri 1978. Р. 147–210; прочую обширную библиографию о Петре Дамиани см.: Reindel 1976. S. 405–443; RFHMAe 9. Р. 135–139. 27. [Бонифаций 388 отправляется проповедовать Христа язычникам, но те не желают принимать его благовествование, хотя и опасаются убить его, помня, что после мученической кончины св. Адальберта множество чудес заставило народ славян принять христианство 389 .] Когда же досточтимый муж явился к королю Руси (Russi) и принялся настойчиво и неотступно проповедовать, король, видя его в простой одежде ходящего босиком, подумал, что святой муж произносит такое не ради веры, а скорее, чтобы собрать деньги. Поэтому он пообещал, что самым щедрым образом насытит его бедность всяческим богатством, если тот откажется от своего суесловия. Тогда Бонифаций немедленно вернулся на постоялый двор, облекся в подобающее самое драгоценное епископское облачение и в таком виде снова предстал во дворце перед королем. Король, видя его украшенным столь дорогими одеждами, сказал: «Теперь мы знаем, что к лжеучению тебя понудили не нужда и бедность, а незнание истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Том 1 Том 2 Том 3 Том 5 Содержание Предисловие Введение к тому 1. «Бертинские анналы» (середина IX в.) 2. Послание франкского императора Людовика II византийскому императору Василию I (871 г.) 3. «Баварский географ» («Описание городов и областей к северу от Дуная») (вторая половина IX в.) 4. «Раффельштеттенский таможенный устав» (904/6 г.) 5. Лиудпранд Кремонский. «Книга возмездия» («Антаподорис») (949 г.) 6. Грамота германского императора Оттона I об учреждении магдебургской архиепископии (968 г.) 7. Регинон Прюмский. «Хроника» с продолжением (начало X в. и после 973 г.) 8. Грамота польского князя Мéшка I папскому престолу («Dagome iudex») (около 990 г.) 9. Иоанн Диакон «Венецианская хроника» (рубеж X–XI вв.) 10. Бруно Кверфуртский. Послание к германскому королю Генриху II (1008 г.) 11. Титмар Мерзебургский. «Хроника» (1012–1018 гг.) 12. «Кведлинбургские анналы» (около 1030 г.) 13. Адемар Шабаннский. «Хроника» (около 1030 г.) 14. Петр Дамиани. «Житие блаженного Ромуальда» (около 1041/2 г.) 15. «Барийские анналы» (1040-е гг.) 16. Випон. «Деяния императора Конрада» (1040/6г.) 17. Глосса на псалтири Одольрика Реймсского («Реймсская глосса») (середина XI в.) 18. «Хильдесхаймские анналы» (1060-е гг.) 19. «Альтайхские анналы» (около 1075 г.) 20. Послания папы Григория VII к польскому князю Болеславу II и киевскому князю Изяславу Ярославичу (1075 г.) 21. Ламперт Херсфельдский. «АННАЛЫ» (1077–1078/9 гг.) 22. Адам Бременский. «Деяния гамбургских архиепископов» (1070-е гг.) 23. «Песнь об Анноне, архиепископе кёльнском» (около 1080 г.) 24. Бруно «Книга о саксонской войне». (1080-е гг.) 25. Сигеберт из Жамблу «ХРОНИКА» (1082–1112 гг.) 26. Фрутольф из Михельсберга и Эккехард из Ауры «Хроника» (рубеж XI–XII вв. и 1106–1125 гг.) 27. «Аугсбурские анналы» (начало XII в.) 28. Лев Марсикан (Остийский) «Хроника монтекассинского монастыря» (начало XII в.) 29. Галл Аноним «Хроника и деяния польских князей» (1107–1113 гг.) 30. Руперт из Дойца «Слово о святом мученике Пантелеимоне» (начало 1120-х гг.) 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОНОРИЙ II (1009/10, Верона - 1071/72, Парма; мирское имя Пьетро Кадало), еп. Пармы (с 1044), антипапа (28 окт. 1061 - 31 мая 1064). Происходил из знатного рода, возможно южногерм. 3-й сын в семье, Пьетро Кадало с детства был предназначен к церковной карьере. С 1030 г. субдиакон, с 31 июля 1034 г. диакон. В 1041 г. был видамом (управляющим светским имуществом и представителем епископа в светском суде) еп-ства Верона и епископским викарием. В 1043 или 1044 г. рукоположен во пресвитера. При поддержке герм. имп. Генриха III стал преемником скончавшегося еп. Пармского Гуго (1044). Присутствовал на Соборе в Павии (25 окт. 1046), проходившем под председательством Генриха III. Будучи епископом, Г. начал восстановление сгоревших во время пожаров 1038 и 1055 гг. епископского дворца и кафедрального собора в Парме. После смерти папы Римского Николая II (19 или 27 июля 1061) прелаты, сторонники реформ католич. Церкви, возглавляемые Гильдебрандом (впосл. папа Римский Григорий VII ) и еп. Лукки Ансельмом, 1 окт. 1061 г. избрали Ансельма Луккского папой под именем Александр II . Выборы нового папы проходили в соответствии с утвержденными в 1059 г. принципами, согласно к-рым основная роль в избрании папы принадлежала не «народу Рима», а собранию кардиналов-епископов ( Jaffé. RPR. T. 1. P. 558-559). Представители рим. аристократии, недовольные отстранением от процедуры выборов, отправили посольство ко двору герм. короля во главе с имевшим репутацию интригана герц. Герардом из Галерии. Возведя юного герм. кор. Генриха IV в ранг рим. патриция, посланники обратились к нему с просьбой назначить нового папу. Собравшиеся в Базеле нем. и ломбардские епископы, а также представители нем. аристократии, оппозиционные Гильдебранду и его сторонникам, 28 окт. 1061 г. избрали папой еп. Пармского Пьетро Кадало, принявшего имя Гонорий II. В сопровождении войск нем. князей Г. отправился в Рим, чтобы силой занять Папский престол. 14 апр. 1062 г. он захватил замок Св. ангела, вынудив Александра II бежать из Рима, и занял Римскую кафедру. Для преодоления конфликта при дворе герм. короля было принято решение отправить к обоим противникам в качестве посла герц. Лотарингии Готфрида (май 1062), к-рый должен был убедить их подчиниться принятому нем. знатью и прелатами решению: Г. должен был вернуться в Парму, а Александр II - в Лукку.

http://pravenc.ru/text/166145.html

Иконография, посвящённая прп. Антонию Великому Фрагмент статьи из 2-го т. " Православной энциклопедии " , с. 659-664 Иконография А. В. изображается как старец с седой раздвоенной бородой, оставляющей открытым подбородок, облачен в рясу и мантию, под к-рой часто виден аналав, на голове куколь, в левой руке свиток, правая поднята в жесте благословения. Иконография святого в копт. искусстве неск. отлична от традиц. восточнохрист.- А. представлен с округлой бородой. Такой тип изображения устойчив и встречается вплоть до XVIII в. (напр., икона из мон-ря прп. Антония Великого). Самое раннее изображение предположительно А. В. имеется на терракотовой ампуле IV-VI вв. (Британский музей. Лондон). В ряду преподобных он представлен в ц. св. Иоанна Крестителя 4) в Гюлю-Дере и Айвалы-килисе в Гёреме (Каппадокия), между 913 и 920 гг.; в Нов. Токалы-килисе (Каппадокия), кон. X в.; в наосе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.- с платом на голове вместо куколя; в нартексе ц. Неа-Мони на Хиосе, 1049-1055 гг.; в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) в Никитари (Кипр), 1105/6 г.; в Епископской ц. на о-ве Тира, нач. XII в.; в Палатинской капелле в Палермо (Сицилия), 50-60-е гг. XII в.; в кафедральном соборе в Монреале (Сицилия); в ц. Панагии Араку в Лагудере (Кипр), 1192 г.; в ц. Святых врачей в Кастории (Греция), кон. XII в.; в нефе «Енклистры» мон-ря св. Неофита в Пафосе (Кипр), 1196 г.; в нартексе ц. Вознесения Христова в Милешево (Сербия), до 1228 г.; в ц. Святых апостолов в Эрдемли (Каппадокия), XIII в.; в ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки, кон. XIII - нач. XIV в.; в мон-ре Паммакаристос (Фетие-джами) в К-поле, ок. 1315 г.; на юж. стене ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в ц. Богородицы Одигитрии в Пече (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1337 г.; на юж. стене в зап. части ц. св. Климента в Охриде (Македония), 1378 г., и др. А. В. изображен на иконах из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, ок. 945 г. и XIII в.; на иконах работы Михаила Дамаскина, XVI в. (Византийский музей. Афины), 2-я пол. XVI в., Крит (ГИМ), и др.; на миниатюрах рукописей из мон-ря Ставроникита на Афоне (43. fol. 10, X в.); в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 90, 321, 327; 976-1025 гг.); в Псалтири Барберини (Vat. gr. 372. Fol. 187, кон. XI в.); в Лекционарии (Vat. gr. 1156. fol. 187, XI в.); в Синаксаре Захария Валашкертского (Кекел. А. 648, 1030 г.); в Минологии 1034-1041 гг. (Baltim. Cod. 16) и др.

http://sedmitza.ru/text/1817972.html

Скачать epub pdf 198. Ярослав I Владимирович в св. крещении Георгий, великий князь киевский и всей Руси сын св. равноапостольного Владимира Святославича, великого князя киевского и всей Руси от брака с первою (по другим известиям, второю) из шести жен, Рогнедой-Гориславой Рогволодовной, княжной полоцкой. Родился в Киеве около 982 г.; получил от отца в удел г. Ростов в 989 г.; переведен оттуда в Новгород по смерти Вышеслава, брата своего, в 1012 г.; возмутился с новгородцами против отца в 1014 г.; поссорился с новгородцами и вероломно умертвил знатнейших в 1015 г.; вспомоществуемый теми же новгородцами, поразил братоубийцу Святополка Ярополковича, великого князя киевского, у Любеча и вступил в Киев в 1016 г.; осаждал Брест-Литовск, город Святополков, в 1017 г.; разбит на р. Буге Болеславом I, королем польским, и Святополком так, что только с четырьмя воинами прискакал к Новгороду, в 1018 г.; с помощью новгородцев разбил Святополка на р. Альте и сделался великим князем киевским в 1019 г.; обнародовал Русскую правду в 1020 г. (по другим известиям– в 1019 г., по Татищеву – в 1035 г.); разбил на р. Судоме (Псковской губернии) Брячислава Изяславича, князя полоцкого, ограбившего Новгород, в 1021 г.; ходил в Суздаль усмирять мятеж волхвов в 1023 г.; разбит у Листвена (местечко близ г. Городни Черниговской губернии) братом своим Мстиславом, князем тмутараканским, в 1024 г.; на съезде в Любече разделил Русь с Мстиславом по р. Днепр и взял себе западную сторону в 1026 г.; основал в Ливонии, куда ходил войной, г. Юрьев (Дерпт), а в Новгороде– училище на 300 учеников в 1030 г.; занял польский город Бельз в 1031 г.; овладел городами червенскими (в Галиции) в 1032 г.; по смерти Мстислава тмутараканского сделался единовластителем Руси в 1036 г.; разбив печенегов, после того не являвшихся, заложил, на самом месте битвы, нынешний Киево-Софийский собор в 1037 г.; воевал: с ятвягами в 1038 г., с литовцами в 1040 г., с мазовшанами в 1041 г.; посылал своего сына, князя Владимира новгородского, на греков в 1043 г.; ходил сам в Мазовию в 1046 г.; поставил Киеву и всей Руси митрополита из русских (св. Иллариона) без сношения (впервые) с патриархом константинопольским, в 1051 г. Умер в Киеве 10 февраля 1054 г. Тело его погребено во Владимирском приделе Киево-Софийского собора, им сооруженного. Великий князь Ярослав I был женат на Ингигерде Олофовне, во св. крещении Ирине, королевне шведской (см. 108), с которою имел семь сыновей, в том числе великих князей: Изяслава I, Святослава II, Всеволода I, и три дочери. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

(Ann. Saxo 1844. Р. 665) 14. В лето Г[осподне] 1017-е. (...) [Генрих II заключает мир с Болеславом I и только потом узнает, что его русский союзник выступил против польского князя 1027 .] (Ann. Saxo 1844. Р. 672–673) 15. В лето Г[осподне] 1018-е. (...) Болеслав (Bolizlaus), напав с войском на королевство Ярослава (Iarizlaus), короля Руси (Rusci), возвел на престол его брата, а своего зятя Святополка (Zuentupulcus) 1028 . [Их отец Владимир взял жену из Греции, от которой имел троих сыновей, одного из которых женил на дочери Болеслава. Вместе с ней на Русь прибыл епископ Рейнберн, на Руси попавший в темницу 1029 . Поход Болеслава на Киев. Описание Киева. Посольство Болеслава, направленное из Киева в Грецию 1030 .] (Ann. Saxo 1844. Р. 673–674) 16. В лето Г[осподне] 1039-е. (...) [Заимствования из различных источников, преимущественно из «Хильдесхаймских анналов», о внутригерманских делах. Затмение солнца в 11-е календы сентября 1031 .] В это время Казимир (Kazimer) 1032 , сын Мешка (Miseco), польского князя (dux Polanorum) 1033 , вернувшийся на родину, охотно принят поляками, и взял в жены дочь короля Руси (Ruscia) 1034 , и родил двух сыновей – Владислава (Vladizlaus) и Болеслава (Bolizlaus) 1035 . После его смерти, когда его сыновья были еще детьми 1036 , чешский князь (dux Boemorum) Бржетислав (Bracilaus) 1037 не упустил предоставившегося случая нанести урон своим недругам, мстя за обиды, некогда нанесенные чехам князем Мешком. [Чешский поход на Польшу и перенесение мощей св. Адальберта в Прагу 1038 .] (Ann. Saxo 1844. Р. 683) 17. В лето Г[осподне] 1040-е. (...) [Новый германский король Генрих III идет походом на Чехию в отместку за нападение чехов на Польшу 1039 .] В праздник святого Андрея 1040 король держал совет в Альштедте (Altstide) 1041 , где принял и послов из Руси (Ruzi) с дарами 1042 . [Измена чешского воеводы, которого князь Бржетислав поставил командовать моравскими и венгерскими войсками 1043 , ибо венгерский король Петер прислал чехам подмогу против короля Генриха.]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правда, у Я. был еще в живых брат, Судислав, находившийся в Пскове, но Я., по какому-то оговору, тотчас после смерти Мстислава засадил его в тюрьму в Пскове, где тот и сидел до самой смерти Я. Наступивший внутренний мир дал возможность Я. укрепить и расширить границы русской земли. К княжению его относятся первые положительные известия о столкновениях русских с финскими племенами: под 1032 годом есть известие, что какой-то Улеб (вероятно, Ульф, сын Рагенвальда) ходил на Железные Ворота, но, как видно, поход был неудачен, так как из дружины Улеба мало возвратилось народу (относительно местности, называемой Железными Воротами, высказаны были разные мнения, но наиболее вероятно то, которое считает ею Уральские горы, а именно Зырянский край). В 1042 году Владимир, сын Я., посаженный отцом в Новгороде, ходил на ям, чудское племя в нынешней Финляндии, победил это племя, но в дороге потерял от мора почти всех коней. Ранее еще, а именно в 1030 г., сам Я. утвердил свою власть на западном берегу Чудского озера: он обложил жителей данью и построил город Юрьев. Из походов на запад в летописи упоминается поход на ятвягов (в 1038 г.) и в первый раз поход на Литву (в 1040 году); походы эти, как видно, были предприняты не с целью покорения, а для отражения неприятельских набегов. В 1041 году Я. ходил на мазовшан. Важнее были отношения его к Польше. Еще при жизни Болеслава, в 1022 г., Я., вместе с Брячиславом Полоцким, ходил осаждать Брест. По смерти Болеслава (в 1025 г.) ему наследовал сын Мечислав II, неспособный удержать приобретения Болеслава. Воспользовавшись этим, Я. в 1030 году предпринял поход в Польшу и взял Бельз (в северо-восточной Галиции, при реке Солони, впадающей в Буг). В следующем 1031 году оба князя, Я. и Мстислав, собрав много войска, выступили в Польшу, взяли обратно Червенские города, привели много пленных поляков и разделили их между собой. Я. поселил пленников по берегам реки Роси. Червенские же города были окончательно укреплены за Русью замужеством сестры Я., Марии, дочери Владимира от Анны, с польским королем Казимиром. Казимир возвратил в виде вена также восемьсот русских пленников, захваченных некогда Болеславом (в то время очень дорожили людьми, по скудости рук, необходимых для обработки полей и для защиты края). В благодарность за это Я. оказал поддержку Казимиру в борьбе его с Моиславом за Мазовию. Еще в 1041 году, вслед за походом против Литвы, Я. предпринял поход в Мазовию на лодках; быть может, уже тогда был заключен союз с Казимиром,. а может быть также, что этот поход в Мазовию был предпринят вследствие союза Моислава с литовцами, врагами Я., и союз с Казимиром был следствием войны с Моиславом. В 1043 году упоминается о двукратном походе Я. в Мазовию. В 1047 году Я. опять отправился войной на Моислава и разбил его. Моислав был убит, а Мазовия подчинилась Казимиру. Союз с Польшей был скреплен еще браком Изяслава, сына Я., с сестрой Казимира.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Изложенное выше содержание всенощного богослужения на праздник Сретения Господня сосредоточивает внимание верующих на созерцании ярких божественных образов Христа-Богомладенца и Его Пречистой Матери. Оно учит благодарно славить Спасителя и молитвенно призывать на помощь в спасении Богоматерь словами: «Богородице Дева, упование и благая Помощница христиан! Покрой, соблюди и спаси уповающих на Тебя от всякой нужды и печали» 1040 . «О, Дева Мария! Просвети мою душу, крайне омраченную житейскими усладами» 1041 . В истории «Сретения Господня» образ Богоматери выступает в сиянии небесной чистоты, благодатного смирения и божественного величия. 1014 Предпр. Сретен. утра, 1 стиховная стихира; Праздн. Сретен. утра. Канон 10-й припев на 9 песни. 1016 Предпр. Сретен. вечера, 3 стихира на Господи воззвах; 2 и 3 стиховные стихиры; Сретение, Мал. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах; утра. Канон, 1 и 3 тр. 1 п. 1019 Сретение, Канон, 2 тр. 3 п.; Предпр. Сретен. утра. Канон, Богородич. 1 песни, 3 тр. 6 п.; Сретен. Вел. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах. 1020 Предпр. Сретен. утра, Канон, Богородич. 1 и 4 пп.; Сретен. Вел. вечерня, 1 стиховная стихира. 1027 Сретен. Мал. вечер., 1 и 3 стихиры на Господи воззвах; 3 стиховная стихира; Велик, вечерня, 7 стихира на Литии; утра, Седален по 1 стихословии; Предпр. Сретения вечер., 4 стиховная стихира. 1030 Предпр. Сретен. утра. Канон, 3 тр. 7 п.; Сретен. утра. Канон, 2 тр. 4 п., 4 хвалитная стихира. 1036 Предпразд. Сретен. утра, Канон, Богородич. Светильна по 9 п. Канона; Сретен. утра. Канон, 2 и 3 тр. 8.п. 1039 Предпразд. Сретен. утра, Седален по 1 стихословии; Сретен., Велик, вечерня, 7 стихира на Литии; утра. Канон, 8 припев на 9 п. Канона, 3 тр. 9 п. 1040 Сретен. утра. Канон, 1 и 2 припевы на 9 песни; Предпразд. Сретен. утра, Канон, 1 и 2 тр. 9 п. Читать далее Источник: Чтения по литургическому богословию/Епископ Вениамин (Милов). - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. - 254 с. - (Серия Православное богословие). ISBN 978-5-7533-0694-4

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Давши Богу обет быть иноком, Моисей вскоре удостоился достигнуть своей цели. Случилось так, что к нему пришел один черноризец со святой горы Афонской, саном иерей, и постриг его тайно от госпожи его. Тогда госпожа, не могши отыскать этого черноризца, излила всю ярость свою на Моисея, приказала давать ему ежедневно по сто ударов и, наконец, велела сделать его евнухом, так что страдалец, истекая кровью, едва остался жив, а Болеслав из угождения этой неистовой жене изгнал всех черноризцев из своей области. Но гнев Божий не умедлил открыться на нечестие и неправду: в одну ночь Болеслав внезапно скончался, и вслед за тем в Польше последовало сильное возмущение, во время которого погибла и жена, мучившая целомудренного Моисея. Это случилось в 1030 г. 1197 Мало-помалу, собравшись с силами и чрез несколько лет довольно оправившись, многострадальный Моисей пришел в пещеру к преподобному Антонию и здесь в посте и молитвах, в бдении и безмолвии и прочих иноческих добродетелях благоугождая Богу еще десять лет, преставился 1198 . Сколько протекло времени, пока Моисей оздоравливал, где находился он все это время и в каком именно году прибыл он в пещеру Антониеву – неизвестно 1199 . Но, без сомнения, он не мог прийти в пещеру преподобного Антония прежде 1054 г., пока сияли в ней только три светила, и не мог скончаться здесь в 1041 г., как показано в печатном Печерском Патерике (в житии преподобного Моисея Угрина). После 1054 г., с восшествием на киевский престол великого князя Изяслава Антоний прославился уже по всей Русской земле и к нему более и более начали стекаться братия и просить у него пострижения. В числе первых прибыли двое из вельмож. Один был сын первого боярина Изяславова по имени Иоанн 1200 . Молодой человек, имевший уже жену, часто приходил к преподобным обитателям пещеры, наслаждался их сладкою беседою и почувствовал в себе сильное желание поселиться вместе с ними и презреть все блага жизни. Однажды он открыл свое желание преподобному Антонию, который, хотя одобрил святость намерения, но объяснил и трудность подвига, и всю опасность отказаться от него впоследствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Аноним представлял себе древнерусское войско начала XI в. как западное XII в. – состоящим из рыцарей и отрядов их слуг. 815 После смерти Мéшка II в 1034 г. Древнепольское государство испытало тяжелый кризис. Сын Мешка Казимир и его мать Рихеца (Рикса), внучка германского императора Оттона II, были вынуждены бежать. Возвращение Казимира I в Польшу в конце 1030-х гг. и восстановление власти Пястов происходило при поддержке Германии и Руси (Пашуто 1968. С. 38–40; ДР. С. 345–348 [IV, 4.2]). 816 Это неопределенное известие Анонима можно уточнить благодаря другим источникам. Из «Повести временных лет» узнаем, что женой Казимира Восстановителя стала сестра киевского князя Ярослава Мудрого (ПСРЛ 1. Стб. 154–155; 2. Стб. 142–143), а из кратких «Анналов краковского капитула» – что ее звали Добронега 61/4). В более поздних польских источниках встречается также имя Мария (двуименность – наличие династического и крещального имени – была в княжеской среде нормой). Попытки из хронологических соображений «исправить» свидетельство древнерусской летописи, считая Добронегу-Марию не сестрой, а дочерью Ярослава, видимо, все-таки не вполне основательны; Добронега могла происходить от второго брака Владимира Святославича (см. 11, примеч. 343) и, таким образом, быть примерной ровесницей Казимира, родившегося в 1016 г. В «Повести временных лет» о браке сообщается в статье 1043 г., которая, однако, носит явно сводный характер. Поэтому заслуживает внимания датировка 1039 г., присутствующая у «Саксонского анналиста» 45/16), хотя она относится скорее к возвращению Казимира I в Польшу. В историографии высказывались на этот счет самые разные гипотезы: от 1039 до 1044 гг. (см. обзор: Jasiski 1992. S. 133–139; сам исследователь высказывается в пользу 1041 г.). Ясно, что брак Казимира и Владимировны скреплял русско-польский союз, необходимый польскому князю прежде всего для возвращения Мазовии. Поскольку первый поход Ярослава на Мазовию относится уже к 1041 г., поздние датировки брака выглядят менее убедительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010