1024. Cм. Brown R. P. 762. 1025. Cм. Brown R. P. 638. Точнее, сначала, еще в средние века пастырскими называли Послания к Тимофею, а в XVIII веке к ним стали присоединять и Тит. — см. Кассиан, еп. С. 248. 1026. Brown R. P. 638. 1027. См. Кассиан, еп. С. 248. 1028. Подробный экскурс на тему авторства Тит. и 1 Тим. см.: Brown R. P. 662-8. 1029. Между прочим, на этом изречении построена одна из задачек — классических парадоксов логики: если «критяне — всегда лжецы», и это сказал «один из них», то значит, это ложь; значит, не все критяне — лжецы, что в свою очередь приводит к выводу, что и сказавший такое, возможно, не лжец, после чего мы опять далаем вывод о лживости всех критян и т. д. и т. д. 1030. Кассиан, еп. С. 250. 1031. См. Кассиан, еп. С. 251. 1032. В 2 Тим. 1, 5 указываются имена матери и бабки Тимофея — соответственно Евника и Лоида. 1033. Cм. Wild R.A., S.J. The Pastoral Letters.//NJBC. P. 891. 1034. Кассиан, еп. С. 252. 1035. Например, в Флп. 1, 1 говорится о «епископах и диаконах», но не говорится о пресвитерах, причем о епископах в связи с небольшой филиппийской общиной говорится во множественном числе. 1036. Кассиан, еп. С. 249; см. также С. 256. 1037. См., например, 5-е правило Святых Апостолов. 1038. То, что переведено в СП как «избираема» (5, 9: katalege/sqw, от kata/logoj — «список»), ЕК предпочел перевести как «да вносится в список» — см. Кассиан, еп. С. 254. 1039. Theissen G. P. 137. 1040. Данн Д.Д. С. 369. 1041. См. Кассиан, еп. С. 252. 1042. Данн Д.Д. С. 377. 1043. Cм. Brown R. P. 679. 1044. Brown R. P. 771. 1045. В результате получается очень интересный парадокс: не будучи задействованным в богослужении, Откр. плодотворно «работает» в догматическом и литургическом богословии Православной Церкви. Можно вспомнить, например, такие чисто апокалиптические, т. е. почерпнутые из Откр., идеи, как Христос-Агнец Божий, Небесный Иерусалим, мученичество как свидетельство и т. п. Этот парадокс вызывает неподдельное удивление у западных христиан, не мыслящих свое богослужение без чтения Откр.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

1025.. Даниил — НЭС, т. 15, с. 505-507. 1026.  Булгаков С. Апокалиптика и социализм. — В кн.: С. Булгаков. Два Града. М., 1911, т. 2, с. 51-127. 1027.  Введенский А., свящ. Язык книги пророка Даниила в связи с историей ее происхождения. — ТКДА, 1912, с. 493-510. 1028.  Громогласов И. Наименование Иисуса Христа Сыном Человеческим — ЧОЛДП, 1894, с. 107-154. 1029.  Добронравов Н. Книга пророка Иоиля. М., 1885, 432 с. 1030.  Зельдер Д. Иоэль. — ЕЭ, т. VIII, с. 779-785. 1031.  Кёнит Э. Даниила книга. — ЕЭ, т. VI, с. 937-943. 1032. Книга пророка Иоиля. — ДБ, 1873, с. 152-154. 1033.  Некрасов А. Год крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и седмины Даниила. Казань, 1892. 1034.  Его же. Седмины пр. Даниила по олимпиадам. — ПС, 1887, 1035.  Его же. Введение в книгу пророка Иоиля. — ХЧ, 1884, с. 280-314; 1885, с. 82-98; с. 335-371. 1036.  Никольский Н. Апокалиптическая литература. — В кн.: Литературная энциклопедия, М., 1929, m.I. 1037.  Оберлен. Пророк Даниил и Апокалипсис св. Иоанна. Тула, 1882, XVI + 448 с. 1038.  Палладий, еп. Толкование на книги св. пророков Осии и Иоиля. Вятка, 1872, 61 с. 1039.  Петровский А. Книга пророка Даниила. — ТБ, т. VII, с. 1-83, 1040.  Покровский Ф. Время деятельности пророка Иоиля. — ХЧ, 1875, 1, с. 3-31; с. 3-24. 1041.  Потапов В. О книге пророка Даниила. — ПТО, 1871, с. 1-146. 1042.  Разумовский А., свящ. Св. пророк Даниил и его книга. СПб., 1891, 162 с. 1043.  Розанов Н. Книга пророка Иоиля. — ТБ, т. V, с. 134-156. 1044.  Рыбинский В. Иоиль. — ПБЭ, т. VII, с. 250-254. 1045.  Смирнов И. (впосл. еп. Иоанн). Пророк Иоиль. Рязань, 1873, 33 с. 1046.  Его же. Св. пророк Даниил и его книга. Рязань, 1879, 384 с. 1047.  Denzer G. The Books of Haggai Zechariah, Malachi, Joel and Second Zechariah. Collegeville, 1966. 1048.  Hartmann L.F. Daniel. — JBC, I. 1049.  Kappelrud A. S. Joel Studies. Leipzig, 1948. 1050.  Rowley H.H. The Relevance of Apocaliptic. London, 1947. 1051.  Russel D. S. The Method and Message of Jewish Apocaliptic. Philadelphia, 1964.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

1026.  …ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4. 12). 1027. Слово 36. По переводу старца Паисия. 1028. Святой Исаак Сирский Слово 1. 1029. Беседа 7, гл. 4. 1030. Святой Тихон Воронежский. Том 15, письмо 103, пункт 4. 1031. Слово 56. 1032. Беседа 27, гл. 16. 1033. Алфавитный патерик. 1034. Patrologiae 50, 73. De vitis patrum, lib. 4, cap. 13. 1035. Алфавитный патерик. 1036. Слово 34. 1037.  …ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5. 14). 1038.  Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак. 4. 3). 1039. Лк. 16. 22. 1040. Евр. 12. 6 и проч. 1041. Евр. 12. 3. 1042. Преподобный Марк Подвижник. 226 глав о мнящих от дел оправдитися, гл. 6. 1043. 2 Кор. 12. 7–10. 1044. Алфавитный патерик. 1045. Алфавитный патерик. 1046. Преподобный Исаия Отшельник. Слово 27. 1047. Преподобный авва Дорофей. Поучение 7. 1048. Мф. 10. 28–31. 1049. Мф. 28. 20. 1050. Ответ 139. 1051.  …заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом (Рим. 3. 19). 1052. Слово 37. 1053. Лк. 21. 25. 1054. Благовестник. На Мк. 8. 11, 12. 1055. Быт. 1. 14. 1056. Мф. 2. 2. 1057. Мф. 27. 45. 1058. Мф. 24. 29. 1059. Ин. 6. 63. 1060.  …одно только нужно (Лк. 10. 42). 1061. Святой Исаак Сирский. Слово 25–28. 1062.  …се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28. 20). 1063. Лествица. Слово 26, гл. 52. 1064. Евр. 11. 27. 1065. Святой Исаак Сирский. Слово 28. 1066. Слово 89. 1067. Преподобный Ефрем Сирский. Слово 106. 1068. Откр. 12. 12. 1069. Святой Исаак Сирский. Слово 38. 1070. Мысль эта принадлежит святому мученику Иакову Персянину. Четьи-Минеи, ноября в 26 день. 1071.  Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время (Мк. 13. 33). 1072.  [Если] же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди (Мф. 19. 17). 1073.  Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную (Лк. 18. 18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1027 Главы о знании I,19. 1028 II/8,2. 1029 I/80 (394)=B40 (304). 1030 I/18 (76)=B27 (201). 1031 Главы о знании III,46. 1032 Исаак пользуется терминологией Евагрия. 1033 Ср. 1 Кор. 7:31. 1034 Т. е. мира сего. 1035 Главы о знании III,9. 1036 II/10,20. 1037 I/66 (346)=B12 (123). 1038 Ср. Ин. 14:2. 1039 I/58 (311)=B6 (86—87). 1040 В Царстве Небесном. 1041 Мф. 25:31—33. 1042 I/58 (311—312)=B6 (88). 1043 1 Кор. 2:9. 1044 Ин. 6:33. 1045 I/83 (397)=B43 (316—317). 1046 I/18 (76)=B27 (201—202). 1047 B26 (189). Т. е. не на то, что его естество было изначально порочным. 1048 1 Кор. 15:55. 1049 1 Кор. 15:28. 1050 Ср. 1 Кор.15:53—55. 1051 I/91 (431—432)=B50 (358—359). 1052 См. цитату в Главе I. 1053 II/39,2. 1054 II/39,2. 1055 II/39,3. 1056 Букв. «дом Адама». 1057 II/39,4. 1058 Фрагменты на Книгу Бытия (PG 66,637). 1059 II/39,5. 1060 II/39,6. 1061 Феодор Мопсуестийский. Против говорящих, что грех свойственен природе. 1062 Диодор Тарсийский. О Промысле 5—6. 1063 Мнения Феодора и Диодора. 1064 II/39,14. 1065 II/39,15—16. 1066 II/39,17. 1067 II/39,20. 1068 II/39,21—22. 1069 II/40,1. 1070 II/40,4. 1071 Т. е. геенна. 1072 II/40,5. 1073 Геенна. 1074 II/40,7. Ср. Лк. 15:7; 10. 1075 II/40,8—11. 1076 Ср. Лк. 18:14. 1077 Ср. Мр. 12:42—43. 1078 Т.е. разбойником. Ср. Лк. 23:40—43. 1079 II/40,12. 1080 II/40,13—14. 1081 II/41,1. 1082 Ср. О началах 3,5,3. 1083 Характерна формулировка Константинопольского Собора 543 г.: «Кто утверждает предсуществование душ и находящийся с ним в связи апокатастасис…» См. Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные Отцы IV века. Париж, 1937. С. 188. 1084 1 Тим. 2:4. 1085 1 Кор. 15:28. 1086 Напротив, VI Вселенский Собор включил его имя в число «святых и блаженных отцов», а VII Вселенский Собор назвал его «отцом отцов». Что же касается Константинопольского Собора 543 г. и V Вселенского Собора, на которых был осужден оригенизм, то весьма показательно, что, хотя учение Григория Нисского о всеобщем спасении было хорошо известно Отцам обоих Соборов, его не отождествили с оригенизмом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

1028 Верный Месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно, составленный по донесениям Святейшему Синоду преосвященных всех епархий в 1901–1902 годах. М., 1903. С. 55−58. 1029 См. Сергий, архим. Полный Месяцеслов Востока. М., 1875−1876 (2-е изд., испр. и много доп.: Владимир, 1901). Т. 1: Восточная агиология; Т. 2: Святой Восток. 1030 См., например: Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб. (1913) (репринт, изд.: (М., 1992). Т. 2. Стб. 2047−2048; Христианство . Энциклопедический словарь: В 3 т. M., 1995. T. 2. С. 551−552. 1032 См.: Пятидесятилетний юбилей службы Высокопреосвященнейшаго Сергия, архиепископа Владимирского и Суздальского. Владимир, 1904; Высокопреосвященнейший Сергий, архиепископ Владимирский и Суздальский († 20-го ноября 1904 года): (Некролог). Владимир, 1904; и др. 1033 Исследование библейской хронологии: Сочинение студента Киевской духовной академии Ивана Спасского. Киев, 1857. 1034 См., например, об этом: Августин (де Мовильон). Преосвященному архиепископу Владимирскому и Суздальскому владыке Сергию агиологическое письмо от отца Августина, пресвитера и игумена, священнослужителя церкви Святейшего Синода. СПб. 1904. С. 1. 1036 Там же, л. 8−11 об. В деле имеются две пагинации – синодальная и архивная; здесь и далее листы указываются по новой, архивной, пагинации. 1040 Архиепископ Сергий здесь имеет в виду названные им ранее «Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви» издания 1836 г. и известный труд архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского) «Русские святые, чтимые всею Церковью или местно» издания 1861−1865 гг. 1041 Далее архиепископ Сергий перечисляет следующие имена: 1) митрополит Макарий († 6 декабря 1305 г.); 2) Роман, почивающий в соборе г. Киржача Владимирской губернии, ученик Сергия Радонежского; 3) София, во иночестве Соломония, бездетная супруга великого князя Василия Иоанновича († 1 декабря 1542 г.); 4) блаженный Киприан Суздальский († 2 октября 1622 г.) иˆ5) Корнилий, Христа ради юродивый (Переяславль, мощи свидетельствованы в 1705 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1028 Городом (Urbs с большой буквы) в латинской традиции часто назывался Рим. 1029 Ныне город Мо близ Парижа. 1030 У Эдди еще сказано, что архангел Михаил потребовал от Вилфрида выстроить новую церковь в честь Богородицы. 1031 Собор на реке Нидд (одна из речек, впадающих в Хумбер) состоялся осенью 705 г. После него Вилфрид был епископом Йорка до своей смерти в 709 г. 1032 В оригинале Tyrio ostro (тирский пурпур; в финикийском Тире добывали самую лучшую пурпурную краску). В большинстве рукописей вместо ostro читается auro (золото), но это явная ошибка. 1033 Искусство книжной миниатюры достигло в англосаксонских монастырях VII-IX вв. весьма высокого уровня, о чем говорят сохранившиеся экземпляры книг (самое известное- Линдисфарнское евангелие, написанное около 670 г.). 1034 Напомним, что именно Вилфрид ввел в английской церкви римские обряды и римское церковное право. 1035 Слова «пчеловод» в подлиннике нет, но подразумевается именно то, что Вилфрид собрал и вырастил «рой» (examina) монахов подобно пчеловоду. 1036 См. прим. 5. 1037 Ученик Вилфрида и друг Беды Акка был епископом Хексема в 709-731 гг., был смещен со своего поста и умер в 740 г. 1038 Имя явно ирландского происхождения. 1039 Нейтон или Нехтан IV мак Дерили был королем пиктов в 706-729 гг. После этого он отрекся от трона и умер в 732 г. 1040 Имеются в виду монастыри Уирмут и Ярроу, находившиеся поблизости и имевшие единое управление. Тина-река Тайн в Нортумберленде. 1041 Об этих аббатах Беда подробно рассказал в «Истории аббатов». 1042 Строительное искусство, почти неведомое англосаксам в VI в., к концу VII в. достигло высокого уровня, о чем говорят немногочисленные остатки построек того периода. 1043 Хотя письмо приписывается Кеолфриту, оно несомненно принадлежит Беде, который излагает в нем свои знания по интересующим короля вопросам. Видимо, авторская гордость и заставила его включить в «Историю» это обширное послание, основные положения которого уже излагались в III.25. 1044 Несомненно, имеется в виду Платон (диалог «Государство»). Эти слова неоднократно цитировались богословами раннего Средневековья -Лактанцием, Боэцием и др. Видимо, у кого-то из них Беда и позаимствовал цитату вместе со ссылкой (скрытой) на ее автора.

http://sedmitza.ru/lib/text/440928/

1029 Теперь в Кремлевских стенах нет осадных стоков, кои, вероятно, уничтожены при переделке первых в 1696 году; но в стенах Китая города они остались. 1030 Вероятно, название сие получила она От Боярина Феодора Свибла, которого В. К. Димитрий Донский посылал в Новгород сбирать черный бор; но эту башню именуют также Беклемишевою по видимому, от Боярина Беклемишева-Берсеня, которого двор в XV веке находился в Кремле. 1031 Сии ворота, встречающиеся в летописях под 1475 г., находились между Флоровскими воротами и Свибловской башни; они служили для сообщения между подолом Кремника и большим посадом. 1036 Сказания современников о Димитрии Самозванце, ч. V. Спб. 1834, в 8. При построении новой церкви Св. Екатерины, у Вознес, мон. открыт был двухярусный подвал, где найдены порох и каменныя ядра. 1040 Moscou, tableau statistique, géograph., topogr. et historique de la ville, par M. J. II. Schnizler, à Paris, 1834, iu 8. 1041 Опись ветхостям в башнях и стенах Московских, в Кремле и Китае, 1646 г. в Москов. Архиве Минист. иностр. дел. 1042 По преданию, сообщенному нам почтенным Археофилом П.С. Максютиным, в царствовании Алексия Михаиловича и Феодора Алексеевича, Стрелецкие полки и Немецкие Сотники составляли Московское войско подобно полу-европейскому и полу-азиатскому ; ставили часовых в Кремле: при Соборе, Дворце, Палатах где хранились Царския драгоценности, казна, и пр. Набожность Царей, религиозность Бояр и теплая вера народа проявлялась и в тогдашних воинских обязанностях. Дока зательством этому служит следующий обряд и обычай Стрельцов: Когда наступит 9-й час вечера, или по тогдашнему 8-й час ночи, тогда начинает Стрелецкая стрела перекликаться; ибо ворота Кремля затворялись н запирались в 8 часов вечера зимою, а летом в 9 часов; отпирались же веегда после заутрени, а в большие дванадесятые праздники, также на Св. Пасху, Рождество Христово, Крещения, Успения, и пр. отпирались в благовест заутрени. Близь Собора Успенскаго часовый страж первый начинает протяжно п громогласно, как бы на распв, возглашать: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» За ним второй в ближнем притине, возглашает: «Святые Московские Чудотворцы, молите Бога о нас!», потом 3-й «Святый Николай Чудотворец, моли Бога о нас!» потом 4-й; «Вси Святые, молите Бога о нас»; 5-й «Славен город Москва!»; 6-й «Славен город Киев!»; 7-й «Славен город Владимир», 8-й «Славен город Суздаль», и так поименуют: Ростов, Ярославль, Смоленск, и пр... Первый снова восклицает: Пресвятая Богородица, спаси нас! – После чего, как сей страж, так и другие, чтобы не спать и не дремать до благовеста к заутрени, поют вполголоса разныя церковныя духовныя стихиры, тропари, молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

21:26. 1015 Ср.: З Цар. 21:1—19. 1016 Ср.: ЗЦар. 21:29. 1017 Вставка Кройманна. 1018 Ср.: 1 Цар. 14:45. Согласно Библии, Ионафана освободил народ. 1019 Ср.: 1 Цар. 14:27. 1020 Ср.: Ос. 6:6; Притч. 21:3. 1021 Ср.: Иез. 33:11. 1022 Вставка Кройманна. 1023 Вставка Кройманна. 1024 Обычно сыновьями Юпитера (соответственно, от Леды и Алкмены) считались Поллукс и Геркулес, в то время как Кастор и Ификл — сыновьями смертных супругов названных женщин (См.: Ps. — Apoll. III, 10,7; II, 4,8). 1025 Ср.: Ис. 7:14. 1026 Вставка Кройманна. 1027 У еретика Валентина во второй четверице эонов, истекающих из Бездны (Βυθς) и Молчания (Σιγ), был помещен Человек (’νθρωπος), супруг Церкви. 1028 Ср.: Дан. 7:13. 1029 Вставка Кройманна. 1030 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1031 Кройманн исключает этот отрывок из текста Тертуллиана. 1032 Кройманн исключает эти слова из текста Тертуллиана. 1033 Кройманн исключает эти слова из текста Тертуллиана. 1034 Навуходоносор говорит, что вид четвертого, ходящего среди огня вместе с брошенными в печь Седрахом, Мисахом и Авденаго (ср.: Дан. 3:22), «подобен сыну Божьему» (ср.: Дан. 3:91—93). О Сыне Человеческом говорится в Дан. 7:13; ср.: Дан. 10:16. 1035 Ср.: Дан. 7:13. 1036 См. выше: Adv. Marc., IV, 10,9. 1037 Ср.: Дан. 7:14. 1038 Ср.: Лк. 5:27—32. 1039 Ср.: Мф. 16:17. 1040 Ср.: Ис. 51:5. 1041 Ср.: Лк. 5:31. 1042 Ср.: Лк. 5:33—35. 1043 Исправление Кройманна. В рукописи: «с пророком Творца как». 1044 Ср.: Ис. 40:3. 1045 Ср.: Мф. 3:1—2; Мк. 1:4; Лк. 3:3. 1046 Ср.: Мф. 3:13—16; Мк. 1:9—10; Лк. 3:21; Ян. 1:29—34. 1047 Ср.: Лк. 5:33. 1048 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Но». 1049 Кройманн предлагает здесь мысленно продолжить фразу: «то дело бы обстояло иначе». 1050 Ср.: Лк. 5:34—35. 1051 Интерполяция, по мнению Кройманна. Другое толкование: «сохраняя ее для обстоятельств Иоанна». 1052 См.: Пс. 19 18:6—7. 1053 Кройманн предполагает здесь лакуну: «украсил Меня убранством». См.: Ис. 61:10. 1054 См.: Ис. 49:18. 1055 См.: Песн. 4:8. 1056 Λβανος—Ливан, горная цепь в Сирии; λβανος—ладанное дерево; ладан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

А. В. изображен на иконах из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, ок. 945 г. и XIII в.; на иконах работы Михаила Дамаскина, XVI в. (Византийский музей. Афины), 2-я пол. XVI в., Крит (ГИМ), и др.; на миниатюрах рукописей из мон-ря Ставроникита на Афоне (43. fol. 10, X в.); в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 90, 321, 327; 976-1025 гг.); в Псалтири Барберини (Vat. gr. 372. Fol. 187, кон. XI в.); в Лекционарии (Vat. gr. 1156. fol. 187, XI в.); в Синаксаре Захария Валашкертского (Кекел. А. 648, 1030 г.); в Минологии 1034-1041 гг. (Baltim. Cod. 16) и др. Сцены из жития А. В. представлены: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. 976-1025 гг.), в сюжетах «Успение прп. Аммона» (fol. 90), «Успение прп. Павла Фивейского» (fol. 321), «Успение прп. Антония» (fol. 327); в атриуме ц. Санта-Мария Антиква в Риме, X в. (2 сцены «Искушение св. Антония»); в ц. Сант-Анджело ин Формис, посл. четв. XII в., «Искушение св. Антония», «Посещение св. Антонием прп. Павла Фивейского», «Преломление хлеба святыми Антонием и Павлом Фивейским», «Вознесение души прп. Павла Фивейского»; в ц. Сан-Сеполькро в Барлетте (Италия), XII в.; в ц. Богоматери в Матейче (Македония), 1355-1360 гг.; на житийной иконе работы Фрагиаса Кавердзаса, XVII в. (Коллекция П. Канелопулоса). В поствизант. искусстве А. В. часто изображался с посохом в правой руке и раскрытым свитком в левой, напр.: на иконе работы Андреаса Павиаса, 2-я пол. XV в., из Кефалинии (Б-ка Коргиаленос); на иконе из мон-ря Дионисиат , XVII в.; на иконе «Святые Антоний, Евфимий и Савва» из мон-ря Новый Скит на Афоне, 1766 г. Иконография А. В. в древнерус. живописи следует визант. образцам: в ц. Спаса на Нередице в Новгороде, 1198-1199 гг.; в росписи прп. Андрея Рублёва, 1408 г., на столпе в зап. части Успенского собора во Владимире; в Рождественском соборе Саввина Сторожевского мон-ря около Звенигорода, нач. XV в.; на фреске Успенского собора Московского Кремля, 1481 г.; на иконе 3-й четв. XVI в., Москва (ГИМ) и др. Изображение А. В. среди избранных святых часто встречается на рус. иконах, напр.: «СвятыеАнтоний Великий, Константин и Елена, Параскева Пятница, неизвестная мученица и образ Богоматери «Знамение»», сер.- 2-я пол. XV в. (ГРМ); «Святые Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный», XV в., Новгород (Музей-квартира П. Д. Корина); «Избранные святые», 1498 г., Новгород, провинция (ГРМ); «Святые Николай, Антоний Великий и Афанасий Афонский», сер. XVI в., Ростов-Новгород (ЦМиАР). Изображение А. В. представлено на подоле «малого» саккоса митр. Фотия, сер. XIV в. (ГММК).

http://pravenc.ru/text/116054.html

В 1029 г. прп. Георгий был обвинен в участии в заговоре против имп. Романа III Аргира в пользу фессалоникийского дуки Константина Диогена. Прп. Георгий был арестован, осужден и выслан в мон-рь Моновата, где вскоре скончался. Различным наказаниям подверглись и др. обвиненные в заговоре; Ферси, сын полководца Джоджика, возглавившего вместе с прп. Иоанном-Торникием груз. войска в сражении против Варды Склира, был обезглавлен (Lefort. 1985. Vol. 1. P. 19, 46). Мон-рь потерял имп. поддержку, часть земель, принадлежавших И. м., была конфискована гос-вом. Ситуацией воспользовались соседи на Афоне и в Македонии: в акте о размежевании (июнь 1042) указано, что ок. 1040-1041 гг. монахи Великой Лавры отторгли у И. м. неск. вотчин, напр. Зевгелатийское поле в Девеликии, принадлежавшее И. м. свыше 25 лет (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 27); в г. Эзева (Эзова, Эзивы) местный епископ присвоил подворье во имя Пресв. Богородицы. Власть в И. м. перешла к грекам, игумен был лишен прав. Греч. монахи обители, все же не осмеливавшиеся поставить игуменом грека, а также перешедшая на их сторону часть груз. монахов провозгласили игуменом прогречески настроенного грузина Георгия II (1029 - ок. 1035), к-рого соотечественники прозвали «негодником», а духовным главой мон-ря считали мон. Григория (вероятно, прп. Григория Ивера). Известны 2 документа, подписанные Георгием II и датированные приблизительно 1030 г. (сохр. в акте судьи Льва Филакса от сент. 1056 - Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 31) и апр. 1035 г. (Actes de Lavra. 1970. Vol. 1. N 29) (ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 95; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 45-46). Чтобы поправить финансовое и политическое положение, монахи И. м. часто ездили в К-поль и в Грузию, прося помощи у живших в визант. столице влиятельных грузин (напр., у братьев Георгия и Парсмана (впосл. настоятель И. м. Арсений) Чорчанели, у груз. царя Баграта IV, который был в родстве с визант. имп. Романом III, и др.). Однако до кончины императора их усилия оставались безрезультатными (Lefort. 1985. Vol. 1. Р. 46).

http://isihazm.ru/?id=748

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010