В славянском переводе, судя по изданию Г. Н. Бонвеча (Bonwetsch, р. 219, apparatus ad lin. 10), и у еп. Михаила (Чуба) имя передано как «Меммиан». — Изд. 1027 Или «О сотворенном». — Ред. 1028 3 CPG 1817. Рус. пер.: Твор. С. 272-279. — Изд. 1029 CPG 1814. Рус. пер. еп. Михаила (Чуба): О различении яств и о телице, упоминаемой в книге Левит, пеплом которой окроплялись грешники (о разлучении яди и о юници менимеи в левитице еяже пепеломь грешнии кропяхуся)//БТ 2.1961 С. 160-172 (переизд.: Твор. С. 314-334). — Изд. 1030 CPG 1815. Рус. пер. еп. Михаила (Чуба): К [С]истелию о проказе (к Истелию о прокажении)//БТ 2. 1961 С. 173-183 (переизд.: Твор. С. 335-352). — Изд. 1031 CPG 1816. Рус. пер. еп. Михаила (Чуба): О пиявице, о которой говорится в книге Притчей, и о (словах) «Небеса проповедуют славу Божию» (О пиявици сущии в притчах и о «Небеса исповедають славу Божию»)//БТ 2. 1961 С. 184-205 (переизд.: Твор. С. 353-364). — Изд. 1032 CPG 1818. — Изд. 1033 Сохранившиеся фрагменты комментария касаются только отдельных стихов в указанных главах. — Изд., Ред. 1034 CPGS 1819 (в Supplementum указано издание новых фрагментов на Иов 1:1 — 8: 22). — Изд. 1035 Eranist., dial. I, TLG 4089/2. P. 99, lin. 32 — p. 100, lin 5. — Ред. 1036 CPG 1820. — Изд. 1037 7 Известен фрагмент из катен (CPG 1821). — Изд. 1038 8 CPG 1827. Составлена, возможно, в V-VI вв. Рус. пер.: Твор. С. 141-160. — Изд. 1039 CPG 1828. Рус. пер.: 1) Мефодий Патарский, св. Слово в неделю Ваий//ХЧ. 1837. Ч. 2. С. 8-27; 2) Твор. С. 161—170. См. также: Бегунов Ю. К. Речь Моисея Выдубицкого как памятник торжественного красноречия XII в.//ТОДРЛ. Т. 28. 1974. С. 60—76 (Слово Мефодия Патарского как источник речи). — Изд. 1040 CPG 1829. — Изд. 1041 CPGS 1830. См. также: Дмитриев Л. А. Откровение Мефодия Патарского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. XI — первая половина XIV в. Л., 1987. С. 283-285 (библиография); ПЭ 3. С. 36—39. Дополнительно см . " .Державин Н. С. Труды академика П. А. Лаврова в области древнеславянской письменности//Изв.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Второй важнейший вопрос, который должен поставить изучающий историю русской школы и просвещения после вопроса об ее типе, это – вопрос о распространенности школ в разных концах Руси. Житийная литература не может здесь дать полного и с точным разграничением по периодам перечня местечек, где имелись школы, но —587— Она может всё-таки указать целый ряд городов и селений, где в разные периоды русской истории находились школы. О существовании школ в Киеве не может быть сомнения. Житийная литература с своей стороны иллюстрирует это положение несколькими фактами. В житии Бориса и Глеба сообщает, что они „были грамоте научены“ 1025 , но это могло произойти, наверное, только в Киеве. Во второй половине XI века близ Киева или, быть может, в самом Киеве учился Нифонт Новгородский 1026 . В первой половине XII века в Киеве учился пр. Варлаам Хутынский 1027 († 1193), а в XIV веке Стефан Махрицкий 1028 . В области Великого Новгорода, по показанию житий, имелись школы в последней четверти XIII-ro столетия, когда был отроком архиепископ Моисей 1029 . В половине XIV века здесь учился юродивый Феодор 1030 . Житие Архиеп. Евфимия, избранного на кафедру в 1430 году 1031 свидетельствует о существовании школы в Нов Городской области в последней четверти XIV века. В самом конце XIV или в начале XV века учился в Новгороде архиеп. Иона 1032 . В половине XV века в Новгородских пределах, в родной деревне в Обонежве учился Александр Свирский 1033 . В области знаменитого пригорода Новгорода – Пскова в самом конце XIV или начале XV учился преп. Евфросин 1034 . Житие Мартирия Зеленецкого —588— свидетельствует о существовании школы в Великих Луках. В древнем Смоленске в XII–XIII веках учился преп. Авраамий 1035 . Во Владимире в начале XIV-ro века учился Пахомий Нерехтский 1036 . В Москве в начале того же XIV века учился отрок Елевферий Плещеев, после митрополит Алексий 1037 ; в конце XV века, – наверное, Корнилий Комельский 1038 , а в начале XVI века – Феодор Колычев, после митроп. Филипп; однако нельзя с твердостию сказать, чтобы Алексий и Филипп учились в училище, т.е. у одного со многими другими детьми учителя, а не дома усвоих домашних учителей. В близ лежавшем от Москвы Радонеже были училища в 20 годах XIV столетия и в начале XVI столетия, когда там учились преп. Сергий 1039 и Гурий, архиепископ Казанский 1040 . В селе Пехорка в двадцати поприщах от Москвы учился Серапион, архиеп. Новгородский 1041 . Около Москвы же, хотя неизвестно в каком крестьянском поселке, в 40 годах XV столетия учился Кирилл Белозерский 1042 . Приблизительно в тех же годах велось обучение детей в Волоколамском Воздвиженском монастыре 1043 . Город Старица в одном из своих училищ во второй половине 16 века имел отрока Давида, после архимандрита Троицкой Лавры Дионисия 1044 . В Переяславле Залесском было училище в первой четверти XIV века, в котором учился Димитрий Прилуцкий 1045 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Греческое слово " " демон " " в античной традиции не носило негативный характер: оно означало всякое нематериальное живое существо. В христианской традиции, начиная с ап. Павла, это слово становится термином, обозначающим злых духов — ангелов, отпавших от Бога. 1027 Сл. 36, 5, 1–2; SC 318, 250=1.504. 1028 PG 37, 419=2.26. 1029 PG 37, 443–444=2.30–31. 1030 PG 37, 445=2.31. 1031 Сл. 24, 9, 25–26; SC 284, 56=1.351. 1032 Ср. Иов 1:6–2:7. 1033 См. Ориген. На Ин. 2, 3 (PG 14, 133 D); Афанасий Александрийский. Слово на язычников 6 (PG 25, 12 D); Григорий Нисский. Жизнь Моисея (PG 44, 420 A); Большое огласительное слово 5 (PG 45, 24 D). 1034 Афанасий Александрийский в Слове на язычников (6) так характеризует манихейский дуализм: " …Некоторые еретики, отпав от церковного учения и потерпев крушение в вере, в безумии своем приписывают также злу самостоятельность. Кроме же истинного Отца Христова, воображают себе иного бога, и этого нерожденного творца зла и виновника злобы признают и создателем твари " " . 1035 PG 37, 417–418=2.25. 1036 Ириней Лионский. Против ересей 4, 37, 3. 1037 Ириней. Против ересей 4, 39, 1–3. 1038 Татиан. Речь против эллинов 7. 1039 Намек на две различные интерпретации рая (буквальную и аллегорическую), которые существовали в раннехристианской традиции. См. об этом Василий Великий. О рае 7 (PG 30, 68 C). 1040 Григорий, как видим, склоняется к аллегорической интерпретации деревьев рая, следуя в этом Филону Алесандрийскому (см. его трактат О растениях 36–40). 1041 Сл. 38, 12, 1–27; SC 358, 126–130=1.527–528. 1042 Ср. Быт. 3:21. 1043 По свидетельству Мефодия Олимпийского (О воскресении 1,29; GCS 27, 258), эта интерпретация принадлежит Оригену. Ей пользовался также Григорий Нисский (О душе и воскресении, PG 46,148 C-149 A). Подробнее об этом см. Daniйlou. Platonisme, 48ff. 1044 PG 37, 455=2.34. 1045 О борьбе ума с плотью см. PG 37, 1359–1361=2.68–69. О борьбе между плотью и духом говорил уже апостол Павел (см. Гал.5:17 и др.). 1046 Сл. 14, 6–8; PG 35, 865–868=1.208–209. 1047

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Дионисия на Олимпе Фессалийском; 992 Преображения на горе Сагмата в Беотии; 993 Симвул, или св. Мелетия, на горе Миупольской; 994 Дафнийский ( Δαφνον) близ Симвула; 995 Стила, или св. Павла, на горе Латре; 996 Лампония там же; 997 св. Девы Марии на горе Лемво близ Смирны; 998 Иакинфа в Никее, где был заключен император Алексей III; 999 Саввы το Καρνης; 1000 Богородицы το Γυναικεου % 1001 η δρ. 1002 Νακονεц, β Южνοй Ηταληη η Σηцηληη κρομε сταρыχ μοναсτыρεй, κοτορыε ποημενοβανы βышε, сυщεсτβοβαλη μοναсτыρη: cβ. Μαρηη δε Ζοσιμο βληζ Σαλερνο; 1003 cβ. Λεοντηя β Στηλε β Καλαβρηη; 1004 cββ. αποcτολοβ Πετρα η Παβλα β Ταρεντε; 1005 Σβ. Τροηцы β πρεδελαχ Σαλερνο; 1006 cβ. μυчενηцы Μηνы βληζ Ροccανο; 1007 cβ. Ηοαννα Κρεсτητελя βληζ Ταρεντα; 1008 Βογοροδηцы δε Ρερτυσια; 1009 cβ. Ονυφρηя β πρεδελαχ κρεποcτη Νοη; 1010 cβ. Ανγελα δε Βαττιπεδε; 1011 cβ. Πετρα το Βαρυχλλα υ γοροδα Yρζυλα; 1012 cβ. Νηκολαя δε Περατιcο β πρεδελαχ Κολюβραρηя; 1013 Βογοροδηцы βληζ ρεκη Νηγρα β Καλαβρηη; 1014 μυчενηκα Αναсταсηя β Ποληχορε; 1015 cβ. Ηοαννα δε Cαλvετο β Ροccανε; 1016 cβ. αποcτολα Ανδρεя βληζ ρεκη Νηγρα; 1017 μυчενηκα Στεφανα το Βωσκο βληζ Γηεραцηя β Καλαβρηη; 1018 Νηκολαя το Κοφιν β Yρζυλε; 1019 μυчενηκα Γεοργηя β μεсτεчκε Γεμελλε; 1020 περβομυчενηκα Στεφανα, ηλη μοναсτыρь Ερεμιταρυμ, βληζ Κροτονы; 1021 cβ. Νηκολαя δε Cαματο β γοροδε Ρονκε; 1022 Βογοματερη δε Cαβρια β Ακραχ; 1023 Σβ. Τροηцы β Απυληη; 1024 περβομυчενηκα Στεφανα β Αετε; 1025 cβ. Ηοαννα, αποcτολα η εβανγεληcτα, β Πανορμε; 1026 Νηκολαя δε Cιπυλλο β Κροτονε; 1027 Σβ. Τροηцы δε Cανcελλαριο β Πανορμε; 1028 cβ. Ηληη β Αετε; 1029 μυчενηκα Μαβρα β Γαλληπολε; 1030 cβ. Στεφανα δε Θοντε β Γαλληπολε; 1031 cβ. αποcτολα η εβανγεληcτα Ηοαννα βληζ Τρανα β μεсτεчκε Τυριcελλα; 1032 cβ. Βενεδηκτα βνυτρη τογο жε γοροδα; 1033 cβ. Κλημεντα β μεсτεчκε Cολονιε; 1034 cβ. Λαβρεντηя βληζ Οτραντα; 1035 δε Σ. Vιτο β Ταρεντε; 1036 Καρβονсκηй βο ημя cβ. Ηληη β Βαζηληκατε; 1037 Μαρηη Μαρτορνος β Πανορμε; 1038 cβ. Εβφημηη β Απυληη; 1039 cβ. Ανγελα β Μελητενε; 1040 Τερεττο β Καλαβρηη; 1041 Σβ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 12. 1010 Там же. С. 16. 1011 Там же. С. 134. 1012 Там же. С. 14. 1013 Там же. 1014 Там же. С. 65. 1015 Там же. С. 58. 1016 Там же. С. 202. 1017 Там же. С. 164—165. 1018 Аллюзия на песнопение вечерни «Свете тихий». 1019 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 23. 1020 Исаак Сирин, преподобный. Главы о знании IV, 51—52. Цит. по: Преподобный Исаак Сирин. О знании (избранные главы). Церковь и время 4(13), 2000. С. 322. 1021 Ср.: Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 220. 1022 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 163. 1023 Там же. С. 170. 1024 Там же. С. 163. 1025 ЗЦар. 19:10. 1026 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 167. Цитата из преп. Исаака Сирина — см.: Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 180. 1027 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 171. 1028 Там же. С. 180—181. 1029 Булгаков С. Афонское дело. С. 44. 1030 Рим. 1:20. 1031 Цар. 9:12. 1032 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 4—6. 1033 Там же. С. 207—208. 1034 Там же. С. 150. 1035 Там же. С. 141—142. 1036 Там же. С. 39. 1037 Ср.: Исх. 24:25; 29:43; 40:34; 3 Цар. 8:10 и др. 1038 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 143. Ср.: Пс. 18:1—3. 1039 Там же. С. 148. Весь этот рассказ благоразумно опущен в 4–м издании книги «На горах Кавказа» (СПб., 1998). 1040 См.: Хрисанф, инок. Рецензия на сочинение схимонаха Илариона, называемое «На горах Кавказа». Цит. по: Святое Православие и именобожническая ересь. Ч. 1 (догматическая). Харьков, 1916. С. 16—17. 1041 Игнатий Богоносец. Послание к Римлянам, гл. 5. 1042 Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 206. 1043 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 146. 1044 Там же. С. 144—145. 1045 Пс. 10:1—2. 1046 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 151. 1047 В Пантелеимоновом монастыре вместе со всеми его скитами на тот момент проживало около 1700 русских монахов; в Андреевском скиту — около 400. См.: Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. С. 253. Об истории Пантелеимонова монастыря, а также других русских обителей на Афоне см., в частности: Феодосий, иеромонах. История русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. — К свету. Альманах. Вып. 18. М., 2000. С. 5–128. 1048

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

К эпохе тринитарных споров, в которую прошли I-й (325 – I Никейский) и II-oй (381 – I Константинопольский) Вселенские Соборы, можно отнести весь IV век – «Золотой век святоотеческой письменности» 1024 , и живших в это время богословов, рассматривавших в том числе и антропологические вопросы, среди которых на Востоке могут быть названы Св. Афанасий Александрийский (ок. 295–373) 1025 , Св. Василий Великий (ок. 330–379) 1026 , Св. Григорий Богослов (329–389) 1027 , Св. Григорий Нисский (ок. 335 – после 394) 1028 , Св. Иоанн Златоуст (ок. 347 – 407) 1029 , Св. Амфилохий Иконийский (ок. 340 – ок. 396) 1030 , преп. Макарий Египетский (ок. 300 – 391) 1031 , преп. Ефрем Сирин (ок. 306–373) 1032 , преп. Исаия Отшельник († 370) 1033 , преп. Марк Подвижник (конец IV – начало V вв.) 1034 , Иаков Афраат 1035 , Немесий Эмесский (IV – до середины V вв.) 1036 , Евагрий Понтийский (345–399) 1037 , Дидим-слепец (ок. 313 – ок. 398) 1038 , а на Западе Св. Иларий Пиктавийский (310-е годы – не позднее 367) 1039 , Блаж. Иероним Стридонский (ок. 342–420) 1040 , Блаж. Августин Гиппонский (354–430) 1041 , преп. Иоанн Касиан Римлянин (ок. 360–435) 1042 . Из них специальные труды, посвященные антропологии, составили только Св. Григорий Нисский («Об устроении человека») 1043 , Немесий Эмесский («О природе человека») 1044 , а Св. Василий Великий говорит на антропологические темы в двух беседах («Беседа первая о сотворении человека по образу» 1045 , «Беседа вторая о человеке» 1046 ). У Блаж. Августина Гиппонского несколько работ, например, «De quantitate animae», касаются антропологических понятий 1047 . Практически не присутствуют антропологические темы в дошедших до нас трудах Св. Кирилла Иерусалимского (ок. 313 – ок. 386) 1048 , Св. Евстафия Антиохийского († 337 или 346) 1049 , Св. Епифания Кипрского (367–403) 1050 , у многих аскетических писателей и др. На V-oм Вселенском Соборе «целью соборных осуждений был не некий призрачный оригенизм, но подлинные взгляды одного из духовных наставников восточного монашества, Евагрия» составившего, в частности свою христологию, «однако его учение о созерцании и молитве» сохранилось Восточным монашеством 1051 . Также «в современных Собору источниках, сообщающих об осуждении 553 г., наряду с именами Оригена и Евагрия упоминается и имя Дидима» 1052 . Составителем поучений преп. Макария Египетского мог быть один из его учеников 1053 , т. к. «ни один из древних авторов не приписывает ничего перу Макария Египетского » 1054 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Канонизацией свт. Григория Православная Церковь стремилась указать христианскому богословию верный путь, не зависящий от аргументов, восходящих к философии и чуждых Откровению, в особенности – от той философии, что ныне именуется «эссенциалистской». И может быть, именно наша эпоха, возвращаясь к более «экзистенциальному» восприятию Бога и мира, окажется и более способной оценить этот важнейший аспект православного богословия, нежели это сумели сделать в прошлом. Doctrine of Grace in St. Gregory Palamas Опубл. в: SVSQ. Vol. 2. 2. 1954. P. 17–26. На рус. яз. публикуется впервые. Пер. с англ. Ю. С. Терентьева. 1028 Nicephorus Gregoras. Historia Byzantina, XIX, 1/ed. L. Schopen. Vol. 2. Bonn, 1830. P. 923. 1029 Варлаам использовал это как наиболее весомый довод против латинян, с которыми он также полемизировал. Его антилатинские сочинения остаются неопубликованными и цитируются нами по рукописи: Paris, gr. 1278, fol. 77v. 1030 Cp.: Puech H. – Ch. La ténèbre mystique chez le Pseudo-Denys PAréopagite et dans la tradition patristique//Études carmélitaines. T. 23, 2. P., 1938. P. 41 sqq. 1031 Этот аспект спора хорошо освещен в переписке Паламы с Акиндином и Варлаамом. Четыре письма Паламы имеются в рукописи Coisl. 100, fol. 69–103 и во многих других. Два из них опубл. проф. Г. Папамихаилом: Παπαμιχαλ Гр. Γρηγριος Παλαμς προς Γρηγριον A­ κνδυνον// Εκκλησιαστικς Φρος. T. 12. λεξνδρεια, 1913. Σ. 375–381; T. 13. λεξνδρεια, 1914. Σ. 42–52,245–255,464–476. Одно из ответных писем Варлаама опубл. Д. Скиро в: ASCL. 1935. Fasc. 1. Р. 64–77; 1936. Fasc. 1–2. Р. 80–98; Fasc. 3–4. Р. 302–324. Второе письмо Варлаама имеется в рукописи: Marc. gr. 332, fol. 123v-140v. 1033 Ibid., I, (3,38)//Coisl. 100, fol. 134v-135 [Триады. С. 109–110]; ср.: Idem. Capita CL physica, theologica, moralia et practica, 57//PG 150, col. 1161cd [ср.: Григорий Палама. Сто пятьдесят глав. С. 112–113]. 1041 Gregorius Palamas. Contra Acindynum IV, 14//Coisl. 98, fol. 107v [cp.: Григорий Палама. Против Акиндина. С. 183].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Мф. 12:28. 1008 Гал. 5:22. 1009 Василий Великий, Против Евномия, 5 — PG 29, 772С. 1010 100 Максим Исповедник, Главы богословские, 3, 38 — PG 90,1276ВС. 1011 Пс. 18:10. 1012 Максим Исповедник. Главы богословские, 1, 69 — PG 90, 1208В. Ср.: К Фалассию — PG 90, 289В. 1013 103 Пс. 18:10. 1014 Ис. 11:3. 1015 1 Ин. 14:18. 1016 Ис. 11:3. 1017 Кол. 2:9. 1018 Ис 11:3. 1019 Лк 5:22. 1020 1 Кор. 14:25. 1021 Против Евномия 5 — PG 29, 772С. 1022 Зах. 4:10. 1023 Откр. 1:4–5. 1024 Рим. 8:15. 1025 Ин. 14:17. 1026 2 Кор. 3:17. 1027 Ис. 11:2, 3. 1028 Григорий Богослов, Слово 31, 29 — Barbel 268/PG 36, 165С. Ср.: Слово 41, 9 — PG 36, 441С. 1029 1 Кор. 12:10. 1030 Ср.: Иоанн Златоуст, Беседа 29 на 1 Кор., 4 — PG 61, 245. 1031 На самом деле этот отрывок принадлежит Григорию Нисскому: Григорий Нисский, In sextum Psalmum — McDonough, J. (ed.), Gregorii Nysseni opera, vol. 5, Leiden, 1962, p. 189–190. 1032 Рим. 8:15. 1033 Гал. 4:6. 1034 Афанасий Александрийский, Письмо 1 к Серапиону, 25 — PG 26, 589А. 1035 Василий Великий, О Святом Духе, 26, 63 — Bruche 230/PG 32,184С. 1036 Исх. 8:15; Лк. 11:20. 1037 Гал. 5:22. 1038 Зах. 3:9. 1039 Ин. 14:17; 16:13. 1040 Рим. 8:15. 1041 Лк. 11:20. 1042 Исх. 8:15. 1043 Ис. 11:2–3. 1044 Зах. 3:9. 1045 Рим. 8:15. 1046 Василий Великий, Против Евномия, 5 — PG 29, 772С. 1047 Ис 11, 2. 1048 К Фалассию 29 — ΡG 90,365А. 1049 Ср.: Кол. 1:19; 2:9. 1050 Буквально: «сотворить сына» (υν ποισαι); Ср.: вульгарное русское выражение «сделать ребенка». 1051 Иов. 1:2. 1052 Быт. 48:5. 1053 Таких слов в Писании не находим. 1054 Ис. 38:19. 1055 Употребляется глагол «γγνομαι», имеющий, среди прочего, значение «делаться», в доказательство того, что данным глаголом не всегда подразумевается акт творения, приводящий из небытия в бытие, но также и рождение по природе, равно как и глаголом «ποιεω» — «творить» или «делать». 1056 Рим. 1:28. 1057 Быт. 18:25. 1058 Еккл. 12:14. 1059 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 6 — PG 75, 77C. 1060 Ср.: 2 Тим. 3:12. 1061

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Соборные послания II: 682. Собор Апостольский I: XXV–XXVI. 111. Совершенство в христианстве не только теоретическое (интеллектуальное), но и моральное II: 378,1069. Совесть I: 846. II: 22,118. 385. 386. 1038–1040. 1124. 1138. 1146. 1286. Соглядатаи I: 343. Содомляне I: 577,330. Сократ философ I. 673. II: 403,1198. 1133. Сократ Схоластик , церк. истор. II: 928. Соломоновой Премудрости книга см. «Премудрости Соломоновой книга» выше стр. 58–61. Соломоновы псалмы I: 300,83. 561. 828. 833. 853,530. 865. 867–8. 875,555. Соломон–автор книги Премудрости Соломоновой II: 435. 439 сл. σμα (I: 370–1. 372– 374. 620–1), πνευματικν (I: 371 609. 627,502. 629,506. 630,507. II. 230. 404), πουρνιον (I: 699,166. 713,202)· Сон посмертный I: 518. 567,278. 568,283. 631,511. II: 376,1069. Sopherim (трактат) I, 7 (II: 841,76. 80), σωτρ,–ρα I: 435,474. II: 1179–1180. Социн Фр. († 1604 г.) и социниане II: 516,363. 610,617. Сошествие Христа во ад II: 607,599. Спасение в иудействе яко бы универсальное I: 562,267. Спасение христианское есть социальное, коллективное I: 519. σπρμα I: 210. II: 808,1255. 972,990. σπερμολγος II: 926. Спиноза I: 369,271. 579. Стефан архидиакон и его (речи) влияние на Ап. Павла I: XVIII. XXI–XXII. 6. 18. 19. 42. 46,88 59 сл. 64. 88. 97. 115. 116–118,41. 166. 167 182. 196. II: 864. 912. στγματα I: 490. Стихии мира, τ στοιχεα το κσμου I: 690 сл. 694 сл. 697 сл. II: 785. 1003,117. Стоицизм и стоики: материализм (II: 634. 662. 1010 сл. 1033. 1046), пантеизм (II: 1010 сл. 1030. 1063), дуализм (II: 1026. 1067), деизм (II: 1015), детерминизм и предестинация (II: 1014. 1015. 1023. 1032), логология (П: 345,950. 1029–31. 1041), дух (II: 1031. 1033), грех и зло в мире (II: 1016. 1021. 1059), искупление (II: 1017. 1033–4), стоическая мораль (II: 1019 сл. 1021 сл. 1034 сл. 1037. 1059 сл. 1067), причем человек якобы может быть выше Бога (II: 1016. 1031. 1057), апатия (II: 1022. 1059. 1081), свобода (II: 1034 сл. 1155) и рабство (II: 1076 сл. 1106), универсализм (II: 1040 сл. 1059. 1080. 1102) и любовь к ближним (II: 1021,296. 1022,304), брак и положение женщин (II: 1102. 1157), выбрасывание детей и убивание уродов (II: 1022–3. 1058), самоубийство (II: 1017. 1018. 1038. 1060–61. 1067).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Статья эта должна быть отнесена к худым номоканунцам. В ней есть такие зпрещения: «грех есть ставше мужу на восток, мочитеся… грех есть лечи на чрево ниц»… За это полагаются епитимии. Конца статьи, к сожалению, не достает. 1019 Р.И.Б. 4, стр. 8. Митр. Иоанн в своем 16 правиле руководился постановлениями: 6 вселенского собора (правило 24), Лаодокийского (54 правило) и частью 18 правилом собора Карфагенского. 1030 Жмакин, Митр. Даниил, 559–566. – Пам. стар. рус. лит. Кушелева-Безбородка, вып. 1, стр. 200–204. 1033 Ркп. Моск. Дух. Акад., Волокол. Монаст., 16 в., л. 218. Тихонравов. Летопис. 5, от. 3, 137–140. 1041 См. Сказания Сахарова. Спб. 1885 г., 2, 233. Такие гулянья бывают во многих местах на Вознесенье – в Ярославле, Туле у Вознесенских церквей. В настоящее время ярмарка и народное гулянье на Вознесение бывает в Смоленске, по случаю храмового праздника в Вознесенском женском монастыре. 1042 Рождественский. К истории борьбы с церковными безпорядками, отголосками язычества и пороками в русском быту 12 в. Челобитная нижегородских священников 1636 г. Чтен. Об-ва ист. и древн. российск. 1902 г., кн. 2, отд. 4, стр. 23–31. 1053 Софийский Требник 16 в. Алмазов Тайная исповедь в православной церкви, т. 3, приложение, стр. 154. 1055 Требник 16 в. Чудова монаст. Вопросы черноризцам или схимникам. Алмазов, ibid, стр. 176. 1061 Памятники стар. русской литературы, 1, стр. 209, по рускописи Публичн. Библиотеки Погодин. Древлехранил., 1064 Голубинский. История русск. церкв. 1, 1, изд. 2, стр. 824. Слова на Четыредесятницу со вступительной статьей Петухова напечатаны в Памятниках Пономарева, 3 часть, стр. 153–192; 174. 1065 Рукопись 15 века Троицкой Серг. Лавры л. 194. Слово, вероятно, русское. Архангельский не указывает греческого источн. См. твор. Отцов церкви в древн. рус. письм. 4, стр. 153 и след. 1072 Ркп. 16 в. Моск. Акад. л. 199. В Измарагде 2-й редакции гл. 123. См. приложение стр. 201–202. 1074 Измарагд 2 редак. Гл. 138, Златоуст. 16 в. Троицк. Серг. Лавры лист 181. См. приложение стр. 204; 206.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010